МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГУРЗУФСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей математики, информатики и физики МБОУ «Гурзуфская СШ» ____________ Стругацкая А.Н. Протокол № 5 от «22» августа 2019г. | «Согласованно» Зам. директора по УВР МБОУ «Гурзуфская СШ» ________________ Черная Л.А. «23» августа 2019 г | «Утверждено» Директор МБОУ «Гурзуфская СШ » __________________ Проскурин О.И. Приказ № 140 от «23» августа 2019 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ГЕОМЕТРИЯ
7 КЛАСС
Базовый уровень
Составитель: Стругацкая Анна Николаевна,
учитель математики высшей квалификационной категории
Гурзуф 2019
Изучение учебного предмета «Геометрия» в 7 классе в 2019/2020 учебном году определяется следующими нормативными документами:
Федеральные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 (в ред. приказа от 17.07.2015 №734).
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15 в ред. протокола от 28.10.2015 №3/15).
5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 (с изменениями).
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018 №08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями).
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 №2506-р «Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.04.2014 №265 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 № 2506-р».
Региональные документы:
1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
2. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 02.07.2019 №01-14/1817 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2019/2020 учебный год».
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для 7 классов на базовом уровне составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике и примерной программы основного общего образования по математике и на основе авторской программы Л.С .Атанасян, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. по геометрии для 7 классов на базовом и углубленном уровнях.
Для реализации рабочей программы используется: Геометрия: 7—9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2014
Планируемые результаты учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание курса учебного предмета
1. Начальные геометрические сведения (7 часов).
Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые. Основная цель — систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур.
2. Треугольники (18 часов)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки. Основная цель — сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки.
3. Параллельные прямые (13 часов)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Основная цель — дать систематические сведения о параллельности прямых; ввести аксиому параллельных прямых.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 часов)
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение. Основная цель — расширить знания учащихся о треугольниках.
5. Повторение. Решение задач (10 часов).
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному (образовательному) плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 7 классе отводится не менее 50 годовых часов из расчета 1,5 часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), за счет часов предусмотренных обязательной частью учебного школьного плана основного общего образования. Контрольных работ – 6.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ п/п. | Наименование разделов и тем | Количество часов по авторской программе/ количество часов по рабочей программе | Количество контроль-ных работ по авторской программе/ количество контроль-ных работ по рабочей программе. |
| Начальные геометрические сведения | 7 / 7 | 1 / 1 |
| Треугольники | 14 / 18 | 1 / 1 |
| Параллельные прямые | 9 / 13 | 1 / 1 |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника | 16 /20 | 2 / 2 |
| Итоговое повторение курса геометрии 7 класса | 4 / 10 | 1 / 1 |
| Итого | 50 / 68 | 6 / 6 |
КАЛЕПДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уро-ка | Тема урока | Ко-ли-чест-во ча-сов | Дата прове-дения урока по плану | Дата проведе-ния урока факти-чески | Повторение |
| Начальные геометрические сведения. | 7 | | | |
1 | Прямая, отрезок. Луч и угол | 1 | | | Прямоугольник и его периметр. |
2 | Сравнение отрезков и углов. | 1 | | | Площадь прямоугольника |
3 | Измерение отрезков и углов. | 1 | | | Площадь квадрата. |
4 | Перпендикулярные прямые. | 1 | | | Куб |
5 | Решение задач. | 1 | | | Прямоугольный параллелепипед |
6 | Контрольная работа №1 Начальные геометрические сведения. | 1 | | | |
7 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
| Треугольники. | 18 | | | |
8 | Треугольники. | 1 | | | Прямая и отрезок. |
9 | Первый признак равенства треугольников. | 1 | | | |
10 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников. | 1 | | | Луч и угол. |
11 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | | | Сравнение отрезков и углов |
12 | Свойства равнобедренного треугольника. | 1 | | | Построение углов |
13 | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | | | | Измерение углов |
14 | Второй признак равенства треугольников. | 1 | | | |
15 | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников. | 1 | | | Смежные углы. |
16 | Третий признак равенства треугольников. | 1 | | | |
17 | Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников. | 1 | | | Вертикальные углы |
18 | Окружность. | 1 | | | Перпендикулярные прямые |
19 | Примеры задач на построение. | 1 | | | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника |
20 | Решение задач на построение. | 1 | | | |
21 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников. | 1 | | | Свойства равнобедренного треугольника. |
22 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников. | 1 | | | Свойства равнобедренного треугольника. |
23 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников. | 1 | | | Свойства равнобедренного треугольника. |
24 | Контрольная работа №2 Треугольники. | 1 | | | |
25 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
| Параллельные прямые. | 13 | | | |
26 | Признаки параллельности двух прямых. | 1 | | | Первый признак равенства треугольников. |
27 | Признаки параллельности двух прямых. | 1 | | | Первый признак равенства треугольников. |
28 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | | | |
29 | Полугодовая контрольная работа | 1 | | | . |
30 | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых | 1 | | | Второй признак равенства треугольников. |
31 | Аксиома параллельных прямых. | 1 | | | Третий признак равенства треугольников. |
32 | Свойства параллельных прямых. | 1 | | | |
33 | Свойства параллельных прямых. | 1 | | | |
34-36 | Решение задач по теме «Параллельные прямые». | 1 | | | Задачи на построение. |
35 | Решение задач по теме «Параллельные прямые». | 1 | | | Задачи на построение. |
36 | Решение задач по теме «Параллельные прямые». | 1 | | | Задачи на построение. |
37 | Контрольная работа №3 Параллельные прямые. | 1 | | | |
38 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 20 | | | |
39 | Сумма углов треугольника. | 1 | | | Аксиома параллельных прямых. |
40 | Сумма углов треугольника. | 1 | | | Аксиома параллельных прямых. |
41 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | | | Признаки параллельности прямых. |
42 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | | | Признаки параллельности прямых. |
43 | Неравенство треугольника. | 1 | | | . |
44 | Решение задач. | 1 | | | |
45 | Контрольная работа. № 4 Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | | | |
46 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
47 | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства. | 1 | | | Сумма углов треугольника. |
48 | Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников. | 1 | | | Внешний угол треугольника. |
49 | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | 1 | | | . |
50 | Прямоугольный треугольник. Решение задач. | 1 | | | |
51 | Прямоугольный треугольник. Решение задач. | 1 | | | |
52 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | 1 | | | Неравенство треугольника. |
53 | Построение треугольника по трём элементам. | 1 | | | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства. |
54 | Построение треугольника по трём элементам. | 1 | | | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства. |
55 | Построение треугольника по трём элементам. | 1 | | | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства. |
56 | Решение задач на построение. | 1 | | | |
57 | Контрольная работа №5 Прямоугольный треугольник. | 1 | | | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. |
58 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
| Повторение. | 10 | | | |
59-61 | Повторение по теме «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник». | 1 | | | |
60 | Повторение по теме «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник». | 1 | | | |
61 | Повторение по теме «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник». | 1 | | | |
62 | Повторение по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | 1 | | | |
63 | Повторение по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | 1 | | | |
64 | Повторение по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | 1 | | | |
65 | Повторение по теме «Параллельные прямые» | 1 | | | |
66 | Повторение по теме «Параллельные прямые» | 1 | | | |
67 | Итоговая контрольная работа №6. | 1 | | | |
68 | Анализ итоговой контрольной работы | 1 | | | |