Пояснительная записка
Курс «География. Страноведение» по учебнику под ред. О.А. Климановой
рассчитан на 70 часов (2 академических часа в неделю) в 7-х классах средней школы для обучения учащихся, прошедших курс географии 6-го класса как по традиционной, так и по альтернативной программам, например «История географических открытий», а также тех, кто не обучался географии в 6-м классе. В содержании курса учитываются уже полученные школьниками при изучении «Истории Древнего мира» сведения о народах, государствах, занятиях людей, их религии и культуре в древности.
В ходе изучения курса «География. Страноведение» формируется целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов. С другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной и др. В центре содержания курса находится человек, а также «человеческие сообщества» – страны.
Курс «География. Страноведение» содержит в себе географические характеристики стран мира (включая страны СНГ) и основные сведения о терминах и понятиях, используемых, прежде всего в физической географии. Философской основой курса является представление о страноведении как интегрирующей науке, способной соединить сведения из традиционно разделяемых в школьном курсе ветвей географии: физической и экономической с дополнительным материалом по истории, культуре регионов и стран мира.
Суть страноведческого подхода (так называемой теории комплексного географического страноведения) состоит в том, что процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на политической карте мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран, объясняются особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры стран и регионов.
Порядок рассмотрения регионов в курсе учитывает характер освоения земной поверхности человеком («Старый и Новый Свет»), а также значимость знаний об этих странах для жителей России. Например, первостепенное значение уделяется странам Евразии – как «родного» материка россиян. В этом одно из отличий программы от других.
Основной материал курса (42 часа) подается в виде географической характеристики природных и культурно-исторических регионов мира (некоторые из них совпадают с границами крупнейших стран, имеющих богатую событиями историю, значительное разнообразие в природе, населении и хозяйстве). Основной блок курса предваряет «Введение», посвященное материкам и океанам, частям света, разнообразию стран современного мира, а также источникам географической информации. Раздел 1 «Земля – планета людей» посвящен населению мира и его хозяйственной деятельности, а также вопросам взаимодействия человека и природы часов, и знакомит учащихся с основными понятиями экономической географии.
Характеристика регионов и стран основывается на классической в отечественной географии схеме, известной в методической литературе под названием «типовая структура географической характеристики территории на основе комплексного географического страноведения». При этом традиционные характеристики дополнены материалами по истории, этнографии и культуре изучаемых стран, превращая описание стран, прежде всего, в природное и культурно-историческое. Параллельно основному блоку материала вводится понятийный аппарат, касающийся природных (а также некоторых социально-экономических и политических) явлений, характерных для описываемых стран.
Основой деления мира в курсе является выделение стран и регионов по принципам природного и историко-культурного единства. Методологическими основами такого деления являются физико-географическое районирование и культурно-цивилизационный подход, получивший в последнее время широкое распространение в ряде наук гуманитарного цикла. Выделенные по культурному принципу регионы, как правило, совпадают с государственными границами, но могут включать одну или несколько стран. Выделенные регионы являются результатом естественноисторического развития государств и имеют свою собственную историческую судьбу, определившую особенности современной жизни страны. Обычно такие регионы ограничиваются и во многом совпадающими с государственными границами важными физико-географическими рубежами (береговой линией, значимыми горными хребтами, крупными реками и т.п.).
На изучение различных регионов отводится, как правило, один урок.
В то же время на изучение географии США или Австралии отводится, соответственно, 2 урока.
После изучения стран и регионов одного материка следуют уроки обобщения, целью которых является наряду с формированием индивидуальных образов стран (регионов), формирование целостного образа материка во всем его природном и культурном многообразии.
Содержание программы подразумевает наличие и других форм подачи материала, в том числе сравнительная характеристика двух стран, самостоятельная работа учащихся по изучению региона и практические работы, основанные на работе с различными источниками географической информации, в первую очередь картографическими.
Учебно – тематический план
Класс - 7
Учитель—Сергачева Л.В.
Количество часов
Всего ---70--------час; в неделю ------2---------час.
Плановых контрольных уроков --3--,зачётов-----0-------, тестов------------ч;
Административных контрольных уроков ---------------------------------ч
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI – VII классы)/, опубликованной в сборнике нормативных документов «География: Федеральный компонент государственного стандарта» –М.: Дрофа, 2009;
программы по географии для общеобразовательных учреждений. Автор И. В. Душина, М: Дрофа, 2011
Учебник
О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И.Сиротин. География. Страноведение. 7 класс. М.: Дрофа, 2009
Дополнительная литература
Географический атлас. 7 класс. М.: Дрофа, 2009
А.В.Румянцев, Э.В.Ким, О.А.Климанова. Рабочая тетрадь. География. Страноведение. 7 класс. М.: Дрофа, 2010
Тематическое планирование. География. Линия учебников О.А.Климановой, А.И.Алексеева. М.: Дрофа, 2008.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. Материки, океаны, народы и страны. М.: «ВАКО», 2005.
\
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем. | Количество часов | Дата проведения. | Фактическая дата проведения. |
Введение - 3 ч. |
1. | География в современном мире. Материки, части света и страны. | 1 ч. | 01.09. | |
2. | Разнообразие стран современного мира. | 1 ч. | 05.09. | |
3. | Практикум. Источники географической информации. | 1 ч. | 08.09. | |
Земля – планета людей - 13 ч. |
| Население мира | 6 ч. | | |
4 | Расселение человека по земному шару. | 1 ч. | 12.09. | |
5 | Численность населения мира. Размещение населения. | 1 ч. | 15.09. | |
6 | Практическая работа: Анализ размещения населения в мире (на примере одного или нескольких материков) по карте «Плотность населения мира». | 1ч | 19.09. | |
7. | Человеческие расы. | 1 ч. | 22.09. | |
8. | Народы мира. | 1 ч. | 26.09. | |
9. | Городское и сельское население. Крупнейшие города мира. | 1 ч. | 29.09. | |
| Хозяйственная деятельность. | 3 ч. | | |
10. | Возникновение и развитие хозяйства. | 1 ч. | 03.10. | |
11. | Современное хозяйство мира. | 1 ч. | 06.10. | |
12 | Практическая работа: Выделение характерных черт индустриального (промышленного) и сельского пейзажей (на примере своей местности или по литературному описанию) | 1ч | 10.10. | |
| Природа Земли и человек | 4 ч. | | |
13 | Практикум. Влияние строения земной коры на облик Земли. | 1 ч. | 13.10. | |
14 | Влияние климата на облик Земли и жизнь людей. | 1 ч. | 17.10. | |
15 | Практикум. Образование климатических областей. | 1 ч. | 20.10. | |
16 | Мировой океан и его значение. | 1 ч. | 24.10. | |
Материки, океаны и страны мира - 48 ч. |
| Евразия. | 4 ч. | | |
17 | Практикум. Географическое положение материка Евразия. | 1 ч. | 27.10. | |
18 | Практикум (продолжение). Особенности природы Евразии. | 1 ч. | 10.11. | |
19 | Особенности природы и хозяйственного использования Атлантического океана. | 1 ч. | 14.11. | |
20 | Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана. | 1 ч. | 17.11. | |
| Европа | 13 ч. | | |
21 | Северная Европа. | 1 ч. | 21.11. | |
22 | Средняя Европа. Британские острова (Великобритания и Ирландия). | 1 ч | 24.11. | |
23 | Франция и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) | 1 ч. | 28.11. | |
24 | Германия и Альпийские страны. | 1 ч. | 01.12. | |
25 | Восточная Европа. Страны между Германией и Россией. | 1 ч. | 05.12. | |
26 | Белоруссия, Украина, Молдавия. | 1 ч. | 08.12. | |
27 | Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове. | 1 ч. | 12.12. | |
28 | Страны на Апеннинском полуострове. Практическая работа: Подготовка краткого туристического проспекта и картосхемы «Достопримечательности страны» на примере Италии | 1 ч. | 15.12. | |
29 | Дунайские и Балканские страны. Практическая работа: Обозначение на карте стран, расположенных в бассейне Дуная и составление маршрута речного путешествия по реке Дунай. | 1 ч | 19.12. | |
30 | Урок обобщения по теме «Европа». | 1 ч. | 22.12. | |
31 | Практикум. Россия – самая большая по площади страна мира. | 1 ч. | 26.12. | |
32 | Природа, население и хозяйство России. | 1 ч. | 29.12. | |
33 | Региональные различия России. | 1 ч. | 12.01. | |
| Азия | 8 ч. | | |
34 | Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан) | 1 ч. | 16.01. | |
35 | Юго-Западная Азия. | 1 ч. | 19.01. | |
36 | Центральная Азия. | 1 ч. | 23.01. | |
37 | Китай и Монголия. | 1 ч. | 26.01. | |
38 | Япония и страны на Корейском полуострове. | 1 ч. | 30.01. | |
39 | Южная Азия Практическая работа: Составление характеристики муссонного климата (на примере полуострова Индостан | 1 ч. | 02.02. | |
40 | Юго-Восточная Азия. | 1 ч. | 06.02. | |
41 | Урок обобщения по теме «Евразия» | 1 ч. | 09.02. | |
| Африка | 7 ч. | | |
42 | Практикум. Географическое положение и особенности природы Африки. | 1 ч. | 13.02. | |
43 | Северная Африка. | 1 ч. | 16.02. | |
44 | Западная и Центральная Африка. | 1 ч. | 20.02. | |
45 | Практическая работа: Изучение отличительных особенностей хозяйства отдельных стран или регионов материка (по выбору). | 1ч | 27.02. | |
46 | Восточная Африка. | 1 ч. | 01.03. | |
47 | Южная Африка. | 1 ч. | 05.03. | |
48 | Обобщение по теме «Африка». | 1 ч. | 12.03. | |
| Америка – Новый Свет | 11ч. | | |
49 | Практикум. Особенности географического положения. Открытие Америки. Америка – Новый свет для Европейцев. | 1 ч. | 15.03. | |
50 | Часть света Америка. Природные особенности материка. Регионы Америки – Северная Америка (Англоамерика), Центральная и Южная Америка (Латинская Америка). | 1 ч. | 19.03. | |
51 | Канада. | 1 ч. | 22.03. | |
52 | Практикум. Особенности географического положения, государственного устройства и природы США. | 1 ч. | 05.04. | |
53 | Население и хозяйство США. | 1 ч. | 09.04. | |
54 | Практическая работа: Изучение региональных различий в природе и хозяйстве страны. | 1ч | 12.04. | |
55 | Центральная Америка и Вест-Индия. | 1 ч. | 16.04. | |
56 | Бразилия. Практическая работа: Составление комплексной мере Амазонки или Параны). | 1 ч. | 19.04. | |
57 | Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили. | 1 ч. | 23.04. | |
58 | Лаплатские страны. | 1 ч. | 26.04. | |
59 | Обобщение по теме « Америка – Новый Свет». | 1 ч. | 30.04. | |
| Австралия и Океания | 5ч. | | |
60 | Географическое положение и природа Австралии. | 1 ч. | 03.05. | |
61 | Практическая работа: Анализ факторов, определяющих климат Австралии | 1ч | 07.05. | |
62 | Австралийский Союз. | 1 ч. | 10.05. | |
63 | Океания. Практическая работа: Географическое описание острова (на примере Новой Гвинеи или Новой Зеландии | 1 ч. | 14.05. | |
64 | Тихий океан. Особенности природы и хозяйственного использования. | 1 ч. | 17.05. | |
Полярные области Земли - 4 ч. |
65 | Полярные области Земли. | 1 ч. | 21.05. | |
| Арктика. | 1 ч. | 21.05 | |
66 | Практическая работа: Составление краткой комплексной характеристики Северного Ледовитого океана | 1ч | 24.05. | |
67 | Антарктика. | 1 ч. | 28.05. | |
Человек и планета: история взаимоотношений - 2 ч. |
68 | История изменения природы Земли человеком. Изменение человеком природы материков | 1 ч. | 31.05. | |
| Изменение человеком природы материков | 1 ч. | 31.05. | |
Содержание тем учебного курса.
Введение - 3 ч.
География в современном мире. Материки, части света и страны.
Разнообразие стран современного мира. Источники географической информации.
Земля – планета людей -13 ч.
Население мира. 6 час
Расселение человека по земному шару. Численность населения мира. Размещение населения. Человеческие расы. Народы мира.
Городское и сельское население. Крупнейшие города мира.
Хозяйственная деятельность. 3 час
Возникновение и развитие хозяйства. Современное хозяйство мира.
Выделение характерных черт индустриального (промышленного) и сельского пейзажей (на примере своей местности или по литературному описанию)
Природа Земли и человек. 4 час
Влияние строения земной коры на облик Земли. Образование климатических областей. Мировой океан и его значение.
Материки, океаны и страны мира - 48 ч.
Евразия. 4 час
Географическое положение материка Евразия. Особенности природы Евразии. Особенности природы и хозяйственного использования Атлантического океана. Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана.
Европа. 13 час
Северная Европа. Средняя Европа. Британские острова (Великобритания и Ирландия). Франция и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) Германия и Альпийские страны. Восточная Европа. Страны между Германией и Россией. Белоруссия, Украина, Молдавия. Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове. Страны на Апеннинском полуострове. Дунайские и Балканские страны. Природа, население и хозяйство России. Региональные различия России
Азия. 8 час
Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан) Юго-Западная Азия.
Центральная Азия. Китай и Монголия. Япония и страны на Корейском полуострове. Южная Азия. Юго-Восточная Азия.
Африка. 7 час
Географическое положение и особенности природы Африки. Северная Африка. Западная и Центральная Африка.
Изучение отличительных особенностей хозяйства отдельных стран или регионов материка (по выбору).Восточная Африка. Южная Африка.
Америка – Новый Свет. 11 час
Особенности географического положения.
Открытие Америки. Америка – Новый свет для Европейцев.
Часть света Америка. Природные особенности материка. Регионы Америки – Северная Америка (Англоамерика), Центральная и Южная Америка (Латинская Америка). Население и хозяйство США.
Центральная Америка и Вест-Индия. Бразилия. Хребты и нагорья Анд: от
Венесуэлы до Чили. Лаплатские страны.
Австралия и Океания. 5 час
Географическое положение и природа Австралии. Австралийский Союз. Океания. Тихий океан. Особенности природы и хозяйственного использования.
Полярные области Земли - 4 ч.
Полярные области Земли. Арктика. Антарктика.
Человек и планета: история взаимоотношений – 2 ч.
История изменения природы Земли человеком. Изменение человеком природы материков.
Прошлое и будущее Земли.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Планируемые результаты обучения по теме «Введение»
Учащиеся должны уметь:
• объяснять значения понятий: физическая география, экономическая и социальная география, страноведение, государство, колонии, монархии, республика, унитарное государство, федеративное государство;
• давать характеристику «Политической карты мира» — по масштабу, охвату территории, содержанию;
• находить и показывать по карте различные государства, определять пограничные соседние государства;
• приводить простые примеры различий между государствами по географическому положению, размерам и конфигурации территории;
• находить и подбирать различные источники информации и извлекать нужную информацию;
• показывать по карте материки и части света, границу между Европой и Азией, страны, упоминающиеся в параграфах.
Планируемые результпатпы обучения по теме «Население мира»
Учащиеся должны уметь:
• объяснять значения понятий: численность населения, плотность населения, языковая семья, городское и сельское население, урбанизация;
•показывать по карте предполагаемые пути
расселения человечества на Земле;
• называть причины переселения людей в прошлом и в настоящее время;
• давать характеристику изменений численности населения Земли по таблице;
• приводить примеры частей света и стран с разной плотностью населения, используя карту шютности. Давать характеристику карты «Плотность населения»;
• объяснять расовые отличия разных народов мира;
• приводить примеры различий между разными народами (этносами). Давать характеристику карт «Народы мира», «Религии мира», «Языковые семьи»;
• приводить примеры и объяснять различия между городским и сельским образом жизни;
• называть и показывать по карте географическую номенклатуру, выделенную в тексте.
Планируемые результаты обучения по теме «Хозяйственная деятельность людей»
Учащиеся должны уметь:
• объяснять значения понятий: первичные, вторичные, третичные виды хозяйственной деятельности (первичный, вторичный, третичный секторы экономики), промышленность добывающая и обрабатывающая, растениеводство, животноводство, сфера услуг;
• приводить примеры различных видов деятельности людей и объяснять различия между ними;
• называть причины изменений хозяйственной деятельности.
Планируемые результаты обучения по теме: «Природа Земли и человек»
Учащиеся должны уметь:
• объяснять значения понятий: платформа, области складчатости, сейсмические пояса, основные и переходные климатические пояса, климатообразующие факторы, климатические области, Мировой океан, морские природные комплексы;
• читать и анализировать карты «Строение земной коры», климатические карты; определять по карте и объяснять закономерности размещения осадочных и рудных полезных ископаемых;
• давать характеристику климата, выбирая и используя соответствующие карты;
• читать и анализировать климатограммы, давать характеристику климатических областей по климатическим диаграммам;
• приводить примеры влияния рельефа и климата на жизнь людей;
• называть наиболее значимые этапы изучения Мирового океана;
• доказывать примерами влияние Мирового океана на жизнь планеты и людей;
• показывать по карте географические объекты, упоминаемые в тексте учебника.
Планируемые результаты обучения по разделу «Материки, океаны и страны мира»
Учащиеся должны уметь:
• показывать по карте отдельные материки и части света, океаны и определять их географическое положение, используя типовой план;
• называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран;
• называть и показывать регионы Европы, Азии, Африки, Америки;
• приводить примеры, доказывающие влияние географического положения на природу материка, крупного региона, страны;
• называть характерные особенности природы материков и океанов;
• давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа;
• приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а также хозяйственную деятельность людей в океанах;
• объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды;
• определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию;
• давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации;
• называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками всемирного природного и культурного наследия;
• показывать по карте территорию отдельных регионов мира, ее границы по природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера;
• характеризовать береговую линию, называя географические объекты;
• выявлять черты различия природы Азии и Европы;
• давать сравнительную характеристику природы Северной и Южной Америки;
• объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты;
• называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа;
• давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану;
• на основе использования разнообразных источников информации выявлять отличительные особенности природы, населения и хозяйства стран и народов.
Перечень учебно - методического обеспечения.
1. О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И.Сиротин. География. Страноведение. 7 класс. М.: Дрофа, 2009
2. Географический атлас. 7 класс. М.: Дрофа, 2009
3. А.В.Румянцев, Э.В.Ким, О.А.Климанова. Рабочая тетрадь. География. Страноведение. 7 класс. М.: Дрофа, 2010
Список литературы:
1. Тематическое планирование. География. Линия учебников О.А.Климановой, А.И.Алексеева. М.: Дрофа, 2008.
2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. Материки, океаны, народы и страны. М.: «ВАКО», 2005.
Листок коррекции календарно-тематического планирования
№ п/п | Тема урока | Сроки по плану | Сроки фактические |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
16