Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение- основная общеобразовательная школа № 8
(МКОУ-ООШ №8)
Согласовано: Утверждена:
зам. директора по УВР директором МКОУ-ООШ № 8
_____ _______________ ___________ Храмцовой Н.И.
«_____»___________2016 от___ ___________2016 г
пр. №_______
Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
основной общеобразовательной программы начального общего образования
Уровень образования: 1-4 класс.
Срок реализации: 4 года
(ФГОС)
Составители::
Артюхова Татьяна Алексеевна,
учитель 1 квалификационной категории
Тавда
2016
Планируемые результаты
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание.
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.1(1)
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России).4(24,25,26,27,28)
Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.2(1); 4(1,17,18,19,20,21,22)
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами.1(2)
Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.2(4); 4(13)
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.2(2,3,4,5)
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. 2(16); 2(17)
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.2(30);4(32,33)
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека.1(21,22,23,24,25,26)
Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). 2(26,27,28,29); 3(16,17,18,19,20)
Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.3(9,10,11,12,13)
Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. 2(26,27,28,29)
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.).1(27,28,29,30,31); 2(21,22,23,24,25)
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). 1(22,23,24,25,26,27)
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. 2(31)Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.1(4,5,6,7,8,9);4(7,8)
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. 1(2); 2(7)
Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. 1(3);2(11,12,19)
Практическое овладение основами цветоведения.1(4,5,6,7,8,9,10); 2(7,8,9,10)
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. 2(10)
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. 2(20)Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.1(12,14,16,17,19)
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.1(28,29,30,31,32,33);3(13);3(31,32,33);4(30)
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.2(32,33,34)
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.2(6);3(21)
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.4(11) Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.4(8)
Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.4(2)
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.3(1)
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. 3(6). Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. 3(22,23,24,25)
Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.4(5,6)
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника.4(31) Жанр портрета.3(9) Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.4(31) Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.4(31)
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня.3(6) Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта.3(3,4,5)
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. 3(15)
Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). 4(7) Жанр натюрморта.3(2) Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.4(12)
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.1( 34)
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. 4(14,15) Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). 4(16,23,29,34)
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.2(13,14)
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.1(11,13,15,18,20)
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.1(34); 2(18); 3(26,27,28,29)
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.2(15);4(3)
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.3(14)
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.1(10,21,34); 2(18,29,34); 3(14;30;34); 4(16,23,29,34)
3.Тематическое планирование
1 класс
№ урока | Тема урока | Содержание урока |
| Картинная галерея | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. |
Королевство волшебных красок. В твоей мастерской |
| Радужный мост | Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. |
| Спектр. Цветовой круг. Основные и составные цвета | Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. |
| Красное королевство. Школа рисования | Практическое овладение основами цветоведения Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. |
| Оранжевое королевство. Школа рисования. | Практическое овладение основами цветоведения Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. |
| Желтое королевство. Школа рисования. | Практическое овладение основами цветоведения Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. |
| Зеленое королевство. Школа рисования. | Практическое овладение основами цветоведения Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. |
| Сине-голубое королевство. Школа рисования. | Практическое овладение основами цветоведения Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. |
| Фиолетовое королевство. Школа рисования. | Практическое овладение основами цветоведения Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. |
| Проекты по теме «Изобразительное искусство» | Практическое овладение основами цветоведения Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. |
В мире сказок. В твоей мастерской |
| Волк и семеро козлят. Школа лепки. | Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. |
| Волк и семеро козлят. Школа рисования. | Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного |
| Сорока – белобока. Школа лепки. | Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. |
| Сорока- белобока. Школа рисования. | Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного |
| Колобок. Школа лепки. | Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. |
| Колобок. Школа рисования. | Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного |
| Петушок – золотой гребешок. Школа рисования. | Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного |
| Красная шапочка. Школа лепки. | Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. |
| Буратино. Школа рисования. | Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного |
| Снегурочка. Школа лепки. | Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. |
| Проекты по теме «Сказочные герои» | Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. |
В гостях у народных мастеров. В твоей мастерской |
| Дымковские игрушки. Школа народного искусства. | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий) |
| Филимоновские игрушки. Школа народного искусства. | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий) |
| Матрешки. Школа народного искусства. | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий) |
| Городец. Школа народного искусства. | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий) |
| Хохлома. Школа народного искусства. | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий) |
| Гжель. Школа народного искусства. | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий) |
В сказочной стране дизайн. В твоей мастерской. |
| Круглое королевство | Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. |
| Шаровое королевство | Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. |
| Треугольное королевство | Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. |
| Квадратное королевство | Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. |
| Школа дизайна | Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. |
| Кубическое королевство | Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. |
| Проекты по теме «Дизайн в нашей жизни» | Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. |
2 класс
№ урока | Тема урока | Содержание урока |
| Художественные музеи | Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. |
Виды изобразительного искусства |
| Живопись | Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. |
| Основы цветоведения | Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи |
| В мастерской юного живописца. | Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. |
| Что может кисть. | Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи |
| Гуашь. Акварель. | Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. |
| Теплый цвет. Холодный цвет | Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения |
| Краски неба. Облака. | Практическое овладение основами цветоведения |
| Зимнее окно. | Практическое овладение основами цветоведения |
| Краски и настроение | Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. |
| Графика | Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. |
| Выразительные средства графики | Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. |
| Цветные карандаши | Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой. |
| Тушь и перо. | Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой. |
| Осенний листок. Нарядные елочки. | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. |
| Скульптура | Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. |
| Школа лепки Птичка. | Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. |
| Проекты по теме «Изобразительное искусство» | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. |
Декоративное искусство |
| Контрастные цвета в декоре | Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. |
| Линейный орнамент | Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. |
| Монотипия. | Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). |
| Печать листьями. | Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). |
| Рисуем кляксами. | Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). |
| Рисуем солью. | Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). |
| Коллаж. «Грибы» | Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). |
Народное искусство. |
| Пермогорская роспись | Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. |
| Мезенская роспись | Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. |
| Каргопольская игрушка | Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. |
| Проекты по теме «Народное искусствоискусство» | Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. |
Мир дизайна и архитектуры |
| Дизайн | Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. |
| Архитектура | Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. |
| Призмы. Пирамиды. | Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций |
| Конусы. Цилиндры. | Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций |
| Проекты по теме «Дизайн и архитектура» | Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. |
3 класс
№ урока | Тема урока | Содержание урока |
| Художественные музей мира | Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства. |
Жанры изобразительного искусства |
| Натюрморт. | Жанр натюрморта. |
| Светотень. | Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. |
| Последовательность рисования крынки, куба | Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. |
| Натюрморт с кувшином(акварель) | Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. |
| Пейзаж. | Искусство вокруг нас сегодня. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. |
| Перспектива. Перспективные построения. | Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. |
| Воздушная перспектива. | Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. |
| Портрет. Автопортрет. | Жанр портрета. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. |
| Последовательность рисования портрета. | Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. |
| Скульптурные портреты. | Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. |
| Последовательность лепки скульптурного портрета. | Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. |
| Портреты сказочных героев. Силуэт. | Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. |
| Проекты по теме «Изобразительное искусство» | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. |
Народное искусство |
| Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда | Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. |
| Богородские игрушки | Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). |
| Жостовские подносы. | Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). |
| Последовательность жостовской росписи | Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). |
| Павлопосадские платки | Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). |
| Скопинская керамика | Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). |
Декоративное искусство |
| Декоративная композиция. Цвет. Стилизация. | Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. |
| Замкнутый орнамент. | Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. |
| Декоративный натюрморт | Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. |
| Декоративный пейзаж. | Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. |
| Декоративный портрет. | Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. |
| Щкола декора. Папка из папье-маше. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании |
| Секреты декора. Катаем шарики. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании |
| Рисуем нитками. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании |
| Праздничный декор. Писанки. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании |
| Проекты по теме «Народное и декоративное искусство» | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. |
Мир дизайна и архитектуры |
| Форма яйца. | Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. |
| Форма спирали | Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. |
| Форма волны | Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. |
| Проекты по теме «Мир дизайна и архитектуры» | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. |
4 класс
№ урока | Тема урока | Содержание урока |
| Необычные музеи. | Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения |
Виды и жанры изобразительного искусства |
| Анималистический жанр | Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. |
| Школа живописи. «Храбрый лев» | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. |
| Исторический жанр | Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. |
| Батальный жанр | Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. |
| Школа живописи и графики «Богатырь» | Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. |
| Бытовой жанр | Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). |
| Портрет. Пейзаж. Натюрморт. | Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. |
| Школа графики. «Фигура человека» | Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.1( 34) Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). |
| Школа графики. Рисуем автопортрет. | Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.1( 34) Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). |
| Школа живописи. Рисуем рассвет, ночь | Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. |
| Школа живописи и графики. Последовательность изображения в угловой и фронтальной перспективе. | Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. |
| Книжная графика | Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. |
| Искусство каллиграфии | Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. |
| Компьютерная графика | Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. |
| Проекты по теме «Изобразительное искусство» | Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. |
Декоративное искусство |
| Художественная керамика | Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.2(1); 4(1) |
| Художественное стекло | Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.2(1); 4(1) |
| Приемы стилизации животных в декоративном искусстве | Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.2(1); 4(1) |
| Художественный металл | Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.2(1); 4(1) |
| Художественный текстиль | Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.2(1); 4(1) |
| Орнамент | Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.2(1); 4(1) |
| Проекты по теме «Декоративное искусство» | Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. |
Народное искусство |
| Лаковая миниатюра | Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). |
| Русское кружево | Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). |
| Резьба по кости | Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). |
| Народный костюм | Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). |
| Тульские самовары и пряники | Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). |
| Проекты по теме «Народное искусство» | Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. |
Мир архитектуры и дизайна |
| Бионические формы в архитектуре и дизайне. | Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. |
| Образ человека в объектах дизайна | . Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. |
| Дизайн костюма | Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека |
| Фитодизайн | Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека |
| Проекты по теме «Мир архитектуры и дизайна» | Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. |