(Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Учебник для учащихся 8-9 класса общеобразовательных учреждений « Искусство» Москва, Просвещение, 2012)
Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
№ урока | Тема раздела, урока | Творческие и практические задания на уроке |
| Раздел 1. Искусство в жизни современного человека | |
1 | Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Роль искусства в формировании художественного и научного творческого мышления. | Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства. |
2 | Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад-Россия-Восток). Выразительные средства разных видов искусства в контексте разных стилей. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. |
| Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира | |
3 | Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное. | Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности. |
4 | Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. | Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности. |
5 | Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров. | Исследовательская работа по отбору информации из справочных материалов. |
6 | Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве. | Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору). |
7 | Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. |
8 | Непосредственность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции. | Разработать сценарий одного из народных праздников |
9 | Непосредственность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции. | Разработать сценарий одного из народных праздников |
| Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения | |
10 | Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. | Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. |
11 | Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. | Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. |
12 | Способы художественной коммуникации. Знаково- символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. |
13 | Способы художественной коммуникации. Знаково- символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде. | Передача представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме |
14 | Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. |
15 | Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. | Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора. |
16 | Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. | Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора. |
| Раздел 4. Красота в искусстве и жизни | |
17 | Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. | Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства (портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж)). |
18 | Символы красоты. | Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). |
19 | Символы красоты. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. |
20 | Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. | Описание понравившихся картин русских |
21 | Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. | Описание понравившихся картин русских |
22 | Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника. | Выполнение рисунка на тему «Сон и реальность» |
23 | Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей- действительно существующей и порожденной фантазией художника. | Выполнение рисунка на тему «Сон и реальность» |
24 | Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. | Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства. |
25 | Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. |
26 | Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза. | Описание понравившихся картин |
27 | Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза. | Описание понравившихся картин |
| Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе | |
28 | Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф Шиллер) | Сделать эскиз плаката или рекламной листовки на социально значимую тему, например «Моя семья», «Экология души», «Здоровый образ жизни», «Мир моих увлечений» и т.п. |
29 | Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Искусство как модель для подражания. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. |
30 | Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Искусство как модель для подражания. | Участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художников |
31 | Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. | Описание и анализ понравившихся картин |
32 | Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. |
33 | Синтез искусств в создании художественного образа спектакля. | Просмотр театральной постановки |
34 | Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения- художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. |
35 | Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения- художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. | Участие в выставке лучших творческих работ, обсуждение художественных особенностей работ |
№ урока | Дата | Тема раздела, урока | Практическая часть | Перечень контрольно-оценочных средств | Примечания |
| | Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (2 часа) |
1 | | Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Роль искусства в формировании художественного и научного творческого мышления. | | | |
2 | | Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад-Россия-Восток). Выразительные средства разных видов искусства в контексте разных стилей. | | | |
| | Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 часов) |
3 | | Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное. | | | |
4 | | Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. | | | |
5 | | Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров. | | | |
6 | | Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве. | | | |
7 | | Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве. | | | |
8 | | Непосредственность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции. | | | |
9 | | Непосредственность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции. | | | |
| | Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 часов) |
10 | | Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. | | | |
11 | | Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. | | | |
12 | | Способы художественной коммуникации. Знаково- символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде. | | | |
13 | | Способы художественной коммуникации. Знаково- символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде. | | | |
14 | | Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др. | | | |
15 | | Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. | | | |
16 | | Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. | | | |
| | Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (11 часов) |
17 | | Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. | | | |
18 | | Символы красоты. | | | |
19 | | Символы красоты. | | | |
20 | | Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. | | | |
21 | | Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. | | | |
22 | | Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника. | | | |
23 | | Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей- действительно существующей и порожденной фантазией художника. | | | |
24 | | Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. | | | |
25 | | Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. | | | |
26 | | Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза. | | | |
27 | | Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза. | | | |
| | Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (8 часов). |
28 | | Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф Шиллер) | | | |
29 | | Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Искусство как модель для подражания. | | | |
30 | | Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Искусство как модель для подражания. | | | |
31 | | Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. | | | |
32 | | Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. | | | |
33 | | Синтез искусств в создании художественного образа спектакля. | | | |
34 | | Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения- художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. | | | |
35 | | Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения- художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. | | | |