ОСП Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Каменская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза П.К.Рогозина”
Каменского муниципального района Воронежской области
«УТВЕРЖДЕНО» Протокол педсовета №__ от « ___» августа 201__г | «УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _________ / Н.И.Павлович Приказ № ___ от « __ » августа 201__г |
Рабочая программа
Кружка «Экология и мы»
для 1 – 7 классов
на 2017 - 18 учебный год
Разработана
учителем биологии I КК
Ширимовой А. И.
Дегтярное 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время формирование экологического мировоззрения приобретают особое значение. Актуальность экологического образования вызвана настоящей экологической обстановкой в нашем регионе и на планете в целом. Из источников информации известно, что экологическая обстановка постепенно ухудшается из-за того, что большинство людей нарушают законы природы; не знают основных источников ухудшения экологической обстановки в своем регионе, и только незначительная часть населения систематически осознанно участвует в практической деятельности по охране природы. Поэтому экологическое образование предполагает педагогически целенаправленное воздействия на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают знаниями и практическими умениями, навыками по оптимизации воздействия на окружающую среду в различных видах деятельности.
В экологическом образовании и воспитании имеет большое значение экологическое краеведение. Так как оно поможет учащимся реально познать природу своего края, выявить взаимосвязи с ней населения в прошлом и настоящем, определить местные экологические проблемы, осуществить поиск и практическую реализацию доступных для ребят путей их решения. Данное направление имеет две взаимосвязанные стороны – познание и преобразование природы родного края. Именно такой подход позволит реализовать программу кружка, которая рассчитана на учащихся 1 – 7 классов и рассчитан на 8 занятий (2 часа в неделю).
Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека. В общий процесс освоения природы обязательно включается и элемент познания ее, выработка гуманного отношения, осознанное поведение в природной среде.
Многие территории России являются неповторимыми природными образованиями и благодаря своему ландшафтному и биологическому разнообразию уникальны. Калужский край - не исключение. Важно познакомить детей с растениями родного края, научить видеть их отличительные особенности, уметь пересадить, вырастить, радоваться жизни рядом с ними. Азбука природы должна изучаться с детства. Всё связано со всем. Не навреди! Ты не один в этом мире, в этом городе! Человек, ты разумен!
Взрослым и детям, необходимо учиться сохранять связь человека с природой и со всем миром, проявлять к природе дружественные, доброжелательные отношения, сообразные возможностям природы.
Одна из задач современной школы, как и общества в целом, - воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. Высокие темпы урбанизации, засилье технократического мышления, наши социальные условия многократно усиливают отчужденность человека от природы, переводя эту задачу не только в разряд важнейших, но и трудноразрешимых. Необходим комплекс специальных последовательных мер для формирования особого отношения к природе как основной ценности нашей планеты.
Кружок поможет учащимся систематизировать базовые знания по окружающему миру, овладеть экологической культурой, природоохранной грамотностью, познать краеведческий материал.
Цели программы:
воспитать духовность детей через развитие эстетической, экологической культуры;
воспитание нового экологического сознания на основе изучения природы родного края и убежденности в необходимости изучения и охраны природы своего края;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к миру растений; патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе.
Задачи:
развитие интереса к изучению природы родного края и потребности общения с природой;
расширение энциклопедических представлений младших школьников;
обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды;
развитие чувства прекрасного через приобщение к миру растений, воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
углубление уже имеющихся знаний о родном крае и усвоение научных знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатства;
изучить и исследовать вместе с детьми конкретные объекты природы Калужского края;
овладение нормами правильного поведения в природной сфере, воспитание экологической ответственности;
формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, делать обобщение и выводы, развивать устную и письменную речь;
формирование у детей некоторых интеллектуальных умений (анализ и оценка фактов экологического характера, установление причинно – следственных зависимостей, формулировка выводов).
воздействие на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитание чувства патриотизма и любви к родине, гордости за свой край.
В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
В курсе используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.
Программа занятий в кружке придерживается основных методологических направлений современной науки. В ее сторону положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определениями, справочниками, Интернет-ресурсами, составления отчетов, подготовка докладов, проведение исследований и экскурсий, проектная деятельность.
Программа опирается на принципы построения общей дидактики:
Принцип связи с жизнью
Принцип систематичности
Принцип последовательности
Доступности материала
Принцип повторяемости материала
Принцип наглядности
Принцип индивидуального подхода в обучении
Принцип широкого включения выполненных детьми работ в жизнь школы
Принцип бережного и уважительного отношения к природе
Принцип контролируемости
Но главный принцип программы - экскурсионно-практический, так как экология – это наука, в которой главное место занимают наблюдения и эксперименты в природе.
Основные формы работы: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться: логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; обоснованно делать выводы, доказывать; обобщать природоведческий материал; находить разные решения нестандартных ситуаций.
Но основной показатель качества освоения программы – личностный рост учащегося, его самореализация, определение своего места в детском коллективе. Ведущая задача педагога – поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. Ведь по утверждению американского писателя «цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы своего края;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие учащимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную из других источников.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
первый- приобретение социальных знаний;
второй – получение опыта переживания и позитивного отношения к определенным ценностям, к объектам родного края;
третий – получение опыта самостоятельно.
Ожидаемые результаты:
У детей - положительные эмоциональные проявления, устойчивый интерес к растительному миру родного края, желание участвовать в его охране и приумножении.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Экологическое краеведение», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Выясняем что такое «экология и краеведение» (2ч)
Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.
Связи между природой и человеком.
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения (2ч)
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.
Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.
Такие незнакомые знакомые растения (3ч)
Изучаем способы охраны природы (1ч)
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕННОГО КУРСА
- узнавать некоторые растения в природе, определять их;
- определять признаки конкретных растений;
- различать растения;
- различать части растений;
- приводить примеры представителей разных групп растений, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
- вести наблюдения за растениями;
- ухаживать за комнатными растениями;
- выполнять правила бережного отношения к растениям родного края;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
ухода за растениями;
выполнения изученных правил охраны растений;
оценки воздействия человека на природу, участия в охране природы;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
Знать/понимать:
- наиболее типичных представителей растительного мира родного края;
- особенности жизнедеятельности растений;
- полезные свойства некоторых растений;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки, приметы о растениях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Название темы, раздела, главы | Кол. часов |
1 | Выясняем что такое «экология и краеведение». | 2 |
2 | Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения. | 2 |
3 | Такие незнакомые знакомые растения. | 3 |
4 | Изучаем способы охраны природы. | 1 |
| Итого: | 8 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п год | №п/п четв | Дата | Тема урока, номер урока в теме | Основные виды деятельности учащихся | Примечание |
план | факт |
I четверть. ( 8ч) Тема 1. Выясняем что такое «экология и краеведение». (2 ч) |
1 | 1 | 02.10 | | 1. Экология – это наука о связях в природе. | Краеведение – изучение окружающей местности. | |
2 | 2 | 05.10 | | 2. Простейшие элементы ориентирования.. | Ориентирование на местности. | |
Тема 2. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения. (2 ч) |
3 | 3 | 09.10 | | 3. Происхождение названий некоторых видов животных и некоторых видов растений. | Прослушивание легенд о цветах, деревьях и животных. | |
4 | 4 | 12.10 | | 4. Дидактическая игра «Природа нужна нам, мы нужны природе». | Дидактическая игра. | |
Тема 3. Такие незнакомые знакомые растения. (3ч) |
5 | 5 | | | 5. Удивительные возможности комнатных растений. Практическое занятие. | Подкормка растений. | |
6 | 6 | | | | Просмотр видеофильмов и презентаций. Рисунок. | |
7 | 7 | | | | Работа с гербарием. | |
Тема 4. Изучаем способы охраны природы. (1ч). |
8 | 8 | | | Причины сокращения численности растений и меры их охраны. | Виртуальное путешествие по паркам Воронежской области. | |
ЛИТЕРАТУРА И ПОСОБИЯ
Пособия:
гербарии, изделия из растений, поделки из растительного материала, иллюстрации, фото, видео с изображением растений родного края.
Литература
.«Азбука природы» Ридерз Дайжест.
Мир животных: Занимательные рассказы о животных: оформл. обл. А. С. Андреев. Сост.: Ю. И. Смирнов. – СПб: ИКФ «МиМ – Экспресс», 1995
Я познаю мир: детская энциклопедия: Экология.; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"» 2012
Я познаю мир: детская энциклопедия: Домашние животные; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"» 2012