СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 3 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике для 3 класса по учебнику Горячева А.В. составлена  в соответствии с требованиями ФГОС. Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 3 класса»


Развёрнутое календарно-тематическое планирование по информатике для 3 класса (1 час в неделю, всего 34 часа)

Тема урока

Тип урока

Формы и виды контроля

Планируемые результаты обучения

Дом. задан

Дата проведения

личностные

предметные

метапредметные

по плану

фактически

Раздел 1 Алгоритмы 8ч

1/1

ТБ.

Введение. Алгоритм.

ОНЗ


Алгоритм. Формы записи алгоритмов; составлять и выполнять простые алгоритмы; находить и исправлять ошибки в алгоритмах.


Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.


Регулятивные УУД:

Сам-но формулир. тему и цели урока;

планирование последователь­ности шагов алгоритма для дос­тижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в не­го изменений.

составлять план решения уч. задачи.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике, извлекать информацию из разных источников,

умение ориентир-ся в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; умение выполнять логические действия, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов алгоритма.

КоммуникативныеУУД

оформлять свои мысли (строить связной ответ), взаимодействовать друг с другом

№3-4



2/2

Схема алгоритма.

ОНЗ

ФО

№9(3,4), 10(3)



3/3

Ветвление в алгоритме.

ОНЗ

СР, ФО

Понимать запись алго­ритмов и запись с помо­щью блок-схем; сост-лять и выполнять алгоритмы с ветвлениями.

Умение в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить.

№13, 15



4/4

Цикл в алгоритме.

ОНЗ

ФО

Составлять и выполнять ал­горитмы с циклами.

№18



5/5

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

ОНЗ

СР

Составлять и выполнять ал­горитмы с ветвлениями и циклами.

№22



6/6

Подготовка к контрольной работе.

ОМН

ФО

Выполнять простые ал­горитмы и составлять свои по аналогии

№27



7/7

Контрольная работа №1

«Алгоритмы».

РК

КР

Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат.


Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия, управлять ими.

№26, 28



8/8

Анализ к/р. Решение трудных задач.

Р

самоконтроль

Понимать причины ошибок в к/р и исправлять их.

№29



Раздел 2. Группы (классы) объектов 8ч.

9/1

Состав и действия объектов.

ОНЗ

ФО

Описывать состав и возможные действия объекта в табличном виде.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Регулятивные УУД:

планирование послед-сти шагов алгоритма для дос­тижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в не­го изменений.

№9



10/2

Группа объектов. Общее название.

ОНЗ

СР, ФО

Описывать состав и возможные действия объекта; давать разные общие имена одному объекту.

Умение работать в паре, группе, не создавая конфликтов; уважительное отношение к мнению других, умение находить выход из спорных ситуаций.

Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; добывать новые знания; извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстрации; умение сравнивать и группировать; делать выводы; способность решать проблемы творческого и поискового характера; умение выполнять логические действия, установления аналогий и причинно-следственных связей; умение строить

логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД:

аргументирование своей точки зрения,; выслушивание собеседника и ведение диалога; построение логической цепи рассуждений.

№12, 14, 17



11/3

Общие свойства объектов группы.

ОНЗ

ФО, СР

Описывать общие свойства (составные части и действия) объектов группы

№ 18(3)



12/4

Особенные свойства объектов группы.

ОНЗ

ФО, СР

Описывать особенные свойства объектов группы.

№21, 23



13/5

Единичное имя объекта. Отличительные признаки.

ОНЗ

ФО, СР

Отличать общие и единичные имена объектов; выбирать единичные имена для предметов заданной группы и описывать их отличительные признаки в табличном виде.

№26, 31



14/6

Подготовка к контрольной работе.

ОМН

ФО, СР

№ 37



15/7

Контрольная работа № 2

«Группы объектов».

РК

КР

Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат.

Умение производить самооценку.


№ 42, 44



16/8

Анализ к/р. Решение занимательных задач.

Р

самоконтроль

Понимать причины ошибок в к/р и исправлять их.

№ 45



Раздел 3. Логические рассуждения 10ч

17/1

Множество. Число элементов множества.

ОНЗ

ФО

Определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству (подмножествам).

Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Умение в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить.

Регулятивные УУД:

планирование и контроль в форме сличения способа действий и его результата с эталоном; корректировать свою деятельность; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, а что ещё неизвестно; прогнозирование результата.

Познавательные УУД:

анализ объектов с целью выде­ления признаков (существен­ных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, анализа, классифи­кации объектов; подведение под понятие.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать речь других; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; признание возможности сущест­вования различных точек зре­ния и права каждого иметь свою

№5, 7



18/2

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.

ОНЗ

ФО, СР

Определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение – не имеют пересечения).

№12



19/3

Пересечение и объединение множеств.

ОНЗ

ФО, СР

Определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением и объединением двух множеств.

№16, 17



20/4

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «Не».

ОНЗ

ФО

Определять истинность высказывания со словом «НЕ»; выражать истинность высказываний словами «ДА» и «НЕТ».

№22



21/5

Истинность высказываний со словами «И», «Или».

ОНЗ

ФО

Определять истинность сложных высказываний - с логическими связками «И», «ИЛИ».

№26



22/6

Граф. Вершины и ребра.

ОНЗ

ФО

Составлять графы по словесному описанию.

№29



23/7

Граф с направленными ребрами.

ОНЗ

ФО

Строить графы по словесному описанию.

№33



24/8

Построение графов. Подготовка к контрольной работе

ОМН

СР

Определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству.

№37



25/9

Контрольная работа №3 «Логические рассуждения».

УПЗУ

КР

Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат.

Умение производить самооценку.


№38



26/10

Анализ к/р. Решение трудных задач.

УКЗ

самоконтроль

Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их.

№45



Раздел 4. Применение моделей (схем) для решения задач 6ч.

27/1

Аналогия.

ОНЗ

ФО, СР

Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве. В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотруд-тва делать выбор, какой поступок совершить. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

Регулятивные УУД:

способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;

определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные УУД:

выбор наиболее эффективных способов решения задач; совершенствование умений переработки и преобразования информации;

умение составлять и решать логические задачи на основе простейших моделей; поиск и выделение необходимой информации;

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; способность решать проблемы творческого и поискового характера.

КоммуникативныеУУД

формирование осознанного построения речевого высказывания;умения слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

№1



28/2

Закономерность.

ОНЗ

ФО, СР

Находить, исправлять закономерность.

№7, 8, 13, 15



29/3

Аналогичная закономерность.

ОНЗ

ФО, СР

Располагать предметы в цепочке, таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.

№20, 21 (22)



30/4

Решение задач на тему «Такое же или похожее правило».

ОМН

ФО, СР

№26, 28



31/5

Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач».

РК

КР

Работать сам-но, контролировать свою работу и её результат.

№30, 33



32/6

Анализ к/р. Выигрышная стратегия.

Р

самоконтроль

Понимать причины ошибок, в к/р и исправлять их. Находить закон-сть в ходе игры;применять выигрыш.стратегию

№35(4) №37(3)



33

Обобщающий урок за курс 3 класса.

ОМН


Находить закон-сть в ходе игры;применять выигрыш.стратегию

№41, 42



34

Резерв времени



























Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы А.В. Горячева, Н.И.Суворова «Информатика в играх и задачах» Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.

Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.

Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.

Задачи:

  1. Формирование  навыков решения логических задач: поиск закономерностей рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения;

  2. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных  с  информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми;

  3. развитие логического мышления, способности к анализу и синтезу  (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, создание схем, структуры и моделей)

Особенности построения курса «Информатика »

В курсе выделяются следующие разделы:

- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

1. Технологический компонент

Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.

Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:

  • основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,

  • ценностей семьи и общества и их уважение,

  • чувства прекрасного и эстетических чувств,

  • способности к организации своей учебной деятельности,

  • самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,

  • целеустремленности и настойчивости в достижении целей,

  • готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

2. Логико-алгоритмический компонент

Цель: развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества:

  1. развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

    • применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;

    • алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

    • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

    • объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

  1. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;

  2. создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).


В соответствии с учебным планом школы рабочая программа составлена на 35 часов (1 час в неделю), что соответствует часам, отведенным авторами программы.

Планируемые результаты по предмету

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные УУД:

  • моделирование – преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (суще­ственных, несущественных);

  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.

Предметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

  • изображать графы;

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Основное содержание учебного предмета

Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Применение моделей (схем) для решения задач. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

Учебно – методическое обеспечение

  1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/ Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: «Баласс», 2011.

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: «Просвещение», 2010.

  3. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: «Просвещение», 2010.

  4. А.В. Горячев, Н.И. Суворова. Информатика (Информатика в играх и задачах). 3 класс. М: «Баласс», 2013.

  5. А.В. Горячев, Горина К.И., Суворова Н.И. Методические рекомендации по информатике для 3 класса. М.: «Баласс», 2012.

  6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: «Просвещение», 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

  7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: «Просвещение», 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)



































Календарно – тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

сроки изучения (примерные)


Раздел 1 Алгоритмы

8


1

ТБ. Введение. Алгоритм.

1


2

Схема алгоритма.

1


3

Ветвление в алгоритме.

1


4

Цикл в алгоритме.

1


5

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

1


6

Подготовка к контрольной работе.

1


7

Контрольная работа №1 «Алгоритмы».

1


8

Анализ контрольной работы. Решение трудных задач.

1



Раздел 2. Группы (классы) объектов

8


9

Состав и действия объектов.

1


10

Группа объектов. Общее название.

1


11

Общие свойства объектов группы.

1


12

Особенные свойства объектов группы.

1


13

Единичное имя объекта. Отличительные признаки.

1


14

Подготовка к контрольной работе.

1


15

Контрольная работа № 2 «Группы объектов».

1


16

Анализ контрольной работы. Решение занимательных задач.

1



Раздел 3. Логические рассуждения

10


17

Множество. Число элементов множества.

1


18

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.

1


19

Пересечение и объединение множеств.

1


20

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «Не».

1


21

Истинность высказываний со словами «И», «Или».

1


22

Граф. Вершины и ребра.

1


23

Граф с направленными ребрами.

1


24

Построение графов. Подготовка к контрольной работе

1


25

Анализ контрольной работы. Контрольная работа №3 «Логические рассуждения».

1


26

Решение трудных задач.

1



Раздел 4. Применение моделей (схем) для решения задач

6


27

Аналогия.

1


28

Закономерность.

1


29

Аналогичная закономерность.

1


30

Решение задач на тему «Такое же или похожее правило».

1


31

Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач».

1


32

Анализ контрольной работы. Выигрышная стратегия.

1


33

Обобщающий урок за курс 3 класса.

1


34

Резерв времени

1



ИТОГО

34




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!