СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии 8 класс на 2017-2018 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

Пухляковская средняя общеобразовательная школа

имени Анатолия Вениаминовича Калинина



«Утверждаю»

директор МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина

Приказ от___________20__ №___

________________ Сычева Н.В.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии



Уровень образования: основное общее образование 8 класс

Количество часов: 68

Учитель: Папина А.В.

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта содержания основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по химии, авторской программы курса химии для 8 класса О.С. Габриеляна, учебного плана школы на 2017-2018 учебный год.

















2017-2018 учебный год



  1. Пояснительная записка

  • Рабочая программа по химии для 8 класса основного общего образования составлена на основе федерального компонента государственного стандарта содержания основного общего образования, учебной программы курса химии для 8 класса О.С. Габриеляна, учебного плана школы на 2017-2018 учебный год.

  • Учебник: «Химия 8» Автор: Габриелян О. С. (М.: Дрофа, 2007- 2013г.

Цель: формирования у школьников научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду.

Задачи:

- формирование знаний основ химической науки - важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, химического языка;

- развитие умений сравнивать, вычленять в изученном существенное, устанавливать причинно- следственную зависимость в изучаемом материале, делать доступные обобщения, связно и доказательно излагать учебный материал;

- знакомство с применением химических знаний на практике;

- формирование умений наблюдать, фиксировать, объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни;

- формирование специальных навыков обращения с веществами, выполнения несложных опытов с соблюдением правил техники безопасности в лаборатории;

- раскрытие роли химии в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством;

- раскрытие у школьников гуманистических черт и воспитание у них элементов экологической и информационной культуры;

- раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера и вклада химии в

научную картину мира.

Изменения.

При составлении календарно-тематического планирования внесены изменения:

- на Введение отведено 4 часа в связи с необходимостью закрепления умения по нахождению Mr и Ar по химическим формулам.

- Отдельно вынесена тема «Простые вещества» - 5 часов

- На 1 час увеличено количество часов по теме «Соединения химических элементов»

- На тему «Изменения, происходящие с веществами» отведено -14 ч, что на 7 часов больше, чем по программе. Такое увеличение количество часов необходимо для закрепления умения учащихся составлять уравнения реакций, закрепления знаний об основных классах неорганических веществ и их свойств.

-На тему «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» отведено - 18 ч, что на 2 часа больше, чем по программе. Увеличение количества часов связано с закрепления умений составления ионных уравнений реакций на основе знаний химических свойств основных классов неорганических веществ.

- Практические работы введены в основные темы календарно-тематического планирования, а не выделены в отдельную тему, как предлагается программой. Такое распределение часов практических работ позволит практически закрепить теоретические знания учащихся.

- С целью формирования представления учащихся об ученых-химиках, их влияние на развитие химии как науки, повторения материала 8 класса — основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших их открытие- 2 часа отведено на тему: «Портретная галерея великих химиков»

  1. Общая характеристика предмета

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Учебное содержание программы базируется на содержании примерной программы, которое структурировано по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков направлено на достижение целей химического образования.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
-овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; 
-развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
-воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; 
-применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.



  1. Место учебного предмета в учебном плане.

3.1.

Предмет

Учебный план

Количество

Часов в год

Количество часов в неделю

Класс

Инвариантная часть

Вариативная часть

Химия

2

0

68

2

8









3.2 Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Сроки прохождения

Контроль

(вид контроля, дата)

Практическая работа (Название, дата)

Введение. Предмет химии

4

1.09-14.09



Атомы химических элементов

9

15.09-13.10

Контрольная работа№1 по теме « Атомы химических элементов» 13.10


Простые вещества

5

19.10-9.11



Соединения химических элементов

12

10.11-21.12

Контрольная работа №2 по теме «Строение вещества»22.12

-Приемы обращения с лабораторным оборудованием (Практическая работа №1)14.12

-Наблюдение за горящей свечой (Практическая работа №2)15.12

-Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе (Практическая работа №3)21.12

Изменения , происходящие с веществами

14

28.12-15.02

Контрольная работа №3 по теме «Изменения происходящие с веществами» 15.02

Анализ почвы и воды(Практическая работа №4)29.12

Признаки химических реакций (Практическая работа №5)8.02

Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительною – восстановительные реакции

18

16.02-4.05

Контрольная работа №4 по теме Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительною – восстановительные реакции 4.05

Ионные реакции (Практическая работа №6 13.04

Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца (Практическая работа №7) 19.04

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей (Практическая работа №8) 20.04

Решение экспериментальных задач (Практическая работа №9) 26.04

Портретная галерея великих химиков

2

10.05-11.05



Повторение

4

17.05-25.05



Итого

68


4

9



IV. Содержание учебного предмета

Раздел/

Тема

Содержание

Практические работы

Введение. Предмет химии

Химия как часть естествознания. Химия— наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле


Атомы химических элементов

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.



Простые вещества

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.


`

Соединения химических элементов

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов

2. Разделение смесей.


-Приемы обращения с лабораторным оборудованием (Практическая работа №1)

-Наблюдение за горящей свечой (Практическая работа №2)

-Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе (Практическая работа №3)

Изменения , происходящие с веществами

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Анализ почвы и воды(Практическая работа №4)

Признаки химических реакций (Практическая работа №5)

Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Ионные реакции (Практическая работа №6

Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца (Практическая работа №7)

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей (Практическая работа №8)

Решение экспериментальных задач (Практическая работа №9)

Портретная галерея великих химиков




V.Календарно-тематическое планирование КТП

№п/п

Тема урока

дата

кол-во часов

тип урока

Основные виды учебной деятельности

элементы содержания

цели урока

планируемый

результат

вид контроля

Оборудование, дополнительная

лит-ра

План

Факт

Введение. Предмет химии (4 часа)





1

Предмет химии. Вещества. История развития химии

1.09


1

Изучение нового материала, индивидуальная работа

Рассказ, беседа ,элемент лабораторной работы

Простые и сложные вещества, химический элемент и формы его существования: свободные атомы, простые и сложные вещества или соединения

Дать понятие о предмете химии. Сформировать первоначальные понятия о простых и сложных веществах, о химическом элементе и о трех формах его существования

Знать понятия Простые и сложные вещества, химический элемент и формы его существования: свободные атомы, простые и сложные вещества или соединения Уметь различать простые и сложные вещества по составу

Выполнение упражнения на различение понятий

«

Химический элемент» и «простое вещество»

Тела из одного вещества










2

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории химии

7.09


1

Комбинированный

Элементы лаб. Работы , работа в группах

алхимия

Начать формировать понятий о химических явлениях, их отличиях от физических, дать первоначальные понятия о химических реакциях, раскрыть роль химии в жизни человека

Научить учащихся по признакам отличать химические явления от физических

текущий

Растворы соляной кислоты, мрамор, прибор для получения газов, фарфор чашка, спиртовка, держатель

3

Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система ХЭ Д.И. Менделеева

8.09


1

Изучение нового материала

Рассказ, работа с карточками, работа в группе

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Знаки химических элементов периоды большие и малые, группы и подгруппы – главная и побочная, символы химических элементов

Дать понятие о знаках х.э. и познакомить с этимологическими началами их названий, познакомить учащихся с ПСХЭ Д.И. Менделеева

Иметь представление о строении ПСХЭ Д.И. Менделеева Уметь определять положение химического элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева давать названия химических элементов

Работа с ПСХЭ Д.И. Менделеева, по плану характеризовать положение элемента- устно

П.С. Х.Э. Д. И. Менделева

4

Химические формулы. Ar , Mr

14.09


1

Комбинированный

Рассказ, работа в парах.

Химическая формула, индексы и коэффициенты Относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, массовая доля элемента в веществе

Научить учащихся записывать химические формулы, читать их, определять информацию, которая несет в себе химическую формула. Дать понятие о коэффициентах и индексах. Сформировать представление об Ar Mr

Уметь по химической формуле веществ находить Ar , Mr, массовую долю элемента в веществе.

Самостоятельная проверочная работа

П.С. Х.Э. Д. И. Менделева

Атомы химических элементов (9 часов)





5

Основные сведения о строении атомов. Изменение в составе атомов химических элементов. Изотопы.

15.09


1

Комбинированный

Самостоятельная работа рассказ учителя, индивид работа

Атом, строение атоме: протон, электрон, нейтрон

Формировать знания учащихся о составе атома и атомного ядра, показать взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массове число

Понимать что Атом- сложная нейтральная частица, масса атома ядерные процессы изотопы

Самостоятельная работа

П.С. Х.Э. Д. И. Менделева

6

Электрон строение электронных оболочек атома элементов малых периодов

21.09


1

Комбинированный

Рассказ, работа у доски, работа в парах

Энергетический уровень, завершенный, незавершенный энергетический уровень

Сформировать представление об электронной оболочке атома и энергетических уровнях, рассмотреть электронное строение элементов первых трех периодов

На основании знаний о строении атома и положения химических элементов в ПСХЭ Д.И.Менделеева уметь записывать строение атома.


П.С. Х.Э. Д. И. Менделева

7

ПСХЭ Д.И. Менделеева и строение атома

22.09


1

Комбинированный

Работа в парах

Атомы металлов и неметаллов


Самостоятельная работа


8

Изменение числа электронов на внешнем урове

Образование «+» «-»ионов. Ионная химической связью.

28.09


1

Изучение нового материала

Индивидуальная работа, работа с карточками

Ионы, катионы, анионы, химическая связь

Познакомить учащихся с ионами, ионной связью. Научить учащихся записывать схемы образования ионной связи между атомами типичных металлов и неметаллов

Уметь определять ионную химическую связь, записывать схемы образования ионной связи


П.С. Х.Э. Д. И. Менделеева. презентация

9

Взаимодействие атомов неметаллов между собой

29.09


1

комбинированный

Рассказ, беседа, выполнение практических заданий

Атомная или ковалентная химическая связь, Одинарная, двойная, тройная химическая связь, длинна связи, электронные и структурные химические связи

Дать понятие о ковалентной химической связи, научить школьников записывать схемы образования ковалентной связи для двухатомных молекул. Сформировать понятие о кратности ковалентной связи

Уметь определять ковалентную химическую связь, в соединениях на основе знаний основных характеристик типов химической связи


П.С. Х.Э. Д. И. Менделеева. презентация

10

Ковалентная полярная химическая связь

5.10


1

комбинированный

Рассказ, беседа, выполнение практических заданий

Ковалентная полярная и неполярная, химическая связь, электроотрицательность, частичный заряд

Сформировать понятие о ковалентной полярной химической связи, Ознакомить с понятием электроотрицатель

ность

Уметь определять типы ковалентной химической связи, в соединениях на основе знаний основных характеристик типов химической связи

Самостоятельная работа

П.С. Х.Э. Д. И. Менделеева. презентация

11

Металлическая химическая связь

6.10


1

комбинированный

Индивидуальная работа с ПСХЭ Д.И. Менделеева

Металлическая связь, атом-ион, обобществленные электроны

Сформировать понятие о металической химической связи, Ознакомить с понятием

Уметь определять типы ковалентной химической связи, в соединениях на основе знаний основных характеристик типов химической связи


П.С. Х.Э. Д. И. Менделеева. презентация

12

Обобщение по теме: «Атомы химических элементов»

12.10


1

Повторение и

закрепление знаний по теме

Экспресс-опрос,

решение типовых заданий


Повторение, и обобщение знаний по теме, решение5 типовых заданий







П.С. Х.Э. Д. И. Менделеева. презентация

13

Контрольная работа по теме « Атомы химических элементов»

13.10


1

Контроль знаний

Выполнение контрольной работы












Простые вещества (5 часов)





14

Простые вещества металлы и неметаллы

19.10


1

комбинированный

Анализ к.р., беседа, работа с учебником

Физические свойства металлов: ковкость, пластичность, тягучесть, твердость, температура кипения, металлический блеск, электро и теплопроводность, благородные газы, аллотропия и аллотропные видоизменения или модификации

Анализ контрольной работы, ознакомиться с общими физическими свойствами металлов и неметаллов, ввести понятие аллотропии, рассмотреть относительность деление элементов на металлы и неметаллы

Уметь выстраивать взаимосвязь между физическими свойствами металлов и неметаллов химическим строением , и типом химической связи

Фронтальная беседа

П.С. Х.Э. Д. И. Менделеева. презентация

Коллекция металлов-простых веществ, неметаллов – простых в-в

15,16

Количество вещества

20.10

26.10


2

Комбинированный

Работа с учебников, индивидуальная работа, выполнение упражнений

Количество вещества, моль, киломоль, миллимоль, молярная масса, постоянная Авогадро

Ввести понятие количество вещества и единицах его измерения: моль, ммоль, кмоль. Дать представление о постоянной Авогадро. Показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц.

Знать количественную характеристику вещества

Уметь определять используя количество вещества, молярная масса, молярный объем- массу вещества, объем вещества, число частиц

Индивидуальная работа, Парная работа

Некоторые вещества количеством вещества 1 моль


17,18

Молярный объем газов

27.10

9.11


2

Комбинированный

Работа с учебников, индивидуальная работа, выполнение упражнений

Молярный объем нормальные условия

Сформировать понятие о молярном объеме газов и рассмотреть единицы измерения его Научить производить расчеты с использованием понятий n, Vm, M,Na

Уметь определять используя количество вещества, молярная масса, молярный объем- массу вещества, объем вещества, число частиц

Индивидуальная работа, Парная работа



Соединения химических элементов (12 часа)






19

Степень окисления

10.11


1

комбинированный

Работа с учебников, индивидуальная работа, выполнение упражнений

Бинарные соединения, степень окисления

Сформировать понятие о степени окисления, Научить находить со бинарных соединений, по со составлять формулы бинарных соединений

Уметь определять степени окисления по формуле, составлять формулы бинарных соединений по степени окисления

Индивидуальная работа, Парная работа

П.С. Х.Э. Д. И. Менделеева. презентация


20

Важнейшие классы бинарных соединений –оксиды и летучие водородные соединения

16.11


1

комбинированный

Работа с учебников, индивидуальная работа, выполнение упражнений

Оксиды, гидриды негашеная известь, хлороводород, аммиак и нашатырный спирт

Сформировать понятие об оксидах, закрепить на оксидах знание химической номенклатуры для бинарных соединений

Знать состав бинарных соединений: оксиды, гидриды

Уметь определять тип бинарных соединений по формуле

Парная работа, самостоятельная работа

Образцы оксидов, природных руд и минералов, содержащих оксиды


21

Основания.

Техника безопасности в быту

17.11


1

комбинированный

Работа с учебников, индивидуальная работа, выполнение упражнений, лабораторная работа

Гидрооксид-ион, основания, щелочи, едкий натр, качественная реакция, индикатор

Познакомить учащихся с новым классом неорганических веществ -основаниями. Рассмотреть классификацию., состав и номенклатуру

Знать состав и классификацию кислот. Уметь определять класс кислот по составу веществ, определять наличие кислот с помощью индикатров

Фронтальный опрос

твердые щелочи и их растворы (NaOH, KOH, Ca(OH)2 – в виде известковой воды.





22

Кислоты.

Техника безопасности в быту

23.11


1

Комбинированный

Работа с учебников, индивидуальная работа, выполнение упражнений, лабораторная работа

Кислоты, кислотный остаток, основность кисло

Сформировать понятие о кислотах. Рассмотреть состав, название и классификацию кислот, познакомить учащихся с важнейшими неорганическими кислотами

Состав солей

Составлять формулы солей, давать названия солям

Фронтальный опрос

Кислоты (HCl, H2SO4)


23

Соли

24.11


1

Комбинированный

Работа с учебников, индивидуальная работа, выполнение упражнений, лабораторная работа

Соли, номенклатура солей, растворимые, малорастворимые, нерастворимые соли

Сформировать понятие о солях, рассмотреть состав и названия солей, продолжить обучение определение с.о. элементов и зарядов ионов в сложных соединениях (солях)

Составлять формулы солей, давать названия солям

Парная работа, самостоятельная работа



Таблица растворимости, учебник













24

Кристаллические решетки

30.11



комбинированный

Групповая работа, работа с учебником

Кристаллические решетки: атомная, ионная, молекулярная, металлическая, закон постоянства веществ

Дать понятие о кристаллическом и аморфном состоянии твердых веществ. Познакомить с типами кристаллических решеток, их взаимосвязью с типами химических связей и их влиянием на физические свойства вещества

Знать основные типы кристаллических решеток Характеризовать свойства веществ на основе знаний кристаллического состава веществ

беседа

Диск: модели кристаллических решеток


25

Чистые вещества и смеси

Аварии с выбросом ядовитых веществ

1.12


1

Комбинированный

Работа с учебников, индивидуальная работа, выполнение упражнений, лабораторная работа

Чистое вещество, смеси., дисперсная система

Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ. Раскрыть значение в природе и жизни человека. Познакомить со способами разделения смесей

Уметь характеризовать чистые вещества и смеси, применять полученные знания в повседневной жизни

Беседа, фронтальный опрос

Лабораторное оборудование, химические реактивы.


26,27

Массовая и объемная доля компонентов смеси (раствора)

7.12

8.12


2

Комбинированный

Выполнение практических упражнений

Массовая, объемная доли

На основе сформированного в курсе математики понятия «часть от целого» сформировать универсальное понятие «доля». Отнести понятие «доля» к химическим веществами.

Уметь определять массовую или (и) объемную долю чистого вещества в смеси и (или) растворе

Самостоятельная работа

Таблица Менделеева


28

Приемы обращения с лабораторным оборудованием (Практическая работа №1)

14.12


1

Практическая работа

Работа в группах

Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории

Формировать умение работать с химическим реактивами, лабораторным оборудованием.

Развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Уметь работать с химическим реактивами, лабораторным оборудованием.


Групповая работа, составление отчета

Химическая посуда, спиртовка, штатив, учебник


29

Наблюдение за горящей свечой

(Практическая работа №2)

15.12


1

Практическая работа

Работа в группах

Свеча, спички


30

Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе (Практическая работа №3)

21.12


1

Практическая работа

Работа в группах

Сахар, вода, мерный цилиндр, стакан, весы, стеклянная палочка


31

Контрольная работа №2 по теме «Строение вещества»

22.12


1

Контроль знаний

Выполнение контрольной работы





















\

Изменения , происходящие с веществами (14 часов)


32

Дистилляция, перегонка, выпаривание, фильтрация, возгонка, отстаивание, экзотермические, эндотермические реакции

28.12


1

Объяснение нового материала

Работа с учебником, выполнение лаб. работы

Дистилляция, перегонка, выпаривание, фильтрация, возгонка, отстаивание, экзотермические, эндотермические реакции

Познакомить учащихся со способами разделения смесей и областями применения этих способов в быту и народном

Знать отличие физических и химических явлений, основные способы разделения смесей Уметь распознавать химические и физические явления по внешним признакам

Беседа

видеофрагмент


33

Анализ почвы и воды

(Практическая работа №4)

29.12


1

Практическая работа

Работа в группах


Формировать умение работать с химическим реактивами, лабораторным оборудованием.

Развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Уметь работать с химическим реактивами, лабораторным оборудованием.


Групповая работа, составление отчета

Химические реактивы, химическое оборудование в соответствии с практической работой


34

Химические уравнения


11.01


1

Объяснение нового материала

Индивидуальная работа,

выполнение упражнений

Уравнение реакций, расстановка коэффициентов в соответствии с законом сохранения массы Реакции соединения, разложения, обмена, замещения

Дать понятие о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул

Знать правила составления уравнений реакций, правило подбора коэффициентов типы химических реакций) Составлять уравнения химических реакций, определять тип химической реакции

Выполнение самостоятельной работы

Таблица Менделеева













35,36

Расчеты по химическим уравнениям

12.01

18.01


2

Выполнение упражнений

Индивидуальная работа, выполнение упражнений


Научить восьмиклассников производить расчеты по уравнениям реакций находить количество вещества массу и объем продукта реакции по количеству, массе и объему исходных

веществ

Единицы важнейших величин (количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро масса, объем) Уметь решать задачи по уравнению реакций

Выполнение упражнений в парах, индивидуально



37

Реакции разложения

19.01


1

комбинированный

Индивидуальная работа, выполнение упражнений в минигруппах

Реакции разложения, соединения, замещения, обмена

Продолжить формирование понятие о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул


Знать правила составления уравнений реакций, правило подбора коэффициентов типы химических реакций) Составлять уравнения химических реакций, определять

Выполнение самостоятельной работы, работы в парах

Хим. реактивы и хим. оборудование для демонстрации опытов в соответствии с типом реакции


38

Реакции соединения

25.01


1

комбинированный

Индивидуальная работа, выполнение упражнений в минигруппах


39

Реакции замещения

26.01


1

комбинированный

Индивидуальная работа, выполнение упражнений в минигруппах


40

Реакции обмена

1.02


1

комбинированный

Индивидуальная работа, выполнение упражнений в минигруппах


41

Типы химических реакций на примере свойств воды

2.02


1

комбинированный

Индивидуальная работа, выполнение упражнений в минигруппах


Продолжить развивать знания и умения учащихся по составлению уравнений реакций на основе свойств воды

Знать правила составления уравнений реакций, правило подбора коэффициентов типы химических реакций) Составлять уравнения химических реакций., определять тип химической реакции.

Самостоятельная работа



42

Признаки химических реакций

( Практическая работа №5)

8.02


1

Практическая работа

Работа в группах


Формировать умение работать с химическим реактивами, лабораторным оборудованием.

Развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Уметь работать с химическим реактивами, лабораторным оборудованием.


Групповая работа, составление отчета

Химические реактивы, химическое оборудование в соответствии с практической работой


43

Обобщение по теме «Изменения происходящие с веществами»

9.02


1

комбинированный

Работа у доски.


Подготовка к контрольной работе





44

Контрольная работа №3 по теме «Изменения происходящие с веществами»

15.02


1

Контрольная работа

Выполнение контрольной работы








Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительною – восстановительные реакции (18 часов)


45

Растворение. Растворимость веществ в воде

16.02


1

Объяснение нового материала

Работа у доски, работа с учебником, решение задач

Растворение, растворы , типы растворов: насыщенный, ненасыщенный, перенасыщенный

Познакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессе. Показать зависимость растворимости твердых веществ от температуры. Дать классификацию растворов по признакам растворимости

Характеризовать процесс растворения, типы растворов

Фронтальный опрос

Термометр, вода, химический стакан, соли


46,47

Электролитическая диссоциация. Основные положения ЭДС



22.02

1.03


1

комбинированный

Работа с учебником, работа в парах, выполнение упражнений

Электролит, неэлектролит, степень электролитической диссоциации

Дать понятие о электролитах и неэлектролитах. Рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Познакомить учащихся с понятиями «степень электролитической диссоциации» и классификацией электролитов.

Знать основные понятия по теме Уметь характеризовать кислоты, соли, основания в свете ЭДС

Фронтальный опрос

Таблица растворимости.


48

Ионные уравнения реакций

2.03


1

Комбинированный

Работа с учебником, работа в парах, выполнение упражнений

Полное, краткое ионное уравнение

Сформировать умение учащихся составлять полное, краткое ионное уравнение.

Составлять реакции ионного обмена

Работа в парах, индивидуально

Таблица растворимости.


49

Кислоты их классификация и свойства

15.03


1

комбинированный

Работа с учебником, выполнение упражнений

формировать умение учащихся составлять полные, краткие ионные уравнения, отражающие химические свойства кислот

Составлять реакции ионного обмена

Самостоятельная работа

Таблица растворимости


50

Основания их классификация и свойства

16.03


1

комбинированный

Работа с учебником, выполнение упражнений

формировать умение учащихся составлять полные, краткие ионные уравнения, отражающие химические свойства оснований

Составлять реакции ионного обмена

Самостоятельная работа

Таблица растворимости


51

Оксиды их классификация и свойства

22.03


1

комбинированный

Работа с учебником, выполнение упражнений

формировать умение учащихся составлять полные, краткие ионные уравнения, отражающие химические свойства оксидов

Составлять реакции ионного обмена

Самостоятельная работа

Таблица растворимости


52

Соли их классификация и свойства

23.03


1

комбинированный

Работа с учебником, выполнение упражнений

формировать умение учащихся составлять полные, краткие ионные уравнения, отражающие химические свойства солей

Составлять реакции ионного обмена

Самостоятельная работа

Таблица растворимости


53


Генетическая связь между классами веществ

5.04


1

комбинированный

Работа с учебником, выполнение упражнений

Генетический ряд (полный, неполный)

Дать понятие о генетической связи и генетическом ряде

Знать правила осуществления генетического ряда Уметь составлять уравнения реакция согласно генетическому ряду

Самостоятельная работа



54

,55

Окислительно-0восставновительные реакции

6.04

12.04


2

комбинированный

Работа с учебником, работа в парах, выполнение упражнений

Окислитель, восстановитель, процесс окисления, процесс восстановления

Повторить классификации химических реакций по различным признакам. Познакомить учащихся с новой классификацией химических реакций по признаку изменения с.о. элементов, образующих реагирующие вещества и продуктов реакции, - с ОВР. Научить учащихся уравнивать записи ОВР методом электронного баланса

Уметь характеризовать химические реакции с точки зрения ОВР, расставлять коэффициенты методом электронного баланса

Самостоятельная работа



56

Ионные реакции (Практическая работа №6)

13.04


1

Практическая работа

Работа в группах


Формировать умение работать с химическим реактивами, лабораторным оборудованием.

Развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Уметь работать с химическим реактивами, лабораторным оборудованием.


Групповая работа, составление отчета

Химические реактивы, химическое оборудование в соответствии с практической работой


57

Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца (Практическая работа №7)

19.04


1

Практическая работа

Работа в группах


Формировать умение работать с химическим реактивами, лабораторным оборудованием.

Развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Уметь работать с химическим реактивами, лабораторным оборудованием.


Групповая работа, составление отчета

Химические реактивы, химическое оборудование в соответствии с практической работой


58

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей (Практическая работа №8)

20.04


1

Практическая работа

Работа в группах


Формировать умение работать с химическим реактивами, лабораторным оборудованием.

Развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Уметь работать с химическим реактивами, лабораторным оборудованием.


Групповая работа, составление отчета

Химические реактивы, химическое оборудование в соответствии с практической работой


59

Решение экспериментальных задач

(Практическая работа №9)

26.04


1

Практическая работа

Работа в группах


Формировать умение работать с химическим реактивами, лабораторным оборудованием.

Развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Уметь работать с химическим реактивами, лабораторным оборудованием.


Групповая работа, составление отчета

Химические реактивы, химическое оборудование в

соответствии с практической работой


60,61

Обобщение по теме: «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительною – восстановительные реакции»

27.04

3.04


1

комбинированный

Работа с учебником, работа в парах, выполнение упражнений


Подготовка к контрольной работе





62

Контрольная работа №4 по теме Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительною – восстановительные реакции

4.05


1

Контрольная работа

Выполнение контрольной работы


Контроль знаний





63-64

Портретная галерея великих химиков

10.05

11.05


2

комбинированный

Представление проектов


Знакомство с историями жизни, достижениями в области химии отечественных и зарубежных ученых

Уметь готовить сообщения с использованием дополнительной литературы, Интернет-ресурсов

Индивидуальные выступления

Интернет-ресурсы, учебник, дополнительная литература


65-68

Повторение

17.05

18.05

24.05

25.05


4


Работа с учебником, работа в парах, выполнение упражнений














VI. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса .

  • Сборник нормативных документов Химия (федеральный компонент государственного стандарта), Дрофа 2008 год.

  • Авторская программа курса химии для 8 класса О.С. Габриеляна. Методическое пособие М.Ю. Горковенко, Поурочные разработки по химии, «ВАКО»Москва, 2004 год.

  • Учебник: «Химия 8» Автор: Габриелян О. С. (М.: Дрофа, 2007)

  • А.М. Радецкий «Проверочные работы по химии»-Просвещение 2004г.

  • О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова. «Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы», 2005

  • Поурочные разработки по химии к учебнику О.С. Габриеляна «ВАКО»

  • Журнал: «Химия для школьников»

  • Интернет-ресурсы

  • Медиотека «Неорганическая химия»


VII. Результаты освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплин (модулей) и система их оценки.


Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения химии ученик должен знать/понимать

·         химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

·         важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

·         основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

·         называть: химические элементы, соединения изученных классов;

·         объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

·         характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

·         определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

·         составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

·         обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

·         распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

·         вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         безопасного обращения с веществами и материалами;

·         экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·         оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

·         критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

·         приготовления растворов заданной концентрации.

Оценка устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две – три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащегося основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа



Оценка контрольной работы

Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две – три несущественные ошибки.

Отметка «2»: работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»: работа не выполнена



Оценка умений решать задачи

Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении ошибок нет, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»: отсутствие ответа на задание.



Оценка экспериментальных умений

Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом ТБ, проявлены организационно – трудовые умения.

Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные выводы и наблюдения, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами.

Отметка «3»: работа выполнена правильно, сделан эксперимент не менее чем на половину, но допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ.

Отметка «2»: допущены две и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с веществами.

Отметка «1»: у учащегося отсутствуют экспериментальные умения, работа не выполнена.



4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!