ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»
Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20
сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19
электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26
«Утверждаю» Директор школы
___________ /Курмышова О. А./ «______»____________2015 г. | | | | «Согласовано» Заместитель директора по содержанию ________/Гармаш В.Ю./ |
Рабочая программа
по литературному чтению в 3 классе
учителя начальных классов
Пинаевой Валентины Николаевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 27. 08. 2015
Москва
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана на основе:
Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;
Программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2012;
Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., – М.: Просвещение, 2013;
Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средство самообразования.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:
— развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
— обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
— введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:
целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
развивать интерес к литературному творчеству;
духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.
Содержание программы включает следующие разделы:
Раздел 1: Круг детского чтения. Тематика
1. Вводный раздел. «Большие и маленькие секреты страны Литературии»; «Книга — окно в новый неведомый мир» (М. Горький).
2. Жанровый блок. Устное народное творчество: малые фольклорные жанры; волшебные и бытовые сказки.
Литературные произведения: литературные сказки русских и зарубежных писателей; рассказы писателей-классиков и современных писателей России; басни, пьесы-сказки, повести; страницы поэзии (произведения отечественных и зарубежных поэтов); научно-познавательные литературные произведения; мифы Древней Греции; рассказы из Священной истории; по страницам детских журналов (старинных и современных).
Литература — искусство слова. «Тропа» к А. Пушкину, Л. Толстому, И. Крылову. Круг произведений писателей-классиков, небольшой справочный материал о жизни писателей, их произведениях.
3. Тематический блок. Произведения, посвященные Родине, ее прошлому и настоящему. Нравственно-этические темы о детях, друзьях-товарищах, семье, окружающем мире, о взаимоотношениях и общении людей. Юмористические стихи и рассказы.
Сравнение художественных и научно-познавательных текстов с единой тематикой.
Раздел 2: Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
1. Развитие навыка чтения.
— Способ чтения: беглое чтение целыми словами.
— Увеличение «поля» чтения за счет интонационного объединения слов в словосочетания и фразы.
— Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
— Качества навыка чтения: сознательное, правильное чтение с ускорением темпа чтения до 70—80 слов в минуту; развитие умения читать выразительно, соблюдая интонацию конца предложений, делая паузы на месте, отмеченном знаком препинания. Умение передать при чтении свое отношение к содержанию читаемого.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
— Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования.
— Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание их.
— Составление плана прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста.
— Краткий пересказ текста с опорой на план (с помощью учителя).
— Нахождение предложений, выражающих главную мысль. Умение соотносить главную мысль с пословицей.
— Составление рассказов на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.
3. Воспитание культуры речи и чтения.
— Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно его слушать, т. е. анализировать речь, улавливать ее смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения.
— Формирование выразительности речи и чтения: выбор интонации (тона, темпа речи и чтения, логического ударения и пауз) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения: что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т. д.; умение прочитать один и тот же текст с различным подтекстом: восхищением, удивлением и т. д. (с помощью учителя).
— Формирование потребности в чтении книг по рекомендованному списку; умения давать оценку прочитанному.
— Ориентировка в учебной книге: умение самостоятельно находить произведение в книге, пользуясь оглавлением; соотносить тематические разделы книги с темой отдельных текстов; самостоятельно пользоваться вопросами и заданиями при анализе текста.
Раздел 3: Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром.
1. Опыт эстетического восприятия мира на основе наблюдений.
— Сопоставление, сравнение своих наблюдений и впечатлений с теми, которые отражены в произведениях разных видов искусства.
— Формирование способности эстетически воспринимать театральные представления; составление рассказов с элементами описания на основе увиденного.
— Развитие умения находить темы для обобщения размышления о том, что прочитал ребенок в художественных произведениях, увидел в спектаклях, на картинах.
2. Слушание художественных произведений.
— Слушание литературных произведений в исполнении одноклассников, умение эмоционально откликаться на услышанное.
— Восприятие чтения одного и того же произведения разными исполнителями, сравнение, сопоставление, отбор наиболее удачных вариантов исполнения. Стимулирование творческой активности детей.
— Приобщение школьников к миру поэзии, наблюдение за мелодией стиха, звукописью, звукоподражанием.
— Заучивание стихотворений и отрывков из прозаических текстов (по выбору).
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.
— Побуждение детей к самостоятельному перечитыванию произведений. Формирование умения внимательно относиться к авторскому слову.
— Наблюдение за мастерством автора, его умением выбирать слова и выражения для описания места действия, характеристики событий и героев.
— Размышления над мотивами поступков персонажей, сравнение героев, нахождение слов и выражений для их характеристики.
— Формирование умения давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки.
— Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, жестов и мимикой персонажей.
— Умение обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку.
— Наблюдение за средствами художественной выразительности в поэтических текстах, нахождение сравнений, олицетворений, эпитетов, метафор (без терминов).
— Формирование умения воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения.
— Развитие умения отбирать из словесной ткани произведения отдельные детали и объединять их для создания целостного художественного образа.
— Формирование умения сопоставлять произведения разных видов искусств (словесного, музыкального, изобразительного) по теме, по настроению и главной мысли.
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
— Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
—Практическое различение фольклорных жанров: загадка, пословица, небылица, считалочка. Составление (придумывание) загадок и считалок.
— Различение жанров литературных произведений: рассказы, сказки, стихотворения.
— Умение самостоятельно подобрать пословицы к прочитанному произведению, соотнести их с темой или главной мыслью.
— Развитие умения сопоставлять два ряда представлений о природе — реальных и словесных, образных, выраженных тем или иным автором в своем стихотворении.
— Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций с переменой ролей их участников: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссера, художника, автора текста.
— Развитие умения выделять отличительные признаки сказки: волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца.
— Умение выделять характерные элементы басни как вымышленного рассказа (вымышленные персонажи, олицетворение, нравоучение — мораль).
— Умение составлять рассказы в стиле определенного писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере и т. д.).
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Планируемые результаты по итогам обучения в 3 классе
Личностные результаты
В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 3 класса у ребенка будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;
умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
умения осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг;
умения понимать, что для меня значит «моя родина».
Метапредметные результаты
Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;
корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
умения находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
умения пользоваться справочной и энциклопедической литературой.
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
строить понятные для партнера (собеседника) высказывания;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования умения:
участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
готовить самостоятельно проекты;
создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Предметные результаты
Результатом формирования предметных умений будут являться следующие умения:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
Результатом формирования предметных умений будут являться следующие умения:
составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
самостоятельно составлять аннотацию;
самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
пользоваться алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
Результатом формирования предметных умений будут являться следующие умения:
сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
выявлять особенности героя художественного рассказа;
выявить особенности юмористического произведения;
определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования умения:
определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;
сравнивать былину и сказочный текст;
сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
определять ритм стихотворения.
Результатом формирования предметных умений будут являться следующие умения:
выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
составлять самостоятельно тексты разных жанров;
писать отзыв на книгу.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования умения:
выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, репродукций картин художников, серии иллюстраций, личного опыта.
Календарно - тематическое планирование (136 часов)
Ι четверть (36 часов)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
1 | | Книги — мои друзья (4 часа) Книги, прочитанные летом. |
1 |
2 | | Книги Древней Руси. Книга — к мудрости ступенька. | 1 |
3 | | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 |
4 | | Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. | 1 |
5 | | Жизнь дана на добрые дела (18 часов) «Жизнь дана на добрые дела» (знакомство с разделом). |
1 |
6,7 | | Владимир Даль — собиратель народной мудрости. Пословицы и поговорки русского народа. |
2 |
8 | | Мы идём в музей. Экскурсия в музей книги при Государственной библиотеке им. Ленина. |
1 |
9 | | Н. Носов «Огурцы». | 1 |
10 | | Н. Носов «Огурцы». Характеристика героя. Создание рассказа по аналогии. | 1 |
11 | | Н. Носов «Огурцы». Характеристика героя. Создание рассказа по аналогии. | 1 |
12-13 | | М. Зощенко «Не надо врать». | 2 |
14-15 | | Л. Каминский «Сочинение». Отзыв на книгу. | 2 |
16 | | Надо любить и жалеть людей.... М. Зощенко «Через тридцать лет». | 1 |
17 | | Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. | 1 |
18 | | Самостоятельное чтение. Н.Носов «Трудная задача». | 1 |
19 | | Семейное чтение. Притчи. | 1 |
20 | | Наш театр. В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано...». | 1 |
21 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщающий урок). | 1 |
22 | | Проверочная работа. | 1 |
23 | | Волшебные сказки (14 часов) Волшебные сказки. Урок работы с книгой. Герои волшебной сказки. Экскурсия в Третьяковскую галерею «Мир сказки и мечты». |
1 |
24-25 | | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки. Характеристика героя. | 2 |
26 | | В.Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке». Сочинение по картине. | 1 |
27-28 | | Русская народная сказка «Летучий корабль». Особенности вол волшебной сказки. Характеристика героя. | 2 |
29 | | Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки. | 1 |
30-31 | | Самостоятельное чтение. Русская сказка «Морозко». Характеристика героев. Пересказ. | 2 |
32-33 | | Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка». Смысл сказки. Пересказ. | 2 |
34 | | Наш театр. Русская народная сказка «По щучьему велению». | 1 |
35 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщающий урок). | 1 |
36 | | Проверочная работа. | 1 |
ІІ четверть (28 часов)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
37 | | Люби всё живое (20 часов) Введение в содержание раздела. |
1 |
38 | | Сравнение художественной и научно-познавательной литературы. | 1 |
39-40 | | Герой художественного и научно-популярного текста. К. Паустовский «Барсучий нос»; текст «Барсук» из справочника. | 2 |
41 | | В. Берестов «Кошкин щенок». Особенности юмористического текста. | 1 |
42 | | Б. Заходер «Вредный кот». Смысл названия стихотворения. | 1 |
43-44 | | В. Бианки «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке. Создание текста по аналогии. | 2 |
45 | | О. Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста. | 1 |
46 | | «Пусть летают бегемоты...». Творчество Тима Собакина. | 1 |
47 | | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | 1 |
48 | | Периодическая печать. Журналы для детей. | 1 |
49-50 | | Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Характеристика героя. | 2 |
51-52 | | Семейное чтение. Н. Носов «Карасик». | 2 |
53 | | Наш театр. М. Горький «Воробьишко». | 1 |
54 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщающий урок). | 1 |
55 | | Урок-конференция «Земля – наш дом родной». | 1 |
56 | | Проверочная работа. | 1 |
57 | | Картины русской природы (12 часов) Введение в содержание раздела. |
1 |
58 | | И. Шишкин «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине. | 1 |
59 | | Н. Некрасов «Славная осень!...» Средства художественной выразительности: сравнение. | 1 |
60 | | М. Пришвин «Осинкам холодно». Приём олицетворения. | 1 |
61 | | Ф. Тютчев «Листья». Контраст как средство создания образа. | 1 |
62 | | А. Фет «Осень». Настроение стихотворения. | 1 |
63 | | И. Бунин «Первый снег». В. Поленов «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 |
64 | | Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников. | 1 |
ІІІ четверть (44 часа)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
65 | | Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки. | 1 |
66 | | К. Паустовский «В саду уже поселилась осень…» Краски осени. | 1 |
67 | | Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов «Парк». А. Саврасов «Зима». | 1 |
68 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщающий урок). | 1 |
69 | | Великие русские писатели (30 часов) Введение в содержание раздела. |
1 |
70 | | Великие русские писатели. В. Берестов об А. С. Пушкине. Экскурсия в Государственный Пушкинский музей «Здесь чудеса!» | 1 |
71 | | А. С. Пушкин «Зимнее утро». Картины зимней природы. | 1 |
72 | | И. Грабарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 |
73 | | А. С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. | 1 |
74 | | Ю. Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой». | 1 |
75 | | А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» | 1 |
76 | | В. Суриков «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине. | 1 |
77-82 | | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». | 6 |
83 | | Урок-КВН по сказкам А. С. Пушкина. | 1 |
84 | | И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина. | 1 |
85 | | «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь...». Викторина по басням И. Крылова. | 1 |
86 | | И. А. Крылов «Слон и Моська». Особенности структуры басни. | 1 |
87 | | И. А. Крылов «Чиж и Голубь». Особенности структуры басни. | 1 |
88 | | Великие русские писатели. Л. Н. Толстой. | 1 |
89 | | Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Быль. | 1 |
90 | | Л. Н. Толстой «Лебеди». Составление плана. | 1 |
91 | | Л. Н. Толстой «Акула». Составление плана. | 1 |
92 | | Мастерская писателя. Редактируем и корректируем текст. | 1 |
93 | | Самостоятельное чтение. Л. Н. Толстой «Волга и Вазуза». | 1 |
94 | | Л. Н. Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра. | 1 |
95 | | Наш театр. И. Крылов «Квартет». | 1 |
96 | | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщающий урок). | 1 |
97 | | Литературный праздник. | 1 |
98 | | Контрольная работа. | 1 |
99 | | Литературная сказка (18 часов) Введение в содержание раздела. |
1 |
100 | | В. Даль «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой. | 1 |
101-102 | | В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой. | 2 |
103-104 | | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» | 2 |
105 | | Переводная литература для детей. | 1 |
106 | | Б. Заходер «Винни-Пух» (предисловие). Особенности переводной литературы. | 1 |
107-108 | | Р. Киплинг «Маугли». Особенности переводной литературы. | 2 |
ІV четверть (28 часов)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
109-110 | | Дж. Родари «Волшебный барабан». | 2 |
111 | | «Мы идём в библиотеку». Литературные сказки. | 1 |
112 | | Самостоятельное чтение. Т. Собакин «Лунная сказка». | 1 |
113 | | Семейное чтение. Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе». | 1 |
114 | | Наш театр. С. Михалков «Упрямый козлёнок». | 1 |
115 | | «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок. | 1 |
116 | | Проверочная работа. | 1 |
117 | | Картины родной природы (20 часов) Введение в содержание раздела. |
1 |
118 | | Б. Заходер «Что такое стихи?». Особенности поэтического жанра. | 1 |
119 | | И. Соколов-Микитов «Март в лесу». Лирическая зарисовка. | 1 |
120 | | Устное сочинение на тему «Мелодия весеннего леса». | 1 |
121 | | А. Майков «Весна». Е. Волков «В конце зимы». В. Пурвит «Последний снег». | 1 |
122 | | С. Есенин «Сыплет черёмуха снегом…». В. Борисов-Мусатов «Весна». Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 |
123 | | С. Есенин «С добрым утром». | 1 |
124 | | Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукописи. | 1 |
125 | | А. Васнецов «После дождя». И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений живописи. | 1 |
126 | | О. Высотская «Одуванчик». З. Александрова «Одуванчик». Сравнение образов. | 1 |
127 | | М. Пришвин «Золотой луг». Сравнительный анализ прозаического и поэтического текстов. | 1 |
128 | | А. Толстой «Колокольчики мои...». | 1 |
129 | | Саша Чёрный «Летом». А. Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 |
130 | | Ф. Тютчев «В небе тают облака…». А. Саврасов «Сосновый бор на берегу реки». | 1 |
131 | | «Мы идём в библиотеку». Сборники произведений о природе. | 1 |
132 | | Самостоятельное чтение. Г. Юдин «Поэты». | 1 |
133 | | Я. Аким «Как я написал своё первое стихотворение». | 1 |
134 | | Итоговая контрольная работа. | 1 |
135 | | Брейн - ринг (обобщающий урок). | 1 |
136 | | «Праздник читательских удовольствий». | 1 |
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./Л.Ф. Климанова и др.; РАН, РАО, изд-во «Просвещение». – М.: «Просвещение», 2012. Т.Ю.Коти. Литературное чтение. Творческая тетрадь./Л.Ф. Климанова и др.; РАН, РАО, изд-во «Просвещение». – М.: «Просвещение», 2014. | Уроки чтения. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.В. Бойкина; РАН, РАО, изд-во «Просвещение». – М.: «Просвещение», 2012. |