СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса по выбору для 9 класса "Практикум по русскому языку. Система подготовки к ОГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа курса по выбору для 9 класса "Практикум по русскому языку. Система подготовки к ОГЭ"»





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса по выбору для 9 класса

«Практикум по русскому языку. Система подготовки к ОГЭ»

по предмету «Русский язык»



на 2015-2016 учебный год



основное общее образование

33 часа, базовый уровень





Составитель: учитель русского языка и литературы

Забелина Валентина Алексеевна















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс по выбору русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» предназначен для обучающихся 9 класса. 

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

Задачи изучения курса: 

  • применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста;

  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста; 

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  


Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.   

Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; 

  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

  • редактирование собственного текста;        

  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

  • соблюдение в практике письма основных норм языка;

  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

В соответствии с требованиями государственного стандарта  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.   

  Курс рассчитан на 33 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.     


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.  Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. 

Обучающиеся должны знать и уметь:

  • основные правила работы с текстом.  

  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • адекватно воспринимать авторский замысел;

  • вычленять главное в информации;

  • вычленять главное в информации;

  • вычленять главное в информации;

  • сокращать текст различными способами;

  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.


Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.  

Обучающиеся должны знать и уметь:

  • основные средства выразительности. 

  • различать средства выразительности; 

  • находить в тексте средства выразительности; 

  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

  Обучающиеся должны знать и уметь:

  • основные сведения по стилистике русского языка.

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

  •  работать со стилистическими синонимами

Тема 4.  Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм. 

 Обучающиеся должны знать и уметь:

  • орфографические правила.

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.


Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова. Основные способы образования слов. 

Обучающиеся должны знать и уметь:


  • виды морфем;

  • морфемный и словообразовательный анализы слова.

  • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текст


Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи. 

Обучающиеся должны знать и уметь:

  • систему частей речи в русском языке.

  • использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.



Тема 7.  Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

Обучающиеся должны знать, уметь: 


  • синтаксические и пунктуационные нормы.  

  • использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.




Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования  лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. 
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь:


подбирать примеры для обоснования  лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.




























  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА




Тема занятия


Виды работ


Колич.часов


1


Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.


Лекция учителя

1


2-3


Построение сжатого изложения.

Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.


Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания

2


4-5


Сжатое изложение. Редактирование изложения.


Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов.

2


6


Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).



1


7-8


Средства выразительности речи.


Работа с текстом

2


9-10


Стилистика русского языка.

Работа с текстом

2


11-12


Нормы русской орфографии.

Орфограммы в корне.


Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование.

2


13


Орфограммы в приставках и суффиксах.


Решение тестовых заданий

1


14


Н – нн в различный частях речи.


Работа со схемами. Решение тестовых заданий.

1


15


Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.


Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование.

1


16


Морфология, морфологические признаки частей речи.


Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом.

1


17


Синтаксические и пунктуационные нормы.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).


Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование.

1


18


Виды односоставных предложений.


Комплексный анализ текста

1


19


Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.


Работа с текстами

1


20


Характеристика предложений, синтаксический разбор.


Синтаксический разбор предложений разных видов

1


21


Вводные слова и обращения.


Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения,

1


22


Обособленные определение и приложения.


Тренировочные упражнения. Решение тестовых заданий

1


23


Обособленные обстоятельства.


Тренировочные упражнения. Решение тестовых заданий

1


24-25


Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.


Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения,

2


26


Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).

Тренировочные упражнения. Решение тестовых заданий

1


27


Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.


Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ.

1


28


Классификация грамматических и речевых ошибок.


Лекция учителя. Записи в тетрадях

1


29


Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием.


Работа с текстами

1


30


Редактирование сочинения С2.1.


Работа с текстами

1


31


Редактирование сочинения С2.2.

Работа с текстами

1

32

Редактирование сочинения С2.3

Работа с текстами

1


33


Построение сочинения-рассуждения.


Работа над аргументами

1










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!