СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "УМК Планета Знаний" 2016-17 уч.год (3 часа в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ № __

  • авторской программы начального общего образования Э.Э.Кац

«Обучение в 4-м классе по учебнику «Литературное чтение»» (УМК «Планета Знаний»/ «Издательство Астрель», 2014г.).


Описание места учебного предмета в учебном плане:

Согласно учебному плану МБОУ СОШ №___ на изучение предмета «Литературное

чтение» в 4-м классе выделяется 105 часов (3 часов в неделю, 35 учебных недель).



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных,, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • способность к самооценке;

  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

  • познавательная мотивация учения;

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

  • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

  • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

Предметные результаты

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;

  • читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

  • различать последовательность событий и последовательность их изложения;

  • выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

  • пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;

  • обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

  • составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

  • соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

  • высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

  • высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

  • создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;

  • создавать текст на основе плана;

  • придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

  • писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

  • участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

  • создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

  • создавать иллюстрации к произведениям;

  • создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

  • определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;

  • выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

  • вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

  • определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

  • различать жанры, преимущественно путём сравнения ( сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);

  • находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;

  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

  • сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

  • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

  • владеть диалогической формой речи;

  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.





Содержание учебного предмета.


Содержание учебного предмета «Литературное чтение» - 105ч. (3ч. в неделю) из них

2 ч. для проведения проектной деятельности.



Круг чтения

Мифы (7 ч)

Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.

Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».

Народные сказки (10 ч)

Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».

Былины (9 ч)

«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».

Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».

Авторские сказки (13 ч)

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».

Басни (6 ч)

И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».

Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский «Дуб и деревца».

Слово о родной земле (10 ч)

Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».

О прошлом Родины (7 ч)

«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».

Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».

Прошла по земле война (5 ч)

А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».

Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».

О добре и красоте (13 ч)

А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».

Мир детства (16 ч)

Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».

Удивительные приключения (9 ч)

Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).

Навыки и культура чтения

Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание прочитанного. Скорость чтения вслух — примерно 90 слов в минуту; осознанного, продуктивного чтения про себя — примерно 120 слов.

Работа с текстом и книгой

Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям. Закрепление умения определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами.

Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова в тексте.

Развитие умения различать последовательность событий и последовательность их изложения.

Формирование умения выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений.

Формирование умения выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения.

Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.

Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета.

Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего.

Формирование умения писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче.

Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов.

Литературоведческая пропедевтика

Закрепление и развитие на новом литературном материале знаний, полученных в 3 классе.

Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной.

Знакомство с выразительными средствами языка: гиперболой, повтором.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» - 105 ч. (3 ч. в неделю) из них

2 часа для проведения проектной деятельности.



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы



Раздел.

Тема урока

Количество часов

Мифы.

7

Часть.1 Мифы

1

Шумерские мифы «Подвиги бога Нинурты».

1

Древнегреческие мифы «Нарцисс и Эхо».

1

Внеклассное чтение №1. Мифы Древней Греции.

1

Работа с научно-популярной статьей № 1

«Восточные славяне в сочинениях византийцев».

1

Славянские мифы. Колыбельная песня.

1

Поэтические приемы, пришедшие из мифов. А. В. Кольцов «Урожай».

1

Народные сказки.

10

Народные сказки.

1

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

2

Русская сказка «Находчивый солдат».

1

Русская сказка «Мужик и царь».

1

Армянская сказка «Портной и царь»

1

Итальянская сказка «Кола- Рыба».

2

Работа с научно-популярными текстами №2 «Землетресение».

1

Внеклассное чтение №2. Сказки народов мира.

1

Былины.

9

Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал».

2

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

3

Работа с научно-популярной статьей №3. Княжение Владимира Святого.

1

А. К. Толстой. «Илья Муромец».

1

Внеклассное чтение №3. Былины о русских богатырях.

1

Картинная галерея: В. М. Васнецов. «Богатыри».

1

Авторские сказки

13

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».

4

Внеклассное чтение №4. Сказки В. Гауфа.

1

Н. С. Гумилев. «Маркиз де Карабас».

1

Карел Чапек. «Случай с русалками».

1

Внеклассное чтение №5. О. Кургузов «Телевизионные макароны»

1

Часть.2 Д. Р. Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави».

3

Картинная галерея: М.А.Врубель «Царевна-Лебедь»

1

Проект по теме: «Авторские сказки»

1

Басни.

6

И. А. Крылов. «Трудолюбивый Медведь».

1

Эзоп. «Ворон и Лисица».

1

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица».

1

Работа с научно-популярной статьей №4. «Кумушка лиса»

1

И. А. Крылов. «Любопытный».

1

Внеклассное чтение №6. И.А.Крылов. Басни.

1

Слово о родной земле.

10

М. Яковлев. «Мама» (глава из повести «Моя Родина»).

1

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива».

1

Работа с научно-популярной статьей №5. «Ландыш»

1

С. Есенин. «С добрым утром!»

1

Внеклассное чтение № 7 Стихотворения С. Есенина

1

М. Пришвин. «Моя Родина».

1

Работа с научно-популярной статьей №6 «Валдайский национальный парк»

1

И. Северянин. «Запевка».

1

И. С. Никитин. «Русь».

1

Внеклассное чтение № 8 Любимые стихотворения.

1

О прошлом Родины.

7

«Повесть временных лет». А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

3

Народные исторические песни. «Сборы польского короля на Русь».

1

К. Ф. Рылеев. «Иван Сусанин».

2

Картинная галерея: В. В. Маторин. «Дмитрий Донской».

Ф. Н. Глинка.«Москва».

1

Прошла по земле война.

5

А. Ахматова. «Мужество».

1

Б. Полевой. «Последний день Матвея Кузьмина».

2

А.Твардовский. «Рассказ танкиста».

1

Внеклассное чтение № 9

Стихотворения, посвящённые Великой Отечественной войне.

1

О добре и красоте .

13

А. А. Фет. «На рассвете».

1

И. А.Бунин. «Густой зеленый ельник у дороги…».

1

Н. А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Саша».

1

Часть.3 К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

2

А. Н. Майков. «Мать».

1

Х.-К. Андерсен. «Соловей».

2

Работа с научно-популярной статьей № 7. «Соловьи»

1

Внеклассное чтение № 10 Г.Х. Андерсен. Снежная королева.

1

А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…».

1

Картинная галерея: И. И. Шишкин. «Рожь».

Внеклассное чтение № 11 А. Блок. «Летний вечер».

1

Проект по теме: «Моя Родина»

1

Мир детства.

16

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети».

2

Внеклассное чтение №12. Произведения русских поэтов о детях.

1

Л. Н. Толстой. «Мама», «Детство».

2

И. А. Бунин. «Детство».

1

М. Твен. «Великолепный маляр» (из книги «Приключения Тома Сойера»).

2

Внеклассное чтение №13. М.Твен. Приключения Тома Сойера.

1

В. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».

2

М. И. Цветаева. «Наши царства».

1

Р. Л. Стивенсон. «Страна кровати».

1

А. П. Чехов. «Мальчики».

2

Работа с научно-популярной статьей №8. Н. Пржевальский

1

Удивительные приключения.

9

Р. Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»

2

Д. Свифт. «Путешествие в Гулливера».

2

Внеклассное чтение №14. Т. Крюкова «Хрустальный ключ»

1

Внеклассное чтение №15. Мои любимые книги.

1

Комплексное повторение.

1

Урок – викторина по прочитанным произведениям.

1

Повторение. Наш конкурс.

1




График проведения проектной деятельности.


Тема

Кол-во часов

Дата проведения

по плану


1

Проектная деятельность по теме

«Авторские сказки»

1

07.12


2

Проектная деятельность по теме

«Моя Родина».

1

11.04











































12


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!