Содержание
Разделы | Страницы |
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. | 3 - 6 |
2. Содержание учебного предмета. | 6 - 8 |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы. | 8 |
4. Приложение | |
4.1. Календарно – тематическое планирование | |
4.2. Контрольно – измерительные материалы | |
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
- осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
- внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
- эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
- понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
- положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
- интереса к посещению художественных музеев, выставок;
- представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
Предметные
Обучающиеся научатся:
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
- определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
- подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
- использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
- учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
- правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
- изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
- выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
- понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
- выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
- подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- понимать цель выполняемых действий,
- понимать важность планирования работы;
· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
- осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- решать творческую задачу, используя известные средства;
Обучающиеся получат возможность научиться:-
- продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
- объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
- различать и соотносить замысел и результат работы;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
- различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
- сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
- характеризовать персонажей произведения искусства;
- группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
- конструировать объекты дизайна.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
- свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
- сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты
дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
- уметь слышать, точно реагировать на реплики;
- учитывать мнения других в совместной работе;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.
В результате изучения изобразительного искусства во втором классе обучающиеся:
научатся /понимать или узнавать:
- цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные - цвета, насыщенные и ненасыщенные цвета, контрастные и нюансные цвета;
- известные народные художественные промыслы Севера России (Каргополь, Мезень, Пермогорье, Архангельск), произведения из этих центров;
получат возможность научиться:
- работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также выполнение заданий по лепке, архитектуре и дизайну;
- выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);
- элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа);
- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
- составлять дополнительные цвета из основных цветов;
- подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
- выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);
- определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (каргопольская игрушка, мезенские, борецкие и пермогорские прялки, архангельская щепная птица, тетёрки);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- развития представлений о роли искусства в жизни человека; обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- анализа результатов собственной и коллективной работы;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, декоративной и конструктивной);
- приобретения опыта коллективной творческой работы.
1.2. Карта контрольно-оценочной деятельности.
Вид контроля | Форма контроля | № урока |
II четверть |
Тематический | Проверочный урок. Твои творческие достижения. Лепка декоративной чаши. | 14 |
III четверть |
Тематический | Проверочный урок. Твои творческие достижения. | 22 |
IVчетверть |
Тематический | Проверочный урок. Твои творческие достижения | 29 |
Тематический | Проверочный урок. Твои творческие достижения | 34 |
2. Содержание учебного курса
2.1. Содержание учебного курса.
Программа для 2 класса структурирована в виде четырёх больших тем: «Виды изобразительного искусства», «Декоративное искусство», «Народное искусство», «Мир дизайна и архитектуры», на изучение которых отводится по одной четверти.
Эти темы соответствуют основным содержательным линиям программы: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного и декоративного искусства», «Мир дизайна и архитектуры». Так, содержание линии «Мир изобразительного искусства»раскрывается через разделы «Живопись», «Графика», «Скульптура».
Содержание линии «Мир народного и декоративного искусства» отражено в разделах «Декоративное рисование», «Монотипия», «Декоративные эффекты», «Коллаж», «Росписи Северной Двины», «Каргопольская игрушка», «Тетёрки», «Птица счастья».
Линии «Мир дизайна и архитектуры» соответствуют разделы «Дизайн и архитектура», «Призмы», «Пирамиды», «Конусы», «Цилиндры».
Темы завершаются тренингами «Твои творческие достижения» и проектами, реализуемыми в различных формах дополнительного образования (концерт, праздник, ярмарка, викторина, выставка работ и рисунков).
«Мир изобразительного искусства»(14ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А. С.Пушкина, Музей современного искусства в Москве, Музей изобразительных искусств в Казани и др.).
Виды изобразительного искусства (13ч). Живопись. Графика. Скульптура.
«Живопись. В мастерской художника-живописца» (5 ч.) /Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Акварель. Тёплый цвет. Небо на закате. Холодный цвет. Облака. Зимнее окно. Краски и настроение.
«Графика. В мастерской художника-графика» (4 ч.). Выразительные средства графики. Ветвистое дерево. Что может карандаш. Тушь и перо. Нарядные ёлочки. Кувшин и яблоко. Осенний листок. Сказочное окошко.
«Скульптура. В мастерской художника-скульптора» (4 ч.). Лепка декоративной чаши. Лепка рельефа «Птичка». Котик и медвежонок.
Проект «Изобразительное искусство»
«Мир декоративного и народного искусства» -15 ч
«Мир декоративного искусства» (8 ч)
«Декоративное искусство. Декор вокруг нас». Декоративное рисование. Грибы и ёлочки. Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. Монотипия. Бабочка. «Волшебные ладошки». Печать предметами. Печать осенними листьями. Декоративные эффекты. Рисуем солью. Коллаж. Грибы. Аппликация из листьев «Лесные человечки». Декоративная бумага для подарков. Декоративные ракушки. Коллаж «Море».
Мир народного искусства (7 ч)
«Народное искусство» Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Птица сирин. Пермогорские узоры. Борецкая роспись. Прялки. Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Каргопольская игрушка. Полкан. Тетёрки. Птица счастья.
Проект «Народное искусство»
«Мир дизайна и архитектуры» (6ч)
«Форма и цвет в дизайне и архитектуре». Дизайн и архитектура.
Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Пирамиды. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. Конусы. Петушок. Весёлая мышка. Цилиндры. Весёлые зверята. Гусеничка. Подарочная упаковка.
Проект «Дизайн и архитектура»
2.2. Прохождение практической части программы по предмету
| Общее количество |
| Всего часов | Проверочных работ | Проектов |
1 четверть | 8 | | |
2 четверть | 8 | 1 | 1 |
3 четверть | 10 | 1 | 1 |
4 четверть | 9 | 2 | 1 |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов |
1. | Мир изобразительного искусства | 14 |
| Путешествие в мир искусства | 1 |
| Виды изобразительного искусства | 13 |
2. | Мир декоративного и народного искусства | 15 |
3 | Мир дизайна и архитектуры | 6 |
| Итого: | 35 |
+
10