СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Юный краевед 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование: Рабочая программа "Юный краевед" 1-4 класс 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Юный краевед 1-4 класс»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г. Белебея

муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО зам. директора по УВР директор МАОУ СОШ№8

учителей начальных классов _______ /Л.Г.Савина/ _________ /Т.А. Имашева/

протокол от _28.09.17 №1 «29» __08____ 2017 г. «30» ____08____ 2017г.

руководитель ШМО приказ от ________ № ___

____________ /Э.Ю. Антонова/









Рабочая программа

«Юный краевед»

(внеурочная деятельность, социальное направление)


Срок реализации программы 2017-2011 гг.



Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов, Москва, Просвещение, 2011 г.











Программа составлена

учителем начальных классов

МАОУ СОШ №8 г. Белебея

Абдуллиной О.А.



Год составления: 2017г

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов, Москва, Просвещение, 2011 г.

Россия, Родина, город Белебей… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать русскую самобытную культуру?

Знакомство с культурным наследием г. Белебея, способствует осознанию значимости прошлого для настоящего и будущего, а это становлению исторического сознания, решает задачи нравственно-эстетического, патриотического воспитания. Развитие личностного отношения к культуре помогает гармонизировать внутренний мир индивидуальности с социумом.

Формирование творческой личности, умеющей адаптироваться в постоянно меняющемся мире, опора на национальные традиции и ценности определили направление стратегического развития системы образования. Окружающий мир - в его разнообразном проявлении: природа, родной дом, семья - ближайшее окружение; город, в котором ты живешь, Родина, памятники истории культуры, люди их создавшие, народные традиции - влияют на ребенка, на проявление его отношения к миру, на формирование собственной системы - иерархии ценностей.

В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе разработана программа «Юный краевед»,которая направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников в основе, которой положены календарные праздники, народные традиции и художественные образы растений и животных края. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьники тем самым раскрывают свои способности, самовыражаются и самореализуются в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Цель. Формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города, формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

1. Формирование системы ценностных ориентаций:

а) уважение к истории родного края;

б) утверждение нравственных ценностей;

в) воспитание любви к малой родине, гордость за её достижения, уважения к традициям старших поколений.

2. Развитие устной коммуникативной способности учащихся:

а) развитие умения вести устный диалог на заданную тему ;

б) развитие умения составить самостоятельно вопросник на заданную тему;

в) развитие умения участвовать в работе ученических конференций.

3.Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности:

а) умения сформулировать проблему исследования;

б) овладеть методикой сбора, оформления материала;

в) мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

г) познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

д) прививать навыки организации научного труда, работы со словарями энциклопедиями;

е) выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуни­кативных способностей и прививать интерес к исследовательской деятельности.

Принципы программы.

1. Включение учащихся в активную деятельность.

2. Доступность и наглядность.

3. Связь теории с практикой.

4. Принцип системно - деятельностной организации воспитания.

5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

6. Принцип диалогического общения.

Формы и объем занятий:

Форма организации работы по программе – коллективная, групповая, в парах, индивидуальная формы работы, работа с привлечением родителей.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная)

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Беседы

  • Сообщения

  • Встречи с интересными людьми

  • Литературно – музыкальные композиции

  • Просмотр и обсуждение видеоматериала

  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

  • Поездки, походы по историческим и памятным местам

  • Творческие конкурсы

  • Выставки декоративно-прикладного искусства

  • Коллективные творческие дела

  • Показательные выступления

  • Праздники

  • Викторины

  • Интеллектуально-познавательные игры

  • Мониторинги

  • Тренинги

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • Заочные путешествия

  • Исследовательская практика

  • Творческие проекты, исследовательские работы, презентации

  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров

  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, библиотеками города, краеведческим музеем.

На курс «Юный краевед-исследователь» отводится по 1 часу в неделю с 1-го по 4-й класс. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», направ­ление - «Проектная деятельность».

Программа «Юный краевед- исследователь» долгосрочная, рассчитана на 4 года обучения детей 6-10 лет, обучающихся в 1-4 класса школы.

Объем программы 135 часов. Каждое мероприятие проводится 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий: 30 минут

2. «Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной

деятельности «Юный краевед»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ № 8. Содержание программы внеурочной деятельности ««Юный краевед», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

Личностные   и   метапредметные результаты

Личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению,

  • о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся,

  • умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического

и творческого мышления.


Метапредметные

Регулятивные

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

Познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

  • осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

  • основам смыслового чтения художественныхи познава­тельных текстов,

  • выделятьсущественную информацию из текс­тов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных инесущественных признаков;

Коммуникативные

  • Учиться выполнять различные ролив группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться напозицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

К концу 1 класса обучающиеся должны знать:

1.Родословную своей семьи. 2.Происхождение своей фамилии и значение своего имени. 3.Семейные традиции. 4.Владеть информацией о профессии своих родителей. 5.Разнообразие и особенности профессий. 6.Права и обязанности родителей и детей. 7.Вклад своей семьи в историю города, страны. 8.Правила этики и культуры речи. 9.Что такое «проект», «проблема», «гипотеза»

Уметь: 1.Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим. 2.Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. 3.Вести рассказ от начала до конца; 4.Творчески применять знания в новых условиях, проводить элементарные опыты. 5.Работать с источниками информации (книгами), пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой. 6.Слушать и читать на основе поставленной цели и задачи . 7.Прогнозировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу. 8.Ставить вопросы для решения проблемы.





В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:

1.Основы экологической культуры. 2.Некоторые особенности природы своего края. 3.Значение природы для человека. 4. Группы растений и животных. 5.Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны. 6. Правила поведения в природе.

Уметь: 1.Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

2.Различать изученные растения, животных.

3.Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.

4 .Наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах; пересказывать подробно и выборочно; выделять главное и второстепенное в собранном материале; работать в коллективе, группе; презентовать работу общественности.

В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:

1. Историческое прошлое родного края. 2. Заботы жителей города, их участие в различных общественных инициативах. 3.Исторические, культурные, природные памятники своего края. 4. Памятные исторические события нашей Родины, традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности. 5. О замечательных людях Белебея. 6. Требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ.

Уметь: 1. Работать с источниками информации, с научно- популярной литературой.

2. Самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать ин­формацию по волнующей проблеме. 3. Логически выстраивать текстовой материал. 4. Проводить исследования, анализировать результаты исследований. 5. Оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями. 6. Выступать с докладом. 7. Использовать краеведческий материал в образовательном процессе (на уроках истории , литературы ).

В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать: 1.Творчество писателей и поэтов Родного края. 2. Произведения устного народного творчества, созданные или бытующие в местном крае. 3.Требования к созданию постера.

Уметь: 1. Определять тему, главную мысль, основные проблемы художественного произведения, его род, жанр, сюжет, характеризовать героя. 2. Выделять эпизоды, то есть анализировать произведение. 3. Давать устные отзывы. 4. Определять авторскую позицию, уметь формулировать свою. 5. Работать с книгой и другими литературными источниками (выборка и конспектирование необходимых сведений по заданной теме). 6. Составлять аннотации к прочитанной книге. 7. Работать в музее (слушать и конспектировать беседу экскурсовода); составлять заметку в газету. 8. Отбирать необходимые знания из большого объёма информации. 9. Решать самостоятельно творческие задания, усложняя их. 10. Создавать постеры, альбомы о земляках, фотоальбомы о природе родного края.


Формы учета знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов и подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, творческие работы, исследовательские и проектные работы, выставки с художественно-прикладными и техническими работами, праздники).

В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания.

Содержание программы

1 класс

Название раздела

Форма организации

Виды деятельности

Моя семья(8 ч)

беседы, викторины;

коллективные творческие дела;


изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.

Моя школа. (5 ч.)

экскурсии;

коллективные творческие дела;

трудовые дела.


прививать любовь к родной школе, учить чувствовать первоклассника частью большой школьной семьи, изучать традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества.

Мой край (9 ч.)


беседы, викторины;

экскурсии, поездки, походы;

выставки;

прививать любовь к родному краю, городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, познакомить с традициями села, рассказать о жителях родного города, воспитание гордости за свою Малую Родину.

Мой район. Природа родного края. (11ч.)


экскурсии;поездки, походы;

трудовые дела.

коллективные творческие дела;

обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю района, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение в природе;




2 класс


Название раздела

Форма организации

Виды деятельности

Введение (2 ч)


Что будем изучать во 2 классе.

Моя семья (7 ч)

групповая работа;

беседы, викторины;

коллективные творческие дела;

смотры-конкурсы, выставки;

Индивидуально-поисковая работа – история моего имени, история русских фамилий. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…». Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Моя школа (9 ч)

экскурсии;

беседы, викторины;

групповая работа;

смотры-конкурсы, выставки;

трудовые дела.


Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе). Наши родители – выпускники школы. Встреча с ветеранами труда. Знакомство с творческими коллективами школы. Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково-исследовательская работа.

Природа родного края (16 ч)

экскурсии, поездки, походы;

коллективные творческие дела;

трудовые дела.

Погода края. Сезонные изменения в жизни растений животных и растений. Сезонные изменения в труде людей.



3 класс

Название раздела

Форма организации

Виды деятельности

Мой край на карте Родины

(6 ч)

групповая работа;

беседы, викторины;

коллективные творческие дела;

смотры-конкурсы, выставки;

экскурсии, поездки, походы;

трудовые дела.


Усвоение понятий большой и малой родины; формирование знаний о символах государства и Республики; формирование умения работать с картой России и Республики Башкортостан; показать красоту Уральских гор.

Территория и географическое положение Республики Башкортостан. Знакомство с государственной символикой. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

Водоёмы нашего края (7 ч)

экскурсии; поездки, походы

групповая работа;

коллективные творческие дела;

беседы, викторины;


усвоение основных понятий; формирование умений определять виды рыб; формирование умений  правильно вести себя в природе.

Познавательное занятие «Ещё раз о воде»

О воде в народном творчестве, подготовка альбома с пословицами и поговорками о воде, конкурс рисунков «Как защитить нашу воду»

Растительный мир нашего края (7 ч)

экскурсии, поездки, походы;

беседы, викторины;

коллективные творческие дела;

смотры-конкурсы, выставки;




усвоение основных понятий раздела; формирование умения правильно вести себя в природе, умения выявлять признаки растительного мира; знакомство с видовым составом растений своей области и растениями, занесенными в Красную книгу.

Содержание: Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения. Охрана растений. Краснокнижные растения.

Животный мир нашего края

(8 ч)

групповая работа;

смотры-конкурсы, выставки;

коллективные творческие дела;

беседы, викторины;


Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Республики Башкортостан.

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные края, района, занесенные в Красную книгу.

Охрана природы родного края (6 ч)

трудовые дела.

коллективные творческие дела;

смотры-конкурсы, выставки;

экскурсии, поездки, походы;

беседы, викторины;

усвоение основных понятий раздела; формирование знаний законов об охране  природы; формирование представления об охраняемых территориях Республики Башкортостан.


4 класс


Название раздела

Форма организации

Виды деятельности

Введение (1 ч )


экскурсии, поездки, походы;

беседы, викторины;

коллективные творческие дела;

смотры-конкурсы, выставки;

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.


Наш край на карте России (11 ч)

экскурсии, поездки, походы;

беседы, викторины;

смотры-конкурсы, выставки;

коллективные творческие дела;


Территория и географическое положение Башкортостана. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

Творческая работа «Загадочный мир названий»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Красавица Агидель. Малые реки и речушки. Капова пещера. Озера нашего края. Обобщение – фотовыставка, выставка творческих работ учащихся «Люби и знай свой край родной»


История моего края (10 ч)

коллективные творческие дела;

беседы, викторины;

экскурсии, поездки, походы;


Наш край в далеком прошлом (экскурсия в краеведческий музей). Наш край в годы Великой Отечественной войны”.

1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края, района, села.

2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

Уфа – столица Башкортостана. История образования города. Герб Уфы. История образования Благоварского района. История образования моей малой Родины – города Белебея

Они прославили наш край родной (12ч)

беседы, викторины;

экскурсии, поездки, походы;

коллективные творческие дела;


Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков















Тематическое планирование

1 класс (33 часа)

Тема занятия

Количество часов

Моя семья

1

Что такое семья? Вводное занятие.

1

2

Кто я? Где живу?

1

3

Мой папа. Моя мама.

1

4

Знакомство с профессиями.

1

5

Показ детской презентации «Такие разные профессии».

1

6

Профессии моих родителей

1

7

Моя бабушка. Мой дедушка

1

8

Конкурс рисунков «Моя семья»

1

Моя школа

9

Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору.

1

10

Моя школа. Достижения моей школы.

1

11

Традиции школы. Законы и заповеди

1

12

Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра.

1

13

Конкурс рисунков «Моя школа»

1

Мой край

14

Мой край – Башкортостан. Символика.

1

15

Мой город. История моего города.

1

16

Экскурсия в краеведческий музей.

1

17

Мой любимый уголок села

1

18

Памятные места моего города. Экскурсия

1

19

Мои известные земляки

1

20

Традиции родного города

1

21

Посещение городской детской библиотеки

1

22

Конкурс рисунков «Мой родной город»

1

Мой город. Природа родного края.

23

Город Белебей. Вводное занятие.

1

24

Растения родного края. Экскурсия в природу.

1

25

Насекомые нашего края.

1

26

Обитатели вод. Общие признаки рыб. Охрана рыбных богатств. Викторина «Золотая рыбка».

1

27

Птицы нашего края

1

28 -29

Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек.

2

30

Звери, обитающие на территории нашего района

1

31

«В мире животных». Викторина.

1

32

Конкурс рисунков «Природа родного края»

1

33

Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу»

1











2 класс (34ч)


Тема занятия

Количество часов


Введение 2часа


1

Что такое краеведение? Зачем и как изучают родной край?

1

2

С чего начинается Родина? С чего начинается родина?

1


Моя семья 7 часов


3

История моего имени

1

4

История русских фамилий

1

5

Моя семья

1

6

Мои предки

1

7

Все работы хороши (фамильные династии)

1

8-9

Обобщение. Выпуск стенгазет « Моя семья»

2


Моя школа 9 часов


10

История создания школы

1

11

Школьные традиции

1

12

Наши родители – выпускники школы

1

13

Встреча с ветеранами труда

1

14

Встреча с выпускниками школы

1

15

Творческие коллективы нашей школы

1

16

Спортивные достижения учащихся и выпускников нашей школы

1

17

Спортивные достижения учащихся и выпускников нашей школы

1

18

Обобщение

1


Природа родного края 17 часов


19

Погода края. Сезонные изменения в жизни растений, животных

1

20

Погода края. Сезонные изменения в труде людей

1

21

Сезонные изменения. Охрана здоровья.

1

22

Животный и растительный мир нашего края

1

23

Птицы

1

24

Звери

1

25

Рыбы

1

26

Насекомые

1

27

Пресмыкающиеся

1

28

Деревья и кустарники (редкие)

1

29

Травянистые растения (редкие), мхи, грибы.

1

30

Охрана природы. Экологические проблемы края

1

31

Решение экологических задач

1

32

Конкурс рисунков, творческих работ: стихов, рассказов, поделок. «Люби и знай свой край родной»

1

33

Викторина «Знаешь ли ты родной край?»

1

34

Итоговое занятие

1







3 класс (34ч)



Тема занятия

Количество часов


Мой край на карте Родины (6 часов)


1

Я – гражданин России.

1

2

Я – гражданин Башкортостана.

1

3-4

Символика Родины, моей республики, моего района

2

5

Башкортостан – край восходящего Солнца.

1

6

Каменный пояс Урал – Батыра.

1


Водоёмы нашего края (7 часов)


7-8

Реки, озёра, водоёмы республики.

2

9

Красавица – Агидель.

1

10

Поэты и художники о красоте водоёмов республики.

1

11-12

Обитатели наших водоёмов.

2

13

Охрана водоёмов.

1


Растительный мир нашего края (7 часов)


14-15

Наши леса, луга, болота.

2

16

Берёза – символ России.

1

17

Лекарственные травы.

1

18

Грибы (ядовитые и съедобные)

1

19

Растения, занесенные в Красную книгу Республики

Башкортостан

1

20

«Бабушкина кладовая» Игровая программа

1


Животный мир нашего края (8 часов)


21-22

Звери леса.

2

23

Птицы нашего края.

1

24

Викторина «Животный мир нашего края»

1

25-26

Животные, занесённые в Красную книгу Республики Башкортостан.

2

27

Сочинение загадок о животных.

1

28

«Лесная карусель». Игровая программа.

1


Охрана природы родного края (6часов)


29-30

Охрана природы Башкортостана.

2

31

Заповедники, заказники.

1

32

Посещение городского краеведческого музея.

1

33

Экскурсия «Разнообразие родного края»

1

34

Итоговое занятие

1
















4 класс (34ч)

Тема занятия

Количество часов


Введение


1

Что будем изучать в 4 классе по курсу «Родной край»

1


Наш край на карте России


2

Территория Башкортостана на карте России

1

3

Экскурсия по городу Уфа (виртуальная экскурсия)

1

4

Удивительные города, поселки – необычные названия

1

5

Удивительные города, поселки – необычные названия

1

6

Живописные поселки

1

7

Красавица Агидель

1

8

Малые реки и речушки

1

9

Капова пещера

1

10

Озера нашего края

1

11

Обобщение: «Люби и знай свой край родной»

1

12

Расскажем о родном крае первоклассникам и воспитанникам детских садов

1


История моего края


13

Наш край в далеком прошлом

1

14

Наш край в далеком прошлом

1

15

Наш край в годы Великой Отечественной войны

1

16

Наш край в годы Великой Отечественной войны

1

17

Уфа – столица Башкортостана. История образования

1

18

Уфа – столица Башкортостана. История образования

1

19

Герб Уфы

1

20

История города Белебея

1

21

История образования нашего города

1

22

История образования нашего города

1


Они прославили наш край родной


23

М.Акмулла

1

24

Шайморатов генерал

1

25

М.Нестеров – художник Башкортостана

1

26

Поэт Рами Гарипов

1

27

Певцы Башкортостана

1

28

Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа

1

29

Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа

1

30

Их именами названы улицы родного города: М.Гафури

1

31

Их именами названы улицы родного города: М.Карим

1

32

Их именами названы улицы родного города: С.Аксаков

1

33

Писатели Башкортостана

1

34

Экскурсия «Изучаем родной край»

1




5. Список литературы

1. Начальное и основное образование, В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов, Москва, Просвещение, 2011 г.

2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.: Просвещение, 2011.142 с.

3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

5. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/ сост. Данилюк А.Я.Логинова А.А- М.: Просвещение, 2012. 32 с.

6. Проектные задачи в навальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.] ; под ред. А.Б. Воронцова.-М.: Просвещение, 2011.-176с.

7. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

8.Зубова О.А. «Исследовательская работа в начальной школе»/ ст. в газете «Первое сентября»

9.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

10.Семёнова Н.А. Методы и формы обучения: Учитель – ученик. Исследовательская деятельность учащихся. //Начальная школа.- 2006.

11.Смирнова С.В. Программа кружка эколого-географического направления "Юный исследователь"/ ст. в газете «Первое сентября»

12.Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!