СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка рабочей программы по Сонину 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

БИОЛОГИЯ. «Человек»

Основное общее образование

8 класс

Количество часов_68


Учитель _Спицына Елена Николаевна



Программа разработана на основе программы общеобразова­тельных учреждений основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина






1) Пояснительная записка биология «Человек»8 класс

Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по биологии для 8класса «Человек и его здоровье» автора Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся.

Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов. Разработано с учетом положений:

-Письмом Минобрнауки России от 03.03.2016г. № 08-334;

-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897”;

-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2012 г. № 412»;

-Письмом Рособрнадзора от 03.11.2015г.№02-501

-Уставом МБОУ НКСОШ

-Программы основного общего образования по биологии для 8 класса « Человек и его здоровье » автора Н.И. Сонина

Изучение  биологии  на  базовом  уровне  основного, общего  образования  направлено  на  достижение  следующих 

целей и задач:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

  • подготовка школьников к практической деятельности в области медицины, здравоохранения;

  • социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  • формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;

  • способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.






2) Планируемые результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

базового уровня результатов - «выпускник научится» и должен:

Знать:

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде


Виды и формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.


3) Содержание учебного предмета, курса, дисциплины)

Данное тематическое планирование курса «Человек», рассчитано на 68 часов, 2 часа в неделю.

по федеральному компоненту - 2 часа в неделю, 68 часов (соответственно: региональному компоненту – 68, компоненту образовательного учреждения –68)

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу: Согласно действующему Базисному учебному плану, в 8 классе предусматривается изучение биологии. Количество часов: 68, для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний проводится

8 лабораторных работ и 1-практическая работа в соответствии с программой, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Запланировано 7-самостоятельных работ, для выявления уровня обученности и усвоения пройденного материала.

С учетом уровня обученности учащихся, сложностью изучаемых тем, лучшего усвоения материала мною изменено количество тематических часов относительно программы:


-«Место человека в системе орг. мира» вместо2 час-1

-«Происхождение человека» вместо2-х -1час

-«Координация и регуляция» вместо 10- 12 часов

-«Транспорт веществ» вместо 4-5 час

-«Пищеварение» вместо 5-6 часов

-«Обмен веществ» вместо2-х- 4 часа

-«Высшая нервная деятельность» вместо5-6 часов

За счет резервного времени

Авторская программа построена из расчета 70 часов в год, мной она переработана из расчета 68 часов в год.

личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.

Виды деятельности учащихся на уроке

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность и- оценивание устных высказываний/текстов биологических законов, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану;

доклад; рецензирование;- участие в дискуссии;-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Формы организации учебного процесса

  • Комбинированный урок,

  • урок-беседа,

  • повторительно-обобщающий урок,

  • урок- исследование,

  • урок-лекция,

  • урок-практикум,

  • изучения нового материала.

  • урок -экскурсия,

  • внеклассные мероприятия.



Тема

Количество часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Лабораторные работы

Проверочные работы

Место человека в системе орг. мира

1

место человека в системе органического мира,

черты сходства человека и животных, факторы антропогенеза

Уметь:

выявлять особенности строения тела человека, объяснять сущность рудиментов и атавизмов, их роль в эволюции человека.

Определять органы и системы органов человека, характеризовать стадии эволюции человека, расы человека.



Происхождение человека

1

знать:

Биологические и социальные факторы антропогенеза

Основные этапы эволюции человека, их особенности.

Отличительные признаки рас.



Общий обзор организма человека

4

Клеточное строение организма, строение животной клетки, функции частей и органоидов клетки.

Строение и значение тканей, органы и системы органов.

Уметь:

Раскрывать особенности строения и функций отдельных частей, органоидов клетки человека, тканей всех типов.

Называть части и органоиды клетки тела человека, типы тканей, органы и системы органов.

Распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, типы тканей, органы

2

1

Координация и регуляция

12


Строение и роль эндокринного аппарата в организме человека.

Основные функции эндокринных желез.

Строение и функции нервной системы, ее частей, нейрона, рефлекторной дуги, головного и спинного мозга.

Роль нервной системы в регуляции функций организ

органы чувств человека, части анализаторов, находить их на рисунках, таблицах.


Уметь:

Распознавать основные железы внутренней секреции.

Сравнивать строение нервной системы человека и животных, распознавать ее основные части.

Работать с учебником

Характеризовать гигиену органов зрения и слуха, обоняния и вкуса.

Объяснять свойства рецепторов воспринимать определенные раздражения.

2

1

Опора и движение

8

Основные отделы скелета и группы мышц.

Состав и свойства костей, значение опорно-двигательного аппарата, влияние физического труда и спорта на его формирование, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия.

Уметь:

Распознавать части опорно-двигательного аппарата

Характеризовать строение костей, типы их соединений, работу мышц.

Оказывать первую помощь при повреждениях скелета.

Соблюдать правильную осанку.

2

1

Внутренняя среда организма

3

Основные компоненты внутренней среды организма, значение и строение форменных элементов крови.

Сущность понятия иммунитет, значение предупредительных прививок и лечебных сывороток.

Уметь:

Распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клетки крови.

Объяснять значение внутренней среды, ее компонентов.

1

1

Транспорт веществ

5

Строение органов кровообращения.

Сущность понятий пульс, кровяное давление, изменение крови в кругах кровообращения, вредное влияние алкоголя курения на сердце и сосуды, их

работу.

Уметь:

Распознавать на таблицах и моделях, муляжах органы кровообращения

Оказывать первую помощь при кровотечениях, подсчитывать пульс, измерять давление.


1

Дыхание

5

Строение и функции органов дыхания, их взаимосвязь, изменение состава воздуха, меры профилактики заболеваний органов дыхания

Уметь:

Обосновывать правила гигиены дыхания, вредное воздействие курения на органы дыхания.

Распознавать на таблицах органы дыхания, объяснять взаимосвязь их строения и функций.

Оказывать первую помощь при остановке дыхания.

1

1

4) Календарно-тематическое планирование 68 часов 2 часа в неделю (Р.К.Э- темы по экологии и регионального компонент)



п/п









1

Тема урока









Место человека в системе органического мира.


6.09 Дата план

Сентября Дата факт

Элементы содержания







Место и роль человека в системе органического мира Черты сходства человека и животных, отличие от них..


Требования к уровню подготовки






Определять принадлежность человека к классу млекопитающих и отряду приматы.

Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения

Основные виды учебной деятельности

и формы контроля





Урок изучения нового и первичного закрепления знаний Вопросы учебника С.11 и учителя.


МТО







Таблица: Расы человека

Тема 2. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека -1ч

2

Науки о человеке. Методы изучения организма человека.

.


8.09

сентября

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др. их значение и использование в собственной жизни. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний Вопросы учебника С.30 и учителя.

Рабочая тетрадь №10.

Рефераты: Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Гален, Везалий.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека – 4ч

3

Клеточное строение организма.


13.09


Клеточное строение организма. Цитоплазма и ее органоиды: цитоплазматическая мембрана, лизосомы, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи, эндоплазматическая сеть, ядро. Процессы жизнедеятельности клетки.

Называть органоиды клетки.

Распознавать и описывать на таблицах основные органоиды клетки.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний Вопросы учебника С.33-34 и учителя.

Лабораторная работа «Строение клетки».

Таблица: Нервная клетка Электронный микроскоп

4

Ткани. Лабораторная работа № 1«Изучение микроскопического строения тканей».


15.09


Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.

Давать определение понятию «ткань».

Изучать микроскопическое строение тканей.

Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека.

Называть основные группы тканей человека.

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.

Комбинированный урок.

Вопросы учебника С.39 и учителя.

Выполнение лабораторной работы «Изучение микроскопического строения тканей».

Таблица: Ткани» «Строение нейрона Электронный микроскоп


5


Органы. Системы органов. Лабораторная работа №2«Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».


20.09


Строение и процессы жизнедеятельности организма человек.

Давать определение понятиям: ткань, орган, система органов.

Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах органы и системы органов человека.

Комбинированный урок.

Вопросы учебника С.43 и учителя.

Выполнение лабораторной работы «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

Таблица:

Органы человека

Муляж торса

6

Самостоятельная работа№ 1 «Общий обзор строения организма человека».


22я.09


Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Индивидуальные задания


7.

Гуморальная регуляция.


27.09


Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции, их строение и функции.

Различать железы внешней и внутренней секреции.

Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний Вопросы учебника С.53-54 и учителя.


Таблица: Железы внутренней секреции

8.

Роль гормонов в обмене веществ.


29.09


Гормоны..Болезни, связанные с гипо- и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.

Давать определение понятию: гомоны.

Называть заболевания, связанные с гипо- и гиперфункцией желез.

Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.

Комбинированный урок.

Вопросы учебника С.53 и учителя.


Таблица: Железы внутренней секреции

9.

Нервная система. Отделы нервной системы.


4.10


Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы и нервные окончания.


Давать определение понятиям: белое и серое вещество, нервы, нервные узлы и нервные окончания.

Называть особенности строения нервной системы, принцип ее деятельности, ее функции.

Распознавать и описывать на таблицах отделы и органы нервной системы человека.

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний Вопросы учебника С.59 и учителя.


Таблица: Спинной мозг, головной мозг

10.

Рефлекторный характер деятельности нервной системы.


6.10


Рефлекторный характер деятельности нервной системы.

Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция.

Давать определение понятиям: Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны, рецепторы, условные и безусловные рефлексы.

Называть принцип деятельности нервной системы.

Комбинированный урок.

Вопросы учебника С.59 и учителя.


Таблица: Рефлекс, рефлекторная дуга,

11.

Строение и функции спинного мозга.

11.10


Строение и функции спинного мозга. Серое и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводящая функции спинного мозга. Нарушения деятельности спинного мозга и их предупреждение.

Называть особенности строения спинного мозга, его функции.

Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга.

Характеризовать роль спинного мозга в жизнедеятельности организма.

Комбинированный урок.«Строение спинного мозга»

Вопросы учебника С.62 и учителя.


Таблица: спинной мозг. Электронный микроскоп

12.

Строение и функции отделов головного мозга. Лабораторная работа №3«Головной мозг человека»


13.10


Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные).

Называть особенности строения головного мозга, его функции.

Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.

Характеризовать роль головного мозга в жизнедеятельности организма.

Комбинированный урок.

Лабораторная работа «Головной мозг человека» №35

Вопросы учебника С.69,75 и учителя.


Таблица: головной мозг.

13.

Соматическая и вегетативная нервная система.


18.10


Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Называть отделы нервной системы, подотделы вегетативной нервной системы.

Различать функции соматической и вегетативной нервной системы.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.


Комбинированный урок.

Вопросы учебника С.59 и учителя.


Таблица: Соматическая и вегетативная нервная система.


14.

Анализаторы. Зрительный анализатор.


20.10


Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка: палочки и колбочки. Хрусталик и стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор.

Давать определение понятиям: орган чувств, рецепторы, анализаторы.

Называть органы чувств человека, анализаторы.

Называть особенности строения зрительного анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний Вопросы учебника С.83 и учителя.


Таблица: Зрительный анализатор.

Строение глаза-муляж

15

Нарушение зрения и их профилактика Лабораторная работа № 4 Изучение изменения размера зрачка

25.10



Использовать приобретенные знания на практике.

Лабораторная работа № 4 Изучение изменения размера зрачка

Таблица: Зрительный анализатор.


16.

Органы слуха и равновесия.

27.10


Орган слуха: строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Слуховой анализатор. Вестибулярный аппарат – орган равновесия.

Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора, вестибулярного аппарата.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора.

Комбинированный урок Вопросы учебника С.90-91 и учителя.


Таблица: Слуховой анализатор муляж

17.

Органы осязания, вкуса, обоняния.


8. 11


Органы осязания, вкуса, обоняния, их анализаторы. Взаимодействие ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Называть особенности строения органа осязания, обоняния и вкуса и их анализаторов.

Распознавать и описывать на таблицах основные части этих органа чувств.

Комбинированный урок.

Вопросы учебника С.99 и учителя.


Таблица: Органы осязания, вкуса, обоняния. муляж носа


18.

Самостоятельная работа № 2 «Координация и регуляция».


10. 11


Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Индивидуальные задания


19

Скелет. Строение, состав и соединение костей.


15. 11


Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости хрящи, связки. Строение кости:Строение сустава:


Называть особенности строения скелета человека и его функции.

Распознавать и описывать на таблицах основные части скелета человека, строение костей, типы соединения костей.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний Вопросы учебника С.106-107 и учителя.

Выполнение «Внешнее строение костей» №59 на с. 26



Таблица: Скелет. Состав и соединение костей Электронный микроскоп костные клетки

20.

Скелет головы и туловища.

.


17. 11


Строение и функции опорной системы. Строение скелета головы. Скелет туловища: позвоночник и грудная клетка. Отделы позвоночникаПриспособления скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета в связи с развитием мозга и речи.

Называть особенности строения скелета головы и туловища.

Распознавать и описывать на таблицах основные части скелета головы и туловища.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.


Комбинированный урок Вопросы учебника С.115 и учителя.


Таблица: Скелет головы и туловища

Скелет

21.

Скелет конечностей. Лабораторная работа №5«Изучение строения отдельных костей»


22. 11


Строение и функции опорной системы. Строение скелета поясов конечностей: плечевой (ключицы и лопатки) и тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя (плечо, предплечье, кисть), нижняя (бедро, голень, стопа). Приспособления скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.

Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.

Распознавать и описывать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.


Комбинированный урок.

Вопросы учебника С.115 и учителя.

Лабораторная работа «Изучение внешнего вида отдельных костей»

Таблица: Скелет

22.

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.


24. 11


Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: переломы, вывихи, растяжение связок.

Использовать приобретенные знания и умения для соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки, оказании первой помощи при травмах.

Комбинированный урок.

Вопросы учебника С.264 и учителя.



23.

Мышцы. Работа мышц. Лабораторная работа №6«Выявлению влияния статической и динамической работы мышц на утомление».


29. 11


Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: мышцы головы и шеи, туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные и диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Регуляция мышечных движений.

Распознавать и описывать на таблицах основные группы мышц человека.

Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц.

Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы мышц на утомление.

Комбинированный урок.

Вопросы учебника С.121,126 и учителя.

Выполнение лабораторной работы «Выявлению влияния статической и динамической работы мышц на утомление».


Таблица: Мышцы. Электронный микроскоп, микропрепарат

24.

Роль двигательной активностив развитии аппарата ОДС.


1 .12


Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушения правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Использовать приобретенные знания и умения для соблюдения мер профилактики нарушения осанки, проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДС.Вопросы учебника С.285 и учителя.



25.

РЭК

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.


6.12


.Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие ОДС: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска – гиподинамия.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний опорно-двигательной системы.

Вопросы учебника С.274 и учителя.



26

« Самостоятельная работа № 3 Опора и движение»

.

8.12


Урок контроля, оценки и коррекции знаний Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Индивидуальные задания


27.

«Внутренняя среда» организм.. Лабораторная работа№7 «Строение клеток крови»


13.12


Понятие «внутренняя среда»: тканевая жидкость, лимфа, кровь, их функции. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Свертывание крови.


Называть составляющие внутренней среды организма.

Характеризовать основные составляющие внутренней среды организма Называть состав и функции крови.

Вопросы учебника С.135 и учителя.


Лабораторная работа «Строение клеток крови»

Вопросы учебника

Таблица: Кровь Электронный микроскоп, микропрепарат

28.

Иммунитет. Фагоцитоз. Инфекционные заболевания.


15.12


Иммунитет. Иммунная система человека: костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный). Инфекционные заболевания.

Давать определение понятиям: иммунитет, вакцина, сыворотка.

Называть виды иммунитета.

Объяснять проявления иммунитета у человека.

Объяснять возможность переливания крови, учитывая групповую совместимость крови людей.


Комбинированный урок.

Вопросы учебника С.143 и учителя.


Таблица: Фагоцитоз. Электронный микроскоп, микропрепарат

29

Тканевая совместимость и переливание крови.



20

.12

Группы крови. Переливание крови. Групповая совмести-мость крови. Резус-фактор.


Находить в различных источниках биологическую информацию по пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

Комбинированный урок.

Вопросы учебника и учителя.




30.

Транспорт веществ. Кровеносная система. Работа сердца. его строение.


22.12


Кровеносная система. Сердце и сосуды. Строение сердца: предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны. Сосуды: артерии, вены, капилляры. Значение кровообращения. Работа сердца.

Сердечный цикл. Регуляция работы сердца. Автоматизм сердечной мышцы

Называть особенности строения кровеносной системы человека.

Распознавать и описывать на таблицах органы кровообращения, их функции. Называть стадии сердечного цикла.

Описывать сущность биологического процесса: работу сердца


Комбинированный урок.

Вопросы учебника С.148 и учителя.

Рабочая тетрадь №97-101


Таблица: Кровеносная система.

31.

Круги кровообращения. Практическая работа№1 Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений».



27.12



. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение.

. Характеризовать сущность большого и малого кругов кровообращения.

*Устанавливать взаимосвязь между строением органов кровообращения и их функциями.

Вопросы учебника С.152 и учителя.

Рабочая тетрадь Практическая деление пульса и подсчет числа сердечных сокращений»,

Таблица: Большой и малый круги кровообращения

32.

Движение крови и лимфы по сосудам. Кровяное давление.


29.12


Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосудов. Артериальное давление, пульс. Скорость тока крови. Тренировка сердца.

Характеризовать сущность движения крови по сосудам.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Комбинированный урок.

Практическая работа№ 1«Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке»

«Измерение кровяного давления».

Вопросы учебника С.157 и учителя.

Секундомер, груз

33.

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. ПМП при кровотечениях.

10. 01


Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Вредные привычки и их влияние на состояние здоровья. Фактор риска – гиподинамия. Приемы остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

профилактики вредных привычек.

Комбинированный урок.Лабораторная работа «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений».

Вопросы учебника и учителя.



34.

Самостоятельная работа №4 «Внутренняя среда организма.Транспорт веществ»


16января


Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Тема 9. Дыхание – 5ч


35.

Значение дыхания. Органы дыхания и их строение.


12 01


Дыхание. Органы дыхания и их строение: верхние дыхательные пути, гортань как орган голосового образования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и орган газообмена (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой.


Называть особенности строения органов дыхательной системы человека.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания..

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний Вопросы учебника С.161-162 и учителя.


Таблица: Органы дыхания. Муляж гортани Электронный микроскоп, микропрепарат

36

Газообмен в легких и тканях. Практическая работа №2 «определение частоты дыхания».



17 01


Газообмен в легких и тканях. Механизм вдоха выдоха. Дыхательные движения. Нейрогуморальная регуляция (дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полушарий).

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания, его регуляции.

Устанавливать взаимосвязь между строением органов дыхания и их функциями.


Комбинированный урок.

Практическая работа№определение частоты дыхания»Вопросы учебника С.170 и учителя.


Таблица: Газообмен в легких и тканях. Электронный микроскоп, микропрепарат

37.

РЭК

Заболевания органов дыхания и их профилактика.


19 01


Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Зависимость состояния здоровья от состояния среды.

Называть заболевания органов дыхания.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек.

Объяснять зависимость между состоянием собственного здоровья и состоянием окружающей среды.

Комбинированный урок.

«Дыхательные упражнения для формирования дикции»

Вопросы учебника С.285 и учителя.

Таблица: Органы дыхания

38. РЭК

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.


24 01


Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Клиническая смерть, биологическая смерть. Реанимация: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.


Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Комбинированный урок.

Вопросы учебника С.264 и учителя.

Сообщения учащихся.


39.

Самостоятельная работа №5 по теме «Дыхание»


26 01


Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.


40.

Питательные вещества и пищевые продукты.


3101



Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Комбинированный урок.

Вопросы учебника С.173 и учителя.


Таблица: Питательные вещества и пищевые продукты.


41

Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы.

2 .02


Строение и функции пищеварительной системы.

Знать названия органов пищеварительной системы и уметь их различать.


Таблица: Органы пищеварения:

42.

Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа№8 «Действие ферментов слюны на крахмал».



. 702


Пищеварение Органы пищеварения: начало пищеварительного канала - ротовая полость. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Давать определение понятию «фермент».

Называть особенности строения ротовой полости.

Характеризовать сущность биологического процесса питания и пищеварения и роль ферментов в пищеварении.

Комбинированный урок.

Лабораторная работа «Действие ферментов слюны на крахмал».

Вопросы учебника С.179 и учителя.


Таблица: Органы пищеварения: Электронный микроскоп, микропрепарат

43.

Пищеварение в желудке.


9 .02


Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень). Роль ферментов в пищеварении.

Пищеварение в желудке. Желудочный сок.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса питания и пищеварения и роль ферментов в пищеварении.


Комбинированный урок.

Вопросы учебника С.186 и учителя.

Лабораторная работа «Воздействие желудочного сока на белки».


44.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.


14 .02


Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении.

Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Поджелудочная железа, печень. Роль желчи в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса питания и пищеварения и роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Комбинированный урок.

Вопросы учебника С.186 и учителя.


Таблица: Органы пищеварения:

45.

РКЭ.

Гигиена питания. Профилактика заболеваний, пищевых отравлений и инфекций..



16 .02


Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Заболевания органов пищеварения и их предупреждение. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, глистных заболеваний, гепатита. Симптомы аппендицита.

Использовать приобретенные знания для: Соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения,

  • Профилактики

Об употреблении грибов собранных в нашем лесу

Комбинированный урок.

Вопросы учебника с.271 С.261,279 и учителя.




46.

Общая характеристика обмена веществ и энергии..


21 .02


Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Давать определение понятиям: пластический и энергетический обмен.

Характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии в организме.

Вопросы учебника и учителя. Разобрать отличительные особенности пластического и энергетическогообмена.

Комбинированный урок



47.

.Обмен и роль белков, углеводов, жиров.


28 .02


Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки и их влияние на состояние здоровья.

Давать определение понятиям: пластический и энергетический обмен.

Характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии в организме.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

Комбинированный урок Вопросы учебника С.193 и учителя.

Лабораторная работа «Определение норм рационального питания».



48

РКЭ.

Витамины. Наиболее часто встречающиеся заболевания в нашей местности.



2 03


Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы. Проявления авитаминозов. Куриная слепота, цинга, рахит и их предупреждение.

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся.

Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность.


Комбинированный урок.Вопросы учебника С.198 и учителя.


Таблица: Витамины. Гиповитаминозы.

49.

Самостоятельная работа №6. «Пищеварительная система. Обмен веществ»

.

7 03


Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Индивидуальные задания


50.

Органы выделения, их строение и функции.


14 03


Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Называть особенности строения мочевыделительной системы и их функции.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы мочевыделительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роли в обмене веществ.

Комбинированный урок.Вопросы учебника С.204 и учителя.


Таблица: Органы выделения Электронный микроскоп, микропрепарат

51.

Болезни органов выделения и их предупреждение.


1603


Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки и их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: переохлаждение.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболевания выделительной системы.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Комбинированный урок.Вопросы учебника С.204 и учителя.



Тема 13. Покровы тела – 4ч

52.

Покровы тела.Строение и функции кожи..


21 03


Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.

Называть особенности строения кожи и ее функции.

Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

*Устанавливать взаимосвязь между строением кожи и ее функциями.

Комбинированный урок Вопросы учебника С.208 и учителя.

Лабораторная работа «Строение кожи».

Таблица: Строение кожи. Электронный микроскоп, микропрепарат

53.

Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами и ногтями

23 03


Теплообразование, теплоотдача и теплорегуляция. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: Факторы риска: стрессы, переохлаждение.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.


Комбинированный урок.Вопросы учебника С.211, 277 и учителя.



54. Р.К.Э

Приемы оказания ПП при ожогах, обморожении, электрошоке .


4 .04


Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях. Уход за кожей, волосами, ногтями.

Заболевания кожи и их предупреждение. Гигиенические требования к одежде, обуви.


Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях. ухода за кожей, волосами, ногтями.


Комбинированный урок.Лабораторная работа «Приемы наложения повязок на поврежденный участок кожи». Вопросы учителя.




55.

Система органов размножения.




Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Гигиена.

Называть особенности строения женской и мужской половой системы, их функции.

Объяснять причины наследственности.

Комбинированный урок.

Вопросы учебника С.220 и учителя.


Таблица,Электронный микроскоп, микропрепарат

56

Оплодотворение и внутриутробное развитие зародыша. Развитие после рождения.

.




Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки и их влияние на состояние здоровья.

Давать определение понятиям: размножение, оплодотворение, зародыш, плод.

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Называть основные этапы постэмбрионального развития человека и их особенности.


Комбинированный урок Вопросы учебника С.220 и учителя.


Таблица: Развитие плода

57 Р.К.Э

Наследственные и врожденные заболевания. ИППП и их профилактика.


13.04


Развитие человека. Врожденные заболевания, ИПП и их профилактика. возрастные процессы. заболевания наиболее часто встречающиеся в нашей местности.

Использовать приобретенные знания для:

Соблюдения мер профилактики венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции,

Вредных привычек.

Комбинированный урок.Вопросы учебника С.224 и учителя.



58.

Самостоятельная работа №7 «Выделение. Кожа. Размножение»


18.04


Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

«Выделение. Покровы кожи. Размножение и развитие»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.


55. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.


Индивидуальные задания.


59.

Поведение человека.

Рефлекс – основа нервной деятельности.


20.04


Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина.

Давать определение понятиям: безусловные и условные рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать биологическое значение безусловных и условных рефлексов.


Комбинированный урок.

Вопросы учебника С.234 и учителя.



60

Врожденные и приобретенные формы поведения.

25.04


Психология и поведение человека. Торможение


Комбинированный урок.


61

Биологические ритмы. Сон и его значение

27.04


Биологические ритмы. Сон( его фазы), бодрствование


Комбинированный урок.


62.

Познавательные процессы. Речь. Мышление.


4 05


Познавательные процессы: ощущения. Восприятие, память, воображение, речь,.мышление.

Называть особенности ВНД человека.

Характеризовать основные познавательные процессы, их значение.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Комбинированный урок.Вопросы учебника С.245,249 и учителя.



63.

Память, эмоции. Типы нервной деятельности.


0511


, память, воображение,

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Комбинированный урок.Вопросы учебника С.253 и учителя.



64

Индивидуальные особенности личности.


16 05


Типы нервной деятельности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.,

Характеризовать особенности разных типов темперамента



65.

Гигиена умственного труда.

Комбинированный урок.


18 05


Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Факторы риска: стресс и переутомление.

Давать определение понятию: утомление.

Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма и рациональной организация труда и отдыха.

Вопросы учебника и учителя.



66 Р.К.Э.

Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье . О вреде наркогенных веществ.

23 05


Организм человека – единое целое. Субъективные и объективные факторы влияющие на здоровье человека.

Находить в различных источниках информацию, подтверждающую целостность организма человека.

Комбинированный урок.Вопросы со свободным ответом

Таблица: вред наркогенных веществ.

67

Нормы питания.Режим питания Практическая работа №3 «Определение норм рационального питания»

25 05


Сформировать познавательный интерес к рациональному питанию школьника.

Знать ч.т. рацион и факторы рационального питания.

Практическая работа №3 «Определение норм рационального питания»


68 Р.К.Э

Зависимость здоровья человека от среды обитания.

30 05


Организм человека-единое целое.

Раходитьв различных источниках информацию оцелостности организма человека.










СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ НКСОШ

от 31.08.2017г. №1

Руководитель МС

______________ / /



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебной работе

______________ /Калашникова О.И. /

31.08.2017г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!