СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физической культуре 5 класс ФГОС

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причиной составления данной программы является необходимость разработки интегрированного курса, включающего два предмета - физическую культуру и ОБЖ. Материал ОБЖ рассматривается в ходе уроков физической культуры и составляет 12 часов за год.

В отличие от авторской  программы по физическому воспитанию В.И. Ляха, А.А. Зданевича, в связи с климатическими особенностями региона, в данной рабочей программе раздел «Лыжная подготовка» заменен на раздел «Кроссовая подготовка».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре 5 класс ФГОС»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Причиной составления данной программы является необходимость разработки интегрированного курса, включающего два предмета - физическую культуру и ОБЖ. Материал ОБЖ рассматривается в ходе уроков физической культуры и составляет 12 часов за год.

В отличие от авторской программы по физическому воспитанию В.И. Ляха, А.А. Зданевича, в связи с климатическими особенностями региона, в данной рабочей программе раздел «Лыжная подготовка» заменен на раздел «Кроссовая подготовка».

Физическая культура — обязательный учебный курс в обще­образовательных учреждениях. Предмет «Физическая культу­ра» в основной школе входит в предметную область «Физи­ческая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых пе­ременах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготов­ки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортив­ными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные иг­ры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя моти­вацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физиче­скую подготовленность.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных уч­реждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образователь­ных программ в объёме, установленном государственны­ми образовательными стандартами, а также дополнитель­ных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных про­грамм.

Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеуроч­ные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, гото­вой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план, так­же ориентирована на достижение этой цели. В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически разви­той личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного со­хранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следую­щих задач:

• содействие гармоничному физическому развитию, за­крепление навыков правильной осанки, развитие устойчиво­сти организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жиз­ни и привычки соблюдения личной гигиены;

• обучение основам базовых видов двигательных действий;

  • дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстро­та и точность реагирования на сигналы, согласование движе­ний, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифферен­цирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);

  • формирование основ знаний о личной гигиене, о влия­нии занятий физическими упражнениями на основные систе­мы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

  • выработку представлений о физической культуре лич­ности и приёмах самоконтроля;

  • углубление представления об основных видах спорта, со­ревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил тех­ники безопасности во время занятий, оказание первой помо­щи при травмах;

  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям фи­зическими упражнениями, избранными видами спорта в сво­бодное время;

  • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

  • формирование адекватной оценки собственных физиче­ских возможностей;

  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимо­помощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

  • содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Принимая во внимание главную цель развития отечествен­ной системы школьного образования и необходимость реше­ния вышеназванных задач образования учащихся 5—9 классов в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогиче­ского процесса; педагогика сотрудничества, деятельностиый подход; интенсификация и оптимизация; соблюдение дидак­тических правил; расширение межпредметных связей.

Принцип демократизации в педагогическом процессе вы­ражается в обеспечении всем и каждому ученику одинаково­го доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей; построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей; изменении сути педагогических отношений, переход от подчинения к сотрудничеству.

Гуманизация педагогического процесса заключается в учё­те индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Она строится в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений школьников, их интересов и склон­ностей. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровне­вый по сложности и субъективной трудности усвоения мате­риал программы.

Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества — идеи совместной развивающей деятель­ности детей и взрослых, в процессе которой они связаны вза­имопониманием и проникновением в духовный мир друг дру­га, совместным желанием анализа хода и результатов этой де­ятельности.

Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это переход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультур­но-оздоровительной и спортивной деятельности.

Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом; применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследо­вательские, сопряжённого развития кондиционных и коорди­национных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программ­но-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); развитии навы­ков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.

В основу планирования учебного материала в логике по­этапного его освоения было положено соблюдение дидакти­ческих правил от известного к неизвестному и от простого к сложному.

Задачу формирования целостного мировоззрения учащих­ся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физиче­ской культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: лите­ратуры, истории, математики, анатомии, гигиены, физиоло­гии, психологии и др.

Уроки физической культуры — это основная форма ор­ганизации учебной деятельности учащихся в процессе освое­ния ими содержания предмета.

На уроках физической культуры в 5—9 классах решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физи­ческого воспитания. Вместе с тем особенностью урочных за­нятий в этих классах является углублённое обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, эле­менты единоборств, лыжная подготовка, плавание). Углубля­ются знания о личной гигиене, о влиянии занятий физиче­скими упражнениями на основные системы организма (дыха­ние, кровообращение, ЦНС, обмен веществ), на развитие волевых и нравственных качеств. На уроках физической куль­туры учащиеся 5—9 классов получают представления о физи­ческой культуре личности, её взаимосвязи с основами здоро­вого образа жизни, овладевают знаниями о методике самосто­ятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов программы пополняются представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техни­ки безопасности и оказания первой помощи при травмах.

Одна из главнейших задач уроков — обеспечение дальней­шего всестороннего развития координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения дви­гательных действий, быстрота и точность двигательных реак­ций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливо­сти, силы, гибкости), а также сочетание этих способностей.

Большое значение в подростковом возрасте придаётся ре­шению воспитательных задач: выработке привычки к само­стоятельным занятиям физическими упражнениями и избран­ными видами спорта в свободное время, воспитанию ценно­стных ориентации на здоровый образ жизни. На уроках фи­зической культуры учитель должен обеспечить овладение уча­щимися организаторскими навыками проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; содействовать формированию у подростков адекватной оцен­ки их физических возможностей и мотивов к самосовершен­ствованию.

Уроки физической культуры в этих классах содержат бо­гатый материал для воспитания волевых качеств (инициатив­ность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность, чувство ответственности), а также нравственных и духовных сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимо­помощь, отзывчивость и др. Одновременно с этим учебный материал программы позволяет учителю содействовать разви­тию у учащихся психических процессов: восприятий, пред­ставлений, памяти, мышления.

В основной школе рекомендуются три типа уроков физи­ческой культуры: с образовательно-познавательной направ­ленностью; с образовательно-обучающей направленностью и с образовательно-тренировочной направленностью. Эти уро­ки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные уроки (когда на уроке решается несколько педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).

На уроках с образовательно-познавательной направлен­ностью учащиеся приобретают необходимые знания, знако­мятся со способами и правилами организации самостоятель­ных занятий, обучаются умениям их планирования, проведе­ния и контроля. На этих уроках учащиеся активно исполь­зуют учебники по физической культуре, различные дидакти­ческие материалы и методические разработки учителя.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью ис­пользуются преимущественно для обучения умениям и навыкам материала базовых видов спорта. На этих же уроках осваивают­ся также знания, которые относятся к предмету обучения (на­пример, терминология избранной спортивной игры, техника выполнения соответствующих приёмов, тактика игры и т. п.).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью проводятся по типу целенаправленной физической подготов­ки. Иначе говоря, здесь решаются задачи направленного раз­вития (тренировки) кондиционных и координационных спо­собностей. На них следует соблюдать соотношение объёмов тренировочной нагрузки при развитии разных физических способностей и одной физической способности, когда приме­няются упражнения более общей и специальной направлен­ности. Показатели объёма, интенсивности и координацион­ной сложности используемых упражнений должны постепен­но повышаться в соответствующем цикле тренировочных уроков. На уроках с образовательно-тренировочной направ­ленностью школьникам необходимо сообщать также сведения о физической подготовке, физических способностях, показа­телях их развития у подростков от 11 до 15 лет, физической нагрузке и её влиянии на развитие разных систем организма. Кроме этого, на этих уроках учащиеся должны получать све­дения о способах контроля величины и функциональной на­правленности физической нагрузки, о способах её регулирова­ния в процессе выполнения разных физических упражнений.

В соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями контингента учащихся, условиями проведения занятий определяются содержание учебного материала, мето­ды и средства обучения и воспитания, способы организации занятий.

Высокая активность и сознательная работа учащихся на уроке достигается чёткой постановкой общей цели физиче­ского воспитания в школе, педагогических задач по освоению конкретного раздела или темы программы, а также в резуль­тате обучения детей двигательным действиям (навыкам), ос­воения теоретических и методических знаний в области фи­зической культуры, приобретения умений осуществлять физ­культурно-оздоровительную и спортивную деятельность и достижения соответствующего уровня двигательных способ­ностей. Усилению мотивации занятий на уроках способству­ет привлечение подростков к судейству, руководству коман­дой или отделением, помощи в обучении, подготовке и орга­низации занятий, демонстрации упражнений. Интерес к уроку физической культуры обеспечивается применением раз­личных технических средств обучения, соответствующих воз­расту тренажёров, нестандартного оборудования, творческих заданий и самостоятельных занятий.

Обучение сложной технике основных видов спорта осно­вывается на приобретённых в начальной школе простейших двигательных умениях и навыках. Высокое качество этого процесса обеспечивается умелым применением подводящих и подготовительных упражнений, расчленённого и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения (проблем­ное и программированное обучение, метод сопряжённого обу­чения и развития двигательных качеств, круговая тренировка и др.).

В среднем школьном возрасте (с 10—11 лет) техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование наибо­лее тесно переплетаются с развитием координационных спо­собностей. В соответствии с дидактическими принципами (последовательность, систематичность и индивидуализация) учитель физической культуры должен приучать учащихся к тому, чтобы они выполняли задания на технику .или тактику прежде всего правильно (т. е. адекватно и точно). Затем не­обходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и ра­циональности выполнения изучаемых двигательных действий и, наконец, к находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях. В этой связи педагог должен умело переходить от стандартно-повторного к вариативному упраж­нению, игровому и соревновательному методам.

В свою очередь, в данный период жизни детей развитие ко­ординационных способностей необходимо органично увязать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых способностей, а также выносливости и гибкости. Для этого на уроках учителя физической культуры должны постоянно применять общеразвивающие и специально развивающие координационные уп­ражнения и чередовать их с упражнениями, воздействующими на указанные кондиционные способности.

В 5—9 классах увеличиваются индивидуальные различия школьников, что необходимо учитывать при обучении движе­ниям, развитии двигательных способностей, осуществлении процесса воспитания. В этой связи для группы школьников или отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп освоения программного материала, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих низкие и вы­сокие результаты в области физической культуры.

При выборе содержания и методов проведения урока не­обходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрас­те, учитывать половые особенности занимающихся. При со­ответствующих условиях целесообразно объединять парал­лельные классы для раздельного обучения мальчиков и девочек.

В подростковом возрасте усиливается значимость обуче­ния учащихся знаниям по физической культуре, формы пе­редачи которых на уроке зависят от содержания самих заня­тий, этапа обучения, условий проведения занятий и других факторов. Наиболее целесообразно сообщение знаний увязы­вать с освоением и совершенствованием конкретных двига­тельных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Однако знания становятся руководством к действию лишь при двух условиях: во-первых, при объектив­ном отражении закономерностей изучаемых двигательных действий и, во-вторых, если они органично включены в раз­нообразную деятельность учащихся. Знания надо сообщать таким образом, чтобы этот процесс не влиял на двигатель­ную активность учащихся. Одним из возможных методиче­ских требований к сообщению знаний является реализация в практике межпредметных связей с другими общеобразова­тельными предметами (физикой, биологией, химией, матема­тикой, историей и др.). При передаче знаний в подростко­вом возрасте очень важно опираться на методы активной учебно-познавательной деятельности (проблемное и програм­мированное обучение, элементы исследования, самостоятель­ная работа, задания по самоконтролю, взаимоанализ действий партнера и др.). Усвоение знаний учениками надо контролировать на основе наблюдения, устного и письмен­ного опроса, специальных заданий по применению знаний на практике.

Воспитательные и оздоровительные задачи решаются на каждом уроке. При воспитании нравственных и волевых ка­честв очень важно учитывать возрастные особенности лично­сти подростка: его стремление к самоутверждению, самосто­ятельность мышления, интерес к собственному «Я», своим физическим и психическим возможностям.

Чтобы содействовать укреплению здоровья, уроки по фи­зической культуре необходимо проводить преимущественно на открытом воздухе; при этом костюм учащегося должен со­ответствовать погодным условиям и гигиеническим требова­ниям. При наличии определённых условий целесообразно приучать школьников заниматься босиком. Непосредствен­ное решение оздоровительных задач на уроке важно связать с воспитанием ценностных ориентации на здоровый образ жизни, на соблюдение правил личной гигиены вне стен шко­лы.

Рассмотрим далее особенности организации и методики уроков разных типов.

Подготовительная часть уроков с образовательно-познава­тельной направленностью, длительностью до 5—6 мин, вклю­чает в себя как ранее разученные тематические комплексы упражнений для развития координационных способностей, гибкости и формирования правильной осанки, так и упраж­нения общеразвивающего характера. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтальным, групповым и индивидуальным способом. Основная часть мо­жет состоять из двух компонентов: образовательного и двига­тельного. Образовательный компонент может длиться от 3 до 15 мин. Дети постигают учебные знания и знакомятся со спо­собами осуществления физкультурно-оздоровительной дея­тельности. Между образовательным и двигательным компо­нентами основной части урока следует проводить обязатель­ную разминку (5—7 мин), которая должна соотноситься с основными задачами, решаемыми во время двигательного компонента. Во время основной части двигательного компо­нента подростки обучаются двигательным действиям, и здесь же решаются задачи развития физических способностей. В случае если урок проводится по типу целевого урока, то всё учебное время основной части отводится на решение соответ­ствующей педагогической задачи.

Уроки образовательно-обучающей направленности плани­руются и проводятся наиболее традиционно, в соответствии с логикой поэтапного формирования двигательного навыка (от начального обучения, углублённого разучивания и закрепле­ния до этапа совершенствования). Динамика нагрузки на этих уроках задаётся в соответствии с закономерностями постепен­ного нарастания утомления, а планирование задач развития физических способностей осуществляется после решения за­дач обучения.

Отличительными особенностями целевых уроков с образо­вательно-тренировочной направленностью являются: обеспе­чение постепенного нарастания величины физической нагруз­ки в течение всей основной части урока; относительная про­должительность заключительной части урока (7—9 мин); ис­пользование двух режимов нагрузки — развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин); индивидуальный подбор учебных заданий, которые выполня­ются учащимися самостоятельно на основе частоты сердеч­ных сокращений и индивидуального самочувствия.

Подчеркнём, что каждый из рассмотренных типов уроков физической культуры должен нести в себе образовательную направленность и по возможности включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоя­тельное выполнение физических упражнений и учебных зада­ний учителя). Приобретаемые учащимися знания и умения должны впоследствии включаться в систему домашних заня­тий, успешно справиться с которыми должен помочь им учебник физической культуры.

Оценка успеваемости по физической культуре в 5— 9 классах производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень со­ответствующих знаний, степень владения двигательными уме­ниями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздо­ровительную и спортивную деятельность, выполнение учеб­ных нормативов. Учитывая психологические особенности подростков, следует глубже аргументировать выставление той или иной оценки, шире привлекать учащихся к оценке сво­их достижений и достижений товарищей. Оценка должна сти­мулировать активность подростка, интерес к занятиям физи­ческой культурой, желание улучшить собственные результаты. В этой связи при оценке успеваемости учитель должен в большей мере ориентироваться на темпы продвижения уче­ника в развитии его двигательных способностей, поощрять его стремление к самосовершенствованию, к углублению зна­ний в области физической культуры и ведению здорового об­раза жизни.

Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широ­кие и гибкие методы и средства обучения для развития уча­щихся с разным уровнем двигательных и психических спо­собностей. На занятиях по физической культуре следует учи­тывать интересы и склонности детей.

При четырёх и более уроках в неделю время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально увеличивается. В школах, имеющих соответствующие усло­вия, рекомендуется продолжать занятия по плаванию. Время на прохождение этого материала (14—16 ч при трёхразовых занятиях в неделю) в равных пропорциях выделяется из дру­гих разделов.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА


Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой дея­тельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физиче­ские качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и само­стоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференци­рованного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигатель­ной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Понятийная база и содержание курса основаны на поло­жениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

  • требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспита­ния личности гражданина;

  • Закона «Об образовании»;

  • Федерального закона «О физической культуре и спорте»;

  • Стратегии национальной безопасности Российской Фе­дерации до 2020 г.;

  • примерной программы основного общего образования;

  • приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.




МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Курс «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс из расчёта 3 ч в неделю: в 5 классе — 102 ч, в 6 классе — 102 ч, в 7 классе — 102 ч, в 8 классе — 102 ч, в 9 классе — 102 ч. Тре­тий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебно­го предмета «Физическая культура» использовать на увеличе­ние двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

Рабочая программа рассчитана на 510 ч на пять лет обу­чения (по 3 ч в неделю).


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


В соответствии с требованиями к результатам освоения ос­новной образовательной программы основного общего обра­зования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5—9 классов направ­лена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты

  • воспитание российской гражданской идентичности: пат­риотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального на­рода России;

  • знание истории физической культуры своего народа, сво­его края как части наследия народов России и человечества;

  • усвоение гуманистических, демократических и традици­онных ценностей многонационального российского общества;

  • воспитание чувства ответственности и долга перед Ро­диной;

  • формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и само­образованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей инди­видуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброже­лательного отношения к другому человеку, его мнению, ми­ровоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • готовности и способности вести диалог с другими людь­ми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом регио­нальных, этнокультурных, социальных и экономических осо­бенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в ре­шении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведе­ния, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного обра­за жизни; усвоение правил индивидуального и коллективно­го безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожа­ющих жизни и здоровью людей, правил поведения на транс­порте и на дорогах;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общест­ва, принятие ценности семейной жизни, уважительное и за­ботливое отношение к членам своей семьи.

Личностные результаты отражаются в готовности обучаю­щихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, ко­торые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы граждан­ской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использо­вать ценности физической культуры для удовлетворения ин­дивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.

В области познавательной культуры:

• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о со­ответствии их возрастно-половым нормативам;

  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, спо­собах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражне­ниями;

  • владение знаниями по организации и проведению заня­тий физическими упражнениями оздоровительной и трениро­вочной направленности, составлению содержания индивиду­альных занятий в соответствии с задачами улучшения физи­ческого развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

  • способность управлять своими эмоциями, владеть куль­турой общения и взаимодействия в процессе занятий физи­ческими упражнениями, во время игр и соревнований;

  • способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

  • владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

  • умение планировать режим дня, обеспечивать оптималь­ное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;

  • умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

  • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготов­ку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

  • умение длительно сохранять правильную осанку во вре­мя статичных поз и в процессе разнообразных видов двига­тельной деятельности;

  • формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;

  • формирование культуры движений, умения передвигать­ся легко, красиво, непринуждённо.

В области коммуникативной культуры:

  • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справоч­ных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;

  • владение умением формулировать цель и задачи инди­видуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоро­вительной деятельностью, излагать их содержание;

• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимо­действия с партнёрами во время учебной, игровой и сорев­новательной деятельности.

В области физической культуры:

• владение умениями:

  • в циклических и ациклических локомоциях: с макси­мальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого стар­та; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совер­шать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега пры­жок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;

  • в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использова­нием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюде­нием ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м;

  • в гимнастических и акробатических упражнениях: вы­полнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девоч­ки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, пал­ка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элемен­тов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и на­зад в полушпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном ко­лене (девочки);

  • в единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приёмами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши);

  • в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);



  • демонстрировать результаты не ниже, чем средний уро­вень основных физических способностей;

  • владеть способами физкультурно-оздоровительной дея­тельности: самостоятельно выполнять упражнения на разви­тие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;

  • владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;

  • владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; по­могать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имею­щих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наи­более эффективные способы решения учебных и познава­тельных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками;

  • умение работать индивидуально и в группе: находить об­щее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в со­ответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Метапредметные результаты проявляются в различных об­ластях культуры.

В области познавательной культуры:

  • овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психиче­ских и нравственных качеств;

  • понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возмож­ности выбора профессиональной деятельности и обеспечива­ющего длительную творческую активность;

  • понимание физической культуры как средства организа­ции и активного ведения здорового образа жизни, профилак­тики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.

В области нравственной культуры:

  • бережное отношение к собственному здоровью и здо­ровью окружающих, проявление доброжелательности и отзыв­чивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

  • проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

  • ответственное отношение к порученному делу, проявле­ние дисциплинированности и готовности отстаивать соб­ственные позиции, отвечать за результаты собственной дея­тельности.

В области трудовой культуры:

  • добросовестное выполнение учебных заданий, осознан­ное стремление к освоению новых знаний и умений, повы­шающих результативность выполнения заданий;

  • приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места заня­тий и обеспечивать их безопасность;

  • закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посред­ством активного использования занятий физическими упраж­нениями, гигиенических факторов и естественных сил приро­ды для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

  • знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;

  • понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными уме­ниями и навыками, исходя из целесообразности и эстетиче­ской привлекательности;

  • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

  • владение культурой речи, ведение диалога в доброжела­тельной и открытой форме, проявление к собеседнику вни­мания, интереса и уважения;

  • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержа­ние и результаты совместной деятельности, находить компро­миссы при принятии общих решений;

  • владение умением логически грамотно излагать, аргу­ментировать и обосновывать собственную точку зрения, до­водить её до собеседника.

В области физической культуры:

• владение способами организации и проведения разнооб­разных форм занятий физическими упражнениями, их плани­рования и наполнения содержанием;

  • владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздорови­тельной физической культуры, активно их использовать в са­мостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

  • владение способами наблюдения за показателями инди­видуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, исполь­зования этих показателей в организации и проведении само­стоятельных форм занятий.

Предметные результаты:

В основной школе в соответствии с Федеральным госуда­рственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая куль­тура» должны отражать:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивиду­ального здоровья;

  • овладение системой знаний о физическом совершен­ствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для само­стоятельных систематических занятий с различной функцио­нальной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индиви­дуальных возможностей и особенностей организма, планиро­вать содержание этих занятий, включать их в режим учебно­го дня и учебной недели;

  • приобретение опыта организации самостоятельных сис­тематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в орга­низации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

  • расширение опыта организации и мониторинга физиче­ского развития и физической подготовленности; формирова­ние умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него за­нятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнени­ями с разной целевой ориентацией;

• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использо­вать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт уп­ражнений, ориентированных на развитие основных физиче­ских качеств, повышение функциональных возможностей ос­новных систем организма.

Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры. В области познавательной культуры:

  • знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

  • знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;

  • знания о здоровом образе жизни, его связи с укрепле­нием здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового обра­за жизни.

В области нравственной культуры:

  • способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражне­ниями, доброжелательное и уважительное отношение к участ­никам с разным уровнем их умений, физических способно­стей, состояния здоровья;

  • умение взаимодействовать с одноклассниками и свер­стниками, оказывать им помощь при освоении новых двига­тельных действий, корректно объяснять и объективно оцени­вать технику их выполнения;

  • способность проявлять дисциплинированность и уваже­ние к товарищам по команде и соперникам во время игро­вой и соревновательной деятельности, соблюдать правила иг­ры и соревнований.

В области трудовой культуры:

  • способность преодолевать трудности, добросовестно вы­полнять учебные задания по технической и физической под­готовке;

  • умение организовывать самостоятельные занятия физи­ческими упражнениями разной функциональной направлен­ности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

  • умение организовывать и проводить самостоятельные за­нятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

  • умение организовывать самостоятельные занятия с ис­пользованием физических упражнений по формированию те­лосложения и правильной осанки, подбирать комплексы фи­зических упражнений и режимы физической нагрузки в зави­симости от индивидуальных особенностей физического развития;

  • умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упраж­нений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

  • способность вести наблюдения за динамикой показате­лей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соот­носить с общепринятыми нормами и нормативами.

В области коммуникативной культуры:

  • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие по­нятия и термины;

  • умение определять задачи занятий физическими упраж­нениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать и проводить;

  • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве коман­дира отделения, капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.

В области физической культуры:

  • способность отбирать физические упражнения, естест­венные силы природы, гигиенические факторы в соответ­ствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоро­вительной гимнастики, использования закаливающих проце­дур, профилактики нарушений осанки, улучшения физиче­ской подготовленности;

  • способность составлять планы занятий с использовани­ем физических упражнений разной педагогической направ­ленности, регулировать величину физической нагрузки в за­висимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

  • умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализи­ровать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаб­людения.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся до­стижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.

Физическая культура в современном обществе.

Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).

Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.

Физическая подготовка и её связь с укреплением здо­ровья, развитием физических качеств.

Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.

Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Спортивная подготовка.

Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.

Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Физическая культура человека. Режим дня и его основ­ное содержание.

Закаливание организма. Правила безопасности и гигиени­ческие требования.

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

Проведение самостоятельных занятий по коррекции осан­ки и телосложения.

Восстановительный массаж.

Проведение банных процедур.

Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.

СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.

Выбор упражнений и составление индивидуальных комп­лексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкульт-пауз (подвижных перемен).

Планирование занятий физической подготовкой.

Проведение самостоятельных занятий прикладной физи­ческой подготовкой.

Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культу­рой. Самонаблюдение и самоконтроль.

Оценка эффективности занятий физкультурно-оздорови­тельной деятельностью.

Оценка техники движений, способы выявления и устране­ния ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок).

Измерение резервов организма и состояния здоровья с по­мощью функциональных проб.


ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоро­вительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и кор­ригирующей физической культуры.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.

Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы.

Акробатические упражнения и комбинации.

Ритмическая гимнастика (девочки).

Опорные прыжки.

Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (де­вочки).

Упражнения и комбинации на гимнастической переклади­не (мальчики).

Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражне­ния на разновысоких брусьях (девочки).

Лёгкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.

Кроссовая подготовка. Комплексное развитие выносливости. Бег на 1000м, 1500м, 3000м.

Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам. Волейбол. Игра по правилам. Футбол. Игра по правилам.

Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.

Упражнения общеразвивающей направленности. Обще­физическая подготовка.

Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибко­сти, координации движений, силы, выносливости.

Лёгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быст­роты, координации движений.

Кроссовая подготовка. Развитие вынос­ливости, силы, координации движений, быстроты.

Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, ко­ординации движений.

Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.





ПОЯСНЕНИЯ К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ


С 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, гандбол, волейбол или футбол. При наличии в школе, регионе определённых традиций и со­ответствующих условий вместо указанных спортивных игр в содержание программного материала можно включать любую другую спортивную игру (хоккей с мячом, с шайбой, иа тра­ве, бадминтон, теннис и др.).

В этом случае учитель самостоятельно разрабатывает про­граммы обучения технике и тактике избранной спортивной игры, ориентируясь на предложенную схему распределения программного материала.

Обучение сложной технике игры основывается на приоб­ретённых в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребёнка.

Специально подобранные игровые упражнения, выполня­емые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания прост­ранственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в цело­стные комбинации) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спор­тивным играм оказывает многостороннее влияние на разви­тие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нрав­ственных и волевых качеств, что обусловлено необходи­мостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и ко­мандных взаимодействий партнёров и соперников.

Уже с 5 класса необходимо стремиться учить детей согла­совывать индивидуальные и простые командные технико-так­тические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите, начиная с применения подобранных для этой це­ли подвижных игр (типа «Борьба за мяч», «Мяч капиталу») и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражне­ний (форм).

Игровые упражнения и формы занятий создают благопри­ятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и диффе­ренцированного подходов к учащимся, имеющим существен­ные индивидуальные различия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в разнообразные виды иг­ровой деятельности.

Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому материалу содействует са­мостоятельным занятиям спортивными играми.

Гимнастика с элементами акробатики. Обучение гим­настическим упражнениям, начатое в 1-4 классах, расширя­ется и углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражне­ния без предметов и с предметами (набивными мячами, пал­ками, обручами, скакалками, булавами, лентами), акробати­ческие упражнения, упорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах.

Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных (ритма, рав­новесия, дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, ориентирования в простран­стве, согласования движений) и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости).

Начиная с 5 класса усиливается дифференцированный под­ход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке гимнастических упражнений. Для повышения интереса детей к занятиям, содействия эстетическому воспитанию большое зна­чение приобретает музыкальное сопровождение занятий.

После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках, варьируя со­четания, последовательность и число упражнений, включён­ных в несложные комбинации.

Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходи­мость соблюдения дисциплины и порядка позволяют воспи­тывать такие волевые качества, как самостоятельность, дис­циплинированность, чувство коллективизма. В свою очередь, упражнения на снарядах содействуют воспитанию смелости, решительности, уверенности. Гимнастические упражнения создают благоприятные условия для воспитания самоконтро­ля и самооценки достигнутых результатов.

Учитывая большую доступность, возможность индивиду­альных тренировок, гимнастические упражнения являются хо­рошим средством для организации и проведения самостоя­тельных занятий, особенно при развитии силы, гибкости и улучшении осанки.

Лёгкая атлетика. После усвоения основ легкоатлетиче­ских упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в со­держание программы начальной школы, с 5 класса начинает­ся обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и в высоту с разбега, метаниям.

Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию, прежде всего кондиционных и координаци­онных способностей. Основным моментом в обучении легко­атлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучивае­мых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы пре­одоления естественных и искусственных препятствий и т. д. для повышения прикладного значения занятий и дальнейше­го развития координационных и кондиционных способностей.

Правильное применение материала по лёгкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых ка­честв, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию.

Точная количественная оценка результатов легкоатлети­ческих упражнений создаёт благоприятные возможности для обучения учащихся проводить самостоятельный контроль и оценку физической подготовленности.

Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся и методического мастерства. На­иболее целесообразными в освоении в 5-7 классах являются прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание». В 8-9 классах можно используют другие, более сложные спортивные способы прыжков.

Учитывая большую доступность и естественность материа­ла в беге, прыжках и метаниях, особое значение следует уде­лять формированию умений учащихся самостоятельно исполь­зовать легкоатлетические упражнения во время проведения за­нятий (тренировок) в конкретных условиях проживания.

Кроссовая подготовка. В начале занятий кроссовой подготовкой рекомендуется равномерное прохожде­ние дистанции длиной 2—3 км. Затем с увеличением скоро­сти бега дистанция сокращается. Повышение ско­рости планируется постепенно к концу занятий кроссовой под­готовкой, что обеспечит суммарную нагрузку и подготовит учащихся к сдаче контрольных нормативов.

Умению правильно распределять силы на дистанции уча­щиеся обучаются на кругах длиной до 1 км с фиксацией вре­мени прохождения каждого круга и последующим анализом результатов. Рекомендуется также провести 1— 2-темповые тренировки, что помогает распределить силы на всей дистан­ции и улучшает функциональные показатели школьников.

На каждом занятии необходимо уделять внимание устра­нению ошибок в технике, возникающих при увеличении ско­рости бега на различных дистанциях.

Успешное освоение техники бега во многом зависит не только от качества уроков физической культуры, но и от самостоятельных занятий учащихся и вы­полнения домашних заданий. Задача педагога — ознакомить учащихся с правилами самостоятельной работы для того, что­бы эти занятия не имели отрицательного эффекта.

Начиная с 7 класса в содержание программного материа­ла включены элементы единоборств. Этот материал, во-пер­вых, способствует овладению учащимися жизненно важными навыками единоборств, во-вторых, оказывает разностороннее воздействие на развитие координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двига­тельный действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, диффе­ренцирование силовых параметров движения) и кондицион­ных (скоростно-силовых, силовых, силовой выносливости) способностей. Занятия с использованием единоборств содей­ствуют также воспитанию волевых качеств: смелости, реши­тельности, уверенности.

Элементы данного раздела можно изучать в течение всего урока или включать отдельными частями при прохождении материала других разделов, прежде всего гимнастики. Занятия по овладению техническими приёмами единоборств требуют тщательной подготовки мест занятий, соблюдения гигиени­ческих правил и техники безопасности.

При соответствующей подготовке учителя программный материал может быть расширен за счёт изучения приёмов других видов единоборств, включая восточные.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать мониторинг здоровья уча­щихся. Для этого необходимо иметь в кабинете физкультуры компьютер, на котором можно было бы работать с програм­мами, позволяющими следить за весо-ростовыми и другими показателями состояния учащихся, в том числе составлять графики и работать с диаграммами.

Кроме того, учитель физкультуры должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательно­го учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями здравоохранения и спорта.

Учителю физкультуры должна быть обеспечена информа­ционная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и веде­ние электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, по­иск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).

Интерактивный электронный контент учителя физкульту­ры должен включать содержание предметной области «Физи­ческая культура и основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио- и видеофайлами, графи­кой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса).


n/n

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Необходимое количество

Примечание

Начальная школа

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по физической культуре

д

Стандарт по физической культуре, примерные про­граммы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)

1.2

Примерные программы по учебным предметам. Физическая куль­тура. 5—9 классы

д


1.3

Рабочие программы по физической культуре

д


1.4

Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха

Физическая культура. 5—7 классы/Под редакцией М. Я. Вилен­ского. Учебник для общеобразовательных учреждений. В. И. Лях, А. А. Зданевич. Физическая культура. 8—9 классы/ Под общ. ред. В. И. Ляха. Учебник для общеобразовательных уч­реждений.

М. Я. Виленский, В. Т. Чичикин. Физическая культура. 5—7 классы. Пособие для учителя/на сайте издательства по адресу: http://www.prosv.ru/ebooks/Vilenskii_Fiz-ra_ 5-7kl/index.html

В. И. Лях, А. А. Зданевич. Физическая культура. Методическое пособие. 10—11 классы. Базовый уровень/на сайте издательства «Просвещение» по адресу: http://www.prosv.ru/ebooks/Lah Fiz-ra_10-11_/index.html

В. И. Лях. Физическая культура. Тестовый контроль. 5—9 клас­сы (серия «Текущий контроль»).

Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика (серия «Работаем по но­вым стандартам»).

Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол (серия «Работаем по новым стан­дартам»).

Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол (серия «Работаем по новым стандартам»)

к

Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федера­ции, входят в библиотечный фонд

Методические пособия и тес­товый контроль к учебникам входят в библиотечный фонд

1.5

Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению

д

В составе библиотечного фонда

1.6

Методические издания по физической культуре для учителей

д

Методические пособия и ре­комендации, журнал «Физи­ческая культура в школе»

1.7

Федеральный закон «0 физической культуре и спорте»

д

В составе библиотечного фонда

2

Демонстрационные учебные пособия

2.1

Таблицы по стандартам физического разви­тия и физической подготовленности

д


2.2

Плакаты методические

д

Комплекты плакатов по мето­дике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвива- ющим и коррегирующим упражнениям

2.3

Портреты выдающихся спортсменов, деяте­лей физической культуры, спорта и олим­пийского движения

д


3

Экранно-звуковые пособия

3.1

Аудиовизуальные пособия по основным раз­делам и темам учебного предмета «Физиче­ская культура» (на цифровых носителях)

д


3.2

Аудиозаписи

д

Для проведения гимнастиче­ских комплексов, обучения танцевальным движениям; проведения спортивных со­ревнований и физкультур­ных праздников

4

Технические средства обучения

4.1

Телевизор с универсальной приставкой

д

Не менее 72 см по диагонали

4.2

DVD-плеер или DVD-рекордер (с набором дисков)

д


4.3

Аудиоцентр с системой озвучивания спор­тивных залов и площадок

д

С возможностью использо­вания аудиодисков, CD-R, CD-RW, МРЗ, а также магни­тофонных записей

4.4

Радиомикрофон (петличный)

д


4.5

Мегафон

д


4.6

Мультимедийный компьютер

д

Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения/ записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможность выхода в Интер­нет. Оснащён акустически­ми колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (тек­стовых, табличных, графиче­ских и презентационных)

4.7

Сканер

д


4.8

Принтер лазерный

д


4.9

Копировальный аппарат

д

Может входить в материаль­но-техническое оснащение образовательного учрежде­ния

4.10

Цифровая видеокамера

д


4.11

Цифровая фотокамера

д


4.12

Мультимедиапроектор

д


4.13

Экран (на штативе или навесной)

д

Минимальные размеры 1,25 х 1,25

5

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

5.1

Стенка гимнастическая

г


5.2

Бревно гимнастическое напольное

г


5.3

Бревно гимнастическое высокое

г


5.4

Козёл гимнастический

г


5.5

Конь гимнастический

г


5.6

Перекладина гимнастическая

г


5.7

Канат для лазанья с механизмом крепления

г


5.8

Мост гимнастический подкидной

г


5.9

Скамейка гимнастическая жёсткая

г


5.10

Комплект навесного оборудования

г

В комплект входят перекла­дина, брусья, мишени для метания

5.11

Скамья атлетическая наклонная

г


5.12

Гантели наборные

г


5.13

Коврик гимнастический

к


5.14

Акробатическая дорожка

г


5.15

Маты гимнастические

г


5.16

Мяч набивной (1 кг, 2 кг)

г


5.17

Мяч малый (теннисный)

к


5.18

Скакалка гимнастическая

к


5.19

Палка гимнастическая

к


5.20

Обруч гимнастический

к


5.21

Коврики массажные

г


5.22

Секундомер настенный с защитной сеткой

д


5.23

Сетка для переноса малых мячей

д


Лёгкая атлетика

5.24

Планка для прыжков в высоту

д


5.25

Стойка для прыжков в высоту

д


5.26

Флажки разметочные на опоре

г


5.27

Лента финишная

д


5.28

Дорожка разметочная для прыжков в длину с места

г


5.29

Рулетка измерительная (Юм, 50м)

д


5.30

Номера нагрудные

г


Подвижные и спортивные игры

5.31

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

д


5.32

Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой

г


5.33

Мячи баскетбольные для мини-игры

г


5.34

Сетка для переноса и хранения мячей

д


5.35

Жилетки игровые с номерами

г


5.36

Стойки волейбольные универсальные

д


5.37

Сетка волейбольная

д


5.38

Мячи волейбольные

г


5.39

Табло перекидное

д


5.40

Ворота для мини-футбола

д


5.41

Сетка для ворот мини-футбола

д


5.42

Мячи футбольные

г


5.43

Номера нагрудные

г


5.44

Ворота для ручного мяча

д


5.45

Мячи для ручного мяча

г


5.46

Компрессор для накачивания мячей

д


Туризм

5.47

Палатки туристские (двухместные)

г


5.48

Рюкзаки туристские

г


5.49

Комплект туристский бивуачный

д


Измерительные приборы

5.50

Пульсометр

г


5.51

Шагомер электронный

г


5.52

Комплект динамометров ручных

д


5.53

Динамометр становой

д


5.54

Ступенька универсальная (для степ-теста)

г


5.55

Тонометр автоматический

д


5.56

Весы медицинские с ростомером

д


Средства первой помощи

5.57

Аптечка медицинская

д


Дополнительный инвентарь

5.58

Доска аудиторная с магнитной поверхностью

д

Доска передвижная

6

Спортивные залы (кабинеты)

6.1

Спортивный зал игровой


С раздевалками для мальчи­ков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические ска­мейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек

6.2

Спортивный зал гимнастический



6.3

Зоны рекреации


Для проведения динамиче­ских пауз (перемен)

6.4

Кабинет учителя


Включает в себя рабочий стол, стулья, сейф, книжные шкафы (полки), шкаф для одежды

7

Пришкольный стадион (площадка)

7.1

Легкоатлетическая дорожка

д


7.2

Сектор для прыжков в длину

д


7.3

Сектор для прыжков в высоту

д


7.4

Игровое поле для футбола (мини-футбола)

д


7.5

Площадка игровая баскетбольная

д


7.6

Площадка игровая волейбольная

д


7.7

Гимнастический городок

д


7.8

Полоса препятствий

д


7.9

Лыжная трасса

д



Примечание. Количество учебного оборудования приводится в расчёте на один спортивный зал. Конкретное количество средств и объектов материально-технического оснащения указано с учётом средней наполняемости класса (26—30 учащихся). Условные обозначения: Д—демонстрацион­ный экземпляр (1экз.); К—комплект (из расчёта на каждого учащегося, исходя из реальной напол­няемости класса); Г —комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.





СОГЛАСОВАНО

протокол № ___ заседания кафедры

учителей физической культуры, ОБЖ, технологии, ИЗО

от «___» _________2014 года

________________ /И.Ю. Кручина/


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ Ванькаева А.А.

«___» _________2014 года







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!