СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе  построена в соответствии с требованиями ФГОС, основной образовательной программой основного общего образования, авторской программой Т.Ф.Курдюмовой "Программа  по литературе для общеобразовательных учреждений" 5-9 классы - 4-е изд., стереотипное -М.: Дрофв, 2015

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (военвед) г. Зернограда


«Утверждаю»

И.о. директора МБОУ СОШ (военвед)

г. Зернограда

Приказ от 29 августа 2017 года № 412

____________________ /Г.Н.Осадчая/



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Литература»

основного общего образования

5«Б» класса


Количество часов по учебному плану:105 ч. ( 3 ч. в неделю)


Учитель: Черкасова Лариса Анатольевна


Рабочая программа по литературе для 5б класса построена в соответствии с тебованиями ФГОС,основной образовательной программой основного общего образования , авторской программой Т.Ф.Курдюмовой «Программа по литературе для общеобразовательных учреждений» 5-9 кл. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015 ( Стандарты второго поколения)


Учебник: Учебник-хрестоматия Литература /5 класс в 2 ч/ для общеобразовательных учреждений/ автор-составитель Т.Ф. Курдюмова.-5 изд.,стереотипное,- М.: Дрофа, 2016

2017-2018 учебный год



Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» 5 класс.


Личностные универсальные учебные действия

Обучащиеся научатся:

- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;

- различать основные нравственно-эстетические понятия;

- ыражать положительное отношение к процессу познания .

Обучающийся получит возможность научиться:

- Уважительно относиться к родной литературе.

- Оценивать свои и чужие поступки.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- анализу достижения цели;

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте ин-

формацию, необходимую для её решения ;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных по-

собиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных призна-

ков;

- осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Обучающийся получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Предметные результаты освоения литературы

Обучающийся научится:

- определять тему и основную мысль произведения;

- владеть различными видами пересказа;


- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;


- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для

творческой манеры писателя, определять их художественные функции;


- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;


- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи

между ними;

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер

авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как

инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопро-

сы;

- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления

плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для

организации дискуссии;

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать

свою точку зрения;

- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений

художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с эн-

циклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Обучающийся получит возможность научиться:

- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение

нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского

и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

- сочинять сказку (в том числе и по пословице).

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под

руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для

сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ

результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект)








Основное содержание курса «Литература» 5 класс

Введение. Происхождение и развитие литературы. Искусство как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: метафора, сравнение, эпитет, риторическое обращение, риторический вопрос и т.д. Труд писателя и труд читателя.

Мифы народов мира. Мифы разных времён и разных народов. Мифы, изученные на уроках истории. Связь мифов с ритуалами. Календарные мифы и календарные праздники. Персонажи славянской мифологии

Устное народное творчество (фольклор). Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Национальное восприятие мира, отражённое в фольклоре

Русские народные сказки. Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Рассказчики и слушатели сказок. Сказка «Царевна - лягушка».(1ч)

Сказки народов мира. Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трусость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главный достоинства героев сказок. Сказка «Тысяча и одна ночь».(1ч)

Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи

Русский народный театр. Народный театр в истории русской литературы. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой кукольных пьес – Петрушка. Синкретический характер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора. Пьеса «Озорник Петрушка».

Русская литература XIXвека

Русская классическая литература 19 века. Славные имена русских писателей 19 в. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии. И.А. Крылов «Свинья под дубом», «Зеркало и обезьяна», «Осёл и мужик». А.С. Пушкин. «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы», поэма «Руслан и Людмила». М.Ю. Лермонтов. « И вижу я себя ребёнком…», «Парус», « Листок», «Из Гёте». Н.В. Гоголь. «Пропавшая грамота». Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». И.С. Тургенев. «Муму».

Поэтический образ Родины. И.С. Никитин « Русь»; М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын…» (Из поэмы «Сашка»). А.В. Кольцов «Косарь»; А.К. Толстой «Край ты мой…»; Н.А. Некрасов «Соловьи»; Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», « Летний вечер», «Есть в осени первоначальной...», «Листья». А. А. Фет. «Весенний дождь», «Учись у них - у дуба, у березы...». «Я пришел к тебе с приветом...», «Летний вечер тих и ясен...».

Героическое прошлое России. М. Ю. Лермонтов. Бородино. Л. Н. Толстой. Петя Ростов. Отрывки из романа «Война и мир» . М. А. Булгаков. Петя Ростов. Отрывок из инсценировки романа Л. Н. Толстого «Война и мир».


ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Век 19 и век 20. Связь веков. И. А. Бунин.26-е мая. А. А. Ахматова. В Царском Селе. В. А. Рождественский. Памятник юноше Пушкину. К.Д. Бальмонт «Пушкин».

Литературные сказки XX века. К. Г. Паустовский. Рождение сказки. X. К. Андерсен. Снежная королева. А. П. Платонов. Волшебное кольцо. Дж. Родари. Сказки по телефону. В. В. Набоков. Аня в Стране чудес. Дж. Р. Р. Толкин. Хоббит, или Туда и обратно.

Проза русских писателей XX столетия. И. С. Шмелев. Как я встречался с Чеховым. За карасями. Е. И.Замятин. Огненное «А». А. И. Куприн. Мой полет.

Поэтический образ Родины. А. А. Блок. На лугу. Ворона И. А. Бунин. Сказка. К. Д. Бальмонт. Снежинка. Фейные сказки С. А. Есенин. Пороша. Черемуха. М. М. Пришвин. Времена года. Отрывки. Н. А. Заболоцкий. Оттепель. Д. Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето..». Н. М. Рубцов. В горнице.

Мир наших братьев меньших. С. А. Есенин. Песнь о собаке. В. В. Маяковский. Хорошее отношение к лошадям.

Героическое прошлое России. А. И. Фатьянов. Соловьи. А. Т. Твардовский. Я убит подо Ржевом. А. А. Ахматова. Мужество. Р. Г. Гамзатов. Журавли.

Современная литература. В. П. Астафьев. Васюткино озеро. Т. Янссон. Последний в мире дракон.

ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Покорение пространства и времени. Д. Дефо. Робинзон Крузо. Глава шестая. Р. Э. Распэ. Приключения барона Мюнхгаузена. М. Твен. Приключения Тома Сойера. Глава перва А. Линдгрен. Приключения Кале Блюмквиста. Новая жизнь знакомых героев. Н. С. Гумилев. Орел Синдбада. Б. Лесьмян. Новые приключения Синдбада-морехода. Итоги. Сюжеты изученных произведений. Сюжет и герой. Чтение летом


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе

Наим-е раздела

урока


Тема урока


Дата

по плану

Дата

факт.

Вид контроля

Литература – искусство слова (1 час).


1

Художественные приемы искусства слова.


4.09



текущий

Мифы ( 4 часа).


2

Мифы и мифология.


6.09


текущий


3

Календарные мифы. Масленица.

7.09



текущий


4

Мифы о сотворении мира.

11.09



текущий


5

Древнегреческие мифы. Золотые яблоки Гесперид.


13.09


текущий

Фольклор (10 часов).


6

Фольклор- устное народное творчество.


14.09


текущий


7


Русские народные сказки. Анализ сказки «Царевна-лягушка».



18.09


текущий


8.

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа.





20.09


текущий


9.

Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках.





21.09


текущий


10.

Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь».



25.09


текущий


11.

Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода.


27.09



текущий


12.

Положительный герой и его противники.


28.09



текущий


13.


Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.



2.10


текущий


14.

Загадки. Анекдоты. Песни. Частушки.



4.10



текущий


15

Народная драма. Знакомство с пьесой «Озорник Петрушка».



5.10


текущий

Литература XIX века (37 ч).

16.

И.А. Крылов. Жанр басни, история его развития. Аллегория.

9.10



текущий


17.

Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Своеобразие языка.

11.10



текущий


18.

Мораль в басне, форма ее воплощения.



12.10



текущий


19.

А.С. Пушкин. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина.



16.10


текущий


20.

А.С. Пушкин. Анализ пролога к поэме «Руслан и Людмила».



18.10


текущий


21.

Анализ поэмы «Руслан и Людмила».



19.10


текущий


22.

Анализ поэмы «Руслан и Людмила» (продолжение).







23.10


текущий


23.

Анализ поэмы «Руслан и Людмила» (заключение).



25.10


текущий


24.

М.Ю. Лермонтов. Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова.

26.10




текущий


25.

М.Ю. Лермонтов. Чувство трагического одиночества.



8.11


текущий


26.

Н.В. Гоголь. Повесть «Пропавшая грамота». Жанровое своеобразие.

9.11



текущий


27.

Н.В. Гоголь. Повесть «Пропавшая грамота». Язык произведения.



13.11


текущий


28.

И.С. Тургенев. Повесть «Муму». Реальная основа повести.



15.11


текущий


29.

Образ Герасима.




16.11



текущий


30.

Особенности повествования, авторская позиция.



20.11


текущий


31.

Смысл финала повести.




22.11


текущий


32

Р/Р Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму».



23.11


сочинение


33.

Р/Р Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму».


27.11


сочинение

Поэтический образ Родины в стихах поэтов XIX века.

34.

Поэтический образ Родины.

И.С. Никитин. Стихотворение «Русь».


29.11


текущий


35.

М.Ю. Лермонтов. Отрывок из поэмы «Сашка».






30.11


текущий


36.

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край!..»



4.12


текущий


37.

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Соловьи».



6.12


текущий


38.

Изображение жизни простого народа.





7.12


текущий


39.

Ф.И. Тютчев. Философская проблематика стихотворений.



11.12


текущий


40.

Параллелизм в описании жизни природы и человека



13.12


текущий


41.

Природные образы и средства их создания.



14.12


текущий


42.

А.А. Фет. Философская проблематика стихотворений.


18.12


текущий


43.

Параллелизм в описании жизни природы и человека.



20.12


текущий


44.

Природные образы и средства их создания.


21.12



текущий


45.

Стихотворный размер.


25.12


текущий


46.

Стихотворный размер (продолжение).



27.12


текущий


47.

М.Ю. Лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино».



28.12


текущий


48.

Историческая основа стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.


10.01






текущий


49.

Образ рядового участника сражения.


11.01



текущий


50.

Язык стихотворения.





15.01


текущий


51.

Л.Н. Толстой. «Петя Ростов».



17.01


текущий


52.

М.А. Булгаков. «Петя Ростов».



18.01


текущий

Литература XXXXI веков. Связь веков.(29 ч.)

53.

И.А. Бунин. А.А. Ахматова. В.А. Рождественский.

22.01


текущий


54.

Комментированное чтение рассказа К.Г. Паустовского «Рождение сказки».


24.01


текущий


55.

Х.К. Андерсен. «Снежная королева».


25.01


текущий


56.

Х.К. Андерсен. «Снежная королева». Нравственные проблемы и поучительный характер литературной сказки.

29.01


текущий


57.

Х.К. Андерсен. Комментированное чтение сказки «Снежная королева». Торжество добра над миром зла.

31.01


текущий


58.

А.П. Платонов. Комментированное чтение сказки «Волшебное кольцо».


1.02


текущий


59.

Анализ сказки «Волшебное кольцо».



5.02


текущий


60.

Дж. Родари. Комментированное чтение вступления «Сказки по телефону».


7.02


текущий


61.

В.В. Набоков. Комментированное чтение сказки «Аня в Стране чудес».



8.02


текущий


62.

Дж. Р.Р. Толкиен. Хоббит, или Туда и Обратно.


12.02


текущий


63.

Дж. Р.Р. Толкиен. Комментированное чтение « Хоббит, или Туда и Обратно».


14.02


текущий


64.

И.С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями».


15.02


текущий


65.

Е.И. Замятин. Комментированное чтение рассказа «Огненное «А»».


19.02


текущий


66.

А.И. Куприн. Комментированное чтение очерка « Мой полет».

21.02


текущий


67.

Анализ Стихотворений

А.А. Блока « На лугу», « Ворона».


22.02


текущий


68.

И.А. Бунин. «Сказка».



26.02


текущий


69.

К.Д. Бальмонт. Образ Родины в лирике поэта.



28.02


текущий


70.

С.А. Есенин. Анализ стихотворений «Пороша», «Черемуха».

1.03


текущий


71.

Комментированное чтение и анализ отрывков М.М. Пришвина из «Времен года».

5.03


текущий


72.

Н.А. Заболоцкий. Анализ стихотворения «Оттепель».


7.03


текущий


73.

Д.Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето…»



12.03


текущий


74.

М.М. Рубцов. Анализ стихотворения

«В горнице».

14.03


текущий

Мир наших братьев меньших в поэзии.

75.

С.А. Есенин. Анализ стихотворения «Песнь о собаке».


15.03


текущий


76.

В.В. Маяковский. Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».



19.03


текущий


77.

А.И. Фатьянов. «Соловьи».

А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом…»


21.03


текущий


78.

А.А. Ахматова. Анализ стихотворений «Мужество»,

Р.Г. Гамзатов. «Журавли».

22.03


текущий


79.

Тема Великой Отечественной войны в лирике поэтов XX века.

22.03


текущий


80.

Песни, посвященные Великой Отечественной войне.

2.04


текущий

Современная литература (6 ч).

81.

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»- автобиографическое произведение.





4.04


текущий


82.

Изображение становления характера главного героя.


5.04


текущий


83.

Борьба за выживание в рассказе.


9.04


текущий


84.

Роль эпизода в рассказе. Картины родной природы.

11.04


текущий


85.

Р/р Сочинение по рассказу В.П. Астафьева « Васюткино озеро»


12.04


текущий


86.

Т. Янссон. Комментированное чтение «Последний в мире дракон».


16.04


текущий

Путешествия и приключения на страницах книг.

Покорение пространства и времени

(9 ч).


87.

Д.Дефо. Комментированное чтение «Робинзон Крузо».




текущий


88.

Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо.

18.04


текущий


89.

Преобразование мира как жизненная потребность человека.


19.04


текущий


90.

Р.Э. Распэ. Комментированное чтение «Приключения барона Мюнхгаузена».

23.04


текущий


91.

Групповая работа по иллюстрациям к произведению.


25.04


текущий


92.

М.Твен. Комментированное чтение «Приключения Тома Сойера».

26.04




93.

М.Твен. Комментированное чтение «Приключения Тома Сойера».

28.04


текущий


94.

Пересказ как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения.

3.05


текущий


95.

А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Пересказ как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания характера героя-персонажа.


7. 05


текущий


96.

Сюжет и композиция художественного произведения.




10.05


текущий

Новая жизнь знакомых героев (8 ч).

97.

Н.С. Гумилев. «Орел Синдбада».


14.05


текущий


98.

Б. Лесьмян. Комментированное чтение «Новые приключения Синдбада-морехода».


16.05


текущий


99.

Урок-зачет «Путешествия и приключения на страницах книг».



17.05


тематический


100.

Ж.Санд. «О чем

говорят цветы».

Спор героев о

прекрасном. Речевая

характеристика

персонажей.


21.05


текущий


101.

Урок по теории литературы.



23.05


текущий


102.

Джек Лондон. Слово о писателе.

«Сказание о Кише».Нравственное

взросление героя. Становление его

характера.


24.05


текущий



103.

Джек Лондон. «Сказание о Кише».Нравственное

взросление героя. характера.Становление его



28.05



текущий


104.

Мастерство писателя в изображении жизни северного народа



30.05



текущий

Итоги

105.

Выявление уровня

литературного развития учащихся. Итоговый

урок. Обзор книг для самостоятельного летнего чтения.


31.05


итоговый






СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора поУВР Методического совета МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда _____________О.А.Мясникова от «28» августа 2017 г. № 8 « 28» августа 2017 год Рук. ШМС________ С.И. Кравченко








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!