Рабочая программа и КТП учебного предмета «Изобразительное искусство»
1. Планируемые результаты освоения учебного курса, предмета
В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
- в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
- в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:
– умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);
– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;
– умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
– познавательные: расширяется представление школьников об основных видах пластических искусств (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство), жанрах изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, фантастический, исторический); о ведущих художественных музеях страны и мира;
– регулятивные: проявляется способность работать по правилам: понимать и принимать учебные и творческие задачи, выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– коммуникативные: умение искать информацию для решения проблемной ситуации; проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение использовать возможности ИКТ для достижения образовательной задачи.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:
- в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других с ран мира;
- в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
- в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
2.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
3 класс (34 час)
Художник и мир природы (9 ч.)
Наблюдение и изображение окружающей человека неживой природы: неба, земли, деревьев, трав, цветов, водоёмов и т. п., выражение своего к ним отношения через разные виды художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную.
Введение. Творческая папка художника. Форма хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка). Художественные материалы. Рисунок на свободную тему отражает сферу интересов ученика. Обложка творческой папки или альбома для рисования — визитная карточка художника.
Творческое задание. Выполняют рисунок на свободную или заданную тему «Как я провел лето» любым графическим материалом, например. Радуга-дуга. Творческое задание: изображают лучезарное солнце на восходе, в зените или на закате. «Ветер, ветер! Ты могуч…» Знакомятся со зрительным материалом, отражающим силу и мощь ветра. Изображения Древнеегипетских пирамид Хеопса. Творческое задание: изображают солнечный пустынный пейзаж с караваном верблюдов или пирамидами. Кактусы-гиганты. Творческое задание: Создают образ кактуса с натуры или по представлению, используя любой художественный материал. Натюрморт в живописи. Творческое задание: изображают натюрморт с натуры или по представлению. Орнамент – стиль эпохи. Творческое задание: украшают окно или ворота для дворцов сказочных персонажей или мифологических героев. Витражная роза. Творческое задание: выполняют эскиз витража «Роза» методом вырезания снежинки из цветной бумаги. Чудо-дерево. Творческое задание: выполняют иллюстрацию к сказке К.Чуковского «Чудо-дерево», используя любой графический материал или создают свой образ «Чудо-дерева».
Художник и мир животных (9 ч.)
Наблюдение и изображение живой природы: птиц, насекомых, рыб, зверей, домашних животных и т. д., выражение своего к ним отношения через разные виды художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную. Образы животных в мифах и сказках. Творческое задание: выполняют иллюстрацию к мифу «Капитолийская волчица». Собака – верный друг. Творческое задание: лепят или рисуют образ собаки. Произведения художника-графика М.Эшера. Творческое задание: создают силуэтное изображение одной или нескольких летящих птиц: белых на темном фоне или черных на светлом фоне. Техника граттажа. Творческое задание: выполняют сюжетную композицию, в которой лошадь является главным героем. «Медный всадник». Творческое задание: лепят индивидуально или коллективно свою версию «Медного всадника» из пластилина. Композиция «Крокодил солнце в небе проглотил…».Творческое задание: лепят образ крокодила. «Божья коровка, улети на небо…». Творческое задание: рисуют или лепят, или конструируют ожерелье-бусы, браслет, серьги, кольца. Фантастические существа. Творческое задание: создают образ мифологического или сказочного существа. Елочная игрушка. Творческое задание: изготавливают елочную игрушку, используя любые художественные и подручные материалы.
Художник и мир человека (9 ч.)
Наблюдение за жизнью человека и его предметным окружением; фантазирование на эти темы через разные виды художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную. Творческое задание: изображают рисунок на свободную тему. Портрет в скульптуре. Творческое задание: лепят из пластилина портрет любого сказочного героя с использованием подсобных материалов. Основные пропорции в изображении частей человеческой фигуры. Творческое задание: иллюстрируют любую сказку или миф, в которых главный герой – маленький человек. Мужской профиль. Творческое задание: изображают мужской с натуры или по представлению. Крепостные стены. Творческое задание: выполняют рисунок, на котором архитектурная постройка из кирпича. Матрешка. Творческое задание: создают свой образ матрёшки, состоящей из трех фигурок, используя цветные художественные материалы. Необычная чаша. Творческое задание: создают свой образ чаши Грааля, используя любой художественный материал. Знаменитые скульптуры. Творческое задание: лепят индивидуально или коллективно проект памятника павшим воинам.
Художник и мир искусства (7 ч.)
Рассмотрение проблемы соотношения образа реальной природы и её изображения в различных видах искусств: театре, кино, литературе, музыке – через такие виды художественной деятельности, как изображение, декор, конструкция. Фантастическое рядом – музей космонавтики. Творческое задание: изображают фантастический пейзаж с характерным для иной планеты пейзажем. В мире книг. Творческое задание: создают шрифтовую композицию для обложки книги, используя цветные фломастеры или гелевые (шариковые) ручки. В мире музыки. Творческое задание: создают эскиз музыкальной тарелочки (орнамент в круге). Театр масок. Творческое задание: создают характерную маску, используя любой художественный и подсобный материал. Танцы народов мира. Творческое задание: изображают танцующих людей. Шедевры изобразительного и декоративно-прикладного искусства, хранящимися в музее. Творческое задание: изображают тематическую композицию и придумывают ей название: Я в залах Лувра, Я хочу увидеть картину Леонардо да Винчи «Джоконда», или изображают портрет Осени, Лета, Весны или Зимы по мотивам произведений Д. Арчимбольдо.
3. Учебно-тематический план
№ раздела / темы | Наименование разделов | Количество часов |
Всего | Теоретические занятия | Лабораторные, практические занятия, проекты, экскурсии, уроки р/р | Контроль-ные занятия |
1. | Художник и мир природы. | 9 | 1 | 8 | - |
2. | Художник и мир животных. | 9 | - | 8 | 1 |
3. | Художник и мир человека. | 9 | - | 9 | - |
4. | Художник и мир искусства. | 7 | 1 | 5 | 1 |
Итого | | 34 | 2 | 30 | 2 |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
3 класс (34 часа: 1 час в неделю)
1 | 2 | 3 | 4 |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Тема урока | |
Кол-во час. | Дата провед. | Факт.дата пров. |
I. Художник и мир природы -9ч. |
1 | | Тематический рисунок: «Как я провел лето». | 1 | | |
2 | | Иллюстрация стихотворения С. Маршака «Радуга-дуга». | 1 | | |
3 | | Необычные природные формы. | 1 | | |
4 | | Пейзаж «Пустыни и оазисы». | 1 | | |
5 | | Чудеса природы. Рисование кактусов с натуры | 1 | | |
6 | | Натюрморт с фруктами и овощами | 1 | | |
7 | | Орнамент. Окно для дома сказочного героя. | 1 | | |
8 | | Витражная роза. Орнамент в круге. | 1 | | |
9 | | Иллюстрация «Чудо-дерево». | 1 | | |
II. Художник и мир животных – 9ч. |
10 | | Иллюстрация сказки о животных | 1 | | |
11 | | Приёмы лепки. Собака – верный друг. | 1 | | |
12 | | Силуэтное изображение птиц в полете. | 1 | | |
13 | | Силуэтное изображение лошади. | 1 | | |
14 | | Приёмы лепки. Скульптурная композиция «Всадник». | 1 | | |
15 | | Иллюстрация сказки К. Чуковского «Краденое солнце». | 1 | | |
16 | | Создание ювелирного украшения. | 1 | | |
17 | | Рисование фантастических существ. | 1 | | |
18 | | Новогодний подарок. Создание новогодней игрушки. | 1 | | |
19 | | Рисунок на свободную тему. | 1 | | |
III. Художник и мир человека – 9ч. |
20 | | Лепка портрета сказочного героя. | 1 | | |
21 | | Иллюстрация «Великаны и лилипуты». | 1 | | |
22 | | Приёмы изображения женского и мужского портрета. | 1 | | |
23 | | Изображение кирпичных сооружений. | 1 | | |
24 | | Архитектурные сооружения. Иллюстрация сказки А. Пушкина. | 1 | | |
25 | | Народные игрушки. Образ матрёшки. | 1 | | |
26 | | Изготовление из бумаги чаши Грааля. | 1 | | |
27 | | Знаменитые скульптуры. Лепка фигуры человека. | 1 | | |
IV. Художник и мир искусства-7ч. |
28 | | Пейзаж фантастической планеты. | 1 | | |
29 | | Приёмы оформления обложки книги. | 1 | | |
30 | | Эскиз музыкальных тарелочек. | 1 | | |
31 | | Театр масок. Приемы выполнения маски. | 1 | | |
32 | | Танцы народов мира. Приёмы изображения танцующих людей. | 1 | | |
33 | | Музеи мира. Греция, Франция, Италия. | 1 | | |
34 | | Музеи России. | 1 | | |
| | Итого | 34 | | |