бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области
«Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»
УТВЕРЖДАЮ
Директор БПОУ ВО «ЧМК»
________Д.И.Гуляев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 География
по профессии:
23.01.03 Автомеханик
базовый уровень
2015
Рабочая программа разработана c учетом: требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями, утвержденными приказом Минобразования России от 29 декабря 2014г. №1645, требований Фундаментального ядра содержания общего образования; примерной программы учебной дисциплины «География», рекомендованной ФГАУ «ФИРО», в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 17.03.2015 № 06-259).
Организация-разработчик:
бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»
Разработчики:
первой квалифицированной категории
Смирнова Т. П., преподаватель географии
первой квалифицированной категории.
Рекомендована
цикловой комиссией
«Гуманитарные и социально-
экономические дисциплины»,
протокол № ___ от ________201__
Председатель ЦК
___________/ Ковалева Ю. Н. /
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 38 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 39 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии:
23.01.03 Автомеханик
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программ
Учебная дисциплина «География» относится к обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС СОО, входит в состав дисциплин по выбору из обязательных предметных областей общеобразовательного цикла, ОПОП СПО по профессии:
23.01.03 Автомеханик
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
− креативность мышления, инициативность и находчивость;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
−умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
−представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии.
− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
−владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
− сформированность системы комплексных социально ориентированных гео-графических знаний о закономерностях развития природы, размещения на-селения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов,протекающих в географическом пространстве;
− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
− владение умениями использовать карты разного содержания для выявлениязакономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаи-модействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Данная рабочая программа способствует формированию общих компетенций:
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 3 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5.ОК4. Испо | Испо Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деят деятельности. Общая характеристика учебной дисциплины «География». Учебное содержание дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Дисциплина призвана сформировать у обучающихся по профессии 23.01.03 «Автомеханик» целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам. Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания. У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение. Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин. Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений. Практико-ориентированные задания, творческая деятельность студентов, выполнение аналитических заданий и подготовка рефератов, сообщений, выступлений являются неотъемлемой частью образовательного процесса. |
| |
| |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 108часов,
в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 72 часов;
самостоятельная работа обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Практическая работа обучающегося (всего) | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
в том числе: | |
Подготовка сообщений и выступлений, конспектирование текста, работа с контурными картами, подготовка презентаций, повторная работа над учебным материалом, работа с Интернет – ресурсами, составление таблиц, выполнение аналитических заданий, работа со справочниками и др. | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта во втором семестре. | |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практическая и самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. Тема 1.Источники географической информации | Содержание учебного материала | 4 | |
Введение. 1.Источники географической информации. | География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО. Традиционные и новые методы географических исследований. 2.Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. | 1 | 1 |
Практические занятия Ознакомление с географическими картами различной тематики. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. | 2 | |
Самостоятельные работы обучающихся Нанесение основных географических объектов на контурную карту. | 1 | |
Тема 2 Политическая устройство мира. | Содержание учебного материала | 5 | |
Политическая карта мира. | Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и по численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. | 1 | 2 2 |
Типология стран мира. | Типология стран мира по уровню социально – экономического развития. Условия и особенности социально –экономического развития и развивающихся стран и их типы. | 1 |
| Практические занятия Ознакомление с политической картой мира. Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов. Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения. Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений по теме «Новейшие изменения политической карты мира». | 1 |
Тема 3 География мировых природных ресурсов. | Содержание учебного материала | 8 | |
Взаимодействие общества и природы. | Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. | 1 | 2 |
География мировых природных ресурсов. | Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно –ресурсный потенциал. | 1 | 2 |
| Практические занятия Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения. Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Обработка текста- Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира. Составление таблицы -Типы природопользования в различных регионах и странах мира. | 4 | |
Тема 4 География населения мира. | Содержание учебного материала | 15 | |
Численность населения мира и ее динамика. | Численность и динамика населения мира. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. | 1 | 2 |
Состав населения. | Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. | 1 | 2 |
Размещение и миграция населения. Урбанизация. | 3азмещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. | 1 | 2 |
| Практические занятия Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира. Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира. Сравнительная оценка культурных традиций различных народов. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка выступлений по одной из тем по выбору обучающихся: Особенности современного воспроизводства мирового населения. Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты. Современные международные миграции населения. Особенности урбанизации в развивающихся странах. | 8 | |
Тема 5 Мирового хозяйства. | | 25 | |
5.1.Современные особенности развития мирового хозяйства | Содержание учебного материала | | |
Мировое хозяйство. | Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно- технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. | 2 | 2 |
5.2.География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | | |
География сельского и лесного хозяйства. | Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. | 1 | 2 |
Горнодобывающая промышленность | Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. | 1 | 2,3 |
5.3.География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | | |
Топливно –энергетическая промышленность. | Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики. | 2 | 2,3 |
Металлургия. | Географические особенности черная и цветная металлургия. | 2 | 2 |
Машиностроение. | Географические особенности машиностроения. | 2 | 2 |
Другие отрасли промышленности. | Географические особенности химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности | 2 | 2 |
5.4.География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | | |
География транспорта. | Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. | 1 | 2 |
Связь. Международная торговля товарами. | Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. | 1 | 2 |
| Практические занятия Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства. Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира. Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира. | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выписки из текста учебника - Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Работа с Интернет –ресурсами www. wikipedia. Org для подготовки презентаций по темам : Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства. Крупнейшие автомобилестроительные компании мира. Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства. Международный туризм в различных странах и регионах мира. | 8 | |
Тема 6 Регионы мира. | | 36 | |
6.1 География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Содержание учебного материала | | |
Общая характеристика Зарубежной Европы. | Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты Зарубежной Европы. Характерные черты природно –ресурсного потенциала, населения и хозяйства. | 2 | 2 |
Хозяйство Зарубежной Европы. | Отрасли международной специализации Зарубежной Европы. Территориальная структура. Интеграционные группировки. | 2 | 2 |
Германия и Великобритания. | Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно –ресурсный потенциала, населения и хозяйства и их территориальная структура. | 1 | 2 |
6.2 География населения и хозяйства Зарубежной Азии. | | | |
Общая характеристика Зарубежной Азии. | Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно –ресурсного потенциала, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Отрасли международной специализации. Территориальная структура. Интеграционные группировки. | 2 | 2 |
Япония. | Япония как ведущая страна Зарубежной Азии. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы, природно –ресурсный потенциал, населения и хозяйства и ее территориальная структура. | 2 | 2 |
Китай. | Китай как ведущая страна Зарубежной Азии. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы, природно –ресурсный потенциал, населения и хозяйства и ее территориальная структура. | 2 | 2 |
Индия | Индия как ведущая страна Зарубежной Азии. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы, природно –ресурсный потенциал, населения и хозяйства и ее территориальная структура. | 2 | 2 |
6.3 География населения и хозяйства Африки. | | | |
Общая характеристика региона Африка. | Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно –ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура. Интеграционные группировки | 2 | 2 |
| . | | 2 |
6.4 География населения и хозяйства Северной Америки. | | | |
Общая характеристика Северной Америки. | Место и роль Северной Америки в мире. .особенности географического положения регион. История формирования его политической карты. Характерные черты природно –ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. | 2 | 2 |
США. | США. Условия формирования и развития. Особенности политической системы. Природно –ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы США. | 2 | 2 |
6.5 География населения и хозяйства Латинской Америки. | | | |
Общая характеристика Латинской Америки. | Место и роль Латинской Америки. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты Латинской Америки. | 2 | 2 |
Хозяйство Латинской Америки. . | Характерные черты природно –ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. | 2 | 2 |
Бразилия и Мексика | Бразилия и Мексика как ведущие страны. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Особенности политической системы. Природно –ресурсного потенциала, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура хозяйства. | 2 | 2 |
6.6 География населения и хозяйства Австралии и Океании. | | | |
Общая характеристика Австралии и Океании | Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | 1 | 2 |
| Практические занятия Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства. Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с Интернет –ресурсами : www. wikipedia. org «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы. Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии. Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае. Особенности политической карты Африки с целью выполнения аналитического задания. Подготовка выступлений по одной из тем ( по выбору обучающихся) Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки. Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки . Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии. | 8 | |
Тема 7 Россия в современном мире | Содержание учебного материала | 4 | |
Россия на карте мира. | Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже 20 -21 веков. Характеристика современного этапа социально –экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие России в международной торговле товарами и других формах внешних экономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. | 1 | 2,3 |
| Практические занятия Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России. | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение аналитического задания: Особенности современного экономико-географического положения России. Внешняя торговля товарами России. | 4 | |
Тема 8 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Содержание учебного материала | 5 | |
Сущность глобальных проблем, взаимосвязи и взаимозависимость. | Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 1 | 2,3 |
| Практические занятия Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка конспекта -Глобальная проблема изменения климата | 2 | |
Дифференцированный зачет. | Дифференцированный зачет. | 2 | |
Всего: 108 часа Аудиторная нагрузка-72 ч, Внеаудиторная самостоятельная учебная работа-36ч., Практические занятия 20ч. | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
2.3. Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий
по разделам содержания учебной дисциплины ОУД.12 Географии
Наименование разделов | Характеристика основных видов учебной деятельности |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. 1. Источники географической информации | Объяснять междисциплинарные связи географии. Использовать традиционные и новые источники географической информации. Использовать Интернет и геоинформационных систем в изучении географии. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей, с предложенным или составленным самостоятельно планом; | Формировать сознательное ответственное отношение к обучению географии; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Вести диалог друг с другом, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
2.Политическое устройство мира | Показывать на карте различные страны мира. Приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Сформировать представление о разнообразии современного мира; Приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Выделять страны с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития. | Оценивать свою работу и работу однокурсников; Адекватно понимать особенности развития современного мира; Уметь самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. | Вести диалог друг с другом, находить общие цели и сотрудничать интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; Вносить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; Развивать целостность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики. |
3.География мировых природных ресурсов | Объяснять основные направления экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделять различные типы природопользования. Определять обеспеченность различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Называть основные направления использования ресурсов Мирового океана | Уметь организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности. Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;Составлять качественное и количественное описание объекта. Развивать экологическое мышление, уметь применять его на практике. Понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии. | Способность вести диалог друг с другом, находить общие цели и сотрудничать интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; Развивать экологическое мышление, понимать влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретать опыта эколого-направленной деятельности; Вносить самостоятельный поиск, анализ отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы. |
4. География населения мира | Называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения. Выделять различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Называть основные показатели качества жизни населения. Приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения. Приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснять основных направлений и причин современных международных миграций населения. Приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегаполисов. . | Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. Составлять качественное и количественное описание регионов и стран мира. Понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии. Владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; | Способность вести диалог друг с другом, находить общие цели и сотрудничать интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Вносить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; Развивать экологическое мышление, понимать влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретать опыта эколого-направленной деятельности; Развивать целостность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики. Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; |
5 Мировое хозяйство Современные особенности развития мирового хозяйства | Давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделять характерных черт современной научно- технической революции. Называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития | Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. Участвовать в совместной деятельности; Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, | Владеть на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях и будущей профессиональной деятельности; Развивать целостность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики. |
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Выделять характерных черт «зеленой революции». Приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира | Выделять главное, существенные признаки и понятий; Планировать свою деятельность под руководством преподавателя и самостоятельно; Понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии. | Формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Развивать экологическое мышление, понимать влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретать опыта эколого-направленной деятельности; Уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; Развивать критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; Развивать креативность мышления, инициативность и находчивость; |
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | Приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов. Выделять стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения. Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей | Владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. | Формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Развивать экологическое мышление, понимать влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретать опыта эколого-направленной деятельности; |
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | Объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и авто- мобильных дорог. Называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. Показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. Объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности. Называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами. | Высказывать суждения, подтверждая их фактами; Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. | Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; Вносить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; |
6. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Показывать на карте различные страны Зарубежной Европы……… Сопоставлять страны Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. Называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Великобритании и Германии. | Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, Выявлять причинно –следственные связи; Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. | Вносить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; Владеть на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы. |
География населения и хозяйства Зарубежной Азии | Показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставлять страны Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии | Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, Адекватно понимать особенности развития современного мира; Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. | Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; Владеть на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Развивать критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; Развивать креативность мышления, инициативность и находчивость. |
География населения и хозяйства Африки | Показывать на карте различные страны Африки. Называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Объяснять причины экономической отсталости стран Африки. Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки. | Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, | Владеть на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; |
География населения и хозяйства Северной Америки | Объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделять отраслей международной специализации Канады, показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. Объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США. Показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США. | Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. | Владеть на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; |
География населения и хозяйства Латинской Америки | Показывать на карте различные страны Латинской Америки. Сопоставлять стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Выделять страны Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Сопоставлять страны Латинской Америки по расовому составу населения. Объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки. Показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Выделять отрасли международной специализации в Бразилии и Мексике. | Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; Готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы; Адекватно понимать особенности развития современного мира; | Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; Самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты Развивать критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; Развивать креативность мышления, инициативность и находчивость. |
География населения и хозяйства Австралии и Океании | Объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании. Выделять отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горно- промышленные и сельскохозяйственные районы | Уметь ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; | Владеть на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. |
7.Россия в современном мире | Объяснять современные особенности экономико- географического положения России. Выделять основных товарных статей экспорта и импорта России. Называть ведущих внешнеторговых партнеров России | Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, Создавать презентационные материалы. | Вносить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; Развивать экологическое мышление, понимать влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретать опыта эколого-направленной деятельности. |
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Выделять глобальных проблем человечества. Приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения | Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям. | Уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; Способность вести диалог друг с другом, находить общие цели и сотрудничать интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Развивать экологическое мышление, понимать влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретать опыта эколого-направленной деятельности; Вносить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации. |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета географии.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: АРМ преподавателя (ПК, мультимедиапроектор, экран).
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений-М.: Просвещение, 2012.-397 с.
Дополнительные источники:
1.Е.В.Баранчиков. Тесты по географии к учебнику В.П.Максаковского «География. Экономическая и социальная мира». Москва: Экзамен, 2009г.
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2010 г.
2.Петрусюк О.А География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Дидактические материалы.Методические рекомендации : метод. пособие. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 144 с. 2015
3.Петрусюк О.А География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Контрольные задания. Методические рекомендации : метод. пособие. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 144 с. 2015
4.Петрусюк О.А География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Методические рекомендации.Методические рекомендации : метод. пособие. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 144 с.
5.Петрусюк О.А Баранчиков Е.В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум.Методические рекомендации : метод. пособие. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 144 с.
Справочники, энциклопедии
Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А. Громыко. - М., 1987.
Российский энциклопедический словарь. - М., 2011.
Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е. Хлебалина, Д. Володихина. - М., 2003.
Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). - М., 2004.
Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М. Д. Аксенова. - М., 2001.
Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н. А. Симония. - М., 2004.
ИНТЕРНЕТ _РЕСУРСЫ:
www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).
www. faostat3. fao. org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
www. minerals. usgs. gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
www. school-collection. edu. ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
www. simvolika. rsl. ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации создан фонд оценочных средств (ФОС). ФОС включает в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.
Обучение по дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета, задания к которому рассматривается на заседании цикловой комиссии и утверждается заместителем директора по учебной работе.
Основные показатели оценки результата |
Личностные | Результатом формирования личностных учебных универсальных действий следует считать: 1. Ответственное отношение к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2.Целостное мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики; 3. .Экологическое мышление, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; |
Метаредметные | Результатом формирования познавательных учебных универсальных действий будут являться умения: 1. Умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 2.Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Основным критерием сформированности коммуникативных учебных универсальных действий можно считать коммуникативные способности обучающегося, включающие в себя: 1.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 2.Умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе; 3. Задавать вопросы с целью получения нужной информации; 4. Организовывать взаимопроверку выполнения работы; 5. Высказывать свое мнение при обсуждении задании. Критериями сформированности у обучающихся регуляции своей деятельности может стать способность: 1.Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм. 2.Выбрать средства для организации своего поведения 3.Адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки. 4.Планировать шаги по устранению пробелов. 5.Самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организовывать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками. 6.Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей. |
Предметные | |
Тема 1. Введение. Источники географической информации | В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1.Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; 3. Сопоставлять географические карты различной тематики; |
Тема 2.Политическое устройство мира | В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1.Типы стран, основные формы правления и АТУ стран мира; 2. Типологию стран мира по уровню социально –экономического развития; В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1.Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений социально – экономическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; 2. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни. |
Тема 3. География мировых природных ресурсов | В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; 2. Сопоставлять географические карты различной тематики; В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, территориальной концентрации населения и производства; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; 2. Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; 3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов |
Тема 4. География населения мира | В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1.Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; 2.Различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1.Оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства. 2.Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; |
Тема 5. Мировое хозяйство | В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1.Географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации; 2.Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; |
Тема 6. Регионы мира | В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1.Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения изучаемых регионов (Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Австралия, Северная Америка, Латинская Америка), черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1.Сопоставлять географические карты различной тематики; 2.Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира. 3.Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ; |
Тема 7. Россия в современном мире | В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1.Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда. В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1.Сопоставлять географические карты различной тематики; 2.Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; 3. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: геополитической и геоэкономической ситуации в России. |
Тема 8.Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1.Географические аспекты глобальных проблем человечества, их сущность, причины возникновения и пути решении; В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов. |