СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 7 класс биология животные

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Рабочая программа составлена с учётом Федерального государственного стандарта общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» автор В.В. Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

  Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю.

  В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебньгх умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

  Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных их многообразии индивидуальном и историческом развитии, структуре  и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. Принципы отбора содержания учебного материала связаны с преемственностью целей образования на разных ступенях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки учащихся», которые сформулированы в действенной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой, с учётом материальной базы кабинета биологии. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний» , сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию , обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В. В. Латюшин, В. А. Шапкин «Биологи я. Животные» 7 класс: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа. 2008 – 2015 г.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа 7 класс биология животные»

Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

Планируемая

дата

Фактическая дата

Формиру-емые компетен-

ции

Элементы содержания

Требованья к уровню подготовки обучающихся

Оборудование

Использова-ние

ИКТ


Практичес-кая деятельность.

Лаборатор-ные работы, демонстрацииконтроль знаний.

ВВЕДЕНИЕ. Общие сведения о животном мире. (3 ч)


1.

История развития зоологии.

Урок обобщения и систематизации знаний.

§1.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Зоология – наука о животных.
Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных. Основные систематические категории животных: (царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид), их соподчиненность.

Называть:

предмет изучения зоологии; систематические категории. Описывать методы изучения животных.

Объяснять значение классификации животных.

Характеризовать этапы развития зоологии

Знать Термины:

Зоология, систематика, классификация


Рисунки учебника, таблица к уроку



2.

2.Современная зоология.

Урок обобщения и систематизации знаний.

§2.

Подготовиться к контрольной работе.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Черты сходства и различия животных и растений. Значение животных. Современная зоология – система наук о животных: этология, зоогеография, энтомология, ихтиология, орнитология.

Называть

области применения зоологических знаний, области изучения биологических наук.

Отличать

животных от растений

Знать:

Термины: этология, зоогеография, энтомология, ихтиология, орнитология, эволюция. Знать меры охраны животных.


Рисунки учебника, таблица к уроку



3

Срезовая контрольная работа.








Тема 1. Многообразие животных. Простейшие. (2 ч)

4.

1.

Общая характеристика простейших. Корненожки, радиолярии, солнечники, споровики.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

§3.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Простейшие – одноклеточные организмы. Колониальные организмы. Образование цисты
Корненожки.

Особенности строения и многообразие. Органоиды движения

Определять принадлежность организмов к простейшим.,

Характеризовать: типы простейших.

Знать: термины: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина.

Знать строение простейших, их многообразие, значение в природе.


Табл. Простейшие

Микроскопы

Микропрепараты Эвглена зеленая и вольвокс.

Лабораторная работа № 1 «Знакомство с многообразием водных простейших

Демонстрация

«Знакомство с многообразием водных простейших»

5.

2.

Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

§4.




Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Жгутиконосцы, инфузории. Особенности строения. Органоиды движения.
Роль простейших в природе и в жизни человека.
Простейшие – возбудители заболеваний человека.

Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев.

Описывать органоиды передвижения простейших.

Объяснять общность происхождения животных и растений.

Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности

Таблицы «Простейшие», «Одноклеточные водоросли».

Рисунки 10-12 в учебнике.






Тема 2.Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. ( 18 ч)

6.

1.


Тип Губки.

Комбинированный урок.

§5.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Среда обитания.
Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя (наружный и внутренний), приспособления для защиты от врагов.
Роль губок в природе и в жизни человека

Называть способы защиты от врагов.

Распознавать и описывать строение слоев тела губки.

Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими

Доказывать, что губки многоклеточные организмы.

Характеризовать значение губок

Рис. 13. Иглы губок.

Рис. 14. Губки: Биология., таблицы к уроку.


7.

2.


Тип КишечнополостныеОбщая характеристика на примере гидры пресноводной.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

§6 стр 25-27.




Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека..

Распознавать и описывать строение кишечнополостных.

Объяснятьзначение термина «кишечнополостные».

Выделять сходства между губками и кишечнополостными.
Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Распознавать и описывать представителей кишечнополостных.

Доказывать принадлежность представителей к одному типу.


Таблица «Тип Кишечнополостные».


8.

3.


Многообразие кишечнополостных, их значение.

Комбинированный урок.

§6 до конца.




Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Таблица «Тип Кишечнополостные», иллюстрации к параграфу, материалы диска «Репетитор».


9.

4.


Тип Плоские черви.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

§7.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная)
Плоские черви – возбудители заболеваний человека и животных

Давать определение основным понятиям. Знать характеристику основных классов типа.

Распознавать и описывать представителей типа Круглые черви.

Выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом. Сравнить строение кишечнополостных и плоских червей.

Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека Репродуктивный уровень: давать определения терминам: Кожно-мускульный мешок, гермафродиты, хозяин промежуточный, окончательный, чередование поколений.

Т. «Тип Губки», «Тип Кишечнополостные», «Тип Плоские черви».


10.

5.


Тип Круглые черви.

Комбинированный урок.

§8.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости.
Значение круглых червей в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

Выделять особенности строения.

Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей.

Знать строение пищеварительной, выделительной, нервной системы.

Т. «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви».


11.

6.


Тип Кольчатые черви.

Класс Многощетинковые.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

§9.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость.
Появление замкнутой кровеносной системы.
Значение полихет в природе.

Перечислять внутренние органы различных систем.

Объяснять значение полихет в природе.

Распознавать и описывать представителей Кольчатые черви.

Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. давать определения терминам: параподия, полихеты, щетинки, забота о потомстве, брюшная нервная цепочка.

Т. «Тип Кольчатые черви».



12.

7.


Классы кольчецов.

Малощетинковые, Пиявки.

Комбинированный урок.

§10.




Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Образ жизни и особенности строения.
Значение в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать по рисункам принадлежность червей к различным типам.

Характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании.

Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

Т. «Тип Кольчатые черви», «Дождевой червь», Чашка Петри, фильтровальная бумага, лупы, живые дождевые черви.

Л.р. «Знакомство с многообрази-ем кольчатых червей».

13.

8.


Тип Моллюски.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

§11.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела).
Строение раковины.

Распознавать и описывать животных типа моллюсков.

Выделять особенности внешнего строения моллюсков

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

Раковины моллюсков, т. «Тип Моллюски. Класс Двустворча-тые».

Демонстрация«Распознание животных типа Моллюски».

14.

9.


Многообразие моллюсков. Классы моллюсков.

Комбинированный урок..

§12.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков.
Способы питания и передвижения

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы.

Объяснять приспособления моллюсков к среде обитания

Сравнивать брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

Доказывать, что моллюски более организованные животные, чем черви.

Давать определения терминам: моллюски, мантия, мантийная полость, легкое, жабры, сердце,

Раковины моллюсков, т. «Тип Моллюски. Класс Двустворча-тые», материалы диска «Репетитор».


15.

10.


Тип Иглокожие.

Комбинированный урок..

§13.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Особенности строения и жизнедеятельности.
Роль иглокожих в природе и в жизни человека.

Узнавать по рисункам представителей иглокожих.

Описывать значение иглокожих в природе.

Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания.

Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных.

Т. «Тип Иглокожие», иллюстрации к уроку.


16.

11.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

§14 стр. 56-58.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных.
Системы внутренних органов: пищеварит., дыхат., кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств.

Распознавать животных типа Членистоногие.

Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих.
Выделять особенности строения членистоногих.

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. Давать определения терминам: хитин, мозаичное зрение, партеногенез, трахеи, легочные мешки.

Таблицы и иллюстрации с различными классами членистоногих.

«Речной рак», «Промысловые ракообразные», наглядное пособие «Речной рак».

Л.р. «Выявление приспособле-ний ракообразных к среде обитания».

17.

12.


Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.

Комбинированный урок.

§14 стр 58-62, в.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Образ жизни и особенности строения паукообразных: органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности.
Клещи. Значение паукообразных.

Перечислять роль в природе и жизни человека.

Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие

Характеризовать по плану представителей класса Паукообразные.

Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания.

Т. «Тип Членистоногие. Паук крестовик».


18.

13.


Тип Членистоногие. Класс Насекомые.

Комбинированный урок.

§15.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Образ жизни и особенности внешнего строения: насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий

Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.

Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.

Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи.


Т. «Тип Членистоногие. Класс Насекомые», иллюстрации к уроку.

Л.р. «Выявление приспособле-ний у насекомых к среде обитания».

19.

14.


Отряды насекомых. Тараканы, прямокрылые, уховёртки, подёнки.

Комбинированный урок.

§16.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Названия отрядов насекомых.

Значение насекомых в природе и в практической деятельности человека. Биоиндикация. Вредители сельскохозяйственных растений. Опылители, естественные враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека.

Основные представители отрядов насекомых

Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых.

Описывать представителей различных отрядов.

Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам.

Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых.

Объяснять особенности строения в связи с образом жизни.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника

Отличать представителей разных отрядов по внешнему виду.

Таблицы и иллюстрации к уроку.

Л.р. «Изучение представит-лей отрядов насекомых».

20.

15.


Стрекозы, вши, жуки, клопы.

Комбинированный урок.

§17.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Таблицы и иллюстрации к уроку.


21.

16.


Бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи.

Комбинированный урок.

§18



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Таблицы и иллюстрации к уроку.


22.

17.

Перепончатокрылые насекомые.

Комбинированный урок.

§19, подготовиться к тестированию.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Таблицы и иллюстрации к уроку.

Материалы диска «Репетитор».


23.

18.


Проверочная работа по теме «Беспозвоночные. Тип Моллюски. Тип Членистоногие».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

повт. §9.




Тестирование по теме «Беспозвоночные животные» (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).



Тема 3. «Многоклеточные организмы. Хордовые». (18 ч )

24.

1.


Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

§20.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Роль в природе и жизни человека.

Распознавать животных типа Хордовые., рассказывать их строение

Выделять особенности строения и приспособлений ланцетника для жизни воде.

Объяснять роль в природе и жизни человека.

Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

Давать определения терминам:

Хорда, череп, позвоночные, беспозвоночные,.

Т. «Тип Хордовые. Класс Рыбы»,

«Тип Хордовые Класс Земноводные»,

«Тип Хордовые Класс Пресмыкающиеся».


25.

2.

Классы рыб. Костные рыбы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

§21.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Позвоночные

Классификация Многообразие классов: круглоротые, хрящевые, костные

Значение в природе и жизни человека.

Приспособления для жизни в воде. Водная среда обитания и образ жизни.

Признаки подтипа позвоночные (скелет головы, позвоночник, совершенствование органов чувств, сердце, органы дыхания)

Представители черепных хордовых, класса круглоротые: минога и миксина

Приводить примеры представителей классов круглоротые, хрящевые и костные.


Доказывать принадлежность круглоротых, хрящевых, костных рыб к позвоночным.

Выделять характерные особенности строения позвоночных.

Самостоятельно формулировать определение термина.

Объяснять особенности приспособлений для жизни в воде.

Т. «Тип Хордовые Класс Рыбы. Речной окунь», «Пресновод-ные и проходные промысловые рыбы», скелет рыбы.

Л.р. «Внешне строение и особенности передвижения рыб».

26.

3.

Класс Хрящевые рыбы.

Комбинированный урок.

§22.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания.
Роль в природе и значение для человека.

Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб.

Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками.

Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания.

Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека

Иллюстрации к уроку.


27.

4.

Многообразие костных рыб.

Комбинированный урок.

§23.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Многообразие костистых рыб. Отряды: Осетровые, Карпообразные и Окунеобразные.
Двоякодышащие и кистеперые рыбы.
Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Распознавать и описывать представителей костных рыб.

Приводить примеры видов рыб, обитающих в Чувашской республике

Характеризовать по плану отряды костных рыб.

Объяснять значение кистеперых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных.

Находить отличия костных и хрящевых рыб.

Т. «Тип Хордовые Класс Рыбы. Речной окунь», «Пресновод-ные и проходные промысловые рыбы», скелет рыбы, материалы диска «Репетитор».


28.

5.

Класс Земноводные. Общая характеристика.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

§24.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые.
Значение земноводных в природе и в жизни человека.
Охрана земноводных.

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса.

Распознавать и описывать внешнее строение.

Выделять особенности строения в связи со средой обитания.

Объяснять

роль в природе и жизни человека;

происхождение земноводных Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб.

Знать: особенности внешнего строения, образа жизни и приспособления к наземному образу жизни, стадии развития.

Т. «Тип Хордовые Класс Земноводные», материалы к лабораторной работе.


29.

6.

Класс Пресмыкающиеся или Рептилии.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

§ 25.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез.
Происхождение пресмыкающихся.

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса.

Выделять особенности строения.

Доказывать, что пресмыкающиеся – более высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными и их происхождение от земноводных

Т. «Тип Хордовые Класс Пресмыкающиеся».


30.

7.

Отряды пресмыкающихся.

Комбинированный урок.

§26.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека.
Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Распознавать и описывать представителей класса пресмыкающиеся

Определять принадлежность рептилий к определенным отрядам.

Объяснять

роль в природе и жизни человека.

пресмыкающихся

доказывать, что рептилии более высокоорганизованные животные по сравнению с земноводными.

Т. «Многообразие Пресмыкающихся», иллюстрации к уроку, материалы диска «Репетитор».


31.

8.

Класс Птицы.

Отряд Пингвины.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

§27.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Общая характеристика класса.
Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету.

Распознавать и описывать внешнее строение птиц.

Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету.

Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями.

Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся

Набор перьев, скелет голубя, лупы, таблицы и иллюстрации к уроку.

Л.р. «Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни».

32.

9.

Отряды птиц. Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

Комбинированный урок

§28.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Признаки отрядов страусообразные и гусеобазные, нандуобразные, казуарообразные.
Значение в природе и в жизни человека.
Меры по охране птиц.

Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц; домашних птиц.

Определять принадлежность птиц к определенным отрядам.

Объяснять

роль в природе и жизни человека.

необходимость защиты

Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц, находить приспособления дневных и ночных хищников к хищному образу жизни

Определять принадлежность птиц к определенным отрядам.

Наблюдать в природе за представителями воробьинообразных.

Объяснять роль в природе и жизни человека





Таблицы и иллюстрации птиц различных отрядов и различных экологических групп.



Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные.

Воробьинообразные Голенастые.

Комбинированный урок

§29, 30.
















Контрольная работа за 1 полугодие.



























Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Признаки отрядов дневные хищники, совы, куриные.
Значение в природе и в жизни человека.
Меры по охране птиц. Признаки гусеобразных: длинная шея, короткие ноги, с четырьмя пальцами, короткий широкий клюв

Признаки отрядов воробьинообразные.
Значение в природе и в жизни человека.
Меры по охране птиц

Таблицы и иллюстрации птиц различных отрядов и различных экологических групп.

.


33.

10.






















34.

11.

35.

12.

Изучение многообразия птиц.

Урок – экскурсия.








36.

13.

Класс Млекопитающие или Звери.

Отряды: Однопроходные, Сумчатые.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

§31 до насекомоядных.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Признаки класса Млекопитающие.
Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих
Первозвери

Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих, преимущества млекопитающих перед другими классами. .

Выявлять приспособления внешнего строения млекопитающих к среде обитания.

Знать классификацию млекопитающих, их отличительные особенности, отличие первозверей и настоящих зверей.

Таблицы «Класс млекопитаю-щие», иллюстрации с изображениями зверей разных отрядов, скелет млекопита-ющих.

Л.р. «Изучение внешнего строения млекопитаю-щих».

37.

14.

Отряды Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные.

Комбинированный урок.

§31 до конца, §32.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие.

Объяснять

роль в природе и жизни человека.

меры охраны

Выявлять приспособления внешнего строения .Распространение. Основные представители. Значение в природе и жизни человека. Редкие виды и их охрана.

Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие.

Объяснять

роль в природе и жизни человека.

меры охраны

Выявлять приспособления внешнего строения.

Иллюстрации и таблицы представителей отрядов, материалы диска «Репетитор».


38.15.

Отряд Китообразные, Ластоногие.

Хищные, Хоботные.

Комбинированный урок.

§33.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие.

Объяснять

роль в природе и жизни человека;

меры по охране.

Выявлять приспособления внешнего строения.

Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие.

Объяснять

роль в природе и жизни человека;

меры по охране.

Выявлять приспособления внешнего строения.

Иллюстрации и таблицы представителей отрядов, материалы диска «Репетитор».


39.16.

Отряды млекопитающих. Парнокопытные. Непарнокопытные.

Комбинированный урок.

§34.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Признаки отрядов. Отдельные представители.
Значение в природе и в жизни человека.
Меры по охране млекопитающих.

Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие.

Объяснять
роль в природе и жизни человека.

Знать: строение камер сложного желудка жвачных, отличие парно- от непарнокопытных, жвачных от нежвачных.

Иллюстрации и таблицы представителей отрядов, материалы диска «Репетитор».


40.17.

Отряды млекопитающих. Приматы.

Комбинированный урок.

§35.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Признаки отряда.
Сходство человекообразных обезьян с человеком.

Иллюстрации и таблицы представителей отрядов, материалы диска «Рипититор».

Иллюстрации и таблицы представителей отрядов, материалы диска «Репетитор».


41.18.

Обобщение по теме «Многоклеточные организмы. Хордовые».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

повторить §20 -35.




Тестирование по теме «Многообразие живых организмов многоклеточные» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки.






Тема 4. «Эволюция строения и функции органов и их систем». (13 ч)

42.

1.

Покровы тела.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

§36



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Разнообразие покровов тела у животных. Функции
Приспособления к условиям жизни.
Строение кожи млекопитающих.

Называть функции покровов тела.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих, находить общее в различие в покровах животных

Выявлять приспособления покровов тела к среде обитания, усложнение покровов разных животных

Иллюстрации к уроку.


43.

2.

Опорно-двигательная система.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

§37.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Функции опорно-двигательной системы: обеспечение перемещения, защитная, опора Опорные структуры: оболочка клетки, наружный скелет, внутренний скелет

Основные отделы скелета позвоночных: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), скелет конечностей и пояса конечностей

Перечислять основные функции опорно-двигательной системы

Описывать по рисунку строение скелета позвоночных животных.

Приводить примеры животных с различными типами скелетов.

Обосновывать взаимосвязь строения и функций опорно-двигательной системы

Находить черты сходства в строении опорно-двигательной системы.

Обосновывать приспособления опорно-двигательной системы к различным условиям обитания .Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Таблицы и иллюстрации к уроку, скелеты животных

Д.

Особенности строения скелетов в связи с образом жизни.

44.

3.

Способы передвижения животных. Полости тела.

Комбинированный урок.

§38.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Передвижение животных.
Полости тела: первичная, вторичная, смешанная.

Приводить примеры животных, имеющих разные полости тела.

Давать определения терминам.

Распознавать и описывать способы передвижения.

Выявлять приспособления организмов к передвижению.

Знать разные способы движения: амебоидное, за счет жгутиков и ресничек, с помощью мышц.

Иллюстрации и таблицы к уроку.


45.

4.

Органы дыхания и газообмен.

Комбинированный урок.

§39.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Дыхание. Пути поступления кислорода.
Приспособления к условиям жизни.

Называть пути поступления кислорода в организм животных.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания

Сравнивать строение органов дыхания. (жабры, легкие, трахеи)


Таблицы с изображениями внутреннего строения животных разных систематических групп.


46.

5.

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

§40.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Питание.
Обмен веществ и превращение энергии.
Органы пищеварения. Приспособления к условиям жизни.
Строение пищеварительной системы млекопитающих

Называть функции органов пищеварения.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения.

Сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания.

Знать: строение и функции органов пищеварения, уметь находить усложнение в строении разных классов позвоночных, роль ферментов.

Таблицы с изображением внутреннего строения животных разных систематических групп.


47.

6.

Кровеносная система. Кровь.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

§41.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Транспорт веществ.
Приспособления к условиям жизни. Кровеносные сосуды, состав крови, замкнутая и незамкнутая кровеносная система. Функции крови.

Называть функции кровеносной системы, термины: кровь, капилляры, артерии, вены, артериальная и венозная крвоь.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы.

Сравнивать строение органов кровеносной системы.

Объяснять взаимосвязь строения органов пищеварения и их функций.

Таблицы с изображением внутреннего строения животных разных систематических групп.


48.

7.

Органы выделения.

Комбинированный урок.

§42.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Органы выделения. Приспособления к условиям жизни и выполняемые функции. Строение органов выделения млекопитающих.

Называть функции органов выделения.(почка, мочеточник, мочевой пузырь)

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения.

Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания

Таблицы с изображением внутреннего строения животных разных систематических групп.


49.

8.

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

§43.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности.
Приспособления к условиям жизни.
Строение нервной системы млекопитающих.

Называть функции нервной системы

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы нервной системы и поведение животных.

Давать определение терминам.

Сравнивать строение органов нервной системы

Объяснять взаимосвязь между строением и функцией органов нервной системы.

Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания.

Наблюдать за поведением животных.

Таблицы с изображением внутреннего строения животных разных систематических групп.


50.

9.

Органы чувств. Регуляция деятельности.

Комбинированный урок.

§44.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Органы чувств. Приспособления к условиям жизни.
Механизм регуляции.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания

Сравнивать строение органов чувств

Таблицы с изображением внутреннего строения животных разных систематических групп.


51.

Продление рода. Органы размножения.

Способы размножения.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

§45, 46.




Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Размножение – свойство живых организмов.

Значение органов размножения

Строение половой системы животных: половые железы, половые пути.

Влияние среды обитания на строение органов размножения

Термины

Оплодотворение

Типы размножения: бесполое и половое

Механизмы бесполого размножения и полового размножения

Особенности размножения и развития хордовых животных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих

Давать определения терминам

Перечислять основные функции органов размножения.

Приводить примеры животных – гермафродитов и раздельнополых; с внешним и внутренним оплодотворением.

Описывать строение органов размножения

Объяснять биологическое значение гермафродитизма.

Обосновывать взаимосвязь строения органов размножения и типа развития животного

Описывать механизмы бесполого размножения животных

Отличать бесполое и половое размножение

Доказывать эволюционное совершенство внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме.

Таблицы с изображением внутреннего строения животных разных систематических групп.


10.

52.

11.

Развитие животных с превращением и без превращения.

Комбинированный урок.

§47.




Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Давать определения терминам

Описывать механизмы бесполого размножения животных

Отличать бесполое и половое размножение

Доказывать эволюционное совершенство внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме.


Приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза.

Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза

Таблицы и иллюстрации к уроку.

Л.р. «Изучение стадий развития животных и определение их возраста».

53.

12.

Периодизация и продолжительность жизни животных.

Комбинированный урок.

§48.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Эмбриональный период.
Формирование и рост организма.
Половая зрелость и старость.

Называть периоды в жизни животных.

Характеризовать возрастные периоды домашних животных.

Таблицы и иллюстрации к уроку


54.

13.

Обобщение по теме «Эволюция строения и функции органов и их систем»




Тестирование по теме «Эволюция строения и функции органов и их систем».




Тема 5. «Развитие и закономерности размещения животных на земле». (4 ч)

55.

1.

Доказательства эволюции животных.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

§49.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природо-ведческие

Палеонтологические,эмбриологические,доказательства эволюции

Значение для объяснения эволюции животных

сравнительно-анатомические доказательства эволюции

Значение для объяснения эволюции животных

Давать определения терминам

Приводить примеры палеонтологических, эмбриологических и сравнительно-анатомических доказательств эволюции

Приводить доказательства единства происхождения и эволюции животных.

Сравнивать рудименты и атавизмы.

Находить различия палеонтологических и сравнительно-анатомических доказательствах эволюции. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков.


Иллюстрации к уроку.

Демонстрация

палеонтологичес-ких доказательств эволюции.

56.

2.













57.

3.

Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира

Усложнение строения животных.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

§50.














Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие







Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Ч. Дарвин о причинах эволюции. Роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции

Усложнение и упрощение организации животных в эволюции.

Разнообразие видов как результат эволюции



Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существования и проявления естественного отбора

Описывать процесс видообразования

Объяснять сущность проявления борьбы за существования; роль дивергенции в процессе видообразования.


Портрет Ч.Дарвина, иллюстрации к уроку.


Многообразие видов как результат эволюции.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.


§51.


58.

4.

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Комбинированный урок.

§52.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Термины

Ареал

Эндемики

Виды-космополиты

Причины, определяющие границы ареала

Закономерности размещения животных.
Миграции животных и их роль.

Давать определения терминам

Приводить примеры животных с различными ареалами

Объяснять механизм образования ареалов.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Называть причины миграций.

Приводить примеры мигрирующих животных.

Объяснять условия существования для жизнедеятельности животных.

Знать термины.


Географичес-кая карта «Природные зоны», иллюстрации животных разных природных зон.



Тема 6. «Биогеоценозы». (5 ч)

59.

1.


Естественный и искусственный биоценозы.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

§53.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Термины:

Биоценоз

Агробиоценоз

Естественные и искусственные биоценозы

Структура биоценоза: продуценты, консументы, редуценты, ярусы леса


Приводить примеры различных биоценозов

Описывать структуру биоценоза водоема и леса

Находить различия между естественными и искусственными биоценозами.


Иллюстрации к уроку.


60.

2.

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

§54.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Основные среды жизни: водная, почвенная, наземно-воздушная.
Условия в различных средах

Называть основные среды жизни. Описывать условия среды обитания.

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Объяснять влияние среды обитания на животных.

Термины: факторы среды, абиотические, биотические факторы, антропогенный фактор



61.

3.

Цепи питания и потоки энергии. Взаимодействие компонентов биоценоза.

Комбинированный урок.

§55.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Цепь питание.
Примеры цепей питания.


Давать определение понятию цепь питания.

Приводить примеры цепей питания.


Иллюстрации к уроку.


62.

4.

Взаимодействие компонентов биоценоза.

Комбинированный урок.

§56.




Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природо-ведческие

Взаимосвязь компонентов в биоценозе.
Пищевые связи.

Приводить примеры взаимосвязей компонентов биоценоза

Давать определение понятию пищевые связи

Иллюстрации к уроку.



Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Урок – экскурсия

Подготовиться к к.р.








63.

5.

Обобщение по темам «Развитие и закономерности размещения животных на Земле» и «Биоценозы»

Контрольно – обобщающий урок.









Тема 7. «Животный мир и хозяйственная деятельность человека». (4 ч)

64.

1.



Воздействие человека и его деятельности на животных.

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

§57.




Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Положительное и отрицательное воздействие
Домашние животные.


Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду. Распознавать и описывать домашних животных

Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных.


Иллюстрации к уроку.


65.

2.

Одомашнивание животных.

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

§58



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Домашние животные. Промыслы

Одомашнивание

Селекция

Причины и факторы одомашнивания

Приводить примеры промысловых животных.

Давать определения терминам

Приводить примеры направленности отбора домашних животных

Доказывать продуктивность домашних животных по сравнению с дикими.

Иллюстрации к уроку.


66.

3.

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

знаний учащихся.

Охрана и рациональное использование животного мира.

Урок обобщения и систематизации.

§59, 60.




Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие


Охрана животных.
Охраняемые территории.
Красная книга.
Рациональное природопользование

Приводить примеры редких и охраняемых животных. Объяснять меры по охране животных.

Иллюстрации к уроку.


Тема 8. «Повторение и обобщение изученного материала». (3 ч)

68.

1.

Многообразие животных.

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Повторение.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Признаки редких систематических групп животных.

Выделять основные признаки животных разных систематических групп.

Дидактические карточки


69.

2.

Эволюция строения и функции органов и систем органов.

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Подготовиться к к.р.



Учебно-познава-тельные, ценностно-

смысловые

природоведческие

Признаки приспособленности животных к среде обитания и образу жизни, выработанные в процессе эволюции.

Выявлять признаки приспособленности животных к среде обитания и образу жизни.

Дидактические карточки.


70.

3.

Итоговая контрольная работа за год.

Урок –контроль











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!