СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике (углубленный уровень) 11 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа (углубленный уровень) по физике для учебника Мякишева (5 томов) 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике (углубленный уровень) 11 класс»



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК



Рассмотрено

на заседании методического

объединения учителей предметной области «Естественно-научные предметы»

Протокол № 8

от «30» августа 2017 года


Руководитель методического объединения: ____/ Беренкеева Т.М.

Согласовано

заместитель директора по УВР

___________ Мезина О.М.


от «31» августа 2017 года


Утверждаю

директор МБОУ СОШ №7

______________А.А. Голиков

Приказ от 31.08.2017 г. № 350-од




Рабочая программа

по физике


для изучения на профильном уровне


для 11б класса



5 часов в неделю (всего 170 часов)





Автор-составитель:

учитель Еланцев А. Н.




2017 / 2018 учебный год


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике. Профильный уровень, Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике. Профильный уровень. Государственный стандарт для среднего (полного) общего образования на профильном уровне по физике. Физика. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана – Граф, 2007. – 208 с. – (Современное образование). Сост. Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова, С.100-113, с учетом авторской программы по физике Г.Я. Мякишев. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия: 7-11 кл. –М.: Дрофа, 2008г., требований к результатам освоения ОП СОО МБОУ СОШ № 7.


Общая характеристика учебного предмета

Физика как предмет в учебном плане общеобразовательной средней школы занимает особое место по ряду причин. Поворот школы от ориентации учебного процесса на запоминание и воспроизведение учащимися некоторой суммы знаний и умений к ориентации, прежде всего, на развитие умственных способностей школьников требует самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся. Физика как учебный предмет в общеобразовательной школе по своему содержанию предоставляет исключительно широкие возможности для организации такой деятельности учащихся. Кроме того, знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии.

Из наблюдений и опытов учащиеся должны самостоятельно прийти к выводам, что для количественного описания наблюдаемых природных явлений необходимо введение таких физических понятий, как расстояние, время, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, энергия, температура и других. Основные физические понятия должны формироваться в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физические законы должны открываться в их собственных опытах и исследованиях.

Подлежащие усвоению физические явления, понятия и законы должны рассматриваться не столько как цель, сколько как средство развития познавательных и творческих способностей учащихся, умений логически мыслить, приобретения опыта планирования практических действий с предметами материального мира с использованием современных технических средств и приборов. При успешной организации самостоятельной, познавательной деятельности школьников на уроках физики выполнение обязательных требований к знаниям и умениям школьников будет естественным следствием процесса их умственного развития с использованием изучения физики в качестве средства достижения этой цели.

Особенностью предмета физика в учебном плане общеобразовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами в современной жизни стало необходимым практически каждому человеку.

При изучении физики профильного уровня основное внимание должно уделяться не дополнительным вопросам и темам, а содержанию, определенному обязательным минимумом. Большое внимание должно уделяться формированию у школьников физических понятий на основе наблюдений физических явлений, выполнению учащимися самостоятельных опытов и экспериментов с последующим анализом их результатов, развитию умений применять на практике теоретические знания, полученные на уроках физики. Основные понятия и законы физики должны быть представлены учащимся не как окончательные и неизменные истины, а в их историческом развитии, с выяснением границ применимости изученных законов, с примерами существования различных систем научных понятий.

В содержание рабочей программы внесены все элементы содержания государственного образовательного стандарта по физике для профильного уровня. Прямым шрифтом указан учебный материал стандарта, подлежащий обязательному изучению и итоговому контролю знаний учащихся. Курсивом с подчеркиванием указан материал стандарта, который подлежит изучению, но не является обязательным для итогового контроля и не включен в требования к уровню подготовки выпускников. Практическая направленность в преподавании физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала достигается через применение физического учебного эксперимента. Перечень демонстраций и лабораторных работ по каждому разделу указан в рабочей программе. Кроме того, рабочей программой предусматривается включение экспериментальных заданий, которые направлены на формирование практических умений: проводить наблюдения, планировать и выполнять простейшие эксперименты, измерять физические величины, делать выводы на основе экспериментальных данных.


Цели:

Изучение физики в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о методах научного познания природы; со-временной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий – классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

  • применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения информации физического содержания и оценки достоверности, использования современных информационных технологий с целью поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

  • воспитание убежденности в необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Задачи:

Изучение предмета «Физика - 11» способствует решению следующих задач:

  • усвоение школьных знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира; свойствах вещества и поля; пространственно-временных закономерностях; динамических и статических законах природы; элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях; строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий – классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

  • воспитание убежденности в необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительно относится к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.


Описание места учебного предмета

Предмет «Физика» относится к предметной области «Естественно-научные предметы».

Реализуется за счет часов учебного плана, составляющих обязательную часть.

Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю).

Годовая промежуточная аттестация проводится в соответствии с положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, в форме утвержденной учебным планом на 2017-2018 учебный год.


Учебно-методический комплект, включая электронные ресурсы

  1. Мякишев, Г.Я. Физика : Электродиналика. 10 – 11 кл.. Углубленный уровень : учебник / Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017. –476, [4] с. : ил.

  2. Мякишев, Г.Я. Физика : Колебания и волны. Углубленный уровень. 11 кл. : учебник / Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017. – 285, [3] с. : ил.

  3. Мякишев, Г.Я. Физика : Оптика. Квантовая физика. Углубленный уровень. 11 кл. : учебник / Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017. – 478, [2] с. : ил.

  4. http://class-fizika.narod.ru/index.htm

  5. http://school-collection.edu.ru

  6. http://www.elkin52.narod.ru

  7. http://ege.edu.ru/ru/

  8. http://college.ru/fizika/

  9. http://www.fipi.ru/

  10. http://gia.edu.ru/ru/

  11. https://phys-ege.sdamgia.ru/

  12. https://neznaika.pro/ege/physics/

  13. http://5-ege.ru/reshenie-zadach-po-fizike-ege-chast-c/

  14. http://mathus.ru/phys/


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


В результате изучения физики на профиль­ном уровне ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;

  • смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;

  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

  • описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

  • применять полученные знания для решения физических задач;

  • определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;

  • измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;


  • приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.



  1. Содержание учебного предмета

  1. Электродинамика. (22 ч)

Магнитное поле тока (10 ч)

Магнитные взаимодейст­вия. Индукция магнитного поля. Вектор магнитной индукции. Поток магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Закон Био — Савара—Лапласа. Сила Ампера. Электроизмеритель­ные приборы. Действие магнитного поля на движу­щиеся заряды. Сила Лоренца. Циклический ускори­тель.


Дидактическую единицу «Магнитный поток» Г.Я.Мякишев формулирует как «Поток магнитной индукции».


Лабораторная работа №1. «Наблюдение действия магнитного поля на ток»


ДЕМОНСТРАЦИИ

  • проводник с током — источник и индикатор маг­нитного поля;

  • опыт Эрстеда;

  • видеофильм про современные ускорители заряженных частиц.

Предметные результаты изучения данной темы:

  • объяснять явления: возникновение магнитного поля, магнитные взаимодействия, действие магнитного поля на проводник с током, действие магнитного поля на движущийся заряд;

  • знать определения физических понятий: магнитная индукция, поток магнитной индукции, линии магнитной индукции, сила Ампера, сила Лоренца, векторное произведение, радиационные пояса Земли, масс-спектрограф;

  • понимать смысл основных физических законов/принципов/уравнений: принцип суперпозиции, закон Био Савара—Лапласа (в векторной и скалярной формах), закон Ампера (в векторной и скалярной формах), формула для расчета силы Лоренца (в векторной и скалярной формах), правила определения направления сил Ампера и Лоренца, связь между скоростью света и магнитной и электрической постоянными, теорема о циркуляции вектора магнитной индукции;

  • использовать полученные знания в повседневной жизни (например, понимание информации об изменении магнитного поля Земли и его влиянии на самочувствие челове­ка, использование знаний при работе с электроизмеритель­ными приборами).

Электромагнитная индукция (8 ч)

Открытие электро­магнитной индукции. Правило Ленца. Закон электро­магнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Самоин­дукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.


Лабораторная работа №2. «Изучение электромагнитной индукции»


ДЕМОНСТРАЦИИ

-- явление электромагнитной индукции;

— принцип генерации переменного тока;

— индукционные токи в массивных проводниках (видеодемонстрация);

— трансформация переменного тока.

Предметные результаты изучения данной темы:

  • объяснять явления: электромагнитная индукция, самоиндукция;

  • знать определения физических понятий: вихревое электрическое поле, ЭДС индукции в движущихся провод­ках, индукционный ток, индуктивность, энергия магнитного поля;

  • понимать смысл основных физических законов/принципов/уравнений: правило Ленца, закон электромагнитной индукции, фундаментальное свойство электромагнитного поля (Дж. Максвелл);

использовать полученные знания в повседневной жизни (например, понимать причину потерь энергии в электротехнических устройствах).


Магнитные свойства вещества (4 ч)

Магнитная прони­цаемость. Три класса магнитных веществ. Объясне­ние пара- и диамагнетизма. Основные свойства ферро­магнетиков. Применение ферромагнетиков.


ДЕМОНСТРАЦИИ

-- видеофильм про парамагнетики, диамагнетики и ферромагнетики.

Предметные результаты изучения данной темы:

  • объяснять явления: парамагнетизм, диамагнетизм, ферромагнетизм;

  • знать определения физических понятий: магнитная проницаемость, намагниченность, спин электрона, домены, магнитный гистерезис;

  • понимать смысл основных физических уравнений: зависимость намагниченности ферромагнетика от величины магнитной индукции поля в отсутствие среды (кривая намагничивания);

  • использовать полученные знания в повседневной жизни (например, учет явления намагничивания и размагничивания при работе с цифровыми носителями информации).

Лабораторный практикум (8ч)

  1. Изучение температурной зависимости сопротивления металлов и полупроводников. (1ч)

  2. Изучение процесса прохождения электрического тока в растворах электролитов. (1ч)

  3. Изучение полупроводникового диода. (2ч)

  4. Изучение процессов выпрямления переменного тока. (2ч)

  5. Изучение процесса прохождения тока в биполярном транзисторе. (2ч)


  1. Колебания и волны (36 ч)

Вращение твердого тела. Законы вращения твер­дого тела.


Механические колебания (9 ч)

Свободные и вынуж­денные колебания. Уравнение движения груза на пружине. Уравнение движения математического ма­ятника. Гармонические колебания. Уравнение гармонических колебаний. Период, частота, амплиту­да и фаза гармонических колебаний. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Сложение гар­монических колебаний. Резонанс.



Лабораторная работа №3. «Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника»

ДЕМОНСТРАЦИИ

  • различные виды колебательного движения;

  • резонанс;

-- видеофильм про автоколебания.

-


Предметные результаты изучения данной темы:

  • объяснять явления: колебательное движение, свобод­ные, затухающие и вынужденные колебания, резонанс, ав­токолебания, превращение энергии при гармонических ко­лебаниях;

знать определения физических понятий: гармониче­ские колебания, пружинный и математический маятники, период, частота, циклическая (круговая) частота, амплиту­да, фаза гармонических колебаний, скорость и ускорение при гармонических колебаниях, спектр колебаний, собст­венная частота;

понимать смысл основных физических законов/прин­ципов/уравнений: зависимость частоты и периода свобод­ных колебаний от свойств системы, уравнения движения для груза, подвешенного на пружине, и математического ма­ятника, уравнения движения для затухающих и вынужден­ных колебаний, метод векторных диаграмм, закон сохране­ния энергии для гармонических колебаний;

использовать полученные знания в повседневной жиз­ни (например, учет явления резонанса, понимание функци­онирования сердца человека как автоколебательной систе­мы).


Электрические колебания (9 ч)


Колебательный контур. Процессы в колеба­тельном контуре. Формула Томсона. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электрические колебания. Переменный электричес­кий ток. Действующие значения силы тока и напря­жения. Резистор в цепи переменного тока. Конденса­тор и катушка индуктивности в цепи переменного то­ка. Закон Ома для цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Генератор на транзисторе. Автоколебания.


Дидактическую единицу «Активное сопртивление» Г.Я.Мякишев формулирует как «Резистор в цепи переменного тока».


ДЕМОНСТРАЦИИ

  • переменный ток (видеодемонстрация).

Предметные результаты изучения данной темы:

объяснять явления: свободные и вынужденные элект­рические колебания, процессы в колебательном контуре, резистор в цепи переменного тока, катушка индуктивности в цени переменного тока, емкость в цепи переменного тока, резонанс в электрической цепи;

  • знать определения физических понятий: переменный электрический ток, действующие значения силы тока и напряжения, мощность в цепи переменного тока, коэффициент мощности, обратная связь в генераторе на транзисторе;

  • понимать смысл основных физических законов: формула Томсона, закон Ома для цепи переменного тока;

  • использовать полученные знания в повседневной жизни (например, понимание обратной связи).

Производство, передача, распределение и ис­пользование электрической энергии (5 ч)


Генератор пе­ременного тока. Трансформатор. Выпрямление пере­менного тока. Трехфазный ток. Соединение обмоток генератора и потребителей трехфазного тока. Асинх­ронный электродвигатель. Использование электриче­ской энергии. Передача и распределение электриче­ской энергии.


ДЕМОНСТРАЦИИ

  • видеофильм про производство, передачу, распределение и эффективное использование электрической энергии.

Предметные результаты изучения данной темы:

  • объяснять явления: генерирование электрической энергии, выпрямление переменного тока, соединение потре­бителей электрической энергии, передача и распределение электрической энергии;

  • знать определения физических понятий: генератор переменного тока, трансформатор, коэффициент полезного действия трансформатора, трехфазный ток, асинхронный электродвигатель;

  • понимать смысл основных физических законов/уравнений: закон Ома для цепи переменного тока, мощность в цепи переменного тока;

-- использовать полученные знания в повседневной жизни (например, эффективное использование электроэнергии в быту, понимание включенности каждого потребителя элек­троэнергии в энергосистему города/региона/страны).


Механические волны. Звук. (5 ч)

Волновые явления. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Ско­рость распространения волн. Уравнение гармонической волны. Уравнение бегущей вол­ны. Стоячие волны как свободные колебания тел. Волны в среде. Звуковые волны. Скорость звука. Му­зыкальные звуки и шумы. Громкость, высота и тембр звука. Излучение звука. Ультразвук и инфразвук. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Закон от­ражения волн. Преломление волн. Дифракция волн.


ДЕМОНСТРАЦИИ

  • различные виды волн (видеодемонстрация или на­турный эксперимент).

Предметные результаты изучения данной темы:

  • объяснять явления: волновой процесс, излучение зву­ка, интерференция и дифракция волн, отражение и преломление волн, акустический резонанс, образование стоячей волны, музыкальные звуки и шумы;

знать определения физических понятий: поперечные и продольные волны, плоская и сферическая волны, энергия полны, длина волны, скорость распространения волны, ско­рость звука, громкость и высота звука, тембр, волновая по­верхность, луч, волновой фронт, инфразвук, ультразвук, когерентные волны, интерференционная картина;

понимать смысл основных физических законов/прин­ципов/уравнений: уравнение бегущей волны, принцип Гюйгенса, условия максимума и минимума интерференции, за­кон преломления волн;

использовать полученные знания в повседневной жиз­ни (например, уметь отличать музыкальные звуки от шума).

Электромагнитные волны (8 ч)

Связь между перемен­ным электрическим и переменным магнитным по­лями. Электромагнитное поле. Электромагнитная волна. Скорость электромагнитных волн. Излучение электромагнитных волн. Энергия электромагнитной волны. Свойства электромагнит­ных волн. Изобретение радио А. С. Поповым. Прин­ципы радиосвязи. Амплитудная модуляция. Детекти­рование. Радиоприемник. Распространение радио­волн. Радиолокация. Телевидение.


Дидактическую единицу «Свойства электромагнит­ных излучений» Г.Я.Мякишев формулирует как «Свойства электромагнит­ных волн»



ДЕМОНСТРАЦИИ

  • опыты Герца;

  • видеофильм про радиосвязь и телевидение;

  • свойства электромагнитных волн.

Предметные результаты изучения данной темы:

  • объяснять явления: возникновение электромагнитно­го поля, передача электромагнитных взаимодействий, по­глощение, отражение, преломление, интерференция элек­тромагнитных волн, распространение радиоволн, радиоло­кация, образование видеосигнала;

  • знать определения физических понятий: ток смеще­ния, электромагнитная волна, вибратор Герца, скорость рас­пространения электромагнитных волн, энергия электромаг­нитной волны, плотность потока электромагнитного излуче­ния, детектирование, амплитудная модуляция;

  • понимать смысл основных физических законов/прин­ципов/уравнений: связь между переменным электрическим и переменным магнитным полями, классическая теория из­лучения, принципы радиосвязи;

  • использовать полученные знания в повседневной жиз­ни (например, понимать принципы функционирования мо­бильной (сотовой) связи, понимать тенденции развития теле­видения (переход «на цифру»)).

Лабораторный практикум (12ч)

1. Изучение цепи переменного тока. (1ч)

2. Изучение резонанса в цепи переменного тока. (1ч)

3. Измерение коэффициента мощности цепи переменного тока. (1ч)

4. Изучение однофазного трансформатора. (2ч)

5. Измерение емкости конденсатора и индуктивности катушки. (2ч)

6. Изучение автоколебаний. (1ч)

7. Ознакомление с процессами модуляции и демодуляции (детектирования) электромагнитных колебаний. (2ч)

8. Изучение поперечных волн в струне с закрепленными концами. (1ч)

9. Изучение свойств звуковых волн. (1ч)

  1. Оптика (18 ч)


Развитие взглядов на природу света.

Геометрическая оптика (8 ч)

Световые лучи. Фотомет­рия. Сила света. Освещенность. Яркость. Фотометры. Принцип Ферма. Закон отражения света. Сфери­ческое зеркало. Закон преломления света. Полное внутреннее от­ражение. Преломление света на сферической поверх­ности. Линза. Фокусное расстояние и оптическая си­ла линзы. Формула тонкой линзы. Построение изображения, даваемого линзой. Недостатки линз. Фотоаппарат. Глаз. Очки. Лупа. Микроскоп. Телескоп.


Лабораторная работа №4. «Измерение показателя преломления стекла»

Лабораторная работа №5. «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»


ДЕМОНСТРАЦИИ

  • тень и полутень, зеркальное и рассеянное отраже­ние, равенство угла отражения углу падения;

— преломление света, полное внутреннее отражение;

  • прохождение света через плоскопараллельную плас­тинку и треугольную призму;

— прохождение света через собирающую и рассеивающую линзы с разным фокусным расстоянием;

  • видеофильм про оптические приборы.

Предметные результаты изучения данной темы:

объяснять явления: прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, полное отражение света, рефракция света, мираж, аберрация;

знать определения физических понятий: поток излу­чения, относительная спектральная световая эффектив­ность, сила света, точечный источник, освещенность, яркость, плоское зеркало, сферическое зеркало, фокус, мнимый фокус, фокальная плоскость, оптическая сила сфе­рического зеркала, увеличение зеркала, главная оптическая ось, побочная оптическая ось, показатель преломления, пре­дельный угол полного отражения, световод, тонкая линза, фокусное расстояние и оптическая сила линзы;

  • понимать смысл основных физических законов/прин­ципов/уравнений: закон освещенности, принцип Ферма, за­коны геометрической оптики, формула сферического зеркала и линзы, принципы построения изображений в сферическом зеркале и линзе, правило знаков при использовании формулы тонкой линзы;

  • использовать полученные знания в повседневной жизни (например, коррекция зрения с помощью подбора очков, линз, выбор фотоаппарата, опираясь на знание его оптических характеристик).

Световые волны (5 ч)

Скорость света. Дисперсия све­та. Интерференция света. Когерентность. Длина све­товой волны. Кольца Ньютона. Дифракция света. Дифракция Френеля на простых объектах. Дифрак­ция Фраунгофера. Дифракционная решетка. Разре­шающая способность микроскопа и телескопа. Поперечность световых волн. Поляризация света. Поперечность световых волн и электромагнитная теория света.

Дидактические единицы «Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов» Г.Я.Мякишев раскрывает на примере единиц «Фотоаппарат. Глаз. Очки. Лупа. Микроскоп. Телескоп. Разре­шающая способность микроскопа и телескопа», дидактическую единицу «Свет как электромагнитная волна» раскрывает при рассмотрении вопроса «Поперечность световых волн и электромагнитная теория света».


Лабораторная работа №6. «Измерение длины световой волны»

Лабораторная работа №7. «Наблюдение интерференции и дифракции света»


ДЕМОНСТРАЦИИ

  • разложение белого света при прохождении через призму;

  • интерференция (в бипризме Френеля, в тонких пленках, кольца Ньютона) и дифракция (на круглом отверстии, круглом экране, длинной узкой щели) света;

  • разложение белого света дифракционной решеткой, прохождение монохроматического света через дифракционную решетку;

  • прохождение света через поляризатор и анализатор.

Предметные результаты изучения данной темы:

  • объяснять явления: интерференция, дифракция, дисперсия и поляризация света;

  • знать определения физических понятий: скорость света, монохроматическая волна, интерференционная и дифракционная картины, когерентные волны, зоны Френеля векторные диаграммы, разрешающая способность оптических приборов;

  • понимать смысл основных физических законов/принципов/уравнений: принцип Гюйгенса—Френеля, условии минимума и максимума интерференционной и дифракцион­ной картин, электромагнитная теория света;

использовать полученные знания в повседневной жиз­ни (например, оценивать пределы разрешающей способнос­ти различных оптических приборов).

Излучение и спектры (5 ч)

Источники света. Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спект­ральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромаг­нитных излучений.

Дидактические единицы «Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение» Г.Я.Мякишев раскрывает на примере конкретных единиц «Источники света. Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спект­ральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромаг­нитных излучений».

Лабораторная работа «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

ДЕМОНСТРАЦИИ

—линейчатый спектр;

— видеофильм про использование спектрального анализа в различных сферах науки и деятельности человека;

— шкала электромагнитных излучений.

Предметные результаты изучения данной темы:

объяснять явления: излучение света (тепловое излуче­ние, электролюминесценция, катодолюминесценция, хеми- люминесценция, фотолюминесценция);

знать определения физических понятий: спектр излу­чения, интенсивность электромагнитного излучения, спект­ральные приборы, непрерывные и линейчатые спектры, спектральный и рентгеноструктурный анализ, ультрафио­летовое и инфракрасное излучения, рентгеновские лучи;

понимать смысл основных физических законов/принципов/уравнений: механизм излучения света веществом;

использовать полученные знания в повседневной жиз­ни (например, знать положительное и отрицательное влия­ние ультрафиолетового излучения на человеческий орга­низм).



  1. Основы теории относительности (4 ч)

Законы электродинамики и принцип относитель­ности. Опыт Майкельсона. Постулаты теории относи­тельности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Относительность одновременности. Преобра­зования Лоренца. Относительность расстояний и про­межутков времени. Релятивистский закон сложения скоростей. Релятивистская динамика. Синхрофазо­трон. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь массы с энергией, импульсом. Дефект массы и энергия связи.

ДЕМОНСТРАЦИИ

  • видеофильм про становление специальной теории относительности.

Предметные результаты изучения данной темы:

  • объяснять явления: относительность одновременнос­ти, относительность расстояний, относительность проме­жутков времени;

  • знать определения физических понятий: собственное время, релятивистский импульс, масса покоя, энергия по­коя, релятивистская кинетическая энергия;

  • понимать смысл основных физических законов/принципов/уравнений: постулаты теории относительности, преобразования Лоренца, релятивистский закон сложения скоростей, зависимость массы от скорости, релятивистское уравнение движения, принцип соответствия, формула Эйнштейна, релятивистское соотношение между энергией и импульсом;

-- использовать полученные знания в повседневной жизни (например, учет относительности при оценке расстояний, скорости).



  1. Квантовая физика (40 ч)

Световые кванты. Действия света ( 8 ч)

Зарождение квантовой теории. Гипотеза М.Планка о квантах. Постоянная Планка. Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова. Теория фотоэффекта. Уравнение А.Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэф­фекта. Давление света. Химическое действие света. Опыты П.Н.Лебедева и С.И.Вавилова. Фотография. Запись и воспроизведение звука в кино.


ДЕМОНСТРАЦИИ

  • явления, происходящие при освещении различными источниками света заряженной цинковой пластинки, соединенной с электроскопом;

  • видеофильм про становление и развитие фотографического искусства.

Предметные результаты изучения данной темы:

  • объяснять явления: равновесное тепловое излучение, фотоэффект, эффект Комптона, давление света, химическое действие света, запись и воспроизведение звука;

  • знать определения физических понятий: абсолютно черное тело, квант, фотон, энергия и импульс фотона;

понимать смысл основных физических законов/прин­ципов: гипотеза Планка, теория фотоэффекта;

  • использовать полученные знания в повседневной жиз­ни (например, понимание принципов создания фотографии).


Атомная физика. Квантовая теория (8 ч)

Спектраль­ные закономерности. Планетарная модель атома. Опыты Резерфорда. Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Линейчатые спектры. Экспериментальное доказательство существования стационарных состояний. Трудности те­ории Бора. Корпускулярно-волновой дуализм. Форму­ла де Бройля. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гей­зенберга. Статистический характер квантовой меха­ники. Многоэлектронные атомы. Принцип Паули. Спонтанное и вынужденное излучение света. Квантовые источники света — лазеры. Понятие о не­линейной оптике.


Дидактическая единица «Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц» Г.Я.Мякишев в данной программе раскрывает в вопросе «Форму­ла де Бройля».


ДЕМОНСТРАЦИИ

— видеофильм про опыты Резерфорда;

— лазеры.

Предметные результаты изучения данной темы:

  • объяснять явления: излучение света атомом, корпускулярно-волновой дуализм;

  • знать определения физических понятий: модель Томсона, планетарная модель атома, модель атома водорода по Бору, энергия ионизации, волны вероятности, лазер, инду­цированное излучение, нелинейная оптика;

понимать смысл основных физических законов/принципов/уравнений: спектральные закономерности, постула­ты Бора, гипотеза де Бройля, соотношение неопределеннос­тей Гейзенберга, принцип Паули, периодическая система Менделеева, принцип действия лазеров;

использовать полученные знания в повседневной жиз­ни (например, оценивать «энергетический выход» лазерного излучения, используемого в медицинских целях).


Физика атомного ядра (8 ч)

Методы наблюдения и ре­гистрации элементарных частиц. Естественная ра­диоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Ра­диоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы. Искусствен­ное превращение атомных ядер. Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Нуклонная модель ядра. Ядерные силы. Пи-мезоны. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерные спектры. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Получение ра­диоактивных изотопов и их применение. Биологичес­кое действие радиоактивных излучений. Дозиметрия. Ядерная энергетика.


Дидактическая единица «Термоядерный синтез» в данной программе раскрывает в дидактической единице «Термоядерные реакции».


Лабораторная работа №8. «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»


ДЕМОНСТРАЦИИ

  • действие газоразрядного счетчика;

  • видеофильмы про методы наблюдения и регистрации элементарных частиц, ядерный реактор, использовании радиоактивного излучения в различных целях.

Предметные результаты изучения данной темы:

  • объяснять явления: естественная и искусственная радиоактивность;

  • знать определения физических понятий: альфа-, бета- и гамма-излучение, период полураспада, изотопы, нейтрон, протон, ядерные силы, сильное взаимодействие, диаграммы Фейнмана, виртуальные частицы, мезоны, нуклоны, энергия связи атомных ядер, удельная энергия связи, энергетический выход ядерных реакций, ядерный реактор, критическая масса, термоядерные реакции, доза излучения;

  • понимать смысл основных физических законов/принципов/уравнений: закон радиоактивного распада, правило смещения;

  • использовать полученные знания в повседневной жизни (например, знать способы защиты от радиоактивных излучений).

Элементарные частицы (8 ч)

Статистический характер процессов в микромире. Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитро­на. Античастицы. Открытие нейтрино. Промежуточ­ные бозоны — переносчики слабых взаимодействий. Кварки. Взаимодействие кварков. Глюоны. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире.



ДЕМОНСТРАЦИИ

  • видеофильм про открытие различных элементарных частиц.

Предметные результаты изучения данной темы:

  • объяснять явления: слабое взаимодействие, взаимодействие кварков;

-- знать определения физических понятий: античастица, позитрон, нейтрино, промежуточные бозоны, лептоны, адроны, барионы, мезоны, кварки, глюоны;

-- понимать смысл основных физических законов/принципов: гипотеза Паули, сущность распада элементарных час­тиц, единая теория слабых и электромагнитных взаимодействий.


Лабораторный практикум (8ч)

1. Изучение закона преломления света.

2. Измерение показателя преломления стекла при помощи микроскопа.

3. Измерение фокусного расстояния рассеивающей линзы.

4. Сборка оптических систем.

5. Исследование интерференции света.

6. Исследование дифракции света.

7. Определение длины световой волны при помощи дифракционной решетки.

8. Изучение явлений фотоэффекта. Измерение работы выхода электрона.

6. Строение Вселенной (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Общие характеристики пла­нет. Планеты земной группы. Далекие планеты. Солнце и звезды. Галактики. «Красное смещение» в спектрах галактик. Строение и эволюция Вселенной. Масштабы Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.


Дидактические единицы «Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд» рассматриваются при изучении темы «Солнце и звезды», дидактические единицы «Наша галактика. Другие галактики» Г.Я Мякишев вводит при рассмотрении дидактической единицы, «Галактики», «Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной» - как «Масштабы Вселенной», «Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной» рассматривается как «Строение и эволюция Вселенной».


ДЕМОНСТРАЦИИ

— фотографии планет, комет, спутников;

-- типы телескопов.

Предметные результаты изучения данной темы:

-- объяснять явления: возникновение приливов на Земле, солнечные и лунные затмения, явление метеора, существование хвостов комет, «разбегание» галактик;

-- знать определения астрономических/физических понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система отсчета, астрономическая единица, световой год, светимость звезд, планеты Солнечной системы, галактика;

-- понимать смысл основных астрономических/физических законов/принципов/ уравнений: гипотезы происхождений и развития Солнечной системы, закон Хаббла;

-- использовать полученные знания в повседневной жизни (например, критически оценивать астрономическую информацию в различных источниках).


7. Значение физики для объяснения мира и развития

производительных сил общества (2 ч)

Единая физическая картина мира. Физика и науч­но-техническая революция.


ДЕМОНСТРАЦИИ

— видеофильм про развитие технологий, базирующихся на достижениях современной физики.

Предметные результаты изучения данной темы:

-- уметь структурировать, систематизировать и обобщать физические знания в виде физической картины мира (например, в форме схематического изображения).


8. Резервное время (Итоговое повторение) (15 часов)



Программой предусмотрено проведение текущего контроля успеваемости обучающихся по разделам курса; проведение практических и лабораторных работ.


Учебно-тематический план

11 класс

раздела

Наименование разделов

Количество часов

Контрольные работы (количество)

Практическая часть (лабораторные, практические работы)

1

Электродинамика (продолжение)

22

3

2

2

Колебания и волны

36

3

1

3

Оптика

20

2

5

4

Основы теории относительности

4



5

Квантовая физика

36

3

1

6

Строение Вселенной

7



7

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества

2



8

Лабораторный практикум

28


28

9

Резервное время (Итоговое повторение)

15

1



Итого

170

12

37




  1. Тематическое планирование


Дата по плану

Дата по факту

Наименование темы

Количество часов

Примечание


Часть 1. Электродинамика 22 часа

Глава 1. Магнитное поле ток (10 ч.)



Инструктаж по технике безопасности. Магнитные взаимодействия. Индукция магнитного поля. Вектор магнитной индукции. Поток магнитной индукции.

1




Линии магнитной индукции. Закон Био – Савара – Лапласа.

1




Лабораторная работа №1: "Наблюдение действия магнитного поля на ток".

1




Сила Ампера. Электроизмерительные приборы.

1




Практикум решения задач по теме «Сила Ампера».

1




Действие магнитного поля на движущиеся заряды. Сила Лоренца. Циклический ускоритель.

1




Практикум решения задач по теме «Сила Лоренца».

1




Практикум решения задач «Магнитное поле тока»

1




Контрольная работа №1 «Электрический ток в различных средах. Магнитное поле тока»

1




Контрольная работа №1 «Электрический ток в различных средах. Магнитное поле тока»

1



Глава 2. Электромагнитная индукция. Магнитные свойства вещества. 12 часов.



Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца.

1




Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле.

1




Срезовая контрольная работа №2 (на входе)

1




Лабораторная работа № 2 "Изучение электромагнитной индукции"

1




ЭДС индукции в движущихся проводниках.

1




Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

1




Практикум решения задач по теме «Электромагнитная индукция»

1




Магнитная проницаемость. Три класса магнитных веществ. Объяснение диа- и парамагнетизма.

1




Основные свойства ферромагнетиков. Применение ферромагнетиков.

1




Практикум решения задач по теме «Электромагнитная индукция»

1




Зачет по теме «Электродинамика»

1




Контрольная работа №3 «Электромагнитная индукция»

1


Лабораторный практикум 8 часов.



Изучение температурной зависимости сопротивления металлов и полупроводников.

1




Изучение процесса прохождения электрического тока в растворах электролитов.

1




Изучение полупроводникового диода.

1




Изучение полупроводникового диода.

1




Изучение процессов выпрямления переменного тока.

1




Изучение процессов выпрямления переменного тока.

1




Изучение процесса прохождения тока в биполярном транзисторе.

1




Изучение процесса прохождения тока в биполярном транзисторе.

1


Часть 2. Колебания и волны. 36 часа

Глава 1. Вращение твердого тела. Механические колебания. 8 часов



Законы вращения твердого тела.

1




Свободные и вынужденные колебания. Уравнение движения груза на пружине.

1




Уравнение движения математического маятника. Решение задач «Маятники».

1




Лабораторная работа № 3 "Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника"

1




Гармонические колебания. Период, частота, амплитуда и фаза гармонических колебаний. Уравнение гармонических колебаний.

1




Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Сложение гармонических колебаний. Резонанс.

1




Практикум решения задач «Механические колебания»

1




Контрольная работа №4 «Механические колебания»

1



Глава 2. Электрические колебания. Производство, передача.

Распределение и использование электрической энергии. 14 часов



Колебательный контур. Процессы в колебательном контуре. Формула Томсона. Свободные электромагнитные колебания.

1




Вынужденные электрические колебания. Переменный электрический ток.

1




Действующие значения силы тока и напряжения. Резистор в цепи переменного тока.

1




Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока.

1




Закон Ома для цепи переменного тока.

1




Мощность в цепи переменного тока.

1




Резонанс в электрической цепи. Генератор на транзисторе. Автоколебания.

1




Практикум решения задач «Электрические колебания».

1




Генератор переменного тока. Трансформатор. Выпрямление переменного тока.

1




Трехфазный ток. Соединение обмоток генератора и потребителей трехфазного тока.

1




Асинхронный электродвигатель.

1




Использование электрической энергии.

1




Передача и распределение электрической энергии.

1




Практикум решения задач «Трансформатор».

1




Контрольная работа №5 «Электрические колебания».

1



Глава 3. Механические волны. Звук. 6 часов



Волновые явления. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость распространения волн.

1




Уравнение бегущей волны. Стоячие волны как свободные колебания тел. Уравнение гармонической волны.

1




Волны в среде. Звуковые волны. Скорость звука. Музыкальные звуки и шумы. Громкость, высота и тембр звука.

1




Излучение звука. Ультразвук и инфразвук. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса.

1




Закон отражения волн. Преломление волн. Дифракция волн.

1




Практикум решения задач «Механические волны».

1


Глава 4. Электромагнитные волны. 7 часов



Связь между переменным электрическим и переменным магнитным полями. Электромагнитное поле.

1




Электромагнитная волна. Излучение электромагнитных волн. Скорость электромагнитных волн. Энергия электромагнитной волны. Свойства электромагнитных волн.

1




Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи. Амплитудная модуляция. Детектирование.

1




Радиоприемник. Распространение радиоволн. Радиолокация. Телевидение.

1




Практикум решения задач «Электромагнитные волны»

1




Зачет по теме «Колебания и волны»

1




Контрольная работа №6 «Механические и электромагнитные волны»

1


Лабораторный практикум 12 часов.



Изучение цепи переменного тока.

1




Изучение резонанса в цепи переменного тока.

1




Измерение коэффициента мощности цепи переменного тока.

1




Изучение однофазного трансформатора

1




Изучение однофазного трансформатора

1




Измерение емкости конденсатора и индуктивности катушки.

1




Измерение емкости конденсатора и индуктивности катушки.

1




Изучение автоколебаний.

1




Ознакомление с процессами модуляции и демодуляции (детектирования) электромагнитных колебаний.

1




Ознакомление с процессами модуляции и демодуляции (детектирования) электромагнитных колебаний.

1




Изучение поперечных волн в струне с закрепленными концами.

1




Изучение свойств звуковых волн.

1


Часть 3. Оптика. 20 часов

Глава 1. Геометрическая оптика. 10 часов



Развитие взглядов на природу света. Световые лучи. Фотометрия. Сила света. Освещенность.

1




Яркость. Фотометры. Решение задач на тему «Фотометрия».

1




Принцип Ферма. Закон отражения света. Сферическое зеркало.

1




Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Преломление света на сферической поверхности.

1




Лабораторная работа № 4 "Измерение показателя преломления стекла"

1




Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Формула тонкой линзы.

1




Построение изображения, даваемого линзой. Недостатки линз. Фотоаппарат. Глаз. Очки. Лупа. Микроскоп. Телескоп.

1




Лабораторная работа №5 "Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы"

1




Практикум решения задач по теме «Геометрическая оптика».

1




Контрольная работа №7 «Геометрическая оптика».

1


Глава 2. Световые волны. Излучение и спектры. 10 часов



Скорость света. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность.

1




Длина световой волны. Кольца Ньютона. Дифракция света. Дифракция Френеля на простых объектах.

1




Дифракция Фраунгофера. Дифракционная решетка. Разрешающая способность микроскопа и телескопа.

1




Лабораторная работа № 6 "Измерение длины световой волны".

1




Лабораторная работа №7 «Наблюдение интерференции и дифракции света».

1




Поперечность световых волн. Поляризация света. Поперечность световых волн и электромагнитная теория света.

1




Источники света. Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.

1




Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений. Лабораторная работа №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

1




Зачет по теме «Оптика».

1




Контрольная работа №8 «Световые волны. Излучения и спектры».

1


Часть 4. Основы теории относительности. 4 часа.



Законы электродинамики и принцип относительности. Опыт Майкельсона. Постулаты теории относительности Эйнштейна.

1




Пространство и время в СТО. Относительность одновременности. Преобразования Лоренца. Относительность расстояния и промежутков времени.

1




Релятивистский закон сложения скоростей. Релятивистская динамика. Синхрофазотрон. Связь массы с энергией, импульсом. Дефект массы и энергия связи.

1




Полная энергия, энергия покоя. Релятивистский импульс. Самостоятельная работа «Основы теории относительности».

1


Часть 5. Квантовая физика. 36 часов

Глава 1. Световые кванты. Действия света. 9 часов



Зарождение квантовой теории. Гипотеза М.Планка о квантах. Постоянная Планка. Фотоэффект. Теория фотоэффекта.

1




Опыты А.Г. Столетова. Уравнение А.Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта.

1




Практикум решения задач по теме «Фотоэффект. Фотоны».

1




Давление света. Химическое действие света. Фотография. Опыты П.Н.Лебедева и С.И.Вавилова.

1




Запись и воспроизведение звука в кино. Решение задач по теме «Давление света».

1




Практикум решения задач «Световые кванты. Действия света»

1




Практикум решения задач «Световые кванты. Действия света»

1




Контрольная работа №9 «Световые кванты. Действия света».

1




Контрольная работа №9 «Световые кванты. Действия света».

1


Глава 2. Атомная физика. Квантовая теория. 8 часов



Спектральные закономерности. Планетарная модель атома. Опыты Резерфорда.

1




Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Линейчатые спектры. Экспериментальное доказательство существования стационарных состояний.

1




Трудности теории Бора. Корпускулярно-волновой дуализм. Формула де Бройля. Дифракция электронов.

1




Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Статистический характер квантовой механики.

1




Многоэлектронные атомы. Принцип Паули. Решение задач по теме «Атомная физика».

1




Спонтанное и вынужденное излучение света. Квантовые источники света – лазеры. Понятие о нелинейной оптике.

1




Практикум решения задач по теме «Атомная физика»

1




Контрольная работа №10 «Атомная физика. Квантовая теория».

1



Глава 3. Физика атомного ядра. Элементарные частицы. 19 часов



Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

1




Естественная радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Радиоактивные превращения.

1




Лабораторные работы №9 "Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям".

1




Практикум решения задач по теме «Радиоактивные превращения».

1




Закон радиоактивного распада. Период полураспада.

1




Изотопы. Искусственное превращение атомных ядер. Открытие нейтрона.

1




Строение атомного ядра. Нуклонная модель ядра. Ядерные силы. Пи-мезоны. Энергия связи атомных ядер.

1




Практикум решения задач по теме «Энергия связи атомных ядер».

1




Ядерные реакции. Ядерные спектры.

1




Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.

1




Термоядерные реакции.

1




Получение радиоактивных изотопов и их применение.

1




Биологическое действие радиоактивных излучений. Дозиметрия.

1




Практикум решения задач по теме «Физика атомного ядра».

Ядерная энергетика.

1




Статистический характер процессов в микромире. Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. Открытие нейтрино.

1




Промежуточные бозоны – переносчики слабых взаимодействий. Кварки. Взаимодействие кварков. Глюоны. Законы сохранения в микромире.

1




Зачет по теме «Квантовая физика».

Фундаментальные взаимодействия.

1




Контрольная работа №11 «Физика атомного ядра. Элементарные частицы».

1




Контрольная работа №11 «Физика атомного ядра. Элементарные частицы».

1


Лабораторный практикум по оптике и квантовой физике. 8 часов



Изучение закона преломления света.

1




Измерение показателя преломления стекла при помощи микроскопа.

1




Измерение фокусного расстояния рассеивающей линзы.

1




Сборка оптических систем.

1




Исследование интерференции света.

1




Исследование дифракции света.

1




Определение длины световой волны при помощи дифракционной решетки.





Изучение явлений фотоэффекта. Измерение работы выхода электрона.




Строение Вселенной. 7 часов



Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

1




Общие характеристики планет.

1




Планеты земной группы.

1




Далекие планеты.

1




Солнце и звезды. Галактики. «Красное смещение» в спектрах галактик.

1




Строение и эволюция Вселенной. Масштабы Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

1




Зачет по теме «Строение Вселенной».

1


Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. 2 часа



Единая физическая картина мира.

1




Физика и научно-техническая революция.

1


Итоговое повторение. 17 часов



Повторение. Силы в природе. Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.

1




Повторение. Деформация и силы упругости. Закон Гука. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел

1




Повторение. Решение задач.

1




Повторение. Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Работа силы. Мощность.

1




Повторение. Энергия. Кинетическая энергия и её изменение. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике.

1




Повторение. Основные положения молекулярно-кинетической теории.

1




Повторение. Масса молекул. Количество вещества.

1




Повторение. Модель идеального газа. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической анергией теплового движения его молекул.

1




Повторение. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

1




Повторение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы в газах.

1




Повторение. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты.

1




Повторение. Первый закон термодинамики

1




Итоговая контрольная работа №12.

1




Резерв времени: решение задач по теме: «Оптика»

1




Резерв времени: решение задач по теме: «Световые кванты».

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!