СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Адресность программы:

Тип учебного учреждения  – общеобразовательный

Классы обучающихся – 5 класс

Продолжительность обучения – 1 год

Рабочая программа по биологии 5 класс  в МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа – детский сад  комбинированного вида № 6  с углубленным изучением английского языка» выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образо­вательной программы основного общего образования, фундамен­тального ядра содержания общего образования, примерной прог­раммы по биологии,авторской программы по биологии (Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Сферы, 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011.)

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, Программы развития и фор­мирования универсальных учебных действий (УУД), которые обес­печивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекуль­турного, личностного и познавательного развития учащихся, ком­муникативных качеств личности.

Содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и  профильной дифференциации. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»

Пояснительная записка

Адресность программы:

Тип учебного учреждения – общеобразовательный

Классы обучающихся – 5 класс

Продолжительность обучения – 1 год

Рабочая программа по биологии 5 класс в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад комбинированного вида № 6 с углубленным изучением английского языка» выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образо­вательной программы основного общего образования, фундамен­тального ядра содержания общего образования, примерной прог­раммы по биологии,авторской программы по биологии (Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Сферы, 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011.)

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, Программы развития и фор­мирования универсальных учебных действий (УУД), которые обес­печивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекуль­турного, личностного и познавательного развития учащихся, ком­муникативных качеств личности.

Содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Объем программы

Программа по биологии для основного общего образования составлена израсчетчасов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общегообразования. В 5 классе биологии отводится 1 час в неделю, за год- 34 часа.

Нормативно-правовая основа рабочей программы.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учеб­ного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент гос­ударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089»приказа Министерства образования и науки от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образо­вательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного про­цесса и оборудования учебных помещений»

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к обра­зовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитан­ников»

  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и ор­ганизации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистриро­ванные в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993

  • постановление Главного государственного санитарного врача Рос­сийской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и ор­ганизации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 г. № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности, обучающихся в общеобразо­вательных учреждениях»

Цели и задачи биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном, предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации раз­вития — ростом информационных перегрузок, изменением харак­тера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей раз­вития современных подростков). Наиболее продуктивными задачами развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рас­смотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями био­логического образования являются:

- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и со­циальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе познава­тельных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

- ориентация в системе моральных норм и ценностей: призна­ние наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формиро­вание ценностного отношения к живой природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получе­ние знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формиро­ванием интеллектуальных и практических умений;

-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познаватель­ной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, ос­ваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетичес­кой культуры как способности эмоционально-ценностного отно­шения к объектам живой природы.

Составной частью УМК по биологии серии «Сферы» являетсяучебник «Биология. Живой организм. 5-6 класс»и образовательная программа курса Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, издательство «Просвещение», 2014.

Проект «Сферы» — один из современных инновационных об­разовательных проектов, который осуществляется в рамках общей стратегии издательства «Просвещение» по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях.

Учебно-методические комплекты «Сферы» по биологии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, методические рекомендации учителю.

Главная идея разрабатываемого УМК — создание единой информационной среды при обучении биологии на основе взаимодействия всех его составных частей.

Общие концептуальные принципы:

обеспечение преемственности школьных биологических курсов;

единый методологический, методический, информационный и дизайнерский подходы к отбору, структуризации и подаче учебного материала;

наличие унифицированной «навигационной» системы, позволяющей осуществлять единую технологию обучения и способ­ствующей овладению учащимися навыками отбора, анализа и синтеза информации;

использование современных педагогических технологий.

Главные психолого-педагогические принципы: ориентация на развитие личности, актуализация, проблемность, познавательность, наглядность и доступность отбора, компоновки и подачи материала.

Технологии обучения: беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, работа с книгой, с Интернет-ресурсами, демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, использование технических средств, практические задания, наблюдение, эксперимент, исследование, групповая работа по заранее выбранной проблеме, защита проектов, подготовка рефератов, мультимедийных презентаций.

Виды и формы контроля:  индивидуальный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа, тест, практическая работа, лабораторная работа, биологический диктант.


Общая характеристика курса

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонен­та целостной научной картины мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач; « овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоре­тические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружаю­щей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использова­ния лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления на­учно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Курс биологии на ступени основного общего образования на­правлен на формирование у школьников представлений об отличи­тельных особенностях живой природы, о её многообразии и эволю­ции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль­туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Пример­ная программа по биологии строится с учётом следующих содер­жательных линий:

-многообразие и эволюция органического мира;

-биологическая природа и социальная сущность человека;

-уровневая организация живой природы.

Содержание курса биологии в примерной программе структу­рировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здо­ровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличи­тельных признаках живых организмов, их разнообразии, систе­ме органического мира, растениях, животных, грибах, бактери­ях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответ­ствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.




Место биологии в учебном плане

Рабочая программа линии УМК «Биология-Сферы» (5 класс) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Общее число учебных ча­сов за год обученияв 5 клас­се - 35 (1 ч в неделю). Курсу биологии на ступени основного общего образования пред­шествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при обучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, со­держание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования.

Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.


Планируемые результаты освоения предмета

Требования к результатам освоения основных образователь­ных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и го­сударственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личност­ному самоопределению, сформированность их мотивации к обуче­нию и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патри­отизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и дол­ги перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готов­ности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанно­му выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых позна­вательных интересов;

3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;

4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуп­равлении и общественной жизни в пределах возрастных компе­тенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8) развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходи­мости ответственного, бережного отношения к окружающей сре­де и рационального природопользования;

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимисямежпредметных понятий и универ­сальных учебных действий. А также способности их использования в учеб­ной, познавательной и социальной практике, самостоятельности пла­нирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектиро­ванию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

6. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  6. Вычитывать все уровни текстовой информации.

  7. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  2. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

  3. Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и

объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов

по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Предметные результаты обучения в основной школе включа­т освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых те­ориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в био­сфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятий­ным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологичес­кой науки и проведения несложных биологических эксперимен­тов для изучения живых организмов;

4) понимание возрастающей роли естественных наук и науч­ных исследований в современном мире, постоянного процесса эво­люции научного знания, значимости международного научного со­трудничества;

5) формирование основ экологической грамотности: способнос­ти оценивать последствия деятельности человека в природе, влия­ние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целе­вые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природ­ных местообитаний;

6) объяснение роли биологии в практической деятельности лю­дей, места и роли человека в природе, родства общности происхож­дения и эволюции растений и животных;

7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биоло­гических экспериментов и объяснение их результатов;

8) формирование представлений о значении биологических на­ук в решении локальных и глобальных экологических проблем, не­обходимости рационального природопользования;

9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения куль­турных растений и домашних животных, ухода за ними.


Содержание учебного курса

Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе ис­пользования разнообразных видов учебной деятельности. При обу­чении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, разви­вать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь ис­пользовать полученные результаты в практической деятельности.

Основные направления биологического образования:

- усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение цело­стности биологии как общеобразовательной дисциплины;

- реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественнонаучными дисциплинами;

- отражение интеграции биологического и гуманитарного зна­ния, связей биологии с нравственно-этическими и экологически­ми ценностями общества;

- воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, ги­гиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.

Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественнонаучного цикла. Интеграция достигается в процессе зна­комства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, экс­перимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Отличительной особенностью данной пред­метной линии служит ориентация на взаимодействие биологичес­кого и гуманитарного знания. Ценностный компонент органичес­ки вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше вос­принимается и усваивается.

Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных, личностных ре­зультатов, в примерном тематическом планировании результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, кото­рыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного содержания.

Живые организмы (5-6 класс)

Биология как наука. Роль биологии в практической деятель­ности людей. Разнообразие организмов. Отличительные призна­ки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, экспери­мент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими при­борами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни че­ловека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизне­деятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фо­тосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, разви­тие и размножение. Многообразие растений, принципы их класси­фикации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрыто­семенные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведе­ние. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика забо­леваний, вызываемых животными. Усложнение животных в про­цессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Тематический план 5 класс

раздела


Наименование разделов

Учебные часы

Контрольные работы

Практическая часть

I

Введение.


2


Экскурсия(1)

1

Биология — наука о живых организмах.

1

2

Условия жизни организмов.



1

II

Разнообразие живых организмов.

Среды жизни.


13


Лабораторная работа(2)

Подготовка к тесту

4

Царства живой природы: растения, Животные,Грибы, Бактерии. Признаки живых организмов

1

5

Деление царств на группы.

1

6

Среда обитания. Экологичес­кие факторы.

1

7

Вода как среда жизни

1

8

Наземно-воздушная среда жизни.

1

9

Свет в жизни растений и жи­вотных.

1

10

Почва как среда жизни.

1

11

Организменная среда жизни.

1

12

Сообщество живых организмов.

1

13

Роль животных, грибов и бактерий.

1

14

Типы взаимоотношений ор­ганизмов в сообществе.

1

15

Обобщающий.

1

16

Итоговый контроль.

1

1


III

Клеточное строение живых организмов


8


Лабораторная работа(5)


16

Развитие знаний о клеточ­ном строении живых организмов.

1



17

Устройство увеличительныхприборов.

1



18

Состав и строение клеток.

1



19

Строение бактериальной клетки.

1



20

Строение растительной, жи­вотной и грибнойклеток

1



21

Строение клетки.

1



22

Одноклеточные растения, животные и грибы.

1



23

Одноклеточные растения, животные и грибы.

1




Ткани живых организмов.

11


Лабораторная работа(3)

Урок-исследование

24

Покровные ткани растений и животных.

1



25

Строение покровной ткани листа.

1



26

Механические и проводящиеткани растений.

1



27

Основные и образовательные ткани растений.


1



28

Основные и образовательные ткани растений.


1



29

Соединительные ткани животных

1



30

Соединительные ткани животных

1



31

Мышечная и нервная ткани животных.

1



32

Обобщающий.

1



33

Итоговый контроль.

1

1


34

Весенние явления в жизни растений родного края.

1




ИТОГО

34

2

13




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Планирование составлено на основе программы курса «Биология. Живой организм. 5 класс»,

авторы Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. Общее число часов — 34, в неделю — 1 час.


п/п


Сроки выполнения


Наименование раздела, темы урока


Кол-во часов


Практическая часть

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

план

факт



Введение

2



1

1

Неделя

03.09


Биология — наука о живых организмах.

Предмет изучения биологии. Разнооб­разие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анато­мия, физиология, экология. Эстетичес­кое, культурно-историческое, практи­ческое значение живых организмов.


1


Определять предмет изучения био­логии.

Описывать основные направления биологии и пути её развития.

Объяснять значение биологии и жи­вых организмов в жизни человека

2

2

Неделя

10.09


. Условия жизни организмов.

Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды — осно­ва жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека


1

Экскурсия

Условия жизни организмов

Называть условия, необходимые для жизни организмов.

Приводитьпримеры влияния окру­жающей природной среды на чело­века.

Давать определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы

Объяснять значение озонового экрана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере.




Разнообразие живых организмов. Среды жизни.


13



3

3

Неделя

17.09


Царства живой природы: растения, Животные, Грибы, Бактерии. Признаки живых организмов

Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере.


1


Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств.

Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы.

Описывать роль представителей разных царств

в биосфере.

4

4

Неделя

24.09


Деление царств на группы.

Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их харак­теристика.


1

Лабораторная работа №1 «Разнообразие отделов растений».

Называтьтипы животных,отделы растений.

Приводить примеры представите­лей разных отделов и типов.

Сравниватьпредставителей разных групп растений и животных

5

5

Неделя

01.10



Среда обитания. Экологичес­кие факторы.

Среда обитания как совокупность ком­понентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности.


1


Называть среды жизни, их эколо­гические факторы. Сравнивать различные среды жизни.

Характеризовать виды экологичес­ких факторов.

Приводить примеры действия эко­логических факторов на живые ор­ганизмы

6

6

Неделя

08.10


Вода как среда жизни.Гидросфера. Приспособленность орга­низмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде.

Цели и задачи, организация ла­бораторной работы.


1

Лабораторная работа №2

«Экологические группы наземных растений по отношению к воде».


Называть основные абиотические факторы водной среды обитания.

Приводить примеры обитателей вод­ной среды.

Наблюдать заводными организма­ми.

Выделять особенности строения ор­ганизмов, обитающих в водной сре­де (на основе личных наблюдений).

7

7

Неделя

15.10


Наземно-воздушная среда жизни.

Особенности наземно-воздушной среда. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружаю­щей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умерен­ной влажности. Устойчивые к недос­татку влаги растения и животные.


1


Называтьосновные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде.

Приводить примеры обитателей на­земно-воздушной среды.

Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды.

Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обита­ния,растения и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги.

8

8

Неделя

22.10


Свет в жизни растений и жи­вотных.

Свет — важнейший экологический фактор. Световой режим.

Свет в жиз­ни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые рас­тения. Движение органов растений к свету.

Листовая мозаика.


1


Приводить примеры растений и жи­вотных, по-разному приспособлен­ных к световому режиму.

Наблюдать реакции живых орга­низмов на воздействие света на при­мере комнатных растений.

Устанавливатьпродолжительностью светового пе­риода суток и приспособленностьюорганизмов к сезонным изменениям взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезоннымизменениям.

9

9

Неделя05.11


Почва как среда жизни.

Экологические особенности почвенной среды обитания.

Приспособленность почвенных организмов к жизни в поч­ве.

Роль животных в почвообразова­нии.

Разнообразие и значение почв.

Роль живых организмов в образова­нии гумуса и плодородии почв.


1


Анализировать и сравнивать внеш­нее строение животных, обитаю­щих в почве.

Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия.

Прогнозировать последствия нару­шения почвенного покрова.

Выявлять связь между урожай­ностью сельскохозяйственных рас­тений и плодородием почв

10

10

Неделя

12.11


Организменная среда жизни.

Организменная среда жизни.

Приспо­собленность растений, животных,грибов к использованию других орга­низмов для постоянного или времен­ного обитания.

Паразиты среди расте­ний и животных. Особенности ихжизнедеятельности.

Совместное про­живание организмов.


1


Приводить примеры паразитичес­ких форм растений, животных,грибов, бактерий.

Выделять существенные особеннос­ти организменной среды.

Описывать черты приспособлен­ности организмов к паразитическо­му образу жизни, использованиюдругих организмов в качестве сре­ды обитания.

Применятьинформационные ре­сурсы для подготовки сообщенияоб условиях организменной средыобитания.

11

11

Неделя

19.11


Сообщество живых организмов

Роль растений в сообществе.

Взаимо­связь растений и животных.

Расти­тельноядные и плотоядные (хищники, паразиты) животные.

Всеядные жи­вотные.

Животные - падальщики.

Природные сообщества Крыма.


1


Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания.

Объяснять ведущую роль растений в сообществе.

Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных.

12

12

Неделя

26.11


Роль животных, грибов и бактерий.

Грибы и бактерии как разрушители органических остатков.

Разнообразие бактерий и грибов по способу пита­ния.

Пищевые цепи.

Роль бактерий и грибов в пищевых цепях.


1


Приводить примеры грибов и бакте­рий (паразитов, сапротрофов, симби­онтов) пищевых цепей.

Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях.

Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере

13

13

Неделя

03.12


Типы взаимоотношений ор­ганизмов в сообществе.

Отношения хищник-жертва.

Отноше­ния паразит-хозяин.

Урок-игра. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отноше­ния.

Значение разных типов взаимо­отношений между организмами для устойчивого и длительного существо­вания сообщества.


1

Подготовка к тесту

Приводить примеры различных ти­пов взаимодействия организмов в со­обществе.

Устанавливать причины разных ти­пов взаимодействия живых организ­мов в сообществе. Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибелихищников,нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями.

Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития общества.

14

14

Неделя

10.12


Обобщающий.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Разнообразие живых орга­низмов.

Среды жизни».

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.


1


Называтьцарства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические фак­торы.

Описыватьчерты приспособлен­ности растений и животных к ус­ловиям различных сред жизни.

Обосновыватьроль растений, жи­вотных, грибов и бактерий в сооб­ществе.

Прогнозироватьпоследствия нару­шения взаимосвязей в живой при­роде.

15

15

Неделя

17.12


Итоговый контроль

1

Контрольная

работа





Клеточное строение живых организмов

8



16

16

Неделя

24.12


Развитие знаний о клеточ­ном строении живых организмов.

Клеточное строение организмов.

Исто­рия изучения.

Клеточная теория Шванна (XIX в.) доказательство родства и единства живойприроды.


1


Называть увеличительные прибо­ры, учёных, внёсших вклад в изу­чение клеточного строения.

Находить ианализировать инфор­мацию о клеточном строении орга­низмов.

Формулировать положения клеточ­ной теории

17

17

Неделя

14.01

2016г.


Устройство увеличительныхприборов.

Устройство ручной лупы и световогомикроскопа. Увеличение микроскопа.

Этапы и правила работы с микроско­пом.

Цели и задачи, организация лабо­раторной работы.

1

Лабораторная работа №3

«Устройство увеличительных приборов».

Лабораторная работа №4 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».


Называтьчасти лупы и микроскопа.

Описывать этапы и правила работыс микроскопом.

Применять приобретённые знанияпо изучению устройства увеличи­тельных приборов в процессе прове­дения лабораторной работы.

Применятьпрактические навыки впроцессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делатьвыводы.

Соблюдатьправила поведения в ка­бинете биологии, правила обраще­ния с лабораторным оборудованием.

Находитьдополнительную инфор­мацию об увеличительных прибо­рах в электронном приложении

18

18

Неделя

21.01


Состав и строение клеток.

Органические и минеральные вещест­ва.

Белки. Углеводы. Жиры.

Общие черты строения клеток.

Цели и зада­чи, организация лабораторной работы.


1

Лабораторная работа №5 «Состав клеток растений».


Называть органические и мине­ральные вещества, основные ком­поненты клетки.

Называть органические и мине­ральные вещества, основные ком­поненты клетки.

Описывать значение органических и минеральных веществ для жизне­деятельности клетки и организма.

Выполнять лабораторную работу «Состав клеток растений».

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудовани­ем

19

19

Неделя

28.01


Строение бактериальной клетки.

Бактерии — древнейшие организмы Земли.

Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки.

Распространение бактерий и их роль в природе.


1


Называть компоненты бактериаль­ной клетки.

Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсут­ствие оформленного ядра.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности челове­ка

20

20

Неделя

04.02


Строение растительной, жи­вотной и грибной клеток.

Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений.

Роль пластид в жизни растений.

Строе­ние животной и грибной клеток.

Сход­ство и различия ядерных клеток

1


Называть органоиды клеток эукариот.

Сравнивать клетки растений, жи­вотных, грибов.

Делать выводы о причинах сход­ства и различия.

Распознавать и описывать изучае­мые объекты, используя различные информационные ресурсы

21

21

Неделя

11.02


Строение клетки.

Особенности строения клеток расте­ний.

Роль пластид в жизни растений.

Цели и задачи, организация лабора­торной работы.


1

Лабораторная работа №6

«Строение клеток листа элодеи».


Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведе­ния лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, пра­вила обращения с лабораторным оборудованием

22

22

Неделя

18.02


Образование новых клеток.

Подготовка клетки к делению.

Про­цесс деления.

Значение деления кле­ток для роста и развития организма.


1


Устанавливатьпоследовательность процессов при описании клеточно­го деления.

Обосновыватьбиологическое зна­чение процесса деления клетки.

Использоватьинформационные ре­сурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни ор­ганизма

23

23

Неделя

25.02


Одноклеточные растения, животные и грибы.

Общие признаки одноклеточных орга­низмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных.

Одноклеточ­ные грибы, особенности строения и жизнедеятельности.

Цели и задачи, организация лабораторной работы

1

Лабораторная работа №7

«Строение животной клетки».


Определятьобщие черты однокле­точных организмов.

Приводитьпримеры одноклеточ­ных организмов.

Применятьпрактические умения в процессе лабораторной работы.

Фиксироватьрезультаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдатьправила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудова­нием




Ткани живых организмов

11



24

24

Неделя

03.03


Покровные ткани растений и животных.

Ткани.

Покровные ткани растений и животных.

Значение покровных тка­ней.

1

Урок-исследование

Распознавать покровные ткани растений и животных.

Устанавливать взаимосвязь строе­ния тканей с их функциями.

Сравнивать покровные ткани, де­лать выводы о причинах их сход­ства и различия.

Прогнозировать последствия пов­реждения покровных тканей у растений и животных

25

25

Неделя

10.03


Строение покровной ткани листа.

Приготовление микропрепарата кожи­цы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование вы­водов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями.

Цели и задачи, организация лабораторной работы.


1

Лабораторная работа №8

«Строение покровной ткани листа».


Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью

(устьи­ца).

Устанавливать взаимосвязь строе­ния клеток покровной ткани лис­та с их функциями.

Применять умения работать с мик­роскопом.

Готовить микропрепараты в про­цессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила об­ращения с лабораторным оборудо­ванием

26

26

Неделя

17.03


Механические и проводящиеткани растений.

Особенности строения клеток механи­ческой ткани.

Проводящие ткани —древесина и луб, их расположение,строение, функции.


1


Приводитьпримерымеханическихи проводящих тканей растений.

Устанавливать связь между разви­тием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями

27/28

27/28

Неделя

24.03

07.04


Основные и образовательные ткани растений.

Фотосинтезирующая ткань, её распо­ложение, строение и значение.

Запаса­ющая и образовательная ткани: распо­ложение, особенности строения, функции.

Цели и задачи, организация лабораторной работы.

2


Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры.

Устанавливать взаимосвязь строе­ния клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тка­ней с их функциями.

Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процес­се лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудова­нием

29/30

29/30

Неделя

14.04

21.04


Соединительные ткани жи­вотных.

Общие признаки соединительных тка­ней животных.

Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая со­единительная ткань, её функции. Лимфа.

Внутренняя среда организма.

Жировая ткань.

Изучение клеток крови.

Цели и задачи, организация лабораторной работы.


2

Лабораторная работа № 9

«Строение соединительных тканей животных».


Называть и описывать соедини­тельные ткани животных.

Устанавливать взаимосвязь строе­ния и функций тканей.

Определять разные виды тканей на микропрепаратах.

Обосновывать роль крови в обеспе­чении целостности организма.

Проводить лабораторную работу.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в ка­бинете биологии, правила обраще­ния с лабораторным оборудованием.

31

31

Неделя28.04


Мышечная и нервная ткани животных.

Строение и функции клеток поперечно­полосатой и гладкой мышечной ткани.

Строение клеток нервной ткани, её зна­чение в обеспечении целостности орга­низма.

Рассмотрение микропрепаратов поперечнополосатой и гладкой мышеч­ной ткани, нервной ткани.

Цели и зада­чи, организация лабораторной работы

1

Лабораторная работа№10

«Строение мышечных и нервной тканей животных».


Описывать и сравнивать строение мышечных тканей.

Определять особенности строения клеток нервной ткани.

Устанавливать зависимость строе­ния тканей с их функциями.

Распознавать ткани в процессе лабо­раторной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудова­нием

32

32

Неделя

05.05


Обобщающий.

Обобщение и систематизация знаний по темам «Клеточное строение живых ор­ганизмов» и «Ткани живых организ­мов».

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.


1


Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот, разные типы тканей.

Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей.

Определять клетки ткани на микропрепаратах и рисунках, другихисточниках информации.

Классифицироватьклетки и ткани.

Устанавливатьвзаимосвязь строе­ния клеток и тканей с их функция­ми

33

33

Неделя

12.05


Итоговый контроль.

Контроль и систематизация знаний о признаках живых организмов, царствах живой природы, природных сообщест­вах и средах жизни, деятельности чело­века в природе.

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.


1


Выявлять особенности химическо­го состава живых организмов.

Называть органоиды клеток.

Устанавливать взаимосвязь строе­ния клеток и тканей с их функци­ями.

Объяснять роль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере в целом. Описывать природные сообщества своей местности.

Устанавливать черты приспособ­ленности организмов к обитанию в различных средах.

Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности челове­ка в природных сообществах.

Высказывать свою точку зрения при обсуждении экологических си­туаций.

34

34

Неделя19.05


Весенние явления в жизни растений родного края.

Растения природного сообщества (леса, луга, болота).

Жизнь природного сообщества весной. Приспособленность растений к совместной жизни и условиям окружа­ющей среды. Влияние человека на жизнь природного сообщества.


1


Называть и определять самые распространённые и редкие виды растений своей местности.

Устанавливать взаимосвязь расте­ний друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы.

Приводить примеры воздействия человека на природу.

Наблюдать и описывать сезонные изменения в жизни растений, при­родных сообществ.

Оформлять результаты наблюде­ний.

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюде­ний.

Соблюдать правила поведения в природе, правила обращения с ла­бораторным оборудованием




ИТОГО

34







Критерии оценивания

Примерные нормы оценок устного ответа по биологии

«5» ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, биологических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование схем и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших биологических событиях современности

«4» ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного биологического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя

«3» ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки при ответе

«2» ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с рисунками.

Критерии и нормы оценки знаний и умений, обучающихся за практические и лабораторные работы по биологии.

«5» за правильность и самостоятельность определение цели данных работ; выполнение работы в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений; за самостоятельный, рациональный выбор и подготовку необходимого оборудования для выполнения работ обеспечивающих получение наиболее точных результатов; за грамотность, логичность описания хода практических (лабораторных) работ, правильность формулировки выводов; за точность и аккуратность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений; за поддержание чистоты рабочего места, порядок на столе, экономию расходов материалов; за соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

«4» выполнение практической (лабораторной) работы полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускается в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт; при оформлении работ допускаются неточности в описании хода действий; делаются неполные выводы при обобщении.

«3» правильное выполнение работы не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы; подбор оборудования, материала, начало работы с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускаются ошибки, неточно формулируются выводы, обобщения; работа проводится в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускаются в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения; допускается грубая ошибка в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

«2» не определяется самостоятельно цель работы, без помощи учителя не может подготовить соответствующее оборудование; выполняется работа не полностью, нет правильных выводов; допускается две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не исправляются по требованию педагога; или измерения, вычисления, наблюдения неверны.

«1» нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

за наблюдением объектов по биологии.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1.Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2.Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Оценка «1» ставится в случае:

  1. Нет ответа.



Критерии и нормы оценки знаний и умений

обучающихся письменных контрольных работ по биологии.

Отметка «5»: -  ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»: - ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: -  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»: -  работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1» -  работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Оценка тестовых работ по биологии.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока).

Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля.

Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов

для теста из 30 вопросов:

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

Оценка реферата по биологии.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение

Оснащение кабинета биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер, шкафы для хранения учебного оборудования (демонстрационного и лабораторного), демонстрационный стол учителя.

Специфика курса биологии требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой, методами биологической науки.

Учебное оборудование по биологии включает:

  • натуральные объекты (препарированные растения и животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии);

  • приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности);

  • средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал);

  • муляжи и модели (объемные, рельефные, модели-аппликации);

  • экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы, транспаранты), пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия);

  • технические средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер, экран, интерактивный планшет, электронный микроскоп); учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты).

Учебно-методическая литература

Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:

«Биология. Живой организм. 5-6 классы». Учебник для общеоб­разовательных учреждений. Авт. Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко.

Стандарт основного общего образования по биологии

Примерная программа основного общего образования по биологии

Общая методика преподавания биологии

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Поурочные методические рекомендации

УМК «Сферы» (авторы Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С.), изд-во «Просвещение».

Рабочая программа. 5-9 классы (авторы Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С.), изд-во «Просвещение».

Учебник «Биология. Живой организм. 5-6 классы» (авторы Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С.), изд-во «Просвещение».

Электронное приложение к учебнику «Биология. Живой организм. 5-6 классы»

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!