СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии, 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Без знания окружающей природы трудно формировать у школьников понятия о взаимодействии организмов с окружающей средой, о влиянии экологических факторов на растения, о природных сообществах и многие другие понятия, изучаемые в школьном курсе биологии, реализовывать воспитательные функции биологического образования. Именно поэтому перед школьным биологическим образованием стоит задача изучения местных видов растений, наиболее интересных в биологическом и хозяйственном отношении. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии, 6 класс»

Пояснительная записка


Без знания окружающей природы трудно формировать у школьников понятия о взаимодействии организмов с окружающей средой, о влиянии экологических факторов на растения, о природных сообществах и многие другие понятия, изучаемые в школьном курсе биологии, реализовывать воспитательные функции биологического образования. Именно поэтому перед школьным биологическим образованием стоит задача изучения местных видов растений, наиболее интересных в биологическом и хозяйственном отношении.

Региональное содержание программы направлено не только на реализацию специфических региональных целей, но и на реализацию целей общего образования. Благодаря введению данного курса возможно решение следующих задач:

- повышение качества биологического образования – включение регионального содержания позволяет вызвать интерес к изучению биологии, активизировать познавательную деятельность учащихся;

- реализация культурологической функции образования – изучение культурного наследия народов, изучение форм взаимоотношений этнических общностей с окружающей средой;

- социализация личности – формирование экологической культуры учащихся через познание природы, через практическую деятельность по охране окружающей среды и пропаганде экологических знаний;

- сохранение и укрепление здоровья;

- формирование положительного образа региона

Настоящее тематическое и поурочное планирование ориентировано на использование учебного пособия М.В. Гилева.,Попова О.А. и др. «Зеленый мир Читинской области», Учебное пособие, 2-е изд. перераб. и дополненное. Чита: Издательство «Учебно – информационный центр финансы, учет, налоги «Тайфун». 2009. Согласно действующему учебному плану поурочное планирование предусматривает в 6 классе обучение спецкурсу в объеме 1 час в неделю.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Количество часов по рабочему плану – 34 часа, 1 час в неделю


















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения спецкурса на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

Знать:

- общие признаки биологических объектов: живых организмов; растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

- усложнения растений в процессе эволюции; природные сообщества

-приспособленность растений среде обитания;
Уметь

находить:

- в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;

- в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

- в различных источниках необходимую информацию о растениях; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в СМИ;

объяснять:

- родство, общность происхождения и эволюцию растений (на основе сопоставления отдельных групп); роль растений в жизни человека и собственной деятельности;

- взаимосвязь организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

проводить простые биологические исследования:

- наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; описывать биологические объекты;

- по результатам наблюдений распознавать и описывать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения; выявлять приспособленность организмов к среде обитания;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, последствий деятельности человека, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами;

- оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

- соблюдение правил поведения в окружающей среде;

- выращивание и размножение культурных растений, уход за ними;



ОСОБЕННОСТИ 6 КЛАССА ПО БИОЛОГИИ

В классе 9 учащихся. Из них высокий уровень биологической подготовленности у 4 учащихся, средний у 3 учащихся, низкий у 2 учащихся. Познавательные мотивы сформированы у всех. Низкий уровень биологических способностей – у 2 учащихся, у 3 средний, у остальных - достаточно высокий. Умение воспринимать, запоминать, воспроизводить информацию, логически мыслить, анализировать, сравнивать развито на высоком уровне у 4 учащихся, на низком - у 2, у остальных на среднем. Самостоятельно работать умеют все.






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


1.Удивительное рядом (7ч)

Грибы. Водоросли. Будьте знакомы – лишайники. Мхи. Хвощи. Плауны. Папоротники. Голосеменные. Удивительное рядом

2.Покрытосеменные или цветковые (9ч)

Цветок. Соцветия. Опыление. Плоды. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные. Семейство Пасленовые. Семейство Бобовые. Семейство Астровые. Семейство Лилейные. Семейство Злаковые. Покрытосеменные растения.


3.Приспособления растений (6ч)

Жизненные формы. Экологические группы растений. Растения – индикаторы. Зеленые синоптики. Первоцветы Забайкалья. Приспособления растений.

4.Растительные сообщества (7ч)

Сосновые леса. Березовые леса. Лиственничные леса. Степи. Луга. Растения водоема.


5.Знай, используй, береги (5 ч)

SOS. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Мой прекрасный сад.























УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел курса

К-во часов

Основные понятия, определения темы

Формируемые умения и навыки

Приме

чания

1

Удивительное рядом.

7

Грибы. Водоросли. Будем знакомы – лишайники. Мхи. Хвощи. Плауны. Папоротники. Голосеменные. Удивительное рядом


Знать о многообра зии живых организ мов. Характерис тику царства грибов, разнообр азие грибов, их значение. Характеристику царства растения, отделов. Особен ности строения каждого отдела


2

Покрытосеменные или цветковые.



9

Цветок. Соцветия. Опы ление. Плоды. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные. Семейство Пасленовые. Семейство Бобовые. Семейство Астро вые. Семейство Лилейные. Семейство Злаковые. Покрытосеменные растения

Познакомить с основами классификации растений, признаками семейств однодольных и двудольных растений


3

Приспособления растений


6

Жизненные формы. Экологические группы растений. Растения – индикаторы. Зеленые синоптики. Первоцветы Забайкалья. Приспособления растений


Характеристику основных экологических групп. Взаимосвязь растений в сообществе


4

Растительные сообщества






7

Сосновые леса. Березовые леса. Лиственничные леса. Степи. Луга. Растения водоема.


Понятие природного сообщества, экологические факторы. Взаимосвязь растений в сообществе


5

Знай, используй, береги.




5

SOS. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Мой прекрасный сад.




Последствия влияния хозяйственной деятельности человека




34






МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для проведения уроков спецкурса имеется кабинет биологии, учебное пособие, дополнительная литература, компьютер, мультимедиапроектор, интернет – ресурсы, наглядные пособия (настенные таблицы, компьютерные диски), гербарии, муляжи, модели, раздаточный материал.



ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.

Данный перечень контрольных, самостоятельных и проверочных работ, зачетов носит примерный характер. Их количество может измениться в зависимости от особенностей конкретного класса и наличия учебного времени.

6 класс



Название раздела


Тема контроля


Форма контроля

Примерные сроки проведения

1.



2.




3.



4.




Удивительное рядом



Покрытосеменные растения



Приспособления растений


Растительные сообщества

Удивительное рядом


Покрытосеменных растений.



Приспособления растений


Природное сообщество

Контрольная работа



Контрольное тестирование



Контрольно – обобщающий урок


Обобщающий урок


7-й урок раздела


9-й урок раздела




6-й урок раздела



7 – й урок раздела









СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Основная литература


  1. М.В. Гилева.,Попова О.А. и др. «Зеленый мир Читинской области», Учебное пособие, 2-е изд. перераб. и дополненное. Чита: Издательство «Учебно – информационный центр финансы, учет, налоги «Тайфун». 2009.

Дополнительная литература

(д л я у ч и т е л я)

1. Борзова З.В. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005

2. Байбородова Л.В. Методика обучения биологии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

3. Биология / Сост. З.А. Власовой. – М.: Филолог. Об-во «Слово», Компания «Ключ – С», ТКО АСТ, 1995

4. Биология. 6 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя / Сост. Н.И. Сонин. – 2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2004

5. Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы, Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Пасечника В.В.- Волгоград: учитель, 2005.

6. Демьянкова Е.Н. Биология: Мир растений: Задачи. Дополнительные материалы: 6 кл. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

7. Ишкина И.Ф. Поурочные планы по учебнику Пасечника В.В. – Волгоград, 2002

8. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 класс. – М.: Вако, 2005.

9. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие. 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000

(д л я у ч а щ и х с я)

1. Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология. Бактерии, грибы, растения: рабочая тетрадь. 6 кл. – М.: Дрофа.

2. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 классов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985

3. Серия « Я познаю мир».

4. Энциклопедия «Большая серия знаний».

5. Интернет - ресурсы













































Тематический план по спецкурсу

«Зеленый мир Читинской области»

6 класс, 1 час в неделю (34 часа)

Автор – Гилева М.В., Попова О.А.





Учитель:

Аранжапова Ирина Анатольевна




Тема занятий

Вводимые опорные понятия, представления. Формирование специальных навыков.

Общеучебные умения

Актуализация опорных ЗУН по биологии и междисциплинарных наук.


Удивительное рядом

(7 ч)



1(1)






2(2)








3(3)







4(4)






5(5)








6(6)






7(7)

Грибы.

Д/З - стр. 5-6





Водоросли

Д/З – стр. 6-9







Будем знакомы – лишайники

Д/З –стр. 12-15






Мхи

Д/З – стр.15-17





Хвощи. Плауны. Папоротники.

Д/З - стр.17-22






Голосеменные

Д/З – стр. 25-28





Контрольная работа по теме «Удивительное рядом»


Хитин, грибница, мицелий

Плодовое тело, симбиоз, грибокорень




Водоросли, хроматофор, хламидомонада, хлорелла, Ризоиды






Кустистые, листоватые и накипные лишайники; симбиоз





Мох, спора; высшее споровое растение; сперматозоид, яйцеклетка




Вайи, корневище, спорангии; плаун, хвощ, папоротник






Голосеменные, семя, хвойные, женская шишка, мужская шишка






Работать с учебником, выделять главное, делать выводы




Уметь обобщать, сравнивать, работать с дополнительной литературой. Выделять главное, сравнивать, работать с рисунками, таблицей


Работать с учебником, выделять главное, делать выводы



Подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира; выделить характерные признаки грибов, особенности их строения, питания, размножения; определить их роль в природе и в жизни человека.


Начать формировать представления о различных отделах растительного мира; выделить особенности строения водорослей, познакомить с приспособленностью их к среде обитания; определить роль водорослей в природе и жизни человека.



Выделить своеобразие организма лишайников, углублять знания о многообразии живых организмов; познакомить учащихся с особенностями строения, приспособленностью к симбиотическому образу жизни; определить их роль в природе и жизни человека


Познакомить учащихся с характерными признаками высших растений, с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов, практическим значением мха сфагнума; сформировать знания о среде обитания и распространении мхов

Познакомить учащихся с особенностями строения хвощей, папоротников, плаунов; отметить усложнение в их строении, более высокую организацию по сравнению с мхами; направить внимание учащихся на получение знаний о многообразии этого отдела растений, о их роли в природе и практическом значении


Познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, приспособленностью к жизни в суровых условиях; показать роль голосеменных в природе, использование их человеком.


Обобщить и систематизировать знания учащихся об отделах царства растений


Покрытосеменные

или Цветковые (9 ч)



1 (8)







2 (9)







3(10)






4(11)








5 (12)








6(13)






7(14)








8(15)







9(16)

Цветок

Д/З – стр. 29






Соцветия.







Опыление






Плоды








Семейство Крестоцветные.








Семейство Розоцветные, Пасленовые.





Семейство Бобовые, Астровые.







Семейство Лилейные, Злаковые.






Контрольное тестирование по теме «Покрытосеменные растения»

Пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашелистики, чашечка, цветоножка, цветоложе, околоцветник, однодомные и двудомные растения.


Соцветия.







Самоопыление, перекрестное опыление – ветром, насекомыми, искусственное опыление.



Околоплодник; плоды простые, сборные, сухие, сочные, односемянные, многосемянные.





Семейство Крестоцветные.








Семейства Розоцветные и Пасленовые. Многоорешек, многокостянка




Семейства Мотыльковые и Сложноцветные. Симбиоз. Цветки язычковые, трубчатые, воронковидные.





Семейства Лилейные и Злаки. Соломина, колосковые чешуи, цветковые чешуи; пшеница твердая и мягкая, озимая и яровая.

Работать с учебником, выделять главное, сравнивать. Делать выводы.




Работать с учебником, выделять главное, срав нивать. Делать выво ды. Устанавливать причинно – следствен. связи.
















Работать с учебником, определителем, выделять главное, сравнивать. Системати

зировать. Устанавли вать причинно – следственные связи.


Классифицировать, сравнивать, делать выводы




Работать с учебником, определителем, выделяять главное, сравнивать. Системати

зировать



Формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенности строения и многообразие цветков; развивать практические навыки по распознаванию цветков различных растений.


Познакомить с наиболее распространенными видами соцветий, раскрыть биологическое значение соцветий; формировать эстетическое отношение к окружающему.




Познакомить с особенностями строения и приспособленностью цветков к опылению насекомыми, ветром; определить практическое значение самоопыленя, искусственного опыления и его применение в с/х.


Познакомить с разнообразием плодов, процессом их образования; рассказать о классификации плодов; учить различать виды плодов. Познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.


Познакомить учащихся с характерными признаками растений семейства Крестоц ветные; систематизировать знания о семейс тве, роде, виде; показать хозяйственное зна чение растений этого семейства; учить опре делять растения семейства Крестоцветные.


Рассмотреть растения семейств Розоцветные и Пасленовые, выделить отличительные признаки растений этих семейств; позна комить с культурными, лекарственными растениями указанных семейств, научить определять типичных представителей.


Изучить типичных представителей бобовых и сформировать представление о «мотыльковом типе цветка», познакомить с многообразием, значением и использованием бобовых растений; изучить растения с-ва Сложноцветные, выяснить особенности их строения; продолжить учить выполнять морфологическое описание растений.


Обобщить знания об однодольных растениях, познакомить с признаками растений семейств Лилейные и Злаки; рассмотреть многообразие растений этих семейств, их биологические особенности, значение в жизни и деятельности человека.


Систематизировать знания учащихся о строении цветкового растения, основных семействах.


Приспособления

растений (6 ч)



1 (17)





2(18)






3(19)




4(20)



5(21)




6(22)

Жизненные формы

Д/З – стр. – 61-63




Экологические группы растений.

Д/З – стр. 66-69




Растения – индикаторы.

Д/З – стр. 69



Зеленые синоптики

Д/З – стр. 71


Первоцветы Забайкалья

Д/З – стр. 73



Контрольно – обобщающий урок по теме «Приспособления растений»


Жизненные формы: деревья, кустарники, травы




Светолюбивые (гелиофи ты), теневыносливые (сциофиты), мезофиты, гигрофиты, ксерофиты, гидрофиты


Фитоиндикация, индикаторы, галофиты, кальцефилы, кальцефобы


Растения синоптики

Работать с учебником, допол. литер., выделять главное, сравнивать, обобщать. Делать выводы.


Определить основные жизненные формы растений




Определить основные экологические группы растений, назвать биологические особенности растений этих экологических групп;




Дать понятие об растениях – индикаторах, показать их роль



Дать представление о растениях, которые могут выполнять роль барометров.


Сформировать знания о раннецветущих растениях Забайкалья.



Систематизировать знания о приспособленности растений к жизни в природе.


Растительные

сообщества (7 ч)




1(23)


2(24)


3(25)


4(26)


5(27)


6(28)







7(29)


Сосновые леса


Березовые леса


Лиственничные леса


Степи


Луга


Растения водоема







Обобщающий урок


Растительное сообщество, типы растительных сообществ, растительность, типы растительности

Ярусность, смена сообществ, паразитизм















Работать с учебником, выделять главное, сравнивать, обобщать. Делать выводы.




Расширить и углубить знания о разнообразии растительного мира, приспособленности рас тений к условиям существования; формировать представление о растительных сообществах, как исторически сложившихся экологических системах; познакомить с типами растительных сообществ. Определить приспособленность организмов к совместному проживанию в сообществе; обратить внимание на ярусность размещения растений в сообществах, приспособленность к сезонным изменениям в них; дать представление о смене растительных сообществ. Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе; закрепить умение распознавать основные виды.


Обобщить знания учащихся о природных сообществах, типах растительности.


Знай, используй,

береги. (5 ч)



1 (30)







2 (31)




3(32)




4(33)




5(34)

SOS







Лекарственные растения




Ядовитые растения




Мой прекрасный сад




Итоговый урок по курсу «Зеленый мир»


Красная книга, охраняемые растения






Лекарственные растения




Ядовитые растения




Культурные растения, однолетние, многолетние





Работать с учебником, допол. литер. выделять главное, сравнивать. Делать выводы. Устанавливать причинно – следственные связи.








Сформировать знания о растениях, которые нуждаются в охране. Дать понятие о различных мерах охраны растительного мира .





Дать понятие о растениях, которые могут быть использованы для лечения различных заболеваний.


Сформировать знания о ядовитых растениях, показать их значение, способы защиты.



Охарактеризовать культурные растения, популярные виды, их значение.


Обобщить знания учащихся по курсу «Зеленый мир Читинской области»















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!