№ | Тема урока | Содержание предметного материала | Планируемый результат | Информационно-методическое обеспечение | Дом. Зад. | Практические работы | Дата | Дата коррекции |
Способы предметных действий | Универсальные учебные действия |
Раздел № 1. Биология- наука о живом мире (9 ч) |
1 | Наука о живой природе Тип урока Урок актуализации опорных знаний и первичной рефлексии (урок постановки учебной задачи) Вид урока Урок-практикум. Урок-игра | Ключевые понятия Биология. Культурные растения и домашние животные. Научный факт Использование человеком живых организмов. Многообразие живых организмов: многоклеточные и одноклеточные. Биология - «семья» биологических наук: ботаника, зоология, микология, микробиология. | Выделять предмет изучения науки биологии и называть ее практическое значение для человека. | Познавательные Общеучебные Осознанно строить речевое Высказывание. Логические Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных. Знаково-символические действия Переводить информацию из одной знаковой системы в другую: 1.из полного текста в таблицу; из полного текста в схему (свертывание информации); 2.из ключевых слов – в полный текст (развертывание информации). Коммуникативные Использование адекватных средств для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей. Регулятивные Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Построение жизненных планов во временной перспективе. Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Личностные Прогностическая самооценка. | Учебник. Рис.1 на стр.5 Первобытные охотники и собиратели. Рис.2 на стр.6 Культурные растения | П.1 | | | |
2 | Свойства живого Тип урока Урок решения учебной задачи. Вид урока Урок-практикум. Практическая работа № 1 «Распределение объектов природы на две группы» | Ключевые понятия Живая природа. Организм. Орган. Научный факт Живой организм. Признаки живой природы: обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, движение. Организм-единица живой природы. | Различие тел живой и неживой природы по существенным признакам. | Познавательные Общеучебные Умение осознанно строить речевое высказывание. Структурирование знаний. Логические Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных. Синтез-составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая недостающие компоненты. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую: 1. из рисунка в таблицу (замещение); 2. из ключевых слов - в полный текст (развертывание информации) Коммуникативные Использование адекватных средств для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей. Регулятивные Планирование и организация деятельности. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Рис.4 на стр.8 Тела живой и неживой природы Рис.5 на стр. 9 Признаки живой природы Рис.6 на стр.9 Реакция на прикосновение: живое и неживое | П.2 | Практическая работа № 1 «Распределение объектов природы на две группы» (работа в парах) | | |
3 | Методы изучения биологии Тип урока Урок овладения способом предметного действия. Вид урока Проблемное изложение. Бинарный урок. | Ключевые понятия Наблюдение. Описание. Измерение. Эксперимент. Сравнение. Моделирование. Научный факт | Овладение способами изучения биологических объектов: определять цель использования метода; выделять алгоритм действий; определять методы, используемые в природе и лаборатории | Познавательные Общеучебные Выбор наиболее эффективных способов изучения объектов исследования в зависимости от конкретных условий. Логические Доказательство. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); 2.из рисунка – в полный текст (развертывание информации). Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные Планирование и организация деятельности при выполнении лабораторной работы. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Рис.8 на стр.12 Метод наблюдения Рис.9 на стр.12 Метод описания Рис. 10 на стр.13 Метод измерения Рис.12 на стр.14 Метод сравнения и моделирования | П.3, наблюдение за домашними животными | | | |
|
4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов». Тип урока Урок выработки способа предметного действия. Вид урока. Урок практикум. Урок-исследование. Бинарный урок. | Ключевые понятия Увеличительные приборы, микроскоп. Предмет изучения Устройство микроскопа. Научный факт Изобретение микроскопа. Правила работы с микроскопом. | Способы работы с увеличительными приборами. | Познавательные Общеучебные Составление плана сообщения. Поиск и выделение необходимой информации. Логические Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); 2.из рисунка – в неполный текст (замещение). Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Предоставлять конкретное содержание (результаты лабораторной работы) и сообщать его в письменном форме. Регулятивные Планирование и организация деятельности при выполнении лабораторной работы. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Задания для лабораторной работы № 1 на стр.18. Тексты для любознательных на стр.19 | П.4, подготовить сообщение и составить план | Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов». | | |
5 | Строение клетки. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» Тип урока Урок конструирования способа предметного действия. Вид урока Урок проблемного изложения с элементами практикума. | Ключевые понятия Клетка Предмет изучения Клетка растений: клеточная стенка, клеточная мембрана, ядро, вакуоль, хлоропласт, цитоплазма. Клетка животных: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма. Научный факт Открытие клетки. | Наблюдение и описание биологического объекта с помощью микроскопа. | Познавательные Общеучебные Поиск и выделение необходимой информации. Логические Синтез как составление целого из частей. Сравнение по заданным признакам биологических объектов на основе рисунка. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); 2.из рисунка – в неполный текст (замещение). Коммуникативные Предоставлять конкретное содержание (результаты лабораторной работы) и сообщать его в письменном форме. Регулятивные Планирование и организация деятельности при выполнении лабораторной работы. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Рис.15 на стр.19 Клетки живых организмов.Задание № 2 для лабораторной работы на стр.25. Тексты для любознательных на стр.24 и 25 | П.5, до тканей | Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» | | |
6 | Ткани. Практическая работа № 2 «Распознавание тканей растений и животных». Тип урока Урок решения учебной задачи. Вид урока Проблемное изложение с элементами практикума. Урок-исследование.Практикум | Ключевые понятия Ткани. Предмет изучения Ткани растений и ткани животных-расположение и функции | Наблюдение и описание по предложенному учителем плану биологического объекта с помощью микроскопа. | Познавательные Общеучебные Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. Логические Сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); Коммуникативные Предоставлять конкретное содержание (результаты лабораторной работы) и сообщать его в письменном форме. Регулятивные Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник рис.18 на стр.22.Ткани животных. Рис.19 на стр.23. Ткани растений. | П.5 | Практическая работа № 2 «Распознавание тканей растений и животных». | | |
7 | Химический состав клетки. Практическая работа № 3 «Проведение эксперимента опытов № 3, №4, №5. Тип урока. Урок решения конкретно-практических задач. Вид урока. Урок практикум. Урок-исследование. | Ключевые понятия Неорганические вещества. Органические вещества. Эксперимент. Наблюдение. Научный факт Роль органических и неорганических веществ в клетке. | Определение химического состава биологических объектов с помощью эксперимента | Познавательные Общеучебные Поиск и выделение необходимой информации. Логические Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); 2.из ключевых слов – в полный текст (развертывание информации). Коммуникативные Предоставлять конкретное содержание (результаты эксперимента) и сообщать его в письменной форме. Регулятивные Планирование и организация деятельности. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Рис.20 на стр.25 Опыт № 1: обнаружение воды Рис.21 на стр.25 Опыт № 2: обнаружение неорганических и органических веществ Рис.22 на стр.26 Опыт № 3: обнаружение белка Рис.23 на стр.26 Опыт № 4: обнаружение углевода. Рис.24 на стр.26. Опыт № 5: обнаружение жира. | П.6, выполнить опыт № 3 и №5 | Практическая работа № 3 «Проведение эксперимента опытов № 3, №4, №5. | | |
8 | Процессы жизнедеятельности клетки Тип урока Урок отработки систематизации способа действия. Вид урока Обобщающий урок. Урок взаимообучения. | Ключевые понятия Живая природа. Предмет изучения Жизнь клетки. Научный факт Обмен веществ. Деление клетки. Рост | Доказательство, что клетка – живая структура. | Познавательные Общеучебные Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. Логические Подведенеие под понятие «живое». Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); 2.из ключевых слов – в полный текст (развертывание информации). Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Регулятивные Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Рис.25 на стр.28. Рост растительной клетки. Рис.26 на стр.29.Делене клетки. | П.7 | | | |
9 | Подведем итоги. Тип урока Урок итоговой рефлексии. Вид урока Уроки-соревнования.Урок взаимоконтроля. | Ключевое понятие Живая природа. | Различие тел живой и неживой природы по существенным признакам. | Познавательные Общеучебные Рефлексия способов и условий действия. Логические Сравнение биологических объектов по заданным признакам. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Регулятивные Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание уровня усвоения. Личностные Ретроспективная самооценка | | | | | |
Раздел № 2. Многообразие живых организмов (12 ч) |
10 | Царства живой природы Тип урока Урок выработки способа предметного действия. Вид урока Урок-исследование | Ключевое понятие Классификация. Систематика. Царство. Научный факт Вид-наименьшая единица классификации. Царство- самая крупная единица систематики. Классификация К.Линнея. Предмет изучения Структура классификации живых организмов. Признаки вида: строение, жизнедеятельность, способность скрещиваться. | Выделять признаки вида. Доказательство принадлежности биологического объекта к царству живых организмов: выделение признаков царств. | Познавательные Общеучебные Поиск и выделение необходимой информации. Логические Выбор оснований для классификации и сериации. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); 2.из рисунка – в ключевые слова (замещение). Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Регулятивные Планирование и организация деятельности. Прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик. Личностные прогностическая самооценка. | Учебник Рис.27 на стр.36 Виды птиц. Рис.28 на стр.36. Царство живой природы. | П.8 | | | |
11 | Бактерии: строение и жизнедеятельность. Вирусы. Тип урока Урок освоения способа предметного действия. Урок решения учебной задачи. Вид урока Урок проблемного изложения | Ключевое понятие Бактерии. Вирусы. Гетеротрофы. Автотрофы. Прокариоты. Предмет изучения Бактерии. Строение и жизнедеятельность. Вирусы. Строение. Значение. Вирусные заболевания. | Доказательство принадлежности биологических объектов к царству бактерий. | Познавательные Общеучебные Определение основной и второстепенной информации. Логические Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных. Подведение под понятие. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из рисунка в неполный текст (замещение); 2.из полного текста – в таблицу (свертывание информации). Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли для доказательства принадлежности биологического объекта к царству Бактерий. Регулятивные Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Рис. 33 на стр.40. Строение бактерий. | П.9, сделать модель «строение бактериальной клетки» | | | |
12 | Значение бактерий в природе и для человека. Тип урока. Урок решения конкретно-практических задач. Вид урока Урок-исследование. Имитационная игра. | Ключевое понятие Брожение. Симбиоз. Предмет изучения Роль бактерий в природе. Роль бактерий в жизни человека. | Доказательство принадлежности биологических объектов к царству бактерий. | Познавательные Общеучебные Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. Логические Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, выбор оснований для классификации. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); 2.из рисунка – в полный текст (развертывание информации). Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли для доказательства принадлежности биологического объекта к царству Бактерий. Регулятивные Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Рис.36 на стр.44. Кисломолочные продукты | П.10 | | | |
13 | Растения. Общая характеристика. Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растения». Тип урока Урок отработки способа предметного действия. Вид урока Урок проблемного изложения | Ключевое понятие Растения. Флора. Предмет изучения Признаки растений. Научный факт | Доказательство принадлежности биологических объектов к царству Растений. | Познавательные Общеучебные Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. Логические Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных. Выбор оснований для классификации. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из рисунка – в неполный текст (замещение). Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли для доказательства принадлежности биологического объекта к царству Растений. Регулятивные Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник | П.11 | Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растения». | | |
14 | Многообразие растений Тип урока Урок решения конкретно-практических задач. Вид урока Урок-исследование. Урок-практикум. | Ключевые понятия Голосеменные. Цветковые. Мхи. Папоротники. Водоросли. | Доказательство принадлежности биологических объектов к царству Растений. | Познавательные Общеучебные Поиск и выделение необходимой информации; Логические Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую. Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли для доказательства принадлежности биологического объекта к царству Растений. Регулятивные Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Тексты для любознательных на стр. 50 | П.11 | | | |
15 | Животные. Общая характеристика. Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных». Тип урока Урок освоения способа предметного действия. Вид урока Урок проблемного изложения. Урок использования мультимедийной презентации. | Ключевые понятия Животные. Живая природа. Предмет изучения. Признаки животных. Научный факт Влияние природы на животных. | Доказательство принадлежности биологических объектов к царству Животные. | Познавательные Общеучебные Поиск и выделение необходимой информации; Логические Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных. Подведение под понятие. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из рисунка в неполный текст (замещение); 2.из полного текста – в схему (свертывание информации). Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли для доказательства принадлежности биологического объекта к царству Животные. Регулятивные Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Тексты для любознательных на стр.56 | П.12 | Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных». | | |
16 | Многообразие животных. Практическая работа № 4 «Рассмотрение микропрепаратов животных». Тип урока Урок решения конкретно-практических задач. Вид урока Урок-практикум. | Ключевые понятия Одноклеточные. Многоклеточные. Предмет изучения. Признаки многоклеточных и одноклеточных животных. | Доказательство принадлежности биологических объектов к царству Животные. | Познавательные Общеучебные Определение основной и второстепенной информации. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. Логические Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание. Сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию,доказательство. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую. Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли для доказательства принадлежности биологического объекта к царству Животные. Регулятивные Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник | П.12 | Практическая работа № 4 «Рассмотрение микропрепаратов животных». | | |
17 | Грибы. Общая характеристика. Тип урока Урок овладения способом предметного действия. Вид урока Урок проблемного изложения. Урок использования мультимедийной презентации. | Ключевые понятия Сапротрофы. Паразиты. Микориза. Предмет изучения Грибы. Строение (грибница, плодовое тело). Жизнедеятельность: питание. Научный факт | Доказательство принадлежности биологических объектов к царству Грибы. | Познавательные Общеучебные Определение основной и второстепенной информации. Логические Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных. Выбор оснований для классификации. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из рисунка в неполный текст (замещение); 2.из полного текста – в таблицу (свертывание информации). Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли для доказательства принадлежности биологического объекта к царству Грибы. Регулятивные Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Тексты для любознательных на стр.60. Рис.49 на стр.57. Разные виды грибов. Рис.50 на стр.58. Внешнее строение гриба. Рис.51 на стр.59.Гриб-трутовик. Рис. 52 на стр. 59. Гриб-хищник, поймавший почвенного червя. | П.13 | | | |
18 | Многообразие и значение грибов Тип урока Урок решения конкретно-практических задач. Вид урока Урок-практикум. Имитационная игра. | Ключевые понятия Антибиотики. Предмет изучения Шляпочные грибы. Плесневые грибы. Научный факт Съедобные и ядовитые грибы. Меры по предупреждению отравления грибами. | Доказательство принадлежности биологических объектов к царству Грибы. | Познавательные Общеучебные Поиск и выделение необходимой информации; Логические Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание. Сериация. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); 2.из рисунка – в неполный текст (замещение). Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли для доказательства принадлежности биологического объекта к царству Грибы. Регулятивные Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Тексты для любознательных на стр.65-66. Рис. 53 на стр.61 .Плесневые грибы. Рис.54 на стр.62 Грибы, разводимые человеком. Рис .55 на стр.63. Съедобные и ядовитые грибы. Рис.56 на стр.64.Паразические грибы на культурных растениях. | П.14 | | | |
19 | Лишайники Тип урока Урок открытия нового знания. Вид урока Урок проблемного изложения. | Ключевые понятия Лишайники. Симбиоз. Предмет изучения. Лишайники, их строение и жизнедеятельность. Научный факт Неприхотливость лишайников. Значение лишайников в природе и для человека. | Доказательство принадлежности биологических объектов к лишайникам. | Познавательные Общеучебные Поиск и выделение необходимой информации. Составление плана ответа. Логические Анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных. Подведение под понятие. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: из рисунка – в неполный текст (замещение). Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Регулятивные Адекватная оценка трудности учебного задания. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Рис.57 на стр.67. Лишайники. Рис.58 на стр.67. Внутреннее строение лишайника на поперечном разрезе. | П.15 | | | |
20 | Значение живых организмов в природе и жизни человека Тип урока Урок решения конкретно-практических задач. Вид урока Урок обобщения. | Ключевые понятия Биологическое разнообразие Научный факт Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. | | Познавательные Общеучебные Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. Логические Выделение следствий. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Регулятивные Оценка эффективности учебных действий, внесение соответствующих корректив в действие. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Рис.60 на стр.70. Мучной хрущак. Рис.61 на стр.70. Хорек. Рис.62 на стр.71. лекарственные растения. Рис.63 на стр.71. Божья коровка. | П.16 | | | |
21 | Подведем итоги Тип урока Урок контроля и коррекции. Вид урока. Контрольная работа № 1 «Царства» | Ключевые понятия Царства. | Доказательство принадлежности живых организмов к царству. | Познавательные Общеучебные Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Логические Доказательство-построение логической цепи рассуждений. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Регулятивные Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание уровня усвоения. Личностные Ретроспективная самооценка. | Учебник Раздел «Обсудите с друзьями», вопросы на стр.74. Раздел « Выскажите свое мнение», вопросы на стр. 74. | Стр.73. пройти тестирование на дистационном курсе. | | | |
Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч) |
22 | Среды жизни планеты Земля Тип урока Урок актуализации опорных знаний и первичной рефлексии. Вид урока. Урок проблемного изложения. Интегрированный урок с географией. | Ключевые понятия Среда обитания. Предмет изучения. Водная среда. Почвенная среда. Наземно-воздушная среда. Организменная. Научный факт Организм как среда обитания. Симбионты. Разнообразие паразитов. | Характеристика сред обитания по следующим признакам: Условия для жизни; обитатели. | Познавательные Общеучебные Умение применять методы информационного поиска. Логические Сравнение сред обитания по заданным критериям; подведение под понятие. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); 2.из рисунка – в полный текст (развертывание информации). Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Регулятивные Адекватная оценка трудности учебного задания. Личностные Прогностическая самооценка. | Учебник Рис.64 на стр.76. Среды жизни. Рис.65 на стр.77. Разнообразие паразитов | П.17 | | | |
23 | Экологические факторы среды Тип урока Урок овладения способом предметного действия. Вид урока Урок-исследование. | Ключевые понятия Экологические факторы. Предмет изучения Факторы неживой природы. Факторы живой природы. Антропогенный фактор. | Выявлять приспособления организмов к среде на конкретных примерах. | Познавательные Общеучебные Поиск и выделение необходимой информации; Умение применять методы информационного поиска. Логические Выделение следствий Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); 2.из рисунка – в полный текст (развертывание информации). Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Регулятивные Адекватная оценка трудности учебного задания. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Рис.66 на стр.79.Экологические факторы. | П.18 | | | |
24 | Приспособления организмов к жизни в природе Тип урока Урок решения конкретно-практических задач. Вид урока Урок «Что? Где? Когда?» Урок-практикум. | Ключевые понятия Приспособленность организмов. Научный факт Примеры приспособленности организмов к среде. Предмет изучения Влияние среды на организм. | Выявлять приспособления организмов к среде на конкретных примерах. | Познавательные Общеучебные Умение применять методы информационного поиска. Поиск и выделение необходимой информации Логические Выделение следствий Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); 2.из рисунка – в полный текст (развертывание информации). | Учебник Тексты для любознательных на стр.84 | П.19 | | | |
25 | Природные сообщества Тип урока Урок конструирования способа предметного действия. Вид урока Урок-исследование | Ключевые понятия Пищевая цепь. Потребители. Производители. Разлагатели. Природное сообщество. Предмет изучения Движение веществ в природе. Круговорот веществ в природе. Научный факт Роль потребителей, производителей и разлагателей в круговороте веществ. | Приводить доказательство взаимосвязи живых организмов. | Познавательные Общеучебные Умение применять методы информационного поиска. Поиск и выделение необходимой информации Логические Подведение под понятие Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); Регулятивные Адекватная оценка трудности учебного задания. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Рис.71 на стр.85. Пищевая цепь. Рис.72 на стр.86. Поток органического вещества. | П.20 | | | |
26 | Природные зоны России Тип урока Урок решения учебной задачи. Вид урока Интегрированный урок с географией. | Ключевые понятия Природные зоны. Научный факт Многообразие природных зон России. Предмет изучения Живые организмы природных зон. | Характеристика живых организмов, обитающих в природных зонах России. Выявлять приспособления организмов к среде на конкретных примерах. | Познавательные Общеучебные Умение применять методы информационного поиска. Поиск и выделение необходимой информации Логические Опознание объектов с целью их включения в тот или иной класс. Подведение под понятие. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); 2.из рисунка – в неполный текст (замещение). Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Регулятивные Адекватная оценка трудности учебного задания. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Рис.73 на стр.88. Природные зоны России. Рис.74 на стр.89. Животные организмы, обитающие в тундре. Рис.75 на стр.90. Животные организмы, обитающие в тайге. | П.21 | | | |
27 | Жизнь организмов на разных материках Тип урока Урок переноса способа предметного действия в новые условия. Вид урока Интегрированный урок с географией. | Ключевые понятия Местные виды. Научный факт. Как люди открыли живой мир планеты? Предмет изучения Живой мир материков. | Определять животных и растений различных материков. Выявлять приспособления организмов к среде на конкретных примерах. | Познавательные Общеучебные Умение применять методы информационного поиска. Поиск и выделение необходимой информации. Логические Выделение следствий Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Регулятивные Адекватная оценка трудности учебного задания. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Рис.78 на стр.94. материки Земли. Рис.79 на стр.95. Животные, обитающие в Африке. Рис. 80 на стр.96. Животные, обитающие в австралии. | П.22 | | | |
28 | Жизнь организмов в морях и океанах. Тип урока Урок переноса способа предметного действия в новые условия. Вид урока Интегрированный урок с географией. | Ключевые понятия Прикрепленные организмы. Свободноплавающие организмы. Планктон. Предмет изучения Морские обитатели мелководий. Обитатели открытой воды. Научный факт Жизнь в глубине моря. Значение планктона. | Выявлять приспособления организмов к среде на конкретных примерах. | Познавательные Общеучебные Поиск и выделение необходимой информации; Умение применять методы информационного поиска. Логические Выделение следствий, опознание объектов с целью включения их в тот или иной класс. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); 2.из рисунка – в полный текст (развертывание информации). Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Регулятивные Адекватная оценка трудности учебного задания. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Рис.87 на стр.100. Обитатели мелководий. Рис.88 на стр.101. Рыбы, прячущие на дне и возле дна. | П.23 | | | |
29 | Подведем итоги Тип урока Урок контроля и коррекции. Вид урока. Контрольная работа №2 «Круговорот веществ» | Ключевые понятия Круговорот веществ. Природные сообщества. | | Познавательные Общеучебные Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Логические Доказательство-построение логической цепи рассуждений. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); Регулятивные Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание уровня усвоения. Личностные Ретроспективная самооценка. | Учебник Раздел «Обсудите с друзьями», вопросы стр.105. Раздел «Выскажите свое мнение» вопросы стр.105. | Стр.104 | | | |
Раздел № 4.Человек на планете Земля (5ч) |
30 | Как появился человек на Земле. Тип урока Урок открытия нового знания. Вид урока Урок проблемного изложения. | Научный факт Как и где появился человек? Предмет изучения Виды людей: Австралопитек, неадерталец, кроманьонец. Особенности современного человека. | Выделять особенности современного человека. | Познавательные Общеучебные Поиск и выделение необходимой информации; Умение применять методы информационного поиска. Логические Сравнение по заданным критериям Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); 2.из рисунка – в полный текст (развертывание информации). Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Регулятивные Адекватная оценка трудности учебного задания. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Рис.92 на стр.107.Ардипитек. Рис.93 на стр.107.Орудия труда человека умелого. Рис.94 на стр.108.Неадерталец. | П.24 | | | |
31 | Как человек изменял природу Тип урока Урок открытия нового знания. Вид урока Урок проблемного изложения. | Ключевые понятия Антропогенный фактор. Лесопосадки. Предмет изучения Влияние человека на природу. Научный факт Пути воздействия человека на природу в прошлые времена: применение огня, современный труд. | Характеристика воздействия человека на природу: Проявления, особенности. | Познавательные Общеучебные Умение применять методы информационного поиска. Поиск и выделение необходимой информации. Логические Выделение следствий Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Регулятивные Адекватная оценка трудности учебного задания. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. Личностные Корригирующая самооценка. | | П.25 | | | |
32 | Важность охраны живого мира планеты Тип урока Урок решения конкретно-практических задач. Вид урока Имитационная игра. | Ключевые понятия Заповедник. Научный факт Угроза для жизни: сокращение численности животных и растений. Животные и растения, занесенные в Красную книгу Российской Федерации. Предмет изучения Проявление заботы о живом. | Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды. | Познавательные Общеучебные Выдвижение гипотез и их обоснование. Поиск и выделение необходимой информации. Логические Построение логической цепи рассуждений. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Умение аргументировать свою точку зрения. Регулятивные Адекватная оценка трудности учебного задания. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. Личностные Корригирующая самооценка. | Учебник Рис.103 на стр.115. Животные, занесенные в Красную книгу Российской Федерации.Тексты для любознательных на стр.116. | П.26 | | | |
33 | Сохраним богатство живого мира Тип урока Урок решения конкретно-практических задач. Вид урока Ролевая игра | Ключевые понятия Красная книга. Международная Красная книга. Красная книга России. Научный факт Ценность разнообразия жизни. Предмет изучения Наша обязанность перед природой. Практическая деятельность школьников по охране природы. | Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды. | Познавательные Общеучебные Выдвижение гипотез и их обоснование. Поиск и выделение необходимой информации. Логические Построение логической цепи рассуждений. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в таблицу (свертывание информации); 2.из рисунка – в полный текст (развертывание информации). Коммуникативные Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Умение аргументировать свою точку зрения. Регулятивные Адекватная оценка трудности учебного задания. Волевая саморегуляция и способность к волевому усилию. Личностные Корригирующая самооценка. Объяснять, почему люди в любом возрасте обязаны охранять природную среду. | Учебник Рис.105 на стр.117. Полезные пищевые продукты. Тексты для любознательных на стр.119. | П.27 | | | |
34 | Подведем итоги Тип урока Урок итоговой рефлексии и защиты проектов. Вид урока. Урок-конференция. Деловая игра. | Научный факт Влияние человека на природу. | Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды. | Познавательные Общеучебные Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Логические Доказательство-построение логической цепи рассуждений. Знаково-символические действия Умение переводить информацию из одной системы в другую: 1.из полного текста в обобщающую таблицу (свертывание информации); Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные Ретроспективная самооценка. | Учебник Раздел «Обсудите с друзьями», вопросы на стр.121. Учебник Задания на лето на стр.123 | Задание на лето по выбору учащихся на стр.123 учебника. | | | |
Всего уроков Из них: уроков - контрольных работ уроков – практических работ уроков - лабораторных работ | 34 2 4 4 | | | | | | |