СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Литературное краеведение" в 11 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе авторской программы Л.Г.Прокофьевой "Оренбургский край в произведениях русских писателей"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Литературное краеведение" в 11 классе»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ефимовская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено и принято

на заседании ШМО гуманитарного цикла

Протокол № __ от __________2015г.

Рук-ль ______________/ /


Согласовано:

Зам. дир. по УВР



/Е.Н. Татаринцева/

«__» ________________2015г.

Утверждено к использованию в учебном процессе

Директор _________/М.П. Ярмушев/

Приказ №__ от _________________





Рабочая программа учебного курса

«Литературное краеведение»

11 класс



Составитель:

Манакова Т.В..,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории



с. Ефимовка, 2015

Пояснительная записка

Настоящая Программа учебного курса предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательной школы, создана на основе учебного пособия по литературному краеведению «Оренбургский край в произведениях русских писателей»/ сост. А.Г. Прокофьева - Оренбург. 1991., рекомендованным главным управлением образования администрации Оренбургской области в качестве программы регионального компонента литературного образования учащихся V - ХI классов общеобразовательных школ.

В основе предлагаемой программы литературно-краеведческого курса для X класса лежит местный фольклор, литературная жизнь Оренбургского края, произведения, написанные о нем.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков бережного отношения к природе, истории и культуре родного края. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактам и из жизни и творчества русских писателей и поэтов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.

В построении программы присутствует и тематический принцип, и жанровый, и хронологический, в 11 классе - историко-литературный, но связующим звеном является Оренбургский край, его фольклор и литература на разных этапах развития культуры края. И сведения о литературе и культуре края предлагаются в плане постепенного накопления знаний и усложнения эстетического осмысления их.

Данная программа реализуется на следующих документов:

  1. Закон РФ «Об образовании» (№309-ФЗ от 01.12.2007)

Статья 9 (п.1). Образовательные программы.

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение,2011.-342 с.

  3. Основная образовательная программа МАОУ «Ефимовская СОШ»

  4. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования // Сборник нормативных документов. Русский язык - М.: Дрофа, 2008

  5. Оренбургский край в произведениях русских писателей. Учебное пособие по литературному краеведению./ сост. А.Г. Прокофьева, Т.Н. Пузанева - Оренбург, 2003.

Тематическое планирование составлено на основании содержания учебных программ, программно - методических материалов с учетом рекомендаций Министерства образования и науки РФ и Министерства образования и науки Оренбургской области на 2013 – 2014 учебный год.

Рабочая программа включает в себя несколько разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание рабочей программы реализуется через уроки-лекции, уроки-практикумы, уроки обобщения, уроки контроля.

Цели и задачи

Цель регионального курса в старших классах - дать представление о литературной жизни края, где живут ученики, литературно развивать учащихся на краеведческом материале, учить видеть творчество писателя в контексте создавшей его культуры.

Задачи курса, которые должны быть решены при выполнении программы курса:

1. Чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или отрывков из них об Оренбургском крае.

2. Формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих освоение культурных ценностей края.

3. Формирование представлений о литературе как социокультурном явлении, выработка у учащихся умений и навыков анализа художественных произведений, в том числе и в их вне текстовом контексте.

4. Развитие у учащихся художественно-творческих способностей, воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, эстетического вкуса.

5. Формирование на местном материале нравственно-ценностных ориентиров.





Общая характеристика учебного курса

Данной программой предусмотрены отдельные краеведческие уроки (краеведческо-региональные), уроки с краеведческими "вкраплениями" в монографические и обзорные темы основного литературного курса, уроки "фоновых" знаний (погружение в культуру изучаемой эпохи, литературный быт).

Региональный курс для старших классов в хронологическом отношении строится таким образом, чтобы соответствовать эпохам, а где возможно, и творчеству отдельных писателей, изучающихся в основном курсе, что дает возможность основному и региональному компонентам литературного краеведения, пересекаясь, представить художественное произведение как явление непрерывно развивающейся культуры России.

Курс помогает в решении эстетических, экологических, нравственных проблем, в развитии творческих, исследовательских умений.

Подход к материалу - культурологический. Литература рассматривается как часть пласта культуры региона.

В курсе выделяются как монографические, так и обзорные темы.

Литературно-краеведческий материал дается двупланово: писатели в Оренбургском крае и Оренбургский край в творчестве писателей. В ходе проведения курса особое внимание уделяется деятельностному началу. Учащимся можно давать задания по сбору произведений фольклора разных жанров (пословиц, поговорок, загадок, частушек и т.д.), предметов старины, прикладного искусства, описанию памятников культуры и др.

В программе учтена специфика Оренбургского края - проживание в нем людей разных национальностей: в обзорных темах названы не только русские, но и украинские, татарские, башкирские, казахские писатели, отмечено пребывание зарубежных авторов. В зависимости от особенностей региона учитель может уделить этим писателям большее внимание или включить авторов, не указанных в программе, но представляющих значительный интерес для данного региона.

Принципы, на которых базируется программа:

- культурологический;
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- активность и сознательность обучения.

Элементы применяемых технологий:

- технология проблемного обучения;

- здоровьесберегающая технология;

- личностно-ориентированное обучение;
- технология интерактивного обучения;
- ИКТ.

Формы организации деятельности учащихся

Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная, парная

Методы и формы работы:

Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера ( сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);

  • с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;

  • с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал своё понимание прочитанного.

  • с уроками географии: иметь представление о населении Оренбургской области, его занятиях, быте, орудиях труда, вере. Разнообразие животного и растительного мира, особенности климата.





Место курса в учебном плане.

Согласно учебному плану МАОУ «Ефимовская СОШ» и дополнения часов за счет регионального компонента рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.



Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Значимость программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

приобщается к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры родного края; овладевает способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

Изучение курса направлено на совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; осознание своей идентичности как гражданина страны и региональной общности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других народов, толерантность.



Планируемые результаты освоения курса «Литературное краеведение»

  • овладение целостными представлениями о литературной составляющей Оренбургской области как необходимой основы для миропонимания и познания истории культуры своего края;

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать литературную карту Оренбургской области и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний писателей области;

  • готовность применять краеведческие знания для выявления и сохранения литературных, исторических и культурных памятников своей области и страны в целом.

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Требования к уровню подготовки учащихся.

Интеллектуальное и эмоциональное освоение литературно — краеведческого материала через расширение и углубление жизненного и художественного опыта. Формирование любви к «малой» Родине и стране.

В результате изучения курса обучающиеся должны знать/понимать:

- жанровое и тематическое своеобразие литературы Оренбуржья;

- содержание изученных литературных произведений;

- историко-литературный контекст и творческую историю изученных произведений литературы Оренбуржья;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспроизводить содержание изученных литературных произведений;

- производить отбор наиболее значимых в тематическом и жанровом отношении произведений литературы Оренбуржья;

- анализировать и интерпретировать произведения литературы Оренбуржья, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции);

- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

- раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии Оренбуржья;

- определять жанровую специфику литературного произведения;

- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

- выразительно читать изученные произведения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения;

- оценки литературных произведений;

- для участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).





Содержание программы курса

11 класс (34 часа)

В.Г.Короленко и Оренбургский край. Поездка писателя в Оренбуржье для сбора материалов о Пугачевском восстании. Неоконченный роман писателя "Набеглый царь". Очерки "У казаков", "Пугачевская легенда на Урале". Духовные искания, обычаи, нравы уральских казаков в изображении Короленко. Переписка В.Г.Короленко с оренбуржцами.

С.И.Гусев-Оренбургский. Жизненный и творческий путь писателя. Первые публикации Гусева в оренбургских газетах "Оренбургский листок" и "Тургайская газета". Провинциальная жизнь и духовенство как основные темы творчества писателя. Сотрудничество Гусева-Оренбургского с горьковским издательством "Знание". Сатирические стихи. Повесть "Страна отцов" как самое значительное произведение писателя. Описание города в ожидании революционных событий, образы "отцов" и "детей", говорящие названия и имена в повести. Изображение оренбургской периодики начала ХХ века в произведении. Смысл названия повести. Жизнь и творчество писателя в Нью-Йорке после отъезда из России.

Культурная жизнь Оренбуржья в начале ХХ века. Прогрессивные
газеты в этот период в Оренбурге - "Оренбургский листок", "Оренбургский край", "Тургайская газета", "Оренбургская газета", "Степь",
"Простор" и др. Юмористические и сатирические журналы "Кобьmка", "Саранча", "Пыль" и др. Литературные сборники "Севы", "Серый труд", "Степь" и др. Оренбургские издатели и редакторы А.Мокшанцев, Н.СтепноЙ, П.СтолпянсКИЙ и др. Литературный оренбургский кружок. Горьковские пьесы на сцене оренбургского драмтеатра. Поэтические сборники И.Н.Антонова-Изнанника.

Л.В.Исаков - оренбургский поэт и баснописец. Его поэтические сборники "Уральские волны", "Степные миражи", "Пугачевщина", "Степные отголоски". Природа Оренбуржья в лирике поэта. "Восточные" мотивы и пугачевская тема в его творчестве. Юмористические зарисовки Оренбурга.

Н.Степной (Н.А.Афиногенов). Общественная и литературная деятельность его в Оренбурге. Редактирование прогрессивных журналов и альманахов. Запрещение ряда редактируемых Степным газет и сборников за антиправительственное содержание ("Простор", "В родном углу"). Роль Степного в организации оренбургских газет "Голос трудового казачества", "Известия", "Смычка", в создании кружка пролетарских писателей. Вышедшие в Оренбурге "Сказки степи", "Записки ополченца", Романы Степного "Перевал", "Семья", "Дети", Н.СтепноЙ и А.Неверов.

Литература Оренбуржья периода 1910-1920-х годов. Литературная
и общественная деятельность П.Заякина-Уральского, Ст.Шипачева,
Д.Фурманова. Приезд в Оренбуржье писателей разных национальностей
для участия в революционной борьбе (Я. Гашека, Ш.Фидаи, Ш.Уманова, г.ибрагимова и др.), их литературная деятельность.

Издание башкирскими и татарскими писателями в Оренбурге газет и журналов ("Карчига", "Шура", "Алга", "Вакьгг" и др.). Первые публикации М.Джалиля. Кружок краевых пролетарских поэтов и писателей (М. Герасимов, А.Ширяевец, Л.Котомка, И.Батрак, Н.Постников, Н.СтепноЙ и др.). Участие местных поэтов в "Литературных утрах". Деятельность студии, организованной актрисой-писательницей Анненковой- Бернар.

Прозаик и драматург А.И.Завалишин. Детские и юношеские годы писателя, прошедшис в Оренбуржье. Переписка Завалишина с Н.Н.Рубакиным. Первые произведения писателя, опубликованные
в сборниках Н.Степного. Рассказы и '1ЬССЫ писателя.

Л.Н.Сейфушина. Жизнь ее в Оренбурге и Орске. Пробы себя в
деятельности актрисы, учительницы, библиотекаря. Первые печатные произведения в газете "Простор" (рассказ "Ночь", очерк "Кого выбирать рабочим"). Участие в работе Орской земской управы, статьи в журнале "Оренбургское земское дело". Произведения писательницы, основанные на оренбургских впечатлениях, - "Ноев ковчег", "Каин-Кабак", "Виринея", "Перегной" н др. Оренбургское крестьянство и его чаяния в изображении писательницы. Рассказ "Милость генерала Дутова" о жестокости ведущих гражданскую войну. Поездки писательницы по Оренбуржью в 30-е ГОДЫ.
Помощь Сейфуплиной в создании литгруппы в Оренбурге.

В.П.Правдухин. Детство и юность писателя, проведенные в
Оренбуржье. Учительская деятельность в Ак6улаке. Очерки Правдухина о природе Оренбургского края ("Охотничья юность", "Годы, тропы, ружье", "По излучинам Урала"). Роман об истории оренбургского казачества "Яик уходит в море", образы Яика-Ураяа и оренбургской степи в произведении. Трагическая судьба писателя.

Литературная жизнь Оренбуржья в 20-е годы ХХ века. Художественные журналы и альманахи "Стенные зори", "Зарево степей".
Поэзия И.Доронина, И.Н.Антонова-Изнанника. Казахские писатели в Оренбуржье в 20'-е годы - с.Сейфуллин, М.Ауэзов, с.Муканов и др., их произведения, написанные в Оренбурге.

С.Есенин и В.Наседкин. Биографические и творческие связи В.Ф.Наседкина с Оренбуржьем, Стихи об Оренбургском крае, темы Оренбургской степи и дороги в поэзии. Воспоминания Наседкина о друге и родственнике С. Есенине. Посещение Есениным Оренбурга. Поэма С.Есенина "Пугачев", своеобразие и художественные Осбенности поэмы. "Есснинские" темы в поэзии В.Наседкина


Культурная жизнь Оренбуржья в 30-40-с годы. Создание литературной группы, а затем Оренбургского отделения Союза писателей. Произведения поэтов И.Бортникова, погибшего в 1941 году ДМ. Морского, Н. Клементьева, А. Коваленкова, А. Возняка, М. Клипиниuера и др. Проза В.Пистоленко, М.Секержа, В.Толстого и др. Ю.Фучик В Акбулаке, ссылка.Секержа в Оренбург. Литературная деятельность В. Герасимовой, Е. Евстигнеева, Б.Альбертона в 40-е годы. Посещение Оренбургского края А.Фадеевым. Помощь Фадеева оренбургской писательской организации.

Ленинградский государствснный академический Малый театр
оперы и балета в Оренбурге
. Спектакли, поставленные в Оренбурге. Деятельность композиторов И. И.Дзержинского, М.И.Чулаки. Симфонические концерты. Дирижеры Б.Э.Хаикин, А.М.Коган, Э.П.Грикуров, К.П.Кондрашин.

А.Фатьянов в Оренбурге. Создание поэтом совместно е В П Соловьёвым популярных песен "На солнечной поляночке", "Южно-Уральская", "Ехал казак воевать" "Гармоника" "Б алллада о Матросове" и др. Обращение к оренбургским мотивам' в послевоенное время.

Оренбургский писатель В.И.Пистоленко. Его романы - о Пу -
гачевском восстании. Сказание о сотнике Тимофее Подурове"), о
гражданскои воине ( «Крылья беркута),повести о молодежи - "Товарищи", "У открытых двереи. Памятное лето Сережи Зотова". Пьесы "Емельян Пугачсв".

Н.В.Чертова - писательница из Бузулукского района. Ее автобиографический роман "Пролегли в степях дороги" О судьбах семьи,
села, переживших и революции, и войны. Судьба женщины в повести "Сухореченские сестры". "Голос сквозь метель" - книга воспоминание о писателях и Оренбуржье.

Н.И.Федоров. Жизнь и творчество, связанные с Кувандыкским районом. Тема казачества и Великой Отечественной войны в творчестве писателя. Произведения "Синий шихан" "Гене Д ", ' Пробуждение", "Агафон с Большой Волги"

Проблема становления личности в произведениях писателя.Г.И.Коновалова. Произведения писателя об оренбургской деревне: "Беркутиная гора", "Былинка в поле".

Г.И. Коновалов и М.А. Шолохов. Сходство тематики и образов в
творчестве. Роман "Предел": "азиатское" и "европейское" В жизни оренбуржцев; тема города и деревни. ГИ.Коновалов и оренбургский
художник Овчинников.

Оренбургский край и писатели 2-ой половины ХХ века. Биогра- фические, творческие связи с Оренбургским краем И.Ефремова, А. и
Б.Стругацких, В.Высоцкого, САлексеева, Ю.Бондарсва, В.Карпова и др.

Роман о гражданской войне в Оренбуржье А.Копттяевой "На Урале-реке", Повесть об Оренбурге и жителях его в конце 20-х годов
С.Антонова "Царский двугривенный". Глава об оренбуржце Н.Д.Заводчикове в книге А.Барто "Найти человека".

Поэзия Н.КондаковоЙ, Г.Краеникова. "Человек барака" в изображении Вл.Маканина. Нравственные проблемы в прозе И.Ухапова. Романы Б.Бурлака "Возраст земли", "Граненое время". Смысл названий их. Образы оренбуржцев. Современные оренбургские писатели. Проза П.И.Краснова ("Сашкино поле", "День тревоги" и др.) - природа родного края, земля и люди. Произведения г.Сатапкина ("Скачки в праздничный день"), В. Пшеничникова ("Лопуховские мужскис игры"), В.Одноралова. Поэзия Г.Хомутова, В.Кузнецова, Н.ЕмельяновоЙ, И.Бехтерева, АТепляшина, П.Попова и др. Общечеловеческие проблемы Местная специфика. Мастерство авторов.











Система оценивания

Формы контроля

Контроль над качеством приобретённых знаний учащимися 11 класса может проводиться в разных формах:

собеседование (коллоквиум)

зачет

вопросник по программе

реферат

защита работы

контрольные работы

участие в конкурсах, выставках

Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе.

Критерии и нормы оценки


Курс литературного краеведения входит в учебный план, проводится, как урок, а значит, целесообразно использовать трёх бальную систему оценок.

Следует различать уровни познавательной работы учащихся по краеведению.

Оценка «3 » соответствует I – уровню – получение учащимися знаний со слов учителя или одноклассника, выполняет работы по списыванию из готовых источников.

Оценка « 4 » соответствует II – уровню – самостоятельное приобретение знаний, умений. Подготовка выступлений, рефератов на неизвестные ранее темы с использованием учебных пособий, периодики, других источников.

Оценка « 5 » соответствует III – уровню – изучение школьником в ходе углубленного исследовательского поиска представляющий научный интерес. Выполнение творческих работ, умение выступать, анализировать и делать выводы.

Оценки «2» и «1» не ставятся, так как главная цель дать не только знания, но и привить любовь к родному краю.







Календарно-тематическое планирование 11 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Содержание

темы

Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты

План

Факт

1

В.Г.Короленко и Оренбургский край.

1



Поездка писателя в Оренбуржье для сбора материалов о Пугачевском восстании. Неоконченный роман писателя "Набеглый царь". Очерки "У казаков", "Пугачевская легенда на Урале".

Рассматривают творчество писателя, изучают

духовные искания, обычаи, нравы уральских казаков в изображении Короленко.

Знать о деятельности В.Г.Короленко, связанной с Оренбургским краем.

Уметь выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя

2

С.И.Гусев-Оренбургский. Жизненный и творческий путь писателя.

1



Повесть "Страна отцов" как самое значительное произведение писателя.

Готовят презентацию по творчеству писателя. Анализируют повесть.

Рассматривают переодику.

Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.


Знать содержание произведений. Изображение оренбургской периодики начала ХХ века в произведении.

Уметь выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя


3

Культурная жизнь Оренбуржья в начале ХХ века.

1



Прогрессивные
газеты в этот период в Оренбурге - "Оренбургский листок", "Оренбургский край", "Тургайская газета", "Оренбургская газета", "Степь", "Простор" и др.

Совершают интернет-путешествие.

Готовят сообщения. Выступают с презентацией.

Знать основные прогрессивные
газеты Оренбуржья в начале ХХ века.

Уметь раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии Оренбуржья

4

Л.В.Исаков - оренбургский поэт и баснописец.

1



"Уральские волны", "Степные миражи", "Пугачевщина", "Степные отголоски".

Выразительно читают басни. Анализируют их.

Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.


Знать произведения Л.В.Исакова.

Уметь выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя

5

Н.Степной (Н.А.Афиногенов). Общественная и литературная деятельность его в Оренбурге.

1



"Сказки степи", "Записки ополченца", Романы Степного "Перевал", "Семья", "Дети", Н.Степной и А.Неверов.

Дают устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.


Знать об общественной и литературной деятельность Н.Степного в Оренбурге.

Уметь соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры.

6

Литература Оренбуржья периода 1910-1920-х годов.

1



Литературная и общественная деятельность П.Заякина-Уральского, Ст.Шипачева, Д.Фурманова.

Читают выразительно фрагменты произведений.


Знать о литературной и общественной деятельности П.Заякина-Уральского, Ст.Шипачева, Д.Фурманова. Уметь соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни.

7-8

Издание башкирскими и татарскими писателями в Оренбурге газет и журналов ("Карчига", "Шура", "Алга", "Вакьгг" и др.).

2



Первые публикации М.Джалиля. Кружок краевых пролетарских поэтов и писателей (М. Герасимов, А.Ширяевец, Л.Котомка, И.Батрак, Н.Постников, Н.СтепноЙ и др.).

Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Пишут сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.



Знать башкирскую и татарскую переодику в Оренбурге.

Уметь соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры.

9

Прозаик и драматург А.И.Завалишин.

1



Первые произведения писателя, опубликованные
в сборниках Н.Степного. Рассказы и пьесы писателя.

Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.


Знать произведения А.И.Завалишина.

Уметь воспроизводить содержание изученных литературных произведений.

10-11

Л.Н.Сейфушина. Первые печатные произведения в газете "Простор"

2



(рассказ "Ночь", очерк "Кого выбирать рабочим"). Произведения писательницы, основанные на оренбургских впечатлениях, - "Ноев ковчег", "Каин-Кабак", "Виринея", "Перегной" Рассказ "Милость генерала Дутова"

Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Пишут сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.



Знать произведения Л.Н.Сейфушиной. Уметь воспроизводить содержание изученных литературных произведений.

12-13

В.П.Правдухин. Очерки Правдухина о природе Оренбургского края

2



("Охотничья юность", "Годы, тропы, ружье", "По излучинам Урала"). Роман об истории оренбургского казачества "Яик уходит в море

Дают устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

Знать очерки В.П.Правдухина.

Уметь производить отбор наиболее значимых в тематическом и жанровом отношении произведений

14

Литературная жизнь Оренбуржья в 20-е годы ХХ века.

1



Художественные журналы и альманахи "Стенные зори", "Зарево степей".

Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.


Знать особенности литературной жизни Оренбуржья в 20-е годы ХХ века.

Уметь анализировать и интерпретировать произведения литературы Оренбуржья, используя сведения по истории и теории литературы.

15-16

Поэзия И.Доронина, И.Н.Антонова-Изнанника.

2



Казахские писатели в Оренбуржье в 20'-е годы - с.Сейфуллин, М.Ауэзов, с.Муканов и др., их произведения, написанные в Оренбурге.

Подбирают цитаты из текста.

Читают выразительно фрагменты произведений.


Знать творчество казахских писателей в Оренбурьжье.

Уметь раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии Оренбуржья.

17-18

С.Есенин и В.Наседкин. Стихи об Оренбургском крае, темы Оренбургской степи и дороги в поэзии.

2



Поэма С.Есенина "Пугачев", своеобразие и художественные Особенности поэмы. "Есенинские" темы в поэзии В.Наседкина

Дают устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

Подбирают цитаты из текста.

Знать об оренбургской тематике в произведениях Есенина.

Уметь анализировать и интерпретировать произведения литературы Оренбуржья

19-21

Культурная жизнь Оренбуржья в 30-40-с годы.

3



Произведения поэтов И.Бортникова, ДМ. Морского, Н. Клементьева, А. Коваленкова, А. Возняка, М. Клипиниuера и др. Проза В.Пистоленко, М.Секержа, В.Толстого и др. Ю.Фучик В Акбулаке, ссылка.Секержа в Оренбург. Литературная деятельность В. Герасимовой, Е. Евстигнеева, Б.Альбертона в 40-е годы.

Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.


Знать основных представителей культурной жизни Оренбуржья в 30-40-с годы.

Уметь самостоятельного знакомиться с явлениями художественной культуры и оценкой их эстетической значимости.

22-23

Ленинградский государственный академический Малый театр
оперы и балета в Оренбурге.

2



Спектакли, поставленные в Оренбурге.

Просматривают фрагменты спектаклей. Дают оценку.

Знать репертуар Ленинградского государственного академического Малого театра
оперы и балета в Оренбурге.

Уметь

24

А.Фатьянов в Оренбурге.

1



Песни"На солнечной поляночке", "Южно-Уральская", "Ехал казак воевать" "Гармоника" "Балллада о Матросове" и др

Читают выразительно фрагменты произведений.


Знать песни А.Фатьянова.

Уметь определять жанровую специфику литературного произведения.

25-26

Оренбургский писатель В.И.Пистоленко. Его романы - о Пугачевском восстании.

2



«Сказание о сотнике Тимофее Подурове"), о гражданской воине ( «Крылья беркута),повести о молодежи - "Товарищи", "У открытых дверей», «Памятное лето Сережи Зотова". Пьесы "Емельян Пугачсв".

Дают устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Пишут сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Знать содержание произведений оренбургского писателя В.И.Пистоленко.

Уметь анализировать и интерпретировать произведения литературы Оренбуржья, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции)

27

Н.В.Чертова - писательница из Бузулукского района.

1



Ее автобиографический роман "Пролегли в степях дорогиСудьба женщины в повести "Сухореченские сестры". "Голос сквозь метель" - книга воспоминание о писателях и Оренбуржье.

Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.


Знать содержание произведений Н.В.Чертовой.

Уметь анализировать и интерпретировать произведения литературы.

28

Н.И.Федоров. "Синий шихан" "Гене Д ", ' Пробуждение", "Агафон с Большой Волги"

1



. "Синий шихан" "Гене Д ", ' Пробуждение", "Агафон с Большой Волги"

Читают выразительно фрагменты произведений.


Знать содержание произведений Н.И.Федорова.

Уметь искать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе

29

Проблема становления личности в произведениях писателя Г.И.Коновалова.

1



Произведения писателя об оренбургской деревне: "Беркутиная гора", "Былинка в поле".

Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Подбирают цитаты из текста.

Знать проблематику произведений Г.И.Коновалова.

Уметь анализировать и интерпретировать произведения литературы.

30

Г.И. Коновалов и М.А. Шолохов.

1



Роман "Предел": "азиатское" и "европейское"

Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Пишут сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Знать проблематику произведений Г.И.Коновалова и М.А.Шолохова.

Уметь проводить сравнительный анализ.

31

Оренбургский край и писатели 2-ой половины ХХ века.

1



И.Ефремова А. и
Б.Стругацкий, В.Высоцкий, С.Алексеев, Ю.Бондарев, В.Карпов и др.


Читают выразительно фрагменты произведений.


Знать историко-литературный контекст и творческую историю произведений писатели 2-ой половины ХХ века.

Уметь производить отбор наиболее значимых в тематическом и жанровом отношении произведений литературы Оренбуржья.

32-33

Роман о гражданской войне в Оренбуржье

2



А.Копттяевой "На Урале-реке", Повесть об Оренбурге и жителях его в конце 20-х годов
С. Антонова "Царский двугривенный".

Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.


Знать содержание произведения.

Уметь анализировать и интерпретировать произведения литературы Оренбуржья, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции)

34

Поэзия Н.КондаковоЙ, Г.Краеникова.

1



Поэзия Н.КондаковоЙ, Г.Краеникова.

Подбирают цитаты из текста.

Знать своеобразие произведенияй Н.Кондаковой, Г.Краеникова.

Уметь выразительно читать изученные произведения




























Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература



  1. Оренбургский край в русской литературе и фольклоре (хрестоматия по литературному краеведению) составитель А.Г. и В.Ю. Прокофьевы, Оренбург, 2003.

  2. Н. Прянишников «Писатели — классики в оренбургском крае» М. 1968; Чел. 1977.

  3. Л.Н. Большаков «По следам оренбургской зимы» — Челябинск, 1968.

  4. Н.М.Измайлов «Очерки творчества Пушкина», М,1976.

  5. Н.Е.Прянишников «Записки словесника», Оренбург, 1963.

  6. «Любовь и Восток» Сб. М: «Московский писатель», 1994.

  7. Поэтические сборники местных авторов «Люблю и верую» Сб., 1996.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!