Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хатынская средняя общеобразовательная школа им. Н.И. Прокопьева»
«Рассмотрено» Руководитель МО ________________ Егорова Р.Г. Протокол № ___ от «___» ___________ 2015г. | «Рекомендовано» Зам. директора по УВР _________________ Семянова М.И. «___» ____________ 2015г. | «Утверждено» Директором МБОУ «Хатынская СОШ им. Н.И. Прокопьева» _________________ Николаев Л.А. от «___» ___________ 2015г. |
Рабочая программа
Харитоновой Сарданы Лазаревны
по факультативному курсу «Решение логических задач»
8 класс
(35 часов)
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Достижению данных целей позволяет организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
При отборе содержания и структурирования программы использованы обще-дидактические принципы:
- доступности,
- преемственности,
- перспективности,
- развивающей направленности,
- учёта индивидуальных способностей,
- органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся.
Цели:
формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование работоспособности, развитие логического мышления и математической речи.
Выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение учащихся в научную деятельность по математике.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Обучающие:
- учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам;
- учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения решения задач;
Развивающие:
- повышать интерес к математике
- развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением задач;
- развивать пространственное воображение через решение геометрических задач;
- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами.
Воспитательные:
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие.
- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели математики, подготовку и представление докладов, решение задач;
- формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.
- стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.
Программа рассчитана на 35 часа, из расчета 1 час в неделю.
Кружок рассчитан для учащихся 8 класса
Ожидаемые результаты:
В результате обучения в математическом кружке учащиеся должны приобрести основные навыки самообразования, уметь находить нужную информацию и грамотно её использовать, развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки применения математических знаний, научиться грамотно применять компьютерные технологии при изучении математики, развить интерес к математике, подготовиться к государственной итоговой аттестации.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики на занятиях кружка ученик должен:
знать/понимать:
Что называют числовыми ребусами, свойства геометрических фигур, основные элементы треугольника, свойства четности, понятие об истинном и ложном высказывании, свойства линейной функции, признаки делимости на 2, 5, 10, 4, 25, 3, 9, 11.,7
Уметь:
Решать числовые ребусы, задачи на четность, делимость чисел, задачи на составление уравнений, строить графики линейных и кусочно-заданных функций, решать уравнения и неравенства с параметром и модулем, разрабатывать и оформлять буклеты ; разрабатывать и проводить математические игры и праздники.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Формы контроля
№п/п | Контроль | Форма контроля |
1. | Решение задач | Участие в олимпиаде |
2. | Подготовка к ОГЭ | Пробные ОГЭ |
3. | Разработка викторин, математических праздников, игр, математических марафонов и т.д. | Неделя математики |
Литература:
1. Н.В.Заболотнева. Задачи для подготовки к олимпиадам. Волгоград : Учитель,2007, 99с
2. Л.М.Лоповок. Математика на досуге. М., ПРОСВЕЩЕНИЕ,1981г
3. Л.Ф.Пичурин. За страницами учебника алгебры. М, ПРОСВЕЩЕНИЕ,1990г
4. З.А.Скопец . Геометрические миниатюры.М,: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1990
5. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5 – 8 классы.- М.:Фйрис – пресс, 2008.
6. И.Ф.Шарыгин.Л.Н.Ерганжиева « Наглядная геометрия» ДРОФА, Москва- 2008
7 .Школьная олимпиада по математике 2010 в АМР
Календарно – тематическое планирование:
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата по фактически |
Числа и операции над ними |
1 | Из истории чисел. Арифметика каменного века. Лабиринты | 1ч | 03.09 | |
2 | Бесконечность натуральных чисел. Кроссворды. | 1ч | 10.09 | |
3 | Логические задания с числами. Магические квадраты | 1ч | 17.09 | |
4 | Математические ребусы, головоломки, цепочки закономерностей. | 1ч | 24.09 | |
5 | Математическая игра. | 1ч | 01.10 | |
Подготовка к олимпиадам. Математической неделе. |
6 | Решение задач конкурса « Кенгуру» | 1ч | 08.10 | |
7 | Решение олимпиадных задач. | 1ч | 15.10 | |
8 | Решение олимпиадных задач | 1ч | 22.10 | |
9 | Подготовка к неделе математики. Конкурс задач. | 1ч | 29.10 | |
10. | Подготовка к математическому вечеру. Выпуск стенгазет | 1ч | 12.11 | |
Геометрические фигуры. Свойства геометрических фигур |
11 | Старинные меры измерений. Подготовка к ГИА | 1ч | 19.11 | |
12 | Длина. Измерения. Исследовательская работа | 1ч | 26.11 | |
13 | Преобразования геометрических фигур на плоскости по заданной программе Свойства треугольников | 1ч | 03.12 | |
14 | Конструирование геометрических фигур | 1ч | 10.12 | |
15 | Китайская головоломка « ТАНГРАМ» | 1ч | 17.12 | |
Текстовые и логические задачи |
16 | Задачи, решаемые по действия. Подготовка к ГИА | 1ч | 24.12 | |
17 | Задачи на составление уравнений. Подготовка к ГИА | 1ч | 14.01 | |
18. | Задачи на движение. ИКТ | 1ч | 21.01 | |
19 | Задачи на движение. ИКТ. Подготовка к ГИА | 1ч | 28.01 | |
20 | Задачи на работу ИКТ. Подготовка к ГИА | 1ч | 04.02 | |
21. | Решение логических задач Графическое моделирование | 1ч | 11.02 | |
22 | Решение логических задач с помощью таблицы и дерева возможностей | 1ч | 18.02 | |
23 | Решение задач на проценты. Подготовка к ГИА | 1ч | 25.02 | |
24 | Решение задач на процентный состав. Подготовка к ГИА | 1ч | 03.03 | |
25 | Свойства чётности. Примеры решения задач. | 1ч | 10.03 | |
26 | Задачи на чётность натуральных чисел Подготовка к ГИА | 1ч | 17.03 | |
27 | Решение конкурсных задач | 1ч | 24.03 | |
28 | Игра «Математическая шкатулка» | 1ч | 07.04 | |
Делимость натуральных чисел |
29 | Свойства делимости натуральных чисел | 1ч | 14.04 | |
30 | Решение конкурсных задач | 1ч | 21.04 | |
31 | Признаки делимости на 2,3,4,5, 9,10,25 | 1ч | 28.04 | |
32 | Признаки делимости на 2,3,4,5, 9,10,25 | 1ч | 05.05 | |
33 | Признаки делимости на 7,11. | 1ч | 12.05 | |
34 | Математическая игра. Блиц турнир | 1ч | 19.05 | |
35 | Подведение итогов работы математического кружка | 1ч | 26.05 | |