СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа (для детей с умственной отсталостью) для обучения в инклюзивном классе по учебному предмету «Природоведение»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Основной целью курса природоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной  школе необходимо решение следующих практических задач:

  • формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека
  • установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений
  • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
  • Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе,  чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа (для детей с умственной отсталостью) для обучения в инклюзивном классе по учебному предмету «Природоведение»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Прохоровская гимназия»

Прохоровского района Белгородской области


«Согласовано»

Руководитель МО учителей биологии и химии

___________

Л.М.Давыдова

Протокол №_____

от«___»______________2016 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ «Прохоровская гимназия»

Прохоровского района Белгородской области

______________________

Н.В.Дубровская

____________ 2016 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Прохоровская гимназия»

Прохоровского района Белгородской области


_____________________

О.А. Пономарёва

Приказ №_____

от_______________2016 г.




Адаптированная рабочая программа

(для детей с умственной отсталостью)

для обучения в инклюзивном классе

по учебному предмету «Природоведение»

уровень обучения (класс) основное общее образование, 5 класс


для обучающихся 5д класса

Имамкулова Тимура

Чистюхиной Светланы



Разработала Давыдова Людмила Михайловна,

учитель биологии

высшей квалификационной категории
















2016 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по биологии в 5 классах составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида:Сб.1.-М.: Гум. Изд. Центр ВЛАДОС,2011 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, и допущена Министерством образования Российской Федерации. Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:

  1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» 

  2. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175

  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации".

  4. Распоряжение Правительства Белгородской области от 21 июня 2010 года № 264-рп «О разработке долгосрочной областной целевой программы «Доступная среда на 2011 – 2015 годы».

  5. Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Белгородской области, утвержденное приказом департамента образования Белгородской области от 31 декабря 2013г. №3376

Основной целью курса природоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной  школе необходимо решение следующих практических задач:

  • формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека

  • установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений

  • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.

  • Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе,  чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.

Рабочая программа по природоведению  в 5 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся и способствует их умственному развитию.

Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:

Земля - планета солнечной системы; Сезонные изменения в природе; Наша страна; Природа нашей Родины (неживая природа и живая природа); Человек. Охрана здоровья; Экология. Охрана природы; Труд на пришкольном участке и в школе; Экскурсии и практические работы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся  должны уметь:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

  • связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

  • выполнять рекомендуемые практические работы;

  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Обучающиеся  должны знать:

  • обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
    природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

  • расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

  • основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

  • основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.


Учебно-тематический план 5 класс


Тема

Количество часов

Количество экскурсий

По программе В.В.Воронковой (практических работ)

По рабочей программе

(практических работ)

По программе

В.В.Воронковой

По рабочей программе

1. Земля - планета солнечной системы



4



2. Сезонные изменения в природе



8


2

3. Наша страна



6



4. Природа нашей Родины.

Неживая природа



9


2

5. Живая природа



23


3

6. Человек. Охрана здоровья.



12



7. Экология. Охрана природы



3


1

8. Труд на пришкольном участке и в школе



2 (2)



9. Повторение


1


1

Итого


68 (2)


9

Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учеб-ного вре-мени

Пла-нируемая дата


Фак-тическая дата


Примеча-ние


1.

Земля - планета солнечной системы

Небесные тела.

4 ч

1




2.


Солнце- раскаленное небесное тело (звезда).

Солнце - источник тепла и света на земле.

1





3.

Планеты солнечной системы.

1




4.

Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос

1






5.

Сезонные изменения в природе


Погода. Явления природы. Экскурсия в природу.

8час


1




6.

Смена времен года.

1




7.

Высота Солнца и продолжительность дня

в разное время года.

1




8.

Осень. Экскурсия в природу.

1




9.

Зима.

1




10.

Весна.

1




11.

Лето. Признаки времени года. Изменения в жизни растений и животных.

1




12.

Особенности жизни и трудовой деятельности человека.


1






13.

Наша страна


Российская Федерация.

6час


1




14.

Москва – столица нашей Родины

1




15.

Многонациональное население России.

1




16.

Города нашей Родины.

1




17.

Средства сообщения между городами ( транспорт: железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный).

1




18.

Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом.


1






19.

Природа нашей Родины

Неживая природа

Разнообразие поверхности Земли): равнины, горы, овраги, холмы. Экскурсия для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами.




1




20.

Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная.

1




21.

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны.

1




22.

Свойства воды. Значение воды для жизни человека

1




23.

Вода и пар, снег и лед.

1




24.

Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха.

1




25.

Ветер – движение воздуха. Экскурсия в природу.

1




26.

Температура воздуха, Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

1




27.

Полезные uскопаемые : песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства. Использование человеком.

1






Живая природа


23 ч





28.

Лес. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница. Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина и др. Кустарнички: брусника, черника.

1




29.

Экскурсия в парк.

1





30.

Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.

1




31.

Грибы: съедобные и несъедобные.

1




32.

Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.).

1




33.

Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.).

1




34.

Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.)

1




35.

 Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника. Экскурсия в сад.

1




36.

Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).

1




37.

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы).

1




38.

Сезонные работы в саду.

1




39.

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.).

1




40.

Животные огорода. Помощники огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).

1




41.

Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).

1




42.

Животные-вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки.

1




43.

Растения луга. Травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др. 

1




44.

Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).

1




45.

Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.

1




46.

Болото. Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка).

1




47.

 Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.

1




48.

Водоемы. Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). Экскурсия в природу.

1




49.

Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. 

1




50.

Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

1






51.

Человек. Охрана здоровья.

Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова.

12 ч



1




52.

Органы чувств.

1




53.

Волосяной покров. Кожа.

1




54.

Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

1




55.

Внутренние органы: головной и спинной мозг, cердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы.

1

1




56.

Скелет (позвоночник, череп, конечности).

1




57.

Значение правильной осанки для здоровья человека.

1




58.

Правильные питание и дыхание.

1




59.

Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных).

1




60.

Болезни цивилизации (желудочно-кишечные, сердечно- сосудистые заболевания, гепатит и др.).

Меры профилактики.

1




61.

Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.

1




62.

Занятия физкультурой и спортом - залог здоровья.

1




63.

Экология. Охрана природы

Что такое экология? Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов.

3 ч

1




64.

Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу».

1




65.

Экологические катастрофы.

Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе. Экскурсия в природу.

1






66.

Труд на пришкольном участке и в школе

Практическая работа1.Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка.

1




67.

Практическая работа2.Комнатные растения (уход за ними). Ведение дневников наблюдений.

1




68.

Повторение пройденного. Экскурсия в природу.



1






СОДЕРЖАНИЕ

Земля - планета солнечной системы(4часа)

Небесные тела. Солнце- раскаленное небесное тело (звезда). Солнце - источник тепла и света на земле. Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.

Сезонные изменения в природе (8часов)

Погода. Явления природы.

Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времени года. Изменения в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека.

Наша страна (6часов)

Российская Федерация (расположение на географической карте).

Москва -столица нашей Родины. ( Достопримечательности: музеи,театры, исторические и культурные памятники, центральные улицы. Транспорт в Москве.)

Многонациональное население России. Города нашей Родины. Средства сообщения между городами ( транспорт: железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный).

Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом (полный адрес).

Природа нашей Родины

Неживая природа. (Использование физической карты.)(9часов)

Разнообразив поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная.

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека Вода и пар, снег и лед.

Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер – движение воздуха. Температура воздуха, Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

Полезные uскопаемые : песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Живая природа.(23 часа)

Растения и животные экологических систем.

Лес

Растения, грибы леса.

Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина и др.

Кустарнички: брусника, черника.

Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.

Грибы: съедобные и несъедобные.

Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.).

Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.)

Сад.Огород.Поле. 

Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы).

Сезонные работы в саду.

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.).

Животные огорода: 

Помощники огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).

Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).

Животные-вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки.

Растения луга. Травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др. 

Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).

Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.

Болота

Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка).

 Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.

Водоемы.

Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). 

Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. 

Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

Человек. Охрана здоровья.(12 часов)

Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности).

Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание.

Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных).

Болезни цивилизации (желудочно-кишечные, сердечно- сосудистые заболевания, гепатит и др.). Меры профилактики.

Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.

Занятия физкультурой и спортом - залог здоровья.

Экология. Охрана природы.(3 часа)

Что такое экология?

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Экологические катастрофы.

Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.

Труд на пришкольном участке и в школе.(2 часа)

Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка.

Комнатные растения (уход за ними). Ведение дневников наблюдений.

Повторение пройденного. (1час)

Закрепление знаний на практике.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений . Ведение сезонного календаря природы и труда.

Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям),в местный краеведческий музей.

Количество часов -68 (2 часа в неделю), из них – экскурсии – 9 ч, практические-2



Формы и средства контроля

Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования. Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требова­ний к отдельным учащимся по темам, связанным с запоминанием большого объёма учебного материала.



Материально-техническое обеспечение



Учебно-методические средства обучения

Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методический комплект И.В.Романов, Р.А.Петросова «Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», ГИЗ «Владос», Москва, 2009г.


Дополнительная литература:


1.Биология. 6-7 классы:  нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал,

праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) /

составитель Н.А. Касаткина. –  Волгоград: Учитель, 2007.

2.Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 5 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

3.А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.

4.А.А. Плешаков. Проверочные работы по природоведению: Москва «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2003.

5.О.Н. Пупышева. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. М.,ВАКОО, 2007.

6.Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов.

Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.


Оборудование и приборы


Для проведения уроков биологии имеются соответствующие наглядные пособия: образцы полез­ных ископаемых; различных почв; влажные препараты рыб, птиц, млекопитающих; скелеты животных и человека; муляжи внутренних органов: головной мозг, сердце, легкие, печень; торс человека; коллекции насекомых; раковины моллюсков; гербарии растений; представители отрядов насекомых; коллекции грибов; коллекция голосеменных растений; дикая форма томата обыкновенного и культурные сорта томатов; коллекция семян и плодов; дикая форма и культурные сорта картофеля; таблицы.





Интернет-ресурсы

http://bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru- научные новости биологии.

www.edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования.

www.km.ru/education-Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и

Мефодий»



Электронные издания:

1. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы.6класс

2.Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные.7класс

3. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье.8класс

4. Интерактивное учебное пособие. Наглядная биология. Растения.Грибы.Бактерии.6класс

5. Интерактивное учебное пособие. Наглядная биология. Растение-живой организм.6класс

6. Интерактивное учебное пособие. Наглядная биология. Животные. 7класс

7. Интерактивное учебное пособие. Наглядная биология. Человек. Строение тела человека. 8класс

8. 1С:Школа .Биология. Животные.7класс


Критерии оценивания знаний учащихся

Отметка «5»
— правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
-полно раскрыто содержание материала в объеме программы;

-четко и правильно даны определения;
-ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»
-раскрыто основное содержание материала;
-в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения.
-ответ почти самостоятельный;
Отметка «3»
-усвоено основное содержание материала;
-определения понятий не четкие;
-допущены ошибки и неточности в изложении.

Критерии оценивания практических работ
Отметка «5»
— правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
— раскрыто содержание материала в объеме программы ;
— четко и правильно даны определения с небольшой помощью учителя;
— ответ самостоятельный.
Отметка «4»
-раскрыто основное содержание материала с помощью дополнительных вопросов учителя;
-в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения.
-ответ почти самостоятельный;
Отметка «3»
-усвоено основное содержание материала;
-определения понятий не четкие;
-допущены ошибки и неточности в изложении.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!