МБОУ Переснянская СШ
Рабочая программа
курс по выбору «Решение геометрических задач»
в 9 классе
учитель: Ранчугова И.Н.
Пояснительная записка:
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» ст. 32 п.2.7, ст.7 п.1,4, Приказом Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009г «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
Цели курса:
обобщить и дополнить знания учащихся по главным разделам планиметрии;
познакомить обучающихся с методами и приемами решения планиметрических задач;
сформировать способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления;
формирование научного мировоззрения;
развить познавательный интерес, развитие творческих способностей.
сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач.
Задачи курса:
дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи;
развить интерес и положительную мотивацию изучения геометрии;
помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения планиметрических задач;
научить проявлять терпение и настойчивость при решении трудных задач;
развивать интерес школьников к задачам по геометрии.
На протяжении многого времени геометрия оказывала большое влияние на развития не только математики, но и других наук. Геометрические задачи содействовали появлению новых научных направлений, и напротив, с использованием геометрических методов было получено решение научных проблем. Задачи на нахождение уравнения касательной к кривой и вычисления площади криволинейной трапеции привели Г. Лейбница и И. Ньютона к созданию дифференциального и интегрального исчислений. Геометрические методы изображения пространственных фигур стали фундаментом живописи. В связи с развитием компьютерной техники возникли и бурно развиваются новые направления в геометрии – компьютерная геометрия и 3D- моделирование. Законы математического мышления развивались с помощью геометрии. Современная наука не может обойтись без геометрии и ее новейших разделов: дифференциальной геометрии, топологии, теории графов, сферической многомерной, компьютерной геометрии и др. Огромна роль геометрии в математическом образовании учащихся. Изучение геометрии является профессионально важным для многих современных профессий. Большой вклад геометрия вносит в развитие пространственного воображения обучающихся, памяти, логического мышления.
Современная техника активно использует геометрические методы и результаты. Компьютерная геометрия применяется при проектировании автомобилей, самолетов, мостов и многих других технических объектов; геометрические задачи возникают при огранке драгоценных камней, в вопросах мобильной навигации и т.д. Широко применяются геометрические методы распознавания образов, также современные шифры и коды зачастую основаны на алгебраических свойствах эллиптических кривых. Курс геометрии обладает также чрезвычайно важным нравственным моментом, поскольку именно геометрия дает представление о строго установленной истине, воспитывает потребность доказывать то, что утверждается в качестве истины.
В современном школьном образовании геометрия играет исключительную роль. Именно на уроках геометрии дети узнают, что такое строгое доказательство, учатся логически мыслить и получать из предпосылок обоснованные выводы. Вместе с тем школьная геометрия демонстрирует наглядную (т.е. инвариантную) математику, основанную не столько на формулах, сколько на детальном изучении качественных свойств геометрических объектов. Такое соединение строгости с наглядностью лежит в основе естественно-научной картины мира; тем самым, изучение геометрии – важнейший этап во всем научном образовании. Таким образом, геометрическое образование является важнейшим элементом общей культуры.
Решать задачи по геометрии намного сложнее, чем по алгебре. При решении стандартных задач по алгебре область поиска необходимых для решения фактов ограничена рамками той темы, из которой берется задача. Геометрические задачи из одного раздела решаются совершенно разными способами, с привлечением разных геометрических фактов и приёмов.
Решение геометрических задач часто вызывает трудности у учащихся. Это в первую очередь связано с тем, что редко какая задача в геометрии может быть решена только с использованием определенной формулы. При решении большинства задач не обойтись без привлечения разнообразных фактов теории, доказательств тех или иных утверждений, справедливых лишь при определенном расположении элементов фигур. Можно с уверенностью сказать, что для успешного решения геометрических задач необходимо свободно владеть всем теоретическим материалом. Но и при хорошем знании теории приобрести навык в решении задач можно лишь решив достаточно много задач, начиная с простых и переходя к более сложным. Главная сложность при решении задач возникает по следующим, причинам:
планиметрический материал оказался плохо усвоен, либо плохо сохранился в памяти;
небольшой навык в решении задач, решается мало задач;
в «нетипичных» задачах, в которых представлены не самые знакомые формы, надо уметь применять известные факты и решать базисные задачи, которые входят как составной элемент во многие задачи;
для решения задачи нужно знать некоторые методы и приемы решения, которые либо не рассматриваются при изучении планиметрии, либо не отрабатываются;
один и тот же материал может быть воспринят и понят учащимися неодинаково, в зависимости от доминирующего у него типа восприятия (визуальное, аудиальное, кинестетическое, смешанное).
По исследованиям результатов ГИА и вступительных экзаменов в вузы планиметрические задачи вызывают трудности и у школьников и у поступающих. Задачи в которых нужно применить незначительное число геометрических фактов из школьного курса в измененной ситуации, а вычисления не содержат длинных выкладок. Решая такую задачу, ученик должен в первую очередь проанализировать предложенную в задаче конфигурацию и увидеть те свойства, которые необходимы при решении. Затруднение учащиеся испытывают при решении задач на построение, не владеют приемами и методами исследования ситуации, не умеют анализировать условие данной задачи и сопоставлять с чертежом, не могут сформулировать гипотезу решения, имеют трудности с выбором эффективного способа решения задачи. Это связано с тем, что, планиметрические задачи часто являются задачами повышенной трудности, изучение чертежа учащимися происходит без исследования условия и переустройства задачной ситуации в общем, недостаточно разработана методика обучения решению задач на построение с практическим содержанием.
Выходом из создавшегося положения может служить рассмотрение в рамках соответствующего элективного курса некоторых вопросов, которые достаточно часто встречаются в заданиях на экзаменах и которые вызывают затруднения. Предлагаемый курс «Решение геометрических задач» является практико-ориентированным и предназначен для учащихся 9 классов. Количество учебных часов - 34.
Существенное содержание курса отвечает современным течениям развития школьного курса геометрии, углубления и расширения знаний учащихся, идеям дифференциации. Данный курс дает возможность: познакомится с нестандартными способами решения планиметрических задач; сформировать способность к усвоению новой информации; систематизировать свои знания по планиметрии; развить независимость пространственного, логического мышления; создать высокий уровень активизации учащихся на уроке. Курс является важным в подготовке учащихся к выпускным экзаменам по геометрии и вступительным в вузы, окажет влияние при выборе профессии, связанной с геометрией.
Необходимо решить задачу, которая, заключается в том, чтобы, основываясь на достигнутом школой уровень геометрического образования, сделать курс геометрии актуальным и интересным. Также нужно сделать курс учитывающим склонности и способности учеников, направленным на формирование математической культуры, интеллектуальное развитие личности каждого ученика, его творческих способностей, формирование представлений учащихся о геометрии, ее месте и роли в современном мире.
Структура курса представляет собой пять логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Разнообразный дидактический материал дает возможность подбирать дополнительные задания для учащихся различного уровня знаний. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Изучение данного курса заканчивается проведением либо итоговой контрольной работы, либо теста.
Ожидаемые результаты:
В результате изучения курса учащиеся должны:
освоить теоретический материал курса, получить навыки его применения при решении конкретных задач;
анализировать условие задачи и сопоставлять её с чертежом;
точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
развить интересов к предмету, творческие способности, пространственное мышление, память и логику;
уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение;
применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач;
подготовиться к итоговой аттестации по геометрии;
применять свойства геометрических преобразований к решению задач.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану на курс в 9 классе отводится не менее 34 часов.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Возможные критерии оценок.
Критерии при выставлении оценок могут быть следующими.
Оценка «отлично». Учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки его применения при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
Оценка «хорошо». Учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
Оценка «удовлетворительно». Учащийся освоил наиболее простые идеи и методы решений, что позволяет ему достаточно успешно решать простые задачи.
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование тем | Всего часов |
| | |
1 | 2 | 3 |
1 | Треугольники | 8 |
2 | Четырехугольники | 6 |
3 | Окружности | 4 |
4 | Окружности и треугольники | 6 |
5 | Окружности и четырехугольники | 6 |
6 | Решение задач по всему курсу | 3 |
7 | Итоговый контроль | 1 |
| Итого | 34 |
Содержание программы курса
Тема 1. Треугольники (8 часов). Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Свойства проекций катетов. Метрические соотношения в произвольном треугольнике. Свойства медиан, биссектрис, высот. Теоремы о площадях треугольника.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; самостоятельная работа.
Тема 2. Четырехугольники (6 часов). Метрические соотношения в четырехугольниках. Свойство произвольного четырехугольника, связанное с параллелограммом. Теоремы о площадях четырехугольников. Свойство биссектрисы параллелограмма и трапеции. Свойства трапеции.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: проверка задач для самостоятельного решения.
Тема 3. Окружности (4 часа). Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих. Свойства дуг и хорд. Свойства вписанных углов. Углы между хордами, касательными и секущими.
Методы обучения; лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; самостоятельная работа.
Тема 4. Окружности и треугольники (6 часов). Окружности, вписанные и"описанные около треугольников. Окружности, вписанные и описанные около прямоугольных треугольников.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: проверка задач для самостоятельного решения.
Тема 5. Окружности и четырехугольники (6 часов). Четырехугольники, вписанные и описанные около окружности. Площади четырехугольников, вписанных и описанных около окружностей. Теорема Птолемея.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; самостоятельная работа.
Решение задач по всему курсу (2 час).
Итоговый контроль (1 час).
Календарно – тематическое планирование:
№ п\п | Содержание материала | Дата проведения |
План. | Факт. |
| 1. Треугольники ( 8 ч). | | |
1. | Прямоугольный треугольник. Основные понятия и свойства. | | |
2. | Произвольный треугольник. Метрические соотношения в треугольнике. | | |
3. | Произвольный треугольник. Метрические соотношения в треугольнике. | | |
4. | Произвольный треугольник. Метрические соотношения в треугольнике. | | |
| 2. Четырехугольники. (6ч) | | |
5. | Параллелограмм. | | |
6. | Трапеция. | | |
7. | Трапеция. | | |
| 3. Окружности (4ч). | | |
8. | Свойства касательных, хорд и секущих. | | |
9. | Свойства касательных, хорд и секущих. | | |
| 4. Окружности и треугольники. (6ч) | | |
10. | Окружность, вписанная в треугольник. | | |
11. | Окружность, описанная около треугольника. | | |
12. | Окружность, описанная около треугольника. | | |
| 5. Окружности и четырехугольники (6ч). | | |
13. | Окружность, вписанная в ромб. | | |
14. | Окружность, вписанная в ромб. | | |
15. | Окружность, вписанная в ромб. | | |
16. | Решение задач по всему курсу. | | |
17. | Решение задач по всему курсу. | | |
18. | Контрольная работа. | | |
Контрольная работа
Вариант 1
На окружности радиуса R и последовательно отмечены точки А, В, С и D так, что величины дуг АВ и ВС равны соответственно 50° и 80°, а диагонали четырехугольника АВСD равны между собой. Найдите длину наибольшей стороны четырехугольника.
Отрезок СН - высота прямоугольного треугольника AВС
( 90°). НL = ЗНК, где HL и НК- биссектрисы треугольников ВСН и АСН соответственно, АВ =2√5. Найдите площадь треугольника АВС.
На двух сторонах прямого угла с вершиной М выбраны
точки D и К соответственно так, что МО : МК = 7/. На биссектрисе угла DМК взята точка Е, равноудаленная от D и К. Определите длину DК, если МЕ = 4.
Отрезок СМ- биссектриса треугольника АВС. Точки К и Р - основания перпендикуляров, опущенных из точки М на стороны треугольника АС и BC соответственно. ВС = 2\3 АС, 0,МК=2 . Найдите отношение площадей треугольников МСА и ВМС и длину стороны АВ.
Трапецию можно вписать в круг, радиус которого в (2\3)√7 раз больше радиуса круга, вписанного в эту же трапецию. Найдите все углы данной трапеции.
Вариант 2
1. На окружности радиуса г последовательно отмечены точки К, М, N и Q, так, что величины дуг КМ и МN равны соответственно 40° и 100°, а хорды КМ и МQ пересекаются под углом 70°. Найдите длину наибольшей стороны четырехугольника КМНQ.
2.В прямоугольном треугольнике АВС (90°) проведена высота СН. Отрезки АM и СР - медианы треугольников АСН и НСВ соответственно, причем 3АМ= 4СР. Найдите радиус окружности, описанной около треугольника АВС, если его площадь равна 96.
Угол АВС прямой, АВ = 4, ВС=3. Найдите расстояние от В до точки К, лежащей на биссектрисе прямого угла, если К равноудалена от А и С.
В остроугольном треугольнике АВС высоты АА1= 2, СС1 = 4,BN - биссектриса треугольника, АН=5\3. Найдите длину NС и площадь треугольника АВС.
5. В прямоугольную трапецию вписана окружность. Точки касания этой окружности со сторонами трапеции являются вершинами четырехугольника, площадь которого в 4 раза меньше площади трапеции. Чему равен наименьший угол трапеции?
Литература:
Геометрия 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2009.
Геометрия в таблицах. – Л.И. Звавич и др. – Дрофа. 2002
Геометрия 7 – 11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Погорелов А.В. - М.: Просвещение
Скарбич С. Н. Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач - М. : Флинта, 2011.
Краткий справочник школьника 5-11классы – Дрофа .-1997
Бутузов В.Ф. Планиметрия. Пособие для углубленного изучения математики / В.Ф. Бутузов С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, С.А. Шестаков, И.И. Юдина. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005.
Пособие по математике для поступающих в вузы/ под редакцией г. Н. Яковлева. — М.: наука,1981.
http://geometry-and-art.ru/typesgeometry.html
http://alexandr4784.narod.ru/dubrovin.html
http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0157:article
http://www.geometry2006.narod.ru/