СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии для 7 класса (по ФГОС)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая програма соответствует ФГОС ООО. Содержит следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места предмета в учебном плане; личностные, метаредметные, предметные результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета, тематическое планирование учебного материала в 6 классе, календарно-тематическое планирование,  описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета в7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для 7 класса (по ФГОС)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 86»






УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО


Директор лицея №86 Руководитель кафедры точных наук

О.В.Большакова О.Н.Мирошкина


Приказ № ____________от ________г. Протокол № ___ от ________ г.










Рабочая программа


по математике (геометрии)

в 7 «Г» классе


Учитель: Кукушкина Анна Владимировна.



2015 – 2016 учебный год.












г. Ярославль.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

  2. Основной образовательной программы основного общего образования муниципального образовательного учреждения «Лицей № 86» (Утверждена приказом директора от 29.08.2013г. № 03-01/154в);

  3. Учебный план муниципального образовательного учреждения «Лицей № 86» (Утвержден приказом директора от 28.08.2014г. № 03-01/174а);

  4. Календарный учебный график муниципального образовательного учреждения «Лицей № 86» (Утвержден приказом директора от 28.08.2014г. № 03-01/174 ).


Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс по математике под редакцией И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича, входящий в Федеральный перечень УМК.

Состав УМК:

  • Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Г. Мордкович. – 21 –е изд., перераб. – М. : Мнемозина, 2015

  • Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. – 21 –е изд., перераб. – М. : Мнемозина, 2015


Обучение математике является важнейшим звеном основного общего образования. Она служит не только формированию конкретных предметных результатов, необходимых для дальнейшего освоения систематического курса математики и для освоения смежных дисциплин. Математика призвана обеспечивать формирование научного мировоззрения, развитие логического мышления, эмоционально-волевой сферы, навыков умственного труда, важнейших качеств личности, таких как самостоятельность аккуратность, точность, настойчивость и т.д. Математика имеет широкие возможности для обучения регуляции, управления собственной деятельностью. Она развивает не только общую культуру, эстетические способности, но и речь обучающихся.

Все сказанное конкретизируется в следующих целях обучения математике на ступени основного общего образования:

1) в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

• формирование способов деятельности, связанных с ее управлением (постановка целей, разработка плана, контроль, коррекция и т.п.)

• формирование коммуникативных действий;
3) в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Педагогическими подходами, используемыми для достижения обозначенных целей, являются системно-деятельностный и личностно-ориентированный. В качестве основных педагогических средств используются проблемно-диалогическая технология Е.Л. Мельниковой, проектная технология, технология уровневой дифференциации. Методы обучения выбираются, исходя из задачи активизации учебной деятельности обучающихся. Основным методом является частично-поисковый. Наиболее часто используемыми формами организации познавательной деятельности обучающихся выступают индивидуальная и групповая.

Для организации процесса обучения математике в начале пятого класса проводится входная контрольная работа. Для контроля предметных результатов используются тематические, промежуточные контрольные работы и зачеты. Для оперативного контроля используются самостоятельные работы, опросы. Итоговая аттестация по математике в девятом классе проводится в виде Государственной итоговой аттестации. Для контроля метапредметных образовательных результатов используются самооценочные методики, экспертная оценка.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание математического на ступени основного общего образования представлено в виде следующих содержательных разделов. Это арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика; геометрия; логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся.

Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Завершение числовой линии (систематизация сведений о действительных числах, о комплексных числах), так же как и более сложные вопросы арифметики (алгоритм Евклида, основная теорема арифметики), отнесено к ступени общего среднего (полного) образования.

Содержание раздела «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. В задачи изучения алгебры входят также развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений, а вопросы, связанные с иррациональными выражениями, с тригонометрическими функциями и преобразованиями, входят в содержание курса математики на старшей ступени обучения в школе.

Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Материал, относящийся к блокам «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несет в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.

Особенностью раздела «Логика и множества» является то, что представленный в нем материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.

Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. На него не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования.


Достижение предметных результатов в программе обеспечивается:

  • формированием представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • развитием умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • развитием представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

  • овладением символьным языком алгебры, приёмами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;

  • овладением системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;

  • овладением геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;

  • формированием систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;

  • овладением простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;

  • развитием умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;




ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебный предмет «алгебра», «геометрия» входит в обязательную часть учебного плана, относится к предметной области «Математика и информатика».


Класс

Предмет математического цикла

Количество часов в неделю

Количество часов за год

7 класс

Алгебра

4

136

Геометрия

2

68

8-9 класс

Алгебра

4,5

153

Геометрия

2,5

85


Общее число часов за 3 года обучения составляет 442 часа по предмету «алгебра» и 238 часов по предмету «геометрия».

В учебном плане муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 86» на 2015-2016 уч. год на изучение предмета «алгебра» в 7 классе отводится 4 часа в неделю, на изучение предмета «геометрия» в 7 классе отводится 2 часа в неделю.

Данная рабочая программа составлена для изучения предмета «алгебра» в 7 классе в объеме 136 часов в год, для изучения предмета «геометрия» в 7 классе в объеме 68 часов в год.

Согласно учебному плану муниципального образовательного учреждения «Лицей № 86» формой промежуточной аттестации по предмету «алгебра» являются комплексные работа по алгебре, формой промежуточной аттестации по предмету «геометрия» являются комплексные работа по геометрии


.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение математики в 5-9 классе позволяет достичь следующих результатов

в личностном направлении:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:

1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;

5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;

7) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

9) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

10) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.




















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Алгебра

Числа

Рациональные числа

Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Действия с рациональными числами. Представление рационального числа десятичной дробью.

Иррациональные числа

Понятие иррационального числа. Распознавание иррациональных чисел. Примеры доказательств в алгебре. Иррациональность числа . Применение в геометрии. Сравнение иррациональных чисел. Множество действительных чисел.

Тождественные преобразования

Числовые и буквенные выражения

Выражение с переменной. Значение выражения. Подстановка выражений вместо переменных.

Целые выражения

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Преобразования выражений, содержащих степени с натуральным показателем.

Одночлен, многочлен. Действия с одночленами и многочленами (сложение, вычитание, умножение). Формулы сокращенного умножения: разность квадратов, квадрат суммы и разности. Разложение многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки, группировка, применение формул сокращенного умножения. Квадратный трехчлен, разложение квадратного трехчлена на множители.

Дробно-рациональные выражения

Степень с целым показателем. Преобразование дробно-линейных выражений: сложение, умножение, деление. Алгебраическая дробь. Допустимые значения переменных в дробно-рациональных выражениях. Сокращение алгебраических дробей. Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. Действия с алгебраическими дробями: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень.

Преобразование выражений, содержащих знак модуля.

Квадратные корни

Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни: умножение, деление, вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня.

Уравнения и неравенства

Равенства

Числовое равенство. Свойства числовых равенств. Равенство с переменной.

Уравнения

Понятие уравнения и корня уравнения. Представление о равносильности уравнений. Область определения уравнения (область допустимых значений переменной).

Линейное уравнение и его корни

Решение линейных уравнений. Линейное уравнение с параметром. Количество корней линейного уравнения. Решение линейных уравнений с параметром.

Квадратное уравнение и его корни

Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения. Дискриминант квадратного уравнения. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Теорема, обратная теореме Виета. Решение квадратных уравнений:использование формулы для нахождения корней, графический метод решения, разложение на множители, подбор корней с использованием теоремы Виета. Количество корней квадратного уравнения в зависимости от его дискриминанта. Биквадратные уравнения. Уравнения, сводимые к линейным и квадратным. Квадратные уравнения с параметром.

Дробно-рациональные уравнения

Решение простейших дробно-линейных уравнений. Решение дробно-рациональных уравнений.

Методы решения уравнений: методы равносильных преобразований, метод замены переменной, графический метод. Использование свойств функций при решении уравнений.

Простейшие иррациональные уравнения вида , .

Уравнения вида .Уравнения в целых числах.

Системы уравнений

Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными. Прямая как графическая интерпретация линейного уравнения с двумя переменными.

Понятие системы уравнений. Решение системы уравнений.

Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: графический метод, метод сложения, метод подстановки.

Системы линейных уравнений с параметром.

Неравенства

Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Проверка справедливости неравенств при заданных значениях переменных.

Неравенство с переменной. Строгие и нестрогие неравенства. Область определения неравенства (область допустимых значений переменной).

Решение линейных неравенств.

Квадратное неравенство и его решения. Решение квадратных неравенств: использование свойств и графика квадратичной функции, метод интервалов. Запись решения квадратного неравенства.

Решение целых и дробно-рациональных неравенств методом интервалов.

Системы неравенств

Системы неравенств с одной переменной. Решение систем неравенств с одной переменной: линейных, квадратных. Изображение решения системы неравенств на числовой прямой. Запись решения системы неравенств.

Функции

Понятие функции

Декартовы координаты на плоскости. Формирование представлений о метапредметном понятии «координаты». Способы задания функций: аналитический, графический, табличный. График функции. Примеры функций, получаемых в процессе исследования различных реальных процессов и решения задач. Значение функции в точке. Свойства функций: область определения, множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, четность/нечетность, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения. Исследование функции по ее графику.

Представление об асимптотах.

Непрерывность функции. Кусочно заданные функции.

Линейная функция

Свойства и график линейной функции. Угловой коэффициент прямой. Расположение графика линейной функции в зависимости от ее углового коэффициента и свободного члена. Нахождение коэффициентов линейной функции по заданным условиям: прохождение прямой через две точки с заданными координатами, прохождение прямой через данную точку и параллельной данной прямой.

Квадратичная функция

Свойства и график квадратичной функции (парабола). Построение графика квадратичной функции по точкам. Нахождение нулей квадратичной функции, множества значений, промежутков знакопостоянства, промежутков монотонности.

Обратная пропорциональность

Свойства функции . Гипербола.

Графики функций. Преобразование графика функции для построения графиков функций вида .

Графики функций , ,, .

Последовательности и прогрессии

Числовая последовательность. Примеры числовых последовательностей. Бесконечные последовательности. Арифметическая прогрессия и ее свойства. Геометрическая прогрессия. Формула общего члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Сходящаяся геометрическая прогрессия.

Решение текстовых задач

Задачи на все арифметические действия

Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.

Задачи на движение, работу и покупки

Анализ возможных ситуаций взаимного расположения объектов при их движении, соотношения объемов выполняемых работ при совместной работе.

Задачи на части, доли, проценты

Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. Применение пропорций при решении задач.

Логические задачи

Решение логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.

Основные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов. Первичные представления о других методах решения задач (геометрические и графические методы).

Статистика и теория вероятностей

Статистика

Табличное и графическое представление данных, столбчатые и круговые диаграммы, графики, применение диаграмм и графиков для описания зависимостей реальных величин, извлечение информации из таблиц, диаграмм и графиков. Описательные статистические показатели числовых наборов: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения. Меры рассеивания: размах, дисперсия и стандартное отклонение.

Случайная изменчивость. Изменчивость при измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах.

Случайные события

Случайные опыты (эксперименты), элементарные случайные события (исходы). Вероятности элементарных событий. События в случайных экспериментах и благоприятствующие элементарные события. Вероятности случайных событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков. Представление событий с помощью диаграмм Эйлера. Противоположные события, объединение и пересечение событий. Правило сложения вероятностей. Случайный выбор. Представление эксперимента в виде дерева. Независимые события. Умножение вероятностей независимых событий. Последовательные независимые испытания. Представление о независимых событиях в жизни.

Элементы комбинаторики

Правило умножения, перестановки, факториал числа. Сочетания и число сочетаний. Формула числа сочетаний. Треугольник Паскаля. Опыты с большим числом равновозможных элементарных событий. Вычисление вероятностей в опытах с применением комбинаторных формул. Испытания Бернулли. Успех и неудача. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.

Случайные величины

Знакомство со случайными величинами на примерах конечных дискретных случайных величин. Распределение вероятностей. Математическое ожидание. Свойства математического ожидания. Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей. Применение закона больших чисел в социологии, страховании, в здравоохранении, обеспечении безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

Геометрия

Геометрические фигуры

Фигуры в геометрии и в окружающем мире

Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура».

Точка, линия, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость, угол, биссектриса угла и ее свойства, виды углов, многоугольники, круг.

Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур.

Многоугольники

Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.

Треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника.

Четырехугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата.

Окружность, круг

Окружность, круг, их элементы и свойства; центральные и вписанные углы. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырехугольников, правильных многоугольников.

Геометрические фигуры в пространстве (объемные тела)

Многогранник и его элементы. Названия многогранников с разным положением и количеством граней. Первичные представления о пирамиде, параллелепипеде, призме, сфере, шаре, цилиндре, конусе, их элементах и простейших свойствах.

Отношения

Равенство фигур

Свойства равных треугольников. Признаки равенства треугольников.

Параллельно­сть прямых

Признаки и свойства параллельных прямых. Аксиома параллельности Евклида. Теорема Фалеса.

Перпендикулярные прямые

Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная, проекция. Серединный перпендикуляр к отрезку. Свойства и признаки перпендикулярности.

Подобие

Пропорциональные отрезки, подобие фигур. Подобные треугольники. Признаки подобия.

Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

Измерения и вычисления

Величины

Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла.

Понятие о площади плоской фигуры и ее свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади.

Представление об объеме и его свойствах. Измерение объема. Единицы измерения объемов.

Измерения и вычисления

Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний), площадей. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике Тригонометрические функции тупого угла. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, формулы длины ок­ружности и площади круга. Сравнение и вычисление площадей. Теорема Пифагора. Теорема синусов. Теорема косинусов.

Расстояния

Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между фигурами.

Геометрические построения

Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур.

Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному,

Построение треугольников по трем сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам.

Деление отрезка в данном отношении.

Геометрические преобразования

Преобразования

Понятие преобразования. Представление о метапредметном понятии «преобразование». Подобие.

Движения

Осевая и центральная симметрия, поворот и параллельный перенос. Комбинации движений на плоскости и их свойства.

Векторы и координаты на плоскости

Векторы

Понятие вектора, действия над векторами, использование векторов в физике, разложение вектора на составляющие, скалярное произведение.

Координаты

Основные понятия, координаты вектора, расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Уравнения фигур.

Применение векторов и координат для решения простейших геометрических задач.

История математики

Возникновение математики как науки, этапы ее развития. Основные разделы математики. Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки.

Бесконечность множества простых чисел. Числа и длины отрезков. Рациональные числа. Потребность в иррациональных числах. Школа Пифагора

Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики. П. Ферма, Ф. Виет, Р. Декарт. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений степеней, больших четырех. Н. Тарталья, Дж. Кардано, Н.Х. Абель, Э. Галуа.

Появление метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Появление графиков функций. Р. Декарт, П. Ферма. Примеры различных систем координат.

Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача о шахматной доске. Сходимость геометрической прогрессии.

Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма, Б.Паскаль, Я. Бернулли, А.Н.Колмогоров.

От земледелия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес, Архимед. Платон и Аристотель. Построение правильных многоугольников. Триссекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.

Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира.

Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса.

Роль российских ученых в развитии математики: Л. Эйлер. Н.И. Лобачевский, П.Л.Чебышев, С. Ковалевская, А.Н. Колмогоров.

Математика в развитии России: Петр I, школа математических и навигацких наук, развитие российского флота, А.Н. Крылов. Космическая программа и М.В. Келдыш.



















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В 7 КЛАССЕ

(ПРЕДМЕТ «ГЕОМЕТРИЯ»)

п/п

Тема

Всего часов

Основные виды учебной деятельности

1

Начальные геометрические сведения.

12

Формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча, ломаной, угла; прямого, острого, тупого и развернутого углов; вертикальных и смежных углов; биссектрисы угла; середины отрезка.

Распознавать на чертежах точку, прямую, плоскость, линию, отрезок, луч, ломаную, угол; прямой, острый, тупой и развернутый углы; вертикальные и смежные углы.

Формулировать понятие равных фигур и их свойство.

Распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения перпендикулярных прямых.

Формулировать и доказывать теоремы выражающие свойства вертикальных и смежных углов; свойства и признаки перпендикулярности.

Решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы.

Формулировать и объяснять свойства длины, градусной меры угла.

Измерять длину отрезка с помощью линейки; градусную меру угла с помощью транспортира.

Решать задачи на вычисление линейных величин, градусной меры угла.

Решать задачи на построение, доказательство и вычисления. Выделять в условии задачи условие и заключение. Опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения. Сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Воспроизводить формулировки определений, конструировать несложные определения самостоятельно.

Воспроизводить формулировки и доказательство изученных теорем, проводить несложные доказательства самостоятельно, ссылаться в ходе обоснований на определения, теоремы.

2

Треугольники.

21

Формулировать определение треугольника и его элементов.

Формулировать определение равнобедренного треугольника и распознавать и изображать равнобедренные треугольники на чертежах и рисунках.

Формулировать определение, распознавать и изображать на чертежах и рисунках медианы, биссектрисы, высоты треугольника.

Формулировать определение равных треугольников.

Формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников.

Формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника.

Решать задачи на построение, доказательство и вычисления.

Выделять в условии задачи условие и заключение. Опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения. Интерпретировать и сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения.

Строить отрезок равный данному, угол равный данному, биссектрису угла, середину отрезка, перпендикулярные прямые.

Формулировать определения понятий, связанных с окружностью и кругом распознавать и изображать их на чертежах и рисунках.

Объяснять, что такое геометрическое место точек. Формулировать определение окружности и круга как геометрического места точек.

Воспроизводить формулировки определений, конструировать несложные определения самостоятельно.

Воспроизводить формулировки и доказательство изученных теорем, проводить несложные доказательства самостоятельно, ссылаться в ходе обоснований на определения, теоремы.

3

Параллельные прямые.

13

Распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей.

Формулировать аксиому параллельности Евклида.

Формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и признаки параллельных прямых.

Решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы.

Выделять в условии задачи условие и заключение. Опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения. Интерпретировать и сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Выделять в условии задачи условие и заключение. Опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения. Интерпретировать и сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения.

Воспроизводить формулировки определений, конструировать несложные определения самостоятельно.

Воспроизводить формулировки и доказательство изученных теорем, проводить несложные доказательства самостоятельно, ссылаться в ходе обоснований на определения, теоремы.

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

20

Объяснять и иллюстрировать неравенство треугольника.

Строить треугольник по трем элементам с помощью циркуля и линейки.

Решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы.

Выделять в условии задачи условие и заключение. Опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения. Интерпретировать и сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Выделять в условии задачи условие и заключение. Опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения. Интерпретировать и сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения.

Воспроизводить формулировки определений, конструировать несложные определения самостоятельно.

Воспроизводить формулировки и доказательство изученных теорем, проводить несложные доказательства самостоятельно, ссылаться в ходе обоснований на определения, теоремы.

5

Повторение.

4


Всего часов

68 (70)



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА В 7 КЛАССЕ

(ПРЕДМЕТ «ГЕОМЕТРИЯ»)


Тема урока

Формы контроля

Дата проведения

Примечания

план

факт

1.

Начальные геометрические сведения. (12ч)





1.1.1

От земледелия к геометрии. Возникновение геометрии из практики. Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура». Геометрические фигуры и тела. Точка, линия, прямая, плоскость.


1.09-7.09



1.2.2

Луч, отрезок, ломаная, угол. Решение задач по теме: «Основные геометрические фигуры».


1.09-7.09



1.3.3

Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Определение середины отрезка и биссектрисы угла.


8.09-14.09



1.4.4

Понятие величины. Длина. Измерение отрезков. Длина отрезка. Единицы измерения длины. Инструменты для измерения длин; измерение и вычисление длин (расстояний). С/р. №1 «Измерение отрезков».


8.09-14.09



1.5.5

Понятие величины. Величина угла. Градусная мера угла. Инструменты для измерения углов; измерение и вычисление углов. Прямой угол, острые и тупые углы.


15.09-21.09



1.6.6

Смежные и вертикальные углы. Свойства смежных и вертикальных углов.


15.09-21.09



1.7.7

Перпендикулярные прямые. Перпендикулярность прямых. Свойства и признаки перпендикулярности.


22.09-28.09



1.8.8

Решение задач по теме: «Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые». С/р. №2 «Смежные и вертикальные углы».


22.09-28.09



1.9.9

Инструменты для измерений и построений; измерение углов на местности; построение прямых углов на местности.


29.09-5.10



1.10

К/р. № 1 «Начальные геометрические сведения».


29.09-5.10



1.11

Решение практико-ориентированных задач и задач повышенной сложности по теме: «Начальные геометрические сведения».


6.10-12.10



1.12

Зачет по теме «Начальные геометрические сведения».


6.10-12.10



2.

Треугольники. Признаки равенства треугольников. (21 ч)





2.1.13

Треугольник. Основные понятия: элементы треугольника (вершины, стороны, углы), периметр треугольника.


13.10-19.10



2.2.14

Равенство в геометрии. Понятие равных фигур. Равные треугольники. Свойства равных треугольников.


13.10-19.10



2.3.15

Первый признак равенства треугольников.


20.10-26.10



2.4.16

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников.


20.10-26.10



2.5.17

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников. С/р. № 3 «Первый признак равенства треугольников».


27.10-31.10



2.6.18

Перпендикуляр к прямой. Свойство перпендикуляра к прямой.


27.10-31.10



2.7.19

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.


9.11-14.11



2.8.20

Равнобедренный треугольник. Равносторонний треугольник.


9.11-14.11



2.9.21

Свойства равнобедренного треугольника.


16.11-21.11



2.10.22

Признаки равнобедренного треугольника. Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник». С/р. № 4 «Равнобедренный треугольник».


16.11-21.11



2.11.23

Второй признак равенства треугольников.


23.11-28.11



2.12.24

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников. С/р. №5 «Второй признак равенства треугольников».


23.11-28.11



2.13.25

Третий признак равенства треугольников.


30.11-5.12



2.14.26

Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников. С/р. № 6 «Третий признак равенства треугольников».


30.11-5.12



2.15.27

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Треугольники. Признаки равенства треугольников».


7.12-12.12



2.16.28

К/р. № 2 «Треугольники. Признаки равенства треугольников».


7.12-12.12



2.17.29

Окружность, круг, их элементы (центр, радиус, диаметр, дуга, хорда) и свойства. Понятие о геометрическом месте точек.


14.12-19.12



2.18.30

Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур. Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение отрезка равного данному.


14.12-19.12



2.19.31

Простейшие построения циркулем и линейкой: построение угла, равного данному; построение биссектрисы угла.


21.12-26.12



2.20.32

Решение задач на построение. Задача о трисекции угла. С/р. № 7 «Простейшие построения циркулем и линейкой».


21.12-26.12



2.21.33

Решение практико-ориентированных задач по теме: «Треугольник. Признаки равенсва треугольников. Проект: «Загадки треугольника».


28.12-29.12



3

Параллельные прямые, параллельность прямых. (13 ч)





3.1.34

Параллельные и пересекающиеся прямые. Определение параллельных прямых. Виды углов, образованных при пересечении двух прямых секущей: накрест лежащие, односторонние, соответственные углы.


11.01-17.01



3.2.35

Признаки параллельных прямых (признак параллельности по накрест лежащим углам).


11.01-17.01



3.3.36

Признаки параллельных прямых (признак параллельности по соответственным и односторонним углам).


18.01-24.01



3.4.37

Практические способы построения параллельных прямых.


18.01-24.01



3.5.38

Решение задач по теме «Признаки параллельных прямых». С/р. № 8 по теме: «Признаки параллельных прямых»


25.01-31.01



3.6.39

Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии. Пятый постулат Евклида и его история. Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельности Евклида и следствия из нее. Доказательство от противного.


25.01-31.01



3.7.40

Понятие прямой и обратной теоремы. Свойства параллельных прямых (свойство накрест лежащих углов).


1.02-7.02



3.8.41

Свойства параллельных прямых (свойство соответственных углов, свойство односторонних углов).


1.02-7.02



3.9.42

Решение задач по теме: «Свойства параллельных прямых». С/р. № 9 «Свойства параллельных прямых».


8.02-14.02



3.10.43

Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными сторонами и их свойство.


8.02-14.02



3.11.44

Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур: построение параллельных прямых с помощью циркуля, линейки и угольника.


15.02-21.02



3.12.45

К/р. № 3 «Параллельность прямых».


15.02-21.02



3.13.46

«Начала» Евклида. Н. И. Лобачевский. История пятого постулата. Проект по теме: «Геометрия Лобачевского».


22.02-28.02



4

Соотношения между сторонами и углами треугольника. (20 ч)





4.1.47

Теорема о сумме углов треугольника.


22.02-28.02



4.2.48

Решение задач по теме: «Сумма углов треугольника».


29.02-6.03



4.3.49

Внешние углы треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника.


29.02-6.03



4.4.50

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. С/р. №10 «Сумма углов треугольника».


7.03-13.03



4.5.51

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из нее.


7.03-13.03



4.6.52

Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника». С/р. № 11 «Соотношения между сторонами и углами треугольника».


14.03-20.03



4.7.53

Неравенство треугольника.


14.03-20.03



4.8.54

Решение практико-ориентированных задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника».


30.03-3.04



4.9.55

К/р. № 4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника».


30.03-3.04



4.10.56

Некоторые свойства прямоугольных треугольников.


4.04-10.04



4.11.57

Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника. С/р. №12 «Свойства прямоугольных треугольников».


4.04-10.04



4.12.58

Признаки равенства прямоугольных треугольников.


11.04-17.04



4.13.59

Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников. С/р. № 13 «Признаки равенства прямоугольных треугольников»


11.04-17.04



4.14.60

Уголковый отражатель.


18.04-24.04



4.15.61

Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Перпендикуляр к прямой. Наклонная, проекция наклонной. Свойство параллельных прямых.Расстояние между параллельными прямыми. Расстояние между фигурами.


18.04-24.04



4.16.62

Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трем сторонам.


25.04-30.04



4.17.63

Решение задач по теме: «Построение треугольников по трем элементам». С/р. № 14 «Построение треугольников по трем элементам».


25.04-30.04



4.18.64

Повторительно-обобщающий урок по темам «Параллельные прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Задачи на построение».


3.05-7.05



4.19.65

К/р. №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольников по трем элементам».


3.05-7.05



4.20.66

Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира.


10.05-14.05



5

Повторение. (4 ч)





5.1.67

Треугольники. Признаки равенства треугольников.


16.05-21.05



5.2.68

Параллельные прямые. Задачи на построение.


16.05-21.05



5.3.69

Итоговая к/р за курс геометрии 7 класса.


23.05-28.05



5.4.70

Роль российских учёных в развитии математики: Л. Эйлер. Н. И. Лобачевский, П. Л. Чебышев, С. Ковалевская, А. Н. Колмогоров.


23.05-28.05




Итого

68











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!