СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов, базовый уровень (УМК Л.Босовой) состоит из пояснительой записки, учебно-тематического плана, содержания, требований к уровню подготовки обучающихся, учебно-методического обеспечения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9»

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);

  • Примерной программы изучения информатики и информационных технологий, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (2004г.)

  • Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы), Л.Л. Босова, А.Ю. Босова (2010 г.)

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей1:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Для достижения поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ необходимо решить следующие задачи:

• овладеть умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

• развить познавательные интересов, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ;

• воспитать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательное отношение к полученной информации;

• выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Для достижения поставленных целей используется УМК «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов, авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, утвержденный Федеральным перечнем учебников:

Рабочая программа рассчитана

  • В 8 классе на 35 учебных часов (1 учебный час в неделю), из них 24ч теоретических занятий, 11ч – практических;

  • В 9 классе на 70 учебных часов (2 учебных часа в неделю), из них 46ч теоретических занятий, 24ч – практических.





Учебно-тематический план



Наименование разделов

Всего часов

В том числе

теория

практика

8 класс

Введение

1

1


Информация и информационные процессы

8

7

1

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

7

7


Обработка графической информации

4

2

2

Обработка текстовой информации

8

3

5

Мультимедиа

4

2

2


Резерв

3

2

1


Итого:

35

24

11

9 класс

Математические основы информатики

12

12


Моделирование и формализация

8

8


Основы алгоритмизации

12

12


Начала программирования на языке Паскаль

16

8

8

Обработка числовой информации в электронных таблицах

6

1

5

Коммуникационные технологии

10

2

8


Резерв

6

3

3


Итого:

70

46

24


Всего:

105

70

35




Содержание программы учебного курса



8 класс

Введение (1ч)

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Информация и информационные процессы (8 ч)

Информация и сигнал. Непрерывные и дискретные сигналы. Виды информации по способу восприятия её человеком. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды.


Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита. Информационный вес символа алфавита, произвольной мощности. Информационный объём сообщения. Единицы измерения информации (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт).

Понятие информационного процесса. Основные информационные процессы: сбор, представление, обработка, хранение и передача информации. Два типа обработки информации: обработка, связанная с получением новой информации; обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Носители информации. Сетевое хранение информации. Всемирная паутина как мощнейшее информационное хранилище. Поиск информации. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Основные этапы развития ИКТ.

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 ч)

Основные компоненты компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции. Программный принцип работы компьютера.

Устройства персонального компьютера и их основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.

Компьютерная сеть. Сервер. Клиент. Скорость передачи данных по каналу связи.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Антивирусные программы. Архиваторы. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Организация индивидуального информационного пространства.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обработка графической информации (4 ч)

Пространственное разрешение монитора. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Глубина цвета. Видеосистема персонального компьютера.

Возможность дискретного представления визуальных данных (рисунки, картины, фотографии). Объём видеопамяти, необходимой для хранения визуальных данных.

Компьютерная графика (растровая, векторная, фрактальная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Обработка текстовой информации (8 ч)

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.

Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).

Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Информационный объём фрагмента текста.

Мультимедиа (4 ч)

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Возможность дискретного представления звука и видео.

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Технические приемы записи звуковой и видеоинформации. Композиция и монтаж.


9 класс


Математические основы информатики (12 ч)

Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.

Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.

Моделирование и формализация (8 ч)

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Основы алгоритмизации (12 ч)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Начала программирования на языке Паскаль (16 ч)

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 ч)

Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Коммуникационные технологии (10 ч)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.

Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

• единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

• программный принцип работы компьютера;

• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

• выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

    • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

    • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

    • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

    • создавать записи в базе данных;

    • создавать презентации на основе шаблонов;

• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

    • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

    • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

    • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

    • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класс: в 2 ч. / Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.

  3. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 класса/ Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.

  4. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса/ Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.

  5. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8-9 классов/ Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012.

  6. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие/ М. Н. Бородин. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012

  7. Босова Л.Л. «Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы)» / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  8. Пакет офисных приложений MS Office 2007

Электронные учебные пособия


  1. http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО

  2. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

  3. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

  4. http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

  5. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество

  6. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  7. Сайт методической поддержки (авторская мастерская): http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk8-9.php


Наименование разделов и тем

К-во часов

Дата

Прим.

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. ТБ и организация рабочего места




2.

Информация и ее свойства




3.

Представление информации




4.

Дискретная форма представления информации




5.

Единицы измерения информации




6.

Информационные процессы. Обработка информации




7.

Информационные процессы. Хранение и передача информации




8.

Всемирная паутина как информационное хранилище




9.

Пр. «Информация и информационные процессы»





Итого за 1 четверть




10.

Основные компоненты компьютера




11.

Персональный компьютер




12.

ПО компьютера. Системное программное обеспечение




13.

Системы программирования и прикладное ПО




14.

Файлы и файловые структуры




15.

Пользовательский интерфейс




16.

Пр. «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».





Итого за 2 четверть




17.

Формирование изображения на экране компьютера




18.

Компьютерная графика




19.

Создание графических изображений




20.

Пр. «Обработка графической информации»




21.

Текстовые документы и технологии их создания




22.

Создание текстовых документов на компьютере




23.

Прямое форматирование




24.

Стилевое форматирование




25.

Визуализация информации в текстовых документах




26.

Распознавание текста и системы компьютерного перевода





Итого за 3 четверть




27.

Оценка количественных параметров текстовых документов




28.

Оформление реферата «История вычислительной техники»




29.

Пр. «Обработка текстовой информации »




30.

Технология мультимедиа




31.

Компьютерные презентации




32.

Создание мультимедийной презентации




33.

Пр. «Мультимедиа»




34.

Обобщение и систематизация основных понятий курса




35.

Итоговое тестирование





Итого за 4 четверть





Итого

35



Приложение



Календарно-тематическое планирование для 8 класса



Календарно-тематическое планирование для 9 класса


Наименование разделов и тем

К-во часов

Дата

Прим.

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.




2.

Общие сведения о системах счисления




3.

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика




4.

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления




5.

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q




6.

Представление целых чисел




7

Представление вещественных чисел




8.

Высказывание. Логические операции.




9.

Построение таблиц истинности для логических выражений




10.

Свойства логических операций.




11.

Решение логических задач




12.

Логические элементы




13.

Пр. «Математические основы информатики»




14.

Моделирование как метод познания




15.

Знаковые модели




16.

Графические модели




17.

Табличные модели




18.

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.





Итого за 1 четверть




19.

Система управления базами данных




20.

Создание базы данных. Запросы на выборку данных.




21.

Пр. «Моделирование и формализация»




22.

Алгоритмы и исполнители




23.

Способы записи алгоритмов




24.

Объекты алгоритмов




25.

Алгоритмическая конструкция «следование».




26.

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления.




27.

Сокращённая форма ветвления.




28.

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.




29.

Цикл с заданным условием окончания работы.




30.

Цикл с заданным числом повторений.




31.

Конструирование алгоритмов




32.

Алгоритмы управления





Итого за 2 четверть




33.

Пр. «Основы алгоритмизации»




34.

Общие сведения о языке программирования Паскаль




35.

Организация ввода и вывода данных




36.

Программирование как этап решения задачи на компьютере




37.

Программирование линейных алгоритмов




38.

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.




39.

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.




40.

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.




41.

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.




42.

Программирование циклов с заданным числом повторений.




43.

Различные варианты программирования циклического алгоритма.




44.

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.




45.

Вычисление суммы элементов массива




46.

Последовательный поиск в массиве




47.

Сортировка массива




48.

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль




49.

Пр. «Начала программирования»




50.

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.




51.

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.




52.

Встроенные функции. Логические функции.





Итого за 3 четверть




53.

Сортировка и поиск данных.




54.

Построение диаграмм и графиков.




55.

Пр. «Обработка числовой информации в электронных таблицах»




56.

Локальные и глобальные компьютерные сети




57.

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера




58.

Доменная система имён. Протоколы передачи данных.




59.

Всемирная паутина. Файловые архивы.




60.

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.




61.

Технологии создания сайта.




62.

Содержание и структура сайта.




63.

Оформление сайта.




64.

Размещение сайта в Интернете.




65.

Пр. «Коммуникационные технологии»




66.

Основные понятия курса.




67.

Итоговое тестирование.




68.

Резерв учебного времени.





Итого за 4 четверть





Всего






1 Достижение указанных целей в полном объеме возможно, если в рамках образовательного процесса, самостоятельной работы учащихся обеспечен доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий (компьютерам, устройствам и инструментам, подсоединяемым к компьютерам, бескомпьютерным информационным ресурсам).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!