СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 5 класса по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Содержание предметного материала

Планируемый результат

Информационно-методическое обеспечение

Дом.

Зад.

Практические работы

Дата

Дата коррекции

Способы предметных действий

Универсальные учебные действия

Раздел № 1. Биология- наука о живом мире (9 ч)

1

Наука о живой природе

Тип урока

Урок актуализации опорных знаний и первичной рефлексии (урок постановки учебной задачи)

Вид урока

Урок-практикум.

Урок-игра

Ключевые понятия

Биология. Культурные растения и домашние животные.

Научный факт

Использование человеком живых организмов. Многообразие живых организмов: многоклеточные и одноклеточные. Биология - «семья» биологических наук: ботаника, зоология, микология, микробиология.

Выделять предмет изучения науки биологии и называть ее практическое значение для человека.

Познавательные

Общеучебные

Осознанно строить речевое

Высказывание.

Логические

Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных.

Знаково-символические действия

Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:

1.из полного текста в таблицу; из полного текста в схему (свертывание информации);

2.из ключевых слов – в полный текст (развертывание информации).

Коммуникативные

Использование адекватных средств для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей.

Регулятивные

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Построение жизненных планов во временной перспективе. Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Личностные

Прогностическая самооценка.


Учебник.

Рис.1 на стр.5 Первобытные охотники и собиратели.

Рис.2 на стр.6 Культурные растения

П.1




2

Свойства живого

Тип урока

Урок решения учебной задачи.

Вид урока

Урок-практикум.

Практическая работа № 1

«Распределение объектов природы на две группы»

Ключевые понятия

Живая природа. Организм. Орган.

Научный факт

Живой организм. Признаки живой природы: обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, движение. Организм-единица живой природы.

Различие тел живой и неживой природы по существенным признакам.

Познавательные

Общеучебные

Умение осознанно строить речевое высказывание. Структурирование знаний.

Логические

Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных. Синтез-составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая недостающие компоненты.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую:

1. из рисунка в таблицу (замещение);

2. из ключевых слов - в полный текст (развертывание информации)

Коммуникативные

Использование адекватных средств для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей.

Регулятивные

Планирование и организация деятельности.

Личностные

Корригирующая самооценка.

Учебник

Рис.4 на стр.8

Тела живой и неживой природы

Рис.5 на стр. 9 Признаки живой природы

Рис.6 на стр.9 Реакция на прикосновение: живое и неживое

П.2

Практическая работа № 1

«Распределение объектов природы на две группы» (работа в парах)



3

Методы изучения биологии

Тип урока

Урок овладения способом предметного действия.

Вид урока

Проблемное изложение.

Бинарный урок.

Ключевые понятия

Наблюдение.

Описание. Измерение. Эксперимент. Сравнение. Моделирование.

Научный факт

Овладение способами изучения биологических объектов: определять цель использования метода; выделять алгоритм действий; определять методы, используемые в природе и лаборатории

Познавательные

Общеучебные

Выбор наиболее эффективных способов изучения объектов исследования в зависимости от конкретных условий.

Логические

Доказательство.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

2.из рисунка – в полный текст (развертывание информации).

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию

Регулятивные

Планирование и организация деятельности при выполнении лабораторной работы. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

Личностные

Корригирующая самооценка.

Учебник

Рис.8 на стр.12 Метод наблюдения

Рис.9 на стр.12 Метод описания

Рис. 10 на стр.13 Метод измерения

Рис.12 на стр.14 Метод сравнения и моделирования

П.3, наблюдение за домашними животными





4

Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов».

Тип урока

Урок выработки способа предметного действия.

Вид урока.

Урок практикум.

Урок-исследование.

Бинарный урок.

Ключевые понятия

Увеличительные приборы, микроскоп.

Предмет изучения

Устройство микроскопа.

Научный факт

Изобретение микроскопа. Правила работы с микроскопом.

Способы работы с увеличительными приборами.

Познавательные

Общеучебные

Составление плана сообщения. Поиск и выделение необходимой информации.

Логические

Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

2.из рисунка – в неполный текст (замещение).

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Предоставлять конкретное содержание (результаты лабораторной работы) и сообщать его в письменном форме. Регулятивные

Планирование и организация деятельности при выполнении лабораторной работы. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

Личностные

Корригирующая самооценка.

Учебник

Задания для лабораторной работы № 1 на стр.18. Тексты для любознательных на стр.19

П.4, подготовить сообщение и составить план

Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов».



5

Строение клетки. Лабораторная работа № 2

«Знакомство с клетками растений»

Тип урока

Урок конструирования способа предметного действия.

Вид урока

Урок проблемного изложения с элементами практикума.

Ключевые понятия

Клетка

Предмет изучения

Клетка растений: клеточная стенка, клеточная мембрана, ядро, вакуоль, хлоропласт, цитоплазма.

Клетка животных: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма.

Научный факт

Открытие клетки.

Наблюдение и описание биологического объекта с помощью микроскопа.

Познавательные

Общеучебные

Поиск и выделение необходимой информации.

Логические

Синтез как составление целого из частей. Сравнение по заданным признакам биологических объектов на основе рисунка.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

2.из рисунка – в неполный текст (замещение).

Коммуникативные

Предоставлять конкретное содержание (результаты лабораторной работы) и сообщать его в письменном форме.

Регулятивные

Планирование и организация деятельности при выполнении лабораторной работы. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

Личностные

Корригирующая самооценка.

Учебник

Рис.15 на стр.19 Клетки живых организмов.Задание № 2 для лабораторной работы на стр.25. Тексты для любознательных на стр.24 и 25

П.5, до тканей

Лабораторная работа № 2

«Знакомство с клетками растений»




6

Ткани.

Практическая работа № 2 «Распознавание тканей растений и животных».

Тип урока

Урок решения учебной задачи.

Вид урока

Проблемное изложение с элементами практикума.

Урок-исследование.Практикум


Ключевые понятия

Ткани.

Предмет изучения

Ткани растений и ткани животных-расположение и функции

Наблюдение и описание по предложенному учителем плану биологического объекта с помощью микроскопа.

Познавательные

Общеучебные

Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

Логические

Сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

Коммуникативные

Предоставлять конкретное содержание (результаты лабораторной работы) и сообщать его в письменном форме.

Регулятивные

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

Личностные

Корригирующая самооценка.

Учебник рис.18 на стр.22.Ткани животных. Рис.19 на стр.23. Ткани растений.

П.5

Практическая работа № 2 «Распознавание тканей растений и животных».




7

Химический состав клетки.

Практическая работа № 3 «Проведение эксперимента опытов № 3, №4, №5.

Тип урока.

Урок решения конкретно-практических задач.

Вид урока.

Урок практикум.

Урок-исследование.


Ключевые понятия

Неорганические вещества. Органические вещества. Эксперимент. Наблюдение.

Научный факт

Роль органических и неорганических веществ в клетке.

Определение химического состава биологических объектов с помощью эксперимента

Познавательные

Общеучебные

Поиск и выделение необходимой информации.

Логические

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

2.из ключевых слов – в полный текст (развертывание информации).

Коммуникативные

Предоставлять конкретное содержание (результаты эксперимента) и сообщать его в письменной форме.

Регулятивные

Планирование и организация деятельности.

Личностные

Корригирующая самооценка.

Учебник

Рис.20 на стр.25

Опыт № 1: обнаружение воды

Рис.21 на стр.25

Опыт № 2: обнаружение неорганических и органических веществ

Рис.22 на стр.26

Опыт № 3: обнаружение белка

Рис.23 на стр.26

Опыт № 4: обнаружение углевода.

Рис.24 на стр.26. Опыт № 5: обнаружение жира.

П.6, выполнить опыт № 3 и №5

Практическая работа № 3 «Проведение эксперимента опытов № 3, №4, №5.




8

Процессы жизнедеятельности клетки

Тип урока

Урок отработки систематизации способа действия.

Вид урока

Обобщающий урок. Урок взаимообучения.

Ключевые понятия

Живая природа.

Предмет изучения

Жизнь клетки.

Научный факт

Обмен веществ. Деление клетки. Рост

Доказательство, что клетка – живая структура.

Познавательные

Общеучебные

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Логические

Подведенеие под понятие «живое».

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

2.из ключевых слов – в полный текст (развертывание информации).

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Регулятивные

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

Личностные

Корригирующая самооценка.

Учебник

Рис.25 на стр.28. Рост растительной клетки.

Рис.26 на стр.29.Делене клетки.

П.7




9

Подведем итоги.

Тип урока

Урок итоговой рефлексии.

Вид урока

Уроки-соревнования.Урок взаимоконтроля.

Ключевое понятие

Живая природа.

Различие тел живой и неживой природы по существенным признакам.

Познавательные

Общеучебные

Рефлексия способов и условий действия.

Логические

Сравнение биологических объектов по заданным признакам.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание уровня усвоения.

Личностные

Ретроспективная самооценка







































Раздел № 2. Многообразие живых организмов (12 ч)

10

Царства живой природы

Тип урока

Урок выработки способа предметного действия.

Вид урока

Урок-исследование

Ключевое понятие

Классификация. Систематика. Царство.

Научный факт

Вид-наименьшая единица классификации. Царство- самая крупная единица систематики. Классификация К.Линнея.

Предмет изучения

Структура классификации живых организмов. Признаки вида: строение, жизнедеятельность, способность скрещиваться.

Выделять признаки вида. Доказательство принадлежности биологического объекта к царству живых организмов: выделение признаков царств.

Познавательные

Общеучебные

Поиск и выделение необходимой информации.

Логические

Выбор оснований для классификации и сериации.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

2.из рисунка – в ключевые слова (замещение).

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Регулятивные

Планирование и организация деятельности.

Прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик.

Личностные

прогностическая самооценка.

Учебник

Рис.27 на стр.36

Виды птиц.

Рис.28 на стр.36.

Царство живой природы.

П.8




11

Бактерии: строение и жизнедеятельность. Вирусы.

Тип урока

Урок освоения способа предметного действия. Урок решения учебной задачи.

Вид урока

Урок проблемного изложения

Ключевое понятие

Бактерии. Вирусы. Гетеротрофы. Автотрофы. Прокариоты.

Предмет изучения

Бактерии. Строение и жизнедеятельность. Вирусы. Строение. Значение. Вирусные заболевания.

Доказательство принадлежности биологических объектов к царству бактерий.

Познавательные

Общеучебные

Определение основной и второстепенной информации.

Логические

Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных.

Подведение под понятие.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из рисунка в неполный текст (замещение);

2.из полного текста – в таблицу (свертывание информации).

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли для доказательства принадлежности биологического объекта к царству Бактерий.

Регулятивные

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

Личностные

Корригирующая самооценка.

Учебник

Рис. 33 на стр.40.

Строение бактерий.

П.9, сделать модель «строение бактериальной клетки»




12

Значение бактерий в природе и для человека.

Тип урока.

Урок решения конкретно-практических задач.

Вид урока

Урок-исследование.

Имитационная игра.

Ключевое понятие

Брожение. Симбиоз.

Предмет изучения

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в жизни человека.

Доказательство принадлежности биологических объектов к царству бактерий.

Познавательные

Общеучебные

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Логические

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, выбор оснований для классификации.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

2.из рисунка – в полный текст (развертывание информации).

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли для доказательства принадлежности биологического объекта к царству Бактерий.

Регулятивные

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

Личностные

Корригирующая самооценка.


Учебник

Рис.36 на стр.44.

Кисломолочные продукты

П.10




13

Растения. Общая характеристика. Лабораторная работа № 3

«Знакомство с внешним строением растения».

Тип урока

Урок отработки способа предметного действия.

Вид урока

Урок проблемного изложения

Ключевое понятие

Растения. Флора.

Предмет изучения

Признаки растений.

Научный факт

Доказательство принадлежности биологических объектов к царству Растений.

Познавательные

Общеучебные

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Логические

Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных.

Выбор оснований для классификации.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из рисунка – в неполный текст (замещение).

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли для доказательства принадлежности биологического объекта к царству Растений.

Регулятивные

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

Личностные

Корригирующая самооценка.

Учебник


П.11

Лабораторная работа № 3

«Знакомство с внешним строением растения».




14

Многообразие растений

Тип урока

Урок решения конкретно-практических задач.

Вид урока

Урок-исследование. Урок-практикум.


Ключевые понятия

Голосеменные. Цветковые. Мхи. Папоротники. Водоросли.

Доказательство принадлежности биологических объектов к царству Растений.

Познавательные

Общеучебные

Поиск и выделение необходимой информации;

Логические

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую.

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли для доказательства принадлежности биологического объекта к царству Растений.

Регулятивные

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

Личностные

Корригирующая самооценка.


Учебник

Тексты для любознательных на стр. 50

П.11




15

Животные. Общая характеристика. Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных».

Тип урока

Урок освоения способа предметного действия.

Вид урока

Урок проблемного изложения. Урок использования мультимедийной презентации.

Ключевые понятия

Животные. Живая природа.

Предмет изучения.

Признаки животных.

Научный факт

Влияние природы на животных.

Доказательство принадлежности биологических объектов к царству Животные.

Познавательные

Общеучебные

Поиск и выделение необходимой информации;

Логические

Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных.

Подведение под понятие.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из рисунка в неполный текст (замещение);

2.из полного текста – в схему (свертывание информации).

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли для доказательства принадлежности биологического объекта к царству Животные.

Регулятивные

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

Личностные

Корригирующая самооценка.

Учебник

Тексты для любознательных на стр.56

П.12

Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных».



16

Многообразие животных.

Практическая работа № 4 «Рассмотрение микропрепаратов животных».

Тип урока

Урок решения конкретно-практических задач.

Вид урока

Урок-практикум.


Ключевые понятия

Одноклеточные. Многоклеточные.

Предмет изучения.

Признаки многоклеточных и одноклеточных животных.

Доказательство принадлежности биологических объектов к царству Животные.

Познавательные

Общеучебные Определение основной и второстепенной информации.

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Логические

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание.

Сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию,доказательство.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли для доказательства принадлежности биологического объекта к царству Животные.

Регулятивные

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

Личностные

Корригирующая самооценка.

Учебник

П.12

Практическая работа № 4 «Рассмотрение микропрепаратов животных».




17

Грибы. Общая характеристика.

Тип урока

Урок овладения способом предметного действия.

Вид урока

Урок проблемного изложения. Урок использования мультимедийной презентации.

Ключевые понятия

Сапротрофы. Паразиты. Микориза.

Предмет изучения

Грибы. Строение (грибница, плодовое тело). Жизнедеятельность: питание.

Научный факт

Доказательство принадлежности биологических объектов к царству Грибы.

Познавательные

Общеучебные Определение основной и второстепенной информации.

Логические

Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных.

Выбор оснований для классификации.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из рисунка в неполный текст (замещение);

2.из полного текста – в таблицу (свертывание информации).

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли для доказательства принадлежности биологического объекта к царству Грибы.

Регулятивные

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

Личностные

Корригирующая самооценка.

Учебник

Тексты для любознательных на стр.60.

Рис.49 на стр.57. Разные виды грибов.

Рис.50 на стр.58. Внешнее строение гриба. Рис.51 на стр.59.Гриб-трутовик.

Рис. 52 на стр. 59. Гриб-хищник, поймавший почвенного червя.

П.13




18

Многообразие и значение грибов

Тип урока

Урок решения конкретно-практических задач.

Вид урока

Урок-практикум.

Имитационная игра.

Ключевые понятия

Антибиотики.

Предмет изучения

Шляпочные грибы.

Плесневые грибы.

Научный факт

Съедобные и ядовитые грибы. Меры по предупреждению отравления грибами.


Доказательство принадлежности биологических объектов к царству Грибы.

Познавательные

Общеучебные

Поиск и выделение необходимой информации;

Логические

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание. Сериация.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

2.из рисунка – в неполный текст (замещение).

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли для доказательства принадлежности биологического объекта к царству Грибы.

Регулятивные

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

Личностные

Корригирующая самооценка.

Учебник

Тексты для любознательных на стр.65-66.

Рис. 53 на стр.61 .Плесневые грибы. Рис.54 на стр.62 Грибы, разводимые человеком.

Рис .55 на стр.63.

Съедобные и ядовитые грибы.

Рис.56 на стр.64.Паразические грибы на культурных растениях.

П.14




19

Лишайники

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Вид урока

Урок проблемного изложения.


Ключевые понятия

Лишайники. Симбиоз.

Предмет изучения.

Лишайники, их строение и жизнедеятельность.

Научный факт

Неприхотливость лишайников. Значение лишайников в природе и для человека.

Доказательство принадлежности биологических объектов к лишайникам.

Познавательные

Общеучебные

Поиск и выделение необходимой информации. Составление плана ответа.

Логические

Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных.

Подведение под понятие.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

из рисунка – в неполный текст (замещение).

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Регулятивные

Адекватная оценка трудности учебного задания. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

Личностные

Корригирующая самооценка.


Учебник

Рис.57 на стр.67. Лишайники.

Рис.58 на стр.67. Внутреннее строение лишайника на поперечном разрезе.

П.15




20

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Тип урока

Урок решения конкретно-практических задач.

Вид урока

Урок обобщения.

Ключевые понятия

Биологическое разнообразие

Научный факт

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека.


Познавательные

Общеучебные

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Логические

Выделение следствий.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Регулятивные

Оценка эффективности учебных действий, внесение соответствующих корректив в действие.

Личностные

Корригирующая самооценка.

Учебник

Рис.60 на стр.70. Мучной хрущак.

Рис.61 на стр.70. Хорек.

Рис.62 на стр.71. лекарственные растения.

Рис.63 на стр.71. Божья коровка.

П.16




21

Подведем итоги

Тип урока

Урок контроля и коррекции.

Вид урока.

Контрольная работа № 1 «Царства»


Ключевые понятия

Царства.

Доказательство принадлежности живых организмов к царству.

Познавательные

Общеучебные

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Логические

Доказательство-построение логической цепи рассуждений.


Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Регулятивные

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание уровня усвоения.

Личностные

Ретроспективная самооценка.



Учебник

Раздел «Обсудите с друзьями», вопросы на стр.74.

Раздел « Выскажите свое мнение», вопросы на стр. 74.

Стр.73. пройти тестирование на дистационном курсе.











































Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)

22

Среды жизни планеты Земля

Тип урока

Урок актуализации опорных знаний и первичной рефлексии.

Вид урока.

Урок проблемного изложения.

Интегрированный урок с географией.

Ключевые понятия

Среда обитания.

Предмет изучения.

Водная среда.

Почвенная среда.

Наземно-воздушная среда. Организменная.

Научный факт

Организм как среда обитания. Симбионты. Разнообразие паразитов.

Характеристика сред обитания по следующим признакам:

Условия для жизни; обитатели.

Познавательные

Общеучебные

Умение применять методы информационного поиска.

Логические

Сравнение сред обитания по заданным критериям; подведение под понятие.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

2.из рисунка – в полный текст (развертывание информации).

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Регулятивные

Адекватная оценка трудности учебного задания.

Личностные

Прогностическая самооценка.


Учебник

Рис.64 на стр.76. Среды жизни.

Рис.65 на стр.77. Разнообразие паразитов

П.17




23

Экологические факторы среды

Тип урока

Урок овладения способом предметного действия.

Вид урока

Урок-исследование.

Ключевые понятия

Экологические факторы.

Предмет изучения

Факторы неживой природы. Факторы живой природы. Антропогенный фактор.

Выявлять приспособления организмов к среде на конкретных примерах.

Познавательные

Общеучебные

Поиск и выделение необходимой информации; Умение применять методы информационного поиска.

Логические

Выделение следствий

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

2.из рисунка – в полный текст (развертывание информации).

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Регулятивные

Адекватная оценка трудности учебного задания. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

Личностные

Корригирующая самооценка.


Учебник

Рис.66 на стр.79.Экологические факторы.

П.18




24

Приспособления организмов к жизни в природе

Тип урока

Урок решения конкретно-практических задач.

Вид урока

Урок «Что? Где?

Когда?» Урок-практикум.


Ключевые понятия

Приспособленность организмов.

Научный факт

Примеры приспособленности организмов к среде.

Предмет изучения

Влияние среды на организм.

Выявлять приспособления организмов к среде на конкретных примерах.

Познавательные

Общеучебные

Умение применять методы информационного поиска. Поиск и выделение необходимой информации

Логические

Выделение следствий

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

2.из рисунка – в полный текст (развертывание информации).


Учебник

Тексты для любознательных на стр.84

П.19




25

Природные сообщества

Тип урока

Урок конструирования способа предметного действия.

Вид урока

Урок-исследование

Ключевые понятия

Пищевая цепь. Потребители. Производители. Разлагатели. Природное сообщество.

Предмет изучения

Движение веществ в природе. Круговорот веществ в природе.

Научный факт

Роль потребителей, производителей и разлагателей в круговороте веществ.


Приводить доказательство взаимосвязи живых организмов.

Познавательные

Общеучебные

Умение применять методы информационного поиска. Поиск и выделение необходимой информации

Логические

Подведение под понятие

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

Регулятивные

Адекватная оценка трудности учебного задания. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

Личностные

Корригирующая самооценка.

Учебник

Рис.71 на стр.85. Пищевая цепь.

Рис.72 на стр.86. Поток органического вещества.

П.20




26

Природные зоны России


Тип урока

Урок решения учебной задачи.

Вид урока

Интегрированный урок с географией.


Ключевые понятия

Природные зоны.

Научный факт

Многообразие природных зон России.

Предмет изучения

Живые организмы природных зон.

Характеристика живых организмов, обитающих в природных зонах России. Выявлять приспособления организмов к среде на конкретных примерах.

Познавательные

Общеучебные

Умение применять методы информационного поиска. Поиск и выделение необходимой информации

Логические

Опознание объектов с целью их включения в тот или иной класс. Подведение под понятие.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

2.из рисунка – в неполный текст (замещение).

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Регулятивные

Адекватная оценка трудности учебного задания. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

Личностные

Корригирующая самооценка.

Учебник

Рис.73 на стр.88. Природные зоны России.

Рис.74 на стр.89. Животные организмы, обитающие в тундре.

Рис.75 на стр.90. Животные организмы, обитающие в тайге.

П.21




27

Жизнь организмов на разных материках

Тип урока

Урок переноса способа предметного действия в новые условия.

Вид урока

Интегрированный урок с географией.



Ключевые понятия

Местные виды.

Научный факт.

Как люди открыли живой мир планеты?

Предмет изучения

Живой мир материков.


Определять животных и растений различных материков.

Выявлять приспособления организмов к среде на конкретных примерах.

Познавательные

Общеучебные

Умение применять методы информационного поиска. Поиск и выделение необходимой информации.

Логические

Выделение следствий

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Регулятивные

Адекватная оценка трудности учебного задания. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

Личностные

Корригирующая самооценка.

Учебник

Рис.78 на стр.94. материки Земли.

Рис.79 на стр.95. Животные, обитающие в Африке. Рис. 80 на стр.96. Животные, обитающие в австралии.


П.22




28

Жизнь организмов в морях и океанах.

Тип урока

Урок переноса способа предметного действия в новые условия.

Вид урока

Интегрированный урок с географией.

Ключевые понятия

Прикрепленные организмы. Свободноплавающие организмы. Планктон.

Предмет изучения

Морские обитатели мелководий. Обитатели открытой воды.

Научный факт

Жизнь в глубине моря.

Значение планктона.

Выявлять приспособления организмов к среде на конкретных примерах.

Познавательные

Общеучебные

Поиск и выделение необходимой информации; Умение применять методы информационного поиска.

Логические

Выделение следствий, опознание объектов с целью включения их в тот или иной класс.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

2.из рисунка – в полный текст (развертывание информации).

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Регулятивные

Адекватная оценка трудности учебного задания.

Личностные

Корригирующая самооценка.

Учебник

Рис.87 на стр.100. Обитатели мелководий.

Рис.88 на стр.101. Рыбы, прячущие на дне и возле дна.

П.23




29

Подведем итоги

Тип урока

Урок контроля и коррекции.

Вид урока.

Контрольная работа №2 «Круговорот веществ»


Ключевые понятия

Круговорот веществ. Природные сообщества.


Познавательные

Общеучебные

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Логические

Доказательство-построение логической цепи рассуждений.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

Регулятивные

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание уровня усвоения.

Личностные

Ретроспективная самооценка.

Учебник

Раздел «Обсудите с друзьями», вопросы стр.105. Раздел «Выскажите свое мнение» вопросы стр.105.

Стр.104









































Раздел № 4.Человек на планете Земля (5ч)

30

Как появился человек на Земле.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Вид урока

Урок проблемного изложения.

Научный факт

Как и где появился человек?

Предмет изучения

Виды людей:

Австралопитек, неадерталец, кроманьонец. Особенности современного человека.


Выделять особенности современного человека.

Познавательные

Общеучебные

Поиск и выделение необходимой информации; Умение применять методы информационного поиска.

Логические

Сравнение по заданным критериям

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

2.из рисунка – в полный текст (развертывание информации).

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Регулятивные

Адекватная оценка трудности учебного задания.

Личностные

Корригирующая самооценка.

Учебник

Рис.92 на стр.107.Ардипитек.

Рис.93 на стр.107.Орудия труда человека умелого.

Рис.94 на стр.108.Неадерталец.

П.24




31

Как человек

изменял природу

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Вид урока

Урок проблемного изложения.

Ключевые понятия

Антропогенный фактор. Лесопосадки.

Предмет изучения

Влияние человека на природу.

Научный факт

Пути воздействия человека на природу в прошлые времена: применение огня, современный труд.


Характеристика воздействия человека на природу:

Проявления, особенности.

Познавательные

Общеучебные

Умение применять методы информационного поиска. Поиск и выделение необходимой информации.

Логические

Выделение следствий

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Регулятивные

Адекватная оценка трудности учебного задания. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

Личностные

Корригирующая самооценка.


П.25




32

Важность охраны живого мира планеты

Тип урока

Урок решения конкретно-практических задач.

Вид урока

Имитационная игра.


Ключевые понятия

Заповедник.

Научный факт

Угроза для жизни: сокращение численности животных и растений. Животные и растения, занесенные в Красную книгу Российской Федерации.

Предмет изучения

Проявление заботы о живом.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды.

Познавательные

Общеучебные

Выдвижение гипотез и их обоснование. Поиск и выделение необходимой информации.

Логические

Построение логической цепи рассуждений.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Умение аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные

Адекватная оценка трудности учебного задания. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

Личностные

Корригирующая самооценка.

Учебник

Рис.103 на стр.115.

Животные, занесенные в Красную книгу Российской Федерации.Тексты для любознательных на стр.116.

П.26




33

Сохраним богатство живого мира

Тип урока

Урок решения конкретно-практических задач.

Вид урока

Ролевая игра

Ключевые понятия

Красная книга.

Международная Красная книга. Красная книга России.

Научный факт

Ценность разнообразия жизни.

Предмет изучения

Наша обязанность перед природой. Практическая деятельность школьников по охране природы.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды.

Познавательные

Общеучебные

Выдвижение гипотез и их обоснование. Поиск и выделение необходимой информации.

Логические

Построение логической цепи рассуждений.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в таблицу (свертывание информации);

2.из рисунка – в полный текст (развертывание информации).

Коммуникативные

Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Умение аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные

Адекватная оценка трудности учебного задания. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.

Личностные

Корригирующая самооценка. Объяснять, почему люди в любом возрасте обязаны охранять природную среду.

Учебник

Рис.105 на стр.117. Полезные пищевые продукты. Тексты для любознательных на стр.119.

П.27




34

Подведем итоги

Тип урока

Урок итоговой рефлексии и защиты проектов.

Вид урока.

Урок-конференция. Деловая игра.


Научный факт

Влияние человека на природу.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды.

Познавательные

Общеучебные

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Логические

Доказательство-построение логической цепи рассуждений.

Знаково-символические действия

Умение переводить информацию из одной системы в другую:

1.из полного текста в обобщающую таблицу (свертывание информации);

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные

Ретроспективная самооценка.

Учебник

Раздел «Обсудите с друзьями», вопросы на стр.121.

Учебник

Задания на лето на стр.123

Задание на лето по выбору учащихся на стр.123 учебника.




Всего уроков

Из них:

уроков - контрольных работ

уроков – практических работ

уроков - лабораторных работ


34




2


4


4




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!