СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Литературное краеведение" в 8 классе (ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе авторской программы Л.Г.Прокофьевой "Оренбургский край в произведениях русских писателей".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Литературное краеведение" в 8 классе (ФГОС)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ефимовская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено и принято

на заседании ШМО гуманитарного цикла

Протокол № __ от __________2015г.

Рук-ль ______________/ /


Согласовано:

Зам. дир. по УВР

____________/Е.Н. Татаринцева/

«__» ________________2015г.

Утверждено к использованию в учебном процессе

Директор _________/М.П. Ярмушев/

Приказ №__ от _________________





Рабочая программа учебного курса

«Литературное краеведение»

8 класс



Составитель:

Манакова Т.В..,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории



с. Ефимовка, 2015

Пояснительная записка

Настоящая Программа учебного курса предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательной школы, создана на основе учебного пособия по литературному краеведению «Оренбургский край в произведениях русских писателей»/ сост. А.Г. Прокофьева - Оренбург. 1991., рекомендованным главным управлением образования администрации Оренбургской области в качестве программы регионального компонента литературного образования учащихся V - ХI классов общеобразовательных школ.

В основе предлагаемой программы литературно-краеведческого курса для 8 класса лежит местный фольклор, литературная жизнь Оренбургского края, произведения, написанные о нем.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков бережного отношения к природе, истории и культуре родного края. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактам и из жизни и творчества русских писателей и поэтов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.

В построении программы присутствует и тематический принцип, и жанровый, и хронологический, связующим звеном является Оренбургский край, его фольклор и литература на разных этапах развития культуры края. И сведения о литературе и культуре края предлагаются в плане постепенного накопления знаний и усложнения эстетического осмысления их.

Данная программа реализуется на следующих документов:

  1. Закон РФ «Об образовании» (№309-ФЗ от 01.12.2007)

Статья 9 (п.1). Образовательные программы.

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение,2011.-342 с.

  3. Основная образовательная программа МАОУ «Ефимовская СОШ»

  4. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования // Сборник нормативных документов. Русский язык - М.: Дрофа, 2008

  5. Оренбургский край в произведениях русских писателей. Учебное пособие по литературному краеведению./ сост. А.Г. Прокофьева, Т.Н. Пузанева - Оренбург, 2003.

Тематическое планирование составлено на основании содержания учебных программ, программно - методических материалов с учетом рекомендаций Министерства образования и науки РФ и Министерства образования и науки Оренбургской области на 2015 – 2016 учебный год.

Рабочая программа включает в себя несколько разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание рабочей программы реализуется через уроки-лекции, уроки-практикумы, уроки обобщения, уроки контроля.

Цели и задачи

Цель:

Интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, формирование нравственно — эстетических идеалов личности через расширение и углубление жизненного и художественного опыта на близком учащимся материале родного края;

Формирование любви к «малой» Родине и стране.



Задачи:

Формировать у учащихся знания и умения, обеспечивающие освоение культурных ценностей края;

Развить у учащихся художественно — творческие способности, воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, эстетического вкуса;

Формировать на местном материале нравственно — ценностные ориентиры.



Общая характеристика учебного курса

В основе данной программы лежит творческое освоение литературно — краеведческого материала. В построении программы присутствует и тематический, и жанровый принцип.

Теоретические часы подкрепляются практическими, где важным условием является творческий подход к материалу каждым ребенком.

Программа сопутствует важной проблеме образовательной системы — регионализации образования. В системе действий учителя и ученика сочетание разных видов творческой краеведческой деятельности, что позволяет решить ряд образовательных и воспитательных задач.

Курс помогает в решении эстетических, экологических, нравственных проблем, в развитии творческих, исследовательских умений.

Подход к материалу - культурологический. Литература рассматривается как часть пласта культуры региона.

В курсе выделяются как монографические, так и обзорные темы.

Литературно-краеведческий материал дается двупланово: писатели в Оренбургском крае и Оренбургский край в творчестве писателей. В ходе проведения курса особое внимание уделяется деятельностному началу. Учащимся можно давать задания по сбору произведений фольклора разных жанров (пословиц, поговорок, загадок, частушек и т.д.), предметов старины, прикладного искусства, описанию памятников культуры и др.

В программе учтена специфика Оренбургского края - проживание в нем людей разных национальностей: в обзорных темах названы не только русские, но и украинские, татарские, башкирские, казахские писатели, отмечено пребывание зарубежных авторов. В зависимости от особенностей региона учитель может уделить этим писателям большее внимание или включить авторов, не указанных в программе, но представляющих значительный интерес для данного региона.

Принципы, на которых базируется программа:

- культурологический;
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- активность и сознательность обучения.

Элементы применяемых технологий:

- технология проблемного обучения;

- здоровьесберегающая технология;

- личностно-ориентированное обучение;
- технология интерактивного обучения;
- ИКТ.

Формы организации деятельности учащихся

Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная, парная

Методы и формы работы:

Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера ( сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);

  • с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;

  • с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал своё понимание прочитанного.

  • с уроками географии: иметь представление о населении Оренбургской области, его занятиях, быте, орудиях труда, вере. Разнообразие животного и растительного мира, особенности климата.



Место курса в учебном плане.

Согласно учебному плану МАОУ «Ефимовская СОШ» и дополнения часов за счет регионального компонента рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю в каждом классе.





Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Значимость программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

приобщается к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры родного края; овладевает способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

Изучение курса направлено на совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; осознание своей идентичности как гражданина страны и региональной общности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других народов, толерантность.



Планируемые результаты освоения содержания курса «Литературное краеведение»

  • овладение целостными представлениями о литературной составляющей Оренбургской области как необходимой основы для миропонимания и познания истории культуры своего края;

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать литературную карту Оренбургской области и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний писателей области;

  • готовность применять краеведческие знания для выявления и сохранения литературных, исторических и культурных памятников своей области и страны в целом.

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Требования к уровню подготовки учащихся.

Интеллектуальное и эмоциональное освоение литературно — краеведческого материала через расширение и углубление жизненного и художественного опыта. Формирование любви к «малой» Родине и стране.

В результате изучения курса обучающиеся должны знать/понимать:

- жанровое и тематическое своеобразие литературы Оренбуржья;

- содержание изученных литературных произведений;

- историко-литературный контекст и творческую историю изученных произведений литературы Оренбуржья;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспроизводить содержание изученных литературных произведений;

- производить отбор наиболее значимых в тематическом и жанровом отношении произведений литературы Оренбуржья;

- анализировать и интерпретировать произведения литературы Оренбуржья, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции);

- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

- раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии Оренбуржья;

- определять жанровую специфику литературного произведения;

- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

- выразительно читать изученные произведения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения;

- оценки литературных произведений;

- для участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).




Основное содержание программы курса.

  1. Из оренбургского фольклора. Чтение и изучение преданий о Пугачеве: «О Пугачеве», «Мужской царь». Собирание преданий. Жанр календарно — обрядовый и плясовой песни с изучением и исполнением плясовой песни.

  2. Тема пугачевского восстания в русской литературе. Изучение произведений А.П. Крюкова «Рассказ моей бабушки». Сопоставление произведений с произведениями А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментирование иллюстрированного материала и инсценированное чтение. Беседа по произведениям В. Даля, В.Г. Короленко, С.А. Есенина и др. Выполнение творческих работ.

  3. Уральцы, оренбуржцы, их жизнь, быт, нравы в произведениях русских писателей. Рассмотрение обычаев, верований, занятий, одежды, пищи оренбуржцев в изображении В. Даля («Уральский казак»), О. Крюкова («Яицкий казак») и др.

  4. Быт оренбуржцев в современной периодике. Чтение и обсуждение газетных публикаций Оренбуржья, затрагивающих быт оренбуржцев в современное время.



Формы контроля

Контроль над качеством приобретённых знаний учащимися 7-8 класов может проводиться в разных формах:

собеседование (коллоквиум)

зачет

вопросник по программе

реферат

защита работы

контрольные работы

участие в конкурсах, выставках

Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе.

Критерии и нормы оценки

Курс литературного краеведения входит в учебный план, проводится, как урок, а значит, целесообразно использовать трёх бальную систему оценок.

Следует различать уровни познавательной работы учащихся по краеведению.

Оценка «3 » соответствует I – уровню – получение учащимися знаний со слов учителя или одноклассника, выполняет работы по списыванию из готовых источников.

Оценка « 4 » соответствует II – уровню – самостоятельное приобретение знаний, умений. Подготовка выступлений, рефератов на неизвестные ранее темы с использованием учебных пособий, периодики, других источников.

Оценка « 5 » соответствует III – уровню – изучение школьником в ходе углубленного исследовательского поиска представляющий научный интерес. Выполнение творческих работ, умение выступать, анализировать и делать выводы.

Оценки «2» и «1» не ставятся, так как главная цель дать не только знания, но и привить любовь к родному краю.





























Календарно-тематическое планирование.




Тема

Кол-во часов

Дата

Содержание

темы

Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты

План

Факт




I

Из оренбургского фольклора.

1

Предания «о Пугачеве», «Мужицкий царь».

1



Предания «о Пугачеве», «Мужицкий царь».

Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Выразительно читают произведения УНТ.

Устное словесное рисование.

Знать содержание преданий.

Уметь анализировать и интерпретировать произведения литературы

2

Собирание преданий, календарно — обрядовые и плясовые песни.

1



Собирание песен и изучение фольклорных записей.

Праздник народной песни.

Знать содержание произведений УНТ,

Уметь выразительно читать произведения УНТ.


3

Иллюстрирование фольклора.

1



Произведения УНТ

II

Тема пугачевского восстания в русской литературе.


А.П. Крюков «Рассказ моей бабушки» и «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

1



Сюжет произведения. Сопоставление произведений.

Выразительно читают произведения.

Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Знать сюжет произведения.

Уметь определять тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.


«Тема Пугачева в живописи.

1



Репродукции картин, биографии художников. Причины обращения к теме пугачевщины.

Рассматривают репродукции.

Знать художников, обращавшихся к теме Пугачева. Уметь ориентироваться в произведениях искусства.


Иллюстрированное чтение «Капитанской дочки».

1



Художественное своеобразие и проблематика.

Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, героев.

Устное словесное рисование.

Знать содержание «Капитанской дочки».

Уметь выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя, героев, их поступки.


Инсценированное чтение «Капитанская дочка».

1



Образы героев, характеры.


Письменная творческая работа на тему пугачевского восстания в русской литературе. Творческий анализ работы.

1



Связь литературы и истории. Разные точки зрения на личность Пугачева в истории и литературе.

Обдумывают тему, составляют план, пишут сочинение.

Знать содержание произведений о Пугачеве.

Уметь связно излагать свои мысли на письме.


В.И. Даль «Рассказ Верхолонцева о Пугачеве».

1



Художественное своеобразие и проблематика.

Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Читают выразительно фрагменты произведений.

Знать содержание произведений.

Уметь выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя, героев, их поступки.


Л.В. Исаков. Сборник «Пугачевщина» — стихи о разных этапах пугачевского восстания.

1



Художественное своеобразие и проблематика.


Иллюстрации на пугачевскую тему.

1



Образ Пугачева.

Устное словесное рисование.

Знать произведения о пугачевском бунте.

Уметь применять знания в разных областях искусства.


В.Г. Короленко «Пугачевская легенда на Урале».

1



Степная воля. Толкование ее писателями.

Устное словесное рисование. Читают выразительно фрагменты произведений.

Знать содержание произведений.

Уметь их интерпретировать; выражать свои мысли на письме.


Сочинение «Что такое воля для Пугачева?». Анализ.

1



Интерпретация темы сочинения.

Обдумывают тему, составляют план, пишут сочинение.


С.А. Есенин «Пугачев». Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта.

1



Образ Пугачева. Есенинское видение. Крестьянская психология.

Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание

Знать содержание поэмы «Пугачев». Уметь соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни


Занятие по выразительному чтению и анализу произведения С.Есенина.

1



Выразительное чтение. Анализ произведений.

Выразительно читают произведения Есенина.

Знать отрывки из текста драмы Есенина.

Уметь применять правила интонации.


Акварели В. Тельнова «Встреча Хлопуши с Пугачевым» и др.

1



Собственное иллюстрирование.

Собственное иллюстрирование.

Знать сведения о творчестве В. Тельнова.

Уметь изображать на бумаге собственное видение сцены; связно излагать свои мысли на письме.


Письменная творческая работа «Хлопуша в изображении С. Есенина». Анализ.

1



Интерпретация темы сочинения.

Обдумывают тему, составляют план, пишут сочинение.


В.И. Пистоленко «Сказание о сотнике Тимофее Подурове».

1



Творческое прочтение произведения.

Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, героев.

Знать содержание произведения.

Уметь анализировать и интерпретировать произведения литературы.


Творческий отчет на тему пугачевского восстания в литературе

1



Выставка, оформление творческих работ

Выступают с сообщениями, презентацией своих творческих работ.

Уметь представлять свою творческую работу.

III

Уральцы, оренбуржцы, их жизнь, быт, нравы в произведениях русских писателей.


В. Даль «Уральский казак»

1



Отношение казаков к власти, домашние устои.


Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, героев.

Читают выразительно фрагменты произведений.

Знать содержание произведений.

Уметь соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры.


О. Крюкова «Илецкий казак», «Донец».

1




М. Михайлов «Уральские очерки».

1




Письменная работа «Уральские казаки»

1



Интерпретация темы сочинения.

Пишут мини-сочинение.

Умение высказываться по заданной теме.


М.В. Авдеев «Поездка на кумыс», «Дорожные заметки».

1



Художественное своеобразие и проблематика.

Сюжет произведения.

Образы героев, характеры.


Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, героев.

Дают устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

Читают выразительно фрагменты произведений.


Знать содержание произведений. Уметь отвечать на поставленный вопрос, характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, героев; представлять отчет о проделанной работе.



В Короленко «У казаков» (главы об илекских казаках).

1




А.И. Фатьянов «Ехал казак воевать».

1




Обычаи и верования оренбуржцев.

1



Иллюстрирование к теме.

Творческий отчет.

IV

Быт оренбуржцев в современной периодике.


Публикации газеты «Новый путь».

1



Газета «Новый путь».

Совершают интернет-путешествие.

Рассматривают издания газет, рубрики.

Читают статьи.

Знать основные прогрессивные
газеты Оренбуржья.

Уметь раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии Оренбуржья


Публикации газет «Вечерний Кувандык», «Южный Урал».

1



Газеты «Вечерний Кувандык», «Южный Урал».


Написание портретного очерка об оренбуржцах.

1



Творческий отчет по современной периодике.


Пишут очерк.

Знать отличительные черты очерка как жанра.

Уметь излагать мысли в заданном жанре.


Анализ работ.

1



Обсуждают творческие работы.


Создание поэтической тетради, посвященной быту современного оренбуржца.

1



Выполняют творческое задание.

Знать способы представления творческой работы.

Уметь выступать перед аудиторией.


Творческий отчет по современной периодике.

1



Выступают с сообщением.


Итоговое занятие.

1



Подведение итогов

Подводят итоги работы за год.



Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература



  1. Оренбургский край в русской литературе и фольклоре (хрестоматия по литературному краеведению) составитель А.Г. и В.Ю. Прокофьевы, Оренбург, 2003.

  2. Н. Прянишников «Писатели — классики в оренбургском крае» М. 1968; Чел. 1977.

  3. Л.Н. Большаков «По следам оренбургской зимы» — Челябинск, 1968.

  4. Н.М.Измайлов «Очерки творчества Пушкина», М,1976.

  5. Н.Е.Прянишников «Записки словесника», Оренбург, 1963.

  6. «Любовь и Восток» Сб. М: «Московский писатель», 1994.

  7. Поэтические сборники местных авторов «Люблю и верую» Сб., 1996.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!