СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса по выбору "Подготовка к ГИА по русскому языку", 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса по выбору "Подготовка к ГИА по русскому языку", 9 класс призвана обеспечить подготовку к государственному экзамену по русскому языку. Программа учитывет индивидуальные потребности обучающихся и рассчитана на различное количество часов: 16, 33 и 66.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по выбору "Подготовка к ГИА по русскому языку", 9 класс»

ОГБОУ «Центр образования для детей

с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»








Рассмотрено

Руководитель МО

____________ / /

«___» августа 2016 г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

______________/ /

«___» августа 2016 г.

Утверждено

Директор ______________/ /

«___» августа 2016 г.










Рабочая программа курса по выбору

«Подготовка к ГИА по русскому языку»



Класс: 9


(2016-2017 учебные года)







Разработчик:

Дениченко Наталья Сергеевна,

учитель русского языка и литературы









г. Смоленск

2016


Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору «Подготовка к ГИА по русскому языку» составлена на основе:

  1. Федерального государственного стандарта основного общего образования;

  2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования;

  3. Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

  4. Приказа Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;

  5. Приказа Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;

  6. Приказа Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;

  7. Приказа Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;

  8. Учебного плана ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на 2016 — 2017 учебный год;

  9. Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по русскому языку (подготовлен ФИПИ) за 2016 год;

  10. Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по русскому языку обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Настоящая рабочая программа курса по выбору «Подготовка к ГИА по русскому языку» в 9 классе повторяет основные теоретические сведения по предмету русский язык, полученные за курс основной школы, и ставит перед собой главной целью подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации.

Программа ориентирована не только на закрепление теоретических понятий, но и на выработку практических навыков и умений работы с текстом.

Целями изучения курса по выбору «Подготовка к ГИА по русскому языку» в 9 классе являются:

1) углубление и систематизация знаний по русскому языку по основным разделам курса;

2) формирование умение осуществлять информационную переработку текста: определение темы, идеи, сжатие текста;

3) совершенствование навыков языкового анализа текста.

Изучение курса по выбору «Подготовка к ГИА по русскому языку» в 9 классе направлено на решение следующих задач:

1) повторить теоретический материал по русскому языку за курс основной школы;

2) научить анализировать текст, сокращать его различными способами, излагать его связно;

3) анализировать текст с точки зрения лексических и грамматических явлений;

4) создавать собственные тексты на основе предложенных.

Программа адресована обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, которые осваивают образовательную программу 9 классов индивидуально на дому (по месту жительства) и с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска». Изучение курса по выбору «Подготовка к ГИА по русскому языку» в 9 классе позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки обучающихся, предусматриваемый федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, а также осуществить при этом такую их подготовку, которая является достаточной для дальнейшего прохождения итоговой аттестации за курс основной школы.


Общая характеристика курса по выбору

Подготовка к ГИА по русскому языку”, 9 класс

За курс основной школы обучающиеся сдают итоговый экзамен, проверяющий владение ими языковедческими, коммуникативными и культурологическими компетенциями.

Программа курса учитывает логику построения заданий экзаменационных КИМов по русскому языку за 2016-2017 годы.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3-х частей. Задание 1 предусматривает написание сжатого изложения. При подготовке обучающихся особое внимание уделяется формированию следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главную информацию в речевом произведении, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Задания 2-14 проверяют языковую и лингвистическую компетенции. Сюда входят задания с выбором ответа, связанные с содержательным анализом текста и проверяющие умение извлекать основную информацию из текста при чтении, квалифицировать средства речевой выразительности, анализировать прочитанный текст с использованием знаний орфографии, пунктуации и синтаксиса. В связи с этим в курсе проводится систематическое повторение данных разделов русского языка.

Задание 15.1-15.3 с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение) проверяет умение создавать собственное высказывание на одну из предложенных на выбор тем.

С помощью этого задания проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное. Подготовка к написанию сочинения проходит поэтапно с повторением и обобщением сведений по орфографии и пунктуации. Кроме того, в программе курса отведены часы на знакомство с структурными особенностями сочинения-рассуждения. В том числе, предполагается знакомство обучающихся с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста.

В ходе работы планируется:

  • повторить знания по основным разделам языка («Фонетика», «Орфоэпия», «Лексика», «Фразеология», «Словообразование», «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис и пунктуация»);

  • совершенствовать умения работать с текстом (определять тему, идею, использовать приемы компрессии);

  • отработать навыки создания сочинения-рассуждения.

Основные виды учебной деятельности предполагают работу с различными видами заданий, с таблицами и опорными схемами, наблюдение над языковым материалом, работа со словарем, написание изложения, сочинения.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс по выбору «Подготовка к ГИА по русскому языку» в 9 классе входит в перечень занятий по выбору учебного плана ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Учебный план составлен для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся на дому и не имеющих медицинских противопоказаний для работы на компьютере.

Гибкость моделирования учебного плана позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. На основании учебного плана ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для каждого обучающегося составляется предварительный индивидуальный учебный план.

Индивидуальный учебный план обучающегося на изучение курсов по выбору отводит 1 час в неделю.

Родители (законные представители) обучающегося вправе внести изменения в индивидуальный учебный план, сократив количество часов на освоение тех или иных учебных предметов или перераспределив количество часов по учебным предметам, что может быть связано с особенностями развития обучающихся, с характером протекания заболевания. В связи с этим недельное и годовое количество часов на изучение курса по выбору «Подготовка к ГИА по русскому языку» в 9 классе может варьироваться у разных обучающихся. В случае поступления заявления от родителей (законных представителей) обучающегося о внесении изменений в индивидуальный учебный план обучающегося, количества часов, отводимых на изучение курса по выбору «Подготовка к ГИА по русскому языку» в 9 классе, может изменяться в течение учебного года. В этом случае производится корректировка календарно-тематического планирования.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются текущий и промежуточный контроль знаний, которые позволяют определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся, предусмотренных требованиями к уровню подготовки.

Итоговую аттестацию обучающиеся проходят в образовательной организации по месту жительства.



Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Раздел «Введение».

Обучающиеся должны знать: структуру и содержание экзаменационной работы;

Обучающиеся должны уметь: ориентироваться в содержании заданий КИМов.

Раздел «Фонетика. Орфоэпия».

Обучающиеся должны знать: характеристики звуков; основные орфоэпические нормы;

Обучающиеся должны уметь: выполнять фонетический анализ слова; использовать орфоэпические нормы в речи.

Раздел «Лексика и фразеология».

Обучающиеся должны знать: основные понятия лексических единиц; основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь: находить в тексте единицы лексики и фразеологии; определять их роль в тексте; определять тип средств выразительности.

Раздел «Словообразование».

Обучающиеся должны знать: основные способы словообразования;

Обучающиеся должны уметь: определять способы словообразования.

Раздел «Морфология».

Обучающиеся должны знать: определения частей речи;

Обучающиеся должны уметь: определять принадлежность слов к различным частям речи.

Раздел «Орфография».

Обучающиеся должны знать: орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь: использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Раздел «Синтаксис и пунктуация».

Обучающиеся должны знать: синтаксические и пунктуационные нормы.

Обучающиеся должны уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

Раздел «Текст».

Обучающиеся должны знать: типы и стили речи.

Обучающиеся должны уметь: определять типы и стили речи.

Раздел «Подготовка к написанию сжатого изложения».

Обучающиеся должны знать: основные приемы сжатия текста.

Обучающиеся должны уметь: определять авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст различными способами; излагать содержание текста; находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Раздел «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения».

Обучающиеся должны знать: правила построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, сочинения-рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.



































Содержание курса по выбору

Подготовка к ГИА по русскому языку”, 9 класс

Введение

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией ГИА.

Фонетика. Орфоэпия

Фонетика. Фонетический анализ слова. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка. Лексика и фразеология.

Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.

Словообразование

Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке. Слова с суффиксами оценки в художественной речи.

Морфология

Система частей речи в русском языке. Морфологические признаки самостоятельных частей речи.

Служебные части речи и их употребление.

Орфография

Правописание приставок. Правописание Ь и Ъ.

Правописание корней.

Слитное, раздельное, дефисное написание.

Безударные гласные в суффиксах разных частей речи. Правописание -Н-, -НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание -Н-, -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени.

Безударные гласные в окончаниях глаголов, существительных, прилагательных, причастий, местоимений.

Правописание служебных частей речи.

Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание. Подчинительная связь в словосочетании.

Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее как главный член предложения. Сказуемое как главный член предложения.

Осложненное простое предложение. Однородные члены предложения и знаки препинания в них.

Обособленные определения, приложения, обстоятельства и знаки препинания в них.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Бессоюзное предложение.

Сложные предложения с разными видами связи между частями.

Синтаксические конструкции с чужой речью.

Текст

Текст как речевое произведение. Текст и его признаки. Смысловая и композиционная целостность текста. Связь предложений в тексте.

Типы и стили речи.

Подготовка к написанию сжатого изложения

Сжатое изложение. Что такое микротема? Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Что такое сжатие (компрессия) текста?

Приемы сжатия текста. Отработка приёма исключение.

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма обобщение.

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема упрощение.

Выбор приемов сжатия.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение по заданному тексту. Критерии оценки задания.

Структура сочинения на лингвистическую тему. Тезис и аргументы, вывод.

Структура сочинения по проблеме. Тезис и аргументы, вывод.

Структура сочинения на морально-этическую тему. Тезис и аргументы, вывод.









Тематическое планирование курса по выбору

«Подготовка к ГИА по русскому языку», 9 класс

(66 часов)

Обучающиеся:


п/п

Тема

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Фонетика. Орфоэпия

2

3.

Лексика и фразеология

3

4.

Словообразование

3

5.

Морфология

3

6.

Орфография

12

7.

Синтаксис и пунктуация

18

8.

Текст

6

9.

Подготовка к написанию сжатого изложения

8

10.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

10


Итого:

66 ч.



Календарно-тематическое планирование курса по выбору

«Подготовка к ГИА по русскому языку», 9 класс

(66 часов)



Раздел

урока


Тема урока

Дата

По плану

По факту

Введение

(1 ч.)

1

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией ГИА.



Фонетика, орфоэпия

(2 ч.)

1

Фонетика. Фонетический анализ слова.



2

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.



Лексика и фразеология

(3 ч.)

1

Лексическое значение слова.



2

Выразительные средства лексики и фразеологии.



3

Анализ средств выразительности.



Словообра- зование

(3 ч.)

1

Словообразование. Морфемный анализ слов.



2

Способы словообразования в русском языке.



3

Слова с суффиксами оценки в художественной речи.



Морфология

(3 ч.)

1

Система частей речи в русском языке. Морфологические признаки самостоятельных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение).



2

Морфологические признаки самостоятельных частей речи (глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния).



3

Служебные части речи и их употребление.



Орфография

(12 ч.)

1

Правописание приставок.



2

Правописание корней.



3

Правописание Ь и Ъ.



4

Слитное, раздельное написание.



5

Дефисное написание.



6

Безударные гласные в суффиксах разных частей речи.



7

Правописание -Н-, -НН- в суффиксах различных частей речи.



8

Правописание -Н-, -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.



9

Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени.



10

Правописание личных окончаний глаголов



11

Безударные гласные в окончаниях существительных прилагательных, причастий, местоимений.



12

Правописание служебных частей речи.



Синтаксис и пунктуация

(18 ч.)

1

Словосочетание. Подчинительная связь в словосочетании.



2

Простое предложение.



3

Грамматическая основа предложения.



4

Подлежащее как главный член предложения.



5

Сказуемое как главный член предложения.



6

Осложненное простое предложение.



7

Однородные члены предложения и знаки препинания в них.



8

Обособленные определения и знаки препинания в них.



9

Обособленные приложения и знаки препинания в них.



10

Обособленные обстоятельства и знаки препинания в них.



11

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.



12

Сложное предложение.



13

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.



14

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.



15

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.



16

Бессоюзное предложение.



17

Сложные предложения с разными видами связи между частями.



18

Синтаксические конструкции с чужой речью.



Текст

(6 ч.)

1

Текст как речевое произведение. Текст и его признаки.



2

Смысловая целостность текста.



3

Композиционная целостность текста.



4

Связь предложений в тексте.



5

Типы речи.



6

Стили речи



Подготовка к написанию сжатого изложения

(8 ч.)

1

Сжатое изложение.



2

Что такое микротема? Учимся находить микротемы исходного текста.



3

Абзацное членение текста.



4

Что такое сжатие (компрессия) текста?



5

Приемы сжатия текста. Отработка приёма исключение.



6

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма обобщение.



7

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема упрощение.



8

Выбор приемов сжатия.



Подготовка к написанию сочинения- рассуждения

(10 ч.)

1

Сочинение-рассуждение по заданному тексту. Критерии оценки задания.



2

Структура сочинения на лингвистическую тему



3

Сочинение на лингвистическую тему Тезис и аргументы.



4

Сочинение на лингвистическую тему. Вывод.



5

Структура сочинения по проблеме.



6

Сочинения по проблеме. Тезис и аргументы.



7

Сочинения по проблеме. Вывод.



8

Структура сочинения на морально-этическую тему.



9

Сочинение на морально-этическую тему. Тезис и аргументы.



10

Сочинение на морально-этическую тему. Вывод.







































Тематическое планирование курса по выбору

«Подготовка к ГИА по русскому языку», 9 класс

(33 часа)


п/п

Тема

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Фонетика. Орфоэпия

1

3.

Лексика и фразеология

1

4.

Словообразование

1

5.

Морфология

2

6.

Орфография

6

7.

Синтаксис и пунктуация

10

8.

Текст

2

9.

Подготовка к написанию сжатого изложения

5

10.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

4


Итого:

33 ч.


Календарно-тематическое планирование курса по выбору

«Подготовка к ГИА по русскому языку», 9 класс

(33 часа)



Раздел

урока


Тема урока

Дата

По плану

По факту

Введение

(1 ч.)

1

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией ГИА.



Фонетика, орфоэпия

(1 ч.)

1

Фонетика. Фонетический анализ слова. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.



Лексика и фразеология

(1 ч.)

1


Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.






Словообра- зование

(1 ч.)

1

Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке. Слова с суффиксами оценки в художественной речи.



Морфология

(2 ч.)

1

Система частей речи в русском языке. Морфологические признаки самостоятельных частей речи.



2

Служебные части речи и их употребление.



Орфография

(6 ч.)

1

Правописание приставок. Правописание Ь и Ъ.



2

Правописание корней.



3

Слитное, раздельное, дефисное написание.



4

Безударные гласные в суффиксах разных частей речи. Правописание -Н-, -НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание -Н-, -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени.



5

Безударные гласные в окончаниях глаголов, существительных, прилагательных, причастий, местоимений.



6

Правописание служебных частей речи.



Синтаксис и пунктуация

(10 ч.)

1

Словосочетание. Подчинительная связь в словосочетании.



2

Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее как главный член предложения. Сказуемое как главный член предложения.



3

Осложненное простое предложение. Однородные члены предложения и знаки препинания в них.



4

Обособленные определения, приложения, обстоятельства и знаки препинания в них.



5

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.



6

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.



7

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.



8

Бессоюзное предложение.



9

Сложные предложения с разными видами связи между частями.



10

Синтаксические конструкции с чужой речью.



Текст (2 ч.)

1

Текст как речевое произведение. Текст и его признаки. Смысловая и композиционная целостность текста. Связь предложений в тексте.



2

Типы и стили речи.



Подготовка к написанию сжатого изложения

(5 ч.)

1

Сжатое изложение. Что такое микротема? Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.



2

Что такое сжатие (компрессия) текста?Приемы сжатия текста. Отработка приёма исключение.



3

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма обобщение.



4

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема упрощение.



5

Выбор приемов сжатия.



Подготовка к написанию сочинения- рассуждения

(4 ч.)

1

Сочинение-рассуждение по заданному тексту. Критерии оценки задания.



2

Структура сочинения на лингвистическую тему. Тезис и аргументы, вывод.







3

Структура сочинения по проблеме. Тезис и аргументы, вывод.



4

Структура сочинения на морально-этическую тему. Тезис и аргументы, вывод.
















Тематическое планирование курса по выбору

«Подготовка к ГИА по русскому языку», 9 класс

(16 часов)


п/п

Тема

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Фонетика, орфоэпия. Лексика и фразеология

1

3.

Словообразование. Морфология

1

4.

Орфография

2

5.

Синтаксис и пунктуация

3

6.

Текст

1

7.

Подготовка к написанию сжатого изложения

4

8.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

3


Итого:

16 ч.

Календарно-тематическое планирование курса по выбору

«Подготовка к ГИА по русскому языку», 9 класс

(16 часов)



Раздел

урока


Тема урока

Дата

По плану

По факту

Введение

(1 ч.)

1

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией ГИА.



Фонетика, орфоэпия. Лексика и фразеология

(1 ч.)

1

Фонетика. Фонетический анализ слова. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.



Словообра- зование. Морфология


1

Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Система частей речи в русском языке. Морфологические признаки самостоятельных частей речи. Служебные части речи и их употребление.



Орфография

(2 ч.)

1

Правописание приставок. Правописание Ь и Ъ. Правописание корней. Слитное, раздельное, дефисное написание.



2

Безударные гласные в суффиксах разных частей речи. Правописание -Н-, -НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание -Н-, -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени. Безударные гласные в окончаниях глаголов, существительных, прилагательных, причастий, местоимений. Правописание служебных частей речи.



Синтаксис и пунктуация

(3 ч.)

1

Словосочетание. Подчинительная связь в словосочетании. Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее как главный член предложения. Сказуемое как главный член предложения.



2

Осложненное простое предложение. Однородные члены предложения и знаки препинания в них. Обособленные определения, приложения, обстоятельства и знаки препинания в них. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.



3

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Бессоюзное предложение. Сложные предложения с разными видами связи между частями. Синтаксические конструкции с чужой речью.



Текст

(1 ч.)

1

Текст как речевое произведение. Текст и его признаки. Смысловая и композиционная целостность текста. Связь предложений в тексте. Типы и стили речи



Подготовка к написанию сжатого изложения

(4 ч.)

1

Сжатое изложение. Что такое микротема? Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.



2

Что такое сжатие (компрессия) текста?Приемы сжатия текста. Отработка приёма исключение.



3

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма обобщение.



4

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема упрощение. Выбор приемов сжатия.



Подготовка к написанию сочинения- рассуждения

(3 ч.)

1

Сочинение-рассуждение по заданному тексту. Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. Тезис и аргументы, вывод.



2

Структура сочинения по проблеме. Тезис и аргументы, вывод.



3

Структура сочинения на морально-этическую тему. Тезис и аргументы, вывод.



































Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучающихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

  1. полнота и правильность ответа;

  2. степень осознанности, понимания изученного;

  3. языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если обучающийся:

  1. полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

  2. обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить

  3. знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

  4. излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  1. излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

  2. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

  3. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если обучающийся обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится поурочный балл) при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты (неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается:

1) степень самостоятельности обучающегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

При выполнении тестовых работ по темам курса оцениваются следующим образом:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Работы творческого характера оцениваются в соответствии с нормами, представленными на сайте ФИПИ.



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и обучающихся


Издания, предназначенные для обучающихся

Основные источники


  1. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. - М.: издательство «Национальное образование», 2016. - (ОГЭ. ФИПИ- школе). - 2016.

  2. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2016. 9-й класс. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год / Под ред. Н.А.Сениной. - Ростов на/Дон, «Легион», 2015.



Дополнительные источники

  1. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9-й класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2014.

  2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2011.

  3. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г.К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2011.

  4. Селезнева Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2009.

  5. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. - М.: Просвещение, 2012.

  6. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М. : Просвещение, 2013.

  7. Иванов В.В., Одинцов В.В., Смолицкая Г.П. Школьный словарь иностранных слов. - М.: Просвещение, 2010.

  8. Лекант П.А., Леднева В.В. Школьный орфоэпический словарь. - М.: Просвещение, 2013.

  9. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. - М.: АСТ, 2013.

  10. Ушаков Д.И., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М.: Дрофа, 2013.

  11. Школьный толковый словарь русского языка. - М.: ВАКО, 2011.




Издания, предназначенные для учителя


Основные источники


  1. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное образование», 2016. - (ОГЭ. ФИПИ- школе). - 2016.

  2. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2016. 9-й класс. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год / Под ред. Н.А.Сениной. - Ростов на/Дон, «Легион», 2015.

  3. Степанова Л.С. ОГЭ-2017. Русский язык. 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену. - М., «АСТ», 2016.

  4. Назарова Т.Н., Скрипка Е. Н. ОГЭ 2016. Русский язык. Практикум. Подготовка к выполнению заданий по синтаксису, пунктуации, орфографии, лексике, фразеологии. - М., «Экзамен», 2016.




Дополнительные источники


  1. Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. М.: Дрофа, 2009.

  2. Драбкина С. В., Субботин Д. И. ГИА. Русский язык. - «Интеллект-Центр», 2012.

  3. Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010.

  4. Пахнова Т.М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену 9 класс.- М.: Экзамен, 2012.

  5. Сенина Н А., Нарушевич А. Г. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки. - Ростов на/Дон, «Легион», 2015.

  6. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. - М.: Просвещение, 2012.

  7. Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. - М.: Эксмо, 2012.

  8. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М. : Просвещение, 2013.

  9. Лекант П.А., Леднева В.В. Школьный орфоэпический словарь. - М.: Просвещение, 2013.

  10. Николина Н.А. Школьный словарь лингвистических терминов. - М.: Русское слово, 2012.

  11. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. - М.: АСТ, 2013.

  12. Розенталь Д.Э., Теленкова М. Словарь трудностей русского языка. - М.: Айрис-Пресс, 2013.

  13. Ушаков Д.И., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М.: Дрофа, 2013.

  14. Школьный толковый словарь русского языка. - М.: ВАКО, 2011.

  15. Русские электронные словари и справочная литература [Электронный ресурс] // Словари. Режим доступа: http://www.slovari.ru/, свободный. Загл. с экрана (06.08.2016 12:15).

  16. Подготовка к ОГЭ. [Электронный ресурс] // Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны. Режим доступа: http://www.saharina.ru/metod/gia/ , свободный. Загл. с экрана (06.08.2016 15:30).

  17. Открытый банк заданий ОГЭ. [Электронный ресурс] // Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Режим доступа:http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge , свободный. Загл. с экрана (06.08.2016 14:10).



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Организация учебного процесса предполагает наличие минимального набора учебного оборудования для индивидуального использования при дистанционном обучении. В частности, персональный компьютер фирмы Apple и набор мультимедийного оборудования.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!