СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Фантазия"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Фантазия" 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Фантазия"»

МБОУ «Чериктейская средняя общеобразовательная школа

им. В.Ф. Афанасьева-Алданского»



Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

МО Нач. классов зам. директора по УВР директор школы

Босикова А.В.. Лугинова Л.Е. Ушницкая В.В.

«_____»________2016г. «_____»_____2016г. «____»______2016г.


















РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Фантазия»

Духовно – нравственное направление

на 2016 – 2017 учебный год для 1 класса

























Составитель: учитель начальных классов

Свешникова Е.М.







Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………………………… 3

2.Цели, задачи и принципы внеурочной деятельности………………………….... 4

3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся………………………… 6

4. Методические рекомендации по проведению занятий…………………………. 7

5. Учебно-тематическое планирование……………………………………………...8

6. Содержание программы………………………………………………………….. 11

7.Формы и виды контроля…………………………………………………………. .20

8. Используемая литература…………………………………………………………21



































Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Фантазия» составлена на основе программно – методических материалов: Изобразительное искусство. Начальная школа / Сост. В.С. Кузин, Е.О. Ярёменко. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2001. и сборника: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] ;под редакцией В.А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. Учтены индивидуальные и возрастные особенности учащихся 1 класса. Эта программа рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Фантазия» отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои творческие способности. Развитие творческих способностей, самостоятельности учащихся является в настоящее время одной из первейших задач школы, и решать её необходимо теми средствами и способами, которые наиболее подходят для той или иной работы.

^ Цели внеурочной деятельности:

1. Развитие стремления к общению с искусством, умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
2.Формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
3. Воспитание умения осознанно использовать образно - выразительные средства для решения творческой задачи; стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Задачи:

1. Овладение учащимися знаниями и умениями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыка рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно прикладного искусства, лепки и аппликации.
2. Развитие у детей изобразительных способностей, эстетическое восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного.
3. Воспитание интереса и любви к искусству, эмоционально-чувственного отношения к природе и к народному искусству.
4. Развитие творческих способности учащихся, проектных способностей младших школьников.
5. Воспитание трудовых умений и навыков.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и декоративно прикладном творчестве разных народов.
Основные виды занятий должны быть связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учётом особенностей времени года и интересов учащихся.
^ В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

  • единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

  • система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственно, трудового и эстетического воспитания;


Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

  • формирование умений учащихся  по данному виду обучения;

  • применение индивидуальных и групповых форм обучения.


Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  

^ Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать название семи цветов спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, оранжевый, голубой);

  • элементарным правилам смешения основных цветов;

  • понимать особенности промыслов, название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены;

  • понимать роль трудовой деятельности в жизни человека.


Учащиеся научатся :

  • правильно сидеть за партой(столом), верно держать лист бумаги и карандаш;

  • свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец;

  • правильно работать с акварельными красками - разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира(карандашом, акварельными красками);

  • рассказать, устно описать изображённые на картине или иллюстрации предметы и явления, выразить своё отношение;

  • пользоваться простейшими приёмами лепки из пластилина;

  • выполнять простые и сложные композиции – аппликации;

  • изготавливать изделия из доступных материалов;

  • создавать модели несложных объектов из природных материалов;

  • осуществлять декоративное оформление изделия.



  • Методические рекомендации по проведению занятий.

    Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
    Быстрая, интересная вступи­тельная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия, либо схемы рисунка и разработку технологического плана должна являться базой для самос­тоятельной практической работы без помощи учителя.
    Желательно около половины времени на внеурочном занятии отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
    Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной лов­кости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
    Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
    На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
    В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие кругозор детей.


^ Учебно-тематическое планирование.



Тема


Всего


^ В том числе


теория


практика


Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Знакомство со свойствами пластилина и правилами работы с ним


1


1


-


^ I. Лепка. ( 11 часов)


Беседа об осени, о сборе овощей и фруктов.


1


1


-


Приёмы лепки. Лепка овощей и фруктов.


1




1


Лепка диких животных.


1


-


1


Лепка домашних животных.


1




1


Лепка посуды.


1


-


1


Чтение русской народной сказки.

Лепка сказочных персонажей.


1




1


Рисование пластилином на стекле (картоне). Панно «Цветы».


1


-


1


^ II. Рисование с натуры. ( 7 часов)


Беседа « Жанры живописи».


1


1


-


Беседа «Красота осеннего леса». Рисование простых по форме листьев деревьев и цветов.


1




1


Беседа «Украшения для ёлки». Рисование детских игрушек и ёлочных игрушек


1




1


^ III. Рисование на тему. ( 6 часов)


Рисунок на основе наблюдения «Новогодняя ёлка».


1


1




Рисунок по представлению «В цирке»


1




1


Иллюстрирование народной сказки «Колобок»


1


1




^ IV. Декоративная работа. ( 10 часов)


Беседа о декоративно – прикладном искусстве. (Городецкая роспись, дымковская игрушка и т.д.)


1


1


-


Беседа «Палех. Хохлома». Выполнение простейших геометрических узоров в полосе.


1


1




Беседа «Жёстовские подносы» Выполнение простейших узоров в круге.


1


-


1


Беседа о красоте вокруг нас (изделия Полхов-Майдана) Выполнение узора на основе декоративного изображения ягод и листьев


1


1




Самостоятельное составление декоративной росписи. Роспись (в тёплых тонах) «Золотые рыбки».


1


-


1


^ V. Работа с бумагой и картоном. ( 14 часов)


Знакомство с техникой аппликации. Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов. Составление простого узора.


1




1


Составление сюжетной аппликации «Винни-Пух».


1


-


1


Составление сюжетной аппликации «Дружок».


1


-


1


Составление объёмной аппликации «Одуванчик».


1


-


1


Составление объёмной аппликации «Мимоза».


1


-


1


Составление объёмной аппликации «Нарциссы в хрустальной вазе».


1


-


1


Объёмная и подвижная аппликация (техника оригами)


1


-


1


^ VI. Работа с бросовым материалом. ( 11 часов)


Работа с бросовым материалом «Аквариум».


1


-


1


Аппликация из карандашных стружек


1


-


1


Аппликация - вырезание «Фантазии из ладошек»


1


-


1


Работа с разными материалами. Аппликация «Букет из веток вербы и берёзы в воде»


1


-


1


VII. Мозаика. ( 6 часа)


Беседа «Из истории о мозаике»


1


1


-


Контурная мозаика « Зонт».


1


-


1


Геометрическая мозаика «Ракета».


1


-


1


Итого:

33ч.








Содержание программы

1 Вводное занятие.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Знакомство со свойствами пластилина и правилами работы с ним.

Практическая работа

Различные приемы лепки. Выявить общее строение: пропорции, линии контура. Проработка мелких деталей при помощи стеков.

^ 2. Лепка овощей и фруктов.

Беседа об осени, о сборе овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций. Чтение загадок об овощах и фруктах.

Практическая работа.

Каждый учащийся лепит изделие по своему замыслу. Передать общую форму, определить его композицию, основные линии.


^ 3. Лепка диких животных.
Беседа о диких животных. Рассматривание книг о диких животных. Чтение загадок о животных.

Практическая работа.

Планирование работы. Лепка животных. Дифференцированная работа.

^ 4. Лепка домашних животных.

Беседа о животных. Чтение книг о животных. Выбор природного материала.

Практическая работа.

Планирование работы. Подготовка материала к работе. Изготовление изделий по замыслу.

^ 5 Лепка посуды.

Рассматривание образца. Объяснение приемов лепки.

Практическая работа

Лепка посуды. Отработка приёмов лепки. Роспись посуды.

^ 6. Лепка сказочных персонажей.

Чтение русской народной сказки. Беседа о сказочных героях.

Практическая работа

Лепка сказочных персонажей. Дифференцированная работа.

^ 7. Рисование пластилином на стекле (картоне). Панно «Цветы».

Рассматривание образца. Объяснение приемов рисования.

Практическая работа

Выполнить панно в технике рисования пластилином.

^ 8. Рисование с натуры.

Беседа «Красота осеннего леса».

Практическая работа

Рисование простых по форме листьев деревьев и цветов. Рисование детских игрушек и ёлочных игрушек.

^ 9. Рисование с натуры.

Беседа «Украшения для ёлки».

Практическая работа

Рисование детских игрушек и ёлочных игрушек

10. Рисование на тему.

Беседа «Новогодние традиции». Рассматривание новогодних открыток.

Практическая работа

Выполнение рисунка на основе наблюдения «Новогодняя ёлка».

^ 11. Рисование на тему.

Беседа «Поговорим о цирке».

Практическая работа

Выполнение рисунка по представлению «В цирке».

^ 12. Рисование на тему.

Чтение русской народной сказки «Колобок»

Практическая работа

Иллюстрирование народной сказки «Колобок»

^ 13. Декоративная работа.

Беседа «Палех. Хохлома».

Практическая работа

Выполнение простейших геометрических узоров в полосе

^ 14. Декоративная работа.

Беседа «Жёстовские подносы».

Практическая работа

Выполнение простейших узоров в круге.

15. Декоративная работа.

Беседа о красоте вокруг нас (изделия Полхов-Майдана)

Практическая работа

Выполнение узора на основе декоративного изображения ягод и листьев

^ 16. Декоративная работа.

Выбор сюжета, рассматривание иллюстраций, знакомство с новыми приемами рисования.

Практическая работа

Самостоятельное составление декоративной росписи. Роспись (в тёплых тонах) «Золотые рыбки».

^ 17. Работа с бумагой и картоном.

Знакомство с техникой аппликации. Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов. Составление простого узора.

Практическая работа

Составление сюжетной аппликации «Винни-Пух» и «Дружок».

Составление объёмной аппликации «Одуванчик», «Мимоза» и «Нарциссы в хрустальной вазе».

Объёмная и подвижная аппликация (техника оригами)

^ 18. Работа с бросовым материалом

Последовательность основных операций, выбор сюжета, рассматривание иллюстраций, знакомство с новыми приемами аппликации.

Практическая работа

Работа с бросовым материалом «Аквариум».

Аппликация из карандашных стружек

Аппликация - вырезание «Фантазии из ладошек»

Работа с разными материалами. Аппликация «Букет из веток вербы и берёзы в воде»

19. Мозаика.

Беседа «Из истории о мозаике». Выяснение некоторых особенностей выполнение работы в данной технике.

Практическая работа

Контурная мозаика « Зонт».

Геометрическая мозаика «Ракета».

Мозаика «Весеннее дерево».
^


^ Формы и виды контроля.

В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля:



^ Виды контроля


Цель организации контроля


Формы организации контроля


1.


Предварительное выявление уровня знаний и умений.


Выявление знаний, умений и навыков учащихся по курсу, который они будут изучать


Индивидуальный устный контроль


2.


Текущий контроль


Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся.


Устный фронтальный контроль


3.


Тематический контроль


Осуществляется периодически по мере прохождения нового раздела и имеет целью систематизации знаний учащихся


Комбинированный контроль


4.


Итоговый контроль


Проводится по окончании каждого года обучения с целью выявления уровня знаний учащихся


Индивидуальный контроль


В процессе реализации программы учитываются следующие критерии оценок успешного её освоения:
Почти каждая тема завершается подведением итогов по данной теме. Это могут быть конкурсы, выставки.
При оценке готовых изделий необходимо обращать внимание на:
- оригинальность;
- степень проявления мастерства, технологически верное исполнение, аккуратность, чистота исполнения;













































Используемая литература.

1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.

2. Конышева Н.М. «Лепка в начальных классах» М: Просвещение 1985г.

3. Хворостов А.С «Декоративно-прикладное искусство в школе» - М: 1981г.

4 Выготский Л.О «Воображение и творчество в детском возрасте». 2-е изд. Просвещение 1987-1993г

5. Программо – методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа / Сост. В.С. Кузин, Е.О. Ярёменко. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2001.

6. Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство – Пресс», 2007.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!