СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 8 класса по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 7 класса по русскому языку по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 8 класса по русскому языку»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Менделеевского муниципального района РТ

«Принято»

педагогическим советом

протокол от 28.08.2017г . № 1

Введено приказом от 29.08.2017 № 97-ОД

Директор школы___________ Степанов А.М.


Рабочая программа

по предмету русский язык

для 8 Г класса (3 часа в неделю, 105часов год)

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Минигалеева Татьяна Александровна


«Согласовано»

Заместитель директора:

_______________________________ Павлова Г.Ф.

от 29.08.2017г.



«Рассмотрено и принято» на заседании МО, протокол от 29.08.2017г. № 1

Руководитель МО .

______________________________ Красильникова О.Н.





Менделеевск 2017 год

Планируемые результаты.

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Речь. Речевая деятельность

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • использовать орфографические словари.

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • использовать знание алфавита при поиске информации.

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;

  • понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • писать тезисы, рефераты, доклады, конспекты, , и другие жанры;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; создание текстовых документов на русском языке; участие в коллективном создании текстового документа;

  • использование приемов поиска информации на персональном компьютере;

  • цитирование фрагментов сообщений.


Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

-определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять/находить,в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения познавательной задачи;

-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

-определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

-систематизировать критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и /или при отсутствии планируемого результата;

-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

- определять критерии правильности ( корректности) выполнения учебной задачи;

- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действия;

-оценивать продукт своей деятельности по заданным и /или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

-наблюдать и анализировать собственную учебную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

-самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

Познавательные УУД

6.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

-выделять явление из общего ряда других явлений:

-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

7.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

- обозначать символом и знаком предмет и / или явление;

-определять логические связи между предметами и /или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

-создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

- строить модель/ схему на основе условий задачи и / или способа ее решения;

-преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- переводить сложную по составу ( многоаспектную) информацию из графического или формализованного ( символьного) представления в текстовое, и наоборот;

- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм

-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

8.Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

-резюмировать главную идею текста;

-преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст;

-критически оценивать содержание и форму текста.

9.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

-выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

-определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

-формировать множественную подборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

Коммуникативные УУД

11.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

12.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

-определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

-высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

-создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

-использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

13.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

-выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

-выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

14.Умение осознанно использовать средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми;

-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

- высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

-создавать письменные « клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.


Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Сформированность ответственного отношения к учению.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.


Культура речи

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке




Синтаксис

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать виды сказуемых;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • распознавать прямые и косвенные дополнения, согласованные и несогласованные определения, а также виды обстоятельств;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • распознавать типы односоставных предложений;

  • находить однородные члены предложения и расставлять при них знаки препинания;

  • расставлять знаки препинания при обобщающих словах, обращениях;

  • распознавать обособленные определения, приложения и обстоятельства,;

  • распознавать уточняющие члены предложения и случаи их обособления;

  • распознавать группы вводных слов и расставлять знаки препинания при них;

  • распознавать вводные и вставные конструкции;

  • расставлять знаки препинания при прямой и косвенной речи, осуществлять замену прямой речи на косвенную;

  • использовать цитаты и правильно их оформлять;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • использовать орфографические словари.

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • иИспользование приемов поиска информации на персональном компьютере;

  • иИмитирование фрагментов сообщений;

  • создание презентаций.


Правописание : орфография и пунктуация

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • использовать орфографические словари.

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • использован ие приемов поиска информации на персональном компьютере;

  • цитирование фрагментов сообщений;

  • создание презентаций.




Содержание курса учебного предмета



Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Общие сведения о языке

Литературный русский язык. Понятие о русском литературном зыке и его нормах. Нормы литератур­ного языка, их изменчивость. Русский язык как развивающееся явление.


1

Повторение изученного в

5-7классе

Повторение правописания основных типов орфограмм. Синтаксис и пунктуа­ция. Знаки препинания и их функции. Словосочетание. Простое предложение. Синтаксический разбор простого предложения. Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения. Повторение. Причастный и деепричастные обороты. Знаки препинания при них.

Повторение. Орфоэпические нормы литературного языка. Повторение. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Основные выразительные средства морфологии.


7

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды и средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи. Согласование. Управление. Примыкание.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные.

Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Строение предложения. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

Главные члены предложения. Подлежащее. Способы его выражения. Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное именное. Тире между подлежа­щим и ска­зуемым.

Второстепенные члены предложения. Определение. Приложение как вид определения. Обстоятельство. Дополнение.

Односоставные предложения и их виды по значению и способу выраже­ния главного члена.

Определенно-лич­ные предложения, их значение, струк­турные особенно­сти. Неопределенно- личные предложе­ния, их значение, структурные осо­бенности. Безличные пред­ложения, их значе­ние, структурные особенности, использование в разных стилях речи. Назывные

предложе­ния. Вопрос об обобщенно- личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Полные и неполные предложения. Особенности строения полных и неполных пред­ложений. Особенности употребления неполных предложений в устных и письменных текстах.

Однородные члены предложения. Ряды однородных чле­нов. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Нормы сочетания однородных членов.

Обособленные члены предложе­ния. Обособленные согласованные и несогласованные определения. Обособленные одиночные и рас­пространенные приложения. Обособле­ние допол­нений. Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Обособление обстоятельств, выраженных сравнительными оборотами. Обособле­ние обстоятельств, выра­женных существи­тельными с предлогами. Обособле­ние уточ­няющих членов предложе­ния. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Употребление предложений с обособленными членами в устных письменных текстах. Предло­жения с вводными словами, словосо­четаниями и предло­жениями. Группы вводных слов по значению. Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Особенности употребления вводных и вставных конструкций. Использование вводных слов и вставных конструкций как средства связи предложений и смысловых частей текста. Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка и собственной речи. Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка и собственной речи.


70

Повторение изученного в 8 классе

Повторение фонетики и орфографии. Повторение словообразования, морфологии. Повторение синтаксиса и пунктуации. Разновидности речевых и грамматических ошибок.


6

Развитие речи.

Речевое общение. Речевая деятельность. Текст как продукт речевой деятельности. Культура речи.

Разновидности речевого общения. Сферы речевого общения. Ситуация речевого общения и её основные компоненты. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Условия речевого общения.

Речевая деятельность: Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения, приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Аудирование. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных текстов, их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей. Говорение. Продуцировании устных монологических высказываний. Участие в диалогах различных видов. Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное). Создание своих письменных текстов на актуальные темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений различных стилей с использованием разных функционально - смысловых типов речи.

Типы речи. Стили речи. Строение текста. Микротема. Микротекст. Речь устная и письменная. Основные способы, средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь, порядок предложений в тексте. Логическое ударение. Риторический вопрос как средство выразительности. Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Функционально-смысловые типы текста. Описание. Структура текста. Параллельная связь предложений в тексте. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка. Абзац как средство композиционно- стилистического членения текста.

Понятие о культуре речи. Нормированность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.




21


Итого

105 часов









Учебно- тематическое планирование

(УМК ( С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.Я.Чешко, русский язык, 8 класс, М.:Просвещение, 2014)

Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности


Календарные сроки


Планиру- Фактические

емые



1

О функции русского языка в современном мире.

1

Составление опорного конспекта для пересказа текста. Аргументация ос­новных положений о роли русского языка в современном мире (устно и письменно). Выполнение письменного дифференцированного задания.

4.09


2

Повторение пройденного.

Повторение пройденного в V-VII:

Языковая система.

1

Воспроизведение разделов русского языка, предметов изучения этих разделов, составление опорной таблицы. Выполнение письменного задания.

5.09


3

Повторение пройденного в V-VII:

фонетика, графика, орфография. Тест.

1

Подготовка устного рассказа по таблице. Формулировка правила в соответ­ствии с графической схемой в учебнике. Практическая отработка ор­фограммы. Осуществление самоконтроля в выборе орфограммы.

Осуществление работы по развитию речи. Запись теста.

9.09


4

Повторение пройденного в V-VII:

морфемика, словообразование.

1

Разграничение морфемного и словообразовательного разбора.. Анализ материала в учебнике. Обобщение наблюдений и формулировка выводов. Работа в группах по дифференцированному заданию. Выполнение дома дифферен­цированного задания.

11.09


5

Повторение пройденного в V-VII:

лексика, фразеология.

1

Самостоятельное наблюдение за особенностями языкового материала. Вырази­тельное чтение текста , анализ лексики данного текста.. Нахождение примеров фразеологизмов. Выполнение дома дифференци­рованного задания.

12.09


6

Повторение пройденного в V-VII.

Морфология.

1

Анализ теоретических сведений из учебника. Работа с памятками учебника. Осуществление тре­нинговых упражнений . Выполнение дома дифференцированного задания.


16.09


7

Повторение пройденного в V-VII.

Морфология.

Р/р. Конструирование предложений.

1

Анализ теоретических сведений из учебника. Работа с памятками учебника. Осуществление тре­нинговых упражнений . Развитие речи, конструирование предложений.

18.09


8

Контрольный диктант с грамматическим заданием по повторению пройденного в 7 классе.

1

Написание контрольного диктанта и выполнение грамматического задания.

19.09


9

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.Р/р. Строение текста. Стили речи.

1

Анализ своих ошибок и ошибок одноклассников, допущенных в диктанте. Нахождение доказательств того, что предложения, приведённые в упражнении, являются текстом. Анализ текста со стороны языковых средств связи .Воспроизведение стилей речи. Выпол­нение творческих заданий в группах. Конструирование текста.

23.09


10

Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание и предложение. Строение и грамматическое значение словосочетаний.

1

Распознание словосочетаний в составе предложения.

Конструирование словосочетаний с опорой на схему. Дифференцирование сло­ва и словосочетания. Распределение слов по значению и структуре.содержания предложения с ситуацией, фраг­ментом действительности. Анализ слов, словосочетаний и предло­жений. Конструирование предложений.


25.09


11

Связь слов в словосочетании

1

Определение видов подчинительной связи в словосочетаниях.

Составление схем словосочетаний. Конструирование словосочетаний с ра­зными видами подчинительной связи. Контроль употребления формы зависимого слова по нормам русского литературного языка.

26.09


12

Простое предложение.

Строение и грамматическое значение предложений

1

Наблюдение соотнесённости содержания предложения с ситуацией, фраг­ментом действительности. Анализ слов, словосочетаний и предло­жений. Конструирование предложений.

30.09


13

Интонация предложения

1

Работа со схемой как зрительной опорой для самостоятельных наблю­дений. Знакомство с теоретическими сведениями. Чтение этимологической справки о словах интонация, пауза. Наблюдение и формулировка выводов об интонации и паузах в предложениях. Воссоздание ситуаций, требующих разной интонации. Конструирование ситуаций, в которых могут быть исполь­зованы предложения. Написание интонационного диктанта. Наблюдение за зву­чащей речью (по телевидению, радио) и корректировка её интонационных недочётов. Анализ таблицы.

02.10


14


Р/р. Описание архитектурного памятника как вид текста. Структура текста, его языковые особенности.

1

Работа со специально подобранным иллюстративным материалом (ви­деозапись, презентация). Чтение текста и сопоставление публицистическое описание двух картин с изображением памятника. Обсуждение информации с помощью презентации.

03.10


15

Р/р. Сочинение-описание одного из памятников .

1

Написание сочинения-описания.

07.10


16

Анализ ошибок, допущенных в сочинении..Синтаксис простого предложения.

Главные члены предложения. Подлежащее

1

Активизация знаний о подлежащем и его роли в предложении.

Анализ русских пословиц, фрагментов текстов художественной литературы, нахождение подлежащих и определение способа их выражения, от­работка при этом правописных навыков. Составление предложений с при­ведёнными в рамках словами, развитие творческих способностей и обучение использованию в собственной письменной речи подлежащих, имеющих разный способ выражения.

09.10


17

Сказуемое. Виды сказуемого

1

Активизация знания о сказуемом и его роли в предложении. Анали­з фрагментов текстов художественной литературы, нахождение сказуемых и определение способа их выражения, отработка при этом правопис­ных навыков.

10.10


18

Сказуемое. Виды сказуемого.

Р/р. Конструирование предложений.

Выполнение тестовых заданий.

1

Определение составного глагольного сказуемого.

Анализ различных способов выражения составных глагольных ска­зуемых, замена вспомогательного глагола кратким прилагательным в со­ставе сказуемого. Анализ текста с точки зрения представленности в нём составных глагольных сказуемых, определение способа их выраже­ния. .Активизация знаний о сказуемом и его роли в предложении. Конструирование предложений. Выполнение тестовых заданий.

14.10


19

Сказуемое. Виды сказуемого.

Р/р. Конструирование схем предложений.

1

Определение составного именного сказуемого.

Нахождение в предложениях грамматической основы, определение типа ска­зуемых и способов выражения именной части в составном именном сказу­емом, отработка при этом правописных навыков. Классификация пред­ложений в соответствии с типом сказуемых, активизация сведений из области лексики (архаизмы, синонимы). Распознание различных типов ска­зуемых. Анализ текстов с точки зрения наличия в них раз­ных типов сказуемых, определение их функции в текстах. Составление плана текста и выделение в нём микротем. Активизация знаний о сказуемом и его роли в предложении. Конструирование схем предложений.

16.10


20

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам четверти.

1

Написание контрольного диктанта и выполнение грамматического задания.

17.10


21

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Анализ своих ошибок и ошибок одноклассников, допущенных в диктанте. Развитие навыка выразительного чтения. Усвоение правила употре­бления тире между подлежащим и сказуемым.

Анализ способов выражения грамматической основы в предло­жениях. Активизация знаний из области стилистики. Подготовка устного со­общения на заданную тему.

21.10


22

Тире между подлежащим и сказуемым. Самостоятельная работа.

1

Анализ предложений, нахождение в них грам­матической основы, , объяснение постановки тире, сопоставление сведений о типах сказуемых. Составление высказывания о знаменитых людях. Написание самостоятельной работы.

23.10


23

Второстепенные члены предложения.

Дополнение.

1

Воспроизведение изученного ранее материал о предложении и его членах. Актуализация на основе материала для наблюдений информации о чле­нах предложения. Извлечение информации по теме из учебной статьи. Запись и выделение грамматических основ и второстепенных членов предложенияОпознание дополнения.

Анализ морфологической выраженности дополнений. Чтение текста и определение его основной мысли. Составление устной характери­стики личности. Оценка грамматической правильности предложений с дополнениями. Работа с текстами, развитие способности адекватного понимания содержания. Усвоение роли дополнений (прямых и косвен­ных) в предложенных текстах..

24.10


24

Второстепенные члены предложения. Определение.Самостоятельная работа.

1

Опознание определений. Дифференцирование согласованны и несогласован­ных определений. Произведение замены определений синонимичными. Соз­дание устного и письменного текстов на основе данного, произведение самопро­верки.

28.10


25

Р/р. Подготовка к написанию изложения публицистического характера.

1

Прослушивание текста публицистического стиля, выделение особенностей данного стиля. Деление на части, составление плана, подготовка устного пересказа текста.

06.11


26

Р/р. Изложение публицистического характера.

1

Письменное изложение содержания данного текста.

07.11


27

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Приложение.

1

Анализ собственных ошибок и ошибок одноклассников, допущенных в изложении. Знакомство с приложением. Распознание в словосочетаниях определяемого слова и приложения. Под­бор приложения с нужными значениями. Работа над нормой упо­требления приложений в нужной форме.

11.11


28

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

1

Опознание обстоятельств.

Дифференцирование обстоятельств по значению. Составление предложе­ний с употреблением обстоятельств с разными значениями. Расстановка зна­ков препинания в упражнениях и уточнение морфологической выражен­ности обстоятельств.

13.11


29

Повторение материала по теме «Второстепенные члены предложения. Подготовка к контрольному диктанту.

1

Обобщение и систематизация изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Выполнение тренинговых упражнений.

14.11


30

Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

1

Написание контрольного диктанта и выполнение грамматического задания.

18.11


31

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Р/р. Ораторская речь и её особенности.

1

Анализ собственных ошибок и ошибок одноклассников, допущенных в контрольной работе. Знакомство с особенностями ораторской речи, прослушивание примеров, обсуждение.

20.11


32

Р\р. Подготовка публичного выступления.

1

Подготовка публичного выступления на заданную тему, учитывая особенности ораторской речи.

21.11


33

Простые односоставные предложения.

Основные группы односоставных предложений..

1

Характеристика односоставных предложений со стороны грамматической основы. Различение односоставных предложений с разной грамматической основой. Распространение односоставных предложений второстепенными членами.

25.11


34

Определенно — личные предложения.

Р\р. Составление диалога.

1

Опознание определённо-личных предложений.

Определение морфологической выраженности главного члена в определённо-личных предложениях и функции этих предложений. Уместное упо­требление данного вида предложений в своём тексте. Написание диктанта.

27.11


35

Неопределенно — личные предложения.

Р\р. Составление текста.

1

Опознание неопределённо-личных предложений.

Определение значения и морфологической выраженности главного члена неопределённо-личных предложений. Аргументация употребления одно­составных предложений данного вида с подобранными пословицами. Составление текста с использованием неопределённо-личных предложений.

28.11


36

Безличные предложения.

Р/р. Конструирование схем предложений..

1

Опознание безличных предложений.

Определение морфологической выраженности главного члена в безлич­ных предложениях. Трансформирование двусоставных предложений в одно­составные безличные. Конструирование схем предложений.

02.12


37

Безличные предложения.

1

Трансформирование двусоставных предложений в одно­составные безличные предложения. Подбор своих текстов с примерами безличных предложений из разных учебников.

04.12


38

Назывные предложения.

Р/р. Мини-сочинение на свободную тему с использованием назывных предложений.

1

Опознание назывных предложений.

Наблюдение за функцией и семантикой назывных предложений. Состав­ление назывных предложений. Осознание уместности употребления назыв­ных предложений в текстах определённого типа.Написание мини-сочинения.

05.12


39

Анализ мини-сочинений, работа над ошибками.Обобщение изученного об односоставных предложениях.


1

Анализ ошибок, допущенных в мини-сочинении.Обобщение и систематизация изученного об односоставных предложениях Распознание всех видов односоставных предложений.

09.12


40

Обобщение изученного об односоставных предложениях. Подготовка к контрольному диктанту.

1

Обобщение и систематизация изученного об односоставных предложениях.Распознание всех видов односоставных предложений. Выполнение тренинговых упражнений, подготовка к контрольной работе.

11.12


41

Контрольный диктант с грамматическим заданием на тему «Односоставные предложения».

1

Написание контрольного диктанта и выполнение грамматического задания.

12.12


42

Анализ контрольной работы и работа над ошибками Р/р. Рассказ на свободную тему.

1

Анализ собственных ошибок и ошибок одноклассников, допущенных в контрольной работе. Составление устного рассказа на свободную тему, с использованием всех видов односоставных предложений.

16.12


43

Р/р Сочинение. Рассказ на свободную тему.

1

Запись рассказа на свободную тему, с использованием всех видов односоставных предложений

18.12


44

Анализ сочинений, работа над ошибками.Неполные предложения.

1

Определение неполных предложений и определение их типов. Составление диалогов с использованием неполных предложений.

19.12


45

Однородные члены предложения.

Грамматические признаки.

1

Осознание условий однородности членов предложения. Произведение на­блюдений за языковым явлением (сравнение черновой и окончательной редакции одного из предложений поэмы А. С. Пушкина «Цыганы»), Чтение предложений с нулевой интонацией. Указание средств связи меж­ду однородными членами. Выполнение упражнений по развитию речи, составление текста на одну из предложенных тем, с употреблением однородных членов. Выписывание из учебников по естественным наукам предложений с однородными членами.Написание диктанта, с объяснением правописания пропу­щенных букв и употребления знаков препинания.

23.12


46

Однородные члены и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения.

1

Чтение и запись текстов, с графическим обозначением перечислительной интонации, расстановкой пропущенных разделительных запятых между од­нородными членами. Письменная формулировка основной мысли текста. Продолжение незаконченных предложений, постановка на месте пропусков од­нородных членов предложения. Написание изложения, основанного на сравни­тельной характеристике.Распознание однородных и неоднородных определений.

Чтение текста выразительно вслух с соблюдением инто­нации перечисления при однородных членах. Написание диктанта.

08.01


47

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Самостоятельная работа.

1

Выделение сочинительных союзов в предложениях.

Определение, одиночными или повторяющимися являются эти союзы. Расстановка знаков препинания в текстах. Выполнение самостоятельной работы.

09.01


48

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Р/р. Конструирование предложений.

1

Написание текста, расстановка про­пущенных запятых. Подчёркивание однородных членов как членов пред­ложения и грамматических основ сложносочинённых предложений с со­юзом И. Самостоятельное конструирование предложения.

06.01


49

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Р/р. Конструирование схем предложений.

1

Составление схем сложносочинённых предложений. Нахождение в тексте обращений, однородных главных и однородных второстепенных членов.

15.01


50

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Творческая работа.

1

Составление предложений. Формулирование основной мысли текста- описания. Выполнение творческой работы. Написание самостоятельной работы.

16.01


51

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

1

Распределение предложений на две группы: с обобщающим словом по­сле однородных членов и перед ним. Чтение выразительное предложений с интонацией предупреждения, с интонацией пояснения. Написание диктанта

20.01


52

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Р/р. Конструирование предложений.

Тест.

1



Подбор к од­нородным членам предложенных обобщающих слов. Запись предло­жений с обобщающим словом при однородных членах, классификация их по группам .Конструирование предложения и выполнение тестовых заданий.

22.01


53

Повторение по теме «Однородные члены предложения». Подготовка к контрольной работе.

1

Обобщение и систематизация изученного об однородных членах предложения .Распознание всех однородных членов предложения. Выполнение тренинговых упражнений, подготовка к контрольной работе.

23.01


54

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения».

1

Написание контрольного диктанта и выполнение грамматического задания.

27.01


55

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Предложения с обособленными членами.

1

Анализ собственных ошибок и ошибок одноклассников, допущенных в контрольной работе.

Понимание сущности и общих условий обособления.

Выделение запятыми обособленных членов, выраженных причастными и деепричастными оборотами. Обозначение пауз, которые выделяют обосо­бленные члены. Списывание текста с подчёркиванием грамматических основ сложных предложений.

29.01


56

Р/р. Подготовка к написанию сочинения -рассуждения дискуссионного характера.

1

Подбор материала для сочинения -рассуждения дискуссионного характера на литературную тему, обработка его, составление устного варианта.

30.01


57

Р/р. Написание сочинения -рассуждения дискуссионного характера .

1

Переписывание составленного текста.

03.02


58

Анализ сочинений, работа над ошибками.. Обособленные определения и приложения.

1

Опознание и правильное интонирование предложения с обособленными опре­делениями.

Графическое обозначение обособленных определений, выраженных при­частным оборотом. Объяснение, при каких условиях они обособлены, а при каких нет. .

05.02


59

Обособленные определения и приложения.

Р/р. Конструирование предложений.

1

Конструирование предложений с обособленными определениями, анализ их.

06.02


60

Обособленные определения и приложения.

Р/р. Конструирование схем предложений.

1

Чтение предложений с обособленными членами и интонацией обособления. Сравнение по смыслу данных предложений. Конструирование к ним схем.

10.02


61

Обособление приложений.

1

Опознание и правильное интонирование предложений с обособленными при­ложениями. Указание на морфологическое выражение и пунктуационное оформление приложения, обозначение графически их синтаксической роли.

12.02


62

Обособленные определения и приложения.

1

Запись отрывков из стихотворений и указание распространён­ных приложений. Написание диктанта.

13.02


63

Обособленные определения и приложения.

Р/р. Конструирование предложений.

Тест.

1

Конструирование предложений с обособленными определениями, анализ их. Выполнение тестовых заданий.

17.02


64

Анализ тестов. Обособленные обстоятельства.

1

Опознавание и интонирование предложений с обособленными обсто­ятельствами. Чтениетекстов, запись их, графическое обозначение обосо­бленных обстоятельств. Обозначение обращений.

19.02


65

Обособленные обстоятельства.

Р/р. Конструирование предложений.

1

Самостоятельное конструирование предложений с обособленными обстоятельствами, объяснение причин обособления.

20.02


66

Обособленные обстоятельства. Проверочная работа.

1

Чтение зарисовки писате­ля Ю. Олеши, формулировка главной мысли. Выписывание предложений с обособленными обстоятельствами. Ука­зание, в каких предложениях они являются однородными. Выполнение проверочной работы.

24.02


67

Обособленные обстоятельства.

1

Нахождение ошиб­ок в построении предложений с деепричастными оборотами и запись предложений в исправленном виде.

26.02


68

Закрепление изученного об обособленных обстоятельствах.

1

Обобщение и систематизация знаний об обособленных обстоятельствах, выполнение тренинговых упражнений.

27.02


69

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения».

1

Написание контрольного диктанта и выполнение грамматического задания.

03.03


70

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Предложения с уточняющими членами. Обособление уточняющих членов предложения.

1

Анализ собственных ошибок и ошибок одноклассников, допущенных в контрольной работе. Опознание и правильное интонирование предложений с обособленными уточ­няющими членами предложения.

Выяснение условий для обособления уточняющих членов предложения.

05.03


71

Обособленные уточняющие члены предложения.

1

Выделение запятыми и подчёркивание обособленных уточняющих членов предложения. Запись предложений, подчёркивание обособленных уточняющих членов предложения и выделение их запятыми.

06.03


72

Обособленные уточняющие члены предложения. Самостоятельная работа.

1

Выписывание из текста предложений с обособленными определениями и приложениями. Выполнение самостоятельной работы: составление рассказа о каком-либо изобретении, ис­пользуя обособленные уточняющие члены предложения.

10.03


73

Р/р. Подготовка к написанию сжатого изложения.

1

Обработка материала для написания сжатого изложения, составление устного варианта изложения.

12.03


74

Р/р. Сжатое изложение.

1

Запись составленного текста.

13.03


75

Анализ изложений, работа над ошибками.Р/р. Характеристика человека как вид текста. Строение такого текста и его языковые особенности.

1

Чтение, изучение текста об известном лингвисте, вычленение глав­ного в содержании. Продуцирование своего текст, извлечение материалов из спра­вочной литературы. Написание сочинения по групповому портрету.

17.03


76

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти.

1

Написание контрольного диктанта и выполнение грамматического задания.

19.03


77

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.Обращение и знаки препинания при нем.

1

Анализ собственных ошибок и ошибок одноклассников,

допущенных в контрольной работе.

Осознание основных функций обращения.

Выделение графически и интонационно обращения, расстановка знаков препинания.

20.03


78

Обращение и знаки препинания при нем. Р/р. Конструирование предложений.

1

Опознание и правильное интонирование предложения с распространёнными обращениями, составление предложений с использованием распростра­нённых обращений. Выписывание из текстов художественной и публици­стической литературы примеров употребления разных обращений.

24.03


79

Обращение и знаки препинания при нем. Р/р. Конструирование схем предложений.

1

Выписывание текста с выделением обращений знаками препинания, обо­значение графически обращения, построение схем с обозначением местополо­жения обращений.Составление письма и моделирование разговора по телефону. Описывание раз­личных ситуаций общения с употреблением обращений. Составление пред­ложений с последующим их прочтением с определённой тональностью. Списывание текстов с постановкой запятых и графическим выделением об­ращений. Приведение примеров обращений. Составление поздравления и тек­стов деловой корреспонденции на различные темы.

07.04


80

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них.

1

Осознание функции вводных конструкций в речи. Выписывание пре­дложений с обозначением вводных слов. Графическое выделение вводных слов.

09.04


81

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них.

Р/р. Конструирование предложений.

1

Определение группы вводных слов и предложений по значению.

Рассматривание схемы. Составление предложений с различными по зна­чению вводными словами и сочетаниями слов. Чтение текста, определение темы текста и основной мысли, нахождение вводных слов. Формулировка своего ответа на поставленный автором текста вопрос.

10.04


82

Р/р. Подготовка к написанию сжатого изложения .

1

Знакомство с приемами сжатия текста, прослушивание текста, сжатие его с использованием приемов сжатия.

14.04


83

Р/р.Сжатоеизложение.

1

Запись получившегося варианта.

16.04


84

Анализ изложений, работа над ошибками. Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них.

1

Выписывание текста с постановкой знаков препинания при вводных сло­вах. Вставка вводных слов в текст и расстановка знаков препинания, указание значения слов. Подготовка высказывания типа рассуждения на за­данную тему с последовательным изложением аргументов с помощью вво­дных слов. Переписывание текста с заменой вводных слов и сочетаний слов на вводные предложения. Определение частей речи.

17.04


85

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них.Р/р. Конструирование схем предложений.

1

Подготовка высказывания типа рассуждения на за­данную тему с последовательным изложением аргументов с помощью вво­дных слов. Переписывание текста с заменой вводных слов и сочетаний слов на вводные предложения, составление схем данных предложений.

21.04


86

Вставные конструкции.

1

Определение понятия вставных конструкций. Анализ особенностей употребления вставных конструкций.

23.04


87

Вставные конструкции. Р/р. Конструирование предложений.

Тест.

1

Формирование пунктуационной компетенции, опознание вставных кон­струкций и выделение их интонацией в устной речи и скобками или тире в письменной речи. Конструирование предложений со вставными конструкциями, выполнение тестовых заданий с последующей взаимо­проверкой.

24.04


88

Р/р. Подготовка публичного выступления на общественно значимую тему.

1

Моделирование публичного выступле­ния. Совершенствование при работе с текстом своих речевых, коммуни­кативных умений и правописных навыков.

28.04


89

Р/р. Публичное выступление на общественно значимую тему.

1

Зачитывание составленного публичного выступления. Осуществление самооценки и выслушивание оценки одноклассников.

30.04


90

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в таких предложениях.

1

Определение понятия чужой речи. Анализ языкового материала. Актуализация изученного ранее правило о знаках препинания в пред­ложениях с прямой речью.

Комментирование крылатых выражений, составление предложений с прямой речью. Осваивание нового пунктуационного правила об оформлении прямой речи с разрывом. Использование схемы предложений для опознания, состав­ления, оформления предложений с прямой речью. Чтение выразительно по ролям диалогов. Конструирование предложений с прямой речью в разном структурном и пунктуационном оформлении.

01.05


91

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в таких предложениях. Р/р. Конструирование схем предложений.

1

Сравнивание предложений с прямой и косвенной речью.

Изучение определений прямой и косвенной речи. Опознание изучаемых предложений с прямой и косвенной речью и чтение их, соблюдая нуж­ную интонацию. Изучение знаков препинания в таких предложениях, конструирование схем.

05.05


92

Диалог. Знаки препинания при диалоге.

1

Определение диалога.

Составление своих диалогов по рисункам, ситуациям и схемам. Вырабаты­вание навыков пунктуационного оформления диалога. Преобразование предло­жения с косвенной речью в предложение с прямой речью. Определение стилистической выраженности диалога.

07.05


93

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

Тест.

1

Обучение осуществлению замены прямой речи на косвенную. Классифицирование знаков препинания в предложениях тек­ста, конструирование их схемы.

.

08.05


94

Цитаты и знаки препинания при них.

1

Определение понятие цитаты.

Нахождение цитат и определение роли цитат в тексте. Формирование умения вводить цитаты в авторский текст разными способами. Выполнение кор­рекции текстов ученических сочинений со стороны уместности и точно­сти в оформлении включённых цитат. Усваивание требований к устному выступлению. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора пред­ложений с чужой речью (устно и письменно) по образцу.

12.05


95

Контрольный диктант по теме «Прямая и косвенная речь».

1

Написание контрольного диктанта.

14.05


96

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Р/р. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц. Особенности строения данного типа текста.


Анализ собственных ошибок и ошибок одноклассников,

допущенных в контрольном диктанте. Знакомство с особенностями строения текста, построенного на сравнительной характеристике двух знакомых лиц. Составление своего варианта такого текста.

15.05


97

Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Фонетика и словообразование.

1

Соотнесение фонетики и словообразования. Актуализация знаний о способах образования слов. Произведение фонетического и словообразовательного разбора слов.

19.05


98

Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Фонетика и словообразование.


1

Актуализация знаний об особенностях фонетической системы. Произведение фонетического и словообразовательного разбора слов.

21.05


99

Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Морфология и синтаксис.


1

Соотнесение синтаксиса и морфологии как составляющих грамматики. Раз­личение первичной и вторичной синтаксической роли различных частей речи. Выполнение частичного синтаксического разбора предложений, указание членов предложения и их морфологической выраженности. Составление предложений.

22.05


100

Итоговая контрольная работа.

1

Написание итоговой контрольной работы.

23.05


101

Анализ итоговой работы и работа над ошибками. Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Морфология и синтаксис.

1

Соотнесение синтаксиса и морфологии как составляющих грамматики. Раз­личение первичной и вторичной синтаксической роли различных частей речи. Выполнение частичного синтаксического разбора предложений ,с указанием членов предложения и их морфологической выраженности. Составление предложений.

26.05


102

Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Синтаксис и пунктуация.

1

Изложение услышанного текста с последовательной передачей основных событий, а также сохранением стиля и особенностей содержания.

28.05


103

Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Синтаксис и пунктуация.

1

Обобщение знаний о роли пунктуации в речи. Соотнесение синтаксиса и пунктуации, выявление их связи. Изучение инструкции и выявление по­следовательности действий при определении условий постановки знаков препинания. Применение инструкции, списывание текстов и постановка разные по функции знаков препинания. Развитие речи и закрепление текстовых уме­ний при анализе путевого очерка, членении его на абзацы, составлении плана и др. Написание подробного изложения очерка на основе опорного конспекта. Написание сочинения-описания.

29.05


104

Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Комплексный анализ текста.

1

Формулирование вывода о связи всех разделов русского языка..Осуществление анализа текста ,с включением заданий по орфографии, пунктуации, фонетике, словообразованию, морфологии. Выпол­нение заданий повышенной трудности, подведение итогов изучения курса рус­ского языка в 8 классе.

29.05


105

Заключительный урок за курс 8 класса. Успехи и достижения за учебный год.

1

Оценивание своих успехов, рассказ о достижениях, выявление пробелов.

30.05




































Приложение.

1. Контрольная работа по теме « Повторение в начале учебного года».

Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы*. Она невысокая, но с четырьмя уступами.

Едва заметная извилистая тропинка вьется по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъем.

Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь**. Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные еще неспелыми ягодами. Ее колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.

Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая темно-зеленым лесом. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озер. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.

Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе.



Грамматическое задание.

1 .Произведите синтаксический разбор предложения. отмеченного *.

2. Выпишите по 3 глагола с орфограммой:

1-в безударной гласной, проверяемой ударением

2- в чередующейся гласной.

Графически объясните выбор орфограммы в корне.

3.Разберите по составу:

1-в расстилается

2-в наслаждались.

4.Произведите морфологический разбор слов:

1-в берущей

2-в усеянные.

2. Контрольная работа по итогам 1 четверти.

Последний снег.

Кончался март. Во дворе еще лежали плоские, твердые, спекшиеся на солнце сугробы снега.Река еще не начинала трогаться. Жители по-прежнему ходили к автобусу по льду. Но с каждым днем снега становилось все меньше. Как ни коробился, каким черным и невзрачным ни старался он казаться, солнце находило его везде.

В лесу пахло прелью и талой водой. Обнажалась земля с ветхим прошлогодним быльем.

Оля приносила домой первые подснежники и рассказывала о прилете птиц. В саду, в черных ветвях липы, обживались грачи , и высоко над полем лилась весенняя ликующая песнь жаворонка.

Москву омывали сырые южные ветры. Площади города блистали, и последний снег вывозился с улиц на самосвалах. Сырые, липкие ломтиснега, собранные горками вокруг тротуаров, похожи были на огромные кучи халвы. Москва начинала жить по-весеннему. Людней становилось на улицах. Кавказские мимозы продавались на всех углах. И уже девочки прыгали через веревку на высушенных солнцем тротуарах, и самые франтоватые парни ходили без шапок.



Грамматическое задание.

1.Выпишите из текста диктанта по 2 словосочетания на каждый способ связи ( согласование, управление, примыкание). Сделайте полный разбор словосочетаний.

2.Подчеркните сказуемые в выделенных предложениях и охарактеризуйте их.

3.Произведите фонетический разбор слов:

1-в прелью

2-в веревку.



3. Контрольная работа по теме « Главные и второстепенные члены предложения».

Ветер и его работа.

С дорог, пашен, лишенных растительности склонов и в особенности с оголенных песков ветер поднимает пыль. Временами случаются пыльные бури, когда сильный ветер поднимает тучи мелкозернистого материала и песка. Это бывает обычно весной или летом вовремя суховеев, возникающих в полупустынях и степях. Сухой, горячий ветер поднимает в полупустынях Северной Африки и Аравийского полуострова песчаные бури.

Ветер выдувает и развеивает мельчайшие частицы почвы или песка на сотни, а то и тысячи километров, проникает в пустынях во все трещины горных пород и выносит оттуда выветренный, рыхлый материал. Песок, с силой бросаемый ветром на скалы, постепенно обтачивает их. Если они сложены породами различной прочности , то возникают скалы самых причудливых форм*. Обтачивание, истирание, шлифование и высверливание горных пород движущимися массами обломочного материала, называется коррозией.

Грамматическое задание.

1.Подчеркните главные члены предложения в выделенных предложениях.

2.Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

3.Постройте схему предложения, отмеченного *.

4.Произведите морфологический разбор слов :

1-в поднимает

2-в песчаные .



4. Контрольная работа по теме « Односоставные предложения».

Летнее утро. Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вас обдает накопившимся теплым запахом ночи. Воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и кашки. Вдали стеной стоит дубовый лес и блестит на солнце. Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий.

Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже стало жарко. Проходит час, другой. Небо темнеет по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух.

Под самым обрывом таится источник. Дубовый куст жадно раскинул над водою свои сухие ветки. Большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна , покрытого мелким бархатным мхом.

Вот и полдень. Становится душно. Внезапно налетел ветер и промчался. Воздух дрогнул кругом, слабо сверкнула молния. Передний край тучи вытягивается рукавом. Трава и кусты вдруг потемнели. Каков дождик! Каковы молнии!

Гроза прошла.Как весело сверкает все кругом, как пахнет земляникой и грибами!

Грамматическое задание.

1.Подчеркните главный член во всех односоставных предложениях.

2.Выпишите все словосочетания из последнего абзаца , сделайте их разбор.

3.Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

5.Контрольная работа по теме « Однородные члены предложения».

Ваня распахнул дверь и зажмурился. Солнце заполняло весь двор и все небо. Оно слепило и жгло. Но снег цветенья лежал и не таял на тысячах яблоневых веток.

На дворе возвышался* сарай с соломенной крышей, заголубевшей от дождей. Против ворот тянулся плетень огорода. Дальше в саду, гудевшем пчелами, возился отец. Было слышно, как поскрипывали, как шуршали молодым листом сучья. От огорода шел крепкий запах перегноя. Грядки были уже сделаны и частью засеяны, но всходы еще прятались под землей. Белые мотыльки колыхались в воздухе. Они присаживались на горячие от солнца огородные жерди и складывались наподобие тончайших книжечек. Вверху плясала мелкая мошкара, словно подвешенная на нитках.

Рыжеватая пушистая гусеница доползла** до края грушевого листа и неторопливо озиралась, вытягивая длинную шею.

Пестрая курица пробиралась по молодой поросли лопуха и крапивы, кричала на весь мир о снесенном яйце.

Грамматическое задание.

1.Найдите и графически обозначьте однородные члены предложения.

2.Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

3.Выполните морфологический разбор отмеченных * слов.

4.Сделайте морфемный разбор слова заголубевшей.



6.Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами».

Весеннее утро.

Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.

В густой буйной траве дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестрит цветами: скромными синими колокольчиками, белыми пахучими ромашками, дикой гвоздикой, горящей пунцовыми пятнами*. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль ароматом повилики.

Все блещет, и нежится, и радостно тянется к ласковому солнышку.

Кое-где в глубоких и узких балках еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки. Неутомимые кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась, ожила, и кажется, что она дышит глубокими, ровными, могучими вздохами.

Грамматическое задание.

1.Выполните синтаксический разбор выделенных предложений ( по вариантам).

2.Начертите схему предложения, отмеченного *.

3. Выполнить морфемный и морфологический разбор:

1-в бледнея

2-в напоминая.



7.Контрольная работа по итогам 3 четверти.

Пока приезжий господин осматривал свою комнату, внесены были его пожитки: прежде всего чемодан из белой кожи, несколько поистасканный, показывавший, что был не в первый раз в дороге. Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка, Малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом. Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица. Кучер Селифан отправился на конюшню возиться около лошадей, а лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней, очень темной конурке. Он уже успел притащить туда свою шинель и вместе с нею какой-то свой собственный запах, который был сообщен и принесенному вслед за тем мешку с разным лакейским скарбом. В этой конурке он приладил к стене узенькую трехногую кровать, накрыв ее небольшим подобием тюфяка, убитым и плоским, как блин, который удалось ему вытребовать у хозяина гостиницы.

Грамматическое задание.

1.Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

2.Произведите фонетический разбор выделенных слов ( по вариантам).

3.Выпишите из текста три причастия и выполните морфологический разбор одного из них.



8.Контрольная работа по теме « Прямая и косвенная речь».

Отец часто и подолгу сидел на лавочке под окном и вспоминал пережитое. Как-то он сказал: « Что моя жизнь? Для себя, может, что-то и представляет, потому что своя, а для других ничего такого она не содержит».

Приходит время и мне вспоминать, и я думаю : « А моя- содержит?» И прихожу к выводу, что особенного ничего не содержит. Особенное- в поколении. Мы не похожи на отцов, мы не пахари, мы только дети пахарей. Первые оторвавшиеся от плуга, но не порвавшие с землей, деревенские интеллигенты. Мы служили пахарям, учились и учили, звали и вели, будучи сами связаны с отчим домом. В нас было что-то, если хотите, переломное. Когда у пахаря не уродился хлеб, он не ищет виноватых, он винит только себя, он продолжает работать, и это сулит ему новый урожай.

Мое поколение- и я вместе с ним- сеяло свой посев ровно полвека. Для истории срок небольшой, для отдельного человека-целая жизнь, и на ее исходе естественно задаваться вопросами: « Удалась ли твоя жатва? Обильна ли она? Сколь необходимо народу было твое присутствие на земле?» Вопросы сложные, и однозначно на них не ответить.

Грамматическое задание.

1.Переделайте, где это возможно, предложение с прямой речью в предложение с косвенной речью. Запишите оба предложения.

2.Составьте схемы предложений с прямой речью.

3. Сделайте морфемный разбор выделенных слов.







Изложения.

Сокольники.

Хороши, хороши Сокольники! Лыжи бери-поспешай в Сокольники. Поезжай на прогулку, на встречу с друзьями, выставку международную посмотри. Поброди по аллеям чудесного парка. Полюбуйся на сосны, березы, ели. Целебным воздухом подыши.

Давно уже Сокольники находятся почти что в центре самой Москвы. В годы Ивана Грозного был здесь далекий дремучий лес.

Раздолье здесь было лесному жителю. Важно ходили лоси. Кабаны, как князья, ступали. Лисы-плутовки целыми стаями бегали Заячьи уши чуть ли не за каждым кустом торчали.

Любил царь Иван охоты всякие. С собаками, с загонами, с рогатинами- на медведя.

Торжественно обставлялась в те дни охота. Отправлялся в путь целый царский охотничий поезд.

Рвутся собаки. Подрагивают в нетерпении кони. Псари и ловчие, словно солдаты в преддверии боя. Приготовились и сейчас устремятся на поля, в леса. Охота царская начинается!

Любил Иван Грозный охоты всякие, однако больше всего с соколами, Едет Иван Грозный верхом на коне. Сокол сидит у него на руке. Грозно поводит по лесу глазами Грозный. Грозно поводит глазами по лесу сокол. Все спокойно. Все тихо. Но вот…

Метнулся из-под кустов заяц. Бежит поляной. Бежит, петляет. Сорвался сокол ядром из пушки, стрелой из лука. Бедняга заяц.

Взлетела с ели лесная птица. Сокол вдогон, как пуля. Качнулась птица в бездонном небе. Торжествует победу сокол. Несут добычу к ногам царевым.

В честь царских соколиных охотничьих забав заповедный лес под Москвой был назван Сокольниками.

Так и пошло. Так и до нас дошло. Бери билет- поезжай на метро в Сокольники.



О гордом самолюбии.

Слово самолюбие сегодня чаще встречается в книгах, чем в разговорной речи. Заметим сразу, что самолюбие совсем не то, что себялюбие. Себялюбие- эгоизм, чрезмерное себялюбие- довольно противное качество. А самолюбие- уважение к себе. Задеть самолюбие какого-нибудь человека- значит проявить неуважение к нему, обидеть. У каждого человека, кроме тех, кто совсем не уважает себя, есть своя гордость, свое самолюбие. Человек уважает самого себя и не допускает, чтобы другие относились к нему неуважительно.

Мы об этом редко думаем, мы склонны относиться к чересчур обидчивым, чересчур самолюбивым людям с насмешкой, но не все ведь одинаковы. Люди с чрезмерным самолюбием невыносимы- они постоянно выясняют отношения и этим доставляют окружающим много хлопот. Про таких говорят: «Слова ему не скажи».

Но еще больше страдаем мы все от людей без самолюбия, без гордости. Таким людям все равно, что о них подумают. Они способны на все: сказать глупость, сделать подлость, украсть, обмануть, не сдержать слова и даже предать друга. У них нет самого главного, что должно быть в человеке- уважения к самому себе, и потому они легко терпят неуважение других. Иногда бывает, что человек, когда-то гордый и всеми уважаемый, опускается, теряет гордость… Они страдают безмерно именно потому, что потеряли уважение к себе.

Посмотрите, как странно: никто не видит, никто не знает, а человек потерял самое важное для него.

Страшная судьба: потерять гордое самолюбие, уважение к себе…Это хуже болезни, хуже тюрьмы, хуже всего на свете.



Механик- самоучка.

Весной тысяча семьсот шестьдесят седьмого года Екатерина Вторая, плывя на корабле по Волге, Посетила Нижний Новгород. Ей как городскую знаменитость представили механика- самоучку Ивана Петровича Кулибина. Сын торговца мукой, он не пошел по стопам отца, а с детства увлекался всякими хитроумными поделками. Поначалу ремонтировал часы и музыкальные шкатулки, изготовлял аналоги телескопа, подзорной трубы, микроскопа. Узнав о приезде великой государыни, принялся мастерить часы « яичной фигуры», собственного изобретения.

Императрица с интересом осмотрела показанные ей Кулибиным механизмы и распорядилась определить его на службу в Академию наук.

В столицу Кулибин приехал уже с изготовленными часами. Теперь они были хорошо отлажены и каждый час повторяли мелодию. При этом на циферблате распахивались створки, появлялся миниатюрный зал с Гробом Господним, а фигурки ангелов приходили в движение.

Императрица была в восторге от увиденного. Кулибина назначили главным механиком, и его золотыми руками создано множество полезных вещей .Например, « фонарь»- предшественник современного прожектора, маховое колесо, нашедшее применение в двигателях внутреннего сгорания, самодвижущиеся экипажи, модели лифта и телеграфа.

А сколько удивительных часов, занятных игрушек с пружинным заводом, станков, устройств и приспособлений изобрел и изготовил Кулибин!

Мастер на все руки, он делал термометры и весы, компасы и машины для формовки стекол, создал паровой двигатель, суда-водоходы.

Далеко не все работы механика- самоучки уцелели, но многие из них можно увидеть в Эрмитаже и других музеях страны.

Семь пятниц на неделе.

Выражение « семь пятниц на неделе» - это образное обозначение человеческого непостоянства. Так говорят о том, кто часто меняет свои решения, постоянно отступает от своего слова, не выполняет своих обязанностей, т.е. о людях, на которых нельзя положиться и которым нельзя доверять.

Разгадка каламбурного выражения « семь пятниц на неделе» заключена в слове пятница. Ведь если данное выражение передать буквально, то можно сказать , что вся неделя состоит из пятниц, неделя- сплошная пятница. По какой же причине для обозначения людей, не выполняющих своих обещаний, в качестве главного « героя» была выбрана пятница, а не какой-либо другой день недели? И отчего это выражение стало художественно-выразительным обозначением человеческого непостоянства?

Оказывается, все определяется историческими причинами, условиями старого русского быта. Дело в том что пятница некогда была свободным от работы днем( и не только у славян), а потому и базарным .Поэтому-то пятница была долгое время и днем исполнения различных торговых обязательств. В пятницу, получая деньги, давали честное слово привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день ( т.е. в пятницу следующей недели) отдать полагающиеся за него деньги.

О нарушающих эти обещания и говорили, что у них семь пятниц на неделе. Вполне возможно, что обозначение непостоянства в решениях человека, на которого нельзя положиться, закрепилось в выражении « семь пятниц на неделе» под влиянием народно-этимологического сближения слов пятница и пятится, отступать ( от своего слова).






















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!