Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
начальная общеобразовательная школа №12
«Принято» на педагогическом совете Протокол №_______ от «___»_____________2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУНОШ №12 _____________ Мысина Н.А. «____»____________2014 г. | «Утверждено» Директор МБОНОШ № 12 Лаврухина Н.А. Приказ № _______ от «___»_____________2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
4 класс А
Образовательная система «Перспектива»
Составила: учитель начальных классов Сазонова С.В.
2014г. | «Рассмотрено» на заседании ШМО Руководитель ШМО __________Сазонова С.В. Протокол №_____от________2014г |
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Стандарты второго поколения), 2010г.; базисного учебного плана на 2014 – 2015 учебный год; примерных программ по учебным предметам, 2010г.; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; планируемых результатов начального общего образования; программы по литературному чтению (автор Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина) образовательной системы «Перспектива».
Данная рабочая программа полностью соответствует авторской и ориентирована
на учащихся 4 класса.
В соответствии с БУП курс литературного чтения изучается в 4 классе по 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов.
Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развивать творческие способности учащихся, приобщать их к духовно-нравственным ценностям.
Основные цели обучения литературному чтению:
Развитие навыков осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
Приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
Введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении.
Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.
Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.
Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:
целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
развивать интерес к литературному творчеству;
духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.
Общие принципы, реализующие указанные цели:
принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
культурно-исторический принцип;
принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Результаты изучения курса
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Распределение материала на учебный год
по по базисному учебному плану фактически
программе будет
выдано
федеральный
компонент
Вводный урок 1ч. 1ч. 1ч.
Книга в мировой культуре
9ч. 2ч. 2ч.
Истоки литературного творчества 20ч. 9ч. 9 ч.
О Родине, о подвигах, о славе
22ч. 10ч. 10ч.
Жить по совести, любя друг друга 22ч. 10ч. 10ч.
Литературная сказка 26ч. 13ч. 13ч.
Великие русские писатели 36ч. 23ч. 22ч.
Итого 136ч. 68ч. 67ч.
Требования к уровню подготовки учащихся
к концу четвертого года обучения
Учащиеся должны знать:
- отличительные особенности произведений различных жанров:сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;
- наизусть 10-12 стихотворений;
-5-6 книг по темам детского чтения.
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 80 слов в минуту;
- читать про себя произведения различных жанров;
- читать текст выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
-выражать своё отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства;
-находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
- находить метафоры и сравнения на примере загадки;
-различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;
-пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
- соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
-составлять план, озаглавливать текст;
-различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;
- пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя. Обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
-выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
-находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
-соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
-находить в произведениях слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;
-пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);
-выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг;
-определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие.
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся
Учебно-методическое обеспечение для учителя
Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. Просвещение,2011.
2. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Л.Ф. Климанова и др.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся
1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Л.Ф. Климанова и др.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013.
Календарно-тематический план
№ урока | Дата проведения урока | Содержание ( тема урока ) | Планируемые результаты |
-
| 02.09 | Вводный урок (1ч) Вводный инструктаж по ОТ и ОТ. ИОТ – 049 – 2003.День знаний. «В здоровой семье здоровый ребёнок». Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названий разделов учебника, какие произведения будут изучаться. |
-
| 05.09 | Книга в мировой культуре (2ч) Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. История книги. Подготовка сообщения на тему. | Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Группировать высказывания по темам. Участвовать в работе группы; отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений |
-
| 09.09 | М.Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. Удивительная находка. Подробный пересказ текста. | Составлять рассказы на тему; свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами. |
-
| 12.09 | Истоки литературного творчества (9ч) Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов, притчи, былины, мифы. Особенности жанра. | Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. |
-
| 16.09 | Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). Притча о сеятеле. Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. | Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч. |
-
| 19.09 | Былины. Особенности былинных текстов. Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. | Выявлять особенности былинного текста. Сравнивать былину со сказочным текстом. |
-
| 23.09 | Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок» | Сравнивать поэтический и прозаический тексты былин. Рассказывать о картине. |
-
| 26.09 | Славянский миф. Особенности мифа. Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского. | Выявлять особенности мифа. Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. |
-
| 30.09 | Сказки о животных. Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии. | Распределять роли; договариваться друг с другом. Составлять сказку по аналогии с данной сказкой. |
-
| 03.10 | Немецкая народная сказка. Три бабочки. Инсценирование. | Распределять роли; договариваться друг с другом. Участвовать в работе группы. |
-
| 07.10 | Царь и кузнец. Шрамы на сердце. Особенности жанра притчи. Характеристика героев и их поступков. | Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Участвовать в работе группы. |
-
| 10.10 | Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. Инсценирование. | Находить необходимый материал для подготовки сценария. Инсценировать произведение. |
-
| 14.10 | О Родине, о подвигах, о славе (10ч.) К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Рассуждать, что такое поступок, подвиг, объяснять смысл этих понятий. |
-
| 17.10 | Н. Языков. Мой друг! Что может быть милей…А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. | Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивать произведения литературы и живописи. |
-
| 21.10 | Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. | Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. |
-
| 24.10 | Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. | Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. |
-
| 31.10 | Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. Работа на выразительностью чтения: ритм стихотворения. | Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. |
-
| 11.11 | А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. Тема, главная мысль произведения. | Читать вслух и про себя. Участвовать в работе группы. |
-
| 14.11 | Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы. | Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии. Участвовать в работе группы. |
-
| 18.11 | С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета. Работа над творческим пересказом. | Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. |
-
| 21.11 | Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография-источник получения информации. | Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. |
-
| 25.11 | Творческий проект на тему «Нам не нужна война». Защита проекта. | Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. На основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
-
| 28.11 | Жить по совести, любя друг друга (10 ч.) А. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. Герои рассказа. | Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли главный герой на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. |
-
| 02.12 | А. Толстой. Детство Никиты. И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему. | Характеризовать героев рассказа; называть их качества, объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на оду и ту же тему. |
-
| 05.12 | А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. | Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. |
-
| 09.12 | А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии. | Составлять текст по аналогии с данным. |
-
| 12.12 | М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. Работа над сжатым пересказом. | Характеризовать героев рассказа; называть их качества, объяснять смысл их поступков. Читать вслух и про себя. |
-
| 16.12 | И. Пивоварова. Смеялись мы-хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей. | Соотносить содержание текста и пословицу. Характеризовать героев рассказа; называть их качества, объяснять смысл их поступков. Участвовать в работе группы. |
-
| 19.12 | Н. Носов. Дневник Коли Синицына. Деление текста на части. Составление плана рассказа. | Выявлять особенности юмористического текста. Участвовать в работе группы. |
-
| 23.12 | Н.Носов. Метро. Особенности юмористического текста. Инсценирование. | Выявлять особенности юмористического текста. Распределять роли; договариваться друг с другом. |
-
| 26.12 | В. Драгунский. …бы. Смысл рассказа. Особенности характера главных героев. | Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. |
-
| 13.01 | Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование. | Выявлять особенности юмористического текста. Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. |
-
| 16.01 | Литературная сказка (13 ч.) Вильгельм и Якоб Гримм- собиратели немецких народных сказок. Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки. | Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. |
-
| 20.01 | Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки. Составление отзыва на книгу. | Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. |
-
| 23.01 | Шарль Перро-собиратель народных сюжетов сказки. Мальчик -с -пальчик. Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки. | Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. |
-
| 27.01 | Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги. | Представлять книгу в группе; давать ей оценку. |
-
| 30.01 | Шарль Перро. Спящая красавица. Работа над словесным портретом главного героя. | Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. |
-
| 03.02 | Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой. | Сравнивать сказки разных писателей. Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. |
-
| 06.02 | Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки. Работа над составлением плана сказки. | Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. |
-
| 10.02 | Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Работа над подробным пересказом сказки по плану. Отзыв на книгу. | Выполнять пересказ с опорой на план. Писать отзыв на книгу. Формировать эстетические чувства. |
-
| 13.02 | Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. | Формировать эстетические чувства. Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. |
-
| 17.02 | Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки. | Формировать эстетические чувства. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. |
-
| 20.02 | Г.-Х.Андерсен. Чайник. Смысл сказки. Создание сказки по аналогии. | Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. |
-
| 24.02 | С. Аксаков. Аленький цветочек. Тема, главная мысль произведения. | Формировать эстетические чувства. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. |
-
| 27.02 | С. Аксаков. Аленький цветочек. Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок. | Сравнивать сказки разных писателей. Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. |
-
| 03.03 | Великие русские писатели-(23 ч.) Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. | Называть изученные произведения А.с. Пушкина. Читать наизусть понравившиеся произведения. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. |
-
| 06.03 | Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Особенность литературной сказки. Сравнение с народной сказкой. | Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравнивать сюжет народной и литературной сказки. |
-
| 10.03 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои сказки. Волшебные предметы в сказке. | Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. |
-
| 13.03 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Деление сказки на части. Составление плана. | Составлять план сказки. Выделять главную мысль. Аргументировать собственную точку зрения. |
-
| 17.03 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Работа над подробным пересказом сказки по плану. | Пересказывать текст с опорой на план. Формировать эстетические чувства. |
-
| 20.03 | А.С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведения живописи и литературы. | Выбирать стихи для выразительного чтения. Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. |
-
| 03.04 | А. С. Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразительности для создания образа весны. | Выбирать стихи для выразительного чтения. Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. |
-
| 07.04 | Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куиджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы. | Читать вслух и про себя. Сравнивать произведения живописи и литературы |
-
| 10.04 | И.Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы. | Читать вслух и про себя. Сравнивать произведения живописи и литературы |
-
| 14.04 | Устное сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон. | Составлять рассказ по картине |
-
| 17.04 | М. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове. М. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В.Брюсова. Сравнение текстов. | Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. |
-
| 21.04 | М. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы. | Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Сравнивать произведения живописи и литературы. |
-
| 24.04 | М. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни. | Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. |
-
| 28.04 | М. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов. | Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. |
-
| 05.05 | Л. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом. Л.Толстой. Маman (Из повести «Детство»). Герои рассказа. | Задавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов. |
-
| 08.05 | И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. И. Никитин. Когда закат прощальными лучами…И. Левитан. Тишина. Сравнение произведения живописи и литературы. | Задавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Сравнивать произведения живописи и литературы. |
-
| 12.05 | И. Никитин. Гаснет вечер, даль синеет… Подготовка вопросов к стихотворению. | Задавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. |
-
| 15.05 | И. Бунин. Ещё холодно и сыро. Работа над средствами художественной выразительности. | Задавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. |
-
| 19.05 | Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом. | Задавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. |
-
| 22.05 | Л. Толстой. Был русский князь Олег. Тема, главная мысль произведения. Басни Л.Толстого. особенности жанра басни. | Характеризовать героев произведения; называть качества героев произведения. Давать нравственную оценку героям и их поступкам. |
-
| 26.05 | Л. Толстой. Петя Ростов. Характеристика главных героев и их поступков. | Характеризовать героев произведения; называть качества героев произведения. Участвовать в работе группы. |
-
| 29.05 | И. Крылов. Ворона и Лисица. Особенности жанра басни. Инсценирование. Урок – путешествие по стране Литературии. | Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. |
11