СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9-е классы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка рабочей программы по предмету "биология" рассчитана на 2 урока в неделю (68 часов). курс "экология" рекомендуется вынести на элективные занятия, поскольку содержание программы и уровень подготовленности школьников требуют более детального рассмотрения некоторых тем.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9-е классы»

Тематическое планирование с определением

основных видов учебной деятельности

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

В том числе


Лабораторные работы

Практические

работы/экскурсии

Опыты

в домашних условиях

Проверочные

работы










1

Введение в основы общей биологии

3

-

1

1

1


2

Уровни организации живой природы

1

-

-

-

-


2.1

Молекулярный уровень

7




1


2.2

Клеточный уровень.

Основы учения о клетке

8

2

-

-

1










3

Организменный уровень.

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

4

-

1

-

1










3.1

Основы учения о наследственности и изменчивости

10

4

4

1

1


3.2

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5

1

3

1

1


4

Популяционно-видовой уровень

3




-


5

Экосистемный уровень.

Биосферный уровень.

3




-


6

Происхождение жизни и развитие органического мира

6

-

-

-

1



Учение об эволюции

8




-



Происхождение человека (антропогенез)

4




1



Основы экологии

8




1


7

Итоговая

1

-

-

-

-



контрольная работа







8

Резервное время

1

-

-

-

-



Итого

72

7

9

3

9




Перечень лабораторных работ

Тема

1

Лаб. работа №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клетки».

2

Лаб. работа №2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растений»

3

Лаб. работа №3 «Решение генетических задач»

4

Лаб. работа №4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях»

5

Лаб. работа №5 «Изучение изменчивости у организмов»

6

Лаб. работа №6 «Приспособленность организмов к среде обитания»

7

Лаб. работа №7 «Оценка качества окружающей среды»





Перечень проверочных работ по модулям

Раздел (тема) курса

Контрольная работа

1

Клеточное строение живых организмов

к/р № 1

2

Размножение и индивидуальное развитие живых организмов. Митоз и мейоз.

к/р №2

3

Основы учения о наследственности и изменчивости. Законы Менделя. Закон Моргана.

к/р №3

4

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

к/р №4

5

Происхождение жизни и развитие органического мира. Этапы развития жизни на Земле

к/р №5

6

Учение об эволюции. Теория Дарвина. Критерии вида

к/р №6

7

Происхождение человека. Доказательства эволюционного происхождения человека

к/р №7

8

Основы экологии. Основные законы устойчивости живой природы.

к/р №8

Итого:

8



Опыты, выполняемые в домашних условиях.

Название опыта



Оборудование

параграфа

1

Экскурсия в живую природу



Блокнот, карандаш

Практическое применение методов изучения живой природы: наблюдение, описание

1

2

Решение генетических задач. Изучение наследственной изменчивости.



Изучение потомства домашних животных (аквариумные животные, грызуны, кошачьи, псовые)

24, 25

3

Селекция растений



Отбор сортов гладиолуса/ тюльпана для садово-огородного участка

28























































Календарно-тематическое планирование (9 класс) 68 часов 2 часа в неделю

дата

Тема урока

Основное содержание

(понятия)

Тип учебного занятия


Деятельность учащегося


Планируемые образовательные результаты


план

факт

Предметные

УУД: Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные


Личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Введение в основы общей биологии (3 ч)

1


Биология- наука о живом мире

Биология- наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов

Урок актуализации знаний и умений. Беседа

Соблюдать правила работы в кабинете биологии. Ознакомиться с аппаратом ориентировки учебника, его структурой.

Работать с рисунками учебника как источниками информации.


Уметь работать с учебником, пользоваться приборами и инструментами, давать определения терминам.

Регулятивные:

Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников

Коммуникативные:

1)строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации,

2) формулировать собственное мнение и позицию;

3) задавать вопросы;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;


2


Общие свойства живых организмов

Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость. Гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Эволюция.

Комбинир. Урок. Беседа





3


Многообразие форм живых организмов

Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы.

Комбинир. Урок. Беседа





2.Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень(16 ч)

4


Общая характеристика молекулярного уровня

Начальный уровень организации любого живого организма. Химический состав клетки. Сравнение живого и неживого.

Урок актуализации знаний и умений. Беседа

Работать с рисунками учебника как источниками информации.


давать определения терминам

Регулятивные:

1) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

2) адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные

ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведении;


5


Углеводы

Сахариды. Полисахариды. Дисахариды.

Строение молекул простых и сложных углеводов.

Функция углеводов

комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

6


Липиды

Жиры. Строение молекулы. Функции липидов.

Комбинированный

Применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых организмах.

Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.

Регулятивные

1)осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

2) адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные

использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования

Коммуникативные

строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;


7


Строение и функции белка

Протеины. Макромолекулы. Первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белка. Денатурация. Простые и сложные белки. Роль белков в клетке

комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

8


Нуклеиновые кислоты

Строение нуклеотида. Азотистые основания. Принцип комплементарности. ДНК и РНК.

комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

9


АТФ и другие органические соединения клетки

АТФ. Витамины

Комбинированный

групповая, коллективная Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и живой клетки.


Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа.

Называть клеточные структуры и их значение. Уметь проводить опыты

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

10


Биологические катализаторы

Ферменты. Коферменты.

комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

11


Вирусы

Строение и жизнедеятельность вирусов. Заболевания, вызываемые вирусами и их профилактика.

комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

3.Уровни организации живой природы. Клеточный уровень(__)

12


Цитология- наука о клетке. Многообразие клеток

Из истории цитологии. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка- основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Свойства клетки.

Урок актуализации знаний и умений. Беседа

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

13


Химический состав клетки

Общность хим. состава клетки. Неорганические (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Полимеры, мономеры.

комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

14


Строение клетки

Строение клетки. Мембрана клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Типы клеток: прокариоты, эукариоты. Вирусы- неклеточные формы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

15


Органоиды клетки и их функции

Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосома, клеточный центр) органоиды. Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Комбинированный. Л/р №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клетки»

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

16


Обмен веществ и превращение энергии

Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция). Энергия клетки. АТФ.

Комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

17


Биосинтез белков в живой клетке

Понятие о биосинтезе. Ген- участок ДНК. Генетическии код, его свойства.Этапы синтеза белка в клетке: транскрипция, трансляция.

Комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

18


Биосинтез углеводов- фотосинтез

Питание. Различия организмов по способу питания. Понятие о фотосинтезе. Роль пигмента хлорофилла. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений.

Комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

19


Обеспечение клетки энергией

Понятие о клеточном дыхании. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Этапы биологического окисления: подготовительный, неполное безкислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Гликолиз.

Комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

20


Проверочная работа

Основы учения о клетке. Молекулярный и клеточный уровень организации живого

Комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

4.Уровни организации живой природы. Организменный уровень.

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (4 ч)

21


Типы размножения организмов

Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение- древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Смена поколений. Вегетативное размножение.

Урок актуализации знаний и умений. Взаимообучение

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

22


Деление клетки. Митоз

Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Комбинир. Урок. Л/р №2 «Рассмотрение микропрепарата с делящимися клетками растения»

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

23


Образование половых клеток. Мейоз

Набор хромосом в клетке. Соматические клетки. Половые клетки, строение и их функции. Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность. Редукция. Гомологичные хромосомы. Первое и второе деление мейоза. Кроссинговер. Оплодотворение, его биологическое значение. Образование половых клеток ( гаметогенез).

ИНМ и перв. закр. Рассказ с элементами беседы

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

24


Индивидуальное развитие организма – онтогенез

Рост и развитие организмов. Онтогенез, его этапы. Эмбриональный период онтогенеза и постэмбриональный период. Влияние факторов среды и вредных привычек на онтогенез человека.

Урок компл. применения ЗУН. Дискуссия

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

5. Основы учения о наследственности и изменчивости. (10 ч)

25


Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.. Предистория генетики. Основные понятия: наследственность и изменчивость –свойства организмов, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы . Закономерности изменчивости организмов.

Урок актуализации знаний и умений. Беседа. ИНМ

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

26


Генетические опыты

Г. Менделя.


Методы в исследованиях Г. Менделя

(гибридологический метод). Скрещивание. Гибрид.Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Закон единообразия, закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Рецессивные и доминантные признаки.

Комбинированный урок. Рассказ

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

27


Дигибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Анализирующее скрещивание.

Комбинированный урок. Рассказ с элементами беседы. Л/р №3 «Решение генетических задач»

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

28


Сцепленное наследование генов и кроссинговер

Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Закон сцепленного наследования

Т. Моргана. Группа сцепления. Кроссинговер.

Комбинированный урок. Рассказ с элементами беседы

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

29


Взаимодействие генов и их множественное действие

Понятие о гене. Гены и хромосомы. Типы влияния генов. Полимерия. Плейотропия. Условия проявления признаков. Генотипическая среда.

ИНМ и перв. закр. Рассказ

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

30


Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

Х-хромосомы, Y- хромосомы, аутосомы. Кариотип. Механизм определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

ИНМ и перв. закр. Рассказ

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

31


Наследственная изменчивость

Изменчивость- свойство организмов. Наследственная изменчивость.

Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Мутации. Мутагены. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова.

ИНМ и перв. закр. Рассказ

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

32


Типы изменчивости

Модификационная изменчивость (ненаследственная), ее характеристики. Норма реакции: широкая, узкая. Модификации.

Онтогенетическая изменчивость (возрастная).

ИНМ и перв. закр. Рассказ. Л/р №4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях»

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

33


Наследственные болезни, сцепленные с полом

Группы наследственных болезней: болезни, связанные с мутациями генов; болезни, связанные с мутациями хромосом. Генные болезни: дальтонизм, гемофилия. Хромосомные болезни: болезнь Дауна. Диагностика заболеваний. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Комбинированный. Рассказ

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

34


Проверочная работа по законам наследственности


Проверка ЗУН

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

6.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)

35


Генетические основы селекции организмов

Из истории селекции. Селекция как наука. Задачи и методы селекции. Искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Полиплоидия.

Урок актуализации знаний и умений. Беседа

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

36


Особенности селекции у растений

Особенности культурных растений. Методы селекции растений: гибридизация и отбор. Полиплоидия. Достижения селекционеров страны, области. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов растений.

Комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

37


Центры многообразия и происхождения культурных растений

Исследования Н.И. Вавилова. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений

Комбинированный. Урок-экспедиция

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

38


Особенности селекции животных

Цели селекции животных. История одомашнивания. Методы селекции животных: гибридизация (инбридинг и аутбридинг) и отбор (массовый и индивидуальный). Современные методы селекции животных (искусственное осеменение, клонирование). Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород животных.

Комбинированный. Рассказ с элементами беседы

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

39


Основные направления селекции микроорганизмов

Значение селекции микроорганизмов для развития с/х, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Методы селекции микроорганизмов: генная инженерия, клеточная инженерия. Биотехнология. Использование грибов, бактерий в биотехнологии.

Комбинированный. Виртуальная экскурсия

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

7.Популяционно-видовой уровень (3 ч)

40


Вид, его критерии и структура

Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический. Экологический. Географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида.

Урок актуализации знаний и умений. Беседа

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

41


Популяции как форма существования видов в природе

Взаимосвязь организмов в популяции. Популяция. Популяция – форма существования вида в природе. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура.

Комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

42


Биологическая классификация


Урок компл. применения ЗУН. Дискуссия

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

8.Экосистемный уровень. Биосферный уровень (3 ч)

43


Сообщество, экосистема, биогеоценоз


Урок актуализации знаний и умений. Беседа

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

44


Саморазвитие экосистемы


Комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

45


Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.


Урок компл. применения ЗУН. Дискуссия

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

9. Происхождение жизни и развитие органического мира (6ч)

46


Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза и биогенеза. Значение работ Л. Пастера

Урок актуализации знаний и умений. Беседа

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

47


Современные представления о возникновении жизни на Земле

Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина. Коацерваты. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

Комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

48


Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

Появление первичных живых организмов –протобионтов. Предполагаемая гетеротрофность протобионтов. Ранее возникновение фотосинтеза и биолог. круговорот веществ. Афтотрофы и гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот к эукариотам. Возникновение биосферы.

Комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

49


Этапы развития жизни на Земле

Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Основные черты приспособленности. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Урок компл. применения ЗУН. Дискуссия

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

50


Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Многообразие животных – результат эволюции. Основные приспособительные черты животных к наземному образу жизни.

Комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

52


Проверочная работа


Проверка ЗУН

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

10. Учение об эволюции (8 ч)

53


Идея развития органического мира в биологии.

§36


Появление идей об эволюции. Учение об эволюции органического мира. Предпосылки учения Ч. Дарвина.

Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции.

Урок актуализации знаний и умений. Беседа

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

54


Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира

Дарвин – основоположник учения об эволюции, его исследования. Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – движущие силы эволюции. Искусственный отбор. Значение работ Ч. Дарвина.

Комбинированный. Лекция

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

55


Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде

Приспособительные особенности растений и животных. Адаптация. Многообразие адаптаций. Приспособительность организмов как результат естественного отбора. Движущие силы и результат эволюции.

Комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

56


Современные представления об эволюции органического мира

Популяция как элементарная единица эволюции. Современные представления об эволюции органического мира. Факторы эволюции.

Урок компл. применения ЗУН. Дискуссия

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

57


Понятие о микроэволюции и макроэволюции.


Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический регресс и биологический прогресс.

Урок компл. применения ЗУН. Дискуссия

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

58


Основные направления эволюции

Биологический прогресс, биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Соотношение направлений эволюции.

Комбинированный урок. Урок-лекция

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

59


Основные закономерности биологической эволюции

Основные особенности эволюции. Эволюция – необратимый процесс исторического развития органического мира. Адаптации (общие, частные).



Комбинированный.

Л/р № 5 «Изучение изменчивости у организмов»

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

60


Влияние деятельности человека на процессы эволюции видов.


Последствия хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир, влияние собственных поступков на живые организмы. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Урок компл. применения ЗУН. Дискуссия

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

11. Происхождение человека (антропогенез)(4 ч)

61


Место человека в системе органического мира

Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Урок актуализации знаний и умений. Беседа

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

62


Доказательства эволюционного происхождения человека

Антропогенез. Накопление фактов о происхождении человека. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения.

Комбинированный. Беседа

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

63


Этапы эволюции человека

Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние. Современные люди. . Биосоциальная сущность человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Комбинированный. Беседа

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

64


Человеческие расы, их родство и происхождение

Человеческие расы: негроидная, монголоидная, европеоидная. Их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.

Комбинированный. Беседа

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

  1. Основы экологии (7 ч)

65


Условия жизни. Среды жизни и экологические факторы

Экология – как наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле. Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы.

Урок актуализации знаний и умений. Беседа

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

66


Приспособленность организмов к действию факторов среды

Приспособленность организмов к различным экологическим факторам среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов.

Комбинированный. Л/р №6 «Приспособленность организмов к среде обитания»

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

67


Биотические связи в природе

Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты. Значение биотических связей.

Комбинированный. Рассказ с элементами дискуссии

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

68


Развитие и смена биогеоценозов

Саморазвитие биогеоценозов. Первичные и вторичные сукцессии. Продолжительность и значение сукцессии.

Комбинированный. Беседа с элементами лекции

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы. Находить информацию в тексте


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

69


Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме

Состояние экосистемы своей местности. Видовое разнообразие. Плотность популяции. Биомасса. Взаимоотношения организмов. Свойства экосистемы.

Комбинированный. Беседа

Работать с рисунками учебника и таблицами, как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

70


Основные законы устойчивости живой природы

Цикличность в экосистемах. Биологическое разнообразие в экологических системах.

Комбинированный. Беседа

Работать с рисунками учебника, таблицами, как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

71


Биосфера как глобальная экосистема. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы

Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биоразнообразия в устойчивом развитии биосферы. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Комбинированный

Л/р №7 «Оценка качества окружающей среды»

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы. Действовать по алгоритму.


Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. Обобщать и делать выводы


Регулятивные

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

72


Итоговая контрольная работа


Итоговая проверка усвоенного материала, демонстрация умений и навыков, приобретенных за учебный год








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!