СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа создаётся прежде всего для учителя. Но администрация школы тоже должна быть ознакомлена с рабочими программами своих педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа.»

Рабочая программа

по воспитательной работе в группе продлённого дня

Составлена с учётом требований ФГОС, направленных на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся, посещающих группу продлённого дня, на формирование учебных действий.

Цель: группы продленного дня организуются для социальной защиты обучающихся и обеспечивают условия для проведения внеурочной деятельности с ними.

Задачи:

  • обеспечить безопасное и комфортное пребывание учащихся в школе во внеурочное время;

  • организовать гармоничное развитие личности учащегося с учетом возрастных особенностей младшего школьника, интеллекта и интересов каждого ребенка;

  • создать условия для достижения оптимального уровня воспитанности учащихся.

Основные направления деятельности:

  • физкультурно-оздоровительная работа;

  • нравственное и право воспитание;

  • гражданское и патриотическое воспитание;

  • эстетическое и экологическое воспитание;

  • культурно-просветительская работа;

  • развитие национально-культурных традиций;

  • экскурсионно-туристическая работа;

  • профилактика правонарушений и преступлений среди не­совершеннолетних;

  • взаимодействие с учреждениями дополнительного образо­вания и культуры;

  • социологические и психолого-педагогические исследова­ния по вопросам воспитания учащихся, выявление и оцен­ка уровня их воспитанности и др.


ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ


Недельная допустимая нагрузка в ГПД составляет 30 часов.

Важнейшим требованием в режиме работы группы продленно­го дня является обеспечение единства урочной и внеурочной дея­тельности учащихся. Кроме того, педагогический процесс преду­сматривает, чтобы режим группы продленного дня способствовал укреплению здоровья учащихся, обеспечивал высокий уровень ра­ботоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетиче­ское самочувствие детей.

  • В образовательных учреждениях разрабатываются различные варианты режимов в соответствии с конкретными условиями каж­дой из школ, с учетом возрастных особенностей учащихся, тща­тельно продуманным чередованием умственной, трудовой и досу­говой деятельности, занятий физкультурой и спортом.

  • Эффективность работы групп продленного дня во многом зави­сит от отношения ребенка к школе, от его желания посещать груп­пу. Хорошее настроение - залог физического и нравственного здо­ровья ребенка, его успехов в учебе и труде. Задача педагога группы продленного дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка, заполнить его свободное время, но и организовать такие ме­роприятия, которые бы стали интересны и полезны школьнику со­ответствующего возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально,

  • Проблемой особой заботы является организация питания детей. В обязанности педагога входит своевременное питание учащихся, обучение их культурно-гигиеническим правилам приема пищи, контроль за нормированием и качеством питания (совместно с администрацией школы).

  • Организуя работу учащихся в группе продленного дня, главное – создать необходимые условия для занятий самоподготовки с целью качественного выполнения домашних заданий. В процессе организации самоподготовки педагогом должны учитываться следующие ­факторы: уровень подготовленности учащихся по данному предмету, индивидуальные и психологические особенности каждо­го ученика, круг его интересов и склонностей. В своей деятельно­сти педагогу именно группы продленного дня необходимо реали­зовывать принцип личностно-ориентированного подхода к уча­щимся. Все содержание работы в часы самоподготовки должно быть направлено на всестороннее развитие и совершенствование полученных умений самостоятельной работы, формирование навы­ков рационального использования учебного времени. Известно, что от того, насколько организованно, четко, продуманно учитель нач­нет самоподготовку, зависит и результат работы, и активизация всех этапов, и организация учащихся во время самоподготовки.

  • Самоподготовка в группе начинается чаще всего со знакомства с содержанием задания, его актуализации, выясняются возможные затруднения, совместно с учителем обсуждается, что потребуется для выполнения задания. Учитель предусматривает, чем будут за­ниматься дети, которые раньше других заканчивают выполнение заданий, как будут подводиться итоги самоподготовки, а также возможные направления связи самоподготовки с последующими видами деятельности.

  • Воспитатели, как правило, организуют самоподготовку в два этапа: сначала чтение (15-20 минут), затем перерыв (5-7 минут), заполненный игрой, потом занятия русским языком и математикой. Задания для самостоятельной работы по русскому и математике также состоят из двух частей: из общего задания для учащихся всего класса и дифференцированного задания по вариантам. Напри­мер, по математике основное задание дается всему классу, а затем предлагается работа по вариантам: 1 вариант - усложненное зада­ние по карточке; II вариант - аналогичное основному дополнитель­ное задание из учебника; III вариант - задание по тетради с печатной основой или по таблице. В результате учащиеся овладевают навыками самостоятельной групповой и индивидуаль­ной работы, необходимыми им в урочной практике. Они умеют де­лать самостоятельные записи в тетрадях, работать с учебниками, таблицами, дополнительным материалом. Здесь реализуются все возможности самого ученика. Контролирующую функцию педагог проводит в процессе самоподготовки путем фронтального коммен­тирования проверки выполненной работы учащимися, анализа ре­зультатов выполнения взаимопроверки и другими способами.

  • В резерве педагога обязательно должны иметь место различные стимуляторы, обеспечивающие ситуации успеха при выполнении самоподготовки детьми. Это и экран успеваемости по самоподго­товке, и журнал учета проведения самоподготовки с выставлением оценок (как настоящий классный журнал), поощрительные записи в дневник ученику, вручение «значков-символов» (условных оце­нок): самому внимательному в самоподготовке, самому аккуратно­му, самому дисциплинированному, cамому - самому (выполнивше­му все задания самоподготовки на «отлично»).

  • Учебно-воспитательную работу в группе продленного дня можно поделить на 2 вида: самостоятельную детскую деятельность (самостоятельной ее можно назвать только условно) и деятель­ность, которую полностью проводит и организует педагог. Воспи­татель, работающий в группе продленного дня, проводит специаль­ные занятия (по предметам, по теме), цель которых - подготовка к обобщающим занятиям. Поэтому в процессе подготовки и прове­дения всех видов занятий целесообразно привлекать учителей тех классов, дети которых посещают группу продленного дня.

  • Решая проблемы развития образования, важно осуществить практику взаимодействия классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, психолога, педагога-организатора, соци­ального педагога, педагогов дополнительного образования по соз­данию необходимых условий для нравственного воспитания и лич­ностно-ориентированного развития ребенка. Также важно позабо­титься о создании условий для организации воспитательного про­странства микрорайона на основе взаимодействия с другими соци­ально-культурными институтами воспитания, общественными ор­ганизациями, ведомствами. Таким образом, дети во время пребывания в группе продленного дня могут активно заниматься в кружках и секциях, посещать библиотеку и т. п.

  • На внеурочных занятиях дополнительного образования по ин­тересам педагоги формируют у де­тей культуру поведения, развивают художественно-эстетический вкус и духовные потребности учеников. Обеспечивая целенаправленность, ком­плексность и непрерывность воспитательного воздействия на де­тей, педагог создает в группе продленного дня обстановку, благо­приятную для развития каждого ребенка и всего коллектива.


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Режим группы продленного дня складывается из следующих форм деятельности учащихся: бытовой, учебой, досуговой и др.

  • Бытовая деятельность вкрапливается во все основные виды деятельности. Она как бы цементирует весь режим учебно-воспи­тательной работы, создает его комфортность. Уход за телом, за одеждой, обувью, помещением, местами отдыха и т. д. осуществля­ется регулярно с целью выработки устойчивых привычек содер­жать всё в порядке. Эта работа выполняется учениками как инди­видуально, так и коллективно. Для интеллектуального, нравствен­ного, эстетического, а в целом для социального становления лич­ности этот вид деятельности имеет огромное значение.

  • Учебная деятельность занимает в режиме продленного дня значительное время. В отличие от бытовой этот вид деятельности строго регламентирован и организуется в два приема. Во второй половине дня, после отдыха, - самоподготовка (выполнение до­машних заданий). Учебная деятельность школьников является ве­дущей в учебно-воспитательном процессе, и на нее возлагается главная нагрузка в духовном развитии учащихся. Она играет важ­ную роль в умственном, нравственном и эстетическом воспитании школьников.

  • Досуговая деятельность призвана заполнить свободное время содержательным активным отдыхом. Она организуется в индиви­дуальной и коллективной формах. Ученики сами выбирают вид отдыха, чтение, спортивные игры, просмотр телепередач и т. д. На эту работу ежедневно приходится до 20 % времени. Коллективная же досуговая деятельность в разные дни недели занимает 20-30% времени режима дня. По своему содержанию эта деятельность многогранна. В различных сочетаниях она включает интеллекту­альную, трудовую, художественно-эстетическую, спортивную и игровую. С точки зрения всестороннего воспитания детей она бога­та разнообразием содержания и форм. Педагог, воспитатель, орга­низующий коллективную досуговую деятельность, получает в свое распоряжение мощное средство воздействия на детей во внеуроч­ное время. Среди форм организации воспитательного процесса в практике работы групп продленного дня довольно широко исполь­зуются мероприятия и сравнительно реже - занятия.

  • Встречаются в практике работы простые и сложные мероприя­тия. Среди сложных в организационном плане видов мероприятий особо выделяются праздники, соревнования, слеты, концерты, кон­курсы, сложные игры. Все они требуют разработки сценария, пре­дусматривающего разноплановую деятельность детей.

  • Однако целый ряд мероприятий может проводиться и в про­стых организационных формах, в таких, к примеру, как беседа, чтение, слушание музыки, просматривание телепередач, виктори­ны, встречи с интересными людьми. Все эти мероприятия просты, не требуют длительной подготовки.

  • Занятие не может существовать в разовом исполнении и имеет педагогический смысл только в ряду себе подобных. С помощью занятий, как правило, организуется разнообразная послеурочная деятельность школьников.

  • Общеразвивающие занятия, проводимые воспитателями в груп­пах продленного дня, представляют собой нечто среднее между уро­ком, кружковым занятием, с одной стороны, и мероприятием - с другой. Вместе с тем эта форма организованной деятельности детей лишена как строгости и обязательности урока, односторонней на­правленности кружкового занятия, рассчитанного на удовлетворе­ние избирательных индивидуальных интересов кружковцев, так и узкотематической ограниченности мероприятия. Детей, занимаю­щихся в школьных и внешкольных кружках, секциях, коллективах самодеятельности и т. д., по согласованию с родителями воспита­тели могут отпускать из группы. Учащимся музыкальных и худо­жественных школ всегда предоставляется возможность посещать занятия в этих школах. Участники различных мероприятий, прово­димых школой или другими детскими учреждениями, пользуются тем же правом уйти из группы, поставив воспитателя в извест­ность. В практике работы школ сложилась определенная система общеразвивающих занятий. Организация деятельности детей на воздухе предусматривает экскурсионные, прогулочные, игровые, спортивные, трудовые занятия. В помещении же лучше проводить кратковременные занятия: занятия по изучению правил поведения, читательские, музыкальные, занятия по искусству. Другим важным условием, ведущим к успеху воспитательной работы с детьми, явля­ется создание соответствующей материальной базы, в том числе орга­низация зоны труда и отдыха для групп продленного дня.

  • Зона труда и отдыха - это комплекс специально подобранных и оборудованных мест для разнообразной, содержательной дея­тельности детей.

  • Кабинет обслуживающего труда для начальных классов, школь­ные мастерские удобны для занятий школьников ручным трудом. Учебные кабинеты могут быть использованы для демонстрации фильмов, диафильмов, телепередач.

  • Спортивный, актовый залы - подходящее место для занятий в отдельные ненастные дни. В спортивном зале можно разучивать подвижные игры, в актовом зале поставить импровизированный концерт, проводить конкурсы стихов, загадок, викторины, можно провести различные групповые занятия. Территория школы - мe­сто для организации детского труда (озеленение, уход за растения­ми, очистка и т. д.).

  • Очень важно спланировать работу так, чтобы начиная с первого класса, дети переходили от одних видов деятельности к более сложным.

  • Peжим группы продленного дня строится в соответствии с ги­гиеническими и педагогическими требованиями. Он характеризу­ется определенным расположением урочных и внеурочных занятий в течение дня, недели, года. Его структура складывается из сле­дующих частей: уроки, активный отдых, самоподготовка, внеуроч­ная деятельность, занятия по интересам, прогулки, экскурсии. Пе­реход к игровым и самодеятельным формам занятий, физические нагрузки, многообразие связей при общении, как правило, способ­ствуют снятию утомления. Особое место в режиме дня занимает самоподготовка, которая должна проводиться в одно и то же время. Продолжительность ее не должна превышать нормы. Очень важно, чтобы большая часть домашних заданий выполнялась школьника­ми на продленном дне.

  • Самоподготовка - одна из форм организации учебного процес­са в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные заня­тия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время. Самостоятельная учебная рабо­та на этих занятиях преследует цель выработки навыков самооб­разования, самовоспитания и призвана способствовать всесторон­нему развитию личности учащихся. При этом возникают новые возможности в развитии и формировании у учеников положительного отношения к учебе устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы. Воспитатель группы продлённого

  • дня во время самоподготовки поддерживает нужный для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий учителя всеми учениками.

  • Большое внимание при организации самоподготовки следует уделить тем организационным мероприятиям, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятия.

  • Наиважнейшим моментом при приучении школьников к регулярной, систематической подготовки домашних заданий в условиях ГПД является обучение их экономии времени и сил. Самостоятельная работа учащихся начальных классов во время самоподготовки способствует формированию у них умений и навыков по применению знаний, полученных на уроке, при реше­нии конкретных задач. Необходимость самоподготовки в режиме, ее обязательность постепенно осознается учениками. Самоподго­товка со временем становится привычным занятием. Особую слож­ность представляет организация личной работы учащихся, которым необходима для этого квалифицированная помощь воспитателя. Его задача - так построить процесс, чтобы он способствовал ус­воению школьниками правил, методов организации самостоятель­ной работы по выполнению домашних заданий, научил бы их пра­вильно планировать умственный труд. Большинство школьников берется за выполнение домашних заданий, не наметив плана дейст­вия, не продумав порядка организации собственной работы, не распределив времени и собственных сил. Подобный подход к вы­полнению заданий обычно ведет к поспешности в работе или к за­медленным темпам ее. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы ученики самостоятельно определили пути выполнения домашних заданий, исходя из инструктивных указаний учителя, и самостоятельно планировали всю свою деятельность во время са­моподготовки. Наблюдения показывают, что нужно рекомендовать ученикам выполнять более трудные задания в начале самоподго­товки. Замечено, что однообразные работы на самоподготовке вы­зывают у школьников, особенно у младших, большую утомляе­мость. Переход от одного вида к другому поддерживает работоспособность на относительно высоком уровне более дли­тельный период. В то же время каждое новое задание требует для своего выполнения период вживания, проникновения в его суть, что определенное время тормозит продуктивность труда школьни­ков. Наиболее эффективно выполняются те задания, которые непо­средственно следуют после уроков. Замечено, что некоторые зада­ния, особенно заучивание стихотворений, лучше готовить дважды, а то и трижды. Выполнение заданий на запоминание только нака­нуне уроков потребует от школьников больших затрат труда и вре­мени. Эффективность умственного труда учащихся во многом за­висит от соблюдения ими порядка на рабочем месте. Лишние, ненужные вещи мешают работать, отвлекают внимaние школьника. Поэтому надо побеспокоиться, чтобы на столе ученика было толь­ко то, что необходимо для выполнения урока. Необходимо отме­тить, что существует теснейшая связь между уроком и самоподго­товкой. Учитель на уроке, излагая задание, тем самым программирует успешность его выполнения на самоподготовке. Понимание учеником задания закладывается на уроке. Именно от того, на­сколько это удается учителю, зависит, будет ли задание трудоемко, не приведет ли к перегрузке учащихся, не вызовет ли непреодоли­мых затруднений в его выполнении. Особенностью самоподготов­ки является то, что каждый ученик самостоятельно должен выпол­нить полученное задание и справиться со всеми трудностями. Если же на занятии ведется объяснение, коллективное выполнение зада­ния, то теряется сам смысл проведения самоподготовки.

  • Успех самоподготовки зависит в огромной мepe от качества и уровня проведенного на уроке закрепления. Заботясь о нормальных условиях учебного труда питомцев во время самоподготовки, вос­питатель должен серьезным образом подойти к организации вне­учебных занятий с группой. Отдохнувшие, без признаков устало­сти и возбужденности дети легче включаются в работу и успешнее справляются с ней.

  • Из педагогической практики известно, что разнообразные виды учебной деятельности оказывают положительное влияние на ус­пешность усвоения материала, на поддержание активной мысли­тельной работы. Однако не нужно забывать, что в это время проис­ходит некоторое колебание внимания. Острота внимания при выполнении некоторых работ неодинакова, поэтому крайне важно научить школьников умению концентрировать свое внимание на главном, чтобы основное не ускользнуло из их поля зрения.

  • Важной обязанностью воспитателя является создание санитар­но-гигиенических условий для самостоятельной учебной работы школьников. За 10 минут до ее начала педагог вместе с дежурным удаляет всех учеников из помещения, где выполняются уроки. За короткое время проводится сквозное проветривание, а также, по возможности, влажная уборка. Постоянное и организованное вы­полнение заданий, осуществляемое в один и тот же промежуток времени, благотворно воздействует на формирование привычки готовить уроки. Воспитатели отмечают, что эта привычка в млад­шем возрасте возникает сравнительно быстро и обладает устойчи­востью.

  • Учебный труд с присущими только eму видами и формами дея­тельности играет важную роль в жизни школьников. Как любой труд, он требует физического и умственногo напряжения, затрат сил и энергии. Опыт работы показывает, что после уроков для учащихся во много раз полезнее побывать на воздухе, чем в поме­щении. Активный отдых школьников в паузе между уроками и са­моподготовкой целесообразно организовать в форме спортивного часа на воздухе и только при плохой погоде - в помещении. Отдых на воздухе включает в себя экскурсионные, прогулочные, спортив­ные, игровые занятия, физический труд.

  • Ежедневно в группе проводится одно занятие на воздухе, дру­гое - в помещении. Если на первое отводится 2-2,5 часа, то на вто­рое - 15--45 минут, чаще всего - 15-25 минут.

  • Объединенные в недельный цикл занятий, они функционально зависимы друг от друга, так как дополняя друг друга, в равной ме­ре служат целям всестороннего общего развития детей, удовлетво­рения их естественных потребностей в движении, общении и эмо­циональной разрядке. Если все то, что на них происходит, совпадает с потребностями детей, то они наиболее эффективны в воспитательном отношении.

  • Экскурсионные занятия в группах продленного дня пресле­дуют оздоровительно-воспитательные цели. Этим они отличаются от учебных экскурсий, содержание которых определено учебными программами. Их нужно рассматривать как одну из форм отдыха, поэтому на них применяются методы и средства организации досуга.

  • Учебные экскурсии - это одна из форм учебного труда, в ходе которой учитель пользуется методическими приемами, характерными для организации учебной работы. На учебной экскурсии не­допустим отход от запланированной темы. На экскурсионных заня­тиях в группах реальность таких отступлений всегда cyществует, так как во время занятия может сообщаться материал разнообраз­ного содержания. Изучение и освоение знаний на учебной экскур­сии обязательно для всех учеников. В дополнение ко всему боль­шое значение при проведении экскурсионного занятия придается продолжительности маршрута с целью увеличения физической на­грузки при ходьбе и развлечениях.

  • Все экскурсионные занятия по содержанию познавательного ма­териала подразделяются на обществоведческие и природоведческие.

  • На обществоведческих экскурсиях очень важно показать школьникам, как на практике происходит разделение общественно­го труда, раскрыть специфику массовых профессий, помочь уча­щимся определить свое место в общественном труде. В результате этой работы должны быть сформированы общественно ценные отношения к труду и людям труда.

  • Природоведческие экскурсии знакомят школьников с многооб­разием окружающей природы, преобразующей природу деятельно­стью человека. Воспитатель приучает воспитанников по-хозяйски относиться к ее богатствам и приумножать их. Двухчасовые экс­курсионные занятия достаточно удовлетворяют потребности орга­низма детей в отдыхе, благотворно влияют на формирование тако­го важного для учебной работы качества, как наблюдательность, обогащают учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающем мире.

  • Прогулка - это одна из форм активного отдыха детей. Сущест­вует довольно много видов прогулок, что дает возможность разно­образить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обуслов­лен своей целью и своими прав илам и, которым необходимо следовать. Прогулка в зависимости от обстановки и настроения группы может прерываться остановками для кратковременного спокойного отдыха, быть насыщенной играми, развлечениями.

  • Педагогическая ценность прогулок не исчерпывается двига­тельным содержанием. В ходе ее идет интенсивное обогащение школьников разнообразной информацией: они знакомятся с окру­жающим миром путем непосредственных наблюдений, общаются с товарищами и воспитателем. Общение как средство взаимного информирования действует безотказно на протяжении всего занятия. Готовясь к экскурсии, воспитатель лишь в общих чертах планирует то, что должно быть усвоено школьниками, так как не может пре­дусмотреть всего, что будет воспринято детьми. На прогулке ребя­та сами выбирают объекты наблюдения, сами выделяют интере­сующую их информацию. Прогулка в сравнении с экскурсией проигрывает лишь в одном - в системности полученных знаний. В объеме же их, как правило, прогулка превосходит экскурсию. Пе­строта и кажущаяся бессистемность знаний, приобретенных на прогулке, не должна смущать воспитателя. Усвоенные в процессе прогулки представления и понятия обычно не уступают тем, что приобретены на экскурсии. Со временем они могут быть использо­ваны школьниками в качестве иллюстраций к определенным заня­тиям. Находя таким образом место в их системе, опытные педагоги очень высоко оценивают эту форму занятия за возможность озна­комить своих питомцев с окружающей действительностью во всем ее многообразии.

  • Физический труд - форма активного отдыха в группе про­дленного дня. В учебно-воспитательный процесс он вводится с двоякой целью: с одной стороны, он преследует воспитательные задачи, с другой - способствует решению оздоровительных задач. Физическая работа требует от школьников умения пользоваться различными инструментами и приспособлениями. Занятие дает достаточную физическую нагрузку, обеспечивает смену рабочих поз, вызывает физическую усталость. В группах продленного дня, где занятия физическим трудом проводятся систематически, на­блюдается бережное отношение учеников к школьному имуществу. Трудовая работа в составе группы или бригады исключает раз­молвки и конфликты между детьми. Воспитатель, организующий физический труд учащихся, должен провести четкий инструктаж о порядке выполнения задания и о мерах безопасности, распределить учеников по бригадам и назначить бригадиров, снабдить всем не­обходимым инструментом, проследить за качеством выполнения задания, отметить старательность, усердие, добросовестность уче­ников. Большое внимание во время труда школьников он уделяет бережному отношению ребят к своей одежде, обуви, требует при­вести их в порядок после работы.

  • В режиме группы продленного дня в промежутке между обедом и самоподготовкой организуются общеразвивающие занятия. С их помощью ученики подготавливаются к самостоя­тельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности. Многочисленные наблюдения показали, что если эти занятия не отвечают элементарным требованиям отдыха, то ре­зультат самоподготовки всегда бывает по качеству ниже. Для того чтобы они превращались не в обременительный труд, а отдых, за­нятия должны носить самодеятельный характер. Они должны удовлетворять потребность детей в движении, общении и эмоциональной разрядке. С целью развития природной детской любозна­тельности необходимо вносить в содержание занятий познаватель­ные элементы.

  • Занятия по правилам поведения предусматривают организо­ванное изучение учащимися правил поведения в школе и вне ее. Знакомясь с тем, что разрешается или запрещается делать, ученики постепенно приучаются согласовывать свои поступки с нормами поведения, установленными обществом. Занятия помогают им осознать значение гражданских прав и обязанностей. В группе продленного дня на проведение подобных занятий обычно затра­чивается немного времени, отчего важно умело их организовать. К примеру, разыгрывая разного рода жизненные ситуации, воспита­тель упражняет учащихся в следовании тем или иным правилам поведения. Игры, инсценировки, практикумы создают обстановку, по своему содержанию близкую к жизненной, предписывающую соблюдение определенных требований. Воспитатель сосредоточи­вает внимание учеников не только на нравственной, но и правовой стороне содержания правил. Разграничивая и противопоставляя «добро» и «зло» в поступках человека, педагог ориентирует своих питомцев на правильное поведение в любой обстановке. Нравст­венные идеи, заложенные во всех правилах, пройдя через чувст­венное восприятие учеников, становятся их убеждениями. Знания о правилах и обязанностях усваиваются в младших классах через осознание понятий «можно» и «нельзя». Каждое занятие включает полезную информацию о том, что можно и нужно или запрещено делать. Постепенно у школьников формируется правильное отно­шение к правилам и обязанностям в жизни людей. Воспитатели знакомят детей также с правилам и поведения в общественных местах.

  • При систематическом ознакомлении с правилам и у учеников довольно успешно формируются привычки правомерного поведе­ния, резко снижается количество серьезных нарушений порядка. Эти занятия способствуют осознанию учащимися ответственности за свое поведение.

  • Руководство детским чтением - это одно из самых ценных за­нятий в группе продленного дня. Его ни в коем случае нельзя пре­вращать в простое чтение книг или в урок внеклассного чтения. Как занятие оно имеет целью пропагандировать, направлять и руководить чтением детей. Задача воспитателя - развить у своих учеников положительное отношение к чтению как средству само­образовательной деятельности и активного отдыха, сформировать у них устойчивую потребность в чтении, способствовать работе с разными книгами. В ходе занятия воспитатель создает условия, стимулирующие читательскую активность учеников (рассказывая о той или иной книге, показывая рисунки детей), указывает пути ее притяжения, обеспечивая, таким образом, организованное общение каждого ученика с книгой. С помощью таких занятий школьники приучаются избирательно относиться к выбору книг и журналов для чтения, приобретают навыки систематизированного чтения.

  • Занятия по руководству детским чтением длятся до 45 минут.

  • За это время каждый ученик в индивидуальном порядке или в со­ставе группы может что-то почитать, посмотреть, познакомиться с выбранной книгой, обсудить с товарищем.

  • Музыкальные занятия - это одна из форм организованного отдыха в группе продленного дня. Их содержание, составляющее прослушивание музыкальных произведений, пение, танцы, требует от учеников разносторонней музыкально-эстетической деятельно­сти, в ходе которой учащиеся активно приобщаются к музыкальной культуре. У них формируется положительное отношение к музыке, потребность в ней, умение выбирать музыкальные произведения для содержательного отдыха. Знакомя школьников с лучшими об­разцами музыкальной культуры, педагог помогает им испытывать радость от общения с прекрасным, ощутить неизмеримое богатство песенного и танцевального искусства. Очень важно дать ученикам общее представление и о танцах. Детям нравится разнообразная ис­полнительская деятельность, требующая танцевальных ритмичных движений, пения, игры на простейших ритмических музыкальных

  • инструментах. Организация такой деятельности на занятиях дает возможность воспитателю мобилизовать творческую активность ре­бят, обеспечить им эмоциональную и физическую разгрузку.

  • Постоянно обновляя форму и содержание занятий (ступени по­степенного усложнения программы прослушивания, включение в за­нятие музыкой элементов других занятий: рисования, танцев и т. д.), он обычно добивается значительных результатов в музыкальном раз­витии детей. Его питомцы с желанием поют, танцуют, участвуют в музыкальных играх, импровизированных концертах. Опытные вос­питатели, зная, что ученикам предстоит через некоторое время приступить к выполнению уроков, стремятся провести музыкаль­ные занятия так, чтобы они были насыщены двигательными дейст­виями. Учащиеся после этих занятий чувствуют себя достаточно отдохнувшими, успешно справляются с заданиями самоподготовки.

  • Занятия по искусству - многогранные занятия, сочетающие в себе разнообразную познавательно-игровую деятельность детей, знакомящую их с распространенными видами искусства. Дети познают красоту через механизм чувственного восприятия. Воспитать правильное отношение к прекрасному, потребность в нем, способ­ность увидеть его и оценить, стремление творить красоту - главная задача воспитания при организации занятий, знакомящих с искус­ством. На них ученики овладевают способами образного выраже­ния своих мыслей и чувств (с помощью слова, пения, танца, рисун­ка, драматизации). Небольшие по времени занятия, проводимые регулярно, расширяют эстетический кругозор учащихся групп про­дленного дня, способствуют их всестороннему эстетическому раз­витию. Активный словарь школьников пополняется новыми слова­ми, они знакомятся с такими понятиям и, как «прекрасное» и «безобразное». Дети, посещая занятия, довольно свободно ориен­тируются в видах искусства, разбираются в их основных изобрази­тельных средствах, знают выдающихся представителей этих видов искусства и их произведения.


МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНOЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ


Выбор школьного продленного дня как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей неслучаен. Он располагает более совершенными методами и средствами воздействия на про­цесс становления личности школьника, которые отвечают современным социальным требованиям. Продленный день - неизмери­мый потенциал воспитательного воздействия школы. Но реализу­ется он лишь при условии высокой организации работы групп про­дленного дня и максимального использования всех предостав­ляемых режимом продленного дня возможностей. Решение этой задачи - дело весьма сложное. Оно требует согласованных усилий всего педагогического коллектива, учителя и воспитателя. Специ­фические условия групп продленного дня позволяют увеличить эффективность воспитательного воздействия.

  • Основные методы, рассчитанные на восприятие воспитанника­ми педагогических воздействий, подразделяются на методы: созидающие, регулирующие и стимулирующие. Первые являются ос­новными. С их помощью ученики включаются в разнообразные виды умственной, трудовой, нравственной, эстетической, физиче­ской деятельности. Вторые методы позволяют производить кор­рекцию ее, а третьи по мере надобности стимулируют ее протека­ние в заданном направлении. К созидающим методам, опираю­щимся на сознание детей, относятся метод убеждения и метод упражнения. Они очень близки между собой и всегда выступают во взаимосвязи и взаимодействии.

  • Метод убеждения - это способ воздействия словом и делом на сознание и поведение человека. В перечне приемов убеждения цен­тральное место занимает объяснение, выступающее в таких разно­видностях, как рассказ, повествование, описание, ознакомление, наставление, сообщение. В тесной связи с объяснением находится разъяснение, проявляющееся иногда в пояснении, выяснении, рас­суждении.

  • В целях убеждения учащихся в необходимости того или иного действия воспитатели пользуются таким приемом, как совет. Четко изложенные рекомендации, пожелания - таковы его основные про­явления.

  • Очень близко к нему примыкают просьба и приказ. Требования к ученикам в первом случае высказываются в мягкой, а во втором ­в категорической просьбе (форме).

  • Особое положение занимает такой прием убеждения, как при­мер, включающий в себя приказ, демонстрацию или иллюстрацию. Широко используется воспитателем также прием оценочной харак­теристики деятельности детей.

  • Метод упражнения всегда опирается на осознанное восприятие учениками действительности. Это способ воздействия на детей с помощью организации их самостоятельной деятельности в сочета­нии со словом педагога. Среди приемов, относящихся к методу уп­ражнения, необходимо, прежде всего, выделить просьбу, приуче­ние и испытание.

  • Метод внушения, противостоящий методу убеждения - это способ воздействия на объект воспитания словом и делом, не тре­бующий или преднамеренно исключающий осознанное понимание воспитанником выполняемых действий.

  • К стимулирующим методам воздействия относятся методы поощрения и наказания.

  • Метод поощрения - это способ, воздействующий на сознание и поведение детей средствами, стимулирующими продолжение той или иной деятельности.

  • Среди приемов поощрения известны доверие, одобрение, во­одушевление, похвала, награда.

  • Метод наказания - это способ воздействия на сознание и пове­дение детей средствами торможения. Воспитатели проявляют обычно такие приемы: замечание, порицание, осуждение, выговор.

  • Задача воспитателя группы продленного дня - пробудить в каждом ребенке скрытые в нем силы и возможности, направляя их, в свою очередь, на путь самовоспитания.

  • Самовоспитание как метод включает в себя самоубеждение, самоуправление, самопоощрение, самонаказание. При умелом ру­ководстве со стороны педагога этот метод стоит в ряду наиболее активных и действенных методов воспитания.

  • Весь режим жизни и деятельности учащихся начальных клас­сов на уроках и в группах должен представлять единое целое, чет­кую систему, включающую в себя уроки, общеразвивающие вне­урочные занятия с детьми на воздухе и в помещении и самопод­готовку, чередующиеся в строгом соответствии с требованиями школьной гигиены.

  • Непременным условием такого систематизированного подхода к организации учебно-воспитательной работы в режиме продлен­ного дня является планирование.


ЗДОРОВЬЕ

ДАТА

ТЕМА

1.


Организационный час.

2.


Что такое режим дня и для чего он нужен?

3.


Конкурс знатоков спорта.

4.


Завтрак, обед и ужин: их значение. Вредная и полезная еда.

5.


Сочи-2014. Значение подвижных игр на свежем воздухе. Состязание «Шустрики и Мямлики».

6.


Копилка витаминов.

7.


Огонь Олимпиады-80 и огонь Олимпиады-2014 на Щёкинской земле.

8.


Здоровые дети в здоровой семье.

9.


Функция зубов в организме человека. Правильный уход за зубами. Питание и здоровые зубы.

10.


Меры профилактика и лечения гриппа и ОРВИ.

11.


Азбука здоровья.

12.


Если хочешь быть здоров - закаляйся!

13.


Программа закаливания школьников.

14.


Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули ».

15.


Здоровые глаза-отличное зрение. «Очкарики». Комплекс гимнастики для глаз.

16.


Лекарств-тысяча, а здоровье - одно. Польза и вред медикаментов.

17.


Сочи-2014. История Олимпизма.

18.


Сочи-2014. Символы Олимпийского движения. Олимпийские зимние виды спорта.

19.


Сочи-2014. Россия в Олимпийском движении. Паралимпизм.

20.


«Чистота и здоровье».

21.


Движение есть жизнь.

22.


Незаменимые витамины.

23.


Знакомство с точечным массажем. Как за 5 минут вылечить насморк и снять головную боль.

24.


Питание-основа жизни. Гигиена питания.

25.


Итоги зимних Олимпийских игр. Наследие игр Сочи-2014.

26.


Хлеб - всему голова.

27.


Каша – мать наша.

28.


Знаем мы наверняка: нет полезней молока.

29.


Вредные привычки и их предупреждение.

30.


Кругосветное путешествие вокруг стола.

31.


Знакомство с точечным массажем. Как за 5 минут успокоить зубную боль и избавиться от икоты.

32.


Советы доктора Неболита.

33.


Значение осанки в жизни человека.

34.


Дыхание как важный фактор развития и укрепления здоровья. (ф.)

35.


Культура потребления медицинских услуг.



ОБЖ и ПДД

ДАТА

ТЕМА

1.


День солидарности в борьбе с терроризмом.

2.


Первоочередные действия при оказании первой помощи больным и пострадавшим.

3.


Пожарная охрана и добровольные пожарные организации. Профессия пожарного.

4.


Современный транспорт-зона повышенной опасности.

5.


Порядок проведения сердечно-лёгочной реанимации.

6.


Огонь-друг и враг человека.

7.


Внимание: железная дорога!

8.


Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия.

9.


Первая помощь при наружном кровотечении.

10.


Причины возникновения пожаров.

11.


Первая помощь при черепно-мозговой травме.

12.


Правила поведения пассажира при посадке и высадке из транспорта в процессе передвижения в нем и в аварийных ситуациях.

13.


Первая помощь при общем переохлаждении и при отморожении.

14.


Противопожарный режим в образовательном учреждении.

15.


Первая помощь при ингаляционных отравлениях (при поступлении токсического вещества через дыхательные пути).

16.


Велосипед - друг или враг.

17.


Первая помощь при кровотечении из носа.

18.


Берегите жилище от пожаров.

19.


Первая помощь при поражении органов зрения.

20.


Сигналы светофора и регулировщика.

21.


Первая помощь при переломах костей. Правила иммобилизации (обездвижения).

22.


Первичные средства пожаротушения и их применение на пожаре.

23.


Первая помощь при укусах насекомых и ядовитых змей.

24.


Перекрестки и их виды. Как правильно перейти дорогу, улицу.

25.


Первая помощь при ранении живота и проникающем ранении грудной клетки.

26.


Системы автоматического пожаротушения пожарной сигнализации.

27.


Первая помощь при поражении электрическим током.

28.


Дорожные знаки.

29.


Первая помощь при термических ожогах.

30.


Что нужно делать при пожаре.

31.


Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе.

32.


Дорожные знаки.

33.


Первая помощь при утоплении.

34.


Предупреждение пожаров, происходящих по вине подростков

35.


Первая помощь при обмороке.



ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ

ДАТА

ТЕМА

1.


Свет Ясной Поляны. День рождения С.А. Толстой

2.


Свет Ясной Поляны. 185 лет со Дня рождения Л.Н. Толстого

3.


Как не любить мне эту землю… Тульская земля-родина моя!

4.


Космос - человечеству. 50 лет полёта В.П. Терешковой.

Игра «Космическая азбука». (л)

5.


Игра-путешествие «В гостях у дедушки Крылова». (л)

6.


Семь чудес света.

7.


75-летие г.Щёкино. Город Щёкино глазами потомков. Презентация.

8.


75-летие г.Щёкино. Улицы наших сердец. Презентация.

9.


Волшебная карета. «ф»

10.


100 великих чудес света. Пизанская падающая.

11.


Викторина «Как животные нам служат». (л.)

12.


100 великих чудес света. Московский Кремль.

13.


20 лет Конституции РФ. «Мы - россияне!»

14.


100 великих чудес света. Исполины острова Пасхи.

15.


Викторина «Мир вокруг нас».

16.


100 великих чудес света. Часовенный мост. Чугунный мост.

17.


Поле чудес «Мир растений». (л.)

18.


100 великих чудес света. Хрустальный дворец.

19.


Игровая программа «Эти забавные животные». (л.)

20.


100 великих чудес света. Символ свободы Америки.

21.


Викторина «Лесные загадки».

22.


100 великих чудес света. Символ Парижа.

23.


Литературная игра «Любимый друг детей». (л.)

24.


100 великих чудес света. Гранитные лица президентов.

25.


Литературная игра «Золотой ключик детства». (л.)

26.


100 великих чудес света. Останкинская телебашня.

27.


Интеллектуальный футбол. (л.)

28.


100 великих чудес света. Солнечная печь-гигант.

29.


Литературная игра «Мир приключений и путешествий». (л.)

30.


100 великих чудес света. Морская буровая.

31.


Сказочная викторина. (л.)

32.


100 великих чудес света. Поезда под Ла-Маншем.

33.


Кулинарная викторина. (л.)

34.


100 великих чудес света. Летающий гигант.

35.


100 великих чудес света. Морские гостиницы ХХI века.



ТВОРЧЕСТВО

ДАТА

ТЕМА

1.


«Пришла красавица-осень» - конкурс рисунков

2.


Поделки из бумаги «Осенний натюрморт»

3.


Поделки из бумаги «Аквариум»

4.


Поделки из природного материала «Совы»

5.


Поделки из природного материала. Аппликация из листьев.

6.


Конкурс рисунков «По страницам любимых книг».

7.


Картонажные работы «Паспарту».

8.


Поделки из бумаги «Паучок на паутинке».

9.


Работа с бумагой и картоном «Одуванчик в упаковочной коробке».

10.


Картонажные работы «Коробка с крышкой».

11.


Подвижные игрушки из картона «Клоун-дергунчик».

12.


Оригами. «Блинчик». «Двойной квадрат». «Двойной треугольник».

13.


Оригами. «Пятиугольник из квадрата». «Шестиугольник из квадрата».

14.


Мастерская Деда Мороза. «Объёмные ребристые игрушки».

15.


Мастерская Деда Мороза. «Снежинки».

16.


Оригами. «Восьмиугольник из квадрата».

17.


Оригами. «Тюльпан».

18.


Оригами. «Крокус».

19.


Оригами «Мак».

20.


Оригами «Китайский колокольчик».

21.


Работа с разными материалами «Валентинка».

22.


Работа с разными материалами «Поздравим папу».

23.


Оригами «Гортензия».

24.


Работа с разными материалами «Испечём для мамочки вкусные прянички».

25.


Работа с разными материалами «Пасхальное яйцо».

26.


Работа с разными материалами Цыплятки жёлтые ребятки».

27.


Оригами «Цветочное деревце».

28.


Поделки из бумаги «Ромашки на лужайке».

29.


Поделки из бумаги «Попугай».

30.


Самоделки из пластилина.

31.


Пейзаж по наблюдению «Весна на нашей улице»

32.


Конкурс рисунков «Великой Победе посвящается…»

33.


Работа с разными материалами «Маки»

34.


Работа с разными материалами «Цветы на соломинках»

35.


Рисование по воображению «Что я буду делать летом».



РАЗВИВАЕМ ИНТЕЛЛЕКТ

ДАТА

ТЕМА

1.


Тренируем и развиваем восприятие. Восприятие. Особенности восприятия. Виды и свойства восприятия.

2.


Тренируем и развиваем восприятие. Диагностика восприятия

3.


Тренируем и развиваем восприятие. Игра на развитие восприятия формы

4.


Тренируем и развиваем восприятие. Игра на развитие восприятия цвета.

5.


Тренируем и развиваем восприятие. Игра на развитие восприятия величины

6.


Тренируем и развиваем восприятие. Восприятие звуков и слуха

7.


Тренируем и развиваем восприятие. Восприятие пространства и чувство времени

8.


Тренируем и развиваем восприятие.

9.


Упражнения для тренировки и развития восприятия

10.


Упражнения для тренировки и развития восприятия

11.


Внимание. Правила самоорганизации внимания.

12.


Диагностика внимания

13.


Тренируем внимание. Игры «Пропусти число», «Часы».

14.


Тренируем внимание. Игры «Исправляем ошибки», «Числа».

15.


Тренируем внимание. Игры «Пишем предложения», «Сравниваем картины».

16.


Тренируем внимание. Игры «Считаем вместе», «Алфавит».

17.


Тренируем внимание. Игры «Поём вместе», «Кто внимательней?».

18.


Тренируем внимание. Игры «Поиск предмета», «Развиваем внимательность и наблюдательность».

19.


Тренируем внимание. Игры «Лови мяч», «Два дела одновременно», «Повторяем движения».

20.


Тренируем внимание. Игры «Передай смысл стихотворения», «Ищем ошибки в тексте», «Знаем ли мы пословицы».

21.


Логическое мышление. Правила переработки знаний. Учимся формулировать определения.

22.


Тренируем мышление. Игры «Составление предложений», «Поиск общего».

23.


Тренируем мышление. Игры «Поиск предметов, обладающих сходными свойствами», «Поиск предметов с противоположными свойствами», «Поиск предметов по заданным признакам».

24.


Тренируем мышление. Игры «Что лишнее?», «Поиск способов применения предметов».

25.


Тренируем мышление. Игра «Учимся выражать мысли другими словами».

26.


Тренируем мышление. Игры «Перечень заглавий к рассказу», «Сокращение рассказа».

27.


Тренируем мышление. Игры «Ищем возможные причины», «Выражение», «Слова наоборот».

28.


Тренируем мышление. Игры «Учимся замечать главное», «Узнаем зашифрованные предложения».

29.


Память. Законы памяти. Рекомендации для смыслового запоминания материала. Приёмы запоминания. Правила сохранения знаний.

30.


Тренируем память. Игры «Логически не связанный текст», «Числа».

31.


Тренируем память. Игры «Лица с именами и фамилиями», «Логически связанный текст».

32.


Тренируем память. Игры «Пословицы», «Споём вместе», «Песни».

33.


Тренируем память. Игры «Запомним слова», «Предметы».

34.


Тренируем память. Игры «Запоминаем, рисуя», «Кто больше запомнит?», «Слова».

35.


Тренируем память. Игры «С одной буквы», «Города», «Украшаем слова».


Планируемые результаты


Работа группы продленного дня, как и весь обучающий процесс в начальной школе, направлена на достижение основной образовательной программой образовательного учреждения планируемых результатов.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятель­ности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцио­нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и ду­ховным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны от­ражать:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поис­кового характера;

  • формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно дей­ствовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представле­ния информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств инфор­мационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справоч­ных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анали­за, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умения вводить текст с помощью клавиатуры, фиксиро­вать (записывать) в цифровой форме измеряемые вели­чины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной из­бирательности, этики и этикета;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различ­ных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в сов­местной деятельности; осуществлять. взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собствен­ное поведение и поведение окружающих;

• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного пред­мета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными по­нятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

В ГПД достижение данных планируемых результатов осу­ществляется

через следующие формы внеурочной деятельности: беседу, экскурсию, игру, конкурс, викторину. Форма деятельно­сти: индивидуальная (результат работы одного ребенка), работа в малых группах (результат работы 2-4 учеников), коллективная деятельность.

Беседа создает условия для формирования умений классифи­цировать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, доказывать и отстаивать собственную точку зрения.

Экскурсии в группах продленного дня преследуют оздорови­тельно-воспитательные цели. Этим они отличаются от учебных экскурсий, содержание которых определено учебными программами. Их нужно рассматривать как одну из форм отдыха, поэтому на них применяются методы и средства организации досуга.

Все прогулки-экскурсии по содержанию познавательного ма­териала подразделяются:

  • на природоведческие экскурсии;

  • обществоведческие экскурсии.

Природоведческие прогулки-экскурсии позволяют глубже и полнее изучать многообразие явлений и объектов природы, ра­зобраться во всем этом многообразии, установить связи организ­мов друг с другом и окружающими условиями.

Цель обществоведческих прогулок-экскурсий - ознакомить младших школьников с историей своего города, микрорайона, достижениями в науке, искусстве, спорте.

Очень важно показать школьникам, как на практике про­исходит разделение общественного труда, раскрыть специфику массовых профессий, помочь учащимся определить свое место в общественном труде. В результате этой работы должны быть сформированы общественно ценные отношения к труду и людям труда.

Экскурсионные прогулки благотворно воздействуют на фор­мирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, развивающих на­блюдательность, обогащающих новыми представлениями и по­нятиями об окружающей жизни.

Игровые технологии позволяют моделировать жизненно важ­ные ситуации и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-­путешествия, дидактические игры.


Результаты внеурочной деятельности


Образовательные результаты внеурочной деятельности можно разделить на три уровня.

Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве об­щества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведе­ния в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и по­вседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - формирование позитивных от­ношений школьника к базовым ценностям общества (человек, се­мья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура),ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, т. е. в защи­щенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школь­ника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.


Нормативная база организации внеурочной деятельности


  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и вве­дении в действие Федерального государственного обра­зовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22.12.2009 № 15785).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 » (вместе с Санитарно-эпиде­миологическим правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН

2.4.2.2821-10»).

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении до­полнительного образования детей».

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учрежде­нии».

  • Письмо Минобразования России от 25.09.2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

  • Методические рекомендации «Организация и режим ра­боты группы продленного дня», утвержденные Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР от 12.12.1979 № 2111-79.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникина В. П. Русские пословицы и поговорки. - М.: Просвещение,

1988.

2. Батенькова Н. М. Фонина Д. С. Конкурс Грамотеев. - М.: Просвещение, 1995. С. 69-70.

3. Бокарева 13. д. Составление задач по математике родного края // Начальная школа. - 1984.№ 3. С. 53.

4. Бурлыка А. Я. Интересные приёмы устного счёта // Начальная школа. ­1985. № 5. С. 52.

5. Введенская Л. Л. Пословицы и поговорки в начальной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.

6. Дудко В. Н. Числа И знаки арифметических действий. Утренник // На­чальная школа. - 1985. 5. С. 50.

7. Журналы «Начальная школа». 1997. 2-5; 1986. 5; 1988. 5; 1996.

№ 1; 1997.3-4;2001.№6;2002.№ 1, 12.

8. Зак А. З. Задачи для развития умственных способностей // Начальная школа. - 1986. 6. С. 29.

9. Зимовец Н. А. Игра-соревнование «Путешествие в космос» // Начальная школа. - 1984.6. С. 44.

10. Зимовец Н. А. Игры на внеклассных занятиях по математике // Началь­ная школа. - 1986. 1. С. 38 ..

11. Илларионов Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение,

1985.

12. Кирюхин А. П. Думай, ищи, доказывай // Начальная школа. - 1983.

№ 7. С. 57.

13. Клименченко Д. В. Развивающие задачи по математике // Начальная школа. - 1980 . 6, с. 17.

14. Клименченко Д. В. Некоторые воспитательные аспекты начальной ма­тематики // Начальная школа. - 1985. 5. С. 42.

15. Козлова. В. П .. Новикова Ю. В. Загадки и пословицы нa уроках чтения // Начальная школа. 1981. № 8.

16. Кондратенко Е. Л. Математический утренник 3 класс // Начальная школа. - 1982. 6. С. 47.

17. Купров В. Д. Конкурс-смотр знаний по математике // Начальная школа. -

1982. № 6. С. 45.

18.Махров В. Г. Игровые занятия // Начальная школа. - 1981. 6. С. 27.

19.Махров В. Г. Задачи-сказки // Начальная школа. - 1984. 6. С. 40.

20.Михайлов И. И. Занимательные задачи // Начальная школа. - 1986. № 6.

С.32.

21. Минский Е. М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. - М.:

Просвещение, 1980.

22. Раков А. Ф. Математические олимпиады учащихся 1-3 классов // Начальная школа. - 1983. 6. С. 61.

23. Русанов В. Математические олимпиады для 3 класса // Начальная школа. ­1986. 6. С. 23.

24. Соколова А. И. Математика вокруг нас: Утренник для учащихся 1-2 классов // Начальная школа. - 1985. 5. С. 47.

25. Tpyтнев В. П. Внеклассная работа но математике в начальной школе.

М.: Просвещение, 1975.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!