Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ № __
авторской программы начального общего образования Э.Э.Кац
«Обучение в 4-м классе по учебнику «Литературное чтение»» (УМК «Планета Знаний»/ «Издательство Астрель», 2014г.).
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №___ на изучение предмета «Литературное
чтение» в 4-м классе выделяется 105 часов (3 часов в неделю, 35 учебных недель).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных,, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
способность к самооценке;
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
познавательная мотивация учения;
Учащиеся получат возможность для формирования:
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
Предметные результаты
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;
читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
различать последовательность событий и последовательность их изложения;
выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
читать по ролям художественное произведение;
создавать текст на основе плана;
придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
создавать иллюстрации к произведениям;
создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
различать жанры, преимущественно путём сравнения ( сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащиеся научатся:
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
владеть диалогической формой речи;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Содержание учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» - 105ч. (3ч. в неделю) из них
2 ч. для проведения проектной деятельности.
Круг чтения
Мифы (7 ч)
Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.
Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».
Народные сказки (10 ч)
Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».
Былины (9 ч)
«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».
Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».
Авторские сказки (13 ч)
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».
Басни (6 ч)
И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».
Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский «Дуб и деревца».
Слово о родной земле (10 ч)
Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».
О прошлом Родины (7 ч)
«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».
Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».
Прошла по земле война (5 ч)
А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».
Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».
О добре и красоте (13 ч)
А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».
Мир детства (16 ч)
Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».
Удивительные приключения (9 ч)
Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).
Навыки и культура чтения
Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание прочитанного. Скорость чтения вслух — примерно 90 слов в минуту; осознанного, продуктивного чтения про себя — примерно 120 слов.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям. Закрепление умения определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова в тексте.
Развитие умения различать последовательность событий и последовательность их изложения.
Формирование умения выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений.
Формирование умения выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения.
Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.
Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета.
Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего.
Формирование умения писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче.
Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов.
Литературоведческая пропедевтика
Закрепление и развитие на новом литературном материале знаний, полученных в 3 классе.
Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной.
Знакомство с выразительными средствами языка: гиперболой, повтором.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» - 105 ч. (3 ч. в неделю) из них
2 часа для проведения проектной деятельности.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Раздел. Тема урока | Количество часов |
Мифы. | 7 |
Часть.1 Мифы | 1 |
Шумерские мифы «Подвиги бога Нинурты». | 1 |
Древнегреческие мифы «Нарцисс и Эхо». | 1 |
Внеклассное чтение №1. Мифы Древней Греции. | 1 |
Работа с научно-популярной статьей № 1 «Восточные славяне в сочинениях византийцев». | 1 |
Славянские мифы. Колыбельная песня. | 1 |
Поэтические приемы, пришедшие из мифов. А. В. Кольцов «Урожай». | 1 |
Народные сказки. | 10 |
Народные сказки. | 1 |
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». | 2 |
Русская сказка «Находчивый солдат». | 1 |
Русская сказка «Мужик и царь». | 1 |
Армянская сказка «Портной и царь» | 1 |
Итальянская сказка «Кола- Рыба». | 2 |
Работа с научно-популярными текстами №2 «Землетресение». | 1 |
Внеклассное чтение №2. Сказки народов мира. | 1 |
Былины. | 9 |
Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал». | 2 |
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 3 |
Работа с научно-популярной статьей №3. Княжение Владимира Святого. | 1 |
А. К. Толстой. «Илья Муромец». | 1 |
Внеклассное чтение №3. Былины о русских богатырях. | 1 |
Картинная галерея: В. М. Васнецов. «Богатыри». | 1 |
Авторские сказки | 13 |
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». | 4 |
Внеклассное чтение №4. Сказки В. Гауфа. | 1 |
Н. С. Гумилев. «Маркиз де Карабас». | 1 |
Карел Чапек. «Случай с русалками». | 1 |
Внеклассное чтение №5. О. Кургузов «Телевизионные макароны» | 1 |
Часть.2 Д. Р. Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави». | 3 |
Картинная галерея: М.А.Врубель «Царевна-Лебедь» | 1 |
Проект по теме: «Авторские сказки» | 1 |
Басни. | 6 |
И. А. Крылов. «Трудолюбивый Медведь». | 1 |
Эзоп. «Ворон и Лисица». | 1 |
И. А. Крылов. «Ворона и Лисица». | 1 |
Работа с научно-популярной статьей №4. «Кумушка лиса» | 1 |
И. А. Крылов. «Любопытный». | 1 |
Внеклассное чтение №6. И.А.Крылов. Басни. | 1 |
Слово о родной земле. | 10 |
М. Яковлев. «Мама» (глава из повести «Моя Родина»). | 1 |
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». | 1 |
Работа с научно-популярной статьей №5. «Ландыш» | 1 |
С. Есенин. «С добрым утром!» | 1 |
Внеклассное чтение № 7 Стихотворения С. Есенина | 1 |
М. Пришвин. «Моя Родина». | 1 |
Работа с научно-популярной статьей №6 «Валдайский национальный парк» | 1 |
И. Северянин. «Запевка». | 1 |
И. С. Никитин. «Русь». | 1 |
Внеклассное чтение № 8 Любимые стихотворения. | 1 |
О прошлом Родины. | 7 |
«Повесть временных лет». А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». | 3 |
Народные исторические песни. «Сборы польского короля на Русь». | 1 |
К. Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». | 2 |
Картинная галерея: В. В. Маторин. «Дмитрий Донской». Ф. Н. Глинка.«Москва». | 1 |
Прошла по земле война. | 5 |
А. Ахматова. «Мужество». | 1 |
Б. Полевой. «Последний день Матвея Кузьмина». | 2 |
А.Твардовский. «Рассказ танкиста». | 1 |
Внеклассное чтение № 9 Стихотворения, посвящённые Великой Отечественной войне. | 1 |
О добре и красоте . | 13 |
А. А. Фет. «На рассвете». | 1 |
И. А.Бунин. «Густой зеленый ельник у дороги…». | 1 |
Н. А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Саша». | 1 |
Часть.3 К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». | 2 |
А. Н. Майков. «Мать». | 1 |
Х.-К. Андерсен. «Соловей». | 2 |
Работа с научно-популярной статьей № 7. «Соловьи» | 1 |
Внеклассное чтение № 10 Г.Х. Андерсен. Снежная королева. | 1 |
А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». | 1 |
Картинная галерея: И. И. Шишкин. «Рожь». Внеклассное чтение № 11 А. Блок. «Летний вечер». | 1 |
Проект по теме: «Моя Родина» | 1 |
Мир детства. | 16 |
Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». | 2 |
Внеклассное чтение №12. Произведения русских поэтов о детях. | 1 |
Л. Н. Толстой. «Мама», «Детство». | 2 |
И. А. Бунин. «Детство». | 1 |
М. Твен. «Великолепный маляр» (из книги «Приключения Тома Сойера»). | 2 |
Внеклассное чтение №13. М.Твен. Приключения Тома Сойера. | 1 |
В. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой». | 2 |
М. И. Цветаева. «Наши царства». | 1 |
Р. Л. Стивенсон. «Страна кровати». | 1 |
А. П. Чехов. «Мальчики». | 2 |
Работа с научно-популярной статьей №8. Н. Пржевальский | 1 |
Удивительные приключения. | 9 |
Р. Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» | 2 |
Д. Свифт. «Путешествие в Гулливера». | 2 |
Внеклассное чтение №14. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» | 1 |
Внеклассное чтение №15. Мои любимые книги. | 1 |
Комплексное повторение. | 1 |
Урок – викторина по прочитанным произведениям. | 1 |
Повторение. Наш конкурс. | 1 |
График проведения проектной деятельности.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | |
1 | Проектная деятельность по теме «Авторские сказки» | 1 | 07.12 | |
2 | Проектная деятельность по теме «Моя Родина». | 1 | 11.04 | |
12