СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 класс. Изобразительное искусство.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 5 класс. Изобразительное искусство.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класс. Изобразительное искусство.»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88


«Рассмотрено»

на заседании МО _____________________

Протокол № _____


от «__» ________2020 г


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ____________


от «__» ______2020 г

«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 88 _________________

Приказ № _________

от«__»_______2020 г




«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

Протокол № _____

от «__» __________ 2020 года


«Согласовано»

Председатель Управляющего совета ____________


от «__» _________ 2020 года





Рабочая программа

по предмету «Изобразительное искусство»

для 5 класса













Составитель:

учитель изобразительного искусства

Громоздова Ольга Николаевна


Срок реализации программы:

2020- 2021 уч. год





Тюмень, 2020

1. Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897,в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577;

  2. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №88, г. Тюмень, 2016 г.


а также в соответствии с программой:

«Изобразительное искусство» ФГОС. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2013.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №88 на 2020-2021 учебный год на изучение предмета изобразительное искусство отведено 1 час в неделю, 34 часа в год.

Для реализации рабочей учебной программы используется учебник

Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изобразительное искусство: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 клас, под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2013 г.



Дополнительная литература для учителя

  1. Н.А.Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

  2. Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2013 г

  3. Н. М Сокольникова,. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.

  4. Н. М Сокольникова,. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

  5. Н. М Сокольникова, Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:

  • http://ru.wikipedia.org/wiki Википедия. Свободная энциклопедия

  • http://www.standart.edu.ru Федеральный государственный образовательный стандарт

  • http://www.rsl.ru/— сайт российской государственной библиотеки.

  • http://www.eart.by.ru— иллюстрированный словарь по искусству.

  • http://www.artcyclopedia.com— иллюстрированная энциклопедия по искусству.

  • http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю).

Данная рабочая программа составлена для 5 класса. Программа составлена в соответствии с авторской без изменений. Темы регионального компонента интегрированы в содержание предмета в объеме 4 часов.

2. Планируемые результаты

Изучение курса изобразительное искусство в 5 классах дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:

личностные

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

  • овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

  • формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры


метапредметные


Регулятивные : и учащиеся научатся


  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;


Учащиеся получат возможность научиться:

  • проявлять активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • самостоятельно планировать творческую деятельность, формирующую способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;

Познавательные:

  • понимать разницу между элитарным и массовым искусством;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения творческих задач;

  • строить рассуждения в форме связи суждений об объекте, его конструкции, свойствах и связях;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия.



предметные:

Учащиеся научатся:

  • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

  • понимать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

  • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека.

  • понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

  • отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

  • создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

  • создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

  • объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

  • различать произведения разных эпох, художественных стилей;

  • определять произведения разных народных промыслов.


Основными формами контроля являются практические, творческие работы, тесты, проекты.

Промежуточная аттестация проводится в форме творческой работы.

Система оценки и виды контроля


Оценки устных ответов.

Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.


Оценки творческой работы

Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:.

  1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Отметка «5» ставится, если творческая работа выполнены с учетом установленных требований.

Отметка «4» ставится, если творческая работа выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований.

Отметка «3» ставится, если творческая работа выполнено со значительными нарушениями заданных требований.

Отметка «2» ставится, если творческая работа выполнено с грубыми нарушениями заданных требований.


Оценки проектной деятельности

Проектная культура предполагает большую свободу критериев, многие из которых устанавливаются самими исполнителями. При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.

Оценка результатов освоения учащимися ООП осуществляется на основании:

  1. Результатов практических работ;

  2. Результатов защиты группового или индивидуального учебного проекта.

Индивидуальный проект (групповой проект) предполагает выполнение учащимися творческой, исследовательской работы с целью создания определенного продукта: доклада, презентации, плаката, буклета, модели, пано, макет, отчётные материалы по социальному проекту и т. д.

Защита проекта осуществляется в конце раздела или учебного года, оценка за проект выставляется в портфолио учащегося.

Проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Ниже приводится содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.


  1. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство.

Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств:

  • живопись

  • графика

  • скульптура

  • дизайн

  • архитектура

  • народное и декоративно-прикладное искусство


Содержание предмета «Изобразительное искусство» в 5 классах построено по принципу углублённого изучения народного и декоративно-прикладного искусства. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

В соответствии с учебным планом РК представлен в рабочей программе в объёме 4 часов. Темы РК интегрированы в следующие разделы: 

Древние корни народного искусства
 Связь времен в народном искусстве
 Декор — человек, общество, время
 Декоративное искусство в современном мире .

Организация учебного процесса


Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • формировать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров

  • понимать значение древних корней народного искусства;

  • находить связь времён в народном искусстве;

  • понимать место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

  • знать особенности народного (крестьянского) искусства Тюмени;

  • знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):

  • понимать тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства

  • самостоятельно планировать творческую деятельность, формирующую способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;


Организация учебного процесса


Основной формой организации учебного процесса является урок (очный, урок в электронной форме, урок с применением дистанционных технологий). Учащиеся в процессе изучения «Изобразительного искусства» воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. При изучении Изобразительного искусства используются современные педагогические технологии: технология сотрудничества, проектно-модульная технология, технология развивающего обучения в интеграции с ИКТ технологиями.



Содержание программы

5 класс

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

(1 год обучения)


Раздел 1: Древние корни народного искусства

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянско-прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянской культуры с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею вечного развития и обновления природы.

Разные виды прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

Р.К. Тюменская домовая резьба.

Р.К. Особенности татарского женского костюма. Обряды Сибирских татар.


Раздел 2: Связь времен в народном искусстве

Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров. Единство материала, формы и декора в произведениях народных художественных промыслов.

Р.К. Тюменские ковры.


Раздел 3: Декор — человек, общество, время

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе.

Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран, и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.

Р.К. Герб города Тюмени

Раздел 4: Декоративное искусство в современном мире

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, фактурой, цветом.

Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.

Р.К. Тюменские дымники

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.



Название изучаемой темы


Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Раздел 1: Древние корни народного искусства - 8ч

Древние образы в народном искусстве.


Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства; отмечать их лаконичную выразительную красоты;

сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов;

Создавать выразительное декоративно-обобщённое изображение на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения творческой практической работы.

  • Развитие познавательных интересов, учебных мотивов при изучении предмета «Изобразительное искусство».

  • Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа;

  • Воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к по-ликультурному наследию нашей страны
















  • Осознание себя гражданином России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;




  • Формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

  • Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям,

  • Развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей.

  • Следить за систематичностью выполнения своей работы; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

Самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка). Развитие границ собственного знания и «незнания», оценки своих поступков. Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

  • Воспринимать речь учителя (одноклассников) непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

  • Уметь осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувствованием и самой жизнью»

  • Уметь ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России;

  • Самостоятельно определять цели и задачи в учёбе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности

  • Уметь выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятниками устно-поэтического творчества (народные песни, былины),

  • Уметь осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач

  • Самостоятельно выполнять поиск художественно-познавательного материала по конкретной тематике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет;.

  • Характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

  • Отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

  • Создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства,

  • Раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

  • Создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

  • Создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

  • Определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

  • Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

  • Умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);


  • Владеть симоликой народного искусства;

  • Осознавать связь времён в народном искусстве;

  • Аргументировать место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

  • Различать и передавать особенности народного (крестьянского) искусства Тюмени в художественно-творческой деятельности;

  • Активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

  • Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

  • Различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;


Убранство русской избы.

Р.К. Тюменская домовая резьба.

Понимать и объяснять целостность образного строя крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение и содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декора избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Находить общее и различное в образном строе разных народов.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Внутренний мир русской избы

Р.К. Внутренний

мир татарского жилища.

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Конструкция и декор предметов народного быта и труда.

Сравнивать, находить общее в конструкции и декоре предметов народного быта.

Рассуждать о связях произведений искусства с природой.

Понимать, что декор – не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Изображать выразительную форму предметов быта и украшать её в соответствии с традициями народного искусства.

Русская народная вышивка

Анализировать и понимать особенности образного языка вышивки.

Создавать варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции.

Выделять декором, цветом, величиной главный мотив, дополняя его орнаментальными поясами.

Использовать традиционные цвета.

Оценивать собственную художественную деятельность с точки зрения выразительности декоративной формы.

Народный праздничный костюм.

Р.К. Особенности татарского женского костюма.


Понимать и анализировать образный строй народного костюма.

Соотносить особенности декора с мировосприятием наших предков.

Осознавать значение народного костюма как бесценное достояние культуры народа.

Создавать эскизы народного праздничного костюма, женских головных уборов.

Народные праздничные обряды.

Р.К. Обряды Сибирских татар.

Характеризовать праздник как важное событие как синтез всех видов творчества (изобразительное, музыкальное, устно-поэтическое).

Создавать атмосферу праздника.

Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, обрядовые действа.

Находить общие черты в народного искусства, отмечать единство конструктивной, изобразительной и декоративной деятельности. разных произведениях

Понимать и осознавать ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

Раздел 2: "Связь времен в народном искусстве." - 8 ч

Древние образы в современных народных игрушках.

Размышлять об истории возникновения народной игрушки.

Сравнивать форму, декор игрушек разных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и её декором.

Овладевать и осваивать приёмы создания выразительной формы и декорирования в опоре на традиции народных промыслов.

  • Осознание места и значения современных народных ху-дожественных промыслов в современной жизни.

  • Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей;

  • Следить за систематичностью выполнения своей работы;

  • Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  • Самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка). Развитие границ собственного знания и «незнания», оценки своих поступков. Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

  • Воспринимать речь учителя (одноклассников) непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

  • Уметь оценивать искусство современных народных ху-дожественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-преобразовательную творческую деятельность.

  • Уметь реализовать себя в разных направлениях вне-урочной деятельности (экскурсии, школьные олимпиады по декоративно-прикладному искусству,

  • Уметь ориентироваться в широком зрительном материале — в произведениях классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных стран, эпох

  • Умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • Выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

  • Различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;


  • Различать и передавать в художественно-творческой деятельности особенности разных промыслов России.

  • Владеть приёмами декоративной росписи (Гжель, Жостово, Хохлама):

  • Аргументировать место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

  • Активно использовать и передавать особенности народного (крестьянского) искусства Тюмени в художественно-творческой деятельности;

  • Активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

  • Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

  • Различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;









Искусство Гжели.

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям мастеров.

Сравнивать мотивы в, природе и в произведениях.

Осознавать связь конструктивной, изобразительной и декоративной составляющей изделия.

Осваивать приёмы работы по мотивам гжельских мастеров.

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте.

Роль народных промыслов в современной жизни

Р.К. Тюменские ковры.

Выявлять общее и различное в народных промыслах.

Различать и называть произведения народных промыслов.

Объяснять, что значит единство формы, декора и содержания.

Участвовать в презентации выставочных работ

Раздел 3: "Декор: человек, общество, время". - 10 ч

Зачем людям украшения.

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но, прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, носителя, пользователя.

Выявлять и обобщать, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях ДПИ.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения и что значит украсить вещь.

  • Осознание роли декоративно-прикладного искусства раз-ных стран и времён в жизни человека и общества, его социальных функций;

  • Уметь ориентироваться в широком зрительном материале — в произведениях классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных стран, эпох.

  • Уметь отмечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения людей;

  • Уметь распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Древней Греции, Китая.

  • Уметь систематизировать зрительный материал по художественно-стилистическим и социальным признакам;

  • Характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

  • Различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

  • Различать национальные особенности орнаментов других народов;

  • Находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;


  • Активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

  • Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

  • Различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;







Роль декоративного искусства в жизни человека

3

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять связь конструктивных , декоративных и изобразительных элементов, а также единство материала, формы и декора.

Вести поисковую работу по ДПИ.

Создавать эскизы украшений по мотивам ДПИ Древнего Египта.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

  • Самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка).

  • Развитие границ собственного знания и «незнания», оценки своих поступков. Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

  • Воспринимать речь учителя (одноклассников) непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Одежда говорит о человеке

3

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе иллюстративного материала «Костюм разных стран».

Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе.

Участвовать в коллективной деятельности, связанной с созданием творческой работы по теме урока.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера комнаты, предметов быта и одежды.


О чём рассказывают гербы и эмблемы.

Р.К. Герб города Тюмени

Принимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных городов.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба (с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения.


Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Участвовать в итоговой игре-викторине и в творческих заданиях по обобщению материала.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по ДПИ по социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического ДПИ и его отличии от искусства народного.

Использовать в речи новые художественные термины.



Раздел 4: Декоративное искусство в современном мире - 8 ч

Современное выставочное искусство.

Ориентироваться в широком разнообразии современного ДПИ, различать по материалам технике стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, др.

Выявлять и назвать характерные особенности современного ДПИ.

Находить и определять связь конструктивного, декоративного, образного строя.

Использовать в речи новые термины.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от народного.

  • Уметь выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора

  • Осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией в конкретном материале;

  • Овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками в парах и группах; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

  • Уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • Различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

  • Находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

  • Создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;


  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

Древние образы в современном декоративном искусстве.

Р.К. Тюменские дымники

1

Ты сам - мастер. Создание декоративной работы в материале.

Разрабатывать, создавать эскизы коллективного панно, коллажей, декоративных украшений.

Пользоваться языком ДПИ в процессе практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры, других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали.

Участвовать в подготовке итоговой выставке.

,













Приложение 1

Демо-вариант итоговой творческой работы

(промежуточная аттестация по изобразительному искусству 5 класс)

Выполнить эскиз предмета декоративного промысла.

(Хохлома, Гжель, Жостово, Городец, Дымково)



10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!