Пояснительная записка
Программа элективного курса «Анализ художественного текста» предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательной школы, рассчитана на 8 часов.
Цель курса:
формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;
развитие речи учащихся (умения строить высказывание, воспринимать семантику языковых единиц); развитие логического и образного мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развитие исследовательских навыков и творческих способностей.
воспитание интереса к художественному слову.
Задачи курса:
формирование духовно богатой, высоконравственной творческой личности;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;
развитие устной и письменной речи учащихся в процессе обучения творческому письму;
развитие умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;
развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения;
развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому письму в процессе анализа художественного (поэтического) текста (в ходе работы с теоретико-литературными понятиями).
Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую для успешного овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзамена по литературе.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе и русскому языку; даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Предполагаемые результаты обучения:
- элективный курс закладывает основы филологического взгляда на художественный текст;
- обеспечивает понимание художественного текста;
- помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного;
- данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.
Учебно-тематическое планирование
№ | дата | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Формы контроля |
1. | 16.09 | Виды анализа текста. | Лексико-семантический анализ. Лингвостилистический анализ. Анализ стихотворения в контексте творчества самого автора; национального литературного процесса | Лингвистика, лексика, семантика, поэтика, литературный процесс.
| Устный опрос |
2. | 14.10 | Фонетика: связь звука, цвета, смысла. Звукопись. | Особенности звуковой организации художественного текста. | Звуки речи, ассонанс, аллитерация | Устный опрос, практическая работа |
3. | 11.11 | Ритм художественного текста. Интонация. Стихи и проза. | Проза и поэзия как два вида словесного творчества, интонационное и ритмическое построение произведения. | Интонация, ритм, стихотворные размеры | Устный опрос, практическая работа |
4. | 16.12 | Средства выразительности языка. Стилистические фигуры. | Риторические фигуры и тропы. | Инверсия, парцелляция, риторические обращение и вопрос, метафора, эпитет, метонимия, оксюморон, синекдоха, антитеза и др. | Устный опрос, практическая работа, тесты. |
5. | 20.01 | Изобразительные возможности словообразовательных и морфологических средств. | Художественное употребление словообразовательных и морфологических средств языка. | Корень слова, суффиксы, приставки, сложные слова | Беседа, практикум |
6. | 17.02 | Роды и жанры литературы | Три рода литературы, жанры. | Эпос, лирика, драма, роман, рассказ, стихотворение, комедия, трагедия, драма | Устный опрос. |
7. | 17.03 | Авторская позиция. Особенности художественного мира писателя. | Проблема и тема художественного произведения, авторское решение проблемы. | Авторская позиция, тема, проблема, идея произведения | Сочинение |
8. | 14.04 | Творческая мастерская (Зачётная работа) | | | Самостоятельная работа (анализ текста) |
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях разных жанров.
Определять, вычленять и оценивать структуру текста; самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность писателя.
Идти при лингвистическом анализе от гипотезы идейно-тематического содержания к конкретному анализу языковых средств и снова возвращаться к высказанной гипотезе.
При анализе произведения на различных языковых уровнях (лексическом, фонетическом, комплексном и др.) отмечать обусловленность авторского отбора тех или иных языковых средств.
Владеть специальной терминологией словесности; работать со словарями разных видов.
Видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств, средства художественной изобразительности.
Понимать композицию как систему динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве.
Уметь интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.
Анализировать форму и содержание исходного текста, ориентируясь на творческие задания к нему.
Создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения .
Учебно-методическое обеспечение курса
Литература для учащихся:
1. Беленький Г.И., Хренова О.М. Читаем, думаем, спорим: Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 8 класс. - М.: Просвещение, 1995.
2. Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы. – М.: «Образование от А до Я», 1999.
3. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Вопросы и задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 7 класса. - М.: Просвещение, 1996.
4. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. - М.: Просвещение, 1997.
5. Фогельсон И.А. Литература учит. 9 класс: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1990.
6. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы: Педагогический практикум. - М.: «Первое сентября», 2002.
7. Штильман С.Л. Учимся читать классику от заглавия до последней строки: Пособие для учителей и учащихся. - М.: «Школьная пресса», 2002.
Литература для учителя:
1. Альбеткова Р.И. Интерпретация художественного произведения. // Русский язык и литература для школьников. - 2002.- №2; 2003.- №1-4.
2. Альбеткова Р.И. От слова – к словесности. Проблемы и размышления. // Русская словесность.- 2002.- №4.- С.
3. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: Пособие для учителя.// Под ред. М.Л.Семановой.- М.: Просвещение, 1997.
4. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // Русский язык в школе. -2002.- №2.- С.3.
5. Каганович С.Л. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. // Литература: Приложение к газете «Первое сентября».- 2004.- №6.- С.2-6.
6. Перепелкина Н.А. Работа над образными средствами языка на уроках грамматики. // Русский язык в школе.- 1999.- №4.- С.26.
7. Шафранская Э.Ф. Работаем со стихотворным текстом. // Русский язык и литература для школьников.- 2002.- №1, 2; 2003.- №1-3.
4