Пояснительная записка
к рабочей программе по английскому языку
7 класс
(«Английский в фокусе», Ваулина Ю.Е., Д. Дули, Подоляко О.Е., В. Эванс»)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. За основу рабочей программы взята авторская программа по английскому языку для 7 класса общеобразовательных школ В.Г.Апальков, Ю.Е.Ваулина, О.Е.Подоляко, Английский в фокусе – Москва, «Просвещение», 2011г., отвечающей требованиям федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, отражающих требования к модернизации содержания обучения и методик преподавания иностранных языков на средней ступени обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и преметных результатов.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность выпускников основной школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого. Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств, как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. С другой стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, о морали и нравственности. При этом целью становится не только обучение языку как таковому, но и развитие у школьников эмпатии, т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека. Нигде, как на уроке иностранного языка, школьники не имеют возможности поговорить о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур. При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, быть людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом. В соответствии с государственным стандартом и Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: пат- риотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
развитие таких качеств личности, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся на всех изучаемых в школе предметах. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение и фиксацию главного. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опускать второстепенное и т. п. Планруя монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации. При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности. В соответствии с государственным стандартом и Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:
умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать и отстаивать свое мнение;
умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;
умение использовать информационно-коммуникационные технологии;
умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Межпредметные связи функционируют в обучении, как фактор комплексного воздействия на личность, на ее познавательные и нравственные стороны, как фактор ее всестороннего развития. Изучение каждой учебной темы включает те или иные виды связей с другими школьными дисциплинами
Связь английского языка, истории, обществознания и краеведения. Изучение родной культуры, истории, краеведения является неотъемлемым компонентом обучения иностранному языку и культуре, т.к. она является ключом к пониманию культуры иностранной.
Связь информатики и английского языка. Перед школой ставится основная задача - привить учащимся навыки в использовании электронно-вычислительной техники в своей будущей профессии и повседневной жизни, показать использование техники в конкретной жизненной ситуации. Предмет “Информатика” находится на стыке наук математики, физики, экономики, русского языка, английского. Внедрение новых информационных технологий в обучение оказывает влияние не только на форму организации учебного процесса, но и на содержание учебного материала.
Связь английского и русского языков. Изучение английского языка, невозможно без проведения параллели с русским языком. Такие взаимосвязи наблюдаются на различных уровнях:
Грамматика:
При введении нового грамматического материала учитель, прежде всего отталкивается от знаний детей в родном языке. В любых языках существуют родственные понятия (например, существительное, глагол, предложение, время и т.д.).
Лексика:
На уровне лексических единиц английский и русский языки имеют самую очевидную связь. Множество двусторонних заимствований (слов, которые переходят из одного языка в другой, и обратно) тому подтверждение.
Синтаксис и пунктуация:
Изучение синтаксических структур английского языка практически никогда не вызывает у учащихся сложности, потому что здесь прослеживается определенная взаимосвязь с русским языком. В английском языке, также как и в русском, существуют родственные понятия, такие как: существительное, глагол, местоимение, определение, обстоятельство, дополнение и т.д. Правила постановки знаков препинания в английском, также имеют ряд сходств с русским языком.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» 7 класс
№ урока | Количество часов | Тема урока | Сроки прохождения программы |
По плану | фактически |
Модуль 1 «Образ жизни» (10 ч.) |
1 | 1 | Введение и первичное закрепление лексики по теме «Жизнь в городе и загородом» | | |
2 | 1 | Отработка лексики по теме «Правила безопасности». Настоящее простое и длительное время | | |
3 | 1 | Развитие навыков чтения и аудирования «На досуге» | | |
4 | 1 | Развитие навыков чтения «Главные достопримечательности Британских островов». Словообразование – наречий от прилагательных | | |
5 | 1 | Развитие навыков чтения, монологической речи «Подростки» | | |
6 | 1 | Развитие навыков диалогической речи «Покупка билета в метро» | | |
7 | 1 | Развитие навыков чтения и аудирования «Мехико» | | |
8 | 1 | Развитие навыков письменной речи. Повторение. Обобщение. | | |
9 | 1 | Лексико-грамматические упражнения | | |
10 | 1 | Контрольная работа №1 | | |
Модуль 2 «Время рассказов» (9 ч.) |
11 | 1 | Введение и первичное закрепление лексики по теме «Книги». Прошедшее простое время. | | |
12 | 1 | Лексико-грамматические упражнения по теме «Читаем классику». Союзы в придаточных предложениях времени | | |
13 | 1 | Развитие навыков чтения и аудирования «Он пропал» | | |
14 | 1 | Развитие навыков чтения «Дар рассказчика» | | |
15 | 1 | Развитие навыков чтения и аудирования «А.П.Чехов» | | |
16 | 1 | Развитие навыков чтения, диалогической речи «Рассказ о событиях в прошлом» | | |
17 | 1 | Развитие навыков чтения «Кентервильское привидение по О.Уайльду» | | |
18 | 1 | Повторение. Обобщение материала. Развитие навыков письменной речи. | | |
19 | 1 | Контрольная работа №2 | | |
Модуль 3 «Внешность и характер» (9 ч.) |
20 | 1 | Введение и первичное закрепление лексики по теме «Черты характера». Относительные местоимения и наречия. | | |
21 | 1 | Лексико-грамматические упражнения по теме «Внешность». Причастия настоящего и прошедшего времени. Порядок имен прилагательных в функции определения | | |
22 | 1 | Развитие навыков чтения «Вопреки всему» | | |
23 | 1 | Развитие навыков чтения и аудирования «На страже лондонского Тауэра» | | |
24 | 1 | Развитие навыков чтения «После уроков» | | |
25 | 1 | Развитие навыков чтения и диалогической речи «Разговор об увлечениях, работе» | | |
26 | 1 | Развитие навыков чтения «Дети во времена королевы Виктории» | | |
27 | 1 | Повторение. Обобщение материала. Развитие навыков письменной речи. | | |
28 | 1 | Контрольная работа №3 | | |
Модуль 4 «Об этом говорят и пишут» (9 ч.) |
29 | 1 | Введение и первичное закрепление лексики по теме «Заметки в газету». Прошедшее длительное время. Соотнесение языковых явлений с родным языком при изучении грамматики. | | |
30 | 1 | Развитие навыков чтения «А вы слышали о…?». Прошедшее простое и длительное время. | | |
31 | 1 | Развитие навыков чтения и аудирования «Действуй!» | | |
32 | 1 | Развитие навыков чтения и аудирования «Журналы для подростков в Великобритании» | | |
33 | 1 | Развитие навыков монологической и диалогической речи «Школьный журнал» | | |
34 | 1 | Развитие навыков диалогической речи «Что посмотреть». Словообразование – прилагательные от глаголов с суффиксами. | | |
35 | 1 | Развитие навыков письма «Радио и ТВ программы» | | |
36 | 1 | Повторение. Обобщение материала. | | |
37 | 1 | Контрольная работа №4 | | |
Модуль 5 «Что ждёт нас в будущем» (9 ч.) |
38 | 1 | Введение и первичное закрепление лексики по теме «Взгляд в будущее». Будущее простое время. | | |
39 | 1 | Развитие навыков чтения и монологической и диалогической речи «Помешенные на электронике». Формы для выражения будущего времени. | | |
40 | 1 | Развитие навыков чтения и аудирования «Каково ваше мнение». Лексические упражнения | | |
41 | 1 | Развитие навыков чтения «Поколение высоких технологий» | | |
42 | 1 | Развитие навыков чтения «Музей космоса» | | |
43 | 1 | Развитие навыков диалогической речи «Инструкции» | | |
44 | 1 | Развитие навыков чтения «Симуляторы реальности» | | |
45 | 1 | Повторение. Обобщение материала. Развитие навыков пиьменной речи | | |
46 | 1 | Контрольная работа №5 | | |
Модуль 6 «Развлечения» (9 ч.) |
47 | 1 | Введение и первичное закрепление лексики по теме «Развлечения». Настоящее совершенное время. | | |
48 | 1 | Развитие навыков чтения «Лагерь отдыха для подростков». Настоящее совершенное время. | | |
49 | 1 | Развитие навыков чтения «Замечательное время» | | |
50 | 1 | Развитие навыков чтения и аудирования «Парки развлечений: Леголэнд, Калифорния». Словообразование – прилагательные с приставками, имеющими отрицательное значение. | | |
51 | 1 | Развитие навыков чтения и аудирования «В компьютерном лагере» | | |
52 | 1 | Развитие навыков диалогической речи «Бронирование места в летнем лагере» | | |
53 | 1 | Развитие навыков чтения «Правила поведения в бассейне» | | |
54 | 1 | Повторение. Обобщение материала. Развитие навыков письменной речи. | | |
55 | 1 | Контрольная работа №6 | | |
Модуль 7 «В центре внимания» (9 ч.) |
56 | 1 | Введение и первичное закрепление лексики по теме «Дорога славы». Степени сравнения прилагательных и наречий. | | |
57 | 1 | Развитие навыков чтения и аудирования «DVD-мания». Настоящее простое и прошедшее время. | | |
58 | 1 | Развитие навыков чтения «На вершине рейтингов популярности». Прилагательные - синонимы и антонимы. | | |
59 | 1 | Развитие навыков чтения и аудирования «Национальный вид спорта в Англии» | | |
60 | 1 | Развитие навыков диалогической речи «ТВ в России» | | |
61 | 1 | Развитие навыков монологической и диалогической речи «Приобретение билетов в кино» | | |
62 | 1 | Развитие навыков чтения «Эта музыка вам знакома?» | | |
63 | 1 | Повторение. Обобщение материала. Развитие навыков письменной речи. | | |
64 | 1 | Контрольная работа №7 | | |
Модуль 8 «Проблемы экологии» (9 ч.) |
65 | 1 | Введение и первичное закрепление лексики по теме «Экология». Настоящее совершенно-длительное время. | | |
66 | 1 | Развитие навыков чтения «Помощники природы». Разделительные вопросы. | | |
67 | 1 | Развитие навыков чтения и монологической речи «Рожденные свободными» | | |
68 | 1 | Развитие навыков чтения «Мир природы в Шотландии» | | |
69 | 1 | Развитие навыков монологической и диалогической речи «В экологическом лагере» | | |
70 | 1 | Развитие навыков чтения «Денежные пожертвования». Словообразование – глаголы от прилагательных | | |
71 | 1 | Развитие навыков чтения и письменной речи «Пищевая цепь» | | |
72 | 1 | Повторение. Обобщение материала. | | |
73 | 1 | Контрольная работа №8 | | |
Модуль 9 «Время покупок» (9 ч.) |
74 | 1 | Введение и первичное закрепление лексики по теме «Еда» | | |
75 | 1 | Развитие навыков диалогической речи «Чем могу помочь?». Выражение значения количества. | | |
76 | 1 | Развитие навыков чтения и монологической речи «Подарки» | | |
77 | 1 | Развитие навыков чтения и аудирования, диалогической речи «Давай поговорим о еде!» | | |
78 | 1 | Развитие навыков чтения «Прощальная вечеринка» | | |
79 | 1 | Развитие навыков диалогической речи «Выражение благодарности и восхищения» | | |
80 | 1 | Развитие навыков чтения, письменной речи «Выбор» | | |
81 | 1 | Повторение. Обобщение материала. | | |
82 | 1 | Контрольная работа №9 | | |
Модуль 10 «В здоровом теле – здоровый дух» (9 ч.) |
83 | 1 | Введение и первичное закрепление лексики по теме «Жизнь без стрессов». Модальный глагол «следует» | | |
84 | 1 | Лексико-грамматические упражнения – возвратные местоимения | | |
85 | 1 | Развитие навыков чтения , аудирования, диалогической речи «Вызов врача» | | |
86 | 1 | Развитие навыков чтения «Королевская воздушная медицинская служба Австралии». Словообразование – прилагательные от глаголов | | |
87 | 1 | Развитие навыков чтения и аудирования «Вопросы здоровья» | | |
88 | 1 | Развитие навыков диалогической речи «У школьного врача» | | |
89 | 1 | Развитие навыков чтения «Д.Дефо. Робинзон Крузо» | | |
90 | 1 | Повторение. Обобщение материала. | | |
91 | 1 | Контрольная работа №10 | | |
Повторение (11 ч.) |
92 | 1 | Повторение темы «Образ жизни» | | |
93 | 1 | Повторение темы «Время рассказов» | | |
94 | 1 | Повторение темы «Внешность и характер» | | |
95 | 1 | Повторение темы «Об этом говорят и пишут» | | |
96 | 1 | Повторение темы «Что ждёт нас в будущем» | | |
97 | 1 | Повторение темы «Развлечения» | | |
98 | 1 | Повторение темы «В центре внимания» | | |
99 | 1 | Повторение темы «Проблемы экологии» | | |
100 | 1 | Повторение темы «Время покупок» | | |
101 | 1 | Повторение темы «В здоровом теле – здоровый дух» | | |
102 | 1 | Итоговый урок | | |
В учебно-методический комплект входит:
1. Учебник: «Английский в фокусе» для 7 класса, авторы Е.Ю. Ваулина, О.Е. Подоляко, Дж. Дули, В. М. Эванс.: Просвещение; UK.: Express Publishing, 2013.
2. Рабочая тетрадь
3. Книга для учителя
4. Контрольные задания