Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования и Примерной программы среднего (полного) образования (базовый уровень, 10-11 классы).
Данная программа используется для УМК Л.Э. Генденштейна, Ю.И. Дика, утвержденного Федеральным перечнем учебников.
Цели изучения физики в 10-11 классах:
Освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о иетодах научного познания природы;
Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических явлений;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественно-научной информации;
Воспитание убежденности в необходимости познания законов природы на благо развития человеческой цивилизации; сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, а также чувства ответственности за охрану окружающей среды;
Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни и обеспечения безопасности собственной жизни.
Учебно-методический комплект:
1. Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик / Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Мнемозина, 2009.
2. Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат, И.Ю. Ненаше / Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Под ред. Л.Э. Генденштейна .– М.: Мнемозина, 2009.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год. Предусмотрены 5 тематические контрольные работы и 1 итоговая; 9 лабораторных работ.
Учебно-тематический план
№ главы | Наименование темы | Количество часов |
Общее количество часов | Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ |
1 | Законы постоянного тока. | 10 | 1 | 1 |
2 | Магнитные взаимодействия. | 5 | | 1 |
3 | Электромагнитное поле. | 10 | 1 | 2 |
4 | Оптика. | 12 | 1 | 2 |
5 | Кванты и атомы. | 8 | | 1 |
6 | Атомное ядро и элементарные частицы. | 9 | 1 | 2 |
7, 8 | Строение и эволюция Вселенной | 9 | 1 | |
| Повторение | 7 | 1 | |
Итого | 70 | 6 | 9 |
Содержание тем учебного курса
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (37 ЧАСОВ)
Законы постоянного тока (10 часов)
Электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Действия электрического тока.
Электрическое сопротивление и закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Измерение силы тока и напряжения.
Работа тока и закон Джоуля-Ленца. Мощность тока.
ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Передача энергии в электрической цепи.
Магнитные взаимодействия (5 часов)
Взаимодействие магнитов. Взаимодействие проводников с токами и магнитами. Взаимодействие проводников с токами. Связь между электрическим и магнитным взаимодействием. Гипотеза Ампера.
Магнитное поле. Магнитная индукция. Действие магнитного поля на проводник с током и на движущиеся заряженные тела.
Демонстрации.
Магнитное взаимодействие токов.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Магнитная запись звука.
Лабораторные работы.
1. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
2. Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током.
Электромагнитное поле (10 часов)
Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Производство, передача и потребление электроэнергии. Генератор переменного тока. Альтернативные источники энергии. Трансформаторы.
Электромагнитные волны. Теория Максвела. Опыты Герца. Давление света.
Передача информации с помощью электромагнитных волн. Изобретение радио и принципы радиосвязи. Генерирование и излучение радиоволн. Перспективы электронных средств связи.
Демонстрации.
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Генератор переменного тока.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Лабораторные работы.
3. Изучение явления электромагнитной индукции.
4. Изучение устройства и работы трансформатора.
Оптика (12 часов)
Природа света. Развитие представлений о природе света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света.
Линзы. Построение изображений в линзах. Глаз и оптические приборы.
Световые волны. Интерференция света. Дифракция света. Соотношение между волновой и геометрической оптикой.
Дисперсия света. Окраска предметов. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение.
Демонстрации.
Интерференция света.
Дифракция света.
Получение спектра с помощью линзы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Поляризация света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
Оптические приборы.
Лабораторные работы.
5. Определение показателя преломления стекла.
6. наблюдение интерференции и дифракции света.
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (17 ЧАСОВ)
Кванты и атомы (8 часов)
Равновесное тепловое излучение. Ультрафиолетовая катастрофа. Гипотеза Планка. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Применение фотоэффекта.
Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Атомные спектры. Спонтанное и вынужденное излучение. Применение лазеров.
Элементы квантовой механики. Корпускулярно-волновой дуализм. Вероятностный характер атомных процессов. Соответствие между классической и квантовой механикой.
Атомное ядро и элементарные частицы (9 часов)
Строение атомного ядра. Ядерные силы.
Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Ядерные реакции. Энергия связи атомных ядер. Реакции синтеза т деления ядер.
Ядерная энергетика. Ядерный реактор. Цепные ядерные реакции. Принцип действия атомной электростанции. Перспективы и проблемы ядерной энергетики. Влияние радиации на живые организмы.
Мир элементарных частиц. Открытие новых частиц. Классификация элементарных частиц. Фундаментальные частицы и фундаментальные взаимодействия.
Демонстрации.
Фотоэффект.
Линейчатые спектры излучения.
Лазер.
Счетчик ионизирующих частиц.
Лабораторные работы.
7. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
8. Изучение треков заряженных частиц по фотографиям.
9. Моделирование радиоактивного распада.
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (9 ЧАСОВ)
Солнечная система (3 часа)
Размеры Солнечной системы. Солнце. Источник энергии Солнца. Строение Солнца.
Природа тел Солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы.
Звезды, галактики, Вселенная (6 часов)
Разнообразие звезд. Расстояния до звезд. Светимость и температура звезд. Судьбы звезд.
Наша Галактика – Млечный путь. Другие Галактики.
Происхождение и эволюция Вселенной. Разбегание галактик. Большой взрыв.
Обобщающее повторение (7 часов)
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики на базовом уровне в 11 классе учащиеся должны:
Знать / понимать
1. смысл понятий: взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда. Галактика, Вселенная;
2. смысл физических величин: элементарный электрический заряд;
3. смысл физических законов: сохранения электрического заряда, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
4. вклад в науку российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
Уметь
1. описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел, электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомами, фотоэффект;
2. отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказать ещё не известные явления;
3. приводить примеры практического использования физических знаний: законов электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
4. воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик / Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Мнемозина, 2009.
2. Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат, И.Ю. Ненаше / Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Под ред. Л.Э. Генденштейна .– М.: Мнемозина, 2009.
3. Рабочие программы по физике. 7-11 классы / Авт.-сост. В.А. Попова. – 2-е изд., стереопит. – М.: Планета, 2011.
4. Физика. 11 класс: дидактические материалы / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
5. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 11 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2011.
5. Физика. Сборник олимпиадных задач. 8-11 классы / Под ред. Л.М. Монастырского – изд. 2-е, испр. – Ростов-на-Дону. Легион –М, 2011.
6. ЕГЭ 2012. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / С.Б. Бобошина. – М.: издательство «Экзамен», 2012.
7. ЕГЭ-2013. Физика. Тематические тренировочные задания / А.А. Фадеева. – М.: Эксмо, 2012.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | § учебника | Примерные сроки изучения | Фактически |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (37 ЧАСОВ) |
Законы постоянного тока (10 часов) |
1 | Электрический ток. | 1 | 2.09-7.09 | |
2 | Закон Ома для участка цепи. | 2 | |
3 | Последовательное и параллельное соединение проводников. | 3 | 9.09-14.09 | |
4 | Решение задач по темам «Закон Ома для участка цепи», «Последовательное и параллельное соединения проводников». | | |
5 | Работа и мощность постоянного тока. | 4 | 16.09-21.09 | |
6 | Закон Ома для полной цепи. | 5 | |
7 | Решение задач по темам «Работа и мощность постоянного тока», «Закон Ома для полной цепи». | | 23.09-28.09 | |
8 | Лабораторная работа № 1 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». | | |
9 | Обобщающий урок по теме «Законы постоянного тока». | | 30.09-5.10 | |
10 | Контрольная работа по теме «Законы постоянного тока». | | |
Магнитные взаимодействия (5 часов) |
11 | Взаимодействие магнитов и токов. | 6 | 7.10-12.10 | |
12 | Магнитное поле. | 7 | |
13 | Решение задач по темам «Взаимодействие магнитов и токов», «Магнитное поле». | | 14.10-19.10 | |
14 | Лабораторная работа № 2 «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током». | | |
15 | Обобщающий урок по теме «Магнитные взаимодействия» | | 21.10-26-10 | |
Электромагнитное поле (10 часов) |
16 | Электромагнитная индукция. | 8 | | |
17 | Правило Ленца. Индуктивность. Энергия магнитного поля. | 9 | 28.10-2.11 | |
18 | Решение задач по темам «Электромагнитная индукция», «Правило Ленца», «Индуктивность», «Энергия магнитного поля». | | |
19 | Лабораторная работа № 3 «Изучение явления электромагнитной индукции». | | 11.11-16.11 | |
20 | Производство, передача и потребление электроэнергии. | 10 | |
21 | Лабораторная работа № 4 «Изучение устройства и работы трансформатора». | | 18.11-23.11 | |
22 | Электромагнитные волны. | 11 | |
23 | Передача информации с помощью электромагнитных волн. | 13 | 25.11-30.11 | |
24 | Обобщающий урок по темам «Магнитные взаимодействия», «Электромагнитное поле». | | |
25 | Контрольная работа по темам «Магнитные взаимодействия», «Электромагнитное поле». | | 2.12-7.12 | |
Оптика (12 часов) |
26 | Природа света. | 13 | | |
27 | Законы геометрической оптики. | 13 | 9.12-14.12 | |
28 | Лабораторная работа № 5 «Определение показателя преломления стекла». | | |
29 | Линзы. | 14 | 16.12-21.12 | |
30 | Построение изображений в линзах. | 14 | |
31 | Решение задач по теме «Построение изображений в линзах». | | 23.12-28.12 | |
32 | Глаз и оптические приборы. | 15 | |
33 | Световые волны. | 16 | 13.01-18.01 | |
34 | Лабораторная работа № 6 «Наблюдение интерференции и дифракции света». | | |
35 | Цвет. | 17 | 20.01-25.01 | |
36 | Обобщающий урок по теме «Оптика». | | |
37 | Контрольная работа по теме «Оптика». | | 27.01-1.02 | |
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (17 ЧАСОВ) |
Кванты и атомы (8 часов) |
38 | Кванты света – фотоны. | 18 | | |
39 | Фотоэффект. | 19 | 3.02-8.02 | |
40 | Строение атома. | 20 | |
41 | Атомные спектры. | 21 | 10.02-15.02 | |
42 | Лабораторная работа № 7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». | | |
43 | Лазеры. | 22 | 17.02-22.02 | |
44 | Квантовая механика. | 23 | |
45 | Обобщающий урок по теме «Кванты и атомы». | | 24.02-1.03 | |
Атомное ядро и элементарные частицы (9 часов) |
46 | Атомное ядро. | 24 | | |
47 | Радиоактивность. | 25 | 3.03-8.03 | |
48 | Ядерные реакции и энергия связи ядер. | 26 | |
49 | Ядерная энергетика. | 27 | 10.03-15.03 | |
50 | Лабораторная работа № 8 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям». | | |
51 | Лабораторная работа № 9 «Моделирование радиоактивного распада». | | 17.03-22.03 | |
52 | Мир элементарных частиц. | 28 | |
53 | Обобщающий урок по теме «Квантовая физика». | | 31.03-5.04 | |
54 | Контрольная работа по теме «Квантовая физика». | | |
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (9 ЧАСОВ) |
55 | Размеры Солнечной системы. | 29 | 7.04-12.04 | |
56 | Солнце. | 30 | |
57 | Природа тел Солнечной системы. | 31 | 14.04-19.04 | |
58 | Разнообразие звезд. | 32 | |
59 | Судьбы звезд. | 33 | 21.04-26.04 | |
60 | Галактики. | 34 | |
61 | Происхождение и эволюция Вселенной. | 35 | 28.04-3.05 | |
62 | Обобщающий урок по теме «Строение и эволюция Вселенной». | | |
63 | Контрольная работа по теме «Строение и эволюция Вселенной». | | 5.05-10.05 | |
Обобщающее повторение (7 часов) |
64 | Повторение материала по теме «Законы постоянного тока». | | | |
65 | Повторение материала по теме «Магнитные взаимодействия. Электромагнитное поле». | | 12.05-17.05 | |
66 | Повторение материала по теме «Оптика». | | |
67 | Повторение материала по теме «Квантовая физика». | | 19.05-24.05 | |
68 | Повторение материала по теме «Строение и эволюция Вселенной». | | |
69 | Итоговая контрольная работа. | | 26.05-31.05 | |
70 | Подведение итогов учебного года. | | |
14