СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для обучающихся 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена  на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 – 9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучающихся 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Хохол-Тростянская основная общеобразовательная школа




Рассмотрено на заседании МО учителей предметников

Протокол № ____ от

«__»_________20____ г.

Согласовано на заседании педагогического совета

Протокол № ____ от

«__»________20___ г.

Утверждено

Директор МКОУ Хохол-Тростянская ООШ

____________Зарвигорова В.Ф.

Приказ от______ 20___ г № __












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по чтению и развитию речи для обучающихся 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида



Классы – 5-9


Количество часов -

140 ч (5 класс)

105ч (6 класс)

105 ч (7 класс)

105 ч (8 класс)

105 ч (9 класс)



  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 – 9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. Рабочая программа по чтению и развитию речи предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.

ЦЕЛЬ: развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения, понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

ЗАДАЧИ:

  • формировать у обучающихся навыки чтения, последовательно увеличивая объем читаемого текста;

  • развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

  • развивать умение не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;

  • нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).

Чтение и развитие речи является эффективным средством всестороннего развития личности обучающегося с ОВЗ. На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев; давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

  1. Содержание предмета


5 класс (140 часов в год)

Тематика произведений

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях и жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении о жизни животных.

Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения; темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя; найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Устное народное творчество

Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.

Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».

Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».

Картины родной природы

Русские писатели о природе:

Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы».

А. Платонов «Июльская гроза».

И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна».

В. Астафьев «Осенние грусти».

А. Толстой «Весенние ручьи».

Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».

О друзьях – товарищах

Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася».

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести).

В. Медведев «Фосфорический мальчик».

Л. Воронкова «Дорогой подарок».

Я. Аким «Твой друг».

Спешите делать добрые дела

Н. Хмелик «Будущий олимпиец».

О. Бондарчук «Слепой домик».

В. Осеева «Бабка».

А. Платонов «Сухой Хлеб».

В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд».

Р. Рождественский «Огромное небо».

О животных

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»).

А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты).

К. Паустовский «Кот Ворюга».

Б. Житков «Про обезьянку».

Э. Асадов «Дачники».

Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны».

С. Михалков «Будь человеком».

Из прошлого нашего народа

О. Тихомиров «На поле Куликовом».

С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года».

Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

А. Куприн «Белый пудель» (отрывки).

Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…».

Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».

Из произведений зарубежных писателей

В. Гюго «Гаврош» (отрывки).

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок).

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки).

Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).

Произведения для заучивания наизусть (6-10 стихотворений)

1. Отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

2. И. Сурков «Ярко солнце светит…».

3. А. Прокофьев «Березка».

4. К. Бальмонт «Осень».

5. И.Бунин «Первый снег».

6. Ф. Тютчев «Зима».

7. К Бальмонт «К зиме».

8. А. Пушкин «Зимняя дорога».

9. А.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…».

10. С.Есенин «Черёмуха».

6 класс (140 часов в год)

Тематика произведений

Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.

Навыки чтения

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».

Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующие поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.

Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями; подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов.

Обсуждение прочитанных произведений, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В. Песков «Отечество», «Весна идет», М. Ножкин «Россия», М. Пришвин «Моя Родина», В. Бианки «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», «Декабрь», «Январь», «Февраль», «Март», «Апрель», «Май», И. Бунин «Лес точно терем расписной…», Ю. Качаев «Грабитель», Б. Житков «Белый домик», А. Белорусец «Звонкие ключи», К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко» (сказка), «Корзина с еловыми шишками», И. Тургенев «Один день в берёзовой роще», Е. Носов «Хитрюга», С. Михалков «Будь человеком», Б. Заходер «Петя мечтает», Д. Биссет «Слон и муравей» (сказка), «Кузнечик Денди» (сказка), Д. Родари «Как один мальчик играл с палкой», «Пуговкин домик».

«Илья Муромец и Соловей – разбойник» (отрывок из былины), Ф. Глинка «Москва», С. Алексеев «Без Нарвы не видать моря», «На берегу Невы», «Рассказы о русском подвиге», Е. Холмогорова «Великодушный русский воин», Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи», Е. Пермяк «Тайна цены» (сказка), Д. Гальперина «Здравствуйте!», Е. Благинина «Новогодние загадки», А. Никитин «Встреча зимы», А. Дорохов «Теплый снег», А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…», Д. Хармс «Пушкин», «Заяц и ёж».

Х.К. Андерсен «Ель» (сказка), «Снежная королева» (сказка), А. Чехов «Ванька», И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…», И. Суриков «Белый снег пушистый в воздухе кружится…», М. Зощенко «Лёля и Минька», Ю. Рытхэу «Пурга», Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость», С. Маршак «Двенадцать месяцев», С. Смирнов «Первые приметы».

М. Пришвин «Жаркий час», Г. Скребицкий «Весенняя песня» (сказка), В. Жуковский «Жаворонок», А. Толстой «Детство Никиты» (отрывок), А. Твардовский «Как после мартовских метелей…», А. Плещеев «И вот шатер свой голубой опять раскинула весна…», В. Астафьев «Злодейка», «Зорькина песня», Е. Баронина «Рассказы про зверей», В. Драгунский «Кот в сапогах», И. Крылов «Зеркало и обезьяна» (басня), Р. Киплинг «Рикки – Тикки – Тави», В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…», М. Дудин «Наши песни спеты на войне», В. Медведев «Звездолет Брунька» (сказка). А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…».

Произведения для заучивания наизусть (8 стихотворений)

  1. М. Ножкин «Россия».

  2. И. Бунин «Лес, точно терем расписной…».

  3. А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…».

4. И. Суриков «Белый снег пушистый…», И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…» (на выбор).

5. С. Смирнов «Первые приметы».

6. В. Жуковский «Жаворонок».

7. А. Твардовский «Как после мартовских метелей…».

8. В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…».

7 класс (105 часов в год)

Тематика произведений

Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литературы воспитание морально – этических и нравственных качеств личности подростка.

Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.

Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.

Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.

Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.

Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение (проводится ориентировочно один раз в месяц).

Знание основных сведений из жизни писателей. Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах. Обсуждение прочитанных книг. Статей. Составление отзывов. Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Устное народное творчество

Сказки «Сивка – бурка», «Журавль и Цапля», «Умный мужик»; былина «Три поездки Илью Муромца»; народные песни «Ах, кабы на цветы не морозы…», «По улице мостовой…»; пословицы, загадки.

Из произведений русской литературы ХIХ века

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», стихотворения:«Зимний вечер», «У лукоморья».

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

И.А. Крылов «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська».

Н.А. Некрасов «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин».

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (в сокращении).

А.П. Чехов «Хамелеон».

В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении).

Из произведений русской литературы ХХ века

М. Горький «Детство», «В людях» (отрывки из повести).

М.В. Исаковский «Детство», «Ветер», «Весна».

К.Г. Паустовский «Последний чёрт».

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

К.М. Симонов «Сын артиллериста» (отрывки).

В.П. Катаев «Флаг».

Н.И. Рыленков «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки…», «Всё в тающей дымке…».

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин», «Картофельная собака».

Ю.Я. Яковлев «Багульник».

Р.П. Погодин «Время говорит – пора».

А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»).

К.Я. Ваншенкин «Мальчишка», «Снежки».

Темы уроков внеклассного чтения

  1. Л. Н. Лагин «Старик Хоттабыч».

  2. В. П. Астафьев «Капалуха», «Гуси в полынье», «Стрижонок Скрип».

  3. Л.Н. Толстой «Детство».

  4. Творчество В. И. Белова. «Лад».

  5. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

  6. Повести М. Горького «Детство», «В людях».

  7. А. А. Сурков. Стихотворения из цикла «Победители».

  8. Устный вечер на тему «Поэты о русской природе».

  9. Творчество Н. Рубцова. Стихи.

Произведения для заучивания наизусть (10 стихотворений)

  1. Народные песни.

  2. Отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

  3. А. С. Пушкин «Зимний вечер».

  4. М. Ю. Лермонтов «Бородино».

  5. И. А. Крылов «Слон и Моська».

  6. Н. А. Некрасов «Несжатая полоса».

  7. М. Исаковский «Ветер».

  8. К. М. Симонов «Сын артиллериста».

  9. Н. И. Рыленков «В тающей дымке».

  10. Стихи о русской природе.

8 класс (105 часов в год)

Тематика произведений

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере чтения художественной литературы воспитание морально – этических и нравственных качеств личности подростка.

Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.

Составление плана в форме повествовательных, назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.

Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.

Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.

Знание основных сведений из жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.

Внеклассное чтение

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Чтение статей на определённую тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Устное народное творчество

Русская народная сказка «Волшебное кольцо», пословицы и поговорки, Баллады «Перчатка» В.А. Жуковского, «Нашла коса на камень» И.З. Суркова, Былина «Добрыня и Змей».

Произведения русских писателей ХIХ века

А.С. Пушкин. Воспоминания о поэте: М.Я. Басина «Публичное испытание», И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок); стихотворения «Памятник» (отрывок), «Во глубине сибирских руд…», «Зимнее утро», «И.И. Пущину», «19 октября 1827 года», «Няне», «На холмах Грузии…», «Сожжённое письмо» (отрывок), «Я вас любил…»; «Сказка о попе и о работнике его Балде».

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Смерть Поэта» (отрывок), «Родина» (отрывок), «Парус», «Сосна»; «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

И.А. Крылов. Басни «Волк на псарне», «Осёл и Соловей», «Муха и Пчела».

Н.А. Некрасов. Стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (отрывок), «В полном разгаре страда деревенская…», отрывки из поэм «Мороз, Красный нос», «Русские женщины».

И.С. Никитин. Стихотворения «Русь» (отрывок), «Утро на берегу озера».

И.С. Тургенев. Рассказ «Муму» (в сокращении).

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала» (в сокращении).

Произведения русских писателей 1-й половины ХХвека

А.П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия».

В.Г. Короленко. Отрывок из повести «Слепой музыкант».

М. Горький. Рассказ «Макар Чудра».

С.А. Есенин. Стихотворения «Спит ковыль…», «Пороша», «Отговорила роща золотая…».

А.П. Платонов. Сказка «Разноцветные бабочки».

А.Н. Толстой. Рассказ «Русский Характер».

Н.А. Заболоцкий. Стихотворение «некрасивая девочка».

Произведения русских писателей 2-й половины ХIХ века

К.Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма».

Р.И. Фраерман. Отрывки из повести «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви».

Л.А. Кассиль. Рассказ «Пекины бутсы».

А.Т. Твардовский. Отрывки из поэмы «Василий Тёркин».

В.М. Шукшин. Рассказ «Гринька Малюгин».

В.П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон»).

Р.П. Погодин. Рассказ «Алфред».

А.А. Сурков. Стихотворение «Родина».

Произведения для заучивания наизусть

(10 стихотворений и 1 прозаический отрывок)

1. А. С. Пушкин «Памятник», «Во глубине сибирских руд», «19 Октября 1827», «Няне».

2. М. Ю. Лермонтов «Родина», «Сосна», «Парус», отрывок из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

3. И.А. Крылов «Осел и Соловей».

4. Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос».

5. И. С. Никитин «Русь».

6. Прозаический отрывок «Спасение Муму».

7. С. А. Есенин «Пороша», «Отговорила роща золотая».

8. Отрывок из поэмы «Василий Теркин» А. Т. Твардовского.

9 класс (105 часов в год)

Тематика произведений

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере художественной литературы воспитание морально – этических и нравственных качеств личности подростка.

Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

Выделение главной мысли произведения.

Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).

Работа над планом, средствами языковой выразительности.

Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений.

Знание основных сведений о жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.

Внеклассное чтение

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Устное народное творчество

Русские народные песни «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила…».

Былина «На заставе богатырской» (в сокращении).

«Сказка про Василису Премудрую», сказка «Лиса и тетерев».

Из произведений русской литературы ХIХ века

В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса» (в сокращении).

И.А. Крылов. Басня «Кот и Повар» (в сокращении).

А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (в сокращении), повесть «Барышня – крестьянка» (в сокращении).

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Тучи», «Морская царевна» (в сокращении); «Баллада».

Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» (в сокращении).

Н.А. Некрасов. Отрывок из стихотворения «Рыцарь на час», отрывок из поэмы «Саша».

А.А. Фет. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Помню я: старушка няня…», «Это утро, радость эта…».

А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник» (в сокращении), «Пересолил».

Из произведений русской литературы ХХ века

М. Горький «Песня о Соколе».

В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (в сокращении).

М.И. Цветаева. Стихотворения «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…».

К.Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер».

С.А. Есенин. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова».

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (в сокращении).

Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб».

Н.М. Рубцов. Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня».

Ю.И. Коваль. Отрывок из повести «Приключения Васи Куролесова».

Темы уроков внеклассного чтения

1. Сказки о животных.

2. В. М. Шукшин «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому».

3. Заметки из газет на тему «Моя семья».

4. Повести из книги Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

5. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие».

6. Ю. В. Бондарев «Последние залпы», «Горячий снег», «Батальоны просят огня».

7. Рассказы о труде сверстников.

8. Просмотр фильма по рассказу М. Шолохова «Судьба человека».

9. Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».

Произведения для заучивания наизусть

(10 стихотворений и 1 прозаический отрывок)

1. Русская народная песня «Колыбельная».

2. И. А. Крылов «Кот и Повар».

3. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок).

4. М. Ю. Лермонтов «Тучи».

5. М. Ю. Лермонтов «Баллада» (отрывок).

6. Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок).

7. А. А. Фет «Это утро, радость эта».

8. М. Горький «Песня о Соколе» (прозаический отрывок).

9. М. И. Цветаева «Красною кистью».

10. С. А. Есенин «Нивы сжаты».

11. Н. М. Рубцов «Зимняя дорога».


  1. Основные требования к знаниям и умениям учащихся


5 класс

Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

отвечать на вопросы учителя;

пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

6 – 10 стихотворений наизусть.

6 класс

Учащиеся должны уметь:

читать вслух осознанно, правильно, выразительно, «про себя»;

выделять главную мысль произведения;

определять основные черты характера действующих лиц;

пересказывать текст по плану и выборочно.

Учащиеся должны знать:

наизусть 8 стихотворений

7 класс

Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

выделять главную мысль произведения;

характеризовать главных действующих лиц;

пересказывать содержание прочитанного.

Учащиеся должны знать:

наизусть 10 стихотворений.

8 класс

Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

выделять главную мысль произведения;

давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;

пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

Учащиеся должны знать:

наизусть 10 стихотворений.

9 класс

Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

выделять главную мысль произведения;

давать характеристику главным героям;

высказывать своё отношение к героям и их поступкам;

пересказывать содержание произведения рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

Учащиеся должны знать:

наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.

Оценивание ЗУН

Оценка знаний проводится в форме устного опроса, тестирования, проверки техники чтения. Контрольные задания подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.

Оценивание результатов

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):

Vкласс -45-60 слов

VIкласс-70-80 слов

VII класс – 70-80 слов.

VIIIкласс-80-90 слов

IXкласс-90-100 слов

При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.


  1. Тематическое планирование


Тематическое планирование для 5 класса


п/п

Тема урока, раздела

Количество часов

Дата

План

Факт


Устное народное творчество

11



Считалки. Заклички – приговорки. Потешки.

1



Пословицы и поговорки.

1



Загадки.

1



Обобщение по теме «Малые жанры устного народного творчества»

1



Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

1



Чтение и пересказ тофаларской сказки «Как наказали медведя».

1



Чтение и ответы на вопросы башкирской сказки «Золотые руки».

1



Чтение русской народной сказки «Морозко».

1



Чтение по ролям русской сказки «Два Мороза».

1



Громкое чтение татарской сказки «Три дочери».

1



Вн.чт. Чтение русских народных сказок.

1




Литературные сказки

9



А.С. Пушкин. Чтение 1-ой части «Сказки о мёртвой царевне».

2



Чтение и ответы на вопросы 2-ой части «Сказки о мёртвой царевне».



Чтение 1-ой части сказки Мамина – Сибиряка «Серая Шейка».

5



Объяснительное чтение 2-ой части сказки «Серая Шейка».



Чтение и ответы на вопросы 3-ей части сказки «Серая Шейка».



Громкое чтение 4-ой части сказки «Серая Шейка».



Чтение по ролям 5-ой части сказки «Серая Шейка».



Обобщающий урок по теме «Сказки».

1



Вн.чт. Чтение русских литературных сказок.

1




Картины родной природы. Осень.

8



Объяснительное чтение рассказа Г. Скребицкого «Сентябрь».

1



И. Соколов – Микитов «Золотая осень». Составление плана.

1



Заучивание наизусть стихотворения К.Бальмонта «Осень».

1



Чтение рассказа Г. Скребицкого «Добро пожаловать! Деление на части.

1



Чтение рассказа В. Астафьева «Осенние грусти».

1



Выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Первый снег».

1



Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень».

1



Вн. чт. Чтение произведений русских поэтов об осени.

1




О друзьях – товарищах

14



Объяснительное чтение 1-ой части рассказа Ю.Яковлева «Колючка».

2



Деление на части и заголовок 2-ой части рассказа «Колючка».



Громкое чтение рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася».

1



Чтение рассказа Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».

2



Чтение по ролям рассказа «Витя Малеев в школе и дома»



Чтение рассказа В. Медведева «Фосфорический мальчик».

2



Ответы на вопросы, выборочное чтение, пересказ рассказа «Фосфорический мальчик».



Вн. чт. Рассказы Н. Носова.

1



Громкое чтение 1-ой части рассказа Л. Воронковой «Дорогой подарок». Составление вопросов.

4



Чтение по ролям 2-ой части рассказа «Дорогой подарок».



Объяснительное чтение 3-ей части рассказа «Дорогой подарок».



Обобщающий урок по рассказу Л Воронковой «Дорогой подарок».



Выразительное чтение стихотворения Я. Акима «Твой друг».

1



Обобщающий урок по теме «О друзьях – товарищах».

1




Басни И. А. Крылова

4



Чтение басни Крылова «Щука и Кот».

1



Выразительное чтение басни Крылова «Ворона и Лисица».

1



Выразительное чтение басни Крылова «Квартет».

1



Вн. чт. Чтение басен Крылова

1




Спешите делать добро.

14



Чтение рассказа Н. Хмелика «Будущий олимпиец».

1



Объяснительное чтение рассказа О. Бондарчука «Слепой домик».

1



Чтение по ролям 1-ой части рассказа В. Осеевой «Бабка».

5



Чтение и пересказ 2-ой части рассказа «Бабка».



Объяснительное чтение 3-ей части рассказа «Бабка».



Громкое чтение 4-ой части рассказа «Бабка».



Обобщающий урок по рассказу В. Осеевой «Бабка».



Чтение и ответы на вопросы 1-ой части рассказа А. Платонова «Сухой хлеб».

2



Объяснительное чтение 2-ой части рассказа А. Платонова «Сухой хлеб».



Деление на части отрывка из повести В. Распутина «Люся».

1



Выразительное чтение стихотворения В. Брюсова «Труд».

1



Выразительное чтение стихотворения Р.Рождественского «Огромное небо».

1



Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро».

1



Вн. чт.Чтение детских журналов.

1




Картины родной природы. Зима.

10



Выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою».

1



Объяснительное чтение рассказа Г. Скребицкого «Декабрь».

1



Заучивание наизусть стихотворения к. Бальмонта «К зиме».

1



Чтение 1-ой части рассказа Г. Скребицкого «Всяк по-своему».

2



Объяснительное чтение 2-ой части рассказа Г. Скребицкого «Всяк по-своему».



Выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Поёт зима – аукает».

1



Заучивание наизусть стихотворения С. Есенина «Берёза».

1



Выразительное чтение стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога».

1



Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима».

1



Вн. чт. Чтение произведений русских поэтов о зиме.

1




О животных.

19



Чтение 1-ой части рассказа Н. Гарина – Михайловского «Тёма и Жучка».

3



Объяснительное чтение 2-ой части рассказа Н. Гарина – Михайловского «Тёма и Жучка».



Обобщающий урок по рассказу Н. Гарина – Михайловского «Тёма и Жучка».



Громкое чтение 1-ой части повести А. Толстого «Желтухин».

4



Чтение и пересказ 2-ой части повести А. Толстого «Желтухин».



Объяснительное чтение 3-ей части повести А. Толстого «Желтухин».



Обобщающий урок по повести А. Толстого «Желтухин».



Чтение рассказа К. Паустовского «Кот Ворюга».

2



Деление на части рассказа К. Паустовского «Кот Ворюга».



Чтение по ролям рассказа Б Житкова «Про обезьянку». (1 часть).

4



Чтение, ответы на вопросы, пересказ 2-ой части рассказа Б. Житкова «Про обезьянку».



Объяснительное чтение 3-ей части рассказа Б. Житкова «Про обезьянку».



Обобщающий урок по рассказу Б. Житкова «Про обезьянку».



Чтение 1-ой части стихотворения Э. Асадова «Брызгая лужами у ворот».

2



Выразительное чтение 2-ой части стихотворения Э. Асадова «Брызгая лужами у ворот».



Громкое чтение рассказа Ф. Абрамова «Из рассказов Олёны Даниловны».

1



Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «Будь человеком».

1



Обобщающий урок по теме «О животных».

1



Вн. чт. Чтение рассказов о животных.

1




Картины природы. Весна.

18



Объяснительное чтение рассказа Г. Скребицкого «Март».

1



Заучивание наизусть стихотворения А. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает».

1



Чтение рассказа Г. Скребицкого «От первых проталин до первой грозы».

1



Громкое чтение рассказа Г. Скребицкого «Грачи прилетели».

1



Выразительное чтение рассказа Г.Скребицкого «Весна-красна»

1



Работа над пересказом рассказа Г.Скребицкого «Заветный кораблик»

1



Объяснительное чтение рассказа Г. Скребицкого «В весеннем лесу».

1



Самостоятельное чтение рассказа А. Толстого «Весенние ручьи».

1



Выразительное чтение стихотворения А. Пушкина «Гонимы вешними лучами».

1



Выразительное чтение стихотворения А. Блока «Ворона».

1



Вн. чт. Чтение стихотворений о весне.

1



Заучивание наизусть стихотворения Е. Серовой «Подснежник».

1



Объяснительное чтение рассказа И. Соколова – Микитова «Весна».

1



Выразительное чтение стихотворения И.Бунина «Крупный дождь в лесу зелёном».

1



Выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха».

1



Выразительное чтение стихотворения Я. Акима «Весна, весною, о весне».

1



Вн. чт. Чтение произведений русских поэтов о весне.

1



Обобщающий урок по теме «Картины природы. Весна».

1




Из прошлого нашего народа

12



Чтение 1-ой части рассказа О. Тихомирова «Москва собирает войско».

3



Объяснительное чтение 2-ой части «Куликовская битва».



Громкое чтение 3-ей части «Слава героям».



Чтение «Рассказов о войне 1812 года» С. Алексеева.

1



Выразительное чтение стихотворения Н. Некрасова «…И снится ей жаркое лето».

1



Чтение 1-2 частей рассказа А. Куприна «Белый пудель».

3



Объяснительное чтение 3 части рассказа Куприна « Белый пудель».



Громкое чтение 4-ой части рассказа Куприна « Белый пудель».



Объяснительное чтение рассказа Л. Жарикова «Снега, поднимитесь метелью!»

1



Выразительное чтение стихотворения Ю. Коринца «У могилы неизвестного солдата».

1



Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа».

1



Вн. чт. Чтение произведений о прошлом нашего народа.

1




Из произведений зарубежных писателей.

11



Чтение отрывка из произведения В. Гюго «Гаврош».

1



Самостоятельное чтение отрывка из произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера».

4



Чтение по ролям 3-ей части «Приключения Тома Сойера»



Громкое чтение 4-5-ой частей «Приключения Тома Сойера»



Обобщающий урок по произведению «Приключения Тома Сойера» М.Твена



Чтение 1 главы сказки С. Лагерлефа «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

3



Чтение 2 главы сказки С. Лагерлефа «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».



Объяснительное чтение 3-4 глав сказки С. Лагерлефа «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».



Чтение сказка Г.Х. Андерсена «Русалочка».

1



Вн. чт. Чтение сказок братьев Гримм.

2



Вн. чт. Чтение сказок братьев Гримм.




Картины родной природы. Лето.

10



Объяснительное чтение рассказа Г. Скребицкого «Июнь».

1



Выразительное чтение стихотворения И. Сурикова «Ярко солнце светит…»

1



Чтение 1-ой части рассказа А. Платонова «Июльская гроза».

3



Выразительное чтение 2-3 ей части рассказа А. Платонова «Июльская гроза».



Объяснительное чтение 4-ой части рассказа А. Платонова «Июльская гроза».



Выразительное чтение стихотворения А.В. Прокофьева «Берёзка».

1



Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето».

1



Вн. чт. Чтение произведений русских поэтов о лете.

1



Вн.чт. Моё любимое произведение

1



Задание для летнего чтения

1

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!