СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике для 7 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике для 7 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по физике под редакцией Гутник Е.М., Перышкина А.В. Программа имеет следующую структуру: пояснительная записка, в которой конкретизируются цели, задачи, стержневые идеи предмета, приоритетные формы, методы, технологии и средства обучения, особенности контроля за качеством освоения программы; основное содержание предмета; компетенции, формируемые учителем у обучающихся; требования к уровню подготовкиобучающихся 7 класса по предмету; задания для самостоятельной работыобучающихся; список литературы для учителя и учащихся; организация итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 7 класса»

Принята Утверждена

решением педагогического совета приказом МБОУ «СОШ № 41

протокол №____ от «__»_________ им. В.В.Сизова" г.Курска

______ от « » _____________

Директор школы

_________________ Бринева Т.П.








Рабочая программа

по физике для 7 класса



Общее количество часов – 70, в том числе КР – 4, ЛР – 9.




Основания для разработки программы

1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.

2. Базисный учебный план.

3. Учебный план школы.

4. Примерная программа основного общего образования по физике (под ред. Гутник Е.М., Перышкина А.В.)









Автор-составитель – Терехова Валерия Алексеевна








Пояснительная записка.


Ядро содержания школьного образования в современном, быстро меняющемся мире должно включать не только необходимый комплекс знаний и идей, но и универсальные способы познания и практической деятельности. Школа должна учить детей критически мыслить, оценивать накопленные человечеством культурные ценности. Физика, как наиболее развитая естественная наука, занимает особое место в общечеловеческой культуре, являясь основой современного научного миропонимания. Это определяет и значение физики как учебного предмета в системе школьного образования.

Методика преподавания физики в России и других странах развивается по пути вооружения учащихся методами научного познания в единстве с усвоением знаний и умений. Только при этом условии можно достичь активизации познавательной деятельности учащихся. Поэтому объектами изучения в курсе физики на доступном для учащихся уровне наряду с фундаментальными физическими понятиями и законами должны быть методы познания, построения моделей (гипотез) и их теоретического анализа. Выпускники школы должны понимать, в чем суть моделей физических объектов (процессов) и гипотез, как делаются теоретические выводы, как экспериментально проверять модели, гипотезы и теоретические выводы. Они должны понимать, что в основе научного познания лежит моделирование реальных объектов и процессов, что никакая модель не может быть тождественна изучаемому объекту или процессу, но вместе с тем отражает его важнейшие особенности. Без всего этого у выпускника школы не может формироваться научное мышление, он не сможет отличать научные знания от ненаучных, разбираться в вопросах познаваемости мира.

Решающим фактором обучения и интеллектуального развития ученика является приобретение им опыта познавательной деятельности. Поэтому учебный процесс целесообразно организовать так, чтобы изучаемые основы физики и методы науки были одновременно и объектом, и средством учебного познания.


Цели изучения физики


Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических и тепловых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.



Задачи:

  • раскрытие общекультурной значимости физики как науки и формирование на этой основе научного мировоззрения и мышления;

  • ознакомление учащихся с фундаментальными понятиями и законами физики как важнейшим компонентом общечеловеческой культуры;

  • создание ориентационной основы для осознанного выбора профиля обучения в старшей школе.



Стержневые идеи физики

  • Индивидуальная (самостоятельная с элементами инициативы) учебная деятельность в рамках дисциплин, которые осваивались с начала школы.

  • Освоение новой системной предметности в учебной деятельности с элементами исследования при усилении коллективно-индивидуальной творческой самостоятельности.

  • Опробование освоенных способов действия в широких (межтемных и межпредметных) задачных контекстах.



Приоритетные формы, методы и средства обучения


  • Актуализация у учащихся прежних знаний, необходимых для понимания, осмысления и усвоения нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению), постановка учебной проблемы.

  • Активизация мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристическое решение задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке).

  • Использование на уроке различных видов творческой работы учащихся, активизация творческого воображения (аналогии, схематизации, гиперболизации).

  • Организация самостоятельной работы учащихся.

  • Чередование различных видов работы (теоретических, практических, исследовательских).

  • Рациональность использования классной доски, наглядных пособий, ТСО.

  • Создание ситуаций успеха и оказание максимальной помощи в выполнении индивидуальных заданий.

  • Реализация на уроке индивидуального и дифференцированного подходов.

  • Использование приемов развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

  • Опора на эмоциональную сферу при организации мыслительной деятельности.


Особенности контроля за качеством освоения программы

  • Устный опрос.

  • Фронтальный опрос.

  • Физические диктанты.

  • Контрольные работы.

  • Лабораторные работы.

  • Тесты.

  • Самостоятельные работы.

  • Зачеты.


Основное содержание предмета

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII и IX классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.


Физика и физические методы изучения природы

( 11 ч )

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Тело. Вещество. Материя. Наблюдения и опыты. Физический эксперимент. Физические величины. Измерение физических величин. Международная система единиц. Цена деления шкалы. Точность и погрешность измерений. Прямые измерения. Косвенные измерения.


Фронтальные лабораторные работы.

1. Определение цены деления измерительного прибора.

2. Измерение объема твердого тела при помощи мерного цилиндра.

Тепловые явления

( 7 ч )

Строение вещества. Моделирование явлений и объектов природы. Молекулы и атомы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.


Механические явления

( 47 ч )

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Путь. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Инерция.

Взаимодействие тел. Масса. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. Плотность. Расчет массы и объема тела по его плотности.

Сила. Единицы силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Динамометр. Сложение сил. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Атмосферное давление на различных высотах. Барометр-анероид. Поршневой жидкостный насос. Гидравлические машины. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие тел на рычаге. Рычаг в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики». Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Коэффициент полезного действия. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Превращение одного вида механической энергии в другой.

Фронтальные лабораторные работы.

1. Измерение массы тела рычажными весами.

2. Исследование связи массы вещества с его объемом.

3. Измерение плотности вещества.

4. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

5. Измерение силы динамометром.


Повторение

(3 ч )

Компетенции, формируемые у обучающихся 7 класса на уроках физики

1. Информационные:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

2. Учебно-познавательные:

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символьной формах, в виде таблицы.

3. Коммуникативные:

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей.

4. Личностное самосовершенствование:

  • формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.

5. Социально-трудовые:

  • формирование умений и навыков применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств;

  • решение практических задач повседневной жизни;

  • обеспечение безопасности своей жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.

6. Общекультурные:

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества;

  • уважение к творцам науки и техники;

  • отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.



Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса по физике


Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, всемирного тяготения, сохранения механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических и тепловых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов.



Задания для самостоятельной работы обучающихся


Тема «Физика и физические методы изучения природы»

1. Изготовление карточек по теме «Определение цены деления измерительного прибора».

2. Индивидуальное сообщение «Галилей – основоположник экспериментального метода».

Тема «Тепловые явления»

1. Исследовательский проект «Выращивание кристаллов поваренной соли и сахара и изучение их формы».

Тема «Механические явления»

1. Индивидуальное сообщение «Инерция – причина нарушения правил дорожного движения».

2. Выполнение проекта «Весы. Измерение массы тела на весах».

3. Сочинение-рассуждение «Если бы не было силы трения…».

4. Индивидуальное сообщение «Атмосферное давление – помощник человека».

5. Презентация «Фонтаны от древнего мира до наших дней».


Список литературы для учителя


1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2015.


2. Марон А.Е. Физика: Дидактические материалы. 7 класс: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014.


3. Ханнанов Н.К. Физика. 7 класс. Тесты к учебнику А.В.Перышкина. – М.: Дрофа, 2014.


4. Кривченко И.В. Сборник вопросов и задач по физике. 7 класс. Курск: «Курск», 1999.

5. Я иду на урок физики: 7 класс. Части I-III: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000.


6. Остер Г. Нешкольные задачи по физике. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательсво АСТ», 2000.


7. Остер Г. Физика с приколами. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2000.


8. Кабардин О.Ф. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Дидакт. Материал / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1995.


9. Лукашик В.И. Физическая олимпиада в 6-7 классах. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1976.





Список литературы для обучающихся


1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2015.


2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2002.


3. Перышкин А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В.Перышкина.- М.:Издательство «Экзамен», 2015.




Организация проведения итоговой аттестации в 7 классе


  • Административная контрольная работа за 1 полугодие.

  • Итоговая контрольная работа по тексту администрации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!