Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ефимовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено и принято на заседании ШМО гуманитарного цикла Протокол № __ от __________2015г. Рук-ль ______________/ / | Согласовано: Зам. дир. по УВР ____________/Е.Н. Татаринцева/ «__» ________________2015г. | Утверждено к использованию в учебном процессе Директор _________/М.П. Ярмушев/ Приказ №__ от _________________ |
Рабочая программа учебного курса
«Литературное краеведение»
8 класс
Составитель:
Манакова Т.В..,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
с. Ефимовка, 2015
Пояснительная записка
Настоящая Программа учебного курса предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательной школы, создана на основе учебного пособия по литературному краеведению «Оренбургский край в произведениях русских писателей»/ сост. А.Г. Прокофьева - Оренбург. 1991., рекомендованным главным управлением образования администрации Оренбургской области в качестве программы регионального компонента литературного образования учащихся V - ХI классов общеобразовательных школ.
В основе предлагаемой программы литературно-краеведческого курса для 8 класса лежит местный фольклор, литературная жизнь Оренбургского края, произведения, написанные о нем.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков бережного отношения к природе, истории и культуре родного края. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактам и из жизни и творчества русских писателей и поэтов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.
В построении программы присутствует и тематический принцип, и жанровый, и хронологический, связующим звеном является Оренбургский край, его фольклор и литература на разных этапах развития культуры края. И сведения о литературе и культуре края предлагаются в плане постепенного накопления знаний и усложнения эстетического осмысления их.
Данная программа реализуется на следующих документов:
Закон РФ «Об образовании» (№309-ФЗ от 01.12.2007)
Статья 9 (п.1). Образовательные программы.
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение,2011.-342 с.
Основная образовательная программа МАОУ «Ефимовская СОШ»
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования // Сборник нормативных документов. Русский язык - М.: Дрофа, 2008
Оренбургский край в произведениях русских писателей. Учебное пособие по литературному краеведению./ сост. А.Г. Прокофьева, Т.Н. Пузанева - Оренбург, 2003.
Тематическое планирование составлено на основании содержания учебных программ, программно - методических материалов с учетом рекомендаций Министерства образования и науки РФ и Министерства образования и науки Оренбургской области на 2015 – 2016 учебный год.
Рабочая программа включает в себя несколько разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание рабочей программы реализуется через уроки-лекции, уроки-практикумы, уроки обобщения, уроки контроля.
Цели и задачи
Цель:
Интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, формирование нравственно — эстетических идеалов личности через расширение и углубление жизненного и художественного опыта на близком учащимся материале родного края;
Формирование любви к «малой» Родине и стране.
Задачи:
Формировать у учащихся знания и умения, обеспечивающие освоение культурных ценностей края;
Развить у учащихся художественно — творческие способности, воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, эстетического вкуса;
Формировать на местном материале нравственно — ценностные ориентиры.
Общая характеристика учебного курса
В основе данной программы лежит творческое освоение литературно — краеведческого материала. В построении программы присутствует и тематический, и жанровый принцип.
Теоретические часы подкрепляются практическими, где важным условием является творческий подход к материалу каждым ребенком.
Программа сопутствует важной проблеме образовательной системы — регионализации образования. В системе действий учителя и ученика сочетание разных видов творческой краеведческой деятельности, что позволяет решить ряд образовательных и воспитательных задач.
Курс помогает в решении эстетических, экологических, нравственных проблем, в развитии творческих, исследовательских умений.
Подход к материалу - культурологический. Литература рассматривается как часть пласта культуры региона.
В курсе выделяются как монографические, так и обзорные темы.
Литературно-краеведческий материал дается двупланово: писатели в Оренбургском крае и Оренбургский край в творчестве писателей. В ходе проведения курса особое внимание уделяется деятельностному началу. Учащимся можно давать задания по сбору произведений фольклора разных жанров (пословиц, поговорок, загадок, частушек и т.д.), предметов старины, прикладного искусства, описанию памятников культуры и др.
В программе учтена специфика Оренбургского края - проживание в нем людей разных национальностей: в обзорных темах названы не только русские, но и украинские, татарские, башкирские, казахские писатели, отмечено пребывание зарубежных авторов. В зависимости от особенностей региона учитель может уделить этим писателям большее внимание или включить авторов, не указанных в программе, но представляющих значительный интерес для данного региона.
Принципы, на которых базируется программа:
- культурологический;
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- активность и сознательность обучения.
Элементы применяемых технологий:
- технология проблемного обучения;
- здоровьесберегающая технология;
- личностно-ориентированное обучение;
- технология интерактивного обучения;
- ИКТ.
Формы организации деятельности учащихся
Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная, парная
Методы и формы работы:
Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера ( сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);
с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;
с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал своё понимание прочитанного.
с уроками географии: иметь представление о населении Оренбургской области, его занятиях, быте, орудиях труда, вере. Разнообразие животного и растительного мира, особенности климата.
Место курса в учебном плане.
Согласно учебному плану МАОУ «Ефимовская СОШ» и дополнения часов за счет регионального компонента рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю в каждом классе.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Значимость программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:
приобщается к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры родного края; овладевает способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Изучение курса направлено на совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; осознание своей идентичности как гражданина страны и региональной общности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Планируемые результаты освоения содержания курса «Литературное краеведение»
овладение целостными представлениями о литературной составляющей Оренбургской области как необходимой основы для миропонимания и познания истории культуры своего края;
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать литературную карту Оренбургской области и ориентироваться в ней;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний писателей области;
готовность применять краеведческие знания для выявления и сохранения литературных, исторических и культурных памятников своей области и страны в целом.
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Требования к уровню подготовки учащихся.
Интеллектуальное и эмоциональное освоение литературно — краеведческого материала через расширение и углубление жизненного и художественного опыта. Формирование любви к «малой» Родине и стране.
В результате изучения курса обучающиеся должны знать/понимать:
- жанровое и тематическое своеобразие литературы Оренбуржья;
- содержание изученных литературных произведений;
- историко-литературный контекст и творческую историю изученных произведений литературы Оренбуржья;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание изученных литературных произведений;
- производить отбор наиболее значимых в тематическом и жанровом отношении произведений литературы Оренбуржья;
- анализировать и интерпретировать произведения литературы Оренбуржья, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции);
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
- раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии Оренбуржья;
- определять жанровую специфику литературного произведения;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения;
- оценки литературных произведений;
- для участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).
Основное содержание программы курса.
Из оренбургского фольклора. Чтение и изучение преданий о Пугачеве: «О Пугачеве», «Мужской царь». Собирание преданий. Жанр календарно — обрядовый и плясовой песни с изучением и исполнением плясовой песни.
Тема пугачевского восстания в русской литературе. Изучение произведений А.П. Крюкова «Рассказ моей бабушки». Сопоставление произведений с произведениями А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментирование иллюстрированного материала и инсценированное чтение. Беседа по произведениям В. Даля, В.Г. Короленко, С.А. Есенина и др. Выполнение творческих работ.
Уральцы, оренбуржцы, их жизнь, быт, нравы в произведениях русских писателей. Рассмотрение обычаев, верований, занятий, одежды, пищи оренбуржцев в изображении В. Даля («Уральский казак»), О. Крюкова («Яицкий казак») и др.
Быт оренбуржцев в современной периодике. Чтение и обсуждение газетных публикаций Оренбуржья, затрагивающих быт оренбуржцев в современное время.
Формы контроля
Контроль над качеством приобретённых знаний учащимися 7-8 класов может проводиться в разных формах:
собеседование (коллоквиум)
зачет
вопросник по программе
реферат
защита работы
контрольные работы
участие в конкурсах, выставках
Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе.
Критерии и нормы оценки
Курс литературного краеведения входит в учебный план, проводится, как урок, а значит, целесообразно использовать трёх бальную систему оценок.
Следует различать уровни познавательной работы учащихся по краеведению.
Оценка «3 » соответствует I – уровню – получение учащимися знаний со слов учителя или одноклассника, выполняет работы по списыванию из готовых источников.
Оценка « 4 » соответствует II – уровню – самостоятельное приобретение знаний, умений. Подготовка выступлений, рефератов на неизвестные ранее темы с использованием учебных пособий, периодики, других источников.
Оценка « 5 » соответствует III – уровню – изучение школьником в ходе углубленного исследовательского поиска представляющий научный интерес. Выполнение творческих работ, умение выступать, анализировать и делать выводы.
Оценки «2» и «1» не ставятся, так как главная цель дать не только знания, но и привить любовь к родному краю.
Календарно-тематическое планирование.
| Тема | Кол-во часов | Дата | Содержание темы | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты |
План | Факт | | | |
I | Из оренбургского фольклора. |
1 | Предания «о Пугачеве», «Мужицкий царь». | 1 | | | Предания «о Пугачеве», «Мужицкий царь». | Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Выразительно читают произведения УНТ. Устное словесное рисование. | Знать содержание преданий. Уметь анализировать и интерпретировать произведения литературы |
2 | Собирание преданий, календарно — обрядовые и плясовые песни. | 1 | | | Собирание песен и изучение фольклорных записей. Праздник народной песни. | Знать содержание произведений УНТ, Уметь выразительно читать произведения УНТ. |
3 | Иллюстрирование фольклора. | 1 | | | Произведения УНТ |
II | Тема пугачевского восстания в русской литературе. |
| А.П. Крюков «Рассказ моей бабушки» и «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. | 1 | | | Сюжет произведения. Сопоставление произведений. | Выразительно читают произведения. Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | Знать сюжет произведения. Уметь определять тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
| «Тема Пугачева в живописи. | 1 | | | Репродукции картин, биографии художников. Причины обращения к теме пугачевщины. | Рассматривают репродукции. | Знать художников, обращавшихся к теме Пугачева. Уметь ориентироваться в произведениях искусства. |
| Иллюстрированное чтение «Капитанской дочки». | 1 | | | Художественное своеобразие и проблематика. | Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, героев. Устное словесное рисование. | Знать содержание «Капитанской дочки». Уметь выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя, героев, их поступки. |
| Инсценированное чтение «Капитанская дочка». | 1 | | | Образы героев, характеры. |
| Письменная творческая работа на тему пугачевского восстания в русской литературе. Творческий анализ работы. | 1 | | | Связь литературы и истории. Разные точки зрения на личность Пугачева в истории и литературе. | Обдумывают тему, составляют план, пишут сочинение. | Знать содержание произведений о Пугачеве. Уметь связно излагать свои мысли на письме. |
| В.И. Даль «Рассказ Верхолонцева о Пугачеве». | 1 | | | Художественное своеобразие и проблематика. | Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Читают выразительно фрагменты произведений. | Знать содержание произведений. Уметь выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя, героев, их поступки. |
| Л.В. Исаков. Сборник «Пугачевщина» — стихи о разных этапах пугачевского восстания. | 1 | | | Художественное своеобразие и проблематика. |
| Иллюстрации на пугачевскую тему. | 1 | | | Образ Пугачева. | Устное словесное рисование. | Знать произведения о пугачевском бунте. Уметь применять знания в разных областях искусства. |
| В.Г. Короленко «Пугачевская легенда на Урале». | 1 | | | Степная воля. Толкование ее писателями. | Устное словесное рисование. Читают выразительно фрагменты произведений. | Знать содержание произведений. Уметь их интерпретировать; выражать свои мысли на письме. |
| Сочинение «Что такое воля для Пугачева?». Анализ. | 1 | | | Интерпретация темы сочинения. | Обдумывают тему, составляют план, пишут сочинение. |
| С.А. Есенин «Пугачев». Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта. | 1 | | | Образ Пугачева. Есенинское видение. Крестьянская психология. | Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание | Знать содержание поэмы «Пугачев». Уметь соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни |
| Занятие по выразительному чтению и анализу произведения С.Есенина. | 1 | | | Выразительное чтение. Анализ произведений. | Выразительно читают произведения Есенина. | Знать отрывки из текста драмы Есенина. Уметь применять правила интонации. |
| Акварели В. Тельнова «Встреча Хлопуши с Пугачевым» и др. | 1 | | | Собственное иллюстрирование. | Собственное иллюстрирование. | Знать сведения о творчестве В. Тельнова. Уметь изображать на бумаге собственное видение сцены; связно излагать свои мысли на письме. |
| Письменная творческая работа «Хлопуша в изображении С. Есенина». Анализ. | 1 | | | Интерпретация темы сочинения. | Обдумывают тему, составляют план, пишут сочинение. |
| В.И. Пистоленко «Сказание о сотнике Тимофее Подурове». | 1 | | | Творческое прочтение произведения. | Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, героев. | Знать содержание произведения. Уметь анализировать и интерпретировать произведения литературы. |
| Творческий отчет на тему пугачевского восстания в литературе | 1 | | | Выставка, оформление творческих работ | Выступают с сообщениями, презентацией своих творческих работ. | Уметь представлять свою творческую работу. |
III | Уральцы, оренбуржцы, их жизнь, быт, нравы в произведениях русских писателей. |
| В. Даль «Уральский казак» | 1 | | | Отношение казаков к власти, домашние устои. | Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, героев. Читают выразительно фрагменты произведений. | Знать содержание произведений. Уметь соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры. |
| О. Крюкова «Илецкий казак», «Донец». | 1 | | |
| М. Михайлов «Уральские очерки». | 1 | | |
| Письменная работа «Уральские казаки» | 1 | | | Интерпретация темы сочинения. | Пишут мини-сочинение. | Умение высказываться по заданной теме. |
| М.В. Авдеев «Поездка на кумыс», «Дорожные заметки». | 1 | | | Художественное своеобразие и проблематика. Сюжет произведения. Образы героев, характеры. | Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, героев. Дают устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Читают выразительно фрагменты произведений. | Знать содержание произведений. Уметь отвечать на поставленный вопрос, характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, героев; представлять отчет о проделанной работе. |
| В Короленко «У казаков» (главы об илекских казаках). | 1 | | |
| А.И. Фатьянов «Ехал казак воевать». | 1 | | |
| Обычаи и верования оренбуржцев. | 1 | | | Иллюстрирование к теме. Творческий отчет. |
IV | Быт оренбуржцев в современной периодике. |
| Публикации газеты «Новый путь». | 1 | | | Газета «Новый путь». | Совершают интернет-путешествие. Рассматривают издания газет, рубрики. Читают статьи. | Знать основные прогрессивные газеты Оренбуржья. Уметь раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии Оренбуржья |
| Публикации газет «Вечерний Кувандык», «Южный Урал». | 1 | | | Газеты «Вечерний Кувандык», «Южный Урал». |
| Написание портретного очерка об оренбуржцах. | 1 | | | Творческий отчет по современной периодике. | Пишут очерк. | Знать отличительные черты очерка как жанра. Уметь излагать мысли в заданном жанре. |
| Анализ работ. | 1 | | | Обсуждают творческие работы. |
| Создание поэтической тетради, посвященной быту современного оренбуржца. | 1 | | | Выполняют творческое задание. | Знать способы представления творческой работы. Уметь выступать перед аудиторией. |
| Творческий отчет по современной периодике. | 1 | | | Выступают с сообщением. |
| Итоговое занятие. | 1 | | | Подведение итогов | Подводят итоги работы за год. |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Литература
Оренбургский край в русской литературе и фольклоре (хрестоматия по литературному краеведению) составитель А.Г. и В.Ю. Прокофьевы, Оренбург, 2003.
Н. Прянишников «Писатели — классики в оренбургском крае» М. 1968; Чел. 1977.
Л.Н. Большаков «По следам оренбургской зимы» — Челябинск, 1968.
Н.М.Измайлов «Очерки творчества Пушкина», М,1976.
Н.Е.Прянишников «Записки словесника», Оренбург, 1963.
«Любовь и Восток» Сб. М: «Московский писатель», 1994.
Поэтические сборники местных авторов «Люблю и верую» Сб., 1996.