РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору для 9 класса
«Практикум по русскому языку. Система подготовки к ОГЭ»
по предмету «Русский язык»
на 2015-2016 учебный год
основное общее образование
33 часа, базовый уровень
Составитель: учитель русского языка и литературы
Забелина Валентина Алексеевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс по выбору русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» предназначен для обучающихся 9 класса.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения курса:
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
редактирование собственного текста;
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 33 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать и уметь:
основные правила работы с текстом.
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
вычленять главное в информации;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать и уметь:
основные средства выразительности.
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать и уметь:
основные сведения по стилистике русского языка.
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать и уметь:
Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова. Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать и уметь:
Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать и уметь:
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать, уметь:
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь:
подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ | Тема занятия | Виды работ | Колич.часов |
1 | Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. | Лекция учителя | 1 |
2-3 | Построение сжатого изложения.
Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста. | Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания | 2 |
4-5 | Сжатое изложение. Редактирование изложения. | Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов. | 2 |
6 | Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы). |
| 1 |
7-8 | Средства выразительности речи. | Работа с текстом | 2 |
9-10 | Стилистика русского языка. | Работа с текстом
| 2 |
11-12 | Нормы русской орфографии.
Орфограммы в корне. | Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование. | 2 |
13 | Орфограммы в приставках и суффиксах. | Решение тестовых заданий | 1 |
14 | Н – нн в различный частях речи. | Работа со схемами. Решение тестовых заданий. | 1 |
15 | Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование. | 1 |
16 | Морфология, морфологические признаки частей речи. | Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом. | 1 |
17 | Синтаксические и пунктуационные нормы.
Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). | Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование. | 1 |
18 | Виды односоставных предложений. | Комплексный анализ текста | 1 |
19 | Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. | Работа с текстами | 1 |
20 | Характеристика предложений, синтаксический разбор. | Синтаксический разбор предложений разных видов | 1 |
21 | Вводные слова и обращения. | Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, | 1 |
22 | Обособленные определение и приложения. | Тренировочные упражнения. Решение тестовых заданий | 1 |
23 | Обособленные обстоятельства. | Тренировочные упражнения. Решение тестовых заданий | 1 |
24-25 | Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. | Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, | 2 |
26 | Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение). | Тренировочные упражнения. Решение тестовых заданий
| 1 |
27 | Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. | Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ. | 1 |
28 | Классификация грамматических и речевых ошибок. | Лекция учителя. Записи в тетрадях | 1 |
29 | Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием. | Работа с текстами | 1 |
30 | Редактирование сочинения С2.1. | Работа с текстами | 1 |
31 | Редактирование сочинения С2.2. | Работа с текстами
| 1 |
32 | Редактирование сочинения С2.3 | Работа с текстами
| 1 |
33 | Построение сочинения-рассуждения. | Работа над аргументами | 1 |