Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Прохоровская гимназия»
Прохоровского района Белгородской области
«Согласовано» Руководитель МО учителей биологии и химии ___________ Л.М.Давыдова Протокол №_____ от«___»______________2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области ______________________ Н.В.Дубровская ____________ 2016 г | «Утверждаю» Директор МБОУ «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области _____________________ О.А. Пономарёва Приказ №_____ от_______________2016 г. |
Адаптированная рабочая программа
(для детей с умственной отсталостью)
для обучения в инклюзивном классе
по учебному предмету «Природоведение»
уровень обучения (класс) основное общее образование, 5 класс
для обучающихся 5д класса
Имамкулова Тимура
Чистюхиной Светланы
Разработала Давыдова Людмила Михайловна,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
2016 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по биологии в 5 классах составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида:Сб.1.-М.: Гум. Изд. Центр ВЛАДОС,2011 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, и допущена Министерством образования Российской Федерации. Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации".
Распоряжение Правительства Белгородской области от 21 июня 2010 года № 264-рп «О разработке долгосрочной областной целевой программы «Доступная среда на 2011 – 2015 годы».
Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Белгородской области, утвержденное приказом департамента образования Белгородской области от 31 декабря 2013г. №3376
Основной целью курса природоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека
установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений
экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
Рабочая программа по природоведению в 5 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся и способствует их умственному развитию.
Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:
Земля - планета солнечной системы; Сезонные изменения в природе; Наша страна; Природа нашей Родины (неживая природа и живая природа); Человек. Охрана здоровья; Экология. Охрана природы; Труд на пришкольном участке и в школе; Экскурсии и практические работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны уметь:
называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
выполнять рекомендуемые практические работы;
соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;
соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Обучающиеся должны знать:
обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
Учебно-тематический план 5 класс
Тема | Количество часов | Количество экскурсий |
По программе В.В.Воронковой (практических работ) | По рабочей программе (практических работ) |
По программе В.В.Воронковой | По рабочей программе |
1. Земля - планета солнечной системы | | 4 | | |
2. Сезонные изменения в природе | | 8 | | 2 |
3. Наша страна | | 6 | | |
4. Природа нашей Родины. Неживая природа | | 9 | | 2 |
5. Живая природа | | 23 | | 3 |
6. Человек. Охрана здоровья. | | 12 | | |
7. Экология. Охрана природы | | 3 | | 1 |
8. Труд на пришкольном участке и в школе | | 2 (2) | | |
9. Повторение | | 1 | | 1 |
Итого | | 68 (2) | | 9 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учеб-ного вре-мени | Пла-нируемая дата | Фак-тическая дата | Примеча-ние |
1. | Земля - планета солнечной системы Небесные тела. | 4 ч 1 | | | |
2. | Солнце- раскаленное небесное тело (звезда). Солнце - источник тепла и света на земле. | 1 | | | |
3. | Планеты солнечной системы. | 1 | | | |
4. | Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос | 1 | | | |
5. | Сезонные изменения в природе Погода. Явления природы. Экскурсия в природу. | 8час 1 | | | |
6. | Смена времен года. | 1 | | | |
7. | Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. | 1 | | | |
8. | Осень. Экскурсия в природу. | 1 | | | |
9. | Зима. | 1 | | | |
10. | Весна. | 1 | | | |
11. | Лето. Признаки времени года. Изменения в жизни растений и животных. | 1 | | | |
12. | Особенности жизни и трудовой деятельности человека. | 1 | | | |
13. | Наша страна Российская Федерация. | 6час 1 | | | |
14. | Москва – столица нашей Родины | 1 | | | |
15. | Многонациональное население России. | 1 | | | |
16. | Города нашей Родины. | 1 | | | |
17. | Средства сообщения между городами ( транспорт: железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный). | 1 | | | |
18. | Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом. | 1 | | | |
19. | Природа нашей Родины Неживая природа Разнообразие поверхности Земли): равнины, горы, овраги, холмы. Экскурсия для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. | 9ч 1 | | | |
20. | Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная. | 1 | | | |
21. | Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. | 1 | | | |
22. | Свойства воды. Значение воды для жизни человека | 1 | | | |
23. | Вода и пар, снег и лед. | 1 | | | |
24. | Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. | 1 | | | |
25. | Ветер – движение воздуха. Экскурсия в природу. | 1 | | | |
26. | Температура воздуха, Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела. | 1 | | | |
27. | Полезные uскопаемые : песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства. Использование человеком. | 1 | | | |
| Живая природа | 23 ч | | | |
28. | Лес. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница. Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина и др. Кустарнички: брусника, черника. | 1 | | | |
29. | Экскурсия в парк. | 1 | | | |
30. | Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др. | 1 | | | |
31. | Грибы: съедобные и несъедобные. | 1 | | | |
32. | Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). | 1 | | | |
33. | Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). | 1 | | | |
34. | Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.) | 1 | | | |
35. | Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника. Экскурсия в сад. | 1 | | | |
36. | Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы). | 1 | | | |
37. | Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). | 1 | | | |
38. | Сезонные работы в саду. | 1 | | | |
39. | Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). | 1 | | | |
40. | Животные огорода. Помощники огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши). | 1 | | | |
41. | Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.). | 1 | | | |
42. | Животные-вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки. | 1 | | | |
43. | Растения луга. Травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др. | 1 | | | |
44. | Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.). | 1 | | | |
45. | Использование лугов как пастбищ и для сенокосов. | 1 | | | |
46. | Болото. Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка). | 1 | | | |
47. | Животные болота: птицы, лягушки, насекомые. | 1 | | | |
48. | Водоемы. Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). Экскурсия в природу. | 1 | | | |
49. | Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. | 1 | | | |
50. | Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др. | 1 | | | |
51. | Человек. Охрана здоровья. Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. | 12 ч 1 | | | |
52. | Органы чувств. | 1 | | | |
53. | Волосяной покров. Кожа. | 1 | | | |
54. | Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены. | 1 | | | |
55. | Внутренние органы: головной и спинной мозг, cердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы. | 1 1 | | | |
56. | Скелет (позвоночник, череп, конечности). | 1 | | | |
57. | Значение правильной осанки для здоровья человека. | 1 | | | |
58. | Правильные питание и дыхание. | 1 | | | |
59. | Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). | 1 | | | |
60. | Болезни цивилизации (желудочно-кишечные, сердечно- сосудистые заболевания, гепатит и др.). Меры профилактики. | 1 | | | |
61. | Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека. | 1 | | | |
62. | Занятия физкультурой и спортом - залог здоровья. | 1 | | | |
63. | Экология. Охрана природы Что такое экология? Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. | 3 ч 1 | | | |
64. | Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». | 1 | | | |
65. | Экологические катастрофы. Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе. Экскурсия в природу. | 1 | | | |
66. | Труд на пришкольном участке и в школе Практическая работа1.Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка. | 2ч 1 | | | |
67. | Практическая работа2.Комнатные растения (уход за ними). Ведение дневников наблюдений. | 1 | | | |
68. | Повторение пройденного. Экскурсия в природу. | 1 | | | |
СОДЕРЖАНИЕ
Земля - планета солнечной системы(4часа)
Небесные тела. Солнце- раскаленное небесное тело (звезда). Солнце - источник тепла и света на земле. Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.
Сезонные изменения в природе (8часов)
Погода. Явления природы.
Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времени года. Изменения в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека.
Наша страна (6часов)
Российская Федерация (расположение на географической карте).
Москва -столица нашей Родины. ( Достопримечательности: музеи,театры, исторические и культурные памятники, центральные улицы. Транспорт в Москве.)
Многонациональное население России. Города нашей Родины. Средства сообщения между городами ( транспорт: железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный).
Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом (полный адрес).
Природа нашей Родины
Неживая природа. (Использование физической карты.)(9часов)
Разнообразив поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная.
Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека Вода и пар, снег и лед.
Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер – движение воздуха. Температура воздуха, Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.
Полезные uскопаемые : песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.
Живая природа.(23 часа)
Растения и животные экологических систем.
Лес
Растения, грибы леса.
Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.
Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина и др.
Кустарнички: брусника, черника.
Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.
Грибы: съедобные и несъедобные.
Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.).
Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.)
Сад.Огород.Поле.
Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).
Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы).
Сезонные работы в саду.
Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.).
Животные огорода:
Помощники огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).
Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).
Животные-вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки.
Растения луга. Травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др.
Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).
Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.
Болота
Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка).
Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.
Водоемы.
Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.).
Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки.
Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.
Человек. Охрана здоровья.(12 часов)
Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.
Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности).
Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание.
Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных).
Болезни цивилизации (желудочно-кишечные, сердечно- сосудистые заболевания, гепатит и др.). Меры профилактики.
Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.
Занятия физкультурой и спортом - залог здоровья.
Экология. Охрана природы.(3 часа)
Что такое экология?
Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Экологические катастрофы.
Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.
Труд на пришкольном участке и в школе.(2 часа)
Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка.
Комнатные растения (уход за ними). Ведение дневников наблюдений.
Повторение пройденного. (1час)
Закрепление знаний на практике.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений . Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям),в местный краеведческий музей.
Количество часов -68 (2 часа в неделю), из них – экскурсии – 9 ч, практические-2
Формы и средства контроля
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования. Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требований к отдельным учащимся по темам, связанным с запоминанием большого объёма учебного материала.
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методические средства обучения
Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методический комплект И.В.Романов, Р.А.Петросова «Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», ГИЗ «Владос», Москва, 2009г.
Дополнительная литература:
1.Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал,
праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) /
составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
2.Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 5 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
3.А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.
4.А.А. Плешаков. Проверочные работы по природоведению: Москва «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2003.
5.О.Н. Пупышева. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. М.,ВАКОО, 2007.
6.Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов.
Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
Оборудование и приборы
Для проведения уроков биологии имеются соответствующие наглядные пособия: образцы полезных ископаемых; различных почв; влажные препараты рыб, птиц, млекопитающих; скелеты животных и человека; муляжи внутренних органов: головной мозг, сердце, легкие, печень; торс человека; коллекции насекомых; раковины моллюсков; гербарии растений; представители отрядов насекомых; коллекции грибов; коллекция голосеменных растений; дикая форма томата обыкновенного и культурные сорта томатов; коллекция семян и плодов; дикая форма и культурные сорта картофеля; таблицы.
Интернет-ресурсы
http://bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru- научные новости биологии.
www.edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования.
www.km.ru/education-Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и
Мефодий»
Электронные издания:
1. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы.6класс
2.Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные.7класс
3. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье.8класс
4. Интерактивное учебное пособие. Наглядная биология. Растения.Грибы.Бактерии.6класс
5. Интерактивное учебное пособие. Наглядная биология. Растение-живой организм.6класс
6. Интерактивное учебное пособие. Наглядная биология. Животные. 7класс
7. Интерактивное учебное пособие. Наглядная биология. Человек. Строение тела человека. 8класс
8. 1С:Школа .Биология. Животные.7класс
Критерии оценивания знаний учащихся
Отметка «5»
— правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
-полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
-четко и правильно даны определения;
-ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»
-раскрыто основное содержание материала;
-в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения.
-ответ почти самостоятельный;
Отметка «3»
-усвоено основное содержание материала;
-определения понятий не четкие;
-допущены ошибки и неточности в изложении.
Критерии оценивания практических работ
Отметка «5»
— правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
— раскрыто содержание материала в объеме программы ;
— четко и правильно даны определения с небольшой помощью учителя;
— ответ самостоятельный.
Отметка «4»
-раскрыто основное содержание материала с помощью дополнительных вопросов учителя;
-в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения.
-ответ почти самостоятельный;
Отметка «3»
-усвоено основное содержание материала;
-определения понятий не четкие;
-допущены ошибки и неточности в изложении.