Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ефимовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено и принято на заседании ШМО гуманитарного цикла Протокол № __ от __________2015г. Рук-ль ______________/ / | Согласовано: Зам. дир. по УВР
/Е.Н. Татаринцева/ «__» ________________2015г. | Утверждено к использованию в учебном процессе Директор _________/М.П. Ярмушев/ Приказ №__ от _________________ |
Рабочая программа учебного курса
«Литературное краеведение»
11 класс
Составитель:
Манакова Т.В..,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
с. Ефимовка, 2015
Пояснительная записка
Настоящая Программа учебного курса предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательной школы, создана на основе учебного пособия по литературному краеведению «Оренбургский край в произведениях русских писателей»/ сост. А.Г. Прокофьева - Оренбург. 1991., рекомендованным главным управлением образования администрации Оренбургской области в качестве программы регионального компонента литературного образования учащихся V - ХI классов общеобразовательных школ.
В основе предлагаемой программы литературно-краеведческого курса для X класса лежит местный фольклор, литературная жизнь Оренбургского края, произведения, написанные о нем.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков бережного отношения к природе, истории и культуре родного края. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактам и из жизни и творчества русских писателей и поэтов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.
В построении программы присутствует и тематический принцип, и жанровый, и хронологический, в 11 классе - историко-литературный, но связующим звеном является Оренбургский край, его фольклор и литература на разных этапах развития культуры края. И сведения о литературе и культуре края предлагаются в плане постепенного накопления знаний и усложнения эстетического осмысления их.
Данная программа реализуется на следующих документов:
Закон РФ «Об образовании» (№309-ФЗ от 01.12.2007)
Статья 9 (п.1). Образовательные программы.
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение,2011.-342 с.
Основная образовательная программа МАОУ «Ефимовская СОШ»
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования // Сборник нормативных документов. Русский язык - М.: Дрофа, 2008
Оренбургский край в произведениях русских писателей. Учебное пособие по литературному краеведению./ сост. А.Г. Прокофьева, Т.Н. Пузанева - Оренбург, 2003.
Тематическое планирование составлено на основании содержания учебных программ, программно - методических материалов с учетом рекомендаций Министерства образования и науки РФ и Министерства образования и науки Оренбургской области на 2013 – 2014 учебный год.
Рабочая программа включает в себя несколько разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание рабочей программы реализуется через уроки-лекции, уроки-практикумы, уроки обобщения, уроки контроля.
Цели и задачи
Цель регионального курса в старших классах - дать представление о литературной жизни края, где живут ученики, литературно развивать учащихся на краеведческом материале, учить видеть творчество писателя в контексте создавшей его культуры.
Задачи курса, которые должны быть решены при выполнении программы курса:
1. Чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или отрывков из них об Оренбургском крае.
2. Формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих освоение культурных ценностей края.
3. Формирование представлений о литературе как социокультурном явлении, выработка у учащихся умений и навыков анализа художественных произведений, в том числе и в их вне текстовом контексте.
4. Развитие у учащихся художественно-творческих способностей, воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, эстетического вкуса.
5. Формирование на местном материале нравственно-ценностных ориентиров.
Общая характеристика учебного курса
Данной программой предусмотрены отдельные краеведческие уроки (краеведческо-региональные), уроки с краеведческими "вкраплениями" в монографические и обзорные темы основного литературного курса, уроки "фоновых" знаний (погружение в культуру изучаемой эпохи, литературный быт).
Региональный курс для старших классов в хронологическом отношении строится таким образом, чтобы соответствовать эпохам, а где возможно, и творчеству отдельных писателей, изучающихся в основном курсе, что дает возможность основному и региональному компонентам литературного краеведения, пересекаясь, представить художественное произведение как явление непрерывно развивающейся культуры России.
Курс помогает в решении эстетических, экологических, нравственных проблем, в развитии творческих, исследовательских умений.
Подход к материалу - культурологический. Литература рассматривается как часть пласта культуры региона.
В курсе выделяются как монографические, так и обзорные темы.
Литературно-краеведческий материал дается двупланово: писатели в Оренбургском крае и Оренбургский край в творчестве писателей. В ходе проведения курса особое внимание уделяется деятельностному началу. Учащимся можно давать задания по сбору произведений фольклора разных жанров (пословиц, поговорок, загадок, частушек и т.д.), предметов старины, прикладного искусства, описанию памятников культуры и др.
В программе учтена специфика Оренбургского края - проживание в нем людей разных национальностей: в обзорных темах названы не только русские, но и украинские, татарские, башкирские, казахские писатели, отмечено пребывание зарубежных авторов. В зависимости от особенностей региона учитель может уделить этим писателям большее внимание или включить авторов, не указанных в программе, но представляющих значительный интерес для данного региона.
Принципы, на которых базируется программа:
- культурологический;
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- активность и сознательность обучения.
Элементы применяемых технологий:
- технология проблемного обучения;
- здоровьесберегающая технология;
- личностно-ориентированное обучение;
- технология интерактивного обучения;
- ИКТ.
Формы организации деятельности учащихся
Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная, парная
Методы и формы работы:
Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера ( сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);
с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;
с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал своё понимание прочитанного.
с уроками географии: иметь представление о населении Оренбургской области, его занятиях, быте, орудиях труда, вере. Разнообразие животного и растительного мира, особенности климата.
Место курса в учебном плане.
Согласно учебному плану МАОУ «Ефимовская СОШ» и дополнения часов за счет регионального компонента рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Значимость программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:
приобщается к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры родного края; овладевает способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Изучение курса направлено на совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; осознание своей идентичности как гражданина страны и региональной общности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Планируемые результаты освоения курса «Литературное краеведение»
овладение целостными представлениями о литературной составляющей Оренбургской области как необходимой основы для миропонимания и познания истории культуры своего края;
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;;
умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать литературную карту Оренбургской области и ориентироваться в ней;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний писателей области;
готовность применять краеведческие знания для выявления и сохранения литературных, исторических и культурных памятников своей области и страны в целом.
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Требования к уровню подготовки учащихся.
Интеллектуальное и эмоциональное освоение литературно — краеведческого материала через расширение и углубление жизненного и художественного опыта. Формирование любви к «малой» Родине и стране.
В результате изучения курса обучающиеся должны знать/понимать:
- жанровое и тематическое своеобразие литературы Оренбуржья;
- содержание изученных литературных произведений;
- историко-литературный контекст и творческую историю изученных произведений литературы Оренбуржья;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание изученных литературных произведений;
- производить отбор наиболее значимых в тематическом и жанровом отношении произведений литературы Оренбуржья;
- анализировать и интерпретировать произведения литературы Оренбуржья, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции);
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
- раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии Оренбуржья;
- определять жанровую специфику литературного произведения;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения;
- оценки литературных произведений;
- для участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).
Содержание программы курса
11 класс (34 часа)
В.Г.Короленко и Оренбургский край. Поездка писателя в Оренбуржье для сбора материалов о Пугачевском восстании. Неоконченный роман писателя "Набеглый царь". Очерки "У казаков", "Пугачевская легенда на Урале". Духовные искания, обычаи, нравы уральских казаков в изображении Короленко. Переписка В.Г.Короленко с оренбуржцами.
С.И.Гусев-Оренбургский. Жизненный и творческий путь писателя. Первые публикации Гусева в оренбургских газетах "Оренбургский листок" и "Тургайская газета". Провинциальная жизнь и духовенство как основные темы творчества писателя. Сотрудничество Гусева-Оренбургского с горьковским издательством "Знание". Сатирические стихи. Повесть "Страна отцов" как самое значительное произведение писателя. Описание города в ожидании революционных событий, образы "отцов" и "детей", говорящие названия и имена в повести. Изображение оренбургской периодики начала ХХ века в произведении. Смысл названия повести. Жизнь и творчество писателя в Нью-Йорке после отъезда из России.
Культурная жизнь Оренбуржья в начале ХХ века. Прогрессивные
газеты в этот период в Оренбурге - "Оренбургский листок", "Оренбургский край", "Тургайская газета", "Оренбургская газета", "Степь",
"Простор" и др. Юмористические и сатирические журналы "Кобьmка", "Саранча", "Пыль" и др. Литературные сборники "Севы", "Серый труд", "Степь" и др. Оренбургские издатели и редакторы А.Мокшанцев, Н.СтепноЙ, П.СтолпянсКИЙ и др. Литературный оренбургский кружок. Горьковские пьесы на сцене оренбургского драмтеатра. Поэтические сборники И.Н.Антонова-Изнанника.
Л.В.Исаков - оренбургский поэт и баснописец. Его поэтические сборники "Уральские волны", "Степные миражи", "Пугачевщина", "Степные отголоски". Природа Оренбуржья в лирике поэта. "Восточные" мотивы и пугачевская тема в его творчестве. Юмористические зарисовки Оренбурга.
Н.Степной (Н.А.Афиногенов). Общественная и литературная деятельность его в Оренбурге. Редактирование прогрессивных журналов и альманахов. Запрещение ряда редактируемых Степным газет и сборников за антиправительственное содержание ("Простор", "В родном углу"). Роль Степного в организации оренбургских газет "Голос трудового казачества", "Известия", "Смычка", в создании кружка пролетарских писателей. Вышедшие в Оренбурге "Сказки степи", "Записки ополченца", Романы Степного "Перевал", "Семья", "Дети", Н.СтепноЙ и А.Неверов.
Литература Оренбуржья периода 1910-1920-х годов. Литературная
и общественная деятельность П.Заякина-Уральского, Ст.Шипачева,
Д.Фурманова. Приезд в Оренбуржье писателей разных национальностей
для участия в революционной борьбе (Я. Гашека, Ш.Фидаи, Ш.Уманова, г.ибрагимова и др.), их литературная деятельность.
Издание башкирскими и татарскими писателями в Оренбурге газет и журналов ("Карчига", "Шура", "Алга", "Вакьгг" и др.). Первые публикации М.Джалиля. Кружок краевых пролетарских поэтов и писателей (М. Герасимов, А.Ширяевец, Л.Котомка, И.Батрак, Н.Постников, Н.СтепноЙ и др.). Участие местных поэтов в "Литературных утрах". Деятельность студии, организованной актрисой-писательницей Анненковой- Бернар.
Прозаик и драматург А.И.Завалишин. Детские и юношеские годы писателя, прошедшис в Оренбуржье. Переписка Завалишина с Н.Н.Рубакиным. Первые произведения писателя, опубликованные
в сборниках Н.Степного. Рассказы и '1ЬССЫ писателя.
Л.Н.Сейфушина. Жизнь ее в Оренбурге и Орске. Пробы себя в
деятельности актрисы, учительницы, библиотекаря. Первые печатные произведения в газете "Простор" (рассказ "Ночь", очерк "Кого выбирать рабочим"). Участие в работе Орской земской управы, статьи в журнале "Оренбургское земское дело". Произведения писательницы, основанные на оренбургских впечатлениях, - "Ноев ковчег", "Каин-Кабак", "Виринея", "Перегной" н др. Оренбургское крестьянство и его чаяния в изображении писательницы. Рассказ "Милость генерала Дутова" о жестокости ведущих гражданскую войну. Поездки писательницы по Оренбуржью в 30-е ГОДЫ.
Помощь Сейфуплиной в создании литгруппы в Оренбурге.
В.П.Правдухин. Детство и юность писателя, проведенные в
Оренбуржье. Учительская деятельность в Ак6улаке. Очерки Правдухина о природе Оренбургского края ("Охотничья юность", "Годы, тропы, ружье", "По излучинам Урала"). Роман об истории оренбургского казачества "Яик уходит в море", образы Яика-Ураяа и оренбургской степи в произведении. Трагическая судьба писателя.
Литературная жизнь Оренбуржья в 20-е годы ХХ века. Художественные журналы и альманахи "Стенные зори", "Зарево степей".
Поэзия И.Доронина, И.Н.Антонова-Изнанника. Казахские писатели в Оренбуржье в 20'-е годы - с.Сейфуллин, М.Ауэзов, с.Муканов и др., их произведения, написанные в Оренбурге.
С.Есенин и В.Наседкин. Биографические и творческие связи В.Ф.Наседкина с Оренбуржьем, Стихи об Оренбургском крае, темы Оренбургской степи и дороги в поэзии. Воспоминания Наседкина о друге и родственнике С. Есенине. Посещение Есениным Оренбурга. Поэма С.Есенина "Пугачев", своеобразие и художественные Осбенности поэмы. "Есснинские" темы в поэзии В.Наседкина
Культурная жизнь Оренбуржья в 30-40-с годы. Создание литературной группы, а затем Оренбургского отделения Союза писателей. Произведения поэтов И.Бортникова, погибшего в 1941 году ДМ. Морского, Н. Клементьева, А. Коваленкова, А. Возняка, М. Клипиниuера и др. Проза В.Пистоленко, М.Секержа, В.Толстого и др. Ю.Фучик В Акбулаке, ссылка.Секержа в Оренбург. Литературная деятельность В. Герасимовой, Е. Евстигнеева, Б.Альбертона в 40-е годы. Посещение Оренбургского края А.Фадеевым. Помощь Фадеева оренбургской писательской организации.
Ленинградский государствснный академический Малый театр
оперы и балета в Оренбурге. Спектакли, поставленные в Оренбурге. Деятельность композиторов И. И.Дзержинского, М.И.Чулаки. Симфонические концерты. Дирижеры Б.Э.Хаикин, А.М.Коган, Э.П.Грикуров, К.П.Кондрашин.
А.Фатьянов в Оренбурге. Создание поэтом совместно е В П Соловьёвым популярных песен "На солнечной поляночке", "Южно-Уральская", "Ехал казак воевать" "Гармоника" "Б алллада о Матросове" и др. Обращение к оренбургским мотивам' в послевоенное время.
Оренбургский писатель В.И.Пистоленко. Его романы - о Пу -
гачевском восстании. Сказание о сотнике Тимофее Подурове"), о
гражданскои воине ( «Крылья беркута),повести о молодежи - "Товарищи", "У открытых двереи. Памятное лето Сережи Зотова". Пьесы "Емельян Пугачсв".
Н.В.Чертова - писательница из Бузулукского района. Ее автобиографический роман "Пролегли в степях дороги" О судьбах семьи,
села, переживших и революции, и войны. Судьба женщины в повести "Сухореченские сестры". "Голос сквозь метель" - книга воспоминание о писателях и Оренбуржье.
Н.И.Федоров. Жизнь и творчество, связанные с Кувандыкским районом. Тема казачества и Великой Отечественной войны в творчестве писателя. Произведения "Синий шихан" "Гене Д ", ' Пробуждение", "Агафон с Большой Волги"
Проблема становления личности в произведениях писателя.Г.И.Коновалова. Произведения писателя об оренбургской деревне: "Беркутиная гора", "Былинка в поле".
Г.И. Коновалов и М.А. Шолохов. Сходство тематики и образов в
творчестве. Роман "Предел": "азиатское" и "европейское" В жизни оренбуржцев; тема города и деревни. ГИ.Коновалов и оренбургский
художник Овчинников.
Оренбургский край и писатели 2-ой половины ХХ века. Биогра- фические, творческие связи с Оренбургским краем И.Ефремова, А. и
Б.Стругацких, В.Высоцкого, САлексеева, Ю.Бондарсва, В.Карпова и др.
Роман о гражданской войне в Оренбуржье А.Копттяевой "На Урале-реке", Повесть об Оренбурге и жителях его в конце 20-х годов
С.Антонова "Царский двугривенный". Глава об оренбуржце Н.Д.Заводчикове в книге А.Барто "Найти человека".
Поэзия Н.КондаковоЙ, Г.Краеникова. "Человек барака" в изображении Вл.Маканина. Нравственные проблемы в прозе И.Ухапова. Романы Б.Бурлака "Возраст земли", "Граненое время". Смысл названий их. Образы оренбуржцев. Современные оренбургские писатели. Проза П.И.Краснова ("Сашкино поле", "День тревоги" и др.) - природа родного края, земля и люди. Произведения г.Сатапкина ("Скачки в праздничный день"), В. Пшеничникова ("Лопуховские мужскис игры"), В.Одноралова. Поэзия Г.Хомутова, В.Кузнецова, Н.ЕмельяновоЙ, И.Бехтерева, АТепляшина, П.Попова и др. Общечеловеческие проблемы Местная специфика. Мастерство авторов.
Система оценивания
Формы контроля
Контроль над качеством приобретённых знаний учащимися 11 класса может проводиться в разных формах:
собеседование (коллоквиум)
зачет
вопросник по программе
реферат
защита работы
контрольные работы
участие в конкурсах, выставках
Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе.
Критерии и нормы оценки
Курс литературного краеведения входит в учебный план, проводится, как урок, а значит, целесообразно использовать трёх бальную систему оценок.
Следует различать уровни познавательной работы учащихся по краеведению.
Оценка «3 » соответствует I – уровню – получение учащимися знаний со слов учителя или одноклассника, выполняет работы по списыванию из готовых источников.
Оценка « 4 » соответствует II – уровню – самостоятельное приобретение знаний, умений. Подготовка выступлений, рефератов на неизвестные ранее темы с использованием учебных пособий, периодики, других источников.
Оценка « 5 » соответствует III – уровню – изучение школьником в ходе углубленного исследовательского поиска представляющий научный интерес. Выполнение творческих работ, умение выступать, анализировать и делать выводы.
Оценки «2» и «1» не ставятся, так как главная цель дать не только знания, но и привить любовь к родному краю.
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Содержание темы | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты |
План | Факт |
1 | В.Г.Короленко и Оренбургский край. | 1 | | | Поездка писателя в Оренбуржье для сбора материалов о Пугачевском восстании. Неоконченный роман писателя "Набеглый царь". Очерки "У казаков", "Пугачевская легенда на Урале". | Рассматривают творчество писателя, изучают духовные искания, обычаи, нравы уральских казаков в изображении Короленко. | Знать о деятельности В.Г.Короленко, связанной с Оренбургским краем. Уметь выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя |
2 | С.И.Гусев-Оренбургский. Жизненный и творческий путь писателя. | 1 | | | Повесть "Страна отцов" как самое значительное произведение писателя. | Готовят презентацию по творчеству писателя. Анализируют повесть. Рассматривают переодику. Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | Знать содержание произведений. Изображение оренбургской периодики начала ХХ века в произведении. Уметь выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя |
3 | Культурная жизнь Оренбуржья в начале ХХ века. | 1 | | | Прогрессивные газеты в этот период в Оренбурге - "Оренбургский листок", "Оренбургский край", "Тургайская газета", "Оренбургская газета", "Степь", "Простор" и др. | Совершают интернет-путешествие. Готовят сообщения. Выступают с презентацией. | Знать основные прогрессивные газеты Оренбуржья в начале ХХ века. Уметь раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии Оренбуржья |
4 | Л.В.Исаков - оренбургский поэт и баснописец. | 1 | | | "Уральские волны", "Степные миражи", "Пугачевщина", "Степные отголоски". | Выразительно читают басни. Анализируют их. Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | Знать произведения Л.В.Исакова. Уметь выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя |
5 | Н.Степной (Н.А.Афиногенов). Общественная и литературная деятельность его в Оренбурге. | 1 | | | "Сказки степи", "Записки ополченца", Романы Степного "Перевал", "Семья", "Дети", Н.Степной и А.Неверов. | Дают устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | Знать об общественной и литературной деятельность Н.Степного в Оренбурге. Уметь соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры. |
6 | Литература Оренбуржья периода 1910-1920-х годов. | 1 | | | Литературная и общественная деятельность П.Заякина-Уральского, Ст.Шипачева, Д.Фурманова. | Читают выразительно фрагменты произведений. | Знать о литературной и общественной деятельности П.Заякина-Уральского, Ст.Шипачева, Д.Фурманова. Уметь соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни. |
7-8 | Издание башкирскими и татарскими писателями в Оренбурге газет и журналов ("Карчига", "Шура", "Алга", "Вакьгг" и др.). | 2 | | | Первые публикации М.Джалиля. Кружок краевых пролетарских поэтов и писателей (М. Герасимов, А.Ширяевец, Л.Котомка, И.Батрак, Н.Постников, Н.СтепноЙ и др.). | Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Пишут сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. | Знать башкирскую и татарскую переодику в Оренбурге. Уметь соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры. |
9 | Прозаик и драматург А.И.Завалишин. | 1 | | | Первые произведения писателя, опубликованные в сборниках Н.Степного. Рассказы и пьесы писателя. | Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | Знать произведения А.И.Завалишина. Уметь воспроизводить содержание изученных литературных произведений. |
10-11 | Л.Н.Сейфушина. Первые печатные произведения в газете "Простор" | 2 | | | (рассказ "Ночь", очерк "Кого выбирать рабочим"). Произведения писательницы, основанные на оренбургских впечатлениях, - "Ноев ковчег", "Каин-Кабак", "Виринея", "Перегной" Рассказ "Милость генерала Дутова" | Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Пишут сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. | Знать произведения Л.Н.Сейфушиной. Уметь воспроизводить содержание изученных литературных произведений. |
12-13 | В.П.Правдухин. Очерки Правдухина о природе Оренбургского края | 2 | | | ("Охотничья юность", "Годы, тропы, ружье", "По излучинам Урала"). Роман об истории оренбургского казачества "Яик уходит в море | Дают устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. | Знать очерки В.П.Правдухина. Уметь производить отбор наиболее значимых в тематическом и жанровом отношении произведений |
14 | Литературная жизнь Оренбуржья в 20-е годы ХХ века. | 1 | | | Художественные журналы и альманахи "Стенные зори", "Зарево степей". | Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | Знать особенности литературной жизни Оренбуржья в 20-е годы ХХ века. Уметь анализировать и интерпретировать произведения литературы Оренбуржья, используя сведения по истории и теории литературы. |
15-16 | Поэзия И.Доронина, И.Н.Антонова-Изнанника. | 2 | | | Казахские писатели в Оренбуржье в 20'-е годы - с.Сейфуллин, М.Ауэзов, с.Муканов и др., их произведения, написанные в Оренбурге. | Подбирают цитаты из текста. Читают выразительно фрагменты произведений. | Знать творчество казахских писателей в Оренбурьжье. Уметь раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии Оренбуржья. |
17-18 | С.Есенин и В.Наседкин. Стихи об Оренбургском крае, темы Оренбургской степи и дороги в поэзии. | 2 | | | Поэма С.Есенина "Пугачев", своеобразие и художественные Особенности поэмы. "Есенинские" темы в поэзии В.Наседкина | Дают устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Подбирают цитаты из текста. | Знать об оренбургской тематике в произведениях Есенина. Уметь анализировать и интерпретировать произведения литературы Оренбуржья |
19-21 | Культурная жизнь Оренбуржья в 30-40-с годы. | 3 | | | Произведения поэтов И.Бортникова, ДМ. Морского, Н. Клементьева, А. Коваленкова, А. Возняка, М. Клипиниuера и др. Проза В.Пистоленко, М.Секержа, В.Толстого и др. Ю.Фучик В Акбулаке, ссылка.Секержа в Оренбург. Литературная деятельность В. Герасимовой, Е. Евстигнеева, Б.Альбертона в 40-е годы. | Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | Знать основных представителей культурной жизни Оренбуржья в 30-40-с годы. Уметь самостоятельного знакомиться с явлениями художественной культуры и оценкой их эстетической значимости. |
22-23 | Ленинградский государственный академический Малый театр оперы и балета в Оренбурге. | 2 | | | Спектакли, поставленные в Оренбурге. | Просматривают фрагменты спектаклей. Дают оценку. | Знать репертуар Ленинградского государственного академического Малого театра оперы и балета в Оренбурге. Уметь |
24 | А.Фатьянов в Оренбурге. | 1 | | | Песни"На солнечной поляночке", "Южно-Уральская", "Ехал казак воевать" "Гармоника" "Балллада о Матросове" и др | Читают выразительно фрагменты произведений. | Знать песни А.Фатьянова. Уметь определять жанровую специфику литературного произведения. |
25-26 | Оренбургский писатель В.И.Пистоленко. Его романы - о Пугачевском восстании. | 2 | | | «Сказание о сотнике Тимофее Подурове"), о гражданской воине ( «Крылья беркута),повести о молодежи - "Товарищи", "У открытых дверей», «Памятное лето Сережи Зотова". Пьесы "Емельян Пугачсв". | Дают устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Пишут сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. | Знать содержание произведений оренбургского писателя В.И.Пистоленко. Уметь анализировать и интерпретировать произведения литературы Оренбуржья, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции) |
27 | Н.В.Чертова - писательница из Бузулукского района. | 1 | | | Ее автобиографический роман "Пролегли в степях дорогиСудьба женщины в повести "Сухореченские сестры". "Голос сквозь метель" - книга воспоминание о писателях и Оренбуржье. | Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | Знать содержание произведений Н.В.Чертовой. Уметь анализировать и интерпретировать произведения литературы. |
28 | Н.И.Федоров. "Синий шихан" "Гене Д ", ' Пробуждение", "Агафон с Большой Волги" | 1 | | | . "Синий шихан" "Гене Д ", ' Пробуждение", "Агафон с Большой Волги" | Читают выразительно фрагменты произведений. | Знать содержание произведений Н.И.Федорова. Уметь искать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе |
29 | Проблема становления личности в произведениях писателя Г.И.Коновалова. | 1 | | | Произведения писателя об оренбургской деревне: "Беркутиная гора", "Былинка в поле". | Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Подбирают цитаты из текста. | Знать проблематику произведений Г.И.Коновалова. Уметь анализировать и интерпретировать произведения литературы. |
30 | Г.И. Коновалов и М.А. Шолохов. | 1 | | | Роман "Предел": "азиатское" и "европейское" | Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Пишут сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. | Знать проблематику произведений Г.И.Коновалова и М.А.Шолохова. Уметь проводить сравнительный анализ. |
31 | Оренбургский край и писатели 2-ой половины ХХ века. | 1 | | | И.Ефремова А. и Б.Стругацкий, В.Высоцкий, С.Алексеев, Ю.Бондарев, В.Карпов и др. | Читают выразительно фрагменты произведений. | Знать историко-литературный контекст и творческую историю произведений писатели 2-ой половины ХХ века. Уметь производить отбор наиболее значимых в тематическом и жанровом отношении произведений литературы Оренбуржья. |
32-33 | Роман о гражданской войне в Оренбуржье | 2 | | | А.Копттяевой "На Урале-реке", Повесть об Оренбурге и жителях его в конце 20-х годов С. Антонова "Царский двугривенный". | Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | Знать содержание произведения. Уметь анализировать и интерпретировать произведения литературы Оренбуржья, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции) |
34 | Поэзия Н.КондаковоЙ, Г.Краеникова. | 1 | | | Поэзия Н.КондаковоЙ, Г.Краеникова. | Подбирают цитаты из текста. | Знать своеобразие произведенияй Н.Кондаковой, Г.Краеникова. Уметь выразительно читать изученные произведения |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Литература
Оренбургский край в русской литературе и фольклоре (хрестоматия по литературному краеведению) составитель А.Г. и В.Ю. Прокофьевы, Оренбург, 2003.
Н. Прянишников «Писатели — классики в оренбургском крае» М. 1968; Чел. 1977.
Л.Н. Большаков «По следам оренбургской зимы» — Челябинск, 1968.
Н.М.Измайлов «Очерки творчества Пушкина», М,1976.
Н.Е.Прянишников «Записки словесника», Оренбург, 1963.
«Любовь и Восток» Сб. М: «Московский писатель», 1994.
Поэтические сборники местных авторов «Люблю и верую» Сб., 1996.