Рассмотрено на заседании МО Протокол №__ от «__» __________ 2016 | Утверждаю Директор школы ___________ приказ №__ от «__» __________ 2016 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре для 7 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Лях, А.А.Зданевича (М.; Просвещение, 2011).
Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, конкретизирует содержание его предметных тем и дает примерное распределение учебных часов на их изучение.
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).
Ц е л и.
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, программа среднего (полного) общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих целей:
развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Задачи физического воспитания .
Решение задач физического воспитания учащихся направлено на:
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основе системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Место предмета в учебном плане
Программа разработана на основе федерального учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение предмета физической культуры выделено 105 часов. Каждый третий урок - урок-игра.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность, информационно-коммуникативная деятельность и рефлексивная деятельность.
В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;
уметь:
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
выполнять приемы страховки и самостраховки;
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
Тематический план
поурочного прохождения учебного материала
на I четверть для 7-го класса
№ урока | Учебный материал (27 часов) | Кол-во часов |
1 | Инструктаж по технике безопасности на занятиях по легкой атлетике, правила поведения на спортивной площадке. | 1 |
2 | Совершенствование спринтерского бега 60 м. | 1 |
3 | Урок-игра в спортивные игры. | 1 |
4 | Учет спринтерского бега 60 м. | 1 |
5 | Разучить прыжок в длину способом «согнув ноги» | 1 |
6 | Урок-игра в спортивные игры. | 1 |
7 | Совершенствование прыжка в длину способом «согнув ноги» | 1 |
8 | Учет прыжка в длину способом «согнув ноги» | 1 |
9 | Урок-игра в спортивные игры. | 1 |
10 | Разучить метание малого мяча с 3-5 шагов | 1 |
11 | Совершенствование метания малого мяча с 3-5 шагов | 1 |
12 | Урок-игра в спортивные игры. | 1 |
13 | Учет метания малого мяча с 3-5 шагов | 1 |
14 | Учет бега по пересеченной местности 1,5км. | 1 |
15 | Урок-игра в волейбол | 1 |
16 | Разучить передачу мяча сверху двумя руками. | 1 |
17 | Совершенствование передачи мяча сверху двумя руками. | 1 |
18 | Урок-игра в волейбол | 1 |
19 | Учет передачи мяча сверху двумя руками. | 1 |
20 | Разучить прием мяча снизу двумя руками. | 1 |
21 | Урок-игра в волейбол | 1 |
22 | Совершенствование приема мяча снизу двумя руками. | 1 |
23 | Учет приема мяча снизу двумя руками. | 1 |
24 | Урок-игра в волейбол | 1 |
25 | Разучить нижнюю прямую подачу с 7 метров. | 1 |
26 | Совершенствование нижней прямой подача с 7 метров. | 1 |
27 | Урок-игра в волейбол | 1 |
Тематический план
поурочного прохождения учебного материала
на II четверть для 7-го класса
№ урока | Учебный материал (21 час) | Кол-во часов |
28 | Разучить длинный кувырок вперед и назад(М). Кувырок вперед и назад в «полушпагат» (Д). | 1 |
29 | Совершенствование длинного кувырка вперед и назад(М). Кувырка вперед и назад в «полушпагат» (Д). | 1 |
30 | Урок-игра в волейбол | 1 |
31 | Учет длинного кувырка вперед и назад(М). Кувырка вперед и назад в «полушпагат» (Д). | 1 |
32 | Разучить стойку на голове с согнутыми ногами. | 1 |
33 | Урок-игра в волейбол | 1 |
34 | Совершенствование стойки на голове с согнутыми ногами. | 1 |
35 | Учет стойки на голове с согнутыми ногами. | 1 |
36 | Урок-игра в волейбол | 1 |
37 | Разучить опорный прыжок через козла в ширину: мальчики – согнув ноги, девочки- ноги врозь. | 1 |
38 | Совершенствование опорного прыжка через козла в ширину: мальчики – согнув ноги, девочки- ноги врозь. | 1 |
39 | Урок-игра в волейбол | 1 |
40 | Учет опорного прыжка через козла в ширину: мальчики – согнув ноги, девочки- ноги врозь. | 1 |
41 | Разучить подъем переворот махом толчком двумя. | 1 |
42 | Урок-игра в волейбол | 1 |
43 | Совершенствование подъема переворота махом толчком двумя. | 1 |
44 | Учет подъема переворота махом толчком двумя. | 1 |
45 | Урок-игра в волейбол | 1 |
46 | Разучить лазание по канату в два приема. | 1 |
47 | Совершенствование лазания по канату в два приема. | 1 |
48 | Урок-игра в волейбол | 1 |
Тематический план
поурочного прохождения учебного материала
на III четверть для 7-го класса
№ урока | Учебный материал (30 часов) | Кол-во часов |
49 | Совершенствование поворота на месте махом. | 1 |
50 | Учет поворота на месте махом. | 1 |
51 | Урок-игра в баскетбол | 1 |
52 | Разучить одновременный одношажный ход. | 1 |
53 | Совершенствование одновременного одношажного хода. | 1 |
54 | Урок-игра в баскетбол | 1 |
55 | Учет одновременного одношажного хода. | 1 |
56 | Совершенствование попеременного двухшажного хода. | 1 |
57 | Урок-игра в баскетбол | 1 |
58 | Совершенствование попеременного двухшажного хода. | 1 |
59 | Учет попеременного двухшажного хода. | 1 |
60 | Урок-игра в баскетбол | 1 |
61 | Совершенствование передвижения на лыжах до 2,5 км. | 1 |
62 | Учет бега на лыжах 2 км. | 1 |
63 | Урок-игра в баскетбол | 1 |
64 | Совершенствование ведения мяча с изменением направления и высоты отскока. | 1 |
65 | Учет ведения мяча с изменением направления и высоты отскока. | 1 |
66 | Урок-игра в баскетбол | 1 |
67 | Разучить ловлю и передачу мяча в движении. | 1 |
68 | Совершенствование ловли и передачи мяча в движении. | 1 |
69 | Урок-игра в баскетбол | 1 |
70 | Учет ловли и передачи мяча в движении. | 1 |
71 | Совершенствование передачи мяча от плеча. | 1 |
72 | Урок-игра в баскетбол | 1 |
73 | Учет передачи мяча от плеча. | 1 |
74 | Разучить бросок мяча в движении. | 1 |
75 | Урок-игра в баскетбол | 1 |
76 | Совершенствование броска мяча в движении. | 1 |
77 | Учет броска мяча в движении. | 1 |
78 | Урок-игра в баскетбол | 1 |
Тематический план
поурочного прохождения учебного материала
на IV четверть для 7-го класса
№ урока | Учебный материал (27 часов) | Кол-во часов |
79 | Разучить удары внутренней частью подъема. | 1 |
80 | Совершенствование удара внутренней частью подъема. | 1 |
81 | Урок-игра в футбол | 1 |
82 | Учет удара внутренней частью подъема. | 1 |
83 | Разучить остановку мяча подошвой. | 1 |
84 | Урок-игра в футбол | 1 |
85 | Совершенствование остановки мяча подошвой. | 1 |
86 | Учет остановки мяча подошвой. | 1 |
87 | Урок-игра в футбол | 1 |
88 | Разучить ведение мяча внутренней частью стопы. | 1 |
89 | Совершенствование ведения мяча внутренней частью стопы. | 1 |
90 | Урок-игра в футбол | 1 |
91 | Учет ведения мяча внутренней частью стопы. | 1 |
92 | Совершенствование прыжка в длину с разбега. | 1 |
93 | Урок-игра в спортивные игры. | 1 |
94 | Учет прыжка в длину с разбега. | 1 |
95 | Совершенствование прыжка в высоту способом «перешагивания». | 1 |
96 | Урок-игра в спортивные игры. | 1 |
97 | Учет прыжка в высоту способом «перешагивания». | 1 |
98 | Учет прыжка в длину с места. | 1 |
99 | Урок-игра в спортивные игры. | 1 |
100 | Совершенствование метания малого мяча с 3-5 шагов | 1 |
101 | Учет метания малого мяча с 3-5 шагов. | 1 |
102 | Урок-игра в спортивные игры. | 1 |
103 | Учет бега по пересеченной местности 1,5км. | 1 |
104 | Учет спринтерского бега 60м | 1 |
105 | Урок-игра в спортивные игры. | 1 |
Основное содержание урока
(105 часов)
Легкая атлетика (19 часов): бег 60м; прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжок в длину с места; прыжок в высоту способом «перешагивания»; метание малого мяча с 3-5 шагов ; бег по пересеченной местности 1,5 км.
Гимнастика(14 часов): длинный кувырок вперед и назад(М). Кувырок вперед и назад в «полушпагат» (Д); стойка на голове с согнутыми ногами; опорный прыжок через козла в ширину: мальчики – согнув ноги, девочки- ноги врозь; подъем переворот махом толчком двумя; лазание по канату в два приема; отжимание, подтягивание на перекладине.
Лыжная подготовка(10 часов): одновременный бесшажный ход; попеременный двухшажный ход; передвижение на лыжах до 2,5 км.
Спортивные игры:
Волейбол (8 часов)- передача мяча сверху двумя руками; прием мяча снизу двумя руками; нижняя прямая подача с 7-х метров.
Баскетбол (10 часов)- ведение мяча с изменением направления и высоты отскока; передача мяча от плеча; ловля и передача мяча в движении; бросок мяча в движении; штрафной бросок.
Футбол (9 часов)- удары внутренней частью подъема; остановка мяча подошвой; ведение мяча внутренней частью стопы.
Каждый третий урок - урок-игра.
Урок-игра в спортивные игры(9 часов).
Урок-игра в волейбол (12часов). Урок-игра в баскетбол (10часов). Урок-игра в футбол (4 часа).
Формы оценивания
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 | Оценка 2 |
Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив | При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок | Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях | Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка |
Учебные нормативы по освоению навыков и умений
в 7 классе.
| Контрольное упражнение | мальчики | девочки |
| | «5» - «4» - «3» | «5» - «4» - «3» |
1 | Бег 60 м (сек) | 9.4-10.2-11.0 | 9.8-10.4-11.0 |
2 | Бег 1000м (мин, сек) | 4.10-4.30-4.50 | 4.5-5.10-5.30 |
3 | Бег 1500м(мин, сек) | 7.00-7.30-8.00 | 7.30-8.00-8ДЙ |
4 | Прыжки в длину с разбега (см) | 380-350-290 | 350-300-2404, ? |
5 | Прыжки в длину с места (см) | 190-175-145 | 175-150-120 |
6 | Страйды (м) | 120-90-60 | | 70-60-50 |
7 | Прыжки в высоту (см) | 115-105-95 | | 100-90-80 |
8 | Метание мяча (м) | 39-31-23 | 26-19-16 |
9 | Подтягивание (раз) | 8-6-4 | 19-15-11 |
10 | Подъем переворотом(раз) | махом одной и толчком другой на низкой перекладине (м) 3-2-1 |
11 | Лазанье по канату (м) | 4-3-2 3-2-1 |
12 | Вис на высокой перекладине (сек) | 36-24-13 | 33-21-10 |
13 | Поднимание туловища за 30 сек | 23-19-16 | 21-16-11 |
14 | Поднимание туловища за 1 мин | 45-40-35 | 35-30-25 |
15 | Прыжки через скакалку за 1мин | 1 минута |
| | 130-110-90 | 130-110-90 |
16 | Наклон туловища вперед (см) | 11-7-3 | 15-9-4 |
17 | Сгибание рук в упоре на брусьях | - | - |
18 | Сгибание рук в размахивании на брусьях | - | - |
19 | Отжимание от пола | 30-26-20 | 16-11-6 |
20 | Выжимание гири 8 кг | 15-10-5 | - |
21 | Лыжные гонки Зкм 8кл | 13.00-14.00-14.30 | 14.00-14.30-15.00 |
22 | Подачи | С 7 метров |
| | 3-2-1 | 3-2-1 |
23 | Передачи мяча в парах через сетку | 16-11-6 | 12-8-4 |
24 | Передачи мяча нал собой | 16-11-6 | 12-8-4 |
25 | Бросок мяча в корзину | Не заходя в Зх секундную зону |
| | 3-2-1 | 3-2-1 |
26 | Ведение мяча 2 шага и бросок мяча в корзину (3 броска) | 1+2к-Зк-2к | 1+2к-Зк-2к |
27 | Кросс 2000м взамен лыжной подготовки | 13-14-15(мин) | 14-15-16 |
28 | Бег 30 м. | 4.9-5.4-5.9 | 5.0-5.7-6.1 |
Контроль качества образования.
сдача контрольных нормативов.
- устный опрос.
- учет технических элементов.
- повторение пройденных элементов.
Дополнительная литература:
Маленькие секреты гимнастики. / В.Коренбегр. - 1967
Мини-футбол в школе./ Андреев С.Н. , Алиев Э.Г. – 2006
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.
Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 1998.
Рабочая программа по физической культуре.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2005.
Дозирование нагрузки на занятиях физической культурой и спортом. В.М.Туманцев, Воронеж 2001год.
Строевые упражнения. В.В.Лобачев, Ю.Н.Рыкунов, Воронеж 2003 год.
Начальное обучение приемам игры в волейбол. И.Н.Калашникова, Воронеж 2000 год.