СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Экология и мы" 17 г

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время формирование экологического мировоззрения приобретают особое значение. Актуальность экологического образования вызвана настоящей экологической обстановкой в нашем регионе и на планете в целом.

В экологическом образовании и воспитании имеет большое значение экологическое краеведение. Так как оно поможет учащимся реально познать природу своего края, выявить взаимосвязи с ней населения в прошлом и настоящем, определить местные экологические проблемы, осуществить поиск и практическую реализацию доступных для ребят путей их решения. Данное направление имеет две взаимосвязанные стороны – познание и преобразование природы родного края. Именно такой подход позволит реализовать программу кружка, которая рассчитана на учащихся 1 – 7  классов и рассчитан на 8 занятий (1 час в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Экология и мы" 17 г»

ОСП Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Каменская средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза П.К.Рогозина”

Каменского муниципального района Воронежской области




«УТВЕРЖДЕНО»

Протокол педсовета №__ от « ___» августа 201__г



«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы _________ / Н.И.Павлович

Приказ № ___ от « __ » августа 201__г







Рабочая программа

Кружка «Экология и мы»

для 1 – 7 классов

на 2017 - 18 учебный год











Разработана

учителем биологии I КК

Ширимовой А. И.













Дегтярное 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время формирование экологического мировоззрения приобретают особое значение. Актуальность экологического образования вызвана настоящей экологической обстановкой в нашем регионе и на планете в целом. Из источников информации известно, что экологическая обстановка постепенно ухудшается из-за того, что большинство людей нарушают законы природы; не знают основных источников ухудшения экологической обстановки в своем регионе, и только незначительная часть населения систематически осознанно участвует в практической деятельности по охране природы. Поэтому экологическое образование предполагает педагогически целенаправленное воздействия на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают знаниями и практическими умениями, навыками по оптимизации воздействия на окружающую среду в различных видах деятельности.

В экологическом образовании и воспитании имеет большое значение экологическое краеведение. Так как оно поможет учащимся реально познать природу своего края, выявить взаимосвязи с ней населения в прошлом и настоящем, определить местные экологические проблемы, осуществить поиск и практическую реализацию доступных для ребят путей их решения. Данное направление имеет две взаимосвязанные стороны – познание и преобразование природы родного края. Именно такой подход позволит реализовать программу кружка, которая рассчитана на учащихся 1 – 7 классов и рассчитан на 8 занятий (2 часа в неделю).


Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека. В общий процесс освоения природы обязательно включается и элемент познания ее, выработка гуманного отношения, осознанное поведение в природной среде.


Многие территории России являются неповторимыми природными образованиями и благодаря своему ландшафтному и биологическому разнообразию уникальны. Калужский край - не исключение. Важно познакомить детей с растениями родного края, научить видеть их отличительные особенности, уметь пересадить, вырастить, радоваться жизни рядом с ними. Азбука природы должна изучаться с детства. Всё связано со всем. Не навреди! Ты не один в этом мире, в этом городе! Человек, ты разумен!


Взрослым и детям, необходимо учиться сохранять связь человека с природой и со всем миром, проявлять к природе дружественные, доброжелательные отношения, сообразные возможностям природы.


Одна из задач современной школы, как и общества в целом, - воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. Высокие темпы урбанизации, засилье технократического мышления, наши социальные условия многократно усиливают отчужденность человека от природы, переводя эту задачу не только в разряд важнейших, но и трудноразрешимых. Необходим комплекс специальных последовательных мер для формирования особого отношения к природе как основной ценности нашей планеты.


Кружок поможет учащимся систематизировать базовые знания по окружающему миру, овладеть экологической культурой, природоохранной грамотностью, познать краеведческий материал.

Цели программы:

  • воспитать духовность детей через развитие эстетической, экологической культуры;

  • воспитание нового экологического сознания на основе изучения природы родного края и убежденности в необходимости изучения и охраны природы своего края;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к миру растений; патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе.

Задачи:


  • развитие интереса к изучению природы родного края и потребности общения с природой;

  • расширение энциклопедических представлений младших школьников;

  • обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды;

  • развитие чувства прекрасного через приобщение к миру растений, воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

  • углубление уже имеющихся знаний о родном крае и усвоение научных знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатства;

  • изучить и исследовать вместе с детьми конкретные объекты природы Калужского края;

  • овладение нормами правильного поведения в природной сфере, воспитание экологической ответственности;

  • формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, делать обобщение и выводы, развивать устную и письменную речь;

  • формирование у детей некоторых интеллектуальных умений (анализ и оценка фактов экологического характера, установление причинно – следственных зависимостей, формулировка выводов).

  • воздействие на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитание чувства патриотизма и любви к родине, гордости за свой край.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

В курсе используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.

Программа занятий в кружке придерживается основных методологических направлений современной науки. В ее сторону положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определениями, справочниками, Интернет-ресурсами, составления отчетов, подготовка докладов, проведение исследований и экскурсий, проектная деятельность.


Программа опирается на принципы построения общей дидактики:

  • Принцип связи с жизнью

  • Принцип систематичности

  • Принцип последовательности

  • Доступности материала

  • Принцип повторяемости материала

  • Принцип наглядности

  • Принцип индивидуального подхода в обучении

  • Принцип широкого включения выполненных детьми работ в жизнь школы

  • Принцип бережного и уважительного отношения к природе

  • Принцип контролируемости


Но главный принцип программы - экскурсионно-практический, так как экология – это наука, в которой главное место занимают наблюдения и эксперименты в природе.


Основные формы работы: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться: логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; обоснованно делать выводы, доказывать; обобщать природоведческий материал; находить разные решения нестандартных ситуаций.


Но основной показатель качества освоения программы – личностный рост учащегося, его самореализация, определение своего места в детском коллективе. Ведущая задача педагога – поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. Ведь по утверждению американского писателя «цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:


Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы своего края;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.


Личностные результаты:

- принятие учащимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.


Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.


В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную из других источников.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах


В ходе реализации программы будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:

первый- приобретение социальных знаний;

второй – получение опыта переживания и позитивного отношения к определенным ценностям, к объектам родного края;

третий – получение опыта самостоятельно.

Ожидаемые результаты:

У детей - положительные эмоциональные проявления, устойчивый интерес к растительному миру родного края, желание участвовать в его охране и приумножении.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Экологическое краеведение», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Выясняем что такое «экология и краеведение» (2ч)

  • Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

  • Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.

  • Связи между природой и человеком.

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения (2ч)

  • Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.

  • Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.

Такие незнакомые знакомые растения (3ч)

  • Удивительные возможности комнатных растений. Практикум.

  • Деревья Воронежского края, их многообразие.

  • Береза – символ России.

  • Мир цветов нашей местности.

  • Ромашка - цветок для гадания

Изучаем способы охраны природы (1ч)

  • Мысленное путешествие по национальным паркам Воронежской области

  • Причины сокращения численности растений и меры их охраны.


УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕННОГО КУРСА

- узнавать некоторые растения в природе, определять их;

- определять признаки конкретных растений;

- различать растения;

- различать части растений;

- приводить примеры представителей разных групп растений, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;

- вести наблюдения за растениями;

- ухаживать за комнатными растениями;

- выполнять правила бережного отношения к растениям родного края;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;

  • ухода за растениями;

  • выполнения изученных правил охраны растений;

  • оценки воздействия человека на природу, участия в охране природы;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.


Знать/понимать:

- наиболее типичных представителей растительного мира родного края;

- особенности жизнедеятельности растений;

- полезные свойства некоторых растений;

- некоторые пословицы, поговорки, загадки, приметы о растениях.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Название темы, раздела, главы

Кол. часов

1

Выясняем что такое «экология и краеведение».

2

2

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения.

2

3

Такие незнакомые знакомые растения.

3

4

Изучаем способы охраны природы.

1


Итого:

8







КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№п/п

год

№п/п

четв

Дата

Тема урока,

номер урока в теме

Основные виды деятельности

учащихся

Примечание

план

факт

I четверть. ( 8ч) Тема 1. Выясняем что такое «экология и краеведение». (2 ч)

1

1

02.10


1. Экология – это наука о связях в природе.

Краеведение – изучение окружающей местности.


2

2

05.10


2. Простейшие элементы ориентирования..

Ориентирование на местности.


Тема 2. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения. (2 ч)

3

3

09.10


3. Происхождение названий некоторых видов животных и некоторых видов растений.

Прослушивание легенд о цветах, деревьях и животных.


4

4

12.10


4. Дидактическая игра «Природа нужна нам, мы нужны природе».

Дидактическая игра.


Тема 3. Такие незнакомые знакомые растения. (3ч)

5

5



5. Удивительные возможности комнатных растений. Практическое занятие.

Подкормка растений.


6

6



  • 6. Деревья Воронежского края, их многообразие.

  • Береза – символ России.

Просмотр видеофильмов и презентаций.

Рисунок.


7

7



  • 7. Мир цветов нашей местности. Ромашка - цветок для гадания

Работа с гербарием.


Тема 4. Изучаем способы охраны природы. (1ч).

8

8



  • 8. Виртуальное путешествие

  • по национальным паркам

  • Воронежской области.

Причины сокращения численности растений и меры их охраны.

Виртуальное путешествие по паркам Воронежской области.



ЛИТЕРАТУРА И ПОСОБИЯ

Пособия:

гербарии, изделия из растений, поделки из растительного материала, иллюстрации, фото, видео с изображением растений родного края.

Литература

  1. .«Азбука природы» Ридерз Дайжест.

  2. Мир животных: Занимательные рассказы о животных: оформл. обл. А. С. Андреев. Сост.: Ю. И. Смирнов. – СПб: ИКФ «МиМ – Экспресс», 1995

  3. Я познаю мир: детская энциклопедия: Экология.; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"» 2012

  4. Я познаю мир: детская энциклопедия: Домашние животные; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"» 2012





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!