СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 7 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Курс «География. Страноведение»  по учебнику  под ред. О.А. Климановой

рассчитан на 70 часов (2 академических часа в неделю) в 7-х классах средней школы для обучения учащихся, прошедших курс географии 6-го класса как по традиционной, так и по альтернативной программам, например «История географических открытий», а также тех, кто не обучался географии в 6-м классе.  В содержании курса  учитываются уже полученные школьниками при изучении  «Истории Древнего мира» сведения о народах, государствах, занятиях людей, их религии и культуре в древности. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 7 класса»


Пояснительная записка


Курс «География. Страноведение» по учебнику под ред. О.А. Климановой

рассчитан на 70 часов (2 академических часа в неделю) в 7-х классах средней школы для обучения учащихся, прошедших курс географии 6-го класса как по традиционной, так и по альтернативной программам, например «История географических открытий», а также тех, кто не обучался географии в 6-м классе. В содержании курса учитываются уже полученные школьниками при изучении «Истории Древнего мира» сведения о народах, государствах, занятиях людей, их религии и культуре в древности.

В ходе изучения курса «География. Страноведение» формируется целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов. С другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной и др. В центре содержания курса находится человек, а также «человеческие сообщества» – страны.

Курс «География. Страноведение» содержит в себе географические характеристики стран мира (включая страны СНГ) и основные сведения о терминах и понятиях, используемых, прежде всего в физической географии. Философской основой курса является представление о страноведении как интегрирующей науке, способной соединить сведения из традиционно разделяемых в школьном курсе ветвей географии: физической и экономической с дополнительным материалом по истории, культуре регионов и стран мира.

Суть страноведческого подхода (так называемой теории комплексного географического страноведения) состоит в том, что процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на политической карте мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран, объясняются особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры стран и регионов.

Порядок рассмотрения регионов в курсе учитывает характер освоения земной поверхности человеком («Старый и Новый Свет»), а также значимость знаний об этих странах для жителей России. Например, первостепенное значение уделяется странам Евразии – как «родного» материка россиян. В этом одно из отличий программы от других.

Основной материал курса (42 часа) подается в виде географической характеристики природных и культурно-исторических регионов мира (некоторые из них совпадают с границами крупнейших стран, имеющих богатую событиями историю, значительное разнообразие в природе, населении и хозяйстве). Основной блок курса предваряет «Введение», посвященное материкам и океанам, частям света, разнообразию стран современного мира, а также источникам географической информации. Раздел 1 «Земля – планета людей» посвящен населению мира и его хозяйственной деятельности, а также вопросам взаимодействия человека и природы часов, и знакомит учащихся с основными понятиями экономической географии.

Характеристика регионов и стран основывается на классической в отечественной географии схеме, известной в методической литературе под названием «типовая структура географической характеристики территории на основе комплексного географического страноведения». При этом традиционные характеристики дополнены материалами по истории, этнографии и культуре изучаемых стран, превращая описание стран, прежде всего, в природное и культурно-историческое. Параллельно основному блоку материала вводится понятийный аппарат, касающийся природных (а также некоторых социально-экономических и политических) явлений, характерных для описываемых стран.

Основой деления мира в курсе является выделение стран и регионов по принципам природного и историко-культурного единства. Методологическими основами такого деления являются физико-географическое районирование и культурно-цивилизационный подход, получивший в последнее время широкое распространение в ряде наук гуманитарного цикла. Выделенные по культурному принципу регионы, как правило, совпадают с государственными границами, но могут включать одну или несколько стран. Выделенные регионы являются результатом естественноисторического развития государств и имеют свою собственную историческую судьбу, определившую особенности современной жизни страны. Обычно такие регионы ограничиваются и во многом совпадающими с государственными границами важными физико-географическими рубежами (береговой линией, значимыми горными хребтами, крупными реками и т.п.).

На изучение различных регионов отводится, как правило, один урок.

В то же время на изучение географии США или Австралии отводится, соответственно, 2 урока.

После изучения стран и регионов одного материка следуют уроки обобщения, целью которых является наряду с формированием индивидуальных образов стран (регионов), формирование целостного образа материка во всем его природном и культурном многообразии.

Содержание программы подразумевает наличие и других форм подачи материала, в том числе сравнительная характеристика двух стран, самостоятельная работа учащихся по изучению региона и практические работы, основанные на работе с различными источниками географической информации, в первую очередь картографическими.

























Учебно – тематический план





Класс - 7

Учитель—Сергачева Л.В.

Количество часов

Всего ---70--------час; в неделю ------2---------час.

Плановых контрольных уроков --3--,зачётов-----0-------, тестов------------ч;

Административных контрольных уроков ---------------------------------ч



Планирование составлено на основе примерной программы основного общего обра­зования по географии «География Земли» (VI – VII классы)/, опубликованной в сборнике нормативных документов «География: Федеральный компонент государственного стандарта» –М.: Дрофа, 2009;

программы по географии для общеобразовательных учреждений. Автор И. В. Душина, М: Дрофа, 2011


Учебник

О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И.Сиротин. География. Страноведение. 7 класс. М.: Дрофа, 2009


Дополнительная литература

Географический атлас. 7 класс. М.: Дрофа, 2009

А.В.Румянцев, Э.В.Ким, О.А.Климанова. Рабочая тетрадь. География. Страноведение. 7 класс. М.: Дрофа, 2010

Тематическое планирование. География. Линия учебников О.А.Климановой, А.И.Алексеева. М.: Дрофа, 2008.

Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. Материки, океаны, народы и страны. М.: «ВАКО», 2005.

\






Календарно-тематическое планирование


урока

Наименование разделов и тем.

Количество

часов

Дата проведения.

Фактическая дата проведения.

Введение - 3 ч.

1.

География в современном мире. Материки, части света и страны.

1 ч.

01.09.


2.

Разнообразие стран современного мира.

1 ч.

05.09.


3.

Практикум. Источники географической информации.


1 ч.

08.09.


Земля – планета людей - 13 ч.


Население мира

6 ч.



4

Расселение человека по земному шару.

1 ч.

12.09.


5

Численность населения мира. Размещение населения.


1 ч.

15.09.


6

Практическая работа: Анализ размещения населения в мире (на примере одного или нескольких материков) по карте «Плотность населения мира».

19.09.


7.

Человеческие расы.

1 ч.

22.09.


8.

Народы мира.

1 ч.

26.09.


9.

Городское и сельское население. Крупнейшие города мира.

1 ч.

29.09.



Хозяйственная деятельность.

3 ч.



10.

Возникновение и развитие хозяйства.

1 ч.

03.10.


11.

Современное хозяйство мира.


1 ч.

06.10.


12

Практическая работа: Выделение характерных черт индустриального (промышленного) и сельского пейзажей (на примере своей местности или по литературному описанию)

10.10.



Природа Земли и человек

4 ч.



13

Практикум. Влияние строения земной коры на облик Земли.

1 ч.

13.10.


14

Влияние климата на облик Земли и жизнь людей.

1 ч.

17.10.


15

Практикум. Образование климатических областей.

1 ч.

20.10.


16

Мировой океан и его значение.

1 ч.

24.10.



Материки, океаны и страны мира - 48 ч.


Евразия.

4 ч.



17

Практикум. Географическое положение материка Евразия.

1 ч.

27.10.


18

Практикум (продолжение). Особенности природы Евразии.

1 ч.

10.11.


19

Особенности природы и хозяйственного использования Атлантического океана.

1 ч.

14.11.


20

Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана.

1 ч.

17.11.



Европа

13 ч.



21

Северная Европа.

1 ч.

21.11.


22

Средняя Европа. Британские острова (Великобритания и Ирландия).

1 ч

24.11.


23

Франция и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург)

1 ч.

28.11.


24

Германия и Альпийские страны.

1 ч.

01.12.


25

Восточная Европа. Страны между Германией и Россией.

1 ч.

05.12.


26

Белоруссия, Украина, Молдавия.

1 ч.

08.12.


27

Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове.

1 ч.

12.12.


28

Страны на Апеннинском полуострове.

Практическая работа: Подготовка краткого туристического проспекта и картосхемы «Достопримечательности страны» на примере Италии

1 ч.

15.12.


29

Дунайские и Балканские страны.

Практическая работа: Обозначение на карте стран, расположенных в бассейне Дуная и составление маршрута речного путешествия по реке Дунай.

1 ч

19.12.


30

Урок обобщения по теме «Европа».

1 ч.

22.12.


31

Практикум. Россия – самая большая по площади страна мира.

1 ч.

26.12.


32

Природа, население и хозяйство России.

1 ч.

29.12.


33

Региональные различия России.

1 ч.

12.01.



Азия

8 ч.



34

Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан)

1 ч.

16.01.


35

Юго-Западная Азия.

1 ч.

19.01.


36

Центральная Азия.

1 ч.

23.01.


37

Китай и Монголия.

1 ч.

26.01.


38

Япония и страны на Корейском полуострове.

1 ч.

30.01.


39

Южная Азия

Практическая работа: Составление характеристики муссонного климата (на примере полуострова Индостан

1 ч.

02.02.


40

Юго-Восточная Азия.

1 ч.

06.02.


41

Урок обобщения по теме «Евразия»

1 ч.

09.02.



Африка

7 ч.



42

Практикум. Географическое положение и особенности природы Африки.

1 ч.

13.02.


43

Северная Африка.

1 ч.

16.02.


44

Западная и Центральная Африка.


1 ч.

20.02.


45

Практическая работа: Изучение отличительных особенностей хозяйства отдельных стран или регионов материка (по выбору).

27.02.


46

Восточная Африка.

1 ч.

01.03.


47

Южная Африка.

1 ч.

05.03.


48

Обобщение по теме «Африка».

1 ч.

12.03.



Америка – Новый Свет

11ч.



49

Практикум. Особенности географического положения.

Открытие Америки. Америка – Новый свет для Европейцев.


1 ч.

15.03.


50

Часть света Америка. Природные особенности материка. Регионы Америки – Северная Америка (Англоамерика), Центральная и Южная Америка (Латинская Америка).

1 ч.

19.03.


51

Канада.

1 ч.

22.03.


52

Практикум. Особенности географического положения, государственного устройства и природы США.

1 ч.

05.04.


53

Население и хозяйство США.


1 ч.

09.04.


54

Практическая работа: Изучение региональных различий в природе и хозяйстве страны.

12.04.


55

Центральная Америка и Вест-Индия.

1 ч.

16.04.


56

Бразилия.

Практическая работа: Составление комплексной мере Амазонки или Параны).

1 ч.

19.04.


57

Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили.

1 ч.

23.04.


58

Лаплатские страны.

1 ч.

26.04.


59

Обобщение по теме « Америка – Новый Свет».

1 ч.

30.04.



Австралия и Океания

5ч.



60

Географическое положение и природа Австралии.


1 ч.

03.05.


61

Практическая работа: Анализ факторов, определяющих климат Австралии

07.05.


62

Австралийский Союз.

1 ч.

10.05.


63

Океания.

Практическая работа: Географическое описание острова (на примере Новой Гвинеи или Новой Зеландии

1 ч.

14.05.


64

Тихий океан. Особенности природы и хозяйственного использования.

1 ч.

17.05.


Полярные области Земли - 4 ч.

65

Полярные области Земли.

1 ч.

21.05.



Арктика.

1 ч.

21.05


66

Практическая работа: Составление краткой комплексной характеристики Северного Ледовитого океана

24.05.


67

Антарктика.

1 ч.

28.05.


Человек и планета: история взаимоотношений - 2 ч.

68

История изменения природы Земли человеком. Изменение человеком природы материков

1 ч.

31.05.



Изменение человеком природы материков

1 ч.

31.05.



Содержание тем учебного курса.


Введение - 3 ч.

География в современном мире. Материки, части света и страны.

Разнообразие стран современного мира. Источники географической информации.






Земля – планета людей -13 ч.

Население мира. 6 час

Расселение человека по земному шару. Численность населения мира. Размещение населения. Человеческие расы. Народы мира.

Городское и сельское население. Крупнейшие города мира.


Хозяйственная деятельность. 3 час

Возникновение и развитие хозяйства. Современное хозяйство мира.

Выделение характерных черт индустриального (промышленного) и сельского пейзажей (на примере своей местности или по литературному описанию)


Природа Земли и человек. 4 час

Влияние строения земной коры на облик Земли. Образование климатических областей. Мировой океан и его значение.

Материки, океаны и страны мира - 48 ч.

Евразия. 4 час

Географическое положение материка Евразия. Особенности природы Евразии. Особенности природы и хозяйственного использования Атлантического океана. Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана.

Европа. 13 час

Северная Европа. Средняя Европа. Британские острова (Великобритания и Ирландия). Франция и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) Германия и Альпийские страны. Восточная Европа. Страны между Германией и Россией. Белоруссия, Украина, Молдавия. Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове. Страны на Апеннинском полуострове. Дунайские и Балканские страны. Природа, население и хозяйство России. Региональные различия России


Азия. 8 час

Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан) Юго-Западная Азия.

Центральная Азия. Китай и Монголия. Япония и страны на Корейском полуострове. Южная Азия. Юго-Восточная Азия.




Африка. 7 час

Географическое положение и особенности природы Африки. Северная Африка. Западная и Центральная Африка.

Изучение отличительных особенностей хозяйства отдельных стран или регионов материка (по выбору).Восточная Африка. Южная Африка.


Америка – Новый Свет. 11 час

Особенности географического положения.

Открытие Америки. Америка – Новый свет для Европейцев.

Часть света Америка. Природные особенности материка. Регионы Америки – Северная Америка (Англоамерика), Центральная и Южная Америка (Латинская Америка). Население и хозяйство США.

Центральная Америка и Вест-Индия. Бразилия. Хребты и нагорья Анд: от

Венесуэлы до Чили. Лаплатские страны.


Австралия и Океания. 5 час

Географическое положение и природа Австралии. Австралийский Союз. Океания. Тихий океан. Особенности природы и хозяйственного использования.


Полярные области Земли - 4 ч.

Полярные области Земли. Арктика. Антарктика.


Человек и планета: история взаимоотношений – 2 ч.

История изменения природы Земли человеком. Изменение человеком природы материков.

Прошлое и будущее Земли.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Планируемые результаты обучения по теме «Введение»

Учащиеся должны уметь:

• объяснять значения понятий: физическая география, экономическая и социальная география, страноведение, государство, колонии, монархии, республика, унитарное государство, федеративное государство;

• давать характеристику «Политической карты мира» — по масштабу, охвату территории, содержанию;

• находить и показывать по карте различные государства, определять пограничные соседние государства;

• приводить простые примеры различий между государствами по географическому положению, размерам и конфигурации территории;

• находить и подбирать различные источники информации и извлекать нужную информацию;

• показывать по карте материки и части света, границу между Европой и Азией, страны, упоминающиеся в параграфах.

Планируемые результпатпы обучения по теме «Население мира»

Учащиеся должны уметь:

• объяснять значения понятий: численность населения, плотность населения, языковая семья, городское и сельское население, урбанизация;

•показывать по карте предполагаемые пути
расселения человечества на Земле;

• называть причины переселения людей в прошлом и в настоящее время;

• давать характеристику изменений численности населения Земли по таблице;

• приводить примеры частей света и стран с разной плотностью населения, используя карту шютности. Давать характеристику карты «Плотность населения»;

• объяснять расовые отличия разных народов мира;

• приводить примеры различий между разными народами (этносами). Давать характеристику карт «Народы мира», «Религии мира», «Языковые семьи»;

• приводить примеры и объяснять различия между городским и сельским образом жизни;

• называть и показывать по карте географическую номенклатуру, выделенную в тексте.


Планируемые результаты обучения по теме «Хозяйственная деятельность людей»

Учащиеся должны уметь:

• объяснять значения понятий: первичные, вторичные, третичные виды хозяйственной деятельности (первичный, вторичный, третичный секторы экономики), промышленность добывающая и обрабатывающая, растениеводство, животноводство, сфера услуг;

• приводить примеры различных видов деятельности людей и объяснять различия между ними;

• называть причины изменений хозяйственной деятельности.


Планируемые результаты обучения по теме: «Природа Земли и человек»

Учащиеся должны уметь:

• объяснять значения понятий: платформа, области складчатости, сейсмические пояса, основные и переходные климатические пояса, климатообразующие факторы, климатические области, Мировой океан, морские природные комплексы;

• читать и анализировать карты «Строение земной коры», климатические карты; определять по карте и объяснять закономерности размещения осадочных и рудных полезных ископаемых;

• давать характеристику климата, выбирая и используя соответствующие карты;

• читать и анализировать климатограммы, давать характеристику климатических областей по климатическим диаграммам;

• приводить примеры влияния рельефа и климата на жизнь людей;

• называть наиболее значимые этапы изучения Мирового океана;

• доказывать примерами влияние Мирового океана на жизнь планеты и людей;

• показывать по карте географические объекты, упоминаемые в тексте учебника.


Планируемые результаты обучения по разделу «Материки, океаны и страны мира»

Учащиеся должны уметь:

• показывать по карте отдельные материки и части света, океаны и определять их географическое положение, используя типовой план;

• называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран;

• называть и показывать регионы Европы, Азии, Африки, Америки;

• приводить примеры, доказывающие влияние географического положения на природу материка, крупного региона, страны;

• называть характерные особенности природы материков и океанов;

• давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа;

• приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а также хозяйственную деятельность людей в океанах;

• объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды;

• определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию;

• давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации;

• называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками всемирного природного и культурного наследия;

• показывать по карте территорию отдельных регионов мира, ее границы по природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера;

• характеризовать береговую линию, называя географические объекты;

• выявлять черты различия природы Азии и Европы;

• давать сравнительную характеристику природы Северной и Южной Америки;

• объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты;

• называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа;

• давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану;

• на основе использования разнообразных источников информации выявлять отличительные особенности природы, населения и хозяйства стран и народов.









Перечень учебно - методического обеспечения.


1. О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И.Сиротин. География. Страноведение. 7 класс. М.: Дрофа, 2009

2. Географический атлас. 7 класс. М.: Дрофа, 2009

3. А.В.Румянцев, Э.В.Ким, О.А.Климанова. Рабочая тетрадь. География. Страноведение. 7 класс. М.: Дрофа, 2010



Список литературы:

1. Тематическое планирование. География. Линия учебников О.А.Климановой, А.И.Алексеева. М.: Дрофа, 2008.

2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. Материки, океаны, народы и страны. М.: «ВАКО», 2005.












Листок коррекции календарно-тематического планирования


п/п

Тема урока

Сроки по плану

Сроки фактические


























































































































































16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!