СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Моя первая экология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе Кружка "Моя первая экология" представленны пояснительная записка, тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Моя первая экология"»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ»

муниципального общеобразовательного учреждения

«Кораблинская средняя школа № 1»





Составитель:

учитель начальных классов

Синицына Наталья Анатольевна























2016 – 2017 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Моя первая экология» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Моя первая экология» В. А. Самковой (Сборник программ внеурочной деятельности под ред. Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2011 г.).

Цель курса: создать условия для формирования ценностного отношения младших школьников к при­роде, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Задачи:

— развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

— формирование представлений о природе как универсальной цен­ности;

— изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окру­жающей среды;

— развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

— развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

— вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Количество часов в год – 34.

Количество часов в неделю – 1.

Результаты изучения курса.

Метапредметные результаты:

— овладение элементами самостоятельной организации собственной дея­тельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать лич­ную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных достижений;

— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование про­стых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

—- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, ри­сунков и т. д.;

— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межлич­ностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискус­сии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Личностные результаты:

— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру при­роды различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

— воспитание ответственного отношения к природе, осознания не­обходимости сохранения окружающей среды;

— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.










































Учебно-тематический план

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Дом, в котором я живу




1.1

Поговорим о доме

1

1


1.2

«Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная...»

1

1


1.3

Мой дом — моя крепость

1

1


1.4

Изучение убежищ различных видов животных



1

1.5

Жилище первобытных людей

1

1


1.6

Городской дом в разные эпохи

1

1


1.7

«Что нам стоит дом построить... »


1


1.8

«А у нас в квартире газ, а у вас?»

1

1


1.9

Дом — это не только стены

1

1


1.10

Дом, в котором я бы хотел жить



1

1.11

Семейные традиции и праздники

1

1


1.12

«О кувшинах, выросших на грядке, и не только...»

1

1


1.13

«Своя рубашка ближе к телу»

1

1


1.14

Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги

1

1


1.15

«Чудо в перьях»

1

1


1.16

Домашняя инвентаризация

1


1

2

О городах и горожанах




2.1

Жизнь древних племен

1

1


2.2

Как люди жили в старину

1

1


2.3

Дом тянется к дому — получается город

1

1


2.4

Крестьянское жилище.

1

1


2.5

Крестьянская утварь

1


1

2.6

Как «растёт» город

1

1


2.7

Как «живёт» город

1

1


2.8

Города-государства




2.9

Разные города-разные люди»

1

1


2.10

«Сначала человек строит город, а потом...»

1

1


2.11

Выявление уровня шума в разных районах города

1


1

2.12

Будущее города — город будущего. Футурология — наука о будущем.

1

1


2.13-2.14

«Город будущего»

2


2

2.15

Экологические проблемы города

1


1

2.16

Определение загрязнения воздуха

1


1

2.17-2.18

Мой любимый город

2


2


Всего часов:

34

23

11



Содержание программы

Раздел 1. Дом, в котором я живу

1.1 Поговорим о доме

Цель занятия: раскрыть прямое значение понятия «дом», показать родственность понятий «дом» и «душа», «духовность». Основные понятия: дом, кров, уют.

1.2 «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная…»

Цель занятия: расширить понятие «дом», показать, что животные (насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, звери) также нуждаются в убежище. Основные понятия: дом, убежище, экология (наука о «доме»).

1.3 Мой дом — моя крепость

Цель занятия: познакомить школьников с историей жилища человека, показать зависимость типа жилища от природных условий и образа жизни людей; провести аналогию между понятиями «дом человека» и «убежище (дом) животных». Основные понятия: жилище (дом) человека, постоянное жилище, переносное жилище.

1.4 Изучение убежищ различных видов животных

Цель занятия: познакомить детей с тем, что у различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.) существуютразличные убежища.

1.5 Жилище первобытных людей

Цель занятия: познакомить детей как и из каких мате­риалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строи­тельных материалов.

1.6 Городской дом в разные эпохи

Цель занятия: показать школьникам на конкретных примерах как изменялись городские дома в разные эпохи

1.7 «Что нам стоит дом построить...»

Цель занятия: познакомить детей с тем, как решается проблема обеспечения людей жилищем. Основные понятия: строительные материалы, многоэтажный дом, коттедж, право на жильё.

1.8 «А у нас в квартире газ, а у вас?»

Цель занятия: познакомить школьников с работой основных систем жизнеобеспечения жилого дома. Основные понятия: вода, электроэнергия, экономное использование ресурсов.

1.9 Дом — это не только стены

Цель занятия: раскрыть взаимное влияние в системе «человек — жилище». Основные понятия: домашняя обстановка, уют, семейные традиции, семейные праздники.

1.10 Дом, в котором я бы хотел жить

Цель занятия: создание творческого проекта города своей мечты.

1.11 Семейные традиции и праздники

Цель занятия: составлять небольшие тексты о семье: отдыхе, семейных традициях.

1.12 «О кувшинах, выросших на грядке, и не только...»

Цель занятия: познакомить школьников с историей различных предметов домашнего обихода, показать преимущества использования природных материалов. Основные понятия: домашняя утварь, посуда, природные материалы, синтетические материалы.

1.13 «Своя рубашка ближе к телу»

Цель занятия: познакомить учащихся с историей одежды, раскрыть преимущества использования природных материалов при её изготовлении. Основные понятия: одежда, обувь, природные материалы, синтетические материалы, экологический стиль одежды.

1.14 Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги

Цель занятия: познакомить школьников с тем, какой ущерб природе наносят люди, стремящиеся удовлетворить своё желание оригинальности или наживы. Основные понятия: украшения, истребление животных, браконьерство, исчезающие виды.

1.15 «Чудо в перьях»

Цель занятия: показать школьникам на конкретных примерах, как неразумные потребности человека приводят к исчезновению некоторых видов птиц. Основные понятия: украшения, браконьерство, исчезающие виды.

1.16 Домашняя инвентаризация

Цель занятия: состоит в том, чтобы выявить предназначение вещей в доме.

Раздел 2. О городах и горожанах

2.1 Жизнь древних племен

Цель занятия: познакомить школьников с кочевым образом жизни древних племён, переходом некоторых племён к осёдлой жизни, возникновением первых поселений.

2.2 Как люди жили в старину

Цель занятия: умение воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании события, связанные с историей.

2.3 Дом тянется к дому — получается город

В ходе беседы уточняется понятие «город». Учащиеся вспоминают, какова роль городов в истории нашей страны, называют первые города. Основные понятия: поселения человека, город.

2.4 Крестьянское жилище.

Цель занятия: познакомить с бытом крестьян

2.5 Крестьянская утварь

Цель занятия: наглядно показать бытовые условия жизни крестьян.

2.6 Как «растёт» город

Цель занятия состоит в том, чтобы выявить основную тенденцию настоящего времени — стремительный рост городов и городского населения. В ходе беседы выявляются последствия роста городов для природы. Основные понятия: город, «расползание» города, последствия «расползания» городов.

2.7 Как «живёт» город

В ходе занятия школьники создают простейшую модель взаимодействия города и прилегающих к нему территорий. Эта модель позволяет проанализировать, что поступает в город (продукты, сырьё, топливо и т. п.) и что город «возвращает» в окружающую среду (в первую очередь

различные промышленные и бытовые отходы).

2.8 Города-государства

Основная цель занятия — познакомить учащимся с городами – государствами.

2.9 Разные города-разные люди

Цель занятия: рассказать о влиянии города на образ жизни, ха­рактер, настроение, культурный уровень его жителей.

2.10 «Сначала человек строит город, а потом...»

В ходе занятия школьники устанавливают, в чём заключается влияние городской среды на современного человека. Особенно важна эта тема для тех, кто живёт в крупных городах. Основные понятия: город, городские жители.

2.11 Выявление уровня шума в разных районах города

Цель занятия: определить уровень шума в разных районах города

2.12 Будущее города — город будущего

Основная цель занятия — показать учащимся, что будущее нельзя предсказать, но его можно спрогнозировать. Прогноз составляется на основе анализа самых разнообразных показателей, характеризующих состояние города. Основные понятия: будущее, футурология, сценарии развития будущего.

2.13-2.14 «Город будущего»

Основная цель занятия создание проекта своего города будущего.

2.15 Экологические проблемы города

Цель занятия: познакомить школьников с такими экологическими проблемами как загрязнение воздуха промышлен­ными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, под­земных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.

2.16 Определение загрязнения воздуха

Цель занятия: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластин­ках, смазанных вазелином.

2.17-2.18 Мой любимый город

Цель занятия: создать проект достопримечательностей своего города.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!