Пояснительная записка
Адресность программы:
Тип учебного учреждения – общеобразовательный
Классы обучающихся – 5 класс
Продолжительность обучения – 1 год
Рабочая программа по биологии 5 класс в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад комбинированного вида № 6 с углубленным изучением английского языка» выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по биологии,авторской программы по биологии (Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Сферы, 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011.)
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.
Содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Объем программы
Программа по биологии для основного общего образования составлена израсчетчасов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общегообразования. В 5 классе биологии отводится 1 час в неделю, за год- 34 часа.
Нормативно-правовая основа рабочей программы.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089»приказа Министерства образования и науки от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 г. № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности, обучающихся в общеобразовательных учреждениях»
Цели и задачи биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном, предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными задачами развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Составной частью УМК по биологии серии «Сферы» являетсяучебник «Биология. Живой организм. 5-6 класс»и образовательная программа курса Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, издательство «Просвещение», 2014.
Проект «Сферы» — один из современных инновационных образовательных проектов, который осуществляется в рамках общей стратегии издательства «Просвещение» по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях.
Учебно-методические комплекты «Сферы» по биологии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, методические рекомендации учителю.
Главная идея разрабатываемого УМК — создание единой информационной среды при обучении биологии на основе взаимодействия всех его составных частей.
Общие концептуальные принципы:
обеспечение преемственности школьных биологических курсов;
единый методологический, методический, информационный и дизайнерский подходы к отбору, структуризации и подаче учебного материала;
наличие унифицированной «навигационной» системы, позволяющей осуществлять единую технологию обучения и способствующей овладению учащимися навыками отбора, анализа и синтеза информации;
использование современных педагогических технологий.
Главные психолого-педагогические принципы: ориентация на развитие личности, актуализация, проблемность, познавательность, наглядность и доступность отбора, компоновки и подачи материала.
Технологии обучения: беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, работа с книгой, с Интернет-ресурсами, демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, использование технических средств, практические задания, наблюдение, эксперимент, исследование, групповая работа по заранее выбранной проблеме, защита проектов, подготовка рефератов, мультимедийных презентаций.
Виды и формы контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа, тест, практическая работа, лабораторная работа, биологический диктант.
Общая характеристика курса
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;
овладение научным подходом к решению различных задач; « овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учётом следующих содержательных линий:
-многообразие и эволюция органического мира;
-биологическая природа и социальная сущность человека;
-уровневая организация живой природы.
Содержание курса биологии в примерной программе структурировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их разнообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Место биологии в учебном плане
Рабочая программа линии УМК «Биология-Сферы» (5 класс) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Общее число учебных часов за год обученияв 5 классе - 35 (1 ч в неделю). Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при обучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования.
Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.
Планируемые результаты освоения предмета
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимисямежпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
6. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и
объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов
по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Предметные результаты обучения в основной школе включат освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного курса
Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.
Основные направления биологического образования:
- усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;
- реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественнонаучными дисциплинами;
- отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;
- воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.
Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественнонаучного цикла. Интеграция достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Отличительной особенностью данной предметной линии служит ориентация на взаимодействие биологического и гуманитарного знания. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается.
Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, в примерном тематическом планировании результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного содержания.
Живые организмы (5-6 класс)
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Тематический план 5 класс
№ раздела | Наименование разделов | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
I | Введение. | 2 | | Экскурсия(1) |
1 | Биология — наука о живых организмах. | 1 |
2 | Условия жизни организмов. | 1 |
II | Разнообразие живых организмов. Среды жизни. | 13 | | Лабораторная работа(2) Подготовка к тесту |
4 | Царства живой природы: растения, Животные,Грибы, Бактерии. Признаки живых организмов | 1 |
5 | Деление царств на группы. | 1 |
6 | Среда обитания. Экологические факторы. | 1 |
7 | Вода как среда жизни | 1 |
8 | Наземно-воздушная среда жизни. | 1 |
9 | Свет в жизни растений и животных. | 1 |
10 | Почва как среда жизни. | 1 |
11 | Организменная среда жизни. | 1 |
12 | Сообщество живых организмов. | 1 |
13 | Роль животных, грибов и бактерий. | 1 |
14 | Типы взаимоотношений организмов в сообществе. | 1 |
15 | Обобщающий. | 1 |
16 | Итоговый контроль. | 1 | 1 | |
III | Клеточное строение живых организмов | 8 | | Лабораторная работа(5) |
16 | Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. | 1 | | |
17 | Устройство увеличительныхприборов. | 1 | | |
18 | Состав и строение клеток. | 1 | | |
19 | Строение бактериальной клетки. | 1 | | |
20 | Строение растительной, животной и грибнойклеток | 1 | | |
21 | Строение клетки. | 1 | | |
22 | Одноклеточные растения, животные и грибы. | 1 | | |
23 | Одноклеточные растения, животные и грибы. | 1 | | |
| Ткани живых организмов. | 11 | | Лабораторная работа(3) Урок-исследование |
24 | Покровные ткани растений и животных. | 1 | | |
25 | Строение покровной ткани листа. | 1 | | |
26 | Механические и проводящиеткани растений. | 1 | | |
27 | Основные и образовательные ткани растений. | 1 | | |
28 | Основные и образовательные ткани растений. | 1 | | |
29 | Соединительные ткани животных | 1 | | |
30 | Соединительные ткани животных | 1 | | |
31 | Мышечная и нервная ткани животных. | 1 | | |
32 | Обобщающий. | 1 | | |
33 | Итоговый контроль. | 1 | 1 | |
34 | Весенние явления в жизни растений родного края. | 1 | | |
| ИТОГО | 34 | 2 | 13 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование составлено на основе программы курса «Биология. Живой организм. 5 класс», авторы Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. Общее число часов — 34, в неделю — 1 час. |
№ п/п | Сроки выполнения | Наименование раздела, темы урока | Кол-во часов | Практическая часть | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
план | факт |
| | Введение | 2 | | |
1 | 1 Неделя 03.09 | | Биология — наука о живых организмах. Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов. | 1 | | Определять предмет изучения биологии. Описывать основные направления биологии и пути её развития. Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека |
2 | 2 Неделя 10.09 | | . Условия жизни организмов. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды — основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека | 1 | Экскурсия Условия жизни организмов | Называть условия, необходимые для жизни организмов. Приводитьпримеры влияния окружающей природной среды на человека. Давать определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы Объяснять значение озонового экрана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере. |
| | | Разнообразие живых организмов. Среды жизни. | 13 | | |
3 | 3 Неделя 17.09 | | Царства живой природы: растения, Животные, Грибы, Бактерии. Признаки живых организмов Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере. | 1 | | Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств. Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы. Описывать роль представителей разных царств в биосфере. |
4 | 4 Неделя 24.09 | | Деление царств на группы. Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их характеристика. | 1 | Лабораторная работа №1 «Разнообразие отделов растений». | Называтьтипы животных,отделы растений. Приводить примеры представителей разных отделов и типов. Сравниватьпредставителей разных групп растений и животных |
5 | 5 Неделя 01.10 | | Среда обитания. Экологические факторы. Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности. | 1 | | Называть среды жизни, их экологические факторы. Сравнивать различные среды жизни. Характеризовать виды экологических факторов. Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы |
6 | 6 Неделя 08.10 | | Вода как среда жизни.Гидросфера. Приспособленность организмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | 1 | Лабораторная работа №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде». | Называть основные абиотические факторы водной среды обитания. Приводить примеры обитателей водной среды. Наблюдать заводными организмами. Выделять особенности строения организмов, обитающих в водной среде (на основе личных наблюдений). |
7 | 7 Неделя 15.10 | | Наземно-воздушная среда жизни. Особенности наземно-воздушной среда. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умеренной влажности. Устойчивые к недостатку влаги растения и животные. | 1 | | Называтьосновные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде. Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды. Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды. Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания,растения и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги. |
8 | 8 Неделя 22.10 | | Свет в жизни растений и животных. Свет — важнейший экологический фактор. Световой режим. Свет в жизни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые растения. Движение органов растений к свету. Листовая мозаика. | 1 | | Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму. Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений. Устанавливатьпродолжительностью светового периода суток и приспособленностьюорганизмов к сезонным изменениям взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезоннымизменениям. |
9 | 9 Неделя05.11 | | Почва как среда жизни. Экологические особенности почвенной среды обитания. Приспособленность почвенных организмов к жизни в почве. Роль животных в почвообразовании. Разнообразие и значение почв. Роль живых организмов в образовании гумуса и плодородии почв. | 1 | | Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве. Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова. Выявлять связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв |
10 | 10 Неделя 12.11 | | Организменная среда жизни. Организменная среда жизни. Приспособленность растений, животных,грибов к использованию других организмов для постоянного или временного обитания. Паразиты среди растений и животных. Особенности ихжизнедеятельности. Совместное проживание организмов. | 1 | | Приводить примеры паразитических форм растений, животных,грибов, бактерий. Выделять существенные особенности организменной среды. Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованиюдругих организмов в качестве среды обитания. Применятьинформационные ресурсы для подготовки сообщенияоб условиях организменной средыобитания. |
11 | 11 Неделя 19.11 | | Сообщество живых организмов Роль растений в сообществе. Взаимосвязь растений и животных. Растительноядные и плотоядные (хищники, паразиты) животные. Всеядные животные. Животные - падальщики. Природные сообщества Крыма. | 1 | | Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания. Объяснять ведущую роль растений в сообществе. Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных. |
12 | 12 Неделя 26.11 | | Роль животных, грибов и бактерий. Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу питания. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях. | 1 | | Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапротрофов, симбионтов) пищевых цепей. Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях. Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере |
13 | 13 Неделя 03.12 | | Типы взаимоотношений организмов в сообществе. Отношения хищник-жертва. Отношения паразит-хозяин. Урок-игра. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимоотношений между организмами для устойчивого и длительного существования сообщества. | 1 | Подготовка к тесту | Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе. Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе. Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибелихищников,нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями. Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития общества. |
14 | 14 Неделя 10.12 | | Обобщающий. Обобщение и систематизация знаний по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | 1 | | Называтьцарства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы. Описыватьчерты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни. Обосновыватьроль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Прогнозироватьпоследствия нарушения взаимосвязей в живой природе. |
15 | 15 Неделя 17.12 | | Итоговый контроль | 1 | Контрольная работа | |
| | | Клеточное строение живых организмов | 8 | | |
16 | 16 Неделя 24.12 | | Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. Клеточное строение организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна (XIX в.) доказательство родства и единства живойприроды. | 1 | | Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения. Находить ианализировать информацию о клеточном строении организмов. Формулировать положения клеточной теории |
17 | 17 Неделя 14.01 2016г. | | Устройство увеличительныхприборов. Устройство ручной лупы и световогомикроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и правила работы с микроскопом. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | 1 | Лабораторная работа №3 «Устройство увеличительных приборов». Лабораторная работа №4 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука». | Называтьчасти лупы и микроскопа. Описывать этапы и правила работыс микроскопом. Применять приобретённые знанияпо изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Применятьпрактические навыки впроцессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делатьвыводы. Соблюдатьправила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Находитьдополнительную информацию об увеличительных приборах в электронном приложении |
18 | 18 Неделя 21.01 | | Состав и строение клеток. Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | 1 | Лабораторная работа №5 «Состав клеток растений». | Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки. Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки. Описывать значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма. Выполнять лабораторную работу «Состав клеток растений». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием |
19 | 19 Неделя 28.01 | | Строение бактериальной клетки. Бактерии — древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Распространение бактерий и их роль в природе. | 1 | | Называть компоненты бактериальной клетки. Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра. Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека |
20 | 20 Неделя 04.02 | | Строение растительной, животной и грибной клеток. Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Строение животной и грибной клеток. Сходство и различия ядерных клеток | 1 | | Называть органоиды клеток эукариот. Сравнивать клетки растений, животных, грибов. Делать выводы о причинах сходства и различия. Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы |
21 | 21 Неделя 11.02 | | Строение клетки. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | 1 | Лабораторная работа №6 «Строение клеток листа элодеи». | Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием |
22 | 22 Неделя 18.02 | | Образование новых клеток. Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития организма. | 1 | | Устанавливатьпоследовательность процессов при описании клеточного деления. Обосновыватьбиологическое значение процесса деления клетки. Использоватьинформационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма |
23 | 23 Неделя 25.02 | | Одноклеточные растения, животные и грибы. Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Цели и задачи, организация лабораторной работы | 1 | Лабораторная работа №7 «Строение животной клетки». | Определятьобщие черты одноклеточных организмов. Приводитьпримеры одноклеточных организмов. Применятьпрактические умения в процессе лабораторной работы. Фиксироватьрезультаты наблюдений, делать выводы. Соблюдатьправила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием |
| | | Ткани живых организмов | 11 | | |
24 | 24 Неделя 03.03 | | Покровные ткани растений и животных. Ткани. Покровные ткани растений и животных. Значение покровных тканей. | 1 | Урок-исследование | Распознавать покровные ткани растений и животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия. Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных |
25 | 25 Неделя 10.03 | | Строение покровной ткани листа. Приготовление микропрепарата кожицы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование выводов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | 1 | Лабораторная работа №8 «Строение покровной ткани листа». | Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица). Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с их функциями. Применять умения работать с микроскопом. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием |
26 | 26 Неделя 17.03 | | Механические и проводящиеткани растений. Особенности строения клеток механической ткани. Проводящие ткани —древесина и луб, их расположение,строение, функции. | 1 | | Приводитьпримерымеханическихи проводящих тканей растений. Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями |
27/28 | 27/28 Неделя 24.03 07.04 | | Основные и образовательные ткани растений. Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение. Запасающая и образовательная ткани: расположение, особенности строения, функции. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | 2 | | Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры. Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями. Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием |
29/30 | 29/30 Неделя 14.04 21.04 | | Соединительные ткани животных. Общие признаки соединительных тканей животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая соединительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | 2 | Лабораторная работа № 9 «Строение соединительных тканей животных». | Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Определять разные виды тканей на микропрепаратах. Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма. Проводить лабораторную работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
31 | 31 Неделя28.04 | | Мышечная и нервная ткани животных. Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её значение в обеспечении целостности организма. Рассмотрение микропрепаратов поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани, нервной ткани. Цели и задачи, организация лабораторной работы | 1 | Лабораторная работа№10 «Строение мышечных и нервной тканей животных». | Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. Определять особенности строения клеток нервной ткани. Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием |
32 | 32 Неделя 05.05 | | Обобщающий. Обобщение и систематизация знаний по темам «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | 1 | | Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот, разные типы тканей. Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей. Определять клетки ткани на микропрепаратах и рисунках, другихисточниках информации. Классифицироватьклетки и ткани. Устанавливатьвзаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями |
33 | 33 Неделя 12.05 | | Итоговый контроль. Контроль и систематизация знаний о признаках живых организмов, царствах живой природы, природных сообществах и средах жизни, деятельности человека в природе. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | 1 | | Выявлять особенности химического состава живых организмов. Называть органоиды клеток. Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями. Объяснять роль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере в целом. Описывать природные сообщества своей местности. Устанавливать черты приспособленности организмов к обитанию в различных средах. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в природных сообществах. Высказывать свою точку зрения при обсуждении экологических ситуаций. |
34 | 34 Неделя19.05 | | Весенние явления в жизни растений родного края. Растения природного сообщества (леса, луга, болота). Жизнь природного сообщества весной. Приспособленность растений к совместной жизни и условиям окружающей среды. Влияние человека на жизнь природного сообщества. | 1 | | Называть и определять самые распространённые и редкие виды растений своей местности. Устанавливать взаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы. Приводить примеры воздействия человека на природу. Наблюдать и описывать сезонные изменения в жизни растений, природных сообществ. Оформлять результаты наблюдений. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в природе, правила обращения с лабораторным оборудованием |
| | | ИТОГО | 34 | | |
Критерии оценивания
Примерные нормы оценок устного ответа по биологии
«5» ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, биологических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование схем и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших биологических событиях современности
«4» ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного биологического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя
«3» ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки при ответе
«2» ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с рисунками.
Критерии и нормы оценки знаний и умений, обучающихся за практические и лабораторные работы по биологии.
«5» за правильность и самостоятельность определение цели данных работ; выполнение работы в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений; за самостоятельный, рациональный выбор и подготовку необходимого оборудования для выполнения работ обеспечивающих получение наиболее точных результатов; за грамотность, логичность описания хода практических (лабораторных) работ, правильность формулировки выводов; за точность и аккуратность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений; за поддержание чистоты рабочего места, порядок на столе, экономию расходов материалов; за соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
«4» выполнение практической (лабораторной) работы полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускается в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт; при оформлении работ допускаются неточности в описании хода действий; делаются неполные выводы при обобщении.
«3» правильное выполнение работы не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы; подбор оборудования, материала, начало работы с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускаются ошибки, неточно формулируются выводы, обобщения; работа проводится в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускаются в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения; допускается грубая ошибка в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
«2» не определяется самостоятельно цель работы, без помощи учителя не может подготовить соответствующее оборудование; выполняется работа не полностью, нет правильных выводов; допускается две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не исправляются по требованию педагога; или измерения, вычисления, наблюдения неверны.
«1» нет ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
за наблюдением объектов по биологии.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1.Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2.Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Оценка «1» ставится в случае:
Нет ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений
обучающихся письменных контрольных работ по биологии.
Отметка «5»: - ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»: - ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»: - работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1» - работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка тестовых работ по биологии.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока).
Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля.
Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: |
для теста из пяти вопросов | для теста из 30 вопросов: |
• нет ошибок — оценка «5»; • одна ошибка - оценка «4»; • две ошибки — оценка «З»; • три ошибки — оценка «2». | • 25—З0 правильных ответов — оценка «5»; • 19—24 правильных ответов — оценка «4»; • 13—18 правильных ответов — оценка «З»; • меньше 12 правильных ответов — оценка «2». |
Оценка реферата по биологии.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение
Оснащение кабинета биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер, шкафы для хранения учебного оборудования (демонстрационного и лабораторного), демонстрационный стол учителя.
Специфика курса биологии требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой, методами биологической науки.
Учебное оборудование по биологии включает:
натуральные объекты (препарированные растения и животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии);
приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности);
средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал);
муляжи и модели (объемные, рельефные, модели-аппликации);
экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы, транспаранты), пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия);
технические средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер, экран, интерактивный планшет, электронный микроскоп); учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты).
Учебно-методическая литература
Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:
«Биология. Живой организм. 5-6 классы». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко.
Стандарт основного общего образования по биологии
Примерная программа основного общего образования по биологии
Общая методика преподавания биологии
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)
Поурочные методические рекомендации
УМК «Сферы» (авторы Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С.), изд-во «Просвещение».
Рабочая программа. 5-9 классы (авторы Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С.), изд-во «Просвещение».
Учебник «Биология. Живой организм. 5-6 классы» (авторы Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С.), изд-во «Просвещение».
Электронное приложение к учебнику «Биология. Живой организм. 5-6 классы»
2