СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике для 9 класса.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике для 9 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по физике под редакцией Гутник Е.М., Перышкина А.В. Программа имеет следующую структуру: пояснительная записка, в которой конкретизируются цели, задачи, стержневые идеи предмета, приоритетные формы, методы, технологии и средства обучения, особенности контроля за качеством освоения программы; основное содержание предмета; компетенции, формируемые учителем у обучающихся; требования к уровню подготовкиобучающихся 9 класса по предмету; задания для самостоятельной работыобучающихся; список литературы для учителя и учащихся; организация итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 9 класса.»

Принята Утверждена

решением педагогического совета приказом МБОУ «СОШ № 41

протокол №____ от «__»_________ им. В.В.Сизова" г.Курска

______ от « » _____________

Директор школы

_________________ Бринева Т.П.






Рабочая программа

по физике для 9 класса



Общее количество часов – 70, в том числе КР – 4, ЛР – 4.




Основания для разработки программы

1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.

2. Базисный учебный план.

3. Учебный план школы.

4. Примерная программа основного общего образования по физике (под ред. Гутник Е.М., Перышкина А.В.)








Автор-составитель – Терехова Валерия Алексеевна











Пояснительная записка.


Ядро содержания школьного образования в современном, быстро меняющемся мире должно включать не только необходимый комплекс знаний и идей, но и универсальные способы познания и практической деятельности. Школа должна учить детей критически мыслить, оценивать накопленные человечеством культурные ценности. Физика, как наиболее развитая естественная наука, занимает особое место в общечеловеческой культуре, являясь основой современного научного миропонимания. Это определяет и значение физики как учебного предмета в системе школьного образования.

Методика преподавания физики в России и других странах развивается по пути вооружения учащихся методами научного познания в единстве с усвоением знаний и умений. Только при этом условии можно достичь активизации познавательной деятельности учащихся. Поэтому объектами изучения в курсе физики на доступном для учащихся уровне наряду с фундаментальными физическими понятиями и законами должны быть методы познания, построения моделей (гипотез) и их теоретического анализа. Выпускники школы должны понимать, в чем суть моделей физических объектов (процессов) и гипотез, как делаются теоретические выводы, как экспериментально проверять модели, гипотезы и теоретические выводы. Они должны понимать, что в основе научного познания лежит моделирование реальных объектов и процессов, что никакая модель не может быть тождественна изучаемому объекту или процессу, но вместе с тем отражает его важнейшие особенности. Без всего этого у выпускника школы не может формироваться научное мышление, он не сможет отличать научные знания от ненаучных, разбираться в вопросах познаваемости мира.

Решающим фактором обучения и интеллектуального развития ученика является приобретение им опыта познавательной деятельности. Поэтому учебный процесс целесообразно организовать так, чтобы изучаемые основы физики и методы науки были одновременно и объектом, и средством учебного познания.


Цели изучения физики


Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.



Задачи:

  • раскрытие общекультурной значимости физики как науки и формирование на этой основе научного мировоззрения и мышления;

  • ознакомление учащихся с фундаментальными понятиями и законами физики как важнейшим компонентом общечеловеческой культуры;

  • создание ориентационной основы для осознанного выбора профиля обучения в старшей школе.



Стержневые идеи физики

  • Индивидуальная (самостоятельная с элементами инициативы) учебная деятельность в рамках дисциплин, которые осваивались с начала школы.

  • Освоение новой системной предметности в учебной деятельности с элементами исследования при усилении коллективно-индивидуальной творческой самостоятельности.

  • Опробование освоенных способов действия в широких (межтемных и межпредметных) задачных контекстах.



Приоритетные формы, методы и средства обучения


  • Актуализация у учащихся прежних знаний, необходимых для понимания, осмысления и усвоения нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению), постановка учебной проблемы.

  • Активизация мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристическое решение задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке).

  • Использование на уроке различных видов творческой работы учащихся, активизация творческого воображения (аналогии, схематизации, гиперболизации).

  • Организация самостоятельной работы учащихся.

  • Чередование различных видов работы (теоретических, практических, исследовательских).

  • Рациональность использования классной доски, наглядных пособий, ТСО.

  • Создание ситуаций успеха и оказание максимальной помощи в выполнении индивидуальных заданий.

  • Реализация на уроке индивидуального и дифференцированного подходов.

  • Использование приемов развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

  • Опора на эмоциональную сферу при организации мыслительной деятельности.



Особенности контроля за качеством освоения программы

  • Устный опрос.

  • Фронтальный опрос.

  • Физические диктанты.

  • Контрольные работы.

  • Лабораторные работы.

  • Тесты.

  • Самостоятельные работы.

  • Зачеты.



Основное содержание предмета

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.



Физика и физические методы изучения природы

( 3 ч )

Моделирование явлений и объектов природы. Физические величины. Измерение физических величин. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира.

Механические явления

( 29 ч )

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Траектория. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Относительность движения.

Инерциальные системы отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Закон всемирного тяготения. Прямолинейное и криволинейное движения. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные спутники Земли.

Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты.

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн. Звук. Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо.



Фронтальные лабораторные работы.

1. Исследование зависимости удлинения пружины от силы ее растяжения.

2. Исследование изменения координаты падающего тела со временем.

3. Измерение периода колебаний маятника.





Электромагнитные явления

( 14 ч )

Магнитное поле тока. Магнитные линии. Неоднородное и однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током. Взаимодействие проводников с током. Правило левой руки. Действие магнитного поля на электрические заряды.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Переменный ток. Электрогенератор. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Конденсатор. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет – электромагнитная волна. Дисперсия света. Оптические спектры. поглощение и испускание света атомами. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.



Фронтальные лабораторные работы.

1. Изучение явления электромагнитной индукции.




Квантовые явления

( 15 ч )

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма- излучения. Модели атомов. Планетарная модель атома. Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Атомное ядро. Радиоактивные превращения атомных ядер. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Открытие протона. Открытие нейтрона. Протонно-нейтронная модель ядра. Заряд ядра. Массовое число ядра. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре. Дефект масс. Ядерные реакции. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях. Деление ядер урана. Выделение энергии при делении ядер. Цепная реакция. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Дозиметрия. Синтез атомных ядер. Термоядерная реакция. Выделение энергии при синтезе ядер.




Повторение

( 9 ч )












Компетенции, формируемые у обучающихся 9 класса на уроках физики

1. Информационные:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

2. Учебно-познавательные:

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символьной формах, в виде таблицы.

3. Коммуникативные:

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей;

  • умение докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы.

4. Личностное самосовершенствование:

  • формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.

5. Социально-трудовые:

  • формирование умений и навыков применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств;

  • решение практических задач повседневной жизни;

  • обеспечение безопасности своей жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.

6. Общекультурные:

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества;

  • уважение к творцам науки и техники;

  • отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.





Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса по физике


Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.



В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • оценки безопасности радиационного фона.




Задания для самостоятельной работы обучающихся


Тема «Механические явления. Законы взаимодействия и движения тел»

1. Изготовление карточек по теме «Графики движения».

2. Презентация по теме «Исаак Ньютон – основоположник классической механики».

3. Индивидуальные сообщения по темам «Гагарин – первый человек в космосе», «К.Э.Циолковский», «С.П.Королев».

Тема «Механические колебания и волны. Звук»

1. Исследовательская работа «Зависимость частоты дыхания и пульса человека от физических нагрузок».

Тема «Электромагнитное поле»

1. Индивидуальное сообщение «Влияние электромагнитных излучений на организм человека».

Тема «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

1. Презентации «Курская АЭС», «Атомное оружие», «Радиоактивные отходы», «Ядерный терроризм».


Список литературы для учителя


1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2013.


2. Тихонова Е.Н. Физика. 7-9 классы. Рабочие программы. – М.: Дрофа, 2012.


3. Марон А.Е. Физика 7-9 классы. Сборник вопросов и задач. - М.: Дрофа, 2013.


4. Кабардин О.Ф. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7-11 классах. – М.: Просвещение, 1999.


5. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение, 1989.


6. Семке А.И. Уроки физики в 9-м классе. Развернутое планирование. – Ярославль: Академия развития, академия Холдинг, 2004.


7. Тулькибаева Н.Н. Тестовые задания по физике: 7-9 кл.: Кн. Для учащихся/ Н.Н.Тулькибаева, А.Э.Пушкарев. – М.: Просвещение, 2003.


8. Горяинов В.С., Карайчев Г.В., Коваленко М.И. Школьные олимпиады: физика, математика, информатика. 8-11 класс / Серия «Здравствуй, школа!». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.



Список литературы для обучающихся


1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2013.


2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2002.





Организация проведения итоговой аттестации в 9 классе


  • Административная контрольная работа за 1 полугодие.

  • Итоговая контрольная работа по тексту администрации.

  • ГИА (по выбору обучающихся).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!