Программа по математике для 4 класса МКОУ Курежская оош на 2017-2018 учебный год разработана на основе авторской программы М.И. Моро, С. И. Волковой, С.В. Степановой «Математика» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Программа учебного предмета «Математика» является составной частью ООПНОО МКОУ Курежская оош. В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс на изучение математики в 4 классе отводится 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 136 ч.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Повторение. Нумерация чисел. Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. Нахождение суммы нескольких слагаемых
Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел. Умножение трехзначного числа на однозначное. Свойства умножения.Алгоритм письменного деления. Приемы письменного деления. К.р по т «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление». Анализ к.р. Диаграммы.Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных.
Класс единиц и класс тысяч. Чтение многозначных чисел. Запись многозначных чисел. Разрядные слагаемые. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. Закрепление изученного. Класс миллионов. Класс миллиардов. Что узнали. Чему научились.Странички для любознательных.Наши проекты. Что узнали. Чему научились.
Единицы длины. Километр. Единицы длины. Закрепление изученного. Единицы площади. Кв километр, кВ миллиметр. Таблица единиц площади. Измерение площади с помощью палетки. Единицы массы. Тонна, центнер. Единицы времени. Определение времени по часам
Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда. Век. Таблица единиц времени.Что узнали. Чему научились
К.Р. по т»Нумерация. Величины». Анализ к.р. Закрепление изученного
Устные и письменные приемы вычислений. Нахождение неизвестного слагаемого. Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Нахождение нескольких долей целого. Решение задач и уравнений. Сложение и вычитание величин. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. Странички для любознательных. Задачи-рассчёты
Что узнали. Чему научились. Закрепление умения решать задачи изученных видов. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».
Анализ к.р. Умножение и его свойства. Письменные приёмы умножения многозначных чисел. Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Деление с числами0 и 1. Письменные приемы деления. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. Закрепление изученного. Решение задач. Письменные приемы деления. Решение задач . Решение задач. Закрепление изученного материала. Контрольная работа за I полугодие т «Умножение и деление на однозначное число». Анализ к.р. Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились. Умножение и деление на однозначное число. Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Решение задач на движение. Странички для любознательных. Проверочная работа. Умножение числа на произведение. Письменное умножение на числа оканчивающиеся нулями. Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. Решение задач. Перестановка и группировка множителей. Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного. Деление числа на произведение. Деление с остатком на 10, 100, 1000
Решение задач. Письменное деление на числа, оканчивающихся нулями. Решение задач. Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились
К.р по т «Умножение и деление на числа, оканчивающихся нулями». Анализ к.р. Наши проекты. Умножение числа на сумму. Письменное
Нумерация. Выражения и Уравнение. сложение, вычитание. Арифметические действия: умножение и деление. Порядок выполнения действий
.Величины. Геометрические фигуры. Задачи. Закрепление. Обобщающий урок Игра «В поисках клада»
№ | Дата | Тема | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия |
| Числа от 1 до 1000 (13ч). | | |
1 | 02.09 | Повторение. Нумерация чисел. | Выполнять сложение и вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000. Решать выражения с переменной на нахождение слагаемого, неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Обозначать геометрические фигуры буквами. Выполнять задания творческого и поискового характера | Называть последовательность чисел в пределах 1000Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; Выполнять письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей. |
2 | 03.09 | Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. |
3 | 07.09 | Нахождение суммы нескольких слагаемых |
4 | 08.09 | Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел |
5 | 09.09 | Умножение трехзначного числа на однозначное |
6 | 10.09 | Свойства умножения |
7 | 14.09 | Алгоритм письменного деления |
8,9,10 | 15,16-17.09 | Приемы письменного деления |
11 | 21.09 | К.р по т «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление» входная к.р. | Контролировать и оценивать свою работу. Уметь самостоятельно решать полученные задания | Вычислять сумму трёх слагаемых. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных |
12 | 22.09 | Анализ к.р. Диаграммы | Уметь самостоятельно строить и читать столбчатые диаграммы | Читать и строить столбчатые диаграммы | |
13 | 23.09 | Странички для любознательных | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Выполнять задания учебника; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи |
Числа которые больше 1000. (113ч) | |
14 | 24.09 | Нумерация 10ч Класс единиц и класс тысяч | Считать предметы, десятками, сотнями, тысячами. Читать и записывать любые числа в пределах 1000000 Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Сравнивать числа по классам и разрядам. Упорядочивать заданные числа. Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. | Называть последовательность чисел в пределах 1000; объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица. Называть разряды и классы. Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз Читать числа в пределах миллиона | |
15 | 28.09 | Чтение многозначных чисел |
16 | 29.09 | Запись многозначных чисел |
17 | 30.09 | Разрядные слагаемые |
18 | 01.10 | Сравнение чисел |
19 | 05.10 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз |
20 | 06.10 | Закрепление изученного |
21 | 07.10 | Класс миллионов. Класс миллиардов |
22 | 08.10 | Что узнали. Чему научились Странички для любознательных | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Выполнять задания учебника; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задач | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
23 | 12.10 | Наши проекты. Что узнали. Чему научились. |
24 | 13.10 | Величины – 13ч Единицы длины. Километр | Переводить одни единицы длины в другие : мелкие в более крупные, крупные в более мелкие, используя соотношение между ними. Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения. Сравнивать значения площадей разных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношение между ними. Определять площади фигур произвольной формы с помощью палетки. Находить доли целого и целое по его доле. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц к другим. Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношение между ними. Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц к другим Переводить одни единицы времени в другие, используя соотношение между ними. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца событий. Осуществлять самоконтроль и самооценку в процессе самостоятельной работы. Исправлять допущенные ошибки Анализировать и оценивать ход и результат работы. | Называть единицы длины. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Называть единицы площади. Использовать приобретенные знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади Использовать приём измерения площади фигуры с помощью палетки. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, решать текстовые задачи арифметическим способом Понимать понятие «масса», называть единицы массы. Сравнивать величины по их числовым значениям | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
25 | 14.10 | Единицы длины. Закрепление изученного |
26 | 15.10 | Единицы площади. Квадратный километр, кВ миллиметр |
27 | 19.10 | Таблица единиц площади |
28 | 20.10 | Измерение площади с помощью палетки |
29 | 21.10 | Единицы массы. Тонна, центнер |
30 | 22.10 | Единицы времени. Определение времени по часам |
31 | 26.10 | Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда |
32 | 27.10 | Век. Таблица единиц времени |
33 | 28.10 | К.Р. по теме»Нумерация. Величины» |
34 | 29.10 | Анализ к.р |
35 | 30.10 | Странички для любознательных |
36 | 09.11 | Закрепление изученного материала по теме: «Величины» |
| | Сложение и вычитание- 11ч | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий: сложения и вычитания. Выполнять сложение и вычитание величин. Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Анализировать условие задачи, правильно выбирать пути её решения. Осуществлять самоконтроль и самооценку в процессе самостоятельной работы. Анализировать и исправлять допущенные ошибки. Применять теоретические знания для решения практических задач | Решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией Решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме , развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление Использовать приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Решать задачи арифметическим способом Решать нестандартные задачи, выбирая эффективные способы решения. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
37 | 10.11 | Устные и письменные приемы вычислений. |
38 | 11.11 | Нахождение неизвестного слагаемого. |
39 | 12.11 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. |
40 | 16.11 | Нахождение нескольких долей целого |
41,42 | 17,18.11 | Решение задач и уравнений. |
43 | 19.11 | Сложение и вычитание величин. |
44 | 23.11 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. |
45 | 24.11 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел». |
46 | 25.11 | Что узнали. Чему научились. |
47 | 26.11 | Закрепление умения решать задачи изученных видов. |
| | Умножение и деление – 79ч | Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное. Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом. Оценивать результаты усвоения учебного материала.Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное). Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом. Осуществлять пошаговый контроль правильности решения уравнений Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Использовать знание взаимосвязи между компонентами и результатом деления для решения уравнений. | Анализировать результаты выполненной работы, оценивать их и делать выводы Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное Использовать свойства умножения на 0 и на 1 при выполнении вычислений Применять полученные знания для решения задач | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию |
48 | 30.11 | Анализ к.р. Умножение и его свойства. |
49,50 | 01-02.12 | Письменные приёмы умножения многозначных чисел. |
51 | 03.12 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. |
52 | 07.12 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. |
53 | 08.12 | Деление с числами0 и 1. |
54,55 | 09,10.12 | Письменные приемы деления. |
56 | 14.12 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. |
57 | 15.12 | Закрепление изученного. Решение задач |
58 | 16.12 | Письменные приемы деления.Решение задач |
59 | 17.12 | Решение задач. Закрепление изученного материала. | Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных |
60 | 21.12 | Контрольная работа за I полугодие т «Умножение и деление на однозначное число» |
61 | 22.12 | Анализ к.р. Закрепление изученного |
62 | 23.12 | Что узнали. Чему научились |
63,64 | 24,28.12 | Умножение и деление на однозначное число |
65 | 29.12 | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы времени в другие. Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. | Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называть единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | |
66,67, 68 | | Решение задач на движение |
69 | | Странички для любознательных. Проверочная работа |
70 | | Умножение числа на произведение | Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Работать в парах. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарищей. Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять письменные приёмы. Выполнять деление с остатком на 10, 100, 1000. Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи. Составлять план решения. Обнаруживать ошибки и исправлять их. Отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенной сложности Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Анализировать и оценивать результаты работы. | Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при умножении числа на произведение удобным способом Применять свойства умножения при решении числовых выражений Применять приём письменного деления многозначного числа на 10, 100, 1 000 с остатком Решать задачи на одновременное встречное движение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление м Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера |
71- 72 | | Письменное умножение на числа оканчивающиеся нулями |
73 | | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями |
74 | | Решение задач |
75 | | Перестановка и группировка множителей |
76 | | Что узнали. Чему научились. |
77,78 | | Закрепление изученного Контрольная раб. |
79, 80 | | Раб. над ошибками. Деление числа на произведение |
81 | | Деление с остатком на 10, 100, 1000 |
82 | | Решение задач |
83,84, 85,86 | | Письменное деление на числа, оканчивающихся нулями |
87 | | Решение задач |
88 | | Закрепление изученного |
89 | | Что узнали. Чему научились |
90 | | К.р по т «Умножение и деление на числа, оканчивающихся нулями» |
91 | | Анализ к.р. Наши проекты | | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст | |
92 | | Умножение числа на сумму | Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. Выполнять письменное умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритма письменного выполнения действия умножения. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножения. Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы |
93,94 | | Письменное умножение на двузначное число |
95,96 | | Решение задач |
97,98 | | Письменное умножение на трехзначное число |
99,100 | | Закрепление изученного |
101 | | К.р. «Умножение на двузначное и трехзначное число |
102 | | Анализ к.р |
103, 104 | | Что узнали. Чему научились |
105 | | Письменное деление на двузначное число. | Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число. Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножения. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деления. Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением. Работать в парах. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарищей Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом. | Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. Решать задачи на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
106 | | Письменное деление на двузначное число с остатком. |
107 | | Алгоритм письменного деления на двузначное число. |
108 109 | | Письменное деление на двузначное число. |
110 | | Закрепление изученного |
111, 112 | | Решение задач. |
113 | | Письменное деление на двузначное число. закрепление. |
114 115 | | Письменное деление на двузначное число. Решение задач. |
116 | | Кр работа по теме «Деление на двузначное число». | Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | | |
117 | | Анализ к.р. Письменное деление на трехзначное число |
118, | | Письменное деление на трехзначное число. | Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число. Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножения. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деления. Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением. Работать в парах. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарищей Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом. | Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. Решать задачи на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий) Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
119 | | Письменное деление на трехзначное число. |
120 | | Закрепление изученного |
121 | | Письменное деление на трехзначное число с остатком. |
122 | | Письменное деление на трехзначное число.Закрепление. |
123 124 | | Что узнали. Чему научились |
125 | | Контр работа по теме «Деление на трехзначное число». |
126 | | Анализ к.р. Закрепление изученного материала. |
| | |
Итоговое повторение 10ч | | |
127 | | Нумерация. | | Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
128 | | Выражения и Уравнение. |
129 | | сложение, вычитание |
130 | | арифметические действия: умножение и деление |
131 | | Порядок выполнения действий |
132 | | .Величины. |
133 | | Геометрические фигуры. |
134 | | Задачи |
135 | | Закрепление |
136 | | Обобщающий урок Игра «В поисках клада» | | | Формулировать и аргументировать собственное мнение и координировать свою позицию с позицией одноклассников. |
| | | | | |
1. Моро М.И., Бантова М.А и др. Математика. 4 класс: Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2014
2. Моро М.И., Бантова М.А и др. Математика. 4класс: Проверочные работы. М.: Просвещение, 2014