СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по финансовой грамотности "Юный финансист"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по финансовой грамотности "Юный финансист" 2 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по финансовой грамотности "Юный финансист"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 имени И.Т.Сидоренко

муниципального образования Усть-Лабинский район

(полное наименование образовательного учреждения)




УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 31 августа 2015 года

Председатель педсовета

_____________ Карташева М.О.

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


_ по конкретным видам внеурочной деятельности ____________________

(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/

по конкретным видам внеурочной деятельности)


______________кружок__________________

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

________ «Юный финансист»_ ______

(наименование)


________________1 год__________________

(срок реализации программы)


_________________7 - 8 лет_______________

(возраст обучающихся)



________Буцанова Я.М. ____

(Ф.И.О. учителя, составителя)



Программа разработана на основе:

- программы универсальных учебных действий МБОУСОШ № 6 им. И.Т.Сидоренко г. Усть-Лабинска

- Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2015

2015-2016 учебный год

1.Пояснительная записка


«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2 – 4 классов в сфере экономики семьи.

Курс рассчитан на 34 часа во 2 классе.


Программа разработана на основе:


- программы универсальных учебных действий МБОУСОШ № 6 им. И.Т.Сидоренко г. Усть-Лабинска

- Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2015

Цель изучения курса информатики в начальной школе:


Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • развитие экономического образа мышления;

  • воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

  • деньги, их история, виды, функции;

  • семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Как утверждают многие наши психологи, школа способностей не развивает в том случае, если для детей не создается ситуация успеха, а следовательно самооценка остается низкой и не обеспечивает развития.

Все способности можно разделить на две группы: общие и специальные.

Общие способности есть у каждого ребенка, но развиты в разной степени. Общие способности практически полностью складываются к 13-летнему возрасту. Следовательно, максимум усилий для развития способностей детей надо прилагать во время нахождения ребенка в дошкольном учреждении и вовремя обучения в начальной школе.

Специальные способности есть далеко не у каждого. К ним относятся художественные, музыкальные, литературные, математические, конструкторско-технические способности. Очень многое в их развитии зависит от задатков. Но, создавая условия, предоставляя каждому ребенку возможности для развития специальных способностей, можно получить положительные результаты

Новизна данной программы в том, что она повышает уровень общих способностей учащихся, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов не только по школьным предметам, но и по многим другим, не входящим в школьную программу.

Программа рассчитана на средний возраст 7 – 8 лет. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста.

Общий объем времени по плану на один год обучения 34 часа.

Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяется требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.

Занятия проводятся в течение учебного года во 2 классе - 1 раз в неделю.


2. Учебно-тематический план


Наименование разделов,

блоков, тем

Всего, час

Количество часов

УУД

Аудитор

ные

Внеуади

торные

1

Что такое деньги, и откуда они взялись?

4

2

2

Объяснять причины и приводить примеры обмена. Объяснять проблемы, возникающие при обмене. Описывать свойства товарных денег. Приводить примеры товарных денег. Приводить примеры первых денег.

2

Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок

4

2

2

Объяснять, почему появились монеты. Описывать купюры и монеты. Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

3

Какие деньги были раньше в России

4

2

2

Описывать старинные российские деньги. Объяснять происхождение названий денег.

4

Современные деньги России и других стран

4

2

2

Описывать современные российские деньги. Решать задачи с элементарными денежными расчётами. Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта. Приводить примеры иностранных валют.

5

Откуда в семье деньги

4

2

2

Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в заработной плате. Объяснять, кому и почему платят пособия. Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

6

На что тратятся деньги

5

3

2

Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Сравнивать покупки по степени необходимости. Различать планируемые и непредвиденные расходы. Объяснять, как появляются сбережения и долги.

7

Как с умом управлять своими деньгами

5

3

2

Объяснять, как управлять деньгами. Сравнивать доходы и расходы. Объяснять, как можно экономить. Составлять бюджет на простом примере.

8

Как делать сбережения

4

2

2

Объяснять, в какой форме можно делать сбережения. Приводить примеры доходов от различных вложений денег. Сравнивать разные виды сбережений.


Итого

34

18

16



3. Содержание программы


2-й класс (34 часа)


Тема 1. Что такое деньги, и откуда они взялись?


Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.


Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок


Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.





Тема 3. Какие деньги были раньше в России


Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.


Тема 4. Современные деньги России и других стран


Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.


Тема 5. Откуда в семье деньги


Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.


Тема 6. На что тратятся деньги


Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.


Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.


Тема 7. Как с умом управлять своими деньгами


Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.


Тема 8. Как делать сбережения


Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.


4. Предполагаемые результаты реализации программы


Личностными результатами изучения курса «Юный финансист» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  • развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Юный финансист» являются:

познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

  • понимание цели своих действий;

  • составление простых планов с помощью учителя;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

  • оценка правильности выполнения действий;

  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;

  • умение слушать собеседника и вести диалог;

  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Юный финансист» являются:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;

  • представление о роли денег в семье и обществе;

  • умение характеризовать виды и функции денег;

  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;

  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

  • проведение элементарных финансовых расчётов.


5. Формы и виды контроля


  • творческая работа;

  • проект;

  • устный опрос;

  • решение задач;

  • викторина;

  • тест.


6. Методические рекомендации.


С целью развития мышления и творческих способностей дети включаются в различные формы и виды деятельности. Создание условий для творческой самореализации детей, требует концентрации внимания на индивидуальном интересе к различным сферам жизни каждого из них. В целях оказания помощи детям в самоутверждении среди сверстников и родителей, необходимо создавать «ситуацию успеха». Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо разнообразие форм занятий: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, повторения, применения на практике, обобщения и контроля полученных знаний.

После каждого занятия происходит рефлексия.

Структура занятий, кроме теоретической и практической части, должна предусматривать динамические паузы, включающие в свое содержание гимнастику для глаз.

Методы обучения и методические приемы следует соотносить с возрастом и уровнем знаний и умений обучающихся. Разный темп обучающихся в освоении теории и практики, учебных тем, требует организации дополнительных и индивидуальных занятий с детьми. Организация коллективного творчества способствует формированию навыков общения, взаимопонимания и взаимопомощи.


7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1

Программа по финансовой грамотности

Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2015

1

2

«Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014

30

2. Печатные пособия


-таблицы в соответствии с основными разделами.

-словари; энциклопедии

- иллюстративный наглядный материал, фотографии.


3. Технические средства обучения

1

- мультимедийная установка;

- АРМ;

- фотоаппарат;

- CD диски.

1

4. Экранно-звуковые пособия

1

аудиозаписи, видиотека


5. Интернет-источники

1

- Сайт журнала «Семейный бюджет» - http://www.7budget.ru

- Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru /zhurnal-rabota-i-zarplata

- Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/


6. Оборудование класса

1

2

3


4


5

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения книг, дидактических пособий, материалов, учебного оборудования.

Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий).

Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

15

1

1


1


1


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания № 1 Зам.дир.по УВР

МО учителей начальных классов ________________ /Г.А. Ледовская./

от 31.08. 2015 г расшифровка подписи

подпись руководителя

МО ОУ /Успенская И.В./ Дата «31» августа 2015г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!