СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Общественно полезная деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по внеурочной деятельности "Общественно полезная деятельность" для 1 класса разработана в соответствии ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Общественно полезная деятельность"»

Общественно полезная деятельность

Пояснительная записка


Рабочая программа «Общественно полезная деятельность» разработана

на основе авторской программы Д.В.Григорьев,Б.В.Куприянов

«Социальное творчество» в соответствии с требованиями Федерального го­сударственного образовательного стандарта начального общего образования.


Программа «Общественно полезная деятельность»» основывается на следующих программно-методических материалах:

  • Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов.-М.: Просвещение, 2011.

  • ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст№17785 от 22.12.2009.


направлена на достижение обу­чающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуни­кативных) и предметных результатов.

Программа предназначена для детей 7-8 лет и рассчитана на 1 год 33часа (1 час в неделю).

Предлагаемая программа курса по ОПД дополняет и расширяет интегрированные курсы «Технология» и «Окружающий мир».

Данная программа  учитывает психологические  закономерности  формирования  общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные  особенности  учащихся младшего школьного  возраста.

Общественно полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.

Она организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.

Общественно полезная деятельность должна решать общеобразовательные задачи ,способствовать трудовому и нравственному воспитанию. Младшие школьники должны осознать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим обществу.

Особое значение для трудового и нравственного воспитания имеет коллективный общественно полезный труд. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.

Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т.е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.

В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников

новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые

занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.

При выполнении общественно полезных работ успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

Следует также разнообразить формы и методы организации выполнения заданий, порядок контроля, учета, поощрений, использовать игровые моменты. Игровые приемы, даже детали придают заданию новизну, эмоциональную привлекательность.

Цель программы состоит в формировании у детей первоначальных навыков трудового воспитания, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, умения организовать своё рабочее место, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию; удовлетворении потребностей детей в познанииприроды, воспитании гуманной, социально-активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной практике своей местности и родного края; способствовать формированию экологического сознания, заложить основы природоохранного поведения.

Задачи курса:

  • воспитание любви к своей школе, к своему посёлку, к своей Родине;

  • формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

  • развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;

  • развитие творческого мышления внимания, воображения, памяти.

Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о труде людей, о сезонных изменениях в природе и в жизни людей. При реализации программы предусматривается тесное взаимодействие педагога с родителями детей.

Организация занятий по программе основывается на ряде принципов.

Принцип гуманизации: на занятиях необходимо создавать атмосферу доверия и сотрудничества;учитель старается предоставить возможность каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и личный опыт, реализовать себя в разных видах познавательной деятельности, а также в играх и в процессе создания творческих работ.

Принцип сезонности: является систематизирующим при структурировании материала .

Принцип единства логического и эмоционально-чувственного познания окружающей природной среды выражается в сочетании естественнонаучных методов с гуманитарными при изучении природы.

Принцип практической направленности заключается в ориентире учителя при реализации программы курса не только на содействие учащимся в овладении знаниями и умениями, но и на создание условий для развития коммуникативной компетенции как интегрированной общепредметной компетенции, направленной на непрерывное образование в современном информационном обществе. В разработанной программе акцентируется внимание на развитие личного опыта человеко - и природосберегающей деятельности школьников в процессе занятий в социоприродном окружении школы. Важно опираться на личный опыт школьников при раскрытии каких-либо закономерностей или решении конкретных экологических проблем. В такой ситуации учащиеся осознают уникальность собственного опыта и приучаются сберегать его в сознании как основу для новых знаний и осмысленных действий.

Принцип креативности: впрограмме предусмотрены задания на организацию творческой деятельности учащихся, в процессе которой человек наряду с материальными и духовными ценностями создаёт и самого себя как личность.


Виды и содержания общественно полезной деятельности:

  • Самообсуживание– дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей.Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

  • Сельскохозяйственный труд. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы). Подготовка семян к посеву, внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений.

  • Волонтерская работа– забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.

  • Разные трудовые операции.Сбор плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятником. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.

Программа предусматривает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.


Реализация данной программы осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:


  • учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа);

  • индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

  • игровая деятельность (высшие виды игры - игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

  • творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);

  • исследовательская деятельность;

  • трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

Формы проведения занятий: экскурсии, презентации, ролевые игры, коллективные творческие дела, спектакли, продуктивные игры.


















Тематическое планирование


п/п



Раздел


Количество

часов



Характеристика деятельности обучающихся



УУД

1

Охрана природы.












5 ч.

Знакомство с видами материалов, инструментами, с правилами безопасной работы с инструментами и приспособле­ниями.

Анализ внешних изменений, происходящих с природой,выявление причин и следствий.Сравнение условий труда людей различных специальностей и их режима дня.Работа с гербарным материалом, и справочными материалами. Изучение 3 -5 местных лекарственных растений.

Конструирование деревьев и цветов из природного материала и пластилина.

Выполнение «мягких» объемных игру­шек из бумаги, из скрученных бумажных полосок.

Создание коллективной компо­зиции.

Плетение в две и три пряди, завязыва­ние бантиков, определение практичес­кой направленности данных навыков.

Подготовка сообщений . презентации о профессиях.

Выступление с сообщениями.

Создание листовок, рисунков.плакатов по теме акции.

Участие в коллективных делах.

Создание гербария лекарственных трав нашей местности.

Плетение из бумаги закладок для книг.Пришивание пуговиц с применением прозрачной основы.

Создание компози­ции с использованием пуговиц. Знакомство с различными видами быто­вой техники. Осуществлять поиск информации.

Договариваться о способах изготовления представленной работы.

Осуществлять посильный ремонт учебников и книг.

Расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать

свои способности применительно к рассматриваемой профессии, участвовать в практическом занятии.



Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

• познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

•адекватное понимание причин успешности/ неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать свои действия;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся смогут:

• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться, приходить к общему решению;

• соблюдать корректность в высказываниях;

• задавать вопросы по существу;

• контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

• высказываться в устной и письменной форме;

• анализировать объекты, выделять главное;

• осуществлять синтез (целое из частей);

• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения об объекте.


Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.



2

Самообслуживание.









10 ч.

3

Гигиена школьника.















7 ч.

4

Профориентационная работа.











4 ч.

5

Социальные проекты.











8 ч.

ИТОГО

34 ч.













Требования к уровню подготовки обучающихся


Должны научиться:

Сформируются действия:


  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

  • умение видеть результаты своего труда,

  • развитие организаторских способностей у детей;

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • планировать (составлять план своей деятельности);

  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • вступать в коммуникацию



Самоопределение:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование:

  • мотивация деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

  • самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Нравственно-этическая ориентация:

  • уважительное отношение к иному мнению;

  • навыки сотрудничества в разных ситуациях;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества












Ожидаемый результат:

-формирование умения жить и трудиться в коллективе;

-формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;

- развитие познавательного интереса и любви к труду;

-обучение умению планировать свою работу;

- вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;

-воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;

-воспитание уважения к людям труда;

-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;

-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;

-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;

-воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;

-формирование активной жизненной позиции.

Календарно - тематическое планирование


п/п


Тема занятия


Элементы содержания.


Дата проведения

занятия

1

Режим дня школьника. Организация рабочего места школьника.

Знакомство с рациональным распределением времени в режиме дня.

04.09

2

Содержание в порядке своих книг и тетрадок.

Взаимопроверка учебников.

Повторение правил работы с книгой.

11.09

3

Организация дежурства в классе, школе, столовой. Назначение ответственных по дежурству

Составление обязанностей дежурных.

Организация совместной деятельности.

18.09

4

Составление режима дня. Рекомендации по выполнению домашнего задания.

Работа в группах по составлению режима дня. Оформление режима дня для портфолио

25.09

5

Комнатные растения в доме. Какие растения должны стоять в детской комнате.

Работа с литературой. Составление сообщений, содержащих рекомендации по полезности декоративных растений.

02.10

6

Акция «В нашем классе чистота и порядок!»

Приведение в порядок своего рабочего места.

09.10

7

Комнатные растения в классе Практическая работа «Уход за растениями.

Повторение правил ухода за комнатными растениями.

Пересадка комнатных растений.

16.10

8

Общественно полезная практика. Рейд «Говорящий портфель».

Проверка и приведение в порядок школьных принадлежностей.

23.10

9

Мои поручения дома. Беседа «Что дает совместный труд?»


Составление рассказа о домашних поручениях. Беседа о значимости совместного труда

30.10

10

Цветочные растения на клумбе. Практическая работа «Знакомство с декоративными растениями».

Экскурсия по школе для ознакомления с растениями. Знакомство с профессией флориста.

13.11

11

Знакомство с профессией библиотекаря. Экскурсия в школьную библиотеку.


Знакомство с правилами работы с книгой. Групповая работа по знакомству с детскими журналами.. Профориентационная работа.

20.11

12

Мелкий ремонт книг.

Изучение правил ремонта книг. Практичес

кая работа «Книге – вторую жизнь!»

27.11

13

Изготовление закладок для книг.

Групповая работа по изготовлению разных видов закладок.

04.12

14

Акции « Сохраним зелёную красавицу», «Покормите птиц зимой». Изготовление листовок.

Изготовление листовок. Развешивание на досках объявлений.

11.12

15

Мастерская Деда Мороза. Изготовление снежинок и ёлочных игрушек.

Изготовление снежинок.

Знакомство с профессией стеклодува –ёлочные шарики.

18.12

16

Мастерская Деда Мороза. Украшение класса к новогоднему утреннику.

Украшение класса к новогоднему утреннику.

25.12

17

Проект «Птицы вокруг нас».

Знакомство с разнообразием птиц, обитающих в окрестностях нашего посёлка.

15.01

18

Акция «Помоги зимующим птицам». Изготовление кормушки из бросового материала.

Разработка дизайна кормушки. Определение материалов для изготовления кормушек. Изготовление кормушек. Развешивание.

22.01

19

Акция «Помоги зимующим птицам». Изготовление кормушки из бросового материала.

29.01

20

Профилактические меры против простудно- вирусных заболеваний

Работа с литературой. Сообщения по данной теме. Разработка рекомендаций.

05.02

21

Экскурсия в лес. Наблюдение и подкормка птиц.

Наблюдение за сезонными изменениями. Сбор подкормки для птиц.

12.02

22


Социальная акция. Разучивание и проведение подвижных игр для первоклассников.

Работа с литературой. Подбор игр. Разучивание с одноклассниками.

Разучивание с первоклассниками.

26.02

23

Уход за обувью. Знакомство с профессией сапожника.


Материалы для ухода за обувью.

Практическое занятие. Профориентационная работа.

04.03

24

Овладение навыками работы с хозяйственно- бытовыми предметами.

Знакомство с хозяйственно- бытовыми предметами. Овладение навыками рабо ты с хозяйственно- бытовымипредметами.

11.03

25

Безопасность при работе с электроприборами.

Техника безопасности при работе с электроприборами.

18.03

26

Правила сервировки стола. Сервировка праздничного стола.

Знакомство с правилами сервировки стола.

Сервировка праздничного стола.

08.04

27

Уход за одеждой и обувью

Овладение навыкам работы со щеткой и кремом для обуви.

15.04

28

Изготовление карандашницы. Беседа «Почему важен порядок на рабочем месте».

Изготовление карандашницы.

22.04

29

Социальная акция «Корзина добрых дел»


Обсуждение дел, которые дети могут сделать самостоятельно. Выполнение дел. Подведение итогов.

29.04

30

Изготовление бумажных цветов для оформления майской праздничной колонны.

Изготовление цветов из креповой бумаги.

06.05

31

Подготовка почвы для посадки семян. Посев семян цветов.

Подготовка почвы для посадки семян.

Посев семян цветов для высадки на школьные клумбы.

13.05

32

Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений»

Уход за рассадой

27.05

33

Высадка рассады в грунт на территории школьного двора

Высадка рассады в грунт

29.05



Список используемой литературы

  • «Григорьев Д.В., Степанов П.В.Внеурочная деятельность. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2010 г.

  • Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011 г.

  • Голуб Г.В., Перелыгина Е.А. Основы проектной деятельности школьника. Издательство «Учебная литература», 2006г.

  • Симоненко В.Д., Муравьев Е.М. «Общие основы методики преподавания технологии».- Брянск, 2000 г.

  • Калинич М.М. «Рукоделие»- Минск .- Палымя. - 1997

  • Воронов В.А.Энциклопедия прикладного творчества. Москва.- Олма - Пресс.- 2000

  • Еременко Т.И. Иголка-волшебница. - Москва.- Просвещение.- 1988 г.

  • Симоненко В. Д., Синица Н. В. «Программа начального и основного общего образования. Технология», Москва издательский центр «Вентана - Граф», 2007 г.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!