Пояснительная записка
Данная рабочая программа по географии разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015 – 2016 учебный год, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 год №253;
Примерной программы по учебным предметам по географии Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;
В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 г.; Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
4. Требований примерной образовательной программы образовательного учреждения.
5. Требований Положения о рабочей программе МОУ «Шило-Голицынская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области».
Данная программа является рабочей программой по предмету география в 5классе базового уровня. Учебник: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Землеведение. 5-6 класс. – М.: Дрофа, 2015г
Раздел «География. Планета Земля» — это первый из самостоятельных разделов в системе географического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание». Начальный раздел географии должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших разделов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.
Главная цель географии в системе общего образования – сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных и экологических процессов и явлений, адаптации окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;
научить приемам ориентирования на местности, работы с картой и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;
продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности- проведение познавательных игр.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, письменные работы.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
Общая характеристика учебного предмета
В курсе географии 5 класса у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития климатических процессов, гидрографии, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
УМК.
Изучение курса географии 6 класса осуществляется по учебнику «География. Землеведение. 5-6 классы» под редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова, М.: Дрофа, 2014г. Данный учебник разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и включён в федеральный перечень.
Рабочая программа разработана с использованием «Методическое пособие. География. Землеведение. 5-6 классы» под редакцией В.П. Дронова с Л.Е. Савельевой, М.: Дрофа, 2013г.
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Для формирования умений работать с географической картой используется Атлас. География. 5 класс – М.: «Издательство ДИК» Дрофа, 2014г. и Контурная карта. География. 5 класс – М.: «ДИК» Дрофа, 2013г.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения географии в 5 классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География.ПланетаЗемля»основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Оценочные практические работы-5 класс
1.Составление презентации по теме: «Великие русские путешественники»
2.Определение на местности направлений и расстояний
3.Полярная съемка местности
4.Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов
5.Составление маршрута путешествия
6.Определение горных пород по их свойствам
7. Построение профиля рельефа
Содержание тем учебного курса
Распределение учебных часов по разделам программы
Название темы | Количество часов | Практические работы |
Введение | 2 | |
Накопление знаний о Земле | 4 | 1 |
Земля во Вселенной | 7 | 4 |
Географические модели Земли | 9 | |
Земная кора | 13 | 2 |
ИТОГО | 35 | 7 |
ВВЕДЕНИЕ — 2 ч.
Что такое география. Почему необходимо изучать географию.
Объекты изучения географии.
Раздел 1. Накопление знаний о Земле - 4 ч
Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний
Египет. Открытия древних греков и римлян. Страбон — основоположник географии. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Древние путешествия арабов. Путешествие Марко Поло.
Португальские мореплаватели. Хождение за три моря тверского купца
А. Никитина. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков.
Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку или ошибка Х. Колумба.
А. Веспуччи и второе открытие Америки. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк. Значение великих географических открытий.
Географические открытия в ХVII–XIX вв. Исследования территории России: С. Дежнев, Великая Северная экспедиция В. Беринга.
Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды: Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.
Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.
Практические работы. Чтение карт основных маршрутов путешествий, работа с дополнительными источниками информации для подготовки презентаций по различным путешествиям.
Раздел 2. Земля во Вселенной — 7 ч
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта. Географическая карта — особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Градусная сетка и географические координаты. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте.
Ориентирование. Азимут. Различные способы съемки местности.
Определение направлений и измерение расстояний на местности.
Построение простейших планов.
История создания карт: от древности до наших дней. Многообразие
современных географических карт и их классификация. Значение
картографического метода исследования. Другие методы и источники
получения географической информации.
Практические работы. Ориентирование по карте; чтение географических карт, космических и аэрофотоснимков, анализ статистических материалов; составление простейшего плана местности.
Раздел 3. Географические модели Земли - 9 ч
Солнечная система. Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты. Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.
Практические работы. Сравнение Земли с другими планетами Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
Раздел 4. Земная кора - 13 ч
Минералы и горные породы. Происхождение и превращения горных пород: магматические, осадочные, метаморфические породы. Внутреннее строение Земли. Литосфера — каменная оболочка Земли, ее строение и состав. Земная кора. Рельеф Земли. Абсолютная и относительная высота. Рельеф суши и дна Мирового океана. Крупные формы рельефа суши. Изображение рельефа на планах и картах. Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения. Внешние факторы формирования рельефа: выветривание, действие силы тяжести, деятельность текучих вод, ветра, ледников, человека. Человек и мир камня: строительный материал, полезные ископаемые, драгоценные и поделочные камни. Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.
Практические работы. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | Планируемые результаты обучения |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| Введение – 2 ч |
1. | Что изучает география. | 1 | 5.09. | Установить этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Определить понятие «география» | (Р) - работают в соответствии с поставленной учебной задачей, используют основные и дополнительные средства получения информации. (П) - передают содержание темы в сжатом и развернутом виде. (К) - умеют слушать и понимать точку зрения другого. | Дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета. |
2 | Процессы и явления, влияющие на географические объекты. | 1 | 12.09. | Выявить особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Установить географические явления, влияющие на географические объекты. Различать природные и антропогенные географические объекты | (Р) - работают в соответствии с поставленной учебной задачей, составляют план выполнения задания совместно с учителем. (П) - передают содержание учебной темы в сжатом и развернутом вида, а также выборочные вопросы. (К) - умеют оформлять мысли в устной речи с учетом речевых ситуаций. | Проявляют положительное отношение к урокам географии, оценивают свою учебную деятельность, применяют правила делового сотрудничества. |
Накопление знаний о Земле – 4 ч. |
3 | Познание Земли в древности. | 1 | 19.09. | Показывать по картам территории древних государств Востока. Находить информацию о накопленных географических знаниях в древних государств Востока. | (Р) - работают в соответствии с поставленной учебной задачей, сравнивают полученные результаты с ожидаемыми результатами. (П) - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной проблемы. (К) - умеют критично относится к своему мнению и принимать мнение оппонента. | Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения на всех этапах урока, проявляют познавательный интерес к изучению предмета. |
4 | Великие географические открытия. Составление презентации по теме: «Великие русские путешественники» | 1 | 26.09. | Показывать по картам территории древних государств Европы.Находить информацию о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме. | (Р) - определяют учебную задачу под руководством учителя, планируют свою деятельность под руководством учителя. (П) - передают содержание темы в сжатом и развернутом виде. (К) - умеют отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. | Выражают положительное отношение к процессу познания. Применяют правила делового сотрудничества. Оценивают свою учебную деятельность. |
5 | Открытие Австралии и Антарктиды. | 1 | 3.10. | Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло. Наносить маршруты путешествий на к/к Находить информацию и обсуждать значение открытий А. Никитина, викингов, Марко Поло. | (Р) - работают в соответствии с предложенным планом, используют наряду с основными и дополнительные средства. (П) - передают содержание темы в сжатом, выборочном или развернутом виде. (К) - умеют при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами. | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения. Проявляют мотивы учебной деятельности. Понимают личностный смысл учения. Оценивают свою учебную деятельность. |
6 | Современная география. | 1 | 10.10. | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить маршруты путешествий на к/к Находить информацию о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий. | (Р) - умеют ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя. (П) - умеют передать содержание темы в сжатом и развернутом виде. (К) - умеют отстаивать свою точку зрения, работают в группе. | Применяют правила делового сотрудничества, оценивание своей учебной деятельности. Выражают положительное отношение к процессу познания. |
Земля во Вселенной – 7 ч. |
7 | Земля и космос. | 1 | 17.10. | Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике. | (Р) - работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства. (П) - передают содержание в развернутом виде. (К) - при необходимости отстаивают точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами. | Объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми, оценивают свою учебную деятельность, проявляют познавательный интерес к изучению предмета. |
8 | Земля- часть Солнечной системы. | 1 | 24.10. | Анализировать иллюстративно – справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.Составлять «космический адрес» планеты Земля. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли» | (Р) - работают по составленному плану. (П) - записывают выводы на каждом этапе урока самостоятельно. (К) - умеют слушать других договариваться. | Выражают положительное отношение к процессу познания. Дают адекватную оценку своей учебной деятельности. |
9 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей. | 1 | 14.11. | Составлять описания происшествий на земле, обусловленных космическими процессами и явлениями. Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства | (Р) - составляют план выполнения заданий совместно с учителем. (П) - записывают выводы на каждом этапе урока. (К) - умеют уважительно относится к позиции другого, пытаются договорится. | Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, дают адекватную оценку своей учебной деятельности. |
10 | Осевое вращение Земли. | 1 | 21.11. | Наблюдать действующую модель движения Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» | (Р) - составляют план и работают по нему. (П) - делают предположения об информации, нужной для решения учебной задачи. (К) - умеют договориться, менять точку зрения. | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Проявляют познавательный интерес к изучению предмета. Дают адекватную оценку своей учебной деятельности. |
11 | Обращение Земли вокруг Солнца. | 1 | 28.11. | Анализировать иллюстративно – справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля. | (Р) - ставят учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя. (П) - учебно-логические: выявлять причинно-следственные связи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта. (К) - умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций. | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Проявляют познавательный интерес к изучению предмета. Дают адекватную оценку своей учебной деятельности. |
12 | Форма и размеры Земли. | 1 | 5.12. | Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли» | (Р) - совершенствуют критерии оценки и самооценки. (П) - передают содержание в сжатом или развернутом виде. (К) - оформляют мысль в устной и письменной речи. | Проявляют познавательный интерес к изучению предмета. Применяют правила делового сотрудничества. |
13 | Обобщающий урок по теме «Земля во Вселенной». | 1 | 12.12. | Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства. | (Р) - работают в соответствии с поставленной учебной задачей, в соответствии с предложенным планом. (П) - Записывают выводы на всех этапах урока. (К) - умеют организовывать учебное взаимодействие в группе. | Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения. |
Географические модели Земли – 9 ч. |
14 | Ориентирование на земной поверхности. | 1 | 19.12. | Определять по компасу направления на стороны горизонта Определять углы с помощью транспортира | (Р) - ставят учебную задачу под руководством учителя, планируют свою деятельность под руководством учителя. (П) - сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников.(К) - умеют выполнять различные роли в группе, сотрудничают при решение поставленных проблем. | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Проявляют мотивы своей учебной деятельности. Принимают личностный смысл учения. |
15 | Изображение земной поверхности. | 1 | 26.12. | Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга. | (Р) - ставят учебную задачу под руководством учителя. (П) - делают предположения об информации. (К) - критично относятся к своему мнению. | Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения. |
16 | Масштаб и его виды. | 1 | 16.01. | Определять по топографической карте расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. | (Р) - ставят учебную задачу под руководством учителя, планируют свою деятельность под руководством учителя. (П) - передают содержание в развернутом или сжатом виде. (К) - умеют принимать точку зрения другого, организовать учебное взаимодействие в группе. | Понимают причины успеха в учебной деятельности. Проявляют познавательный интерес к учению. Дают адекватную оценку своей деятельности. |
17 | Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. | 1 | 23.01. | Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин. | (Р) - определяют цель учебной деятельности, работают по составленному плану.(П) - передают содержание в развернутом или сжатом виде. (К) - умеют принимать точку зрения другого, организовать учебное взаимодействие в группе. | Понимают причины успеха в учебной деятельности. Проявляют познавательный интерес к учению. Дают адекватную оценку своей деятельности. |
18 | Планы местности и их чтение. | 1 | 30.01. | Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на к/к самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначение ее глубины | (Р) - составляют план выполнения заданий совместно с учителем. (П) - передают содержание в развернутом или сжатом виде. (К) - умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций. | Объясняют отличие в оценках одной и той же ситуации разными людьми, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, дают адекватную оценку своей учебной деятельности. |
19 | Параллели и меридианы. Определение на местности направлений и расстояний. | 1 | 06.02. | Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы Географические полюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснить назначение сетки параллелей и меридианов | (Р) - определять цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения. (П) делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. (К) - умеют отстаивать свою точку зрения, аргументируя её, подтверждать аргументы фактами. | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности, дают адекватную оценку своей учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности. |
20 | Градусная сетка. Географические координаты. Полярная съемка местности. | 1 | 13.02. | Определять по компасу направления на стороны горизонта Определять углы с помощью транспортира | (Р) - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения. (П) - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. (К) - умеют отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности, дают адекватную оценку своей учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности. |
21 | Географические карты. Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов | 1 | 20.02. | Читать карты различных видов на основе анализа легенды Определять зависимость подробности карты от ее масштаба Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территорий. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов. | (Р) - определяют цель учения, работают по составленному плану. (П) - записывают самостоятельно выводы на всех этапах урока. (К) - умеют организовывать учебное взаимодействие в группе. | Понимают необходимость учения, осваивают и принимают социальную роль обучающегося, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности. |
22 | Обобщающий урок по теме «Географические модели Земли». Составление маршрута путешествия | 1 | 27.02. | Выполнение практической работы «Составление маршрута воображаемой экспедиции» | (Р) - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения. (П)- передают содержание в сжатом , выборочном или развернутом виде. (К) - умеют организовать учебное взаимодействие в группе. | Понимают необходимость учения, осваивают и принимают социальную роль обучающегося, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности. |
Земная кора – 13 ч. |
23 | Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. | 1 | 5.03. | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнить оболочки между собой | (Р) - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения. (П) - передают содержание в сжатом или развернутом виде. (К) - умеют отстаивать точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами. | Объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми. |
24 | Разнообразие горных пород. Определение горных пород по их свойствам | 1 | 12.03. | Сравнивать свойства горных пород различного происхождения Овладевать простейшими навыками определения горных пород по их свойствами. Анализировать схему преобразования горных пород. | (Р) - работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации. (П) - записывают выводы на всех этапах урока. (К) - умеют отстаивать точку зрения, аргументируя её. | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы своей учебной деятельности, дают адекватную оценку своей учебной деятельности. |
25 | Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. | 1 | 19.03. | Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород по их свойствами. | (Р) - понимают причины неуспеха в учебной деятельности, ищут выход из сложившейся ситуации. (П) - передают содержание в сжатом и развернутом виде. (К) - критично относятся к своему мнению. | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы своей учебной деятельности, дают адекватную оценку своей учебной деятельности. |
26 | Разнообразие рельефа Земли. Построение профиля рельефа. | 1 | 9.04. | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана и показывать их. | (Р) - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения. (П) - передают содержание в сжатом или развернутом виде. (К) - умеют отстаивать точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами. | Понимают необходимость учения, осваивают и принимают социальную роль обучающегося, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности |
27 | Движение Земной коры. | 1 | 16.04. | Сравнивать свойства Земной коры. Овладевать простейшими навыками определения пород по их свойствам. | (Р) - обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. (П) - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. (К) - умеют слушать других, принимают другую точку зрения, изменять свою точку зрения. | Дают позитивную самооценку результатам деятельности, понимают причины успеха в своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета. |
28 | Землетрясения. | 1 | 23.04. | Выявлять по географическим картам закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма. | (Р) - обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. (П) - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. (К) - умеют слушать других, принимают другую точку зрения, изменять свою точку зрения. | Понимают необходимость учения, осваивают и принимают социальную роль обучающегося, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности. |
29 | Вулканизм. | 1 | | Выявлять по географическим картам закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма. | (Р) - определяют цель учебных действий, работают по составленному плану. (П) - передают содержание в сжатом или развернутом виде. (К) - умеют организовать учебное взаимодействие в группе, принимать точку зрения других, изменять свою точку зрения. | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы своей учебной деятельности, дают адекватную оценку своей учебной деятельности. |
30 | Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. | 1 | 30.04. | Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. | (Р) - в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки. (П) - передают содержание в сжатом или развернутом виде. (К) - умеют организовывать учебное взаимодействие в группе. | Дают положительную адекватную самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности проявляют интерес к предмету. |
31 | Работа текучих вод, ледников и ветра. | 1 | 7.05. | Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. | (Р) - обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. (П) - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. (К) - умеют слушать других, принимают другую точку зрения, изменять свою точку зрения. | Понимают необходимость учения, осваивают и принимают социальную роль обучающегося, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности. |
32 | Главные формы рельефа суши. | 1 | 14.05. | Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана и показывать их. | (Р) - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения. (П) - записывают выводы на всех этапах урока. (К) - умеют слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения. | Проявляют положительное отношение к урокам географии, широкий интерес к решению проблем возникающих в ходе ознакомления с новым материалом. |
33 | Рельеф дна океанов. | 1 | 14.05. | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить маршруты путешествий на к/к Находить информацию о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий. | (Р) - работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации. (П) - сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников. (К) -умеют выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | Дают позитивную самооценку учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения новых учебных задач. |
34 | Человек и земная кора. | 1 | 21.05. | Умение определять горные породы своей местности. | (Р) - работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации. (П) - сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников. (К) -умеют выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы объекта. | Дают позитивную самооценку учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения новых учебных задач. |
35 | Итоговый урок по разделу «Земная кора». | 1 | 28.05. | Обобщают знания и умения по теме «Земная кора». | (Р) - понимают причины неуспеха. (П) - делают предположения об информации, нужной для решения задач. (К) - умеют критично относиться к своему мнению. | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения. |
Перечень учебно-методического обеспечения:
В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011
География. Планета Земля. Атлас. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013
География. Планета Земля. Контурные карты. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013
География. Планета Земля. Электронное приложение к учебнику А. А. Лобжанидзе. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013
А.А.Лобжанидзе. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. Часть 1, 2. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013
О.Г.Котляр.
География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013
Л.Е.Савельева. География. Планета Земля. Поурочное тематическое планирование. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2012 г.
Список литературы:
А.А.Лобжанидзе. География. Планета Земля. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013
Листок коррекции календарно-тематического планирования
№ п/п | Тема урока | Сроки по плану | Сроки фактические |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
21