СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Анализ художественного текста» для 9 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный  курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому письму в процессе анализа художественного (поэтического) текста (в ходе работы с теоретико-литературными понятиями).

Просмотр содержимого документа
«Электив литература 9»

Пояснительная записка


Программа элективного курса «Анализ художественного текста» предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательной школы, рассчитана на 8 часов.

Цель курса:

  • формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

  • развитие речи учащихся (умения строить высказывание, воспринимать семантику языковых единиц); развитие логического и образного мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развитие    исследовательских    навыков и творческих способностей.

  • воспитание интереса к художественному слову.

Задачи курса:

  • формирование духовно богатой, высоконравственной творческой личности;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

  • формирование потребности в самостоятельном чтении и интерпретации  поэтических текстов;

  • развитие устной и письменной речи учащихся в процессе обучения творческому письму;

  • развитие умения постигать содержание  художественного  произведения  на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;

  • развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения;

  • развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому письму в процессе анализа художественного (поэтического) текста (в ходе работы с теоретико-литературными понятиями).

Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую для успешного овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзамена по литературе.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе и русскому языку; даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Предполагаемые результаты обучения:

- элективный курс закладывает основы филологического взгляда на художественный текст;

- обеспечивает понимание художественного текста;

- помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного;

- данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.



Учебно-тематическое планирование

дата

Тема

Основное содержание

Основные понятия

Формы контроля

1.

16.09

Виды анализа текста.

Лексико-семантический анализ. Лингвостилистический анализ. Анализ стихотворения в контексте творчества самого автора; национального литературного процесса


Лингвистика, лексика, семантика, поэтика, литературный процесс.





Устный опрос

2.

14.10

Фонетика: связь звука, цвета, смысла. Звукопись.

Особенности звуковой организации художественного текста.

Звуки речи, ассонанс, аллитерация

Устный опрос, практическая работа

3.

11.11

Ритм художественного текста. Интонация. Стихи и проза.

Проза и поэзия как два вида словесного творчества, интонационное и ритмическое построение произведения.

Интонация, ритм, стихотворные размеры

Устный опрос, практическая работа

4.

16.12

Средства выразительности языка. Стилистические фигуры.

Риторические фигуры и тропы.

Инверсия, парцелляция, риторические обращение и вопрос, метафора, эпитет, метонимия, оксюморон, синекдоха, антитеза и др.

Устный опрос, практическая работа, тесты.

5.

20.01

Изобразительные возможности словообразовательных и морфологических средств.

Художественное употребление словообразовательных и морфологических средств языка.

Корень слова, суффиксы, приставки, сложные слова

Беседа, практикум

6.

17.02

Роды и жанры литературы

Три рода литературы, жанры.

Эпос, лирика, драма, роман, рассказ, стихотворение, комедия, трагедия, драма

Устный опрос.

7.

17.03

Авторская позиция. Особенности художественного мира писателя.


Проблема и тема художественного произведения, авторское решение проблемы.

Авторская позиция, тема, проблема, идея произведения

Сочинение

8.

14.04

Творческая мастерская (Зачётная работа)




Самостоятельная работа (анализ текста)





К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  1. Выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях разных жанров.

  2. Определять, вычленять и оценивать структуру текста; самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность писателя.

  3. Идти при лингвистическом анализе от гипотезы идейно-тематического содержания к конкретному анализу языковых средств  и  снова возвращаться к высказанной гипотезе.

  4. При анализе произведения  на  различных  языковых  уровнях  (лексическом, фонетическом, комплексном и др.) отмечать обусловленность авторского отбора тех или иных языковых средств.

  5. Владеть специальной терминологией словесности; работать со словарями разных видов.

  6. Видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств,  средства  художественной  изобразительности.

  7. Понимать композицию как систему динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве.

  8. Уметь интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.

  9. Анализировать форму и содержание исходного текста, ориентируясь на творческие задания к нему.

  10. Создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения .

Учебно-методическое обеспечение курса

Литература для учащихся:

1. Беленький Г.И., Хренова О.М. Читаем, думаем, спорим: Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 8 класс. -  М.: Просвещение, 1995.

2. Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы. – М.:  «Образование от А до Я», 1999.

3. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Вопросы и задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 7 класса. -  М.: Просвещение, 1996.

4. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. -  М.: Просвещение, 1997.

5.  Фогельсон И.А. Литература учит. 9 класс: Книга для учащихся. -  М.: Просвещение, 1990.

6. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы: Педагогический практикум. -  М.:  «Первое сентября», 2002.

7. Штильман С.Л. Учимся читать классику от заглавия до последней строки: Пособие для учителей и учащихся. -  М.: «Школьная пресса», 2002.

Литература для учителя:

1. Альбеткова Р.И. Интерпретация художественного произведения. // Русский язык и литература для школьников. -  2002.- №2; 2003.- №1-4.

2. Альбеткова Р.И. От слова – к словесности. Проблемы и размышления. // Русская словесность.- 2002.- №4.- С. 

3. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: Пособие для учителя.// Под  ред. М.Л.Семановой.- М.: Просвещение, 1997.

4. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // Русский язык в школе. -2002.- №2.- С.3.

5. Каганович С.Л. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. // Литература: Приложение к газете «Первое сентября».- 2004.- №6.- С.2-6.

6. Перепелкина Н.А. Работа над образными средствами языка на уроках грамматики. // Русский язык в школе.- 1999.- №4.- С.26.

7. Шафранская Э.Ф. Работаем со стихотворным текстом. // Русский язык и литература для школьников.- 2002.- №1, 2; 2003.- №1-3.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!