2015 г.
Настоящая рабочая программа разработана для преподавания геометрии в 9 классе МОУ «Гимназия № 1» в 2015-2016 году на основе следующих нормативных документов:
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, М. Просвещение 2002г., а также дополнительных пособий
Согласно действующему в гимназии учебному плану и с учетом направленности класса, календарно-тематический план предусматривает обучение в объёме 68 часов, в неделю 2 часа.
С учетом уровневой специфики учащихся класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «1С: Образовательная коллекция. Планиметрия, 7-9 кл.», «Большая электронная детская энциклопедия по математике», «1С: Школа. Математика, 5 – 11 кл. Практикум».
№ урока | Тема урока | Форма урока | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения | Информационно - методическое обеспечение |
Учебно-познавательная компетенция |
Базовая программа | Продвинутая программа |
Общие цели: Создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки. Создание условий для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи. Формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический. Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства. Создание условий для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность. Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных; Создание условий для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию. |
Векторы (11 ч). Основная цель: Формирование представлений о таких фундаментальных понятиях геометрии, какими являются понятия вектора, абсолютная величина и направление вектора, равенство векторов, сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число, координаты вектора. Формирование умения выполнять построение суммы векторов, вычитание векторов, произведение вектора на число. |
Тема: Понятие вектора (2 ч). |
1. | П.76 Вектор. Длина (модуль) вектора. | Проблемные задания. | Групповая, индивидуальная Отработка алгоритма действия, решение упражнений. | Имеют представление об определении вектора и равных векторов. (Р) Изображают и обозначают векторы, откладывают от данной точки вектор, равный данному. (Р) | Умеют изображать коллинеарные векторы, сонаправленные, противоположно направленные векторы, равные векторы. (Р) | (1)-(8) Рабочая тетрадь. |
2. | П.77, П.78 Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. | Практикум. | Индивидуальная. Решение задач, работа с тестом и книгой. | Знают определение вектора и равных векторов. (Р) Изображают и обозначают векторы, откладывают от данной точки вектор, равный данному. (Р) | Умеют изображать коллинеарные векторы, сонаправленные, противоположно направленные векторы, равные векторы. Умеют откладывать от точки вектор равный данному. (Р) | |
Тема: Сложение и вычитание векторов (4 ч). |
3. | П.79, П.80, П.81, П.82 Операции над векторами: сложение и вычитание. | Лекция, демонстрация таблиц | Фронтальная Построение алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Имеют представление о законах сложения векторов; об определении разности двух векторов, о нахождении суммы нескольких векторов, используя правила треугольника и правило параллелограмма. (П) | Умеют, находить, сумму двух векторов используя правило треугольника и параллелограмма. (Тв) | (3),(5), (8),(9) проблемные дифференцированные задания. |
4. | Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. | Проблемные задачи фронтальный опрос, упражнения. | Групповая. Отработка алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Знают законы сложение векторов, определяют разность двух векторов, находят сумму нескольких векторов, используя правила треугольника и правило параллелограмма. (П) | Умеют, находить, сумму двух векторов используя правило треугольника и параллелограмма. Умеют, находить разность двух векторов. Складывать векторы по правилу многоугольника. (Р) | (3), (5), (4) Раздаточные дифференцированные материалы. |
5. | Операции над векторами: сложение и вычитание. Сумма нескольких векторов. | Практикум, фронтальный опрос. | Индивидуальная. Решение упражнений, составление опорного конспекта, ответы на вопросы. | Знают законы сложение векторов, определяют разность двух векторов, находят сумму нескольких векторов, используя правила треугольника и правило параллелограмма. (П) | Умеют, находить, сумму двух векторов используя правило треугольника и параллелограмма. Умеют, находить разность двух векторов. Складывать векторы по правилу многоугольника. (Р) | (3), (5), (4) Сборник задач, тетрадь с конспектами. |
6. | Операции над векторами: сложение и вычитание. | Самостоятельное планирование и проведение исследования. | Групповая, фронтальная. Решение качественных задач. | Знают законы сложение векторов, определяют разность двух векторов, находят сумму нескольких векторов, используя правила треугольника и правило параллелограмма. (П) | Умеют, находить, сумму двух векторов используя правило треугольника и параллелограмма. Умеют, находить разность двух векторов. Складывать векторы по правилу многоугольника. (Р) | (3), (5), (4) Проблемные дифференцированные задания. |
Тема: Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач (4 ч). |
7. | П.83, П.84 Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | Лекция, демонстрация слайд – лекции. | Фронтальная Построение алгоритма действия, решение упражнений. ответы на вопросы. | Имеют представление, какой вектор называется произведением вектора на число. Умеют формулировать свойства умножения вектора на число. (П) | Формулируют и доказывают теорему о средней линии трапеции. (Тв) | Компьютерный курс «Живая геометрия» Плакаты. |
8. | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | Проблемные задачи фронтальный опрос, упражнения. | Групповая. Отработка алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Знают, какой вектор называется произведением вектора на число. Умеют формулировать свойства умножения вектора на число. (П) | Формулируют и доказывают теорему о средней линии трапеции. Решают задачи на применение свойств умножения вектора на число. (Тв) | Раздаточные дифференцированные материалы. |
9. | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | Практикум, фронтальный опрос. | Индивидуальная. Решение упражнений, составление опорного конспекта, ответы на вопросы. | Знают, какой вектор называется произведением вектора на число. Умеют формулировать свойства умножения вектора на число. Решают задачи на применение свойств умножения вектора на число. (П) | Формулируют и доказывают теорему о средней линии трапеции. Решают задачи на применение свойств умножения вектора на число. (Тв) | (3), (5), (4) Сборник задач, тетрадь с конспектами. |
10. | П.85 Средняя линия трапеции. | | | | | |
11. | Контрольная работа № 1 «Векторы». | Самостоятельное планирование и проведение исследования решения. | Индивидуальная, Решение контрольных заданий. | Решают задачи на применение правил: треугольника, параллелограмма, многоугольника. Решают задачи на применение свойств умножения вектора на число. | Решают задачи на применение правил: треугольника, параллелограмма, многоугольника. Решают задачи на применение свойств умножения вектора на число, на применение теоремы о средней линии трапеции. | (2), (10) Проблемные дифференцированные задания. |
«Метод координат» (11 ч). Основная цель: Расширение и систематизация представления учащихся о методе координат, развитие умения применять алгебраический аппарат при решении геометрических и практических задач. Освоение практического применения метода координат состоит в том, что вводится подходящим образом прямоугольная система координат, условие задачи записывается к координатах и далее решение проводится с помощью алгебраических вычислений. |
Тема: Координаты вектора (2 ч). |
12. | П.86, П.87 Координаты вектора. Разложение вектора. | Лекция, демонстрация таблиц. | Фронтальная. Построение алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Имеют представление о формулировке и доказательстве леммы о коллинеарных векторах и о теореме, о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам. (Р) | Применяют правила действий над векторами к решению задач. (П) | (3),(5), (8),(9) проблемные дифференцированные задания. |
13. | Координаты вектора. Разложение вектора. | Проблемные задачи фронтальный опрос, упражнения. | Групповая. Отработка алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Знают формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам. (Р) | Применяют теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам при решении задач. (П) | (8), (6), (7), (5) Проблемные дифференцированные задания. |
Тема: Решение задач (2 ч). |
14. | Решение задач по теме «Координаты вектора». | Лекция, демонстрация таблиц. | Фронтальная. Построение алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Применяют правила действия над векторами к решению задач. (П) | Применяют теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам при решении задач. (П) | (3),(5), (8),(9) проблемные дифференцированные задания. |
15. | Решение задач по теме «Координаты вектора». | Проблемные задачи фронтальный опрос, упражнения. | Групповая. Отработка алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Решают задачи на применение действия над векторами. (П) | Решают сложные задачи на применение теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам. (Тв) | (8), (6), (7), (5) Проблемные дифференцированные задания. |
Тема: Простейшие задачи в координатах (2 ч). |
16. | П.88, П.89 Простейшие задачи в координатах. | Проблемные задачи, фронтальный опрос, упражнения. | Групповая. Отработка алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Имеют представление о понятии координаты вектора, координат разности и суммы двух векторов. (Р) | Решают простейшие задачи методом координат. (Тв) | (8), (6), (7), (5) Проблемные дифференцированные задания. |
17. | Простейшие задачи в координатах. | Практикум, фронтальный опрос. | Индивидуальная. Решение упражнений, составление опорного конспекта, ответы на вопросы. | Решают простейшие задачи методом координат. (П) | Знают формулы координат вектора, применяют их при решении задач. (П) | (3), (5), (4) Сборник задач, тетрадь с конспектами. |
Тема: Уравнение окружности и прямой (2 ч). |
18. | П.90 Уравнение линии на плоскости. | Лекция, демонстрация таблиц. | Фронтальная. Построение алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Имеют представление об уравнении окружности и прямой. (Р) | Решают задачи на применение уравнения окружности. (П) | (3),(5), (8),(9) Проблемные дифференцированные задания. |
19. | П.91, П.92 Уравнение окружности и прямой. | Проблемные задачи фронтальный опрос, упражнения. | Групповая. Отработка алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Решают задачи на применение уравнения окружности. (П) | Решают более сложные задачи на применение уравнения окружности и методом координат. (Тв) | (8), (6), (7), (5) Проблемные дифференцированные задания. |
Тема: Решение задач (2 ч). |
20 | Использование уравнений окружности и прямой при решении задач. | Практикум, фронтальный опрос. | Индивидуальная. Решение упражнений, составление опорного конспекта, ответы на вопросы. | Решают задачи на применение уравнения окружности и методом координат. (П) | Применяют теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам при решении задач. Решают задачи на применение уравнения окружности и методом координат. (П) | (3), (5), (4) Сборник задач, тетрадь с конспектами. |
21 | Применение метода координат к решению задач. |
22. | Контрольная работа № 2 «Метод координат». | Самостоятельное планирование и проведение исследования решения. | Индивидуальная, Решение контрольных заданий. | Решают задачи на применение уравнения окружности и методом координат. | Применяют теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам при решении задач. Решают задачи на применение уравнения окружности и методом координат. | (2), (10) проблемные дифференцированные задания. |
«Соотношение между сторонами и углами треугольника» (16 ч). Основная цель: Расширение представлений учащихся о геометрических понятиях и границах их применения (синус, косинус, тангенс углов от 0? до 180?, теоремы синусов и косинусов, скалярное произведение векторов и его свойства). Развитие тригонометрического аппарата, как средства решения геометрических задач. Формирования умения применять скалярное произведение векторов для решения задач. |
Тема: Синус косинус и тангенс угла (3 ч). |
23 | П.93 Синус косинус и тангенс угла. | Лекция, демонстрация слайд – лекции. | Фронтальная Построение алгоритма действия, решение упражнений. ответы на вопросы. | Имеют представление о синусе, косинусе и тангенсе для углов от 00 до 1800. (Р) | Решают, задачи используя свойства синуса, косинуса, тангенса. (П) | Рабочая тетрадь. (1), (3), (4), (8). |
24 | Синус косинус и тангенс угла. | Проблемные задачи фронтальный опрос, упражнения. | Групповая. Отработка алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Решают, задачи используя свойства синуса, косинуса, тангенса. (П) | Знают синус, косинус и тангенс для углов от 0? до 180? Доказывают основное тригонометрическое тождество. Знают формулы для вычисления координат точки. (П) | (8), (6), (7), (5) Проблемные дифференцированные задания. |
25 | Синус косинус и тангенс угла. | Практикум, фронтальный опрос. | Индивидуальная. Решение упражнений, составление опорного конспекта, ответы на вопросы. | Решают, задачи используя свойства синуса, косинуса, тангенса. (П) | Знают синус, косинус и тангенс для углов от 0? до 180? Доказывают основное тригонометрическое тождество. Знают формулы для вычисления координат точки. (П) | (3), (5), (4) Сборник задач, тетрадь с конспектами. |
Тема: Соотношения между сторонами и углами треугольника (6 ч). |
26. | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Синус, косинус, тангенс. | Лекция, демонстрация слайд – лекции. | Фронтальная Построение алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Имеют представление о теореме о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов. (Р) | Решают задачи на применение теоремы о площади треугольника и теоремы синусов и косинусов. (П) | Рабочая тетрадь. (1), (3), (4), (8). |
27. | П.94, П.95 Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точек. | Проблемные задачи фронтальный опрос, упражнения. | Групповая. Отработка алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Решают простейшие задачи на применение теоремы о площади треугольника и теоремы синусов и косинусов. (П) | Решают более сложные задачи на применение теоремы о площади треугольника и теоремы синусов и косинусов. (П) | (8), (6), (7), (5) Проблемные дифференцированные задания. |
28 | П.96 Теорема о площади треугольника. | Практикум, фронтальный опрос. | Индивидуальная. Решение упражнений, составление опорного конспекта, ответы на вопросы. | Решают задачи на применение теоремы о площади треугольника и теоремы синусов и косинусов. (П) | Решают более сложные задачи на применение теоремы о площади треугольника и теоремы синусов и косинусов. (П) | (3), (5), (4) Сборник задач, тетрадь с конспектами. |
29 | П.97, П.98 Теорема синусов и теорема косинусов, примеры их применения для вычисления элементов треугольника.. |
30 | П.97, П.98 Теорема синусов. Теорема косинусов. | Самостоятельное планирование и проведение исследования. | Групповая, фронтальная. Решение качественных задач. | Умеют доказывать теорему о площади треугольника и теоремы синусов и косинусов. Решают задачи на применение теорем. (П) | Умеют доказывать теорему о площади треугольника и теоремы синусов и косинусов. Решают сложные задачи на применение теорем. (Тв) | (8), (6),(7), (5) Проблемные дифференцированные задания. |
31 | П.99, П.100 Решение треугольников. Измерительные работы. |
Тема: Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. (4 ч) |
32. | П.101, П.102 Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. | Лекция, демонстрация таблиц. | Фронтальная. Построение алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Имеют понятие, что такое угол между векторами. Имеют представление об определении скалярного произведения векторов, об условии перпендикулярности ненулевых векторов. (Р) | Умеют по условию задачи находить скалярное произведение векторов, угол между векторами. (П) | (1),(2),(5) «Геометрия не для отличников» -электронное пособие. |
33. | П.103 Скалярное произведение в координатах. | Проблемные задачи фронтальный опрос, упражнения. | Групповая. Отработка алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Умеют объяснить, что такое угол между векторами, знают определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов. (П) | Умеют по условию задачи находить скалярное произведение векторов, угол между векторами. (Тв) | (8), (6),(7), (5) Проблемные дифференцированные задания. |
34. | П.104 Свойства скалярного произведения векторов. | Лекция, демонстрация таблиц. | Фронтальная. Построение алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Знакомы с формулой нахождения скалярного произведения по координатам векторов (Р). Умеют его находить по алгоритму. | Умеют вычислять скалярное произведение векторов и использовать его свойства при решении задач. (Тв). | (2), (5), (7) «Геометрия не для отличников» - электронное пособие. |
35. | Применение скалярного произведения векторов к решению задач. | Проблемные задачи фронтальный опрос, упражнения. | Групповая. Отработка алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Знакомы с формулой нахождения скалярного произведения по координатам векторов (П). Умеют его находить по алгоритму. | Умеют вычислять скалярное произведение векторов и использовать его свойства при решении задач. (П). | (8), (6),(7), (5) Проблемные дифференцированные задания. |
Тема: Решение задач (2 ч). |
36. | Применение скалярного произведения векторов к решению задач. | Проблемные задачи фронтальный опрос, упражнения. | Групповая. Отработка алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Решают задачи по теме, уверенно используют формулы и теоремы при решении задач. (П) | Проводят операции над векторами, вычисляют угол между векторами, проводят доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования. | (8), (6),(7), (5) Проблемные дифференцированные задания. |
37. | Применение скалярного произведения векторов к решению задач. | Практикум, фронтальный опрос. | Индивидуальная. Решение упражнений, составление опорного конспекта, ответы на вопросы. | Решают задачи по теме, уверенно используют формулы и теоремы при решении задач. (П) | Проводят операции над векторами, вычисляют угол между векторами, проводят доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования. | (3), (5), (4) Сборник задач, тетрадь с конспектами. |
38. | Контрольная работа № 4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | Самостоятельное планирование и проведение исследования решения. | Индивидуальная. Решение контрольных заданий. | Умеют решать задачи на применение скалярного произведения векторов. | Умеют решать более сложные задачи на применение скалярного произведения векторов. | (2), (10) проблемные дифференцированные задания. |
«Длина окружности и площадь круга» (10 ч). Основная цель: Расширение представлений учащихся о геометрических фигурах и понятиях, формирование умения пользоваться математическими формулами для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире (на примере формул длины окружности и площади круга) и смежных предметах. |
Тема: Правильные многоугольники (4 ч). |
39. | П.105 Правильные многоугольники. Вписанные и описанные многоугольники. | Лекция, демонстрация слайд – лекции. | Фронтальная Построение алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Имеют представление о правильном многоугольнике, окружности. (Р) | Знают формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности. (П) | (3),(5), (8),(9) Проблемные дифференцированные задания. |
40. | П.106, П.107 Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. | Проблемные задачи фронтальный опрос, упражнения. | Групповая. Отработка алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Имеют представление об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в правильный многоугольник. (Р) | Знают формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности. Решают задачи по теме. (П) | Рабочая тетрадь. (1), (3), (8). |
41. | П.108 Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. | Практикум, фронтальный опрос. | Индивидуальная. Решение упражнений, составление опорного конспекта, ответы на вопросы. | Знают определение правильного многоугольника, доказывают теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в правильный многоугольник. (П) | Выводят формулу для вычисления угла правильного n-угольника и решают задачи на применение этой формулы. (Тв) | (3), (5), (4) Сборник задач, тетрадь с конспектами. |
42. | П.109 Построение правильных многоугольников. | Самостоятельное планирование и проведение исследования. | Групповая, фронтальная. Решение качественных задач. | Знают определение правильного многоугольника, доказывают теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в правильный многоугольник. (П) | Выводят формулу для вычисления угла правильного n-угольника и решают задачи на применение этой формулы. (Тв) | (8), (6), (7), (5) Проблемные дифференцированные задания. |
Тема: Длина окружности и площадь круга (3 ч). |
43. | П.110, П.111 Длина окружности и площадь круга. Число пи. | Лекция, демонстрация слайд – лекции. | Фронтальная. Построение алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Имеют представление о выводе формулы длины окружности. (Р) | Решают задачи на применение формулы длины окружности. (П) | (3), (5), (8), (9) Проблемные дифференцированные задания. |
44. | Формула, выражающая площадь треугольника через периметр и радиус вписанной окружности. | Проблемные задачи фронтальный опрос, упражнения. | Групповая. Отработка алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Знают формулу длины окружности. Решают задачи на применение формулы длины окружности. (П) | Выводят формулу длины окружности. Решают сложные задачи на применение формулы длины окружности. (Тв) | (8), (6),(7), (5) Проблемные дифференцированные задания. |
45 | П.112 Площадь кругового сектора. | | | | | |
Тема: Решение задач (3 ч). |
46. | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга». | Практикум, фронтальный опрос. | Индивидуальная. Решение упражнений, составление опорного конспекта, ответы на вопросы. | Решают задачи на применение формул для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности; и формулы длины окружности. (П) | Решают более сложные задачи на применение формул для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности; и формулы длины окружности. (П) | (3), (5), (4) Сборник задач, тетрадь с конспектами. |
47. | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга». | Самостоятельное планирование и проведение исследования. | Групповая, фронтальная. Решение качественных задач. | Решают задачи на применение формул для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности; и формулы длины окружности. (П) | Решают более сложные задачи на применение формул для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности; и формулы длины окружности. (П) | (8), (6), (7), (5) Проблемные дифференцированные задания. |
48. | Контрольная работа № 5 «Длина окружности и площадь круга». | Самостоятельное планирование и проведение исследования решения. | Индивидуальная. Решение контрольных заданий. | Решают задачи на применение формул для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности; и формулы длины окружности. (П) | Решают более сложные задачи на применение формул для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности; и формулы длины окружности. (П) | (2), (10) Проблемные дифференцированные задания. |
«Движения» (12 ч). Основная цель: Формирование представлений о таких фундаментальных понятиях геометрии, какими являются понятия отображения плоскости на себя, движения, осевая и центральная симметрии, параллельный перенос и поворот (ПМК). Развитие умения использовать различные языки геометрии (словесный, символический, графический) и свободно переходить с языка на языке для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства. |
Тема: Понятие движения (3 ч). |
49. | П.113, П.114, П.115 Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Примеры движений фигур. Наложения. | Лекция, демонстрация слайд – лекции. | Фронтальная. Построение алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Имеют представление об отображении плоскости на себя. (Р) | Решают задачи на осевую и центральную симметрию. | (3), (5), (8), (9) Проблемные дифференцированные задания. |
50. | Понятие движения. Примеры движений фигур. | Проблемные задачи фронтальный опрос, упражнения. | Групповая. Отработка алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Объясняют, что такое отображение плоскости на себя. (П) | Решают задачи по теме (П), доказывают, что при движении отрезок отображается на отрезок. | (8), (6), (7), (5) Проблемные дифференцированные задания. |
51. | Понятие движения. Примеры движений фигур. | Практикум, фронтальный опрос. | Индивидуальная. Решение упражнений, составление опорного конспекта, ответы на вопросы. | Имеют представление о свойствах движений. (Р) | Решают задачи на применение свойств движений. (П) | (3), (5), (4) Сборник задач, тетрадь с конспектами. |
Тема: Параллельный перенос и поворот (5 ч). |
52. | П.116, П.117 Параллельный перенос и поворот. | Лекция, демонстрация слайд – лекции. | Фронтальная. Построение алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Имеют представление, что такое параллельный перенос и поворот. (Р) | Применяют параллельный перенос при решении задач. (П) | Рабочая тетрадь. (8), (7), (6). Плакаты. Компьютерный диск «Движение». |
53. | Параллельный перенос и поворот. | Проблемные задачи фронтальный опрос, упражнения. | Групповая. Отработка алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Объясняют, что такое параллельный перенос и поворот; Решают простейшие задачи на построение. (Р) | Применяют параллельный перенос и поворот при решении задач. (П) | (8), (6), (7), (5) Проблемные дифференцированные задания. |
54. | Параллельный перенос и поворот. | Практикум, фронтальный опрос. | Индивидуальная. Решение упражнений, составление опорного конспекта, ответы на вопросы. | Объясняют, что такое параллельный перенос и поворот; Доказывают, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости. (Р) | Решают задачи по данной теме (П). В задачах на построение чётко проводят все этапы решения: анализ, построение, доказательство. Уверенно пользуются при построении геометрическими инструментами (линейка, угольник, транспортир). Имеют представление о круге практических задач при решении которых используются параллельный перенос и поворот. | (3), (5), (4) Сборник задач, тетрадь с конспектами. |
55 | Параллельный перенос и поворот. | Самостоятельное планирование и проведение исследования. | Групповая, фронтальная. Решение качественных задач. | Объясняют ,что такое параллельный перенос и поворот; Доказывают, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости.(П) | Решают задачи по данной теме (П). В задачах на построение чётко проводят все этапы решения: анализ, построение, доказательство. Уверенно пользуются при построении геометрическими инструментами (линейка, угольник, транспортир). Имеют представление о круге практических задач при решении которых используются параллельный перенос и поворот. | (8), (6), (7), (5) Проблемные дифференцированные задания. |
56 | Параллельный перенос и поворот. |
Тема: Использование движений при решении задач (4 ч). |
57. | Использование движений при решении задач. | Практикум, фронтальный опрос. | Индивидуальная. Решение упражнений, составление опорного конспекта, ответы на вопросы. | Решают задачи, используя изученные формулы (П). Выполняют построения фигур полученных при всех видах движения. | В задачах на построение чётко проводят все этапы решения: анализ, построение, доказательство. Уверенно пользуются при построении геометрическими инструментами (линейка, угольник, транспортир). Имеют представление о круге практических задач при решении которых используются параллельный перенос и поворот. | (3), (5), (4) Сборник задач, тетрадь с конспектами. |
58 | Использование движений при решении задач. | Самостоятельное планирование и проведение исследования. | Групповая, фронтальная. Решение качественных задач. | Решают задачи, используя изученные формулы (П). Выполняют построения фигур полученных при всех видах движения. | Решают задачи повышенной сложности. (Тв). В задачах на построение чётко проводят все этапы решения: анализ, построение, доказательство. Уверенно пользуются при построении геометрическими инструментами (линейка, угольник, транспортир). Имеют представление о круге практических задач при решении которых используются параллельный перенос и поворот. | (8), (6), (7), (5) Проблемные дифференцированные задания. |
59 | Использование движений при решении задач. |
60. | Контрольная работа № 6 «Движения». | Самостоятельное планирование и проведение исследования решения. | Индивидуальная. Решение контрольных заданий. | Решают задачи на применение параллельного переноса и поворота. | Решают более сложные задачи на применение параллельного переноса и поворота. | (2), (10) Проблемные дифференцированные задания. |
Тема: Об аксиомах планиметрии (2 ч). |
61. | Об аксиомах планиметрии. | Лекция, демонстрация таблиц. | Фронтальная. Построение алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Знакомы с аксиомами планиметрии. (Р) | Имеют представления об аксиоматическом построении не только геометрии, но и всей математической теории, о логическом статусе аксиом, определяемых и неопределяемых понятий (номинальных и реальных) определений и теорем; о значении аксиоматики для других областей знания и практики. Знакомы с приёмами построения и исследования математических моделей при решении прикладных задач. | Рабочая тетрадь. (8), (7),(6). |
62. | Об аксиомах планиметрии. | Проблемные задачи фронтальный опрос, упражнения. | Групповая. Отработка алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Знают аксиомы планиметрии, применяют при решении задач. (Р) | Имеют представления об аксиоматическом построении не только геометрии, но и всей математической теории, о логическом статусе аксиом, определяемых и неопределяемых понятий (номинальных и реальных) определений и теорем; о значении аксиоматики для других областей знания и практики. Знакомы с приёмами построения и исследования математических моделей при решении прикладных задач. | Рабочая тетрадь. (8), (7),(6). Плакаты, слайд-лекция. |
«Повторение» (6 ч). Основные цели: Систематизация теоретического материала курса алгебры основной школы по основным темам: «Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые», «Треугольники», «Четырехугольники», «Окружность», «Векторы, метод координат, движение». |
63. | Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые. | Самостоятельное планирование и проведение исследования. | Групповая, фронтальная. Решение качественных задач. | Решают задачи на применение свойств и признаков параллельных прямых. | Решают более сложные задачи на применение свойств и признаков параллельных прямых. | Проблемные дифференцированные задания. |
64. | Треугольники. | Проблемные задачи фронтальный опрос, упражнения. | Групповая. Отработка алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Решают задачи на применение признаков равенства треугольников. Вычисляют площади треугольников при помощи различных формул. Решают задачи на применение теорем косинусов и синусов, и теоремы Пифагора. (П) | Решают более сложные задачи на применение признаков равенства треугольников. Вычисляют площади треугольников при помощи различных формул. Решают задачи на применение теорем косинусов и синусов, и теоремы Пифагора. (П) | Проблемные дифференцированные задания. |
65. | Окружность. | Проблемные задачи фронтальный опрос, упражнения. | Групповая. Отработка алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Решают задачи на применение правил: касательная к окружности, теорему о вписанном и центральном угле. (П) | Решают более сложные задачи на применение правил: касательная к окружности, теорему о вписанном и центральном угле. (П) | Проблемные дифференцированные задания. |
66. | Четырехугольники. | Самостоятельное планирование и проведение исследования. | Групповая, фронтальная. Решение качественных задач. | Решают задачи на применение свойств, признаков, теорем четырехугольников. (П) | Решают задачи на применение свойств, признаков, теорем четырехугольников. (П) | Проблемные дифференцированные задания. |
67. | Векторы, метод координат, движение. | Проблемные задачи фронтальный опрос, упражнения. | Групповая. Отработка алгоритма действия, решение упражнений. Ответы на вопросы. | Решают задачи на применение правил: треугольника, параллелограмма, многоугольника. Решают задачи на применение свойств умножения вектора на число. | Решают задачи на применение правил: треугольника, параллелограмма, многоугольника. Решают задачи на применение свойств умножения вектора на число, на применение теоремы о средней линии трапеции. | Проблемные дифференцированные задания. |
68. | Итоговая контрольная работа. | Самостоятельное планирование и проведение исследования решения. | Индивидуальная. Решение контрольных заданий. | Решают задачи на применение свойств и признаков параллельных прямых. Решают задачи на применение свойств, признаков, теорем четырехугольников. Решают задачи на применение правил: треугольника, параллелограмма, многоугольника. Решают задачи на применение свойств умножения вектора на число. | Решают более сложные задачи на применение свойств и признаков параллельных прямых. Вычисляют площади треугольников при помощи различных формул. Решают задачи на применение теорем косинусов и синусов, и теоремы Пифагора. Решают более сложные задачи на применение правил: касательная к окружности, теорему о вписанном и центральном угле. | (2), (10) Проблемные дифференцированные задания. |